Нарушение сроков ремонта автомобиля судебная практика

Обновлено: 16.05.2024

Итак, с даты передачи автомобиля в ремонтную мастерскую и до момента его возвращения автовладельцу должно пройти не более 30 дней. Об этом четко указывает статья 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Безусловно, за этот период машина должна быть полностью восстановлена, то есть вернуться в техническое состояние, предшествующее дорожно-транспортному происшествию.

Отметим, что срок ремонта исчисляется рабочими днями, а не календарными. Другими словами, неправильно думать, что авто вы получите через месяц — фактически это произойдет чуть ли не через полтора месяца, особенно, если много праздников (к примеру, ноябрь, май и, конечно, январь).

К слову, есть и легитимная причина, по которой вы можете получить свой автомобиль позже положенного срока в 30 рабочих дней.

Законное основание для увеличения периода ремонта

Основание лишь одно: сроки растягиваются с одобрения самого автовладельца. То есть вы предварительно соглашаетесь на увеличение ремонтного периода или сдвиг даты его начала. Причем такое согласие вы даете исключительно в письменном виде.

К примеру, страховой компанией выдается направление на ремонт, однако автосервис заявляет, что запчасти, узлы или детали для вашего авто придут нескоро. В такой ситуации можно договориться со страховой компанией о том, что машину в ремонт вы направите только после получения автосервисом всех необходимых компонентов, которые требуются для восстановления.

Практика, однако, изобилует иными нюансами. Коснемся их подробнее.

Главное — зафиксировать дату ремонта

Это критически важно для вычисления продолжительности ремонтного периода.

К примеру, направление, которое вы получаете от страховой компании, может содержать увеличенный срок ремонта, а вы такой документ, что называется, не глядя подписали. Либо в тексте имеется пункт, допускающий затягивание ремонтного периода автосервисом, который начнет все работы в зависимости от поступления запчастей или выполнения любых других условий. И вы, опять же, в нем расписались.

Говоря откровенно, подобные уловки с увеличением сроков и попытками заполучить под них вашу подпись изначально нарушают статью 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ, где четко указана продолжительность восстановительного ремонта по ОСАГО: 30 рабочих дней. Всё. И никаких лазеек для затягивания.

Однако суды трактуют эту норму по-своему, вставая зачастую на сторону страховой компании. И считают, что наличие вашей подписи в документе, который предусматривает продление 30-девного периода, делает подобное соглашение абсолютно законным.

Безусловно, даже подписав такой документ, вы имеете шанс доказать факт введения вас в заблуждение и подсовывание допсоглашения с целью сознательного затягивания ремонтного периода. Однако, повторимся, это всего лишь шанс, реализовать который гораздо сложнее, чем потратить несколько минут и внимательно прочитать то, что вам дают на подпись и выразить свое несогласие прямо в тексте документа.

И если никакого соглашения о продлении сроков вы не заключали, то, пригнав машину в СТО, обязательно получите от сервиса акт приема-передачи автомобиля именно в ремонт, а не для проведения дефектовки или диагностики. Если же акт вам не выдают, но в ремонт якобы принимают, то обязательно делайте полную видеозапись всей процедуры.

Подобные действия позволяют игнорировать заявление автосервиса о том, что затягивание ремонта связано с долгой поставкой запчастей. Это уже не ваши проблемы — машина должна быть полностью отремонтирована в течение 30 рабочих дней, включая время на проведение дефектовки и скрытых повреждений, а также поставку необходимых деталей.

Допускается ли продление восстановительного периода из-за финансовых разногласий между автосервисом и страховщиком?

Безусловно, нет. Подобный вопрос четко прописан в статье 21 Федерального закона № 40-ФЗ, предусматривающей 20-дневный срок (причем в данном случае речь о календарных днях) на возмещение ущерба.

В этот период входит и оценка транспортного средства, и урегулирование всех вопросов между автосервисом и страховой компанией. В случае несоблюдения указанного срока страховая компания обязана выплачивать вам ежедневную неустойку.

К слову, и длительный документооборот (например, согласование со страховщиком заказ-наряда) не может быть законной причиной затянуть срок ремонта. Исключением является ситуация, когда вы сами не подписываете акт приема-передачи авто после завершения работ.

Закон законом, но как быть, если ремонт затягивается?

Если ремонт затягивается не по вашей вине, то вам обязаны выплатить неустойку в качестве компенсации за несоблюдение законодательно установленного 30-дневного срока. Такую норму содержит пункт 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ, который предусматривает ежедневную выплату в размере 0,5 % от величины ущерба. Сколько это в рублях? Покажем на примере.

Итак, вы сдаете машину в СТО. Ущерб, причиненный транспортному средству, страховая компания оценила в 150 тыс. рублей. Эти деньги страховщик перечисляет на расчетный счет автосервиса. В рамках 30-дневного периода автомобиль должны отремонтировать к 1 апреля 2021 года. В нарушение пункта 15.2 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ автосервис вернул вам машину лишь 10 апреля нынешнего года.

Таким образом, уже со 2 апреля начинается просрочка, за которую законодательно предусматривается выплата неустойки. Ее начисление длится до дня, когда фактически завершены все работы по устранению дефектов. В нашем случае — до 9 апреля включительно. Следовательно, общий период просрочки составляет 8 дней (со 2 по 9 апреля).

Ежедневная неустойка составляет: 150 000 рублей * 0,5 % (установленная законом ставка) = 750 рублей.

Общая сумма неустойки за весь период просрочки: 750 рублей * 8 дней = 6000 рублей.

Здесь необходимо отметить два существенных момента.

Во-первых, согласно Постановлению Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года, ответственность за нарушение сроков ремонта ложится исключительно на страховую компанию, а не автосервис.

Во-вторых, выплата неустойки осуществляется не автоматически, а только в случае вашего письменного заявления (в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 40-ФЗ). Утвержденной формы нет — вы пишете в свободном виде. Таким образом, если вы ничего не требуете от страховой компании, она вам ничего и не должна.

Как отмечали выше, если ремонт затягивается в ситуации, когда вы подписали соответствующее допсоглашение, то здесь вариант один — доказывать в судебном порядке, что вас ввели в заблуждение при подписании документа, предусматривающего увеличение сроков ремонта. К слову, судебной перспективы мы коснемся ниже.

Забрать авто из сервиса и получить деньги вместо ремонта: так можно?

Да. Такая возможность, опять же, разъясняется Постановлением Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года. Вы вправе получить финансовый эквивалент восстановительного ремонта, если автосервис уже длительное время не приступает к нему либо ремонтирует настолько медленно, что явно не укладывается в отведенный срок.

Страховая компания игнорирует претензию. Как быть?

Сразу напрашивается ответ: обращаться в суд. Но так прямолинейно было ранее. Сегодня же, благодаря внедрению института финансового уполномоченного (омбудсмена), ситуация усложнилась.

Итак, если вашу претензию страховая компания оставила без удовлетворения, то необходимо выполнить два последовательных шага, прежде чем обращаться в суд.

Во-первых, вы снова обращаетесь к страховщику с заявлением о разногласиях. По сути, речь идет еще об одной претензии. Во-вторых, вы обращаетесь с заявлением к финансовому омбудсмену.

И лишь когда вышеуказанные обращения остались без ответа, вы, пройдя все обязательные инстанции, обращаетесь в суд с исковым заявлением, в котором просите выплатить неустойку за нарушение сроков восстановительного ремонта.

Ремонт автомобиля не гарантирует повторного проявления недостатков спустя какое-то время. Однако если это произошло сразу после ремонтных работ, услуга оказана некачественно. Рассмотрим пример судебной практики.

Фабула дела

— уплаченных по договору 900 руб. (стоимость работ);

— 1391 руб. убытков;

— 946 руб. неустойки за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о расторжении договора;

— 500 руб. морального вреда;

Позиция представителя истца

23.06.2017 работы ответчик выполнил. Истец произвел оплату в размере 900 руб. Однако на следующий день истцом выявлены недостатки выполненной ответчиком работы (проявились аналогичные проблемы турбокомпрессора в виде утраты тяги). В тот же день истец вновь обратился к ответчику с требованием их устранения.

Ответчик отказал в безвозмездном устранении недостатков выполненной работы. По его мнению, причина поломки автомобиля в абразивном износе ротора турбокомпрессора, что не подпадает под гарантийный случай.

17.10.2017 истец забрал автомобиль у ответчика в разукомплектованном и неотремонтированном состоянии. Расходы по восстановлению технического состояния автомобиля составили 1321 руб.

Позиция ответчика

Рассмотрение дела судом

Разрешая спор, суд руководствовался п. 1 и 3 ст. 18, ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 — 4 ст. 33 Закона о защите прав потребителей, п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей.

Судом установлено, что 23.06.2017 ответчик выполнил комплекс работ по ремонту автомобиля, а не ремонт его отдельного элемента — турбокомпрессора: ремонт турбокомпрессора и его установку, замену масла, фильтра, соединение подвода и слива масла к ТКР, соединение воздухопроводов и патрубков отвода отработавших газов, присоединение подвода и отвода охлаждающей жидкости. Работоспособность автомобиля проверена посредством его эксплуатации, после чего автомобиль возвращен истцу.

24.06.2017 истец вновь обратился к ответчику с требованием устранить недостатки оказанной услуги, ссылаясь на то, что вновь пропала тяга, пошел синий дым. Ответчик отказал истцу на основании невыполнения промывки двигателя автомобиля, что и привело, по мнению ответчика, к поломке отремонтированного агрегата ввиду неправильной эксплуатации автомобиля.

Ответчик отказал в удовлетворении претензий истца о ремонте автомобиля.

Заключение эксперта в качестве основной неисправности (недостатка) турбокомпрессора определило одномоментное разрушение вала ротора в результате заклинивания подшипников скольжения из-за работы с загрязненным маслом, подающимся к корпусу подшипников турбокомпрессора при заведенном двигателе.

Является ли наличие посторонних частиц в масле следствием длительной эксплуатации транспортного средства (износ деталей двигателя) или проведения ненадлежащим образом работ, определить не представилось возможным.

Ответчик не представил суду доказательств того, что недостатки возникли вследствие нарушения истцом правил использования результата работ. Довод ответчика о том, что истец не выполнил его рекомендацию о промывке двигателя до начала эксплуатации отремонтированного турбокомпрессора, суд признал несостоятельными ввиду следующего.

Из заключения эксперта и пояснений ответчика в судебном заседании следует, что поверхности механической части системы управления количеством подачи отработавших газов (изменяемая геометрия турбины) турбокомпрессора со стороны расположения направляющих лепестков не имеют повреждений и свидетельствуют о непродолжительности по времени работы исследуемого турбокомпрессора.

Разрушение вала ротора турбокомпрессора могло произойти как незамедлительно после установки отремонтированного турбокомпрессора на автомобиль и начала его эксплуатации, так и через неопределенное количество километров хода.

Ответчиком выполнен комплекс работ по ремонту автомобиля, в том числе после ремонта турбокомпрессор установлен на автомобиль и проверена его работоспособность непосредственно в движении транспортного средства. То есть рекомендация о промывке двигателя до начала использования отремонтированного турбокомпрессора нарушена самим же ответчиком.

Заключение эксперта сторонами не оспаривалось и не вызывает сомнений у суда, поскольку дано квалифицированным экспертом и методологически обосновано.

Ответчиком не проведена проверка качества оказанной потребителю услуги (экспертиза) при обращении истца с требованием о безвозмездном устранении ее недостатков. Доводы представителя ответчика о том, что экспертиза не проведена по причине отсутствия согласия истца на ее проведение, суд находит несостоятельными, поскольку такое согласие не требуется. Ответчик обязан лишь уведомить истца о времени и месте проведения исследования .

Ответчик не выдал истцу платежный документ о приеме наличных денежных средств, подтверждающий оплату бытовой услуги, чем нарушил п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей (услуги по ремонту автомобилей включены в Перечень видов бытовых услуг).

Суд находит обоснованными доводы истца о том, что им по договору уплачено 900 руб. Сторонами не оспаривалось, что С. уплатил сумму в размере 860 руб. Доводы истца об уплате ответчику 40 руб. за услугу по удалению катализатора подтверждаются представленными суду материалами об отказе в возбуждении уголовного дела.

Из них также следует, что автомобиль истца находился на территории ответчика с 24.06.2017 по 17.10.2017 (дата возврата автомобиля). Истец получил автомобиль в разукомплектованном состоянии, и в нем отсутствовали следующие элементы: турбокомпрессор, выпускной коллектор, корпус воздушного фильтры в сборе, патрубки интеркуллера, воздушные патрубки, холодильник охлаждения ОГ, охлаждающая жидкость.

Истец представил суду документы, подтверждающие его затраты по восстановлению работоспособности автомобиля (приобретение отсутствующих элементов, оплата работ по их установке, услуги эвакуатора).

Решение суда

— убытки в размере 1251 руб., отказав во взыскании 140 руб. (последняя сумма состоит из стоимости новой аккумуляторной батареи и ее установки, что не состоит в причинно-следственной связи с ненадлежащим оказанием услуг ответчиком);

— неустойку (суд уменьшил ее размер, посчитав несоразмерной последствиям нарушенного обязательства и периоду просрочки );

— моральный вред, размер которого определен в 100 руб. .

В удовлетворении встречного требования ответчика суд отказал ввиду отсутствия правовых и фактических оснований.

Решение суда обжаловалось, определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда оставлено без изменений.

Как вернуть деньги в случае некачественного ремонта авто?

Сегодня наличие авто является огромной ответственностью для любого водителя.

Персональный транспорт представляет собой не только средство комфортного передвижения, но и источником потенциальной опасности, которая может возникнуть на магистралях. Все зависит от внимания автовладельца и технического состояния транспорта. Особо важная роль отводится именно налаженной работе всех систем, узлов или же деталей ТС.

Чтобы добиться идеального состояния авто, владельцы обращаются в СТО, а в случае выявления неполадок, заказывают ремонт. Однако далеко не каждого мастер является добросовестным и ответственным. Довольно часто ремонтные работы проводятся недобросовестно, с использованием износившихся деталей. Подобный случай произошел в одном из официальных столичных сервис-центров, где вместо новой на авто установили старую рейку, заставив владельца заплатить полную сумму. После тысячи км пробега деталь сломалась. Подобный некачественный ремонт автомобиля вынудил владельца заказать экспертизу, которая и выявила подвох.

Некачественный ремонт автомобиля, как показывает судебная практика, можно доказать только при наличии соответствующего экспертного заключения. А получить подобное заключение можно в Межрегиональном центре экспертизы и оценки. Только при наличии подобного документа, обладающего полной юридической силой судебным органом принимается претензия на некачественный ремонт автомобиля.

Причина экспертизы

Следует отметить, что экспертиза некачественного ремонта автомобиля выполняется в МЦЭО ведущими специалистами данной области, обладающими огромнейшим опытом в данной сфере. А обратиться к ним лучше сразу после завершения подобного ремонта или же возникновения каких-либо сомнений в добросовестном отношении СТО. Полноценная экспертиза автомобиля после некачественного ремонта, которую проведут специалисты центра моментально выявит любые отклонения или же подвохи, использованные мастерами.

Что делать если некачественный ремонт автомобиля будет выявлен в ходе проведенной экспертизы? Подобный вопрос особо актуален для автовладельцев, не имеющим достаточного опыта. После получения заказа высококвалифицированные специалисты центра с использованием специализированного оборудования внимательно проверят отремонтированные узлы и качество деталей, которые были установлены мастерами. После получения соответствующих данных от составят детальный отчет, в котором будут прописаны все нарушения.

Затем исковое заявление о некачественном ремонте автомобиля владелец уже может подавать в судебный орган. Вообще, иск о некачественном ремонте автомобиля вместе с детальным экспертным заключением считаются гарантом выигрыша любого судебного разбирательства и возврата потраченных средств. Поэтому независимая экспертиза качества ремонта автомобиля сейчас считается достаточно востребованной услугой, которую часто заказывают автовладельцы.

Порядок действий

Некачественный ремонт автомобиля по истечении гарантийного срока является апробированной практикой во многих сервис-центрах. Мастера таких центров освобождены от гарантийных обязательств и выполняют ремонт по собственному усмотрению. Поэтому даже если автовладелец заметит подвох визуально, они никогда не согласятся вернуть деньги. Защиту прав потребителей в случае некачественного ремонта обеспечивает только судебный орган. Для этого необходимо:

  • обратиться в МЦЭО;
  • оформить заявку;
  • заказать экспертизу;
  • получить отчет;
  • составить иск;
  • воспользоваться судом.

Теперь каждый водитель знает, как вернуть деньги за некачественный ремонт автомобиля и сможет защититься от недобросовестных мастеров. В противном случае под риск становится здоровье и даже жизнь не только автовладельца, но и его пассажиров. Ведь зафиксировано огромное количество случаев, когда некачественный ремонт автомобиля привел к серьезной поломке и даже к ДТП. Чтобы избежать подобных нежелательных результатов, лучше изначально застраховаться и обезопаситься от таких происшествий или же дополнительных расходов.

Как показывает апелляционная практика по некачественному ремонту автомобиля, подавляющее большинство подобных дел с грамотно составленными экспертными заявлениями завершается в пользу автовладельцев. Достаточно подать заявление о некачественном ремонте автомобиля с соответствующим экспертным отчетом в суд и представители недобросовестного СТО будут вынуждены возместить все причиненные по их причине убытки.

Наказывается также некачественный ремонт автомобиля по каско. Халатное отношение мастеров может повлечь за собой серьезные денежные санкции или же штрафы. Такие правила прописаны в условиях полиса. Кроме этого некачественный ремонт автомобиля по осаго тоже предусматривает возмещение ущерба автовладельцу. Однако любой обладатель этих полисов должен позаботиться о грамотно выполненной экспертизе, которую могут гарантировать только профессионалы, имеющие соответствующую специализацию.

Куда обращаться в случае некачественного ремонта автомобиля? Если вы пока не определились с выбором экспертной компании, непременно следует ознакомиться с официальным веб-ресурсом МЦЭО. Мы проводим не только экспертизу некачественного ремонта автомобиля, но также поможем оценить качество ремонта автомобиля. Здесь приводится детальная информация о квалификации и опыте экспертов, работающих в центре. Кроме этого, всегда можно воспользоваться их консультационными услугами прямо онлайн с помощью популярнейших соцсетей или же телефона. Получив грамотный отчет о проведенной ведущими экспертами центра исследованиями, любой автолюбитель с легкостью сможет доказать недобросовестную работу мастеров СТО и добиться возмещения потраченных на ремонт средств.

Фото

Обратились в плохой автосервис? Вам сделали некачественный ремонт? Вы можете взыскать со станции технического обслуживания компенсацию в размере нанесенного ущерба. Для этого необходимо знать, куда обращаться и в каком порядке.

Что делать, если обратился в некачественный автосервис

В случае некачественного ремонта автомобилясотрудниками СТО, заказчик имеет право потребовать возмещение полученного ущерба, в виде безвозмездного ремонта или возврата денежных средств. Получить компенсацию можно тремя способами:

  • Подать претензию руководству автомастерской.
  • Подать жалобу в Роспотребнадзор.
  • Подать исковое заявление в суд.

Зачастую достаточно просто обратится к руководству автосервиса, чтобы решить возникшие проблемы, но в некоторых случаях, начальство отказывается возмещать ущерб и тогда приходиться принимать более серьезные меры.

Что необходимо для подачи жалобы, претензии или иска

Любое заявление необходимо подкреплять доказательствами, указывающими, что именно этот автосервис выполнял ремонт и по его вине образовалась поломка. В качестве основных доказательств выступают:

  • Гарантийный талон на обслуживание.
  • Чек оказания услуг.
  • Заказ-наряд, включающий все условия выполнения работы.

Помимо перечисленных доказательств, при составлении жалобы или иска к заявлению обязательно должно прилагаться акт независимой экспертизы.

Независимая экспертиза

Без предоставления заключения от независимого эксперта сложно доказать свою позицию в суде, поэтому перед составлением иска или жалобы необходимо поручить провести осмотр вашего транспортного средства независимому эксперту. Экспертиза позволит выявить:

  • Нарушения.
  • Причины поломки (вина автослесаря, некачественные запчасти и т.д.)
  • Стоимость проведения ремонта.
  • Затраты на устранение последствий некачественного оказания услуги.

На основе перечисленных выше данных, заказчик сможет потребовать от автосервиса компенсацию в размере суммы поломки.

Важно! Претензию можно писать без прикрепления акта независимой экспертизы, но при обращении в суд или Роспотребнадзор его наличие значительно повысить шансы на успех.

Независимая экспертиза должна проходить за счет СТО, но если автомастерская отказывается возмещать убытки, стоимость процедуры оплачивает заказчик. Потраченные средства будут компенсированы за счет ответчика, если заказчик выиграет дело в суде.

Претензия к руководству автосервиса

Если автосервис плохо отремонтировал автомобиль, первым действием заказчика должно стать составление претензии на имя руководства СТО. Этот вид заявления позволяет урегулировать конфликт без судебных разбирательств.

Для составления претензии имеются стандартные шаблоны, но при этом форма написания может быть абсолютно свободной. Претензия на имя руководства автомастерской составляется следующим образом:

Полезно знать! Для написания более грамотной претензии, со ссылками на нормы законодательства и более убедительным языком, можно обратиться за помощью к юристу. Квалифицированный специалист поможет составить претензионное письмо так, чтобы убедить руководство не доходить до суда.

Ответ на отправленную претензию стоит подождать до 5 дней. Если по окончанию этого срока руководитель автосервиса не соизволит объявить о своем решении, это можно расценивать, как отрицательный ответ и обращаться в следующую инстанцию.

Жалоба в Роспотребнадзор

После отказа или игнорирования претензии отправленной в автосервис, следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей – Роспотребнадзор.

Важно! Официальная организация по защите прав потребителей не сможет взыскать с автосервиса должную компенсацию, но зачастую возможные штрафные санкции от Роспотребнадзора настолько пугают руководство СТО, что они без проблем соглашаются на оплату любого ремонта.

Жалоба составляется следующим образом:

  • В правом верхнем углу указывается полное название отделения Роспотребнадзора города, которое можно найти на официальном сайте организации, и И.Ф.О с точным адресом проживания.
  • По центру пишется название заявления: Жалоба.
  • В первой части необходимо указать точную дату сдачи транспортного средства на ремонт и изложить подробную информацию про автомобиль: его марка, гос номер, цвет, ИНН, местонахождение и регистрации, и т.д.
  • В следующей части жалобы, необходимо точно изложить суть проблемы: дату получения ТС с автосервиса, полное название организации, осуществлявшей ремонт и допущенные нарушения.
  • В конце прикрепляем все имеющиеся письменные доказательства в виде чеков, ответа на претензию от руководства, договора, заключения экспертизы и другие.

Для получения положительного ответа от Роспотребнадзора, жалоба должна быть составлена точно по всем правилам, с указанием законов и норм права. Такое заявление достаточно сложно подготовить самостоятельно, поэтому лучше обратится к квалифицированному юристу.

Акт о проведенной проверке и наличии нарушений предоставленный Роспотребнадзором можно приложить к доказательствам при подаче иска в суд.

Исковое заявление в суд

Суд является финальной инстанцией, в которую подается исковое заявление. Оформлением иска должен заниматься юрист или человек хорошо знакомый с юриспруденцией и способный юридически грамотно составить документ. Основными пунктами искового заявления, предусмотренными процессуальным законодательством, являются:

  1. Полное название суда.
  2. Ф.И.О и адрес проживания истца.
  3. Полное название автосервиса.
  4. Суть нарушения прав заявителя и его требования.
  5. Размер компенсации потраченных средств на ремонт автомобиля.
  6. Обстоятельства, побудившие подать исковое заявление.
  7. Доказательства, подтверждающие вину автосервиса.
  8. Требования истца.
  9. Список приложенных доказательств.
  10. Дата.
  11. Подпись истца или его представителя, действующего по доверенности.

Исходя из судебной практики, суд с автосервисом за некачественный ремонтпри наличии достаточной доказательной базы заканчивается в пользу истца.

Что можно получить, выиграв дело

Выиграв дело в суде, заявитель может взыскать с руководства автосервиса:

  • Полную стоимость ремонта.
  • Штраф в размере 50% от стоимости ремонта.
  • Неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки, но не более стоимости ремонта.
  • Затраты на оплату услуг юристов.
  • Судебные издержки.

В итоге, истец может добиться компенсации, превышающей стоимость ремонта на 50-150%.

Страховая затягивает ремонт по ОСАГО

Согласно законодательству об ОСАГО 2021 года, максимальный срок ремонта может быть не более 30 дней. Но как быть, если происходит умышленное или вынужденное затягивание этого периода, к примеру, из-за отсутствия запчастей, по вине автосервиса или страховщика, требования дополнительной дефектовки скрытых повреждений или по другим причинам? Насколько это законно? Забегая вперёд отметим, что увеличение течения восстановления автомобиля вполне возможно при ряде обстоятельств. А в этой статье мы подробно расскажем, что делать, если страховая компания затягивает срок ремонта по ОСАГО, нужно ли писать претензию, и приведём её образец.

Какой максимальный срок ремонта по ОСАГО?

30 рабочих дней со дня сдачи вами автомобиля после ДТП в ремонт и до дня получения его обратно в полностью восстановленном состоянии, каким он был до дорожного происшествия. Это предписывает Федеральный закон Об ОСАГО в пункте 15.2 статьи 12 об урегулировании страховых случаев.

Таким образом, среди всех прочих сроков в ОСАГО есть несколько наиболее важных (это для общих знаний).

  1. Сначала даются 5 дней для уведомления страховщика о случившемся ДТП либо те же 5 дней для обращения с заявлением в случае европротокола. Однако, данный срок условен – фактически обратиться можно в течение всего периода исковой давности – 3 года.
  2. После подачи вами как потерпевшего документов для получения страхового возмещения у страховой есть 5 дней для осмотра или экспертизы вашей машины и 20 дней (кроме праздничных нерабочих) для осуществления возмещения: выплаты или выдачи направления на ремонт.
  3. У вас же конкретное время для сдачи авто в автосервис для дальнейшего восстановления не оговорено законом. Речь идёт лишь о разумном сроке. А, если вы в течение продолжительности действия направления (как правило, это время указано в нём) не успеете сдать машину, то вам обязаны выдать новое.
  4. После того, как вы отдали автомобиль (именно отдали, а не показали сервисному центру) в ремонт, у СТО есть указанный в направлении срок для его проведения. Однако, максимальный лимит этого отрезка времени составляет 30 рабочих дней.
  5. Далее у вас есть гарантийные сроки: полгода – основной, и год на работы по кузову и покраске (пункт 15.1 статьи 12 закона Об ОСАГО).

Обратите внимание, речь идёт именно о рабочих днях, а не календарных. Это значит, что неверно округлять этот промежуток времени до месяца – фактически это дольше, потому как в одном месяце есть как минимум по 2 дня в неделю выходных и могут быть нерабочие праздничные.

Когда увеличение этого периода законно?

Есть единственный случай, когда указанные выше 30 рабочих дней могут быть затянуты с согласия самого потерпевшего в ДТП автовладельца. Это ситуация, когда вы дали согласие – причём письменное, либо на увеличение срока проведения ремонта, либо на отсрочку начала его течения.

Например, страховая компания выдала направление, но в автосервисе сетуют на то, что на вашу модель автомобиля запасные части или детали идут очень долго. В этом случае вы можете договориться со страховщиком о том, что поставите машину на ремонт только тогда, когда придут компоненты для восстановления машины. Либо вовсе можете не знать о том, что срок ещё даже не начался, потому что вам просто подсунули это соглашение или же на самом направлении, которое вы подписывали, были пункты о согласии на затягивание ремонта, которые вы просто проигнорировали и поставили свою подпись.

Соглашение об увеличении срока ремонта и затягивание сроков

Но здесь кроется несколько иная очень распространённая практика. О ней и читаем далее.

Когда по закону начинается течение этого времени?

Чаще всего вместо предложения соглашения страховая компания просто ничего не предпринимает. А автосервис у вас не принимает машину, пока не поступят запасные части. Либо даже принимает автомобиль, но срок ремонта не начинается, о чём вы, собственно, не догадываетесь.

Дело здесь в формулировке закона, который позволяет такой по сути обман страховщикам. Итак, в пункте 15.2 статьи 12 ФЗ указано, что срок проведения ремонта в 30 дней начинается со дня предоставления потерпевшим транспортного средства в автосервис. Вы как положено приезжаете в указанную в направлении СТО, вам проводят дефектовку и/или диагностику. и отправляют домой – с автомобилем или уже без, оставив его на территории сервиса.

В таком случае потерпевший наивно полагает, что дата предоставления авто – и есть дата начала ремонта, и отмечает в календаре дату. Между тем, СТО начинает затягивать срок проведения ремонта, а потом в попытке взыскать неустойку вам просто отказывают в этом, потому что срок ремонта по документам автосервиса и страховщика начался гораздо позднее, чем дата сдачи ваши машины.

А теперь главное – сможете ли вы доказать обратное? Конкретно то, что предоставили автомобиль гораздо раньше. Увы, но в реалиях 2021 года приходится мириться с такими ухищрениями страховщиков и сдавать авто в ремонт правильно. Как это – правильно, мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Поэтому, если у вас нет документов о приёме машины именно на ремонт (ни на какую не дефетовку или диагностику) либо грамотной видеозаписи такого действия, то, увы, о неустойке можно чаще всего забыть.

А когда затягивание ремонта ОСАГО незаконно в 2021 году?

Итак, теперь давайте рассмотрим все ситуации, когда страховщик не имеет права продлевать срок ремонта без вашего согласия. К сожалению, на практике таких ситуаций довольно много, и все они незаконны.

Если я подписал соглашение об увеличении сроков?

Как мы уже описали выше, вы могли подписать такое соглашение и зная об этом, если не читали содержание тех документов, где ставите свою подпись. При этом, есть 2 распространённых варианта, когда вам могут подсунуть такое условие:

  • в направлении на ремонт есть отметка о том, что настоящей подписью вы подтверждаете согласие на увеличение сроков восстановительного ремонта – то есть фактически, расписываясь, сами соглашаетесь на его затягивание,
  • в этом же документе страховщик перекладывает решение об продлении периода ремонта на автосервис, который самостоятельно устанавливает конкретные увеличенные сроки в зависимости от прихода запчастей и прочих условий; при этом, ваша подпись также удостоверяет, что вы согласны на это.

Чтобы избежать таких недоразумений, достаточно что? Правильно! Просто читать все документы, которые вам дают. В случае, если вы найдёте соответствующий пункт о возможности затянуть сроки ремонта, подпись свою всё равно нужно будет поставить. Но написать что-то вроде "с увеличением сроков восстановления не согласен" и зачеркнуть пункт о согласии.

Но вообще, закон по-правильному должен работать здесь несколько иным образом. Дело в том, что в статье 15.2 указан конкретный срок в 30 рабочих дней. При этом, никаких соглашений о согласии потерпевшего на его затягивание не предусмотрено.

Тем не менее, в судебной практике суды нередко встают на сторону страховых компаний. Если в соглашении есть ваше подтверждение о возможности продления продолжительности восстановления машины, то, значит, продление это вполне законно.

Что делать при затяжке проведения восстановления автомобиля

Вот яркий пример одного из таких решений, где истцу отказали в неустойке за нарушение сроков, предусмотренных в законе, буквально на следующих основаниях:

Как следует из заполненного потерпевшим бланка направления на ремонт, клиент согласен на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе, технологией ремонта и наличием комплектующих изделий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не опровергнуты доводы ответчика и третьего лица о том, что увеличение срока проведения ремонта на СТОа было согласовано с потерпевшим до 01.06.2018, при этом ремонт произведен до 18.05.2018, доводы иска о нарушении страховщиком сроков проведения ремонта не могут быть признаны судом обоснованными. Заявленное представителем истца ходатайство о подложности представленных страховщиком и третьим лицом доказательств – договора на проведение ремонта, удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность данного ходатайства, стороной истца суду не представлено.

Впрочем, это решение, как и много подобных, двухлетней и более давности. В судебной практике 2021 года же тенденция несколько изменилась. В настоящее время есть хотя бы возможность доказать, что вас ввели в заблуждение, подсовывая соглашение об умышленном затягивании сроков ремонта. Тем не менее, такое введение в заблуждение ещё нужно доказывать и сейчас. Поэтому правильнее всего ещё до суда всё делать правильно (это, к слову, относится к большинству и других действий по ОСАГО) – читать то, что вы подписываете, и выражать явное несогласие.

Кроме того, одно соглашение другому рознь. Если в одном из каких-либо в принципе невозможно что-то выиграть, то по другому возможны варианты. То есть каждое такое дело индивидуально и содержит конкретные обстоятельства в деле, которые может увидеть опытный юрист.

Если автосервис ждёт запчасти – правда ли, что начало срока затягивается?

Здесь всё достаточно просто, и ответ прямо вытекает из всего вышеописанного в виде 2 вариантов.

  • Есть срок 30 рабочих дней для восстановления автомобиля потерпевшего. Если вы правильно предоставили машину в СТОА, то данный срок начинается вне зависимости от других факторов. Сроки поставки запчастей и деталей, как и другие вас мало должны волновать.
  • Однако, если вы заключили допсоглашение о возможном затягивании этого срока, то вы дали добро.

Если требуется дополнительная дефектовка на скрытые повреждения?

И в этой ситуации всё аналогично предыдущей – если СТО требуется выявить скрытые повреждения, то ответственность за полноценную компенсацию ущерба всё равно несёт страховая компания.

Это значит, что, если вы предоставили авто для осмотра или экспертизы после подачи заявления о возмещении ОСАГО, то у страховщика были все возможности выявить и очевидные, и скрытые повреждения. Дополнительные оценки могут проводиться в рамках ремонта, но это не должно по закону повлечь увеличения срока последнего.

Дефектовка и ожидание запчастей как незаконное основание продления ремонта

Если страховая и автосервис не могут урегулировать сумму возмещения ущерба?

И снова правда на вашей стороне. Законодательство выделило целых 20 дней страховой компании для оценки и возмещения ущерба вместе со всеми урегулированиями с фактическим исполнителем договора. Если страховщик не уложился в этот срок, то почему вы должны платить собственным временем за организационные недостатки работы данной страховой?!

Если со страховой компанией согласуется заказ-наряд?

Всевозможный документооборот также не является законным основанием для затягивания сроков ремонта по ОСАГО.

Исключение составляют лишь те случаи, когда по вашей вине невозможно формально поставить "точку" в восстановлении вашей машины. Например, вы отказываетесь подписывать акт о ремонте по его завершении.

Что делать при затягивании сроков ремонта автомобиля?

Теперь перейдём от простой констатации законности или незаконности причин затягивать период устранения последствий от ДТП до практического руководства. И начнём мы с самого главного!

Неустойка по ОСАГО за увеличение срока

Законодательство, конечно же, не только устанавливает обязанности, но и защищает права. В том числе нарушенные. И в виде денежных средств – обязательств по их выплате.

В нашем случае за преднамеренное (точнее, не по вине потерпевшего) затягивание срока ремонта по ОСАГО вам положена неустойка – то есть финансовое вознаграждение как компенсация нарушенных прав забрать авто через 30 рабочих дней.

Неустойка эта предписана пунктом 21 статьи 12 закона и составляет 0,5% за каждый день от размера ущерба.

Приведём несложный пример. Допустим, вы сдали автомобиль в ремонт как положено. При этом, размер ущерба (сумма, которую страховая организация перечислила автосервису) составил 100 000 рублей. По закону машина в СТО должна была пробыть до 1 июня 2021 года. Однако, сервисный центр нарушил пункт 15.2 статьи 12 закона, в результате чего восстановленное авто вы получили только 7 июня. В этом случае неустойка начинает исчисляться со 2 и до даты фактического окончания устранения дефектов от ДТП – то есть до 6 числа месяца включительно.

В этом примере вам полагается неустойка за 5 дней. 0,5% от 100 тысяч – это 500 рублей. То есть за 5 дней вам положено 2 500 рублей.

Обратите внимание на 2 важных факта по получению вами этой финансовой санкции:

  • за все действия СТО отвечает исключительно страховая компания – в том числе при затягивании сроков ремонта претензию предъявлять нужно только страховщику, а не сервису (пункт 17 и пункт 54 Постановления Пленума Верховного суда №58 от 26.12.2017 г.),
  • неуйстока платится не по умолчанию, а только по вашему письменному требованию – пока вы не заявили о ней, никто вам ничего не должен (пункт 21).

Неустойка за затягивание времени ремонта

Можно ли забрать машину и получить выплату деньгами?

Да, и такое возможно. Верховный суд в своём Постановлении пленума №58 дал разъяснение о возможности получить выплату в финансовом эквиваленте в 2 случаях (пункт 53, абзац 2 указанного ППВС):

  • если автосервис долгое время не приступает к ремонту,
  • если СТО затягивает ремонт и выполняет его очень медленно.

При этом, важное условие – становится очевидным, что сервис не управится в срок.

Но здесь есть ещё одна важная тонкость. Дело в том, что страховое возмещение в виде ремонта должно считаться без учёта износа. А в виде выплаты – с учётом износа. И это не значит, что вы получите меньше в денежном эквиваленте, чем если бы вас направили на натуральное возмещение вреда. Не так давно мы писали о решении Верховного суда, что если выплата полагается в результате нарушениях при проведении ремонта, то и износ не должен учитываться.

Претензия страховой компании

Выше мы писали, что неустойка не выплачивается автоматически, и нужно написать претензию об этом страховщику. Форма такой претензии не установлена законодательством в 2021 году, поэтому пишется в свободной форме.

Если на претензию не ответили, то что дальше?

Раньше дойти до суда было намного проще, чем на сегодняшний день. Дело в том, что в 2021 году действует институт финансового уполномоченного. Это значит, что вам необходимо после претензии выполнить ещё 3 шага на пути отстаивания ваших нарушенных прав:

  1. написать заявление о разногласиях страховщику (по сути ещё одну претензию),
  2. далее написать финомбудсмену также заявление,
  3. и только по отклонении или оставлении без рассмотрения вышеприведённых уже подавать в суд о возмещении неустойки за затягивание сроков ремонта по ОСАГО.

Более подробно порядок обращения за защитой прав в подобных случаях мы рассказывали в статье о недостаточной выплате по страховке после ДТП. И здесь всё аналогично инструкции по ссылке.

Читайте также: