Что нужно предоставить в суд по административному делу

Обновлено: 12.05.2024

С 15 сентября 2015 года дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введенным в действие Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ.

Пунктом 7 статьи 6 КАС РФ в качестве одного из основных принципов административного судопроизводства закреплен принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Законодателем заявлен сложный симбиоз двух основополагающих принципов судопроизводства, что в итоге должно идти на пользу лицам, защищающим свои права в административном процессе [1] .

С учетом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный, в данном случае - налоговый орган, собственно активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов [3] .

В контексте фактической асимметрии между сторонами административно-процессуальных отношений это определяет особую ценность активной роли суда в процессе, призванную компенсировать дефицит возможностей административного истца по реализации процессуальных прав на диспозитивной основе. Более того, особенности административного судопроизводства могут оправдывать введение определенных ограничений принципа диспозитивности в целях оптимально сбалансированного обеспечения публичных и частных интересов [4] .

Активная роль суда в административном судопроизводстве не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в ее основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений [5] .

Применительно к налоговым спорам суды также неоднократно указывали, что налоговые органы при вынесении решений по результатам проверок не вправе, а обязаны истребовать документы, подтверждающие правильность позиции налогоплательщика.

Так, в определении от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

В степени активности суда заключается отличие административного судопроизводства от гражданского,

Роль суда в административном судопроизводстве, как указывает Балашов А.Н. [6] , не должна сводиться к пассивному наблюдению за деятельностью сторон, а заключается в создании необходимых условий для реализации сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; в возможности и обязанности осуществления деятельности по сбору доказательств.

Таким образом, для административного судопроизводства характерен принцип судебного руководства, позволяющий суду самостоятельно получить необходимые доказательства и установить истину по делу.

Принцип судебного руководства, закрепленный в части 2 статьи 14 КАС РФ, дополняет принцип состязательности и равноправия сторон, являющийся основополагающим конституционным принципом отправления правосудия (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек, чьи права и свободы нарушены, должен иметь право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации [7] , по смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

К числу наиболее важных и значимых для налогоплательщика мер следует отнести истребование судом по собственной инициативе доказательств, которые могут подтвердить невиновность налогоплательщика, поскольку гражданин (организация) как более слабая сторона процесса зачастую не имеет процессуальных возможностей и достаточного опыта для обеспечения самостоятельной эффективной защиты своих прав в споре с налоговыми органами.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.

Из данной позиции, конкретизированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к налоговым спорам в постановлении от 28.10.1999 № 14-П, определении от 18.04.2006 № 87-О, определении от 12.07.2006 № 267-О, вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Проводя аналогию с позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, суд, рассматривая налоговые споры по КАС РФ не вправе, а обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и документы, что соответствует конституционно-правовому смыслу норм части 1 статьи 63, пункта 6 части 3 статьи 135, частям 8, 12 статьи 226, части 1 статьи 306 КАС РФ.


[1] Яковлева А.П. Состязательность административного судопроизводства и активная роль суда // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6. С. 111

1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств;

4) документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем;

6) документы, подтверждающие соблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась;

6.1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются;

7) иные документы в случаях, если их приложение предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.

2. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, могут быть представлены в суд в электронной форме.

Судебная практика и законодательство — КАС РФ. Статья 126. Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.А. Ильин оспаривает конституционность статей 126 "Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению" и 208 "Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением судьи Ленинского районного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 г. административное исковое заявление УПФ оставлено без движения на основании статей 126 и 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как не отвечающее требованиям части 2 статьи 287 и пункту 1 части 1 статьи 126 названного кодекса, административному истцу предложено устранить указанные в определении недостатки: представить сведения о вручении административного искового заявления с приложениями административному ответчику.

Определением судьи Белгородского областного суда от 31 декабря 2015 г. административное исковое заявление оставлено без движения ввиду его несоответствия требованиям статей 126 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу предложено устранить выявленные недостатки, в том числе представить документ, подтверждающий наличие у него высшего юридического образования.

Частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 данного Кодекса.

7. Административное исковое заявление об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений (далее - административное исковое заявление, связанное с административным надзором) и прилагаемые к нему документы должны отвечать требованиям статьи 271, а также статей 125 и 126 КАС РФ.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30 марта 2016 года административное исковое заявление ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области оставлено без движения, со ссылкой на то, что оно было подано с нарушением требований статей 125, 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, суд указал, что административным истцом не были представлены какие-либо документы, подтверждающие факт вручения административному ответчику копий административного искового заявления и приложенных к нему документов. ГУ УПФ РФ в г. Томск Томской области предложено устранить указанные в определении недостатки в срок до 28 апреля 2016 года.

Частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 данного Кодекса.

Согласно оспоренным положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации помимо документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Данилюк оспаривает конституционность пункта 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которым помимо документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Определением судьи указанного районного суда от 25 сентября 2015 г. заявление оставлено без движения со ссылкой на статьи 125, 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с необходимостью оформления административного искового заявления и определением от 16 октября 2015 г. возвращено Назаровой О.Н. по мотиву неисполнения указаний судьи.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Данилюк оспаривает конституционность пункта 5 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которым помимо документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Согласно оспоренным положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации помимо документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

9. При принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.

части 1 статьи 126, согласно которой, если иное не установлено данным Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются: документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому данным Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя (пункт 4); доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5);

6.11. Исковые заявления, административные исковые заявления, заявления, поданные с нарушением требований статей 131, 132 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

3.24. Исковые заявления, административные исковые заявления, иные заявления, в том числе об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданные с нарушением требований статей 131, 132, 419, 423, 424 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

"6.11. Исковые заявления, административные исковые заявления, заявления, поданные с нарушением требований статей 131, 132 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

"3.24. Исковые заявления, административные исковые заявления, иные заявления, в том числе об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поданные с нарушением требований статей 131, 132, 419, 423, 424 ГПК РФ, статей 125 и 126 КАС РФ по определению судьи остаются без движения. Истцу, административному истцу, заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения направляется копия этого определения. В период установленного судьей срока для исправления недостатков такие заявления хранятся в отдельном наряде (нарядах).

Если вас задержали на акции, то скоро вы близко познакомитесь с судебной системой. Если вы информированный человек, то знаете, что хорошего от нее ждать не стоит: ваши шансы на оправдательное решения крайне малы. Тем не менее, это не значит, что суд надо просто игнорировать — потому что судебная система уже сама связалась с вами. В этих условиях в ваших личных интересах минимизировать свой ущерб, попробовать победить и получить совсем не бесполезный опыт.

Возможно, вы еще получите удовольствие от незатейливого троллинга системы. Но что мы можем гарантировать, так это что вы узнаете много нового о судебной системе и устройстве нашего государства.

Дополнительным результатом ваших судебных похождений станут медленные, постепенные, но крайне важные изменения правоприменительной практики, которые без вашего участия не произойдут никогда.

Поскольку адвокатов всегда не хватает на всех, мы подготовили для вас подробную инструкцию по самостоятельной защите в рамках административного процесса (как вести себя, если вы стали свидетелем или обвиняемым по уголовному делу — читайте тут ). И помните: если сейчас вы откажетесь отстаивать свою невиновность и предпочтете апатию, рано или поздно все мы познакомимся уже с системой тюремной.

При этом, в случае, если у вас есть опасения, что по результатам вашего участия в протестной акции против вас могут возбудить уголовное дело, помните: все, что написано с ваших слов в полицейском протоколе или будет сказано вами в суде, может быть использовано против вас. Думайте, что и как вы говорите, и говорите только то, что поможет вам — а не системе.

Как узнать, где и когда будет ваше судебное разбирательство

По закону вам обязаны прислать повестку по почте. Но система не заинтересована в вашем участии, поэтому повестка может прийти позже даты разбирательства или не прийти совсем. Это серьезное нарушение, на основании которого вы сможете отменить решение суда при апелляции.

Поскольку без вашего участия осудить вас проще, ваша цель — на разбирательстве присутствовать. Сначала узнайте, в каком суде будут рассматривать ваше дело.

До июня 2018 года дела по задержаниям на публичных акциях рассматривали в районном суде по месту задержания. Теперь все чаще дела задержанных на акциях рассматривают по подсудности отделений полиции, где составили протоколы об административных правонарушениях.

На следующий день после задержания или в течение нескольких дней можно позвонить в дежурную часть ОВД (телефоны всех ОВД вы можете узнать тут ). Там вам надо спросить, в какой суд направлено ваше дело. Возможно, вам придется узнать у дежурного ОВД телефон канцелярии отдела полиции или инспекции по административному законодательству и повторить свой вопрос уже там.

Вы также можете проверить дату и время рассмотрения вашего дела на сайте Мосгорсуда (если вас задержали в Москве) или на сайте нужного вам суда в других городах России . Учтите, что данные на сайтах обновляются не оперативно или не обновляются совсем.

Если сделать этого не удалось, придется звонить по телефону.

В большинстве судов нет отдела обеспечения судопроизводства или канцелярии по делам об административных правонарушениях, и этими делами занимается отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам. Поэтому звоните туда. Вам нужно узнать:

  • Поступило ли ваше дело. Для этого достаточно знать свое имя, дату составления протокола и статью, по которой вас обвиняют (20.2 КоАП или 19.3 КоАП)
  • Какому судье передано дело и на какую дату/время оно назначено

Контакты судов следует уточнить на их сайтах .

Между поступлением дела в суд и назначением времени рассмотрения может пройти несколько дней или неделя. В таком случае звоните снова. Вы также можете узнать в канцелярии телефон помощника судьи, которому передано ваше дело, и выяснять время рассмотрения уже у него.

Это еще не все! Даже если вы узнали, на какое время назначено разбирательство и пришли в суд, там вас могут дезинформировать — сказать, что ваше дело сегодня не рассматривается. Просите у помощника судьи или дежурного судьи выдать справку о вашей явке в суд — вы можете сослаться на то, что ее необходимо предоставить на работе или в институте. Это позволит зафиксировать время вашего присутствия в суде. Если дело рассмотрят без вас, этот документ поможет выиграть дело при апелляции.

Выглядит устрашающе? Пугаться не надо — мы описали все возможные случаи, на практике будет проще.

Как подготовиться к судебному заседанию

Забудьте о том, что вы обвиняемый. В судебном процессе вы участник игры. И от того, насколько вы будете подготовлены, зависит, выиграете вы или проиграете.

Программа-минимум

  • подготовить объяснение — ваш рассказ о случившемся в письменном виде
  • найти свидетелей вашего задержания
  • подготовить вопросы к свидетелям
  • найти фотографии или (еще лучше!) видеосъемку вашего задержания
  • записать найденные фото- или видео-свидетельства на носитель (диск или флешку)
  • внимательно изучить все документы, которые вам дали в ОВД, и отметить все ошибки и искажения реальности

Программа-максимум

Если вы хотите как можно лучше подготовиться к процессу, мы рекомендуем вам:

  • скопировать материалы дела (для этого вам необходимо будет сходить в суд еще до дня рассмотрения вашего дела и сфотографировать КАЖДУЮ СТРАНИЦУ материалов вашего дела)
  • подготовить все ходатайства и, возможно, подать ряд ходатайств еще до разбирательства в суде (см. главу ходатайства)
  • подготовить вопросы к свидетелям и полицейским, которые позволят выгодно для вас осветить обстоятельства задержания
  • подготовить перечень всех нарушений, которые были совершены сотрудниками полиции при задержании и в ОВД

Общий ход судебного заседания и ваши права

Поздравляем — вы преодолели все препятствия и оказались в суде на слушании собственного дела! По нынешним меркам — вы уже герой. Теперь вам необходимо понимать, что собственно в суде будет происходить.

Заседание начинается с того, что судья объявляет, какое слушается дело. Затем судья должен установить вашу личность. Вас попросят передать суду паспорт. После этого судья разъясняет вам ваши права и обязанности и предлагает поставить подпись под соответствующим документом.

После этого судья может задать вопросы, которые касаются возможных смягчающих обстоятельств. Если они у вас есть — например, вы многодетная мать-одиночка с зарплатой ниже прожиточного минимума — не стесняйтесь о них заявить.

Помните, что административный арест (например, по 19.3 КоАП) ни при каких обстоятельствах не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы. О том, что вы относитесь к указанной категории лиц следует заявлять в начале судебного заседания, а также представить подтверждающие документы (например, копию справки об инвалидности).

Прежде чем приступить собственно к рассмотрению материалов дела, судья спросит, не хотите ли вы заявить ходатайства. Именно на этом этапе в процесс вводится защитник, или вы можете заявить ходатайство об ознакомлении с материалами дела, если не ознакомились с ними ранее. Именно на этом этапе могут быть вызваны свидетели (прежде всего те, которые уже находятся в здании суда).

ВАЖНО : Если у вас есть свидетели, им надо прийти вместе с вами в суд в день заседания и находиться за дверью зала во время начала заседания. Суд не может отказаться опросить свидетеля, если он уже находится в здании суда. И, наоборот, если потенциальный свидетель уже находится в зале, судья откажет ему в статусе свидетеля. У свидетеля должен быть с собой паспорт, а вы и ваш защитник должны точно знать фамилию, имя и отчество свидетеля, чтобы то, что вы объявите, совпадало с его паспортными данными.

После этого судья даст вам возможность изложить обстоятельства происшедшего. Вы рассказываете свою версию событий — громко и четко — и просите приобщить к делу заранее подготовленное письменное разъяснение.

Далее наступает стадия опроса свидетелей. Вы и ваши защитники имеете право задавать им вопросы по сути рассматриваемого дела. Если у вас или у вашего свидетеля есть фотографии или видеосъемка задержания, на этом этапе вы можете заявить ходатайство о приобщении их к делу.

На следующем этапе вы и ваш защитник имеете право высказать свое мнение по поводу всего услышанного, обращать внимание на противоречия, какие-то детали в рассказах свидетелей, не соответствующие действительности, или факты, свидетельствующие о вашей невиновности. Вы можете специально обратить внимание суда на приобщенные материалы. Можете выразить свое мнение о предъявленном обвинении и обосновать его несостоятельность, сославшись на материалы дела, показания свидетелей и приобщенные документы. В конце своего выступления вам надо просить о прекращении дела за отсутствием события правонарушения.

На этом рассмотрение дела закончено и судья объявляет перерыв для вынесения решения. Перерыв может быть сколь угодно долгим. После перерыва судья оглашает решение. После того, как решение оглашено, суд обязан подготовить копию, которая выдается защитнику и привлекаемому лицу. Вам следует дождаться получения копии судебного решения и поставить подпись о получении.

Ходатайства

На разных этапах вашего судебного разбирательства вам могут потребоваться разные ходатайства. Помните главное: ходатайства подаются не только для того, чтобы их приняли, но и для того, чтобы их отклонили, — это будет серьезным аргументом при апелляции. Помните также, что при рассмотрении административных дел протокол суда не ведется, и все, что вы будете говорить в голос может быть проигнорировано — общайтесь с судом письменно.

С 15 сентября 2015 года дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), введенным в действие Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ.

Пунктом 7 статьи 6 КАС РФ в качестве одного из основных принципов административного судопроизводства закреплен принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Законодателем заявлен сложный симбиоз двух основополагающих принципов судопроизводства, что в итоге должно идти на пользу лицам, защищающим свои права в административном процессе [1] .

С учетом переноса бремени доказывания по рассматриваемой категории дел на государственный, в данном случае - налоговый орган, собственно активная роль суда при буквальном прочтении определена как инициатива по истребованию доказательств и правильное применение законов [3] .

В контексте фактической асимметрии между сторонами административно-процессуальных отношений это определяет особую ценность активной роли суда в процессе, призванную компенсировать дефицит возможностей административного истца по реализации процессуальных прав на диспозитивной основе. Более того, особенности административного судопроизводства могут оправдывать введение определенных ограничений принципа диспозитивности в целях оптимально сбалансированного обеспечения публичных и частных интересов [4] .

Активная роль суда в административном судопроизводстве не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отступлениях от конституционных требований состязательности сторон судебного процесса, предъявляемых к законодательной регламентации реализации права на судебную защиту, поскольку в ее основе лежат объективно значимые обстоятельства, предопределяемые самим характером публично-правовых отношений [5] .

Применительно к налоговым спорам суды также неоднократно указывали, что налоговые органы при вынесении решений по результатам проверок не вправе, а обязаны истребовать документы, подтверждающие правильность позиции налогоплательщика.

Так, в определении от 12.07.2006 № 267-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.

В степени активности суда заключается отличие административного судопроизводства от гражданского,

Роль суда в административном судопроизводстве, как указывает Балашов А.Н. [6] , не должна сводиться к пассивному наблюдению за деятельностью сторон, а заключается в создании необходимых условий для реализации сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; в возможности и обязанности осуществления деятельности по сбору доказательств.

Таким образом, для административного судопроизводства характерен принцип судебного руководства, позволяющий суду самостоятельно получить необходимые доказательства и установить истину по делу.

Принцип судебного руководства, закрепленный в части 2 статьи 14 КАС РФ, дополняет принцип состязательности и равноправия сторон, являющийся основополагающим конституционным принципом отправления правосудия (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).

На основании статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек, чьи права и свободы нарушены, должен иметь право на эффективные средства правовой защиты перед государственным органом даже в том случае, если такое нарушение совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации [7] , по смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

К числу наиболее важных и значимых для налогоплательщика мер следует отнести истребование судом по собственной инициативе доказательств, которые могут подтвердить невиновность налогоплательщика, поскольку гражданин (организация) как более слабая сторона процесса зачастую не имеет процессуальных возможностей и достаточного опыта для обеспечения самостоятельной эффективной защиты своих прав в споре с налоговыми органами.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 № 7-П и от 13.06.1996 № 14-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.

Из данной позиции, конкретизированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к налоговым спорам в постановлении от 28.10.1999 № 14-П, определении от 18.04.2006 № 87-О, определении от 12.07.2006 № 267-О, вытекает, что гарантируемая статьями 35 и 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности, счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Проводя аналогию с позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О, суд, рассматривая налоговые споры по КАС РФ не вправе, а обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и документы, что соответствует конституционно-правовому смыслу норм части 1 статьи 63, пункта 6 части 3 статьи 135, частям 8, 12 статьи 226, части 1 статьи 306 КАС РФ.


[1] Яковлева А.П. Состязательность административного судопроизводства и активная роль суда // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 6. С. 111

Читайте также: