Нужно ли направлять претензию виновнику дтп перед обращением в суд

Обновлено: 17.05.2024

Если у виновной в ДТП стороны нет страховки, потерпевшему придется требовать возмещения вреда непосредственно с виновника ДТП. Если решить вопрос о возмещении на месте не получилось, заявлять о своих требованиях придется в претензионном порядке. О том, как составить досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО, расскажем в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Что делать, если Вы попали в ДТП

При попадании в ДТП следует придерживаться следующего алгоритма действий:

Что такое претензия и как ее оформить

Претензия – официальный письменный документ, в котором одна сторона правоотношений направляет свои требования другой стороне. В нашем случае пострадавшая в ДТП сторона заявляет виновнику ДТП требование о возмещении нанесенного вреда. Что же дает такая претензия?

  • В претензии указывается сумма требования и срок его исполнения, обязательный для должника.
  • Письменная претензия показывает серьезность намерений ее составителя и увеличивает шанс решить спор без обращения в суд.
  • Хотя претензия к виновнику ДТП как досудебный порядок урегулирования спора необязательна, в суде она дает преимущество истцу.
  • Если машина виновника принадлежит юридическому лицу, подача претензии является обязательной по закону.

Порядок проведения экспертизы

Перед составлением претензии нужно осуществить еще один важный шаг: провести экспертизу полученных автомобилем повреждений. Правильность экспертного заключения имеет определяющее значение при возмещении вреда при ДТП, поэтому важно организовать экспертизу в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

  1. Для проведения экспертизы нужно обратиться в специальную экспертную организацию, имеющую соответствующие лицензии, и заключить с ней договор на оказание услуг.
  2. Когда место и время экспертизы назначено, нужно уведомить об этом других участников ДТП не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.
  3. В назначенное время эксперт проводит осмотр автомобиля, после чего рассчитывает фактическую сумму нанесенного ущерба.
  4. Результаты оформляются в экспертном заключении, которое передается заказчику услуги.

Перед проведением экспертизы лучше заблаговременно уведомить о времени и месте ее проведения виновника ДТП, чтобы он имел возможность присутствовать на ней и убедиться в добросовестности и достоверности ее проведения.

Необходимые документы

Экспертиза осуществляется не только на основании осмотра автомобиля, но и документов, подтверждающих факт ДТП. Обычно эксперту предоставляется следующий пакет документов:

  • паспорт заказчика;
  • документы на машину: ПТС, СТС;
  • копия постановления об административном правонарушении;
  • копия полиса ОСАГО;
  • акт осмотра автомобиля от страховой компании (при наличии);
  • расчет суммы ущерба, сделанный страховщиком (при наличии).

Все указанные документы также нужно будет приложить к претензии.

В какие сроки подавать претензию

Законом предусмотрены следующие сроки предъявления требований:

  • 3 года – на возмещение материального ущерба;
  • Бессрочно – на компенсацию вреда здоровью и морального вреда.

Как составить претензию

Когда экспертиза и другие необходимые документы на руках, можно приступать к подготовке претензии виновнику ДТП. Составлять претензию лучше всего в следующем порядке:

  1. Составить шапку документа. В ней указывается, кому направляется претензия и от кого. В отношении граждан указываются ФИО, адрес проживания и телефон, в отношении юридических лиц – наименование и адрес местонахождения.
  2. Название документа: претензия. Из наименования документа должен быть понятен смысл документа.
  3. Описать суть претензии. Это основная часть документа, в которой следует указать все обстоятельства произошедшего:
    • дата и обстоятельства ДТП;
    • сведения о постановлении ГИБДД;
    • сведения об участниках ДТП: ФИО, марки и гос. номера автомобилей, номера водительских удостоверений;
    • сведения о страховках участников;
    • результаты проведенной экспертизы о состоянии автомобиля;
    • ссылки на нормативные акты, подтверждающие требования заявителя.
  4. Сформулировать требования к виновнику ДТП: возместить все понесенные в связи с ДТП затраты.
  5. Поставить подпись и текущую дату.

Досудебная претензия виновнику ДТП о возмещении имущественного вреда

Что можно требовать с виновника ДТП

С виновника можно требовать полного возмещения причиненного ДТП вреда:

  • стоимость ремонта автомобиля, установленную экспертизой;
  • стоимость услуг эвакуатора;
  • возмещение затрат на проведение экспертизы;
  • компенсацию морального вреда;
  • возмещение вреда здоровью потерпевшего;
  • компенсацию иных расходов, понесенных в связи с ДТП.

Как правильно вручить претензию

Чтобы претензионный порядок считался соблюденным, претензию нужно надлежащим образом вручить. Существует 2 способа вручения претензии:

Срок ответа на претензию

Если данные сроки в документе не оговорены, ответ должен быть дан в разумный срок, что в соответствии с обычаями делового оборота составляет 30 дней.

Претензия в страховую компанию по ОСАГО

Претензия в страховую компанию по ОСАГО

Претензия на возврат денежных средств

Претензия на возврат денежных средств

Претензия на возврат телефона ненадлежащего качества

Претензия на возврат телефона ненадлежащего качества

Когда нужно обращаться в суд

Если виновник ДТП не исполняет требования, указанные в претензии, в добровольном порядке, или потерпевший и виновник не пришли к иному соглашению, спор о возмещении убытков придется решать в суде. Для этого необходимо составить исковое заявление.

Как составить исковое заявление

Законодательные требования к исковому заявлению указаны в ст. 131 ГПК РФ. Так, в иске следует указать информацию:

  • в какой суд направляется заявление;
  • ФИО и адрес истца;
  • ФИО и адрес ответчика, дата и место рождения, место работы (если они известны), паспортные данные (также можно предоставить СНИЛС или ИНН);
  • суть обращения с обоснованием;
  • цена иска;
  • сведения о соблюдении претензионного порядка урегулирования спора;
  • перечень требований к ответчику;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись

Данная информация оформляется по аналогии с претензией. Чтобы сэкономить время, можно воспользоваться нашим бланком искового заявления.

Когда гражданская ответственность водителей и владельцев транспортных средств не застрахована в обязательном порядке, потерпевшие не знают к кому обращаться за компенсацией ущерба. Материальные потери должны взыскиваться с виновника напрямую через суд. Должна ли в этом случае направлять досудебная претензия виновнику ДТП? Это необязательный процесс, но досудебная претензия ДТП может помочь полностью избежать судебных разбирательств, а в ином случае станет преимуществом для истца.

Что такое досудебная претензия и зачем она нужна

Закон не возлагает на пострадавшего и его законных представителей обязанность по составлению и направлению претензионного требования о возмещении вреда. Однако, если стороны договорились добровольно и виновник не компенсирует вред, то такой документ необходим. Официальные претензионные документы побуждают виновника к компенсации вреда, так как он документально предупреждается о дополнительных расходах, которые придется понести при судебном разбирательстве дела.

Претензия к виновнику ДТП без ОСАГО

Законодатель возлагает на лиц, виновных в дорожных ситуациях и не имеющих ОСАГО, обязанность компенсировать негативные последствия ДТП. К субъектам осуществлять компенсации относятся:

  • собственники транспортных единиц;
  • граждане, владеющие транспортом по доверенности.

Эксплуатация транспортных единиц представляет повышенную опасность для окружающих. Риск гражданской ответственности владельцев должен быть застрахован по соглашению ОСАГО. Отсутствие полиса является административным проступком. Если ответственность водителя не застрахована, возмещаются:

  • вред здоровью и жизни пострадавших;
  • убытки и ущерб участников дорожной ситуации.

Обратите внимание!

Пострадавшие и их законные представители направляют обращение не самому виновнику, а в Российский союз автостраховщиков. К нему прилагаются письменные подтверждения понесенных убытков и ущерба, физических и нравственных страданий. Выплаты взыскиваются РСА с виновника негативных последствий самостоятельно.

Возмещение имущественных последствий законодатель возлагает на виновного по ст.1064 ГК РФ. Пострадавший определяет стоимость ущерба в экспертной организации и инициирует проведение переговоров с виновником. При согласии сторон составляется соглашение, в котором оговариваются: сумма, сроки и порядок выплат. При несогласии сторон, пострадавший составляет претензионное требование.

Как правильно написать - образцы заполнения

Специальной формы бланка претензионного требования законом не предусмотрено. Для нормативного соответствия документ должен содержать:

  • персональные сведения пострадавшего и виновника, их адреса и контактные данные;
  • обстоятельства дорожной ситуации: дата, время, место совершения; марки транспорта, государственные номера; сведения о лица ими управлявшими; суть правонарушения со ссылкой на акт ГИБДД; информация об очевидцах;
  • расчет возмещения с подтверждением - платежным документом из технической мастерской, осуществлявшей восстановление;
  • расходы на предоставление оценочных услуг;
  • законодательное обоснование обязанности возместить вред.

Обратите внимание!

В зависимости от условий дорожной ситуации, сведения, отраженные в документе, могут дополняться. Если расходы на восстановление превысили сумму выплат потерпевшему от страховой компании, это необходимо указать в претензионном требовании.

Образец досудебной претензии к виновнику о возмещении ущерба (ссылка)

Образец досудебной претензии к виновнику без страховки (ссылка)

Требование рекомендуется направлять ценным письмом с описью и уведомлением по месту жительства виновного. Для этого при ДТП рекомендуется взять контакты виновника ДТП, копию паспорта или сфотографировать имеющиеся у него документы с указанием места проживания или регистрации.

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 Р при стоимости ремонта 64 383,63 Р .

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 Р .

нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 Р .

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 Р , а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 Р .

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 Р согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 Р . Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 Р . По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 Р . Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 Р . Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 Р , следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 Р — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 Р :

  • страховое возмещение — 64 383,63 Р ;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 Р ;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 Р ;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 Р .

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 Р .

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

    — скорость выплаты зависит от расторопности приставов; — выплата может затянуться на неопределенный срок; Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 Р на мой банковский счет.

мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 Р , потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 Р , хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 Р . На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Подача досудебной претензии в страховую

В нашей стране происходит очень много различных ДТП, и никто не застрахован от случайного повреждения его машины или иного имущества. Потерпевшие вынуждены заявлять о ДТП в страховые компании и добиваться от них справедливых выплат, порой обращаясь в суд. Но подать в суд на страховщика не так-то просто. В статье мы расскажем, в каких случаях нужно подавать досудебку по ОСАГО, как быстро нужно это сделать и сколько ждать ответа от страховой.

В каких случаях пишется досудебная претензия в страховую в 2021 году?

Сегодня нельзя просто взять и подать в суд на страховщика, который, допустим, заплатил мало денег. В законе на случай неисполнения страховщиком своих обязанностей предусмотрена отдельная процедура – досудебная стадия урегулирования спора.

В предыдущих наших статьях мы рассказывали о нововведениях в Закон об ОСАГО и в частности, в процедуру досудебного урегулирования. Напомним основные моменты, чтобы вы не путались в терминологии.

До 1 июня 2019 года в случае спора со страховой, все потерпевшие по ОСАГО обращались в страховые компании с досудебными претензиями. Этот обязательный досудебный порядок был изменён принятием нового Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг(финансовом уполномоченном).

Изменили не только саму процедуру, добавив в неё новою "инстанцию", но и терминологию.

Теперь потерпевший (физическое лицо) потребитель финансовых услуг подаёт в страховую компанию Заявление о разногласиях и дальше обращается к финансовому уполномоченному.

А досудебную претензию подают в СК потерпевшие – юридические лица. Для них ничего не изменилось, и после претензии они идут сразу в суд.

В то же время, термин "досудебная претензия" закрепился в сознании и лексиконе большинства наших водителей. Поэтому, для лучшего понимания мы будем писать в статье о привычной досудебке, но иметь в виду официальное заявление о разногласиях.

Для начала перечислим наиболее частые случаи, в которых потерпевшие вынуждены направлять страховщику претензии:

  1. отказ в выплате по ОСАГО,
  2. занижение выплаты,
  3. нарушение сроков на выплату,
  4. затягивание сроков ремонта,
  5. некачественный ремонт,
  6. претензия по неустойке,
  7. претензия к виновнику ДТП без страховки ОСАГО.

Когда нужно подавать досудебку

А теперь поговорим о каждом случае поподробнее.

Мне отказали в выплате по ОСАГО

Страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в течение 20 дней со дня подачи полного комплекта документов. За этот срок страховая должна:

Отказ в выплате может быть мотивирован чем угодно, как говорится, на что у страховщика хватит фантазии. Это не значит, что такой отказ законен.

В законе четко прописан лишь один случай для отказа в страховом возмещении, а именно в п. 20 статьи 12 Закона об ОСАГО:

Страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

На практике в 2021 году бывают отказы в связи с тем, что страховая требует какие-то дополнительные документы от потерпевшего (например, водительское удостоверение, банковские реквизиты и т.п.) или проведя какую-то свою экспертизу заявляет, что ДТП и вовсе не было и повреждения не могли образоваться в результате данного случая.

С такими отказами обязательно нужно спорить, и для этого необходимо подать в СК досудебную претензию.

И на этом этапе есть два пути, один из которых каждый потерпевший выбирает себе, исходя из своих желаний и возможностей.

  1. Можно подать мотивированную претензию со ссылками на законы, с указанием на неправомерность действий страховой, приложить какие-то дополнительные доказательства в надежде, что страховщик всё это внимательно изучит и в установленный срок изменит своё мнение и выплатит деньги или выдаст направление.
  2. Потерпевший формально соблюдает все необходимые требования к оформлению и подаче досудебки и ждёт, когда страховщик откажется удовлетворять его требования. Ведь чем дольше страховщик не исполняет свои обязательства, тем больше неустойки он должен заплатить заявителю.

Практика по удовлетворению досудебных претензий потерпевших различная. Можно сказать, что это как в казино, повезет или нет. Наверное, в СК есть какие-то нормативы, сколько можно удовлетворить, а скольким надо отказать.

Да, кстати, я не зря написал про сроки направления отказа. Если вам отказали, но не прислали мотивированный отказ в установленные 20 дней, то вы вправе потребовать финансовую санкцию по 200 рублей за каждый день не направления отказа, начиная с 21 дня.

Мне занизили сумму выплаты

Вопрос о правомерности произведения выплаты страховщиком мы опустим, так как, чтобы полностью разобрать его, нужно писать отдельную статью. Представим, что СК имеет право выплатить вам деньги, но существенно занизила сумму выплаты по ОСАГО.

Это весьма распространенная причина для подачи досудебки в страховую. Ведь расчет страховщика на то, что спорить с суммой будет 1 из 10 потерпевших, а дойдёт до суда и вовсе 1 из 100.

Как я уже указал выше, подавая досудебную претензию, нужно заранее думать, какой результат нужен. Просто написать в ней, что не согласен с выплатой или же мотивировать свои возражения, а может даже приложить экспертное заключение для их подтверждения.

Мне не выплатили в законный срок

Нарушение страховой компанией срока на выплату даёт вам право подать ей свою претензию. В которой нужно потребовать произвести выплату в кротчайшие сроки.

Так как претензия досудебная, то можно даже поугрожать, что в случае невыплаты вы обратитесь в суд, и страховщик будет вынужден оплатить вашего представителя, а также попадёт на штраф и неустойку.

Досудебное заявление на выплату, ремонт и сроки

Мне затягивают сроки ремонта

Чтобы вы правильно могли рассчитать сроки ремонта, напомним вам как он вообще отсчитывается по ОСАГО.

Важно помнить, что пока вы не предоставили свою машину на СТО для проведения восстановительного ремонта, срок идти не начал. Обращаю внимание, именно для проведения ремонта.

На практике 2021 года станция и страховщик заявляют, что сперва машину нужно предоставить на осмотр или дефектовку, потом согласовать суммы, заказать запчасти и только потом они соизволят принять машину в ремонт. На самом деле, всё это должно было быть сделано в двадцатидневный срок, пока страховая организовывала ремонт на СТО и выдавала вам направление.

Таким образом, принять машину в ремонт обязаны тогда, когда вы с направлением пригоните её в сервис. С этого дня и пойдёт отсчёт срока ремонта. Напоминаю, что по закону он не может быть более 30 рабочих дней.

Но СТО и страховщики пытаются согласовать увеличение сроков ремонта и включают такое ваше согласие в один из документов, которые дают на подпись. Поэтому, внимательно следите, что подписываете и если с чем-то не согласны, то вычеркивайте.

Если машина уже в ремонте и срок уже вышел, то вы вправе подать претензию в страховую о нарушении сроков ремонта. При этом, вы можете оставить машину в сервисе, а можете её забрать.

В претензии за затягивание сроков ремонта требуйте также и неустойку.

Мне некачественно починили машину

Если вы всё же дождались, когда вам выдадут вашу машину из ремонта, не спешите подписывать акт приема-передачи или выполненных работ.

Чтобы после принятия в ремонт иметь право обратиться с претензией за некачественный ремонт, о недостатках ремонта необходимо указать сразу в акте при приёмке авто из сервиса. Если вы не специалист, то хотя бы просто укажите, что имеются недостатки восстановительного ремонта и что ремонт выполнен с нарушением технологий, также можно перечислить те недостатки, которые найдёте самостоятельно.

В дальнейшем подавайте досудебную претензию и ждите, когда вас пригласят на осмотр по качеству ремонта. До этого можно показать машину независимому эксперту, чтобы он выявил все недостатки, на которые следует указать эксперту от страховой компании.

Я хочу подать досудебную претензию на неустойку

С претензиями по неустойке небольшая путаница. Всё из-за того, что иногда тот же финансовый уполномоченный четко следует букве закона, а иногда не до конца принципиален. Объясняем, в чём нестыковка.

Чтобы подать досудебную претензию по неустойке, нужно сперва потребовать её выплатить, а, когда откажут, тогда слать претензию.

На практике часто бывает так, что само требование о выплате неустойки заявляется в досудебке, например, по нарушению сроков выплаты. И после этого потерпевший следующим шагом обращается к финансовому уполномоченному, но по идее, после отказа страховой надо было подать ещё отдельную претензию за неудовлетворение требований по неустойке.

Теперь о самой претензии. Если вы можете самостоятельно рассчитать, сколько должен заплатить страховщик, то указывайте сумму, если нет, то достаточно просто требования выплатить неустойку в установленном законом размере.

У виновника не было страховки ОСАГО

Виновник ДТП обязан возместить причиненный ущерб с момента аварии. Поэтому обращение к нему с претензией до подачи иска в суд – это ваше личное желание и дело. Никакой обязанности делать это нет.

В некоторых случаях виновник может пойти на контакт и заплатить сумму ущерба или попытается как-то договориться о рассрочке, но в большинстве своём претензии потерпевшего остаются без ответа и удовлетворения.

К слову, суды на вашу попытку досудебно урегулировать вопрос тоже смотрят положительно, и это в конечном итоге может сыграть в вашу пользу.

Досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО

Актуальный образец “досудебной претензии” в страховую 2021

В самом начале статьи мы объяснили, что заявление потерпевшего о наличии разногласий для лучшего понимания будем называть привычным термином – досудебной претензией. Но пришло время обратиться к точным формулировкам и образцам.

Важно не только, как вы назовёте документ, но и как составите. От этого будет зависеть срок, в который страховая компания обязана будет рассмотреть ваше заявление.

Для этой формы заявления принято даже отдельное Положение о стандартной форме. Текст данного положения и образец заявления по стандартной форме вы можете скачать ниже.

Какой срок рассмотрения и ответа на претензию у страховой компании по закону?

Как уже было сказано выше, страховщик в зависимости от того, как вы составите и направите своё заявление будет рассматривать его:

  • либо 15 рабочих дней в случае электронной подачи,
  • либо 30 календарных дней, если вы подадите бумажную досудебную претензию.

Но, как правило, СК направляет ответ раньше срока. Однако, бывают и исключения. Страховщик может не уложиться в установленные сроки и попросту забыть о вашей досудебке. Тогда, для следующего шага обращения к финансовому уполномоченному не нужно дожидаться ответа. Достаточно того, что страховая не уложилась в срок. В качестве доказательства нужно будет приложить копию своей претензии и подтверждение направления её в страховую.

Можно ли подать на страховщика в суд без заявлений и досудебных претензий?

Срок такой досудебной переписки со страховой и финансовым уполномоченным может составлять не один месяц, но в 2021 году такой порядок обязателен, и он прописан в законе. Поэтому досудебный порядок необходимо соблюдать перед обращением в суд с требованиями к страховой компании.

Но важно знать, что даже в случае, когда вы намерены судиться только с виновником и взыскивать с него разницу в стоимости ремонта по ОСАГО и по рынку, нужно будет формально пройти досудебную стадию со страховой.

Всё дело в том, что Верховный Суд в ППВС №58 по ОСАГО указал, что в случае подачи иска к причинителю вреда суд обязан привлечь страховщика в качестве ответчика, а, значит, после этого суд выяснит, соблюдён ли досудебный порядок со страховой или нет. Если потерпевший с досудебной претензией не обращался к страховой, то требования потерпевшего оставят без рассмотрения.

Читайте также: