Независимый суд это демократия

Обновлено: 19.05.2024

ДЕМОКРАТИЯ (от греческого δῆμος - зем­ля, об­ласть, на­род и ϰράτος - си­ла, мо­гу­ще­ст­во, власть) - политическая система, в которой народ признаётся источником власти, граждане обладают равными политическими правами и свободами, позволяющими им участвовать в управлении обществе делами непосредственно или через своих представителей, а политические решения принимаются в соответствии с волей большинства.

Ис­то­ри­че­ские фор­мы де­мо­кра­тии. На на­чаль­ных эта­пах раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва пре­об­ла­да­ла не­по­сред­ст­вен­ная демократия Её при­ми­тив­ные фор­мы воз­ник­ли уже в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве, ко­гда лю­ди жи­ли отдельными срав­ни­тель­но не­боль­ши­ми груп­па­ми (род, пле­мя) и в ус­ло­ви­ях борь­бы за вы­жи­ва­ние со­вме­ст­но уча­ст­во­ва­ли как в про­из­водственной дея­тель­но­сти, так и в управ­ле­нии де­ла­ми ро­да. По ме­ре ус­лож­не­ния управ­ленческой сфе­ры, струк­тур­но-функ­цио­наль­ной диф­фе­рен­циа­ции и фор­ми­ро­ва­ния пер­вых по­ли­тич. ин­сти­ту­тов про­ис­хо­ди­ло по­сте­пен­ное ог­ра­ни­че­ние чис­ла лю­дей, не­по­сред­ст­вен­но уча­ст­вую­щих в управ­ле­нии со­циу­мом. Вы­де­ле­ние в отдельную груп­пу воо­ружённых муж­чин, при­няв­ших на се­бя от­вет­ст­вен­ность за безо­пас­ность пле­ме­ни, при­ве­ло к то­му, что имен­но они ста­ли иг­рать главную роль в при­ня­тии ре­ше­ний (во­енная де­мо­кра­тия, во­ж­де­ст­во). Даль­ней­шая со­ци­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция, ук­ре­п­ле­ние ие­рар­хических на­чал и пе­ре­ход к государственной фор­ме ор­га­ни­за­ции об­щественного управ­ле­ния по­сте­пен­но вы­тес­ни­ли де­мо­кра­тические эле­мен­ты, и ме­сто демократии за­ня­ли мо­нар­хии, дес­по­тии и оли­гар­хии.

В сред­ние ве­ка фор­мы не­по­сред­ст­вен­ной демократии бы­ли у ви­кин­гов, в швейцарских кан­то­нах, в ря­де го­ро­дов Северной Ита­лии, в Нов­го­ро­де и Пско­ве, где важ­ней­шие во­про­сы государственной жиз­ни ре­ша­лись на народных со­б­ра­ни­ях. Од­на­ко не­по­сред­ст­вен­ная демократия мог­ла функ­цио­ни­ро­вать лишь в срав­ни­тель­но не­боль­ших общ­но­стях, по­сколь­ку народные со­б­ра­ния сво­бод­ных гра­ж­дан не мо­гут ох­ва­ты­вать боль­шие тер­ри­то­рии и це­лые стра­ны. Про­цес­сы мо­дер­ни­за­ции и скла­ды­ва­ния национальных го­су­дарств в Но­вое вре­мя из­ме­ни­ли ус­ло­вия по­яв­ле­ния и воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния демократии, сти­му­ли­ро­вав воз­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­тель­ной демократии, в ко­то­рой на­род осу­ще­ст­в­ля­ет власть опо­сре­до­ван­но - че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей в ор­га­нах го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вен­но главными ин­сти­ту­та­ми демократии ста­но­вят­ся вы­бо­ры и пар­ла­мент. В ря­де ев­ропейских стран (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция) поя­ви­лись пред­ста­ви­тель­ные ин­сти­ту­ты (пар­ла­мент, ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), ко­то­рые поз­днее ста­нут ос­но­вой пред­ста­ви­тель­ной демократии. Но эле­мен­ты де­мо­кра­тических форм прав­ле­ния это­го пе­рио­да про­яв­ля­лись толь­ко в жиз­ни дво­рян­ско­го со­сло­вия и хри­сти­ан­ских ор­де­нов (например, там­плие­ров, гос­пи­таль­е­ров, Тев­тон­ско­го ор­де­на), другие со­сло­вия бы­ли бес­прав­ны­ми. Вплоть до XIX века де­мо­кра­тическая прак­ти­ка име­ла эпи­зо­дический и ло­каль­ный ха­рак­тер; в Ев­ро­пе и во всём ми­ре ут­вер­ди­лись ав­то­ри­тар­ные, пре­имущественно мо­нар­хические, ре­жи­мы, роль пред­ста­ви­тель­ных ин­сти­ту­тов бы­ла ог­ра­ни­чен­ной и в них до­ми­ни­ро­ва­ла ари­сто­кра­тия, а де­мо­кра­тические взгля­ды и убе­ж­де­ния не по­лу­ча­ли ши­ро­ко­го одоб­ре­ния.

В российской ис­то­рии име­ли ме­сто отдельные эле­мен­ты демократии (Нов­го­род­ская рес­пуб­ли­ка; Зем­ские со­бо­ры в XVI-XVII века), ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния (вой­ско­вой круг у ка­за­ков, кре­сть­ян­ская об­щи­на, зем­ст­ва во 2-й половине XIX - начале XX веков). Од­на­ко в ос­но­ве по­ли­тического соз­на­ния во 2-й половине XV - конца XIX веков ле­жа­ла идея еди­но­го цен­тра­ли­зованного го­су­дар­ст­ва во гла­ве с аб­со­лют­ным мо­нар­хом. В начале XX века, в пе­ри­од кри­зи­са са­мо­дер­жав­ной вла­сти, в Российской им­пе­рии на­ча­лось дви­же­ние к демократии, бы­ли за­ко­но­да­тель­но за­кре­п­ле­ны по­ли­тические пра­ва и сво­бо­ды гра­ж­дан, раз­ре­ше­на дея­тель­ность по­ли­тических пар­тий и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тических ор­га­ни­за­ций, соз­дан пред­ста­ви­тель­ный ин­сти­тут - Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма. В ре­зуль­та­те Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 года в Рос­сии ли­к­ви­ди­ро­ва­на мо­нар­хия и на по­ве­ст­ку дня встал во­прос о кон­сти­туи­ро­ва­нии но­вой де­мо­кра­тической го­су­дар­ст­вен­но­сти (смотреть Уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние). Од­на­ко в ре­зуль­та­те ост­рой по­ли­тической борь­бы эти тен­ден­ции бы­ли пре­рва­ны по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние демократии по все­му ми­ру и её кон­со­ли­да­ция во мно­гих стра­нах бы­ли обу­слов­ле­ны сле­дую­щи­ми фак­то­ра­ми: уров­нем эко­но­мического раз­ви­тия (ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ин­ду­ст­риа­ли­за­ция, ур­ба­ни­за­ция, раз­ви­тость мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций, вы­со­кая гра­мот­ность и другое); на­ли­чи­ем зна­чительного сред­не­го клас­са, обес­пе­чи­ваю­ще­го ста­биль­ность и ус­той­чи­вость со­ци­аль­ной сис­те­мы; рас­про­стра­не­ни­ем в об­ще­ст­ве де­мо­кра­тических убе­ж­де­ний и по­ли­тической куль­ту­ры (пре­одо­ле­ние кол­лек­ти­ви­ст­ских и пат­ри­ар­халь­ных ус­та­но­вок, кон­сен­сус по ба­зо­вым де­мо­кра­тическим цен­но­стям, гражданская от­вет­ст­вен­ность, то­ле­рант­ность, сла­бая вы­ра­жен­ность меж­куль­тур­ных кон­флик­тов и другое); раз­ви­то­стью гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва; кон­тро­лем над си­ло­вы­ми струк­ту­ра­ми и све­де­ни­ем к ми­ни­му­му опас­но­сти во­енного пе­ре­во­ро­та; от­сут­ст­ви­ем ре­аль­ной внеш­ней уг­ро­зы. Без на­ли­чия этих ус­ло­вий ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния и/или ук­ре­п­ле­ния де­мо­кра­тических ин­сти­ту­тов не­ве­ли­ка, хо­тя она пол­но­стью не ис­клю­ча­ет­ся (при­мер Ин­дии, где демократия дос­та­точ­но ста­биль­на, не­смот­ря на срав­ни­тель­но низ­кий уро­вень эко­но­мического раз­ви­тия).

Про­бле­мы и пер­спек­ти­вы де­мо­кра­тии. В по­ли­тической мыс­ли и об­щественном соз­на­нии с древ­них вре­мён су­ще­ст­во­ва­ло кри­тическое от­но­ше­ние к демократии. На­чи­ная с Пла­то­на основной ар­гу­мент про­тив демократии, вос­про­из­во­ди­мый фи­ло­со­фа­ми са­мых раз­ных эпох, со­сто­ял в том, что боль­шин­ст­во лю­дей не об­ла­да­ет ни дос­та­точ­ны­ми зна­ния­ми и на­вы­ка­ми государственной дея­тель­но­сти, ни вы­со­кой мо­ра­лью. По­это­му ус­пеш­ное управ­ле­ние го­су­дар­ст­вом, обес­пе­чи­ваю­щее дос­ти­же­ние об­ще­го бла­га, мо­гут осу­ще­ст­в­лять толь­ко са­мые дос­той­ные и ком­пе­тент­ные гра­ж­да­не, ко­то­рые все­гда со­став­ля­ют мень­шин­ст­во. В начале XX века наи­бо­лее об­стоя­тель­ная кри­ти­ка де­мо­кра­тических идей, по­лу­чив­ших к то­му вре­ме­ни ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, бы­ла да­на тео­ре­ти­ка­ми эли­ты (Г. Мос­ка, В. Па­ре­то, Р. Ми­хельс), ут­вер­ждав­ши­ми, что демократия не толь­ко не­же­ла­тель­на, но и фак­ти­че­ски не­воз­мож­на, по­сколь­ку в лю­бом об­ще­ст­ве по­ли­тическая власть не­из­беж­но кон­цен­три­ру­ет­ся в ру­ках эли­ты, ко­то­рая луч­ше ор­га­ни­зо­ва­на, об­ла­да­ет мо­раль­ным и ин­тел­лек­ту­аль­ным пре­вос­ход­ст­вом над ос­таль­ны­ми гра­ж­да­на­ми и спо­соб­на эф­фек­тив­но ис­поль­зо­вать свои ре­сур­сы для со­хра­не­ния вла­сти. В современных тео­ри­ях элит (Т. Дай и других) под­чёр­ки­ва­ет­ся не­це­ле­со­об­раз­ность су­ще­ст­вен­но­го рас­ши­ре­ния влия­ния гра­ж­дан на про­цесс при­ня­тия по­ли­тических ре­ше­ний, по­сколь­ку это мо­жет по­дор­вать ста­биль­ность об­ще­ст­ва и эф­фек­тив­ность государственного управ­ле­ния; главная роль в по­ли­тической сис­те­ме от­во­дит­ся кон­ку­ри­рую­щим ме­ж­ду со­бой по­ли­тическим эли­там, ко­то­рые мо­гут обес­пе­чить вос­про­из­вод­ст­во и функ­цио­ни­ро­ва­ние ли­бе­раль­ных ин­сти­ту­тов.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.



Мой постоянный оппонент sposobs написал достаточно провокационный пост, подвергающий сомнению эффективность демократии, а также саму возможность ее самозарождения. Он предложил мне дебаты по этой теме и для начала - обозначение собственной позиции. Ну что же, с удовольствием ее обозначу, отталкиваясь от поста уважаемого оппонента.

В начале поста оппонент публикует агитку, которая обозначает по мнению оппонента существенные признаки демократии:

- участие граждан в формировании и осуществлении государственной власти

- сменяемость центральных и муниципальных органов власти

- права меньшинства на оппозицию

- существенная роль в государственной власти принадлежит парламенту

С моей точки зрения, это несколько кривое понимание сути современной демократии. еревый пункт возражений не вызывает. Суть демократии в том, что высшей властью в стране является народ, или нация, совокупность всех граждан страны, которая реализует свою власть либо непосредственно, путем референдумов, либо опосредствованно, путем выдвижение во властные структуры своих представителей на основе выборов.
Второй пункт провозглашает признаком демократии сменяемость власти. Я же уточню, что правильнее будет сказать так: демократия - единственное политическое устройство, которое в принципе предполагает сменяемость власти и переход власти от одной политической силы к другой мирным путем в результате выборов на основе всеобщего голосования. Поясню, что я имею ввиду. Власть в стране может смениться и без демократии. Умер старый правитель и на престол взошел его сын, с совершенно другими советниками, устремлениями и позицией. Так произошло в России после перехода власти от Алексея Михайловича Тишайшего к Петру Алексеевичу Великому. А возможен и другой вариант, связанный с переворотом и насилием, например, убийство заговорщиками Павла Петровича и воцарение на престоле его сына, Александра Павловича. А возможен еще дворцовый переворот, когда одна династия меняет другую. Но будет ли это переходом власти от одной политической силы к другой мирным путем на основе выборов? нет, не будет. Недостаток авторитарных режимов состоит именно в том, что не предполагает мирного сценария передачи власти от одной политической силы к другой. В результате страна обречена на не мирные пути смены политической власти. То есть на путчи, перевороты, мятежи и революции. К сожалению, в автократических государствах другого пути смены власти не предусмотрено.
Далее. Сменяемость власти - не самоцель демократии. Самоцелью является осуществление обратной связи в системе власть-общество, которым общество может среагировать на свое недовольство политическим курсом, осуществляемым властью. Смена власти - это проявление обратной связи путем голосования на выборах. Референдум тоже является проявлением обратной связи, только не связанную со сменой власти, а связанную с принятием тех или иных политических решений (изменение количества регионов страны, изменение конституции и других законов, и т.д.). Другими словами, если обратная связь осуществляется, то демократия существует, вне зависимости от смены власти. Но для того, что бы обратная связь на выборах осуществлялась, необходимо соблюдение еще нескольких условий:
- соблюдение принципа равенства доступа к избирательному процессу всех политических сил, в первую очередь политической оппозиции
- наличие независимых от действующей политической власти СМИ, представляющих точку зрения оппозиции, доступ этих СМИ в масс-медиа пространство государства
- наличие системы контроля за честностью выборов и объективностью подсчета результатов, которая осуществляется через систему наблюдателей от оппозиции и НКО
- наличие независимой от исполнительной власти судебной системы, способной отменить результаты выборов, которые были сфальсифицированы. Подчеркну, если судебная власть зависима от исполнительной, то такая система не может считаться демократией, так как отсутствует возможность отмены результатов выборов правовым путем

По третьему пункту правильней сформулировать иначе: законодательное обеспечение прав любых меньшинств на соблюдение их гражданских прав. Это касается не только политической оппозиции (которая в демократических странах в любой момент может стать политическим большинством), но и отдельных категорий меньшинств, как сексуальных или этнических или конфессиональных, так и таких экзотических как курильщики или наркоманы, или сторонники чайлд-фри или феминистки. Демократия - это не соблюдение прав большинства, это соблюдения прав ВСЕХ, и в первую очередь, меньшинств, в разных сферах социального проявления.

По четвертому пункту выскажусь шире - речь не только о парламенте, а о принципе распределения властных полномочий, иными словами, о принципе разделения ветвей власти. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству во главе с премьер министром или президентом, или канцлером. Судебная ветвь власти отдельно, и главный принцип ее формирования - полная независимость от исполнительной и законодательной власти. Немаловажным фактором является еще и четвертая власть - власть СМИ, которые не должны зависеть от государства.

Далее, в своей статье мой оппонент sposobs совершенно справедливо говорит о том, что даже наличие всех этих демократических институтов в обществе не дает гарантию процветания государства. Он говорит о том, что если рассматривать дело чисто теоретически, то какая форма правления может быть лучше демократии?
Проблема для демократов лишь в том, что мы живём не в теоретическом, а в реальном мире.

Он говорит о том, что если запустить в вольер тысячу мартышек, набросать в вольер палок, и сидеть-ждать, когда палки в лапах мартышек превратят их в людей, то мы не получим положительного результата в обозримом будущем.

И в этом он абсолютно прав. Демократия - не гарантия процветания. Это всего лишь ВОЗМОЖНОСТЬ достижения процветания, через обратную связь от общества, позволяющая обществу корректировать политику государства через смену политических сил у власти и конкретных персоналий.

Вопрос в другом: есть ли приемлемая альтернатива такому способу осуществления обратной связи в модели власть-общество? И ответ однозначный - альтернативы такой модели не существует. Почему? Способс сам дает ответ, хотя приходит к совершенно ложным выводам:
В реальном мире каждый, кто получил власть, стремится закрепиться в ней пожизненно.

И это правда, именно поэтому в демократии и закреплен принцип распределения власти между различными, независимыми друг от друга ветвями. Человек, ставший президентом, может быть и хотел бы стать пожизненным, но в условиях демократии ему не даст этого сделать независимый от него парламент и независимый от него Конституционный или иной Верховный суд. Именно принцип разделения властей препятствует пожизненному закреплению власти одного человека или группы лиц-бенефициаров режима. И наоборот, там, где принцип разделения властей не соблюдается, возникают предпосылки превращения демократически избранного руководителя в пожизненного диктатора, что мы и видим в большинстве стран третьего мира, в т.ч. и в современной путинской России. Причем в путинской России мы видим и попытки насаждения совершенно архаичного азиатского культа личности первого лица, что характерно для диктаторских режимов. К сожалению для Путина, в России этот культ не поддерживается большинством населения, что служит источником постоянных репрессий российской власти против общества, однако не приводит к поддержке культа личности Путина населением России.

В чем ложность выводов старины Способса? Он считает, что раз к успеху демократии приводит только ответственное и просвещенное общество, то для незрелого и малограмотного общества демократия не подходит. Она должна насаждаться сверху и контролироваться недемократическим органом, в сущности диктатурой с опорой на полицейскую силу и репрессии. Примерно, как европеизация России Петром Великим. Насилием, палками и массовыми казнями.

Да, история показывает, что демократия насаждалась часто именно насильственным способом. В Индии она была насаждена периодом английского владычества. В Южной Корее перед закреплением демократии была череда диктаторских военных режимов. То же самое в Латинской Америке. В Сингапуре экономический рост и построение демократического общества было в период жесткой диктатуры Ли Кван Ю.

Однако, следует ли из этого, что демократия не способна существовать в отсутствие недемократического органа над ней? Нет, ни в коей мере. Пример тому - большинство демократий Европы. Недемократический орган иногда бывает необходим, но только до момента установления устойчивой демократии. Устойчивая демократия, это когда власть перешла из рук одной политической силы в руки другой более двух раз с помощью демократических выборов. После этого необходимость в наддемократическом органе отпадает. И он становится тормозом развития и устойчивости страны, так как не подвержен влиянию обратной связи со стороны общества. В случае Европы таковым органом являлась монархия. Какой же мирный выход из такой ситуации? Он прост - общественный договор общества с монархом, который позволяет монархии формально сохраняться, но при условии невмешательства монарха в политическую жизнь страны, оставаясь исключительно представительным символическим органом, поддерживающим демократическое устройство страны.
Проблема в том, что монархия не может быть создана искусственно, вне связи с непрерывным историческим процессом. там, где монархическая традиция в Европе не прерывалась, монархии устояли, путем отказа от ПОЛИТИЧЕСКОЙ власти. Там, где историческая традиция прервалась: Франция, Австрия, Греция и т.д., монархия быть реставрирована не может, поскольку утерялась легитимность ее существования. Новую легитимность монархия получить не может, поскольку историческая традиция прервана. В этом случае становлению демократии может служить только целеполагание той или иной политической силы, которая завоевывает доверие граждан и получает карт-бланш на построение демократического общества.

Кажется, я изложил в целом свое понимание демократического устройства и его преимущества. Остальное могу пояснить в комментариях.
Как итог, могу привести цитату Черчилля о демократии:

Демократия является самой плохой формой правления, если не принимать во внимание все остальные

Иными словами, Черчилль прекрасно видел все недостатки демократии, возможность манипуляции избирателем, однако, преимущество демократии в виде обратной связи в системе власть-общество, все равно делает ее самой оптимальной и справедливой системой власти в государстве.

Это была тематическая статья derrickdon . Разбанивать некоторых участников Ру-полит мой оппонент, к сожалению, отказался, поэтому, батл будет проходить в моём журнале.
Писать комменты в моём журнале могут только мои фрэнды, поэтому, мешать нам в поединке никто не будет. С другой стороны, и читать наши реплики вряд ли будет много людей. Во всём есть свои плюсы и свои минусы.
Что ж, завтра с обеда, даст Бог, и приступим.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других.

1. Понятие и признаки демократии


  • как форма государства;

  • как политический режим;

  • как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.


  1. признание народа высшим источником власти;

  2. выборностью основных органов государства;

  3. равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

  4. подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.


  • раскрывающие связь с общественными отношениями;

  • выражающие внутренние функции деятельности государства;

1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;


      1. плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

      2. 3. Формы и институты демократии

      Форма демократии — это ее внешнее выражение.

      Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

      1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

      Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

      Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы).

      2.Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

      3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

      Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

      Формы демократии находят проявление в ее институтах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

      Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

      Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление кпризнание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.

      Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

      Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

      Что означает слово Демократия

      Формы демократии.

      Непосредственная (прямая) демократия.

      Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

      Проблемы прямой демократии.

      К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

      Что такое Демократия

      Представительная (репрезентативная) демократия.

      Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: импичмент, отставка правительства (чиновника), революция, люстрация, референдум, и тому подобное.

      На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: бюрократию, популизм, коррупцию, узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

      Формы демократии

      Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

      Основные столпы на которых базируется демократия:

        народа;
      • Правительство формируется с согласия народа;
      • Действует принцип большинства;
      • Соблюдаются права меньшинств;
      • Гарантируются основные права и свободы человека;
      • Свободные и честные выборы;
      • Равенство перед законом;
      • Соблюдение правовых процедур; ограничения в отношении правительства (власти);
      • Социальный, экономический и политический плюрализм;
      • Ценности толерантности, прагматизма, сотрудничества и компромисса.

      Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

      Из чего состоит демократия.

      Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

      • Политическая система и система выборов;
      • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
      • Защита прав граждан;
      • Верховенство права (равенство перед законом).

      Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

      Что такое Демократия

      Политическая система и система выборов.

      • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
      • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
      • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
      • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
      • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
      • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
      • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
      • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
      • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
      • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
      • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
      • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
      • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

      Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

      • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
      • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
      • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
      • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
      • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
      • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
      • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
      • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
      • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

      Что такое Демократия

      Защита прав граждан.

      • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
      • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
      • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
      • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
      • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
      • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
      • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
      • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

      Верховенство права.

      • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
      • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
      • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
      • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
      • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
      • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
      • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
      • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
      • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

      Что означает термин Демократия

      Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

      • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
      • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
      • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
      • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
      • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
      • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
      • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
      • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

      В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

      И судя по всему, он был прав.

      Читайте также: