Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора

Обновлено: 16.05.2024

На основании заключения следственной комиссии, специально выделенной Министерством внутренних дел СССР для проверки этого дела, арестованные профессора и врачи полностью реабилитированы в предъявленных им обвинениях и из-под стражи освобождены.

Лица, виновные в неправильном ведении следствия, арестованы и привлечены к уголовной ответственности.

Как могло случится, что в недрах Министерства государственной безопасности СССР, призванного стоять на страже интересов Советского государства, было сфабриковано провокационное дело, жертвой которого явились честные советские люди, выдающиеся деятели советской науки?

Это произошло прежде всего потому, что не на высоте оказались руководители бывшего Министерства государственной безопасности. Они оторвались от народа, от партии, позабыли, что являются слугами народа и обязаны стоять на страже советской законности. Бывший министр государственной безопасности С. Игнатьев проявил политическую слепоту и ротозейство, оказался на поводу у таких преступных авантюристов, как бывший заместитель министра и начальник следственной части, непосредственно руководивший следствием, Рюмин, ныне арестованный. Рюмин поступал как скрытый враг нашего государства, нашего народа. Вместо того, чтобы работать по разоблачению действительных врагов Советского государства, действительных шпионов и диверсантов, Рюмин встал на путь обман правительства, на путь преступного авантюризма. Поправ высокое призвание работников государственного аппарата и свою ответственность перед партией, перед народом, Рюмин и некоторые другие работники Министерства государственной безопасности в своих преступных целях пошли на грубейшие нарушения советской законности, вплоть до прямой фальсификации обвинительных материалов, посмели надругаться над неприкосновенными правами советских граждан, записанными в нашей Конституции.

Не на высоте оказалась и созданная в связи с обвинением против группы врачей медицинско-экспертная комиссия, которая дала неправильное заключение по методам лечения, примененным в свое время к А.С. Щербакову и А.А. Жданову. Вместо того, чтобы с научной добросовестностью и объективностью проанализировать истории болезни и другие материалы, эта комиссия поддалась влиянию сфабрикованных следствием материалов и своим авторитетом поддержала клеветнические, фальсифицированные обвинения против ряда видных деятелей медицины. Следует при этом отметить, что следствие утаило от экспертов некоторые существенные стороны лечебной процедуры, доказывающие правильность проведения лечения.

С чувством удовлетворения советский народ узнал, что обвинения, возведенные на целый ряд видных деятелей советской медицины, оказались полностью ложными, что это был гнусный поклеп на честных и уважаемых деятелей нашего государства. Только люди, потерявшие советский облик и человеческое достоинство, могли дойти до беззаконных арестов советских граждан, выдающихся деятелей советской медицины, до прямой фальсификации следствия, до преступного нарушения гражданского долга.

Презренные авантюристы типа Рюмина сфабрикованным ими следственным делом пытались разжечь в советском обществе, связанном морально-политическим единством, идеями пролетарского интернационализма, глубоко чуждые социалистической идеологии чувства национальной вражды. В этих провокационных целях они не останавливались перед оголтелой клеветой на советских людей. Тщательной проверкой установлено, например, что таким образом был оклеветан честный общественный деятель, народный артист СССР Михоэлс.

Коммунистическая партия и Советское правительство неизменно требовали и требуют, чтобы работа всех наших организаций, всего государственного аппарата находилась под бдительным контролем руководящих органов и всего советского общества. Теперь, когда советский народ глубоко чувствует и сознает значение победы социализма в нашей стране, мы должны быть особенно бдительны и особенно требовательны в отношении соблюдения советской, социалистической законности.

Смело вскрывая недостатки в государственном аппарате, в том числе факты произвола и беззакония, допускаемые отдельными работниками государственного аппарата, со всей решительностью и непримиримостью, искореняя эти недостатки, Советское правительство открыто и прямо говорит о них народу. Это свидетельствует о великой силе Советского государства, социалистического строя. Источник этой силы в том, что наше правительство тесно и неразрывно связано с народом, опирается на народ во всей своей деятельности, твердо и последовательно проводит политику, отвечающую жизненным интересам народа.

Страна социализма, полная несокрушимой мощи и творческих сил, уверенно идет по пути коммунизма. В Советском Союзе давно ликвидированы эксплуататорские классы. Поэтому зарубежные реакционные силы в своих попытках вести подрывную деятельность против Советского государства не могут иметь внутри нашей страны сколько-нибудь значимой социальной опоры. Но советские люди знают, что пока существует капиталистическое окружение, есть и неизбежно будут в дальнейшем попытки забросить к нам шпионов, диверсантов. Будут и попытки использовать в антисоветских целях отдельных отщепенцев, носителей буржуазной идеологии, перерожденцев. Против этих действительных, явных и скрытых врагов народа, врагов Советского государства надо всегда держать порох сухим. Партия учит нас всегда быть бдительными.

В Конституции СССР записаны великие права граждан Советского социалистического государства. Статья 127-я Конституции СССР обеспечивает гражданам СССР неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Социалистическая законность, охрана прав советских граждан, записанных в Конституции СССР, - важнейшая основа дальнейшего развития и укрепления Советского государства.

Никому не будет позволено нарушать советскую законность. Каждый рабочий, каждый колхозник, каждый советский интеллигент может спокойно и уверенно работать, зная, что его гражданские права находятся под надежной охраной советской социалистической законности.

Гражданин великого Советского государства может быть уверен в том, что его права, гарантированные Конституцией СССР, будут соблюдаться и охраняться Советским правительством.

В этом – одна из важнейших условий дальнейшего тесного сплочения народов СССР вокруг своего Советского правительства, дальнейшего укрепления мощи нашей Родины и неуклонного роста международного авторитета Советского Союза.

в уголовном судопроизводстве РФ мера пресечения, сущность которой состоит в лишении свободы путем содержания под стражей обвиняемого (подсудимого, а в исключительных случаях - подозреваемого на основаниях и в порядке, определенных у головно-процессуальным законом. Время содержания под стражей засчитывается в срок наказания при вынесении обвинительного приговора (ст. 315 УПК). 3. под с. в качестве меры пресечения применяется лишь по делам о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше (в исключительных случаях - не свыше) 1 года. Таким образом законодатель исходит из принципа, что применяемые в интересах правосудия меры уголовно-процессуаль-ного принуждения не могут быть более суровыми, чем само наказание за совершенное деяние.

По действующему законодательству 3. поде. подозреваемого возможно не более чем на 10 суток. Если в этот срок обвинение предъявлено не будет, мера пресечения отменяется. Это требование закона гарантирует наличие (на момент решения вопроса о мере пресечения)такого объема доказательств, который достаточен для предъявления обвинения. Наличие в деле доказательств, изобличающих в преступлении лицо, к которому применяется мера пресечения, - необходимое, но не единственное условие признания обоснованным факта применения меры пресечения.В соответствии со ст. 89 УПК мера пресечения может быть применена лишь в том случае, если имеются фактические данные, позволяющие сделать вывод, что лицо.обвиняемое или подозреваемое в совершении преступления. скроется от дознания,предварительного следствия или суда. или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора. Только наличие совокупности данных, изобличающих определенное лицо в преступлении и свидетельствующих о возможности его ненадлежащего поведения, может явиться основанием для применения к этому лицу меры пресечения.

При расследовании преступлений изучаются обстоятельства, имевшего место в прошлом. При решении же вопроса о мере пресечения оценивается будущее поведение лица. Однако такой прогноз должен базироваться не на интуитивных предположениях, а на объективно установленных фактах, на реальных доказательствах, характеризующих тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого (подозреваемого), степень вины и т.п. К лицам, обвиняемым (подозреваемым) в совершении наиболее тяжких преступлений, перечень которых дан в ч. 2 ст. 96 УПК, 3. под с. может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Опасность преступлений, позволяющая брать под стражу лиц. изобличаемых в их совершении, по мотивам одной лишь опасности, может заключаться прежде всего в личности самого преступника, действиями которого обществу наносится особенно большой вред. Интересы общества в этом случае требуют немедленной изоляции обвиняемого (подозреваемого), чтобы не дать ему возможности продолжать преступные действия и помешать установлению истины по делу или скрыться от органов расследования и суда, так как с учетом характера преступления и грозящего наказания вероятность таких действий очень велика. В деле может и не быть доказательств ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), однако сам характер преступления свидетельствует о большой вероятности такого поведения. Помимо этого учитывается личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства (ст. 91 УПК). Ни одно из перечисленных обстоятельств, взятое само по себе, не является собственно основанием 3. под с. Однако оценка и учет этих обстоятельств помогают правильно решить данный вопрос.

ПрименятьЗ. поде. вправе:лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. При этом лицо. производящее дознание, следователь, суд могут принять решение о 3. под с. только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор в соответствии со своей компетенцией вправе избрать, отменить или изменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органов дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор. Решение о 3. под с. оформляется мотивированным постановлением лица. производящего дознание (утверждается начальником органа дознания), следователя или прокурора либо мотивированным определением (по-

становлением) суда..В постановлении (определении) указываются анкетные данные обвиняемого (подозреваемого), преступление, в совершении которого он обвиняется или подозревается, и основания для 3. под с. Кроме того. в постановлении (определении) указываются: дата (число, месяц, год) и место его составления: должностное положение, звание и фамилия лица. принимающего решение;

статьи УПК, в соответствии с которыми избирается 3. под с. Важнейшая часть постановления - его мотивировка. Здесь кратко, но конкретно излагаются основания 3. под с. и указываются те цели, для достижения которых оно применяется. Постановление или определение объявляется лицу. в отношении которого оно вынесено, и одновременно - порядок его обжалования. При этом на постановлении делается отметка с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого (подозреваемого). Копия постановления или определения немедленно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ 3. под с. допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч. Однако до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок 3. под с. (ч. 2 п. 6 разд. 2 Конституции РФ), т.е. действует положение, закрепленное в УПК: "Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора". В соответствии с этим постановление органа дознания или следователя о 3. под с. должно быть санкционировано прокурором. Без санкции прокурора такое постановление лишено юридической силы. При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для 3. под с.. и при необходимости лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего- во всех случаях. Право давать санкцию на 3. под с. принадлежит: Генеральному прокурору РФ. главному военному прокурору, прокурорам республик в составе РФ, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и городским прокурорам, а также военным. транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров. и заместителям прокуроров, действующих на правах прокуроров областей. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью и не могут быть арестованы в течение всего срока их полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой ФС. Неприкосновенностью пользуются также депутаты представительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов Федерации. Судья КС не может быть арестован и привлечен к уголовной ответственности без согласия КС. Судья суда общей юрисдикции и арбитражного суда не может быть заключен под стражу и привлечен к уголовной ответственности, без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица. исполняющего его обязанности, либо решением суда. Постановление или определение о 3.под с.направляется для исполнения администрации места содержания под стражей, куда направляется также и арестованное лицо. Местами содержания под стражей являются: следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, гауптвахты. В тюрьмах или на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых применено 3. под с., могут содержаться в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. В случае назначения экспертизы, а также при необходимости оказания медицинской помощи подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, в установленном порядке помещаются в медицинские учреждения. В изоляторах временного содержания лица. заключенные под стражу, могут содержаться не более 3 суток. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях. когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка невозможна, на время выполнения указанных действ];,, i судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца. Основание для такого перевода - постановление прокурора. следователя или лица. производящего дознание, либо решение суда.

Правовое положение лиц. заключенных под стражу, определяется в соответствии с установленным режимом: изоляция,постоянный надзор и раздельное содержание в установленном законом порядке. Обвиняемые или подозреваемые, привлекаемые по одному делу, содержатся раздельно. Те и другие лица имеют право: на личную безопасность: на свидание с защитником, родственниками и иными лицами: вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Свидания с защитником предоставляются наедине,причем их количество и продолжительность не ограничиваются. Свидания предоставляются: с адвокатом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении им ордера юридической консультации; с представителем профессионального союза или другой общественной организации, являющимся защитником, - по предъявлении соответствующего протокола: с иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника. - по предъявлении определения суда или постановления судьи, а также документа, удостоверяющего его личность. Свидания с защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть участников свидания. но не слышать. На основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, заключенным под стражу может быть предоставлено не более 2 свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до 3 часов каждое. Эти свидания осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления. прерываются досрочно. Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников арестованного о месте или об изменении места его 3. под с. При наличии у лица. заключенного под стражу, несовершеннолетних детей. оставшихся без надзора, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны передать их на попечение родственников либо других лиц или учреждений. Должны быть приняты

также меры к охране имущества или жилища. оставшегося без присмотра. О принятых мерах уведомляется заключенный под стражу.

3. под с. ограничено 2 месяцами. Этот срок может быть продлен до 3 месяцев районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона.объединения, соединения ;• приравненными к ним прокурорами в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований изменить меру пресечения. Дальнейшее продление срока осуществляется только ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ, военным прокурором округа, группы войск, флота.ракетных войск.стратегического назначения. ФПС РФ и приравненных к ним прокурорами -до 6 месяцев со дня 3. под с. Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ - до 1 года и Генеральным прокурором РФ - до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей, установленного Генеральным прокурором РФ. В случае когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота. Ракетных войск стратегического назначения. ФПС и приравненные к ним прокуроры вправе не позднее 5 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока. Судья в срок не позднее 5 суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

а) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на 6 месяцев: б) об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и освобождении лица из-под стражи. В таком же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости

удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного расследования. При возвращении судом на новое расследование дела. по которому срок содержания под стражей обвиняемого истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде 3. под с. не может быть изменена, продление срока производится прокурором, осуществляющим надзор за предварительным расследованием, в пределах 1 месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд. Ответственность за своевременное и обоснованное возбуждение ходатайства о продлении срока несет лицо, в производстве которого находится уголовное дело. При необходимости продлить срок 3. под с. об этом выносится мотивированное постановление. которое подписывается следователем (лицом, ведущим дознание), а также начальником следственного отдела (начальником органа дознания) и прокурором, осуществляющим надзор за расследованием. Если вопрос о продлении срока 3. под с. возникает одновременно с вопросом о продлении срока расследования по уголовному делу и эти вопросы подлежат разрешению одним прокурором, выносится одно постановление по обоим вопросам.В постановлении указываются: обстоятельства дела;

сущность предъявленного обвинения и доказательства, на которых оно основано; даты основных процессуальных действий (возбуждения дела. предъявления обвинения, избрания меры пресечения и т.д.): данные о личности обвиняемых, в отношении которых возбуждается ходатайство: мотивы, по которым мера пресечения не может быть изменена: конкретные следственные действия, которые •необходимо выполнить: срок исполнения. причины задержки расследования и меры, принятые к его окончанию. Органы предварительного расследования обязаны своевременно уведомлять администрацию места содержания обвиняемого о том. что срок содержания под стражей продлен. В свою очередь начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за 24 ч до истечения срока 3. под с. уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело. а также прокурора.

Обвиняемый (подозреваемый), его защитник или законный представитель вправе непосредственно сами либо через лицо. производящее дознание, следователя или прокурора обжаловать в суд решение о 3. под с., а равно о продлении срока

Лица, содержащиеся под стражей. могут быть освобождены в случае отмены или изменения этой меры, а также при истечении предусмотренного законом срока 3. под с., если он не продлен в установленном законом порядке. Отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения. избранной по указанию прокурора. допускается лишь с санкции прокурора. Основаниями освобождения из-под стражи являются: судебное решение; постановление следователя, органа дознания или прокурора: постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении лица в связи с истечением установленного законом срока 3. под с.


1. Юр. Утверждение высшей инстанцией какого-л. акта, придающее ему юридическую силу. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Конституция СССР. На следующий день утром Глеб Голованов был освобожден — районный прокурор не дал санкции на его арест. Березко, Необыкновенные москвичи. || Книжн. Одобрение, разрешение. Для нее [русской интеллигенции] важно было прежде всего найти хоть какую-нибудь философскую санкцию своим радикальным стремлениям. Плеханов, Наши разногласия. — Мы охотно поддержали бы вас, — сказал он, — хотя санкцию на это должен дать главный редактор. Каверин, Двойной портрет.

2. Юр. Государственная предохранительная мера, применяемая к правонарушителю. Санкции уголовного суда за взяточничество. Санкции за постановку недоброкачественной продукции.

3. В международном праве: меры воздействия, применяемые к государству, нарушившему свои международные обязательства или нормы международного права. Санкции по отношению к государству-агрессору.

[От лат. sanctio — нерушимый закон, строжайшее постановление]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Са́нкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление):

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

Санкция — мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Советская юриспруденция различала:

уголовно-правовые санкции (лишение свободы и т. п.), налагаемые по решению суда;

административно-правовые (штраф, административный арест), налагаемые административными органами;

дисциплинарно-правовые (смещение на низшую должность, увольнение), налагаемые должностными лицами в отношении подчинённых;

имущественные (неустойка), применяемые судом или арбитражем.

Санкция — акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями;

в уголовно-процессуальном праве санкция — разрешение (согласие) прокурора на производство дознавателем, следователем процессуальных действий и принятие процессуальных решений (пункт 39 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ утратил силу в 2007 году, ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ).

СА'НКЦИЯ, и, ж. [латин. sanctio — освящение]. 1. Признание законности какого-н. явления, утверждение чего-н. высшей инстанцией (право). Для того, чтобы распоряжение вступило в силу, нужна с. заведующего. 2. перен. Одобрение (книжн.). Дать свою с. на что-н. или чему-н. 3. Условие, обеспечивающее выполнение закона, договора (право). || преимущ. мн. В международном праве — мероприятия, репрессии против стороны, нарушающей свои обязательства, договоры (нов. полит.). Экономические санкции. Военные санкции.

са́нкция

1. юр. утверждение высшей инстанцией какого-либо акта, придающее ему юридическую силу; официальное разрешение на производство каких-либо действий

2. предохранительная мера, применяемая властями к правонарушителю

3. полит. в международном праве — мера воздействия, применяемая к государству, нарушившему свои международные обязательства или нормы международного права

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: невозвратимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


Настоящая работа не претендует на глубокомысленное обобщение юридических норм и не является сугубо научным трудом. Возвышенное “чистое правоведение” не имеет ничего общего с тем, с чем мы сталкиваемся в своей реальной жизни. На практике полумифическое понятие “Законность” так и остается вне сферы приложения наших усилий по защите собственных прав от чьих-либо посягательств. Положение гражданина в обществе и объем его прав определяются отнюдь не Законодательными Нормами, а ступенькой должностной лестницы или принадлежностью к какой-нибудь государственной “силовой структуре”. Все те, кто не вошел в бюрократический “Табель о рангах”, перед лицом Системы Правосудия находятся примерно в одинаковом положении. Количество денег не играет роли, возможность нанять хорошего (или, вернее, хорошо оплачиваемого адвоката) совершенно не обязательно приведет к желаемому для клиента результату. Адвокат не делит с Вами нары в камере, не давится тюремной баландой, не может помешать ретивому следователю совершать массу бессмысленных процессуальных действий и в то же время не производить действительно необходимые, и многое другое. В любом случае бороться за соблюдение своих прав Вам придется по большей части самому. Следует признать, родное Государство старается выпустить много умных и полезных книжек, подобных Конституции, Уголовному и Уголовно- Процессуальному Кодексам, Гражданскому Кодексу, Сборникам Пленумов Верховного Суда и пр., тем самым давая своим гражданам возможность помечтать о Правах Человека.

А как же дела с Законом обстоят на самом деле? Любой из нас, кто хотя бы раз в жизни сталкивался с Системой Правосудия, услышав этот вопрос, начинает использовать ненормативную лексику и подозревать собеседника в утонченном издевательстве. Каждый, кому хоть раз довелось попасть в цепкие руки Правоохранительных Органов, имеет к ним свои вполне обоснованные претензии. И неважно, были ли Вы жертвой преступления, подозреваемым, обвиняемым или свидетелем. Система Вам все равно не понравилась.

Нас постоянно призывали и призывают “отстаивать свои права” и “проявлять гражданское мужество”. Насчет “мужества” - это точно, борьба за собственные Законные Права в нашей стране действительно сродни подвигам камикадзе,- если Вы выиграли в суде дело. Вам смело можно давать медаль:

“За геморрой, заработанный в приемных прокуроров”, ибо только бесконечным нытьем и своей уныло ссутулившейся фигурой Вы способны добиться прохождения бумажек по инстанциям. Те объяснения, которые дают убеленные сединами и преисполненные чувством собственной значимости официальные юристы, выглядят вариациями на темы сказок братьев Гримм - про добрых, вдумчивых следователей, самоотверженных, неподкупных прокуроров и суровых, но человечных оперативных сотрудников. Автор верит, что в каком-то таинственном правоохранительном заказнике, может быть, действительно обитают эти таковые, но грубая повседневность почему-то сталкивает нас с иными персонажами, после знакомства с которыми остаются синяки от их резиновых дубинок. И маловероятно, что ситуация кардинально изменится в ближайшие годы - пока с экрана телевизора будут звучать речи о “сильной”, а не “умной” Власти, соблюдение Законных Прав будет оставаться личным делом каждого.

Из обобщенного своего и чужого опыта Автор вынес убеждение в том, что лишь от самого человека зависит, будет ли он хоть в минимальной степени обладать какими-то правами или нет. Многотомные труды корифеев-юристов не дают практических советов по осуществлению действий для своей защиты и отстаиванию своих интересов.

В настоящей работе рассматривается ситуация, когда взаимодействие с Правоохранительной Системой неизбежно, и в доступной форме, насколько это возможно, комментируются некоторые статьи Уголовно-Процессуального Кодекса и Конституции России., имеющие непосредственное отношение к практическим действиям. Автор не делает различий между обвиняемым или свидетелем, ибо процессуально-бюрократический статус человека не является основанием для увеличения или урезания его прав.

Цель данной книги — рассмотреть использование Законодательных Норм в качестве Инструмента достижения определенных целей, коими они по сути и являются. Сухие и бессмысленные, на первый взгляд, строчки статей могут стать в Ваших руках оружием, с помощью которого Вы способны значительно осложнить жизнь Вашим оппонентам в форме и заставить их в какой-то степени соблюсти часть Ваших прав.

Возможно, кому-то покажется, что мысли, высказываемые Автором, общеизвестны и достаточно просты. Это на самом деле так — мы все крепки задним умом и способны к логическому анализу. Но форма настоящей работы есть не “новое в юридической практике” (мы с Вами не в Государственной Думе), а обобщение и житейское практическое осмысление полезных предложений, направленное исключительно в помощь Гражданину, попавшему в шестерни Системы.

Читайте также: