Нормы летной годности беспилотных воздушных судов

Обновлено: 02.05.2024

В соответствии со статьями 8, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 30, ст. 4254; 2015, N 29, ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; 2017, N 27, ст. 4224, N 32, ст. 5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875; 2010, N 28, ст. 3705; 2015, N 49, ст. 6976; 2016, N 42, ст. 5929, 2018, N 37, ст. 5763; 2019, N 10, ст. 979) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21".

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

регулируют порядок проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов (далее - ВС), авиационных двигателей (далее - АД), вспомогательных двигателей (далее - ВД) воздушных винтов (далее - ВВ), бортового авиационного оборудования ВС, пилотируемых свободных аэростатов, дирижаблей, беспилотных авиационных систем (далее - БАС) и их (или) элементов;

устанавливают требования к юридическим лицам, осуществляющим разработку и изготовление ВС и другой АТ (далее - АТ), подлежащей обязательной сертификации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации;

устанавливают форму и порядок получения документа, подтверждающего соответствие гражданских ВС и другой АТ требованиям документа, содержащего требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному типу АТ либо модификации (далее - Сертификационного (Квалификационного) базиса), и юридических лиц требованиям Правил;

регулируют порядок взаимодействия участников процесса обязательной сертификации гражданских ВС и другой АТ и подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил;

(b) При сертификации гражданских воздушных судов, и их компонентов, а также беспилотных авиационных систем и их элементов (далее - авиационная техника (изделие) в случаях, не подпадающих под требования к летной годности и охране окружающей среды, применяются специальные технические условия (далее - СТУ) в соответствии с пунктом 21.16B Правил;

Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах, приведены в приложении N 3 к Правилам.

Если юридическое лицо, подавшее в Федеральное агентство воздушного транспорта, на которое Правительством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских ВС, АЛ, ВВ, бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов и выдача документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление ВС, и другой АТ (далее - Уполномоченный орган) заявление на получение Одобрительного документа (далее - Заявитель, Заявка) в ходе проведения сертификационных работ определило, что установить соответствие изделия конкретному пункту документа, содержащего требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному типу АТ либо модификации (далее - Сертификационный базис) невозможно, то оно разрабатывает эквивалентное требование, обеспечивающее не меньший уровень летной годности изделия.

Заявитель разрабатывает проект изменения Сертификационного базиса, в котором требование, соответствие которому установить невозможно, заменяется эквивалентным требованием.

Заявитель направляет проект изменения Сертификационного базиса и материалы, подтверждающие обеспечение уровня летной годности изделия в Уполномоченный орган.

Уполномоченный орган на основании представленных Заявителем материалов утверждает изменение Сертификационного базиса.

(a) Заявитель определяет соответствие АТ требованиям Сертификационного базиса, Сертификационного базиса комплектующего изделия (далее - Квалификационный базис, КИ) и обеспечивает безопасность проведения сертификационных работ. Подведомственное Федеральному агентству воздушного транспорта федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации" (далее - Авиарегистр), выполняющее на возмездной основе оценку соответствия согласно воздушному законодательству Российской Федерации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов, юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ, установленным требованиям подтверждает соответствие АТ требованиям Сертификационного (Квалификационного) базиса;

(b) Соответствие АТ требованиям Сертификационного (Квалификационного) базиса устанавливается на основании результатов сертификационных работ (для КИ - квалификационных работ), включающих: анализы совокупности конструкторских документов, содержащих данные, необходимые для проектирования (разработки), изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации, ремонта, модернизации, утилизации изделия (далее - конструкторской документации), расчеты, анализы отказобезопасности, моделирование, стендовые, наземные и летные испытания, анализ опыта эксплуатации аналогичных конструкций и другие работы, предусмотренные сертификационным документом, разрабатываемым заявителем, включающим в себя наименования сертификационных работ, сроки проведения сертификационных работ, участников сертификационных работ, описание систем, перечень пунктов сертификационного базиса, методы определения соответствия, перечень доказательных документов, объем сведений о конфигурации АТ (далее - Программой сертификационных работ);

(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с методами определения соответствия, выбранными Заявителем, согласованными с Авиарегистром, утвержденными Уполномоченным органом и указанными в разработанной Заявителем Программе сертификационных работ.

Документы, содержащие результаты сертификационных работ, подтверждающих соответствие изделия применимым требованиям (далее - доказательная документация) по результатам сертификационных работ утверждается Заявителем и согласовывается Авиарегистром. Авиарегистр отвечает за полноту и качество проведения сертификационных работ и доказательной документации.

Авиарегистр по результатам проведения экспертизы актов по результатам сертификационных испытаний, квалификационных испытаний (в том числе протоколов, отчетов), сводного акта сертификационных испытаний (далее - СИ), доказательной документации, предусмотренной Программой сертификационных работ в случае выявления угрозы состоянию, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушного судна или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются (далее - безопасности полетов), инициирует изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ.

Авиарегистр оформляет документ (далее - Заключение) по результатам сертификационных работ, содержащий в себе описание объекта сертификации, перечень рассмотренных доказательных документов и документации, являющейся составной частью конструкторской документации, содержащей эксплуатационные характеристики и ограничения, регламентирующие летную эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание летной годности в процессе эксплуатации АТ (далее - эксплуатационная документация) и выводы о соответствии объекта сертификации требованиям Сертификационного базиса, по результатам оценки соответствия комплекта документов и достоверности содержащихся в них сведений, представленных юридическим лицом, осуществляющим разработку или изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил, содержащий в себе описание объекта сертификации, перечень рассмотренных документов и выводы о соответствии объекта сертификации применимым требованиям и устанавливающий возможность выдачи Уполномоченным органом Одобрительного документа.

Уполномоченный орган по результатам рассмотрения Заключения Авиарегистра и приложенных к Заключению доказательной документации принимает решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, путем утверждения актов сертификационных испытаний, в случае выявления угрозы безопасности полетов предлагает Заявителю внести изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ для установления соответствия объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Уполномоченный орган отвечает за принятое решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.

Авиарегистр осуществляет выполнение указанных в подпункте (b) пункта 21.4A Правил работ, на возмездной основе за счет средств Заявителя. В случае выявления оснований, указанных в подпункте d) пункта 21.4 Правил допускается заключение дополнительных соглашений к существующим договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(7) утверждение доказательной документации и итоговых результатов сертификационных (квалификационных) работ;

(8) утверждение актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний, сводного акта СИ;

(10) утверждение документа, содержащего информацию о конструкции, квалификационном базисе комплектующего изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики комплектующего изделия (далее - Декларации о конструкции и характеристиках);

(11) выдача Заявителю документа, удостоверяющего соответствие изделия применимым требованиям, организации, осуществляющей разработку или изготовление, Независимой инспекции, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) соответствующим требованиям (документ, выдаваемый Заявителю, являющимся Разработчиком, и удостоверяющий соответствие установленной типовой конструкции изделия требованиям Сертификационного базиса (далее - Сертификат типа), документ, выдаваемый Держателю Сертификата типа изделия и удостоверяющий соответствие изделия применимым требованиям, связанным с главным изменением, внесенным в его типовую конструкцию (далее - Одобрение главного изменения), Дополнительный сертификат типа, документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом J Правил (далее - Разработчик, Сертификат разработчика), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом F Правил (далее - Разрешение на производство), документ, выдаваемый Заявителю и удостоверяющий соответствие организации Заявителя требованиям, предусмотренным Разделом G Правил (далее - Изготовитель, Сертификат изготовителя), документ, выдаваемый на эксплуатируемый экземпляр сертифицированного изделия, удостоверяющий соответствие экземпляра применимым требованиям государства-экспортера и соответствующим требованиям государства-импортера (далее - Экспортный Сертификат летной годности), документ, выдаваемый Разработчику КИ и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ данного типа на различных типах АТ (далее - Свидетельство о годности КИ), документ, выдаваемый Уполномоченным органом Разработчику, разрешающий применение КИ, одобренного по процедурам, действовавшим до 19.12.2013 (далее - Одобрение на установку КИ), Свидетельство о назначении Независимой инспекции, Аттестат об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее - одобрительный документ).

Также одобрительными документами являются Аттестат о годности к эксплуатации, либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года и документ, выдаваемый Разработчику КИ по процедурам, действовавшим до введения в действия Правил и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям Квалификационного базиса, разрешающий применение КИ на конкретном изделии (далее - Одобрительное письмо на КИ).

Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в Приложениях 1 и 2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.

(2) изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Сертификационного (Квалификационного) базиса и возможности их выполнения;

(7) экспертиза Программ сертификационных (квалификационных) испытаний (далее - СИ, КИ) (программы по наземным, летным, стендовым и лабораторным испытаниям);

(8) контроль полноты и качества СИ (КИ), в соответствии с утвержденным Уполномоченным органом Программой сертификационных работ;

(9) экспертиза актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний и (в том числе протоколов, отчетов), сводного акта СИ, доказательной документации, предусмотренной Программой сертификационных работ;

(13) экспертиза документов, предоставляемых Заявителем в рамках установления соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление авиационной техники требованиям Правил и установление достоверности содержащихся в них сведений.

Доказательная документация, оформляемая Заявителем, подлежащая направлению в Авиарегистр и Уполномоченный орган, утверждается уполномоченным лицом из числа руководящего состава Заявителя.

(a) Рабочие органы Уполномоченного органа - рабочие группы, комиссии, формируемые Уполномоченным органом для участия в сертификационных работах, в соответствии с пунктом 6.4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта".

(b) Привлекаемые Авиарегистром организации, аккредитованные Уполномоченным органом для участия в работах по сертификации, оценке соответствия юридических лиц требованиям Правил, в целях экспертной оценки результатов работ (далее - Сертификационные центры), а также рабочие органы Уполномоченного органа, участвуют в сертификации конкретного типа АТ на основании решения Уполномоченного органа.

(a) В качестве Независимой инспекции в организациях Заявителя, Разработчика и Изготовителя Уполномоченным органом назначается военное представительство Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 1300-р, либо организация, на договорных или иных законных основаниях с Авиарегистром России (п. 21.5A Авиационных правил, Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей", принятые на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г.).

При выполнении организацией функций Независимой инспекции, у такой организации должен отсутствовать конфликт интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" с Заявителем, Разработчиком или Изготовителем.

При отсутствии назначенной Уполномоченным органом Независимой инспекции у Заявителя, Разработчика или Изготовителя, они информируют Уполномоченный орган об этом в целях назначения им Независимой инспекции.

(b) Независимая инспекция в организациях Разработчика и Изготовителя, осуществляет контроль за соответствием изделия конструкторской документации, предъявляемого на СИ, приемку готовой продукции.

(c) Выбор организации для выполнения функций Независимой инспекции и взаимодействия Авиарегистра России и Уполномоченного органа с ней определяется Уполномоченным органом. В случае назначения военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в качестве Независимой инспекции порядок назначения и взаимодействия согласовывается Уполномоченным органом с Министерством обороны Российской Федерации.

21.6 Структурные подразделения по сертификации, по управлению качеством и по управлению безопасностью полетов в организации Разработчика

Разработчик должен иметь в своей организации структурные подразделения по сертификации, управлению качеством и управлению безопасностью полетов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя Разработчика.

(a) Подразделение по сертификации координирует деятельность других подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках АТ, осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ, участвует в разработке доказательной и эксплуатационной документации, согласовывает доказательную и эксплуатационную документацию, направляемую в Авиарегистр, Уполномоченный орган.

(b) Структурное подразделение по управлению безопасностью полетов проводит анализ рисков, координирует деятельность других подразделений по выявлению факторов опасности и анализу связанных с ними рисков для безопасности авиационной деятельности, относящейся к разработке, изготовлению, эксплуатации, техническому обслуживанию воздушных судов Разработчика или непосредственно обеспечивающей такую деятельность, и организовывает процесс приведения рисков к приемлемому уровню и его контроль.

(c) структурное подразделение по управлению качеством осуществляет контроль структурных подразделений Разработчика и проверки внешних организаций согласно установленным процедурам системы контроля качества Разработчика.

(a) Заявитель и Сертификационные центры направляют в Уполномоченный орган представления на ведущих летчиков-испытателей для участия в проведении сертификационных летных испытаний, содержащие информацию о квалификации и опыте летно-испытательной работы.

(b) Уполномоченный орган принимает решение об утверждении или об отклонении каждой из представленных кандидатур ведущих летчиков-испытателей.

Читайте также: