Назначение и состав комплекта снаряжения пожарного порядок хранения комплектов на судах

Обновлено: 05.05.2024

О: Горючие материалы, входящие в судовое снабжение (лаки, краски, растворители, карбид и др.), представляют значительную опасность для возникновения и развития пожара.

При погрузке их на судно и хранении в кладовых необходимо соблюдать требования по совместимости. Например: - горючие жидкости не должны храниться вместе с окислителями и сильными кислотами; - карбиды, извести, щелочные металлы и их соединения должны храниться в сухих помещениях с надежной вентиляцией.

В.2.1.3: Какие требования предъявляются к судовой системе вентиляции при пожаре?

О: Судовая система вентиляции может являться путем развития пожара по каналам из одного отсека (помещения) в другой. Вентиляция должна быть отключена, а ее каналы перекрыты после того, как из аварийного помещения выведены люди.

Вентилирование не должно прекращаться в помещениях и отсеках судна, пока там находятся люди.

В.2.1.4: Какие материалы способны к самовозгоранию?

О: К самовозгоранию способны следующие материалы:

* ветошь, пакля, парусина, белье, одеяла и другие абсорбирующие материалы, хранящиеся в сыром виде навалом, в тюках или связках или пропитанные растительными маслами и животными жирами;

* грузы подкласса 4.2;

* древесные, металлические и другие опилки, пропитанные растительными маслами и животными жирами.

В.2.1.5: Какие средства сигнализации используются на судне для обнаружения пожара и где они устанавливаются?

О: Для обнаружения пожара & судовых помещениях могут быть установлены датчики автоматической электрической системы сигнализации (ЭПС) дымовые и тепловые.

Дымовые - устанавливаются в трюмах, МП, на камбузах и кладовых. Забираемый в охраняемом помещении воздух пропускается через луч, чувствительный к примесям. При появлении дыма вырабатывается сигнал через систему реле, зажигается лампочка соответствующего луча на приемной станции, и подается звуковой сигнал (общий для всех).

Тепловые - устанавливаются в жилых, служебных, производственных помещениях, а также в МП, трюмах, на камбузах. Замыкание контактов (подача сигнала) осуществляется с помощью биметаллической пластины с заданной чувствительностью: 70°С в каютах и трюмах, 90°С в МП и на камбузах.

Ионная сигнализация устанавливается в помещениях перевозки авто и другой техники с топливом в баках. Срабатывание происходит при попадании в поле фото луча паров ЛВЖ.В.2.3: Какие системы пожаротушения используются на судах?

В.2.1.6: По, каким направлениям может развиваться пожар на судне?

О: Судовые пожары могут развиваться: по путям движения воздушных потоков, по вентиляционным каналам, по вертикальным шахтам трапов, лифтов, МП, по заобшивочпым пустотам палуб и переборок, по слою разлитой горючей жидкости и поверхностям легкогорючих твердых веществ и материалов.

В.2.1.7: Что должен выполнить член экипажа, первым обнаруживший пожар (загорание)?

О: Первый обнаруживший пожар (загорание) или его признаки обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и задействовать первичные средства тушения с целью сдержать развитие горения.

2.2. Судовые системы и средства пожаротушения.

В.2.2.1: Какие системы пожаротушения используются на судах?

О: На судах используются следующие системы пожаротушения:

* водо-пожарная - воздействует на зону горения, охлаждая ее; -

* спринклерная - то же;

* водораспыления - то же;

* водяных завесов - воздействует на зону горения, охлаждает ее.

* водяного орошения • охлаждает конструкции;

* паротушения - разбавляет окислитель и частично охлаждает зону горения;

* углекислотного тушения - разбавляет окислитель;

* инертных газов - то же;

* тушения хладонами - ингибирует (снижает интенсивность) процесс горения ;

* пенотушения - изолирует горючие вещества от зоны горения;

* порошкового тушения - изолирует горючие вещества и ингибирует горение.

В.2.2.2: Из каких технических средств состоят системы тушения пожара на судне?

О: Водо-пожарная система состоит из насосов (основных и аварийного), трубопроводов, пожарных кранов (рожков), рукавов и стволов.

Система пепотушепия состоит из емкости для хранения пенообразователя, подводящих трубопроводов, смесительного устройства и пеноге-гераторов. Судовые магистрали, пожарные краны и рукава общие с водо-пожарной системой.

Углекислотные системы подразделяются на:

* высокого давления, когда С02 хранится под давлением 60 атм. в специальных баллонах 40-50 л;

* низкого давления - углекислый газ содержится в изотермической цистерне при температуре около минус 20°С и давлением несколько выше атмосферного.

От станции по специальным трубопроводам С02 подается в помещение (трюма, МП), где распыляется с помощью выходных головок.

Хладопоеая система, устанавливаемая в МП, грузовых трюмах и некоторых других помещениях судна, состоит из станции в специальном помещении, где размещаются в нем емкостей для хранения хладона и пусковой аппаратуры, разводящих трубопроводов и головок-распылителей, размещенных равномерно в подвалах охраняемого помещения.

Системы пускаются в действие следующим образом: водо-пожарная (насосы) и пенотушения - вручную с места размещения насосов и цистерн для пенообразователя и дистанционно • с мостика и ЦПУ; системы объемного тушения пускаются только вручную из помещений, станции.

В.2.2.3: Какие нестационарные средства пожаротушения используются на судне?

О: Машинные, грузовые, производственные, коридоры жилых помещений и некоторые другие судовые помещения оснащаются следующими нестационарными средствами и установками пожаротушения:

1. Передвижные огнетушители - это, в основном, пенные огненетушители с резервуаром объемом 45-136 л., куда заливается раствор воды с пенообразователем. Резервуар монтируется на раме с колесами для перемещения. Для пуска огнетушитель снабжен баллончиков с С02 или воздухом

под давлением. Огнетушитель снабжен шлангом длиной до 10 м и пеногенератором ГСП-10 или ценным стволом. Реже применяются передвижные углекислотные и порошковые огнетушители.

2. Ручные (переносные) огнетушители - это пенные (ОХП №10), углекислотные (ОУ-8) и порошковые (ОП) огнетушители. Емкость баллонов пенных огнетушителей около 10 л, углекислотных - 8 л, порошковых от 2 до 12 л. Приводятся в действие огнетушители при поднесении их к очагу горения на возможно близкое расстояние (от 2 до 3 м).

3. Переносной пенный комплект - состоит из емкости (около 20 л) для хранения ПО, пеносмесителя с всасывающим ПО шлангом, 2-х рукавов (до пеносмесителя и после него) и пеногенератора или пенного ствола. Такими комплектами оснащаются МП, насосные, помещения приема топлива, многие грузовые помещения (обычно судов типа РО-РО).

В.2.2.4: Из чего состоит комплект снаряжения пожарного?

О: Комплект снаряжения пожарного состоит из следующих предметов: комбинезон или куртка с брюками, сапоги или другая специальная обувь, рукавицы, каска, противодымпый прибор. Комплект используется при направлении членов аварийных партий во внутренние помещения судна для проведения разведки, эвакуации людей тушения пожара.

В.2.2.5: Какие приборы используются на судах, для защиты органов дыхания ?

О: Для защиты органов дыхания на судах используются следующие приборы:

1. Изолирующие противогазы - работают на сжатом воздухе (отечественный АСВ-2 и аналогичные ему иностранного производства). Все аппараты автономны.

2. Фильтрующие противогазы могут быть использованы при кратковременном нахождении в зоне загазованности. В противогазах должны использоваться коробки-фильтры марки соответствующей загазованности среды. Например, при перевозке бензина в загазованной среде можно ра-бо1ать в противогазе с коробкой марки "А", при фтористом водороде- марки "В", при работе с соединениями бериллия - марки "Е", коксовом газе -марки "М".

3. Шланговые противогазы (ПШ-1 и ПШ-2) применяются на судах при посещении отсеков (танки, емкости и т.п.) с непригодной для дыхания средой. Воздух для дыхания подается по шлангам длиной до 40 м.

4. Противогазы со связанным кислородом (ИП-46 и др.) могут применяться в крайних случаях, при отсутствии других противодымных приборов.

К работе в воздушных изолирующих аппаратах допускаются все члены экипажа, прошедшие обучение и годные по состоянию здоровья к работе на морских судах. Для работы в кислородных аппаратах необходимо пройти специальное обучение и медицинское освидетельствование.

В.2.2.6: Для какой цели используются теплозащитные костюмы? О: Теплозащитные костюмы предназначены и должны использоваться только для спасения людей из помещений с повышенной температурой, реже для работы по тушению пожара. Одевание и тренировки должны проводиться с учебными костюмами.

При перевозке кислот и щелочей, аммиака и других аналогичных веществ члены аварийных партий , а иногда и весь экипаж должны иметь специальные защитные костюмы.

В.2.2.7: Каким требованиям должно удовлетворять хранение противопожарного снабжения?

О: Хранение противопожарного снабжения должно удовлетворять следующим требованиям: пожарные рукава в собранном виде с пожарным стволом должны размещаться в непосредственен близости к пожарному крану и храниться на вьюшках или в корзинах так, чтобы их можно было быстро ввести в действие. На открытых палубах они должны быть помещены в. герметичные шкафчики, в закрытых помещениях по всему судну пожарные рукава должны быть постоянно подсоединены к пожарным кранам переносные комплектные воздушно-пенные стволы - к переносным пеногенераторам.

В.2.2.8: Каким огнегасительным эффектом обладает вода?

О: Вода является основным средством для тушения судовых пожаров, Огнегасительным эффектом воды является ее способность охлаждать зону горения за счет значительной теплоемкости воды.

Компактные струи воды используются для тушения твердых горючих веществ, создания зон безопасности на пути эвакуации людей.

Распыленные струи воды обеспечивают более полный контакт воды с горящими предметами. Только они применяются для тушения горючих жидкостей, измельченных твердых и волокнистых материалов.

В.2.2.9: Какими преимуществами обладает система углекислотного тушения?

О: Возможность тушить электрооборудование, некоррозийность, сохранение огнегасительных средств в течение длительного времени, эффективна для тушения химических средств, не портит продукты питания и материально ценности.

В.2.2.10: Какие агенты используются для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ?

О: Для тушения нефтепродуктов и твердых горючих веществ, а также для тушения спирта, ацетона и др. веществ", растворимых в воде, используется пенное пожаротушение, в частности, воздушно-механическая пена средней и высокой кратности.

В.2.2.11: С какой целью и какие используются для тушения инертные газы?

О: Инертные газы (азот, аргон, гелий, дымовые и отработанные газы) применяют в основном для понижения концентрации кислорода о очаге горения. Кроме того, инертными газами заполняют свободное пространство танков, трюмов для защиты от возникновения пожара (взрыва).

Снабжение судов противопожарным имуществом. Нормы снабжения

Каждое судно должно быть обеспечено полным комплектом исправного противопожарного имущества в соответствии с действующими нормами снабжения морских судов, установленными Правилами классификации и постройки морских судов Регистра СССР.

Все пожарные рожки, должны быть снабжены пожарными рукавами, длина рукавов должна быть равной не менее 15 и не более 20 м для рожков, установленных на открытых палубах, и не менее Юм — для рожков, установленных в помещениях судна. На судах длиной менее 40 м для рожков, установленных на открытых палубах, могут быть применены рукава длиной не менее 10 м. Допускается применение льняных или пеньковых рукавов, как непрорезиненных, так и прорезиненных или из синтетических материалов.

Присоединительная арматура всех пожарных рукавов, стволов, в том числе водяных и воздушнопенных, перекосных пекогенераторов высокократной пены, пеносливов должна быть быстросмыкающадся, стандартного типа и размера; материал присоединительной арматуры должен быть стойким к морской воде. Крепление пожарных рукавов к арматуре должно осуществляться прочным и надежным способом. На наливных судах должна применяться арматура, исключающая возможность иокрообразования.

Воздушнопенные стволы, предназначенные для подачи пены от стационарных систем пенотушения, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • пенопроизводительность стволов, установленных на верхних палубах наливных судов, должна быть примерно 4 м3/мин;
  • пенопроизводительность стволов, установленных внутри машинных, производственных и других помещений судна, должна быть примерно 2 м3/мин.

В комплект переносного воздушнопенного ствола, предназначенного для тушения пожара в грузовых отсеках наливных судов и питающегося от водопожарной системы, должны входить:

  • воздушнопенный ствол с эжектирующим устройством, регулятором подачи пенообразователя к смесителю и пеиоеливомудлинителем длиной не менее 4 м;
  • переносный сосуд для пенообразователя;
  • соединительный рукав для подачи пенообразователя от сосуда к стволу;
  • пожарный рукав длиной 20 м с внутренним диаметром 66 мм.

Расчетное количество пены и пенообразователя определяют исходя из необходимости покрытия пеной наибольшего по площади; грузового отсека при интенсивности подачи пены, полученной из. пенообразователя на протеиновой основе, равной 2 л/(см2), в течение 5 мин при кратности расширения пенообразования, равной примерно 6.

В состав комплекта, переносного воздушнопенного ствола,, предназначенного для тушения пожара внутри помещений судна, не являющихся грузовыми наливными отсеками, и питающегося от пожарной системы, должны входить:

воздушнопенный ствол пекопроизводительностью примерно 2 м3/мин с эжектирующим устройством и регулятором подачи пенообразователя к смесителю;

переносный сосуд, способный вместить не менее 20 л пенообразователя;

запасной сосуд для пенообразователя, способный вместить не менее 20 л пенообразователя и хранящийся в .непосредственной близости от основного сосуда;

пожарный рукав диаметром, соответствующим диаметру ствола, и длиной 10 м;

соединительный рукав для подачи пенообразователя от сосуда к стволу.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе, на каждое из помещений, в котором расположены главные двигатели мощностью не менее 1000 л. с, или вспомогательные двигатели мощностью не менее 500 л. с, или главные и вспомогательные двигатели общей мощностью не менее 1000 л. с, полагается один комплект переносного воздушнопенного ствола на каждый пожарный рожок, однако больше чем два комплекта на каждое помещение не требуется.

Для каждого грузового насосного отделения полагаются два комплекта переносного воздушнопенного ствола, для каждой •станции раздачи топлива в шланговом помещении — один комплект.

(Минимальное количество ручных переносных пенных огнетушителей ОП и углекислотных огнетушителей ОУ, подлежащих применению внутри жилых и служебных помещений, определяют исходя из нормы: два огнетушителя на каждые полные и неполные 30 м длины участков палуб, на которых эти помещения расположеиы.

В постах управления положен одни огнетушитель ОП на каждое помещение, при этом допускается установка одного огнетушителя в коридоре на группу небольших помещений суммарной площадью до 50 м2 при условии, что входы в эти помещения расположены рядом, в одном коридоре.

Одним огнетушителем ОУ снабжается каждое помещение или группа помещений, где имеется электро или радиооборудование, а также штурманская рубка и хранилище карт. Один огнетушитель ОП полагается на каждое из помещений, где расположены аварийный дизельгенератор или пожарный дизельнасос при мощности дизеля до 100 л. с. Если мощность дизеля 100 л. с. и более, то должен быть дополнительно установлен один огнетушитель ОП на каждые полные и неполные 200 л. с. мощности дизеля сверх 100 л. с.

В машинных отделениях с главными или вспомогательными механизмами, работающими на жидком топливе, — один огнетушитель ОП на каждые полные 1000 л. с, но не менее двух на помещение, однако нет необходимости иметь более шести огнетушителей на помещение. В машинных отделениях судов с главными паровыми механизмами — два огнетушителя ОП на каждое помещение.

В котельных отделениях с главными или вспомогательными котлами, работающими на жидком топливе, — по крайней мере, два огнетушителя ОП на ту часть отделения, к которой обращены фронты котлов, и на каждое помещение, в котором расположено топливное оборудование.

В помещениях, в которых располагаются электрические машины или механизмы, — один огнетушитель ОУ. Одни огнетушитель ОУ полагается на каждый электрический генератор, не являющийся главным генератором, если мощность генератора превышает 500 кВт. В отдельных помещениях, содержащих электрораспределительные щиты, — два огнетушителя ОУ на помещение.

В аккумуляторных — один огнетущитель ОУ на помещение, В грузовых насосных отделениях, на станциях раздачи топлива, в шахтах бензопроводов, шланговых помещениях — один огнетушитель ОП на каждые 30 м2 площади пола помещения. В помещениях сварочной мастерской и для хранения сварочного оборудования — один огнетушитель ОП и один огнетушитель ОУ на каждое помещение.

Для огнетушителей ОП должны предусматриваться по два запасных заряда на каждые три огнетушителя. Запасные заряды должны находиться в местах хранения противопожарного имущества. На каждые десять углекислотных огнетушителей должен предусматриваться одинзапасной огнетушитель. Если применяются углекислотные огнетушители, то количество углекислоты в них должно быть не менее 5,5 кг, что соответствует ручным углекислотным огнетушителям ОУ8.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе, на всех пассажирских судах, независимо от валовой вместимости, и на прочих судах, имеющих валовую вместимость 1000 per. т и более, должно быть—по одному полустационарному пенному огнетушителю типа СО500 емкостью 45 л или по углекислотноснежному огнетушителю емкостью 16 кг углекислоты.

В машинных отделениях с главными паровыми турбинами или машинами при мощности установленных .механизмов более 500 л. с. — один полустационарный огнетушитель.

В производственных помещениях, где применяется жидкое топливо или другие воспламеняющиеся жидкости или вырабатываются жировые вещества, — один полустационарный огнетушитель на каждые полные и неполные 300 м2 площади.

По одному полустационарному огнетушителю полагается иметь в помещениях с главными электрогенераторами или гребными электродвигателями, а также в помещениях, где находятся электрораспределительные щиты.

В машинных отделениях с механизмами, работающими на жидком топливе и имеющими общую мощность в одном помещении более 5000 л. с, в котельных отделениях с котлами, работающими на жидком топливе, на всех пассажирских судах и в помещениях с главными электрогенераторами или с гребными электродвигателями при суммарной мощности электрических машин в помещении более 5000 л. с. должно быть по одному стационарному пенному огнетушителю типа АПХ1200 емкостью 136 л или углекислотносиежному огнетушителю емкостью 45 кг углекислоты.

В каждом котельном отделении с котлами,, работающими на жидком топливе, а также в районе фонарных, малярных, у мест приемки и раздачи топлива и в других опасных в пожарном отношении местах, кроме машинных отделений, должно быть по металлическому ящику с песком или пропитанными содой сухими древесными опилками и с совком. В машинных и котельных отделениях всех судов, с механизмами или котлами, работающими на жидком топливе, должно быть по одному ящику на каждое помещение.

На каждые полные и неполные 40 м длины открытой палубы наливных и пассажирских судов полагается покрывало размером 1,5x2 м для тушения пламени. Одним покрывалом снабжается любое судноваловой вместимостью менее 1000 per. т и двумя покрывалами — любое судно валовой вместимостью более 1000 per. т.

Нормы снабжения судов комплектами пожарного инструмента (пожарный топор и пожарный лом) установлены в зависимости от валовой вместимости судов:

Валовая вместимость судна, Количество per. тч комплектов

  • До 2000 . 1
  • От 2000 до 4000 . 2
  • От 4000 до 10 000 . 3
  • От 10 000 и более. 4

На каждое пассажирское судно полагаются два комплекта снаряжения для пожарных и дополнительно по комплекту на каждые полные и неполные 80 м длины самой длинной палубы, на которой расположены пассажирские и служебные помещения, но не менее грех комплектов на каждую аварийную партию. Не менее трех комплектов снаряжения для пожарных полагается иметь на судне любого типа (кроме пассажирского) валовой вместнмостью 300 per. т и более.

На всех судах валовой вместимостью 4000 per. т и более должно быть по одной переносной электрической или пневматической дрели.

На всех судах валовой вместимостью 500 per. т и более, оборудованных стационарными системами объемного газотушения, должно быть по одному переносному электрическому дымососу в комплекте с приемными и выкидными рукавами для обеспечения вентиляции любого охраняемого помещения.

По одной переносной пожарной мотопомпе комплектно с приемными и выкидными рукавами и пожарными стволами должно быть на несамоходных судах валовой вместимостью 100 per. т и более, на самоходных судах валовой вместимостью 40 per. т и более, на пассажирских судах валовой вместимостью менее 300 per. т и на всех прочих судах валовой вместимостью от 1000 до 2000 per. т, на которых нет стационарного аварийного пожарного насоса. На несамоходных наливных судах вместо мотопомп должен быть установлен переносный ручной насос. На всех судах валовой вместимостью 1000 per. т и более должно быть по одному комплекту переходного соединения международного образца.

Для экипажа пожарная безопасность на судне предусматривает соблюдение строгих предписаний. Специфика конструкции и хранения материалов не позволяет быстро изолировать возгорание или произвести экстренную эвакуацию. Также важно учитывать, что к ликвидации пожара не всегда возможно привлечь службы, задействованные для объектов на суше. Соответственно, правила противопожарной безопасности обязаны знать все члены экипажа.

Содержание:

Правила пожарной безопасности на судне

Требования противопожарной защиты закреплены в законодательстве. В данном вопросе выделяют следующие правовые акты:

Помимо данных документов, действует и ряд специализированных нормативов. К примеру, предписания по противопожарной защите на строящихся или ремонтируемых судах, требования к оформлению стендов и др. Обращают внимание и на Кодексы внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания.

Кто отвечает за обеспечение пожарной безопасности судов?

Предписанные законодательством требования пожарной безопасности на судах должны исполнять все члены экипажа, а также пассажиры судна. За техническое оснащение и информационную подготовку отвечает судовладелец, капитан и его помощники.

В обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:

  • проводится инструктаж с командным составом и экипажем;
  • отрабатываются практические приемы и действия с использованием предусмотренных средств пожаротушения;
  • формируются аварийные группы или команды для решения задач по борьбе с возгораниями, их численность зависит от типа судна, его назначения и размера экипажа;
  • инструктируются пассажиры с отработкой действий при срабатывании тревоги, изучаются планы эвакуации;
  • создаются наглядные стенды по правилам противопожарной защиты, они размещаются в наиболее оживленных местах судна.

С учетом требований законодательства ответственность за эксплуатацию судна и его ремонт при наличии экипажа несет капитан. При отсутствии команды – судоремонтное предприятие в соответствии с договором. Если корабль находится в доках, то ответственность несет предприятие, ведущее доковые работы.

Капитан также несет ответственность при перевозке специальных грузов, их погрузке, бункеровке. Он же отвечает за противопожарную безопасность при ремонте, который ведется силами экипажа.

Вас также может заинтересовать:

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ

В соответствии с законодательством, обеспечение пожарной безопасности на судне внутреннего водного транспорта выполняется соблюдением предписанных норм. Экипажу плавсредства запрещено:

  • разводить открытый огонь;
  • курить в непредусмотренных для этих целей местах;
  • включать в сеть электроприборы, не предусмотренные для применения;
  • хранить горючие или легковоспламеняющиеся материалы в неположенном месте или виде;
  • сушить вещи рядом с приборами отопления;
  • создавать барьеры на подходах и подступах к средствам пожаротушения.

Правила пожарной безопасности на судах ВВТ РФ также должны быть оформлены наглядно соответствующими стендами. Размещаются они по общим предписаниям в местах наибольшего присутствия экипажа и пассажиров.

Пожарная безопасность на морских судах

На морских судах противопожарная защита обеспечивается:

  • конструктивными особенностями судна;
  • поддержанием в исправности и готовности к немедленному применению средств пожаротушения;
  • соблюдением техники безопасности и противопожарного режима при эксплуатации корабельного оборудования;
  • проведением организационных мероприятий по информированию и отработке навыков борьбы с возгораниями;
  • выполнением специальных предписаний при перевозке определенных грузов, их погрузке и загрузке, а также при ремонте и других действиях.

В контексте данных требований правила пожарной безопасности на морских судах основаны на двух ключевых аспектах – соблюдение требований безопасности и техническое оснащение. Последнее обеспечивается организацией пожарного поста и открытым доступом, в том числе к морскому снаряжению пожарного.

Костюм пожарного

Пожарная безопасность на судах речного флота

Меры пожарной безопасности на судне речного флота предусматривают следующие требования:

  • все члены экипажа обязаны пройти инструктаж по технике противопожарной безопасности при обучении, а также непосредственно на рабочем месте;
  • проведение ежегодного инструктажа для повторного усвоения информации, а также разъяснительной работы для применения соответствующих средств;
  • соблюдение правил противопожарной безопасности;
  • регулярная проверка оборудования, определение его исправности;
  • подготовка и проведение мероприятий, направленных на повышение противопожарной защиты на судне.

Помимо данных мероприятий, формируется график дежурств по пожарной тревоге. Также для каждого члена экипажа готовится и вывешивается в каюте карточка с описанием его действий в случае ее срабатывания.

костюм пожарного речной

Организация пожарной безопасности

Организация противопожарной защиты на судне основана на трех ключевых аспектах:

  • инструктаж экипажа и его подготовка;
  • оснащение техническими средствами предупреждения и тушения возгораний;
  • обеспечение практических навыков и доступа к средствам пожаротушения.

Пожарные правила на судах речного флота основаны на тех же принципах, что и предписания для морских с поправкой на объемы и численность экипажа. Помимо инструктажа, для всех кораблей обязательно размещение стендов в местах, используемых чаще всего. Также судно должно иметь снаряжение пожарного для членов соответствующих команд.

На стендах изображают следующую информацию:

  • расположение огнестойких конструкций и кранов пожаротушения;
  • схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
  • помещения с пожарной сигнализацией, а также со стационарными средствами тушения и информацией о принципах их управления;
  • пути эвакуации, аварийно-спасательное оборудование, возможности доступа в различные помещения;
  • систему вентиляции, включая все ее элементы;
  • места хранения инструкций по применению средств пожаротушения.

Организация пожарной безопасности на судах включает создание специальных команд или групп, занимающихся профилактикой возгораний. Они проверяют системы корабля, герметизацию, состояние средств пожаротушения. Для их размещения специально оборудуется стационарный контрольный пост.

Также на морских судах создают центральный пожарный пост. На нем устанавливают:

  • системы обнаружения и оповещения о пожаре;
  • автоматические дождевальные системы пожаротушения;
  • панели индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей и системы управления ими;
  • вентиляторы, системы сигнализации, средства оповещения и связи.

Для судов ВВТ и речного флота наличие аналогичных систем и средств также обязательно. Однако их размещение может совмещаться с другими помещениями в зависимости от конструкции и типа судна.

Правила пожарной безопасности на судах 2021

Предписания и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на судах остаются актуальными и в 2021 году. Ряд изменений в противопожарных мерах защиты коснулся общественных заведений и торговых центров. Для кораблей всех типов рекомендации и требования остались прежними.

С учетом данных аспектов правила пожарной безопасности на судах речного флота включают инструктаж, оборудование техническими средствами защиты и стендами с информацией, судовое снабжение. Ответственность за соблюдение предписаний лежит на судовладельце. На период эксплуатации судна – на капитане или командире.

Правила пожарной безопасности при бункеровке судна топливом

На период бункеровки запрещается проведение ремонтных работ механизмов и устройств подачи топлива. Также не допускается проведение на палубе огневых работ. Все действия по бункеровке должны быть согласованы с администрацией порта погрузки или выгрузки.

Перед началом работ необходимо удостовериться в исправности всех систем пожаротушения, а также в наличии связи с берегом. Отключаются не соответствующее предписаниям электрооборудование. Все люки, двери и иллюминаторы в зону погрузки закрываются. О результатах проверки и выполнении предписаний в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, вносят соответствующую запись.

Перед началом бункеровки системы пожаротушения приводятся в готовность. К кранам подсоединяют не менее двух пожарных рукавов. Готовят песок и огнетушители. В районе погрузки и размещения запрещается использовать средства, электроприборы или инструмент, способный привести к искрам.

Также за два часа до подхода к месту выгрузки прекращают работу камбузы, работающие на твердом и жидком топливе. Приготовление пищи на этот период доступно только на электрооборудовании с закрытыми нагревательными элементами.

ГОСТ Р 55631-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внутренний водный транспорт

Общие требования безопасности

Inland water transport. Boats. General safety requirements

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2013 г. N 1156-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к обеспечению безопасности используемых для целей судоходства судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания на стадии эксплуатации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения, определенные и установленные в ГОСТ Р 55506, а также следующие термины с соответствующими определениями:

межнавигационный период: Время от конца эксплуатационного периода навигации одного года до начала эксплуатационного периода навигации следующего года.

3.2 груз: Материальный объект, принятый к перевозке, на который оформлен перевозочный документ.

3.3 водохранилище: Искусственный водоем, образованный водонапорными сооружениями, в котором скапливается вода, стекающая с водосборной площади.

3.4 элементы судна: Такие структурные части судна, как корпус, надстройки, судовая энергетическая установка, судовые устройства, предметы снабжения, средства противопожарной защиты, электрическое оборудование, радиоэлектронные средства, навигационное оборудование, средства автоматизации, оборудование по предотвращению загрязнения.

главные размерения судна: Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.

1 К линейным размерам относятся длина судна, ширина судна, высота борта судна.

2 Для многокорпусных судов определение главных размерений, кроме габаритных, относится к каждому корпусу в отдельности.

3 Для судов глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определение главных размерений относится к случаю плавания в водоизмещающем режиме.

габаритные размерения судна: Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей.

3.7 ватерлиния: Теоретическая линия, получающаяся от пересечения бортовой поверхности судна с горизонтальной плоскостью уровня воды.

Примечание - В зависимости от осадки судна различают ватерлинии порожнем, грузовую и конструктивную.

высота борта судна: Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна.

корпус судна: Коробчатая металлическая конструкция, состоящая из набора, обшивки, переборок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающая создание силы плавучести, прочность и возможность размещения людей, грузов, оборудования и вооружения, обусловленных назначением судна.

наружная обшивка судна: Непроницаемая оболочка корпуса судна, которая вместе с поддерживающим ее набором образует борта, днище и оконечности судна.

3.11 загрязнение окружающей среды в результате судоходства: Поступление в окружающую среду в процессе эксплуатации судна вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

3.12 выпускные газы: Смесь газообразных продуктов полного сгорания, избыточного воздуха и различных микропримесей (газообразных, жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизеля в его выпускную систему.

4 Обеспечение безопасной эксплуатации судов

4.1 Общие требования

4.1.1 Судно считается годным к технической эксплуатации, если его характеристики и техническое состояние всех его элементов удовлетворяют требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [1], а также нормативных документов в области экологической, санитарной и пожарной безопасности.

4.1.2 Техническая, противопожарная, экологическая и санитарная подготовленность судна, его снабжение должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть судна и средств оказания помощи другим судам и людям.

4.1.3 Судно должно использоваться только по его прямому назначению, все его элементы должны эксплуатироваться в соответствии с действующими правилами, инструкциями по использованию, обслуживанию и ремонту, а также содержаться в состоянии, обеспечивающем надежную и безопасную работу.

4.1.4 Эксплуатация судна может осуществляться только в тех бассейнах водного пути, экологическая характеристика по нефтесодержащим, сточным водам и мусору которых больше или равна экологической характеристике эксплуатации судна и рассчитанного для него значения автономности плавания по условиям экологической безопасности.

4.1.5 Длина, ширина, надводный габарит, осадка и скорость судна или состава судов должны соответствовать техническим данным водного пути и искусственных сооружений. Габариты судна и состава должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода, шлюзов и мостов на величину запасов, предусмотренных Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129.

4.1.6 Постановка судна к причалам для погрузки или выгрузки не может быть произведена при недостаточном запасе воды под днищем (с учетом безопасной стоянки судна в груженом состоянии). Приемка груза и пассажиров на судно и на его палубу должна производиться в количествах, не превышающих грузоподъемность и пассажировместимость, установленных судовыми документами, до осадки, определяемой глубиной судового хода, но не превышающей грузовой марки, нанесенной на его борту. При этом должны обеспечиваться остойчивость и прочность корпуса.

4.1.7 При движении судна за его борт не должны выставляться предметы, которые могут представлять опасность для других судов и гидротехнических сооружений, сбрасываться в водоемы какие-либо предметы и вещества.

4.1.8 Все необходимые испытания, измерения и контроль на судне необходимо проводить средствами утвержденных типов, прошедших поверку в установленные сроки.

4.1.9 Для предупреждения находящихся на судне людей о потенциальных опасностях, исходящих от судовых систем, устройств и механизмов, а также о необходимых действиях по обеспечению пожарной, экологической, санитарной и прочих видах безопасности должна контролироваться, своевременно восстанавливаться целостность и обеспечиваться читаемость следующих надписей и обозначений:

а) название судна на каждом борту носовой части, передней стенке надстройки или крыльях ходового мостика и на корме судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна;

б) на каждом борту судна отметка ватерлинии и знак грузовой марки, соответствующие назначенной судну наименьшей высоте надводного борта, удовлетворяющей требованиям прочности, остойчивости и непотопляемости судна;

в) номера и (или) наименования палуб, водонепроницаемых переборок, шпангоутов, в том числе на внутренней части фальшбортов или на видных местах палубы у бортов с обоих бортов, отсеков и т.п. в соответствии с построечной спецификацией;

г) обозначения забортных отверстий в виде круга, разделенного по горизонтали чертой, с указанием в верхней части круга наименования отверстия, а в нижней - расстояния в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия;

д) надписи на всех дверях и люках (за исключением люковых закрытий трюмов и танков) с указанием наименований помещений и куда они ведут;

е) обозначения и знаки, указывающие кратчайшие пути эвакуации к спасательным средствам и санитарным пунктам, местам расположения аварийного и противопожарного снабжения. В темных местах стрелки и надписи должны быть освещены или выполнены светящейся нерадиоактивной краской;

ж) в машинных помещениях по обоим бортам судна номера каждого пятого шпангоута и линия, соответствующая летней грузовой ватерлинии для пресной воды;

и) надписи о назначении всех кранов, запорных устройствах, клапанов и клинкетов судовых технических средств, судовых систем и систем энергетической установки, обозначение положений включения и выключения устройств на поворотных и рычажных выключателях;

к) отличительные и предупреждающие знаки на судовых трубопроводах с обеих сторон соединений, переборок, палуб, арматуры (клапаны, задвижки, краны и т.п.) в соответствии с ГОСТ 5648;

л) условные обозначения электрораспределительных щитов;

м) на наружной двери помещения аккумуляторов знак "Осторожно! Опасность взрыва";

н) маркировка с информацией, предусмотренной соответствующим сертификатом, на шлангах, используемых при проведении операции с нефтепродуктами и нефтесодержащими водами;

п) надписи "Для сухого мусора" и "Для пищевых отходов" на специальных емкостях (баках-контейнерах) для раздельного сбора и хранения сухого бытового мусора и твердых пищевых отходов;

р) на каждом из подъемных устройств на заметном месте четкая и несмываемая надпись или табличка, определяющая допускаемую рабочую нагрузку.

4.2 Обеспечение пожарной безопасности

4.2.1 К профилактическим мерам противопожарной безопасности судна относятся:

Читайте также: