Независимый суд как называется

Обновлено: 18.05.2024

Учитывая, что в России судебная власть стоит отдельно и считается независимой, вопрос о том, кому подчиняются судьи, достаточно актуальный. Не все знают вертикаль власти внутри судебной системы, однако многие желают работать в ней. Стоит разобраться в особенностях иерархии и в том, кто может назначить судей, как происходить сложение их полномочий и на каких основаниях.

О кодексе этики судьи можете прочитать в нашей статье — здесь.

Согласно действующему законодательству, судьи подчиняются только Конституции РФ и смежным нормативно-правовым актам. Это значит, что судебная система в России считается независимой: законодательная и исполнительная ветви власти не могут оказывать на нее влияние. Однако сама Конституция не может карать за ошибки при выполнении профессиональных обязанностей, поэтому внутри судебной системы предусмотрены возможности для снятия с должности и привлечения к ответственности.

Стоит отметить, что процесс назначения судей отличается, исходя из их должности. Закон позволяет мировых судей назначать представителям законодательной ветви власти в регионах или избирать их общим голосованием. Так как проводить выборы накладно, депутаты на местах самостоятельно назначают судей по рекомендации судейской коллегии.

Федеральных судей назначает президент. При этом срок полномочий зависит от того, куда именно назначается гражданин. Получив назначение один раз, сложно лишиться должности, если выполнять свои обязанности честно и согласно требованиям закона. Однако первоначально получить должность судьи достаточно сложно.

Вот какие обязанности сегодня есть у судей:

  • быть независимым и руководствоваться действующими законами во время принятия решения;
  • избегать того, что может навредить авторитету судебной власти;
  • быть беспристрастным, принимая решения (если есть личная заинтересованность, то требуется написать самоотвод, чтобы дело передали другому);
  • постоянно повышать свои профессиональные знания.

Выписка из Конститутции РФ

Выписка из Конститутции РФ

При этом налагается несколько ограничений на представителей этой профессии:

  • нельзя занимать должности в законодательной ветви власти, а также заниматься предпринимательством;
  • невозможно принадлежать к политическим партиям;
  • запрещено обладать гражданством другого государства.

Таким образом, судьи должны быть полностью независимы и беспристрастны. Если во время работы появляется причина, по которой гражданин больше не может выполнять свои обязанности, он обязан написать прошение об отставке с указанием причины.

Закон РФ

Иерархия судов в России

Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.

Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране

Наименование судаДополнительная информация
КонституционныйРассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий.
Общей юрисдикцииРассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела.
АрбитражныеЗанимаются делами в предпринимательской или экономической сфере.
ДисциплинарныеРассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей.

Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста. Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи. На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:

  1. Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
  2. Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
  3. Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
  4. Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
  5. Высшая инстанция, которая считается последней.

Представители Конституционного суда

Представители Конституционного суда

Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.

Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.

Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.

Требования к судьям

Предъявляются специальные требования для судейства, чтобы выполнять функции согласно правовым нормам.

Таблица 2. Требования к судьям

ТребованиеКраткое описание
Гражданство РФНаличие гражданства РФ, отсутствие второго гражданства.
Высшее юридическое образованиеНе важно, получено оно очно или заочно, однако знания необходимо подтвердить.
Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственниковДля подтверждения нужно предъявить справку об отсутствии судимости.
Отсутствие принадлежности к политическим партиямДоказательств не требуется, однако нужно подтвердить в анкете, что предоставленные сведения являются достоверными.
Отсутствие должности депутата и предприятия в собственностиПодтверждается выпиской из трудовой книжки.

Также предъявляется возрастной ценз. Так, мировые судьи должны быть старше 25 лет, представители судов среднего звена обязаны быть старше 30 лет, ВС – 35 лет, а КС 40 лет. При этом предельный возраст работы составляет 70 лет.

Сдача экзамена на судей

Сдача экзамена на судей

Еще нужно обладать определенным стажем в юридической сфере:

  • мировые– 5 лет;
  • среднего звена – 7 лет;
  • ВС РФ, ВАС РФ – 10 лет;
  • КС РФ – 15 лет.

Важно! Требуется быть дееспособным, обладать безупречной биографией и не состоять на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Стать членом ВС РФ, ВАС РФ или КС РФ можно только путем повышения по службе. То есть, нельзя подать заявление на назначение в высшие судебные инстанции, такое допускается только по отношению низшему и среднему звену.

Назначение судей

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Основной причиной для повышения считается увеличение зарплаты. А при выходе в отставку по выслуге лет пенсия будет значительно выше. Сегодня пенсия судей составляет 80% от их среднемесячной зарплаты. Таким образом ежемесячный доход бывшего судьи достаточно высокий.

Как снять судью с должности – пошаговая инструкция

Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку. При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой. Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.

Шаг 1

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Шаг 2

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей

Шаг 3

Вынесение решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Вынесение решения

Вот основные причины, чтобы прекратить работу в судебной системе:

  • личное заявление;
  • состояние здоровья (появление хронических заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности);
  • переход на другую работу;
  • достижение 70 лет;
  • получение второго гражданства или потеря российского;
  • смерть;
  • вступление в силу решение об уголовном наказании;
  • избрание на выборные должности или начало собственного бизнеса;
  • отказ от перевода на другой судебный участок из-за реорганизации структурного подразделения или его устранения;
  • дисквалификация на основании решения высшей коллегии судей.

Таким образом, должность судьи не вечная. При наличии факторов, которые не позволяют продолжать профессиональную деятельность, его достаточно быстро снимают с должности. Поэтому важно внимательно следить за своей репутацией и репутацией своих родственников, чтобы сохранить свою должность.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям. Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей). Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Что такое судебная инстанция?

суд кассационной инстанции

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Что такое судебная инстанция

Функции и градация судебных инстанций

Виды и отличия судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

Виды и отличия судебных инстанций

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторая инстанция

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

При апелляционном обжаловании суд второй инстанции заново рассматривает все детали и доказательства

Порядок подачи апелляционного представления определяется в соответствии с процессуальными нормативами РФ:

  • гражданские дела – глава 39 ГПК;
  • уголовные – глава 45.1 УПК;
  • арбитражные – глава 34 АПК;
  • административные – глава 34 КАС.

В 2019 году судебные органы общей юрисдикции были реформированы в части порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В частности, законом №1-ФКЗ от 2011 (глава 2.2) года введены в действие Апелляционные суды общей юрисдикции. В их компетенцию входят представления и жалобы по спорам, проигранным в верховных судах субъектов федерации.

Как и прежде, в полномочии суда апелляционной инстанции в уголовном, гражданском и уголовном процессах осталось право:

  • отменить первое решение;
  • оставить его без изменений;
  • отменить постановление или приговор частично;
  • оставить обращение без рассмотрения (к примеру, если срок для подачи жалобы уже пропущен, и решение вступило в законную силу).

Важно! В процессе апелляционного обжалования происходит повторное рассмотрение дела, с изучением вещественных доказательств и подробностей дела. С октября 2019 года вновь образованные Апелляционные суды могут рассматривать также дела по вновь открывшимся свидетельствам и обстоятельствам.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года. Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам. Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Четвёртая инстанция

Верховный суд

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения) Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

В основе цивилизованного государства лежит принцип разделения властей, а главным механизмом обратной связи, в этом принципе разделения властей, позволяющим самонастраиваться государству, лежит независимый суд. То, что мы сегодня в России имеем неэффективное государство и высокий уровень коррупции, во многом объясняется отсутствием эффективного механизма, позволяющего государству самоочищаться. Независимый суд как инструмент самоочищения государства человечеством используется давно, и ничего лучше на сегодняшний день не придумано. Мы много слышим о судебной реформе в России, но почему-то никак не можем получить то, для чего ее вновь и вновь пытаются провести — справедливый, а, следовательно, независимый суд. В основе справедливости суда лежит его независимость от влияния сторон судебного процесса, которые приходят в суд для разрешения, имеющегося между ними конфликта. Думаю, что в этой части моих рассуждений, принципиальных возражений ни у кого не возникает, поэтому перейдем к содержательной составляющей этой работы, к сути рассуждений, целью которых является рассмотрение создания условий для появления независимых судов.

Мы с вами со школьной скамьи знакомы с математическими задачами. В основе любой задачи лежат условия, и ставится цель задачи. Анализ взаимосвязей условий и цели позволяет найти решение, часто это бывает несколько правильных решений, но в любом случае решение должно удовлетворять условиям и целям задачи.

Предлагаю для наглядности применить подобный принцип решения задачи. Рассмотреть условия задачи, целью которой является появление в современной России независимых судов, для понимания того, что и как следует сделать для этого.

2. Есть сторона судебного процесса, она заинтересована выиграть судебный процесс. Для этого она часто готова пойти на сговор с судьей, то есть она готова предложить судье какие то блага в обмен на нужный этой стороне судебный вердикт, или готова даже прибегнуть к угрозам в адрес судьи для достижения своих целей.

3. Есть еще стороны, которые могут воздействовать на решение судьи, это любое лицо, имеющее возможность влиять на судью. Будь то родственник судьи, который может просить за одну из сторон судебного разбирательства. Будь то преступник, пытающийся посулами или угрозами заставить судью принять нужное его стороне решение. Будь то большой чиновник, который в силу своего служебного положения, имеет возможность влиять на выделение судье материальных благ в виде квартиры и т.д. Или чиновник, который имеет возможность наказать судью — снять его с должности и др. Следует обратить внимание, что почти всегда это физическое лицо, хотя часто его желание повлиять на решение судьи оформляется через решение, какого ни будь общественного института, который (институт) в свою очередь, может быть, зависим от другого лица (путем выделение средств, назначение руководителя и др.).

Создать условия, при которых судья при вынесении решения будет руководствоваться принципами справедливости и законности.

Необходимо создать условия, при которых судья будет не заинтересован в вынесении несправедливого и незаконного судебного решения.

Такое решение возможно при трех условиях:

Третье — Любая попытка незаконного воздействия на судью со стороны третьи лиц, направленная на получение незаконного вердикта по рассматриваемому судьей делу, должна жестко и даже жестоко пресекаться. Это позволит снизить вероятность попыток воздействия на судью, сторонами судебного процесса.

• Судья должен избираться раз и навсегда (это позволит не беспокоится судье за свое будущее).

• Никто не может снять судью с работы, кроме случаев, когда он нарушил закон и осужден (это позволит не беспокоится судье за свое будущее).

• Судья должен получать достойную зарплату достаточную для обеспечения своей семьи, исключительно из федерального бюджета, возможно напрямую из казначейства (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).

• Решение об уровне зарплаты судей должен принимать федеральный законодательный орган (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).

• Судье должно быть предоставлено служебное жилье за счет средств федерального бюджета, количественные и качественные показатели жилья должны устанавливаться федеральным законодательным органом (для исключения влияния на судью местных властей и других заинтересованных сторон и это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).

• Количественные и качественные показатели жилья должны учитывать размер семьи судьи и возможность появления новых членов семьи. То есть при увеличении численности семьи, рождении ребенка и др., размер квартиры (дома, земельного участка), количества комнат должны увеличиваться, путем предоставления другой квартиры или расширения существующей, уменьшение предоставляемой судье в пользование недвижимости не должно допускаться (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее).

• Служебная недвижимость должна переходить в собственность судьи по выходу на пенсию (сложение полномочий судьи), или преждевременной смерти, в последнем случае государство должно обеспечить каждого нуждающегося члена семьи достойной пенсией по потере кормильца (это позволит, не беспокоится судье за свое будущее и будущее своих близких).

• Судье, раз в пять лет в личное пользование, должен выделяться в бесплатную аренду за государственный счет автомобиль определенного класса, вне зависимости имеет судья водительские права или нет (это позволит судье чувствовать себя обеспеченным человеком).

• Государство должно гарантировать бесплатное обучение детей судьи и специальную государственную стипендию на время их обучения, а также предоставить государственные гарантии на преимущественное право получения государственной работы после окончания учебы (это позволит, не беспокоится судье за будущее своих детей).

• Судья должен иметь возможность самостоятельно возбудить и рассмотреть дело (вынести судебное решение) в отношении лица, осуществляющего попытку воздействия на него, в целях вынесения незаконного судебного решения или мести за вынесенное ранее судебное решение. Процедура рассмотрения такого дела должна быть максимально упрощена, а для вступления такого решения в законную силу (о наказании лица за попытку оказания давления на суд) достаточно чтобы это решение было утверждено другим судьей, по представлению первого судьи. Наказание по такому решению должно быть не менее уровня наказания, предусмотренного по рассматриваемому судьей делу, в связи с которым была предпринята попытка оказания давления на судью.

Предлагаемый механизм должен создать условия, при которых лицо, предпринимающее попытку оказать давление на судью, будет знать, к каким тяжелым для него последствиям это приведет. Благодаря предлагаемому механизму судья будет знать, что может быстро и эффективно защитить себя и своих близких от угроз.

В условия рассматриваемой задачи следует добавить необходимость выбора судьи.

• Избирать судей должно население прямым голосованием (народ должен знать и доверять существующей судебной системе, а также нести ответственность за существующую систему).

• Избирательное законодательство судей должно предусматривать строгую процедуру избирательной компании и проводить ее исключительно за счет средств федерального бюджета (для исключения влияния на этот процесс местных властей и других заинтересованных сторон).

Первая — специалисты, принимающие законодательные акты зачастую просто не знают, как можно создать независимые суды. Вокруг этого вопроса много говорильни и демагогии, путаются причинно следственные связи, и зачастую это делается специально, силами которые заинтересованы оставить, так на всякий случай, возможность контроля независимых судов.

Независимые суды, это ни от кого не зависимые суды. Суды нельзя контролировать, ими нельзя управлять, они должны быть ни от кого не зависимыми. Без таких независимых судов не получить самонастраиваемое государство. Без обратной связи, в виде независимых судов, наше государство не сможет из сегодняшнего неэффективного, превратиться в современное цивилизованное и конкурентоспособное государство, привлекательное для граждан, бизнесменов и чиновников, желающих жить в отечестве и служить отечеству.

Советские народные заседатели

Советская судебная система вращалась вокруг уголовного права

Поскольку собственность в Советском Союзе была государственно-социалистической и хозяйственные споры в государственном арбитраже между советскими предприятиями занимали несущественную долю дел, советская судебная система вращалась вокруг уголовного права, Уголовного кодекса, то есть была системой административно-уголовного принуждения. Эту ситуацию, когда уголовная юстиция была ответом на все вопросы, унаследовала и постсоветская судебная система, и до сих пор от этой ситуации не ушла. Эта проблема очень ярко проявляет себя в том, что экономические споры чаще всего решаются уголовными преследованиями, давлением на предпринимателей, на бизнес.

По каким признакам можно судить о том, что наша судебная система и наши судьи не являются независимыми?

Эти критерии просты. Первым и главным признаком является то, что в публичных делах, когда уголовное дело и обвинение инициирует государство, суд больше, чем в 99% случаев, встает на позицию органов предварительного расследования и государственного обвинения. У нас порядка 90% дел — это дела публичные, и доля оправдательных приговоров ничтожно, исчезающе мала: на сегодняшний день — 0,13-0,14%. Российский судья в среднем выносит оправдательный приговор один раз в семь лет. По делам частного обвинения, когда инициатором выступает прежде всего гражданин, когда не затронуты интересы государства и [в процессе] не присутствует прокурор, процент оправдательных приговоров довольно высокий — более 20%, но доля таких дел очень мала.

В принципе, роль судьи заключается в том, чтобы по высоким стандартам оценивать убедительность доказательств, представленных следователем, обеспечивать судебную защиту обвиняемому, устранять ошибки (не того обвинили, не нашли достаточно доказательств причастности обвиняемого к преступлению и так далее), ограничивать произвол правоохранительных органов и следствия. Можно ли, исходя из этого, назвать независимым суд, который практически не спорит со следствием?

Вина признана, значит, поработали не зря.

Обычно на такие аргументы Верховный суд говорит: примерно 25% дел заканчиваются деятельным раскаянием при примирении сторон и прекращении дела в суде, поэтому нельзя сказать, что у нас приговоры на 99% обвинительные. На это мы отвечаем: чтобы человек смог примириться в суде с пострадавшим и компенсировать ущерб, например за нанесение ущерба средней тяжести здоровью, а судья — прекратить дело, обвиняемый должен признать свою вину. И это всегда устраивает следствие и прокуратуру, поскольку такой исход не ставит вопрос о качестве их работы: вина признана, значит, поработали не зря.

Любой оправдательный приговор — это скандал для следствия и прокуратуры

Любой оправдательный приговор — это скандал для следствия и прокуратуры: ведь выходит, что работали напрасно, обвинили невинного человека; суд его оправдал, следовательно, оправданный может подать иск на компенсацию ущерба или жалобу на неправомерные действия. Оправдательный приговор — это всегда выговор следователю, санкции прокурору, который поддерживал обвинение. Отсюда рождаются паллиативные решения: назначить срок, равный предварительному заключению, с освобождением в зале суда. Но при этом обвиняемый получает судимость, хотя все понимают, что он невиновен, а судья просто не может принять другое решение.

Мифология настаивает на том, что 0,15% оправдательных приговоров — это признак высочайшего качества работы следственных органов. В действительности это говорит о том, что судья не может поставить под угрозу карьерный интерес сотрудников двух смежных ведомств. А это и есть наследие смычки судов с правоохранительными органами, которая досталась нам от советского периода, наследие той профессиональной культуры, которая считает: следователь зря не работает, если есть уголовное дело, значит, человек виновен. Независимый судья не обращает внимания на межведомственные отношения, а невозможность пойти против следствия и прокуратуры отражает отсутствие внутренней независимости судей и независимости автономии всей судебной системы.

— В гражданском производстве нет серьезных уголовных санкций вплоть до лишения свободы, и оно предполагает высокую степень автономии судебной власти. Но и там удовлетворяется порядка 96% исков. То есть те, кто защищаются, могут отстоять свои позиции только в 4% случаев. Это редкий по мировым стандартам показатель правосудия, в большинстве стран вероятность победы истца не такая высокая и доля неудовлетворенных исков выше. Порядка 30% нагрузки по гражданским искам генерирует государство, чиновники, которые не сами решают вопросы по налоговым недоимкам, отчислениям в Пенсионный фонд, обязательным платежам, а отправляют их в суд. Около 20% исков генерирует ЖКХ, иски по неплатежам за коммунальные услуги, как и иски государства, как правило, удовлетворяются автоматически. Еще 30% — это иски по договорам займа, кредитным договорам, также бесспорные. Другими словами, в нашем гражданском процессе очень большая доля исков, фактически не содержащих судебных споров. То есть наш суд — это машина, которая просто штампует своим авторитетом те решения, которые уже содержатся в исковых требованиях.

(Кстати, в 2012-13 году мы впервые провели объемный опрос судейского корпуса, проанализировали 1800 стандартных анкет и установили, что 65% судей — женщины, в основном пришедшие из аппарата суда, а также судьи, имеющие заочное образование, а это тоже, как правило, женщины. И они больше ценят дисциплину, исполнительность и в меньшей степени независимость. Среди судей, которые вышли из прокуратуры, больше мужчин и меньше заочников, и они больше ориентированы на независимость и справедливость. Но таких меньшинство).

И еще одно негативное последствие. С 2000 года количество исков, которые рассматривает судебная система по гражданским делам, почти утроилось. Этот бесконечный поток дел, огромная нагрузка порождают внушительную армию судей. Что очень накладно для государственных финансов, государственных институтов. Притом что часто предметом исков являются маленькие платежи — по 3-5-10 тысяч, а час работы судьи стоит 3,5 тысячи. Вопрос о недоимке в 4 тысячи рублей судья решает за несколько заседаний, и судебная система работает в убыток.

Наша судебная система не является автономной, а судьи — независимыми, и фактически они незначимы. Как так получилось?

В судебной системе важнейший вопрос — качество кадров. Потому что, в отличие от законодательной или исполнительной власти, которые осуществляются органами власти, организациями, судебная власть осуществляется личностью, конкретным судьей в момент принятия и вынесения судебного решения. Судебная власть всегда персонифицирована: нет какого-то абстрактного суда, а есть конкретный судья, который является носителем судебной власти и реализует эту власть в личном качестве.

Статья 120 Конституции гласит: судьи независимы. По Конституции судьи должны брать на себя ответственность. Но если они как личности воспитываются, социализируются специфическим образом, то можно даже не ограничивать их свободу и независимость: они и сами не хотят пользоваться независимостью. Независимость востребована далеко не каждым. Очень многие готовы работать в иерархической организации, под начальством, и не готовы принимать самостоятельные решения, нести ответственность, то есть соответствовать всему комплексу ценностей, норм, которые связаны со свободой. Поэтому, кстати говоря, у нас предприниматели составляют только 4-5% населения. Это — во-первых.

Во-вторых, кто в основном подает документы [в экзаменационную комиссию при коллегии судей], чтобы стать судьей? Подавляющее большинство — это кандидаты, которые отработали в аппарате суда, как правило, начиная с должности секретаря судебного заседания. Именно перспектива пересесть в судейское кресло заставляет работать в этой должности 3-5 лет, получая 15-20 тысяч рублей в месяц. Как недавно раскрыл Верховный суд, прямо из секретарей сразу в судейское кресло перескакивают только 4%. Но и это ужасно. Ни в одной стране мира профессия судебного клерка и профессия судьи не смешиваются. Если ты пошел работать в суд клерком, то никогда не станешь судьей: ты просто выбрал другую жизнь, другой путь. У нас в России пути клерка и судьи состыкованы, это феномен постсоветского времени, и особенно 2010-х годов. Почему? С 2011 года был введен принцип несменяемости судей, их пожизненного назначения. Вообще принцип несменяемости судей и пожизненного назначения, когда судью невозможно снять, уволить, — это основа независимости всей судебной системы (наряду с зарплатой, не зависящей от исполнительных органов, с тем, что все профессиональные вопросы решаются сообществом судей, а не внешними органами, наряду с автоматизированным распределением дел). Но в наших условиях несменяемость судей предполагает, что если вы хотите управлять судебной системой, то должны четко понимать, какие кадры туда попадают, чтобы они были проверенными, предсказуемыми, без сюрпризов.

Преемственность советской и постсоветской судебной системы

Это тоже говорит о преемственности советской и постсоветской судебной системы. В Советском Союзе народные судьи избирались гражданами на так называемых выборах. Но все кандидаты были членами партии и, чтобы выдвинуться на выборы, получали обязательную партийную рекомендацию. В связи с перестройкой требование партийности судей было отменено, суды перешли к системе, когда судей, по предварительному отбору судейского сообщества, назначает президент Российской Федерации. Но на деле был создан мощный институт председателей судов, который контролирует кадровый отбор.

Председатели судов — не единственный институт и способ кадрового отбора. Президент назначает судей не только в России, но и в подавляющем большинстве стран. Но там он просто подписывает [соответствующие указы], полагая, что судейское сообщество само проверило и выбрало наиболее качественные кадры.

Читайте также: