Несет ли государство удобного флага ответственность за действия своих судов

Обновлено: 17.05.2024

Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море, выдает соответствующие документы судам, которым оно предостав­ляет право плавать под его флагом, и определяет условия предоставления судам своей национальности и права плавать под его флагом.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.

Судно может плавать под флагом:

- только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море;

- Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений;

- Международного агентства до атомной энергии [14, Статья 93].

Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национально­стей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим нацио­нальности. Каждое государство должно эффективно осуществляет в административ­ных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом [210] .

Кроме того, государство флага обязано: 1) вести регистр судов с указанием назва­ний судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исклю­чены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров;

2) принимать на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, ка­сающихся данного судна;

3) принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частно­сти в том, что касается:

а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

б) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом приме­нимых международных актов;

в) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

Государство вправе самостоятельно определять объем перечисленных выше мер,

однако, они обязательно должны включать:

- инспектирование судна квалифицированным судовым инспектором до регист­рации (и в дальнейшем через соответствующие промежутки времени) на предмет год­ности судна к плаванию и наличию на борту морских карт, мореходных изданий, на­вигационного оборудования и других приборов, какие необходимы для безопасного плавания судна;

- обеспечение того, чтобы каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

- осведомленность экипажа (включая капитана, офицеров и, в необходимой сте­пени, других его членов) с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио, а также обеспечение обязательности соблюдения перечисленных выше правил.

Каждое государство должно организует расследование достаточно квалифициро­ванным лицом каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

В случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. В области дисциплинарной ответственности только государство, которое выдало диплом судоводителя или свиде­тельство о квалификации или разрешение, является компетентным для того, чтобы после должной процедуры отобрать эти документы даже в том случае, если их владе­лец не является гражданином государства, их выдавшего

Каждое государство должно обязать капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опас­ности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его сто­роны можно разумно рассчитывать;

в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

Каждое прибрежное государство должно способствовать организации, деятель­ности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также когда того требуют об­стоятельства, сотрудничать в этих целях с соседними государствами посредством вза­имных региональных договоренностей [211] .

Национальность судна и флаг

Начиная с XIII-XIV вв. в европейских странах в целях ограждения морской торговли от действий воюющих держав издавались нормативные акты о порядке установления государством флага контроля над его судами, о предоставлении судам национального статуса, о процедуре проверки истинности связи судна с государством флага.

Суда имеют национальность. Это официальный термин, используемый в морском праве. Национальность означает государственную принадлежность судна. То есть властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

Возможна ситуация, когда судно не имеет национальности. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [1] такая возможность допускается. Например, судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности [2] . А военный корабль, встретивший в открытом море судно, не имеющее национальности, имеет право на его осмотр [3] . Но, хотя и нет прямого запрета на эксплуатацию судов без национальности, в море встретить судно без национальности практически невозможно.

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом [4] .

В 1986 году была сделана попытка упорядочить процесс регистрации судов в рамках международного морского права и была заключена Конвенция ООН об условиях регистрации судов [5] . Конвенция имела благородные цели – обеспечить реальную связь между государством и судами, плавающими под его флагом для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов, для чего обязать государства, регистрирующие суда, иметь компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, обеспечивать возможность беспрепятственного выявления и привлечения к ответственности лиц, которые отвечают за управление и эксплуатацию судна, включенного в его регистр.

Прогулочные суда небольшого размера по национальному законодательству не подлежат государственной регистрации. В основном это, конечно, суда для прибрежного плавания и внутренних водных путей. В некоторых странах установлено, что в этом случае национальность судна определяется гражданством собственника (местом регистрации юридического лица).

Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации [8] .

Право плавания под государственным флагом Российской Федерации и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц, самого российского государства, его субъектов и муниципальных образований [9] . В подавляющем большинстве зарубежных стран условия предоставления права плавания под национальным флагом аналогичны. Право плавания под российским государственным флагом имеют суда, внесенные в Российский международный реестр судов, а также может быть временно предоставлено иностранным судам, находящимся в бербоут-чартере российского фрахтователя.

Уставов службы на гражданских судах в России три:

Именно в них содержатся правила подъема и несения государственного флага.

В соответствии с Уставом службы на морских судах [11] :

Устав службы на морских судах не распространяется на маломерные суда, поднадзорные ГИМС, спортивные парусные и прогулочные суда. Но при несении флага на таких судах рекомендуется придерживаться установленного им порядка несения Государственного флага России.

Нарушение порядка официального использования российского государственного флага влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. рублей [12] . Не шутка.

[2] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[3] ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[4] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[5] Конвенция ООН об условиях регистрации судов заключена в г. Женеве 07.02.1986

[7] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994), ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[8] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[9] ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[11] п. 2.1 - 2.21 Устава службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224

Читайте также: