Можно ли подать в суд на институт за некачественное образование

Обновлено: 25.06.2024

Ответ: Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Гражданско-правовую ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут медицинские организации.

Вопрос: Куда пациенту необходимо обратиться, если ему отказали в медицинской помощи либо помощь оказана несвоевременно, некачественно?

Ответ: Если пациент полагает, что ему оказана некачественная медицинская помощь, он может написать претензию в медицинскую организацию, а также обжаловать действия медицинских работников в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей. С целью выяснения качества оказанных медицинских услуг пациент вправе обратиться в страховую компанию, которой выдан полис обязательного медицинского страхования, с заявлением о проведении экспертизы.

Для взыскания возмещения вреда здоровью необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.

Вопрос: В случае, если пациент обращается в суд с иском о возмещении вреда жизни и (или) здоровью, прокурор принимает участие в рассмотрении дела?

Ответ: По всем делам по искам граждан о возмещении вреда жизни и (или) здоровью принимает обязательное участие прокурор, который после исследования всех доказательств по делу дает мотивированное заключение о наличии (отсутствии) оснований для удовлетворения исковых требований.

Вопрос: К ак гражданину самостоятельно подготовить исковое заявление?

Ответ: В исковом заявлении должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление, ФИО истца, его место жительства, полное наименование ответчика и его местонахождение, в чем заключается нарушение прав, свобод и законных интересов истца и его требования.

В иске необходимо привести обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (подробно изложить, какие медицинские услуги оказаны некачественно) и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, указать цену иска, расчет взыскиваемых денежных сумм, а также перечень прилагаемых к иску документов.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, государственной пошлиной не облагаются.

Обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок разрешения спора о возмещении вреда жизни и (или) здоровью действующим законодательством не предусмотрен.

Вопрос: В какой суд следует обратиться гражданину?

Ответ: Иски о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, могут быть предъявлены пострадавшим как по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика, так и в суд по месту своего жительства или месту причинения вреда.

Вопрос: Существуют ли срок в течение которого гражданин вправе обратиться в суд за возмещением вреда здоровью в связи с некачественным оказанием медицинской помощи?

Ответ: Иск о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни пациента некачественным оказанием медицинских услуг, может быть предъявлен в любое время, поскольку на данные требования исковая давность не распространяется.

Однако материальные требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, подлежат удовлетворению не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Вопрос: С какими требованиями гражданин может обратиться в суд в случае оказания некачественного оказания медицинской помощи?

Ответ: Пациент в судебном порядке может взыскать с медицинского учреждения утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья (на лечение, обследование, протезирование, приобретение лекарств, санаторных путевок, специальных транспортных средств, обучение иной профессии, на проезд в лечебное учреждение, дополнительное (усиленное) питание, посторонний уход), а также компенсацию морального вреда.

Вопрос: Какими доказательствами можно подтвердить некачественное оказание медицинской помощи?

Ответ: Дефекты оказания медицинской помощи могут быть указаны в акте служебного расследования, проведенном самим медицинским учреждением, акте экспертизы качества медицинской помощи, составленном страховой медицинской компанией, акте проверки территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, постановлении органов следствия, заключениями медико-социальной, судебно-медицинской экспертиз.

Вопрос: Какие обстоятельства подлежат доказыванию по делу данной категории? Должен ли гражданин доказать, что медицинская помощь ему оказана некачественно?

Ответ: Для возмещения вреда в судебном порядке необходимо установить наличие вреда – это могут быть телесные повреждения (ссадины, переломы, ожоги и др.), заболевание (полная или частичная утрата органами или тканями способности нормально функционировать), патологическое состояние (шоко­вое, коматозное, острая сердечная, дыхатель­ная недостаточность); противоправность действий (бездействия) - нарушение работниками медицинской организации законодательства, стандартов лечения; причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вину причинителя вреда.

При этом обязанность доказывания законом возлагается на медицинскую организацию, которая должна доказать правильность своих действий и отсутствие вины. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда.

Вопрос: Если решение суда вынесено не в пользу гражданина, что ему делать дальше?

Ответ: Если гражданин не согласен с принятым судом по его иску судебным актом, он вправе обжаловать его в суд апелляционной инстанции, а затем в кассационном порядке.

В Красноярском крае судом апелляционной инстанции является Красноярский краевой суд, судом кассационной инстанции - Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Здравствуйте! Я хочу подать в суд на университет. Дело было вот в чем: Я должен был поехать на краткосрочную стажировку в Германию с оплатой транспортных расходов(40тыс руб) но когда я уже находился в Германии мне университет заявляет что не оплачено обучение за семестр и поэтому оплаты за стажировку не будет и выпустят свой приказ новый уже без оплаты. Я в замешательстве тк деньги я взял в долг а за учебу родители уже оплатили правда приказ вышел раньше. В общем, когда я приезжал я подписывался на то что оплата за счёт университета а тут они я не знаю каким образом поменяли приказ под свой лад и выпустили. В общем проконсультируйте пожалуйста что тут можно сделать.


В данном случае Вам следует подать письменную претензию в ректорат на неправомерность изменения договора в одностороннем порядке и необоснованном удержании денежных средств.

Вам надо обратиться с письменный претензией о необоснованности изменения договора, который Вы подписывали по оплате за счет учебного заведения. Требуйте возврата денежных средств. Укажите срок. По истечении указанного срока, получив ответ, Вы можете подать в суд, исходя из ответа.

Договор или приказ об оплате Вашей стажировки за счет университета должен быть у Вас на руках. Посмотрите, Возможно, там есть пункт об обязательной оплате за обучение за семестр до поездки. Тогда Вам надо приложить квитанцию об оплате.

~~Доброго времени суток, уважаемый автор вопроса! Конечно, Вы или родители (именно они оплатили стажировку) вправе обратиться в суд за защитой и восстановлением Ваших (и родителей) прав.

При этом поясняю следующее:
Зарубежная стажировка – это форма освоения студентамиВ образовательной программы, направленная на совершенствование предметных знаний, умений и навыков, определяемых квалификационной характеристикой в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Как правило, организация выезда студентов российских ВУЗов на стажировку за рубеж осуществляется на основании соглашений об обмене студентами между российскими и зарубежными университетами.

Решение Вашей ситуации во многом зависит от заключенного с вашим университетом договора на обучение: договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину-потребителю (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, и на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона "О защите прав потребителей", ст. ст. 45, 46 Закона "Об образовании" и ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей" под исполнителями в Законе понимаются лица, "выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору".

Таким образом, по договору возмездного оказания образовательных услуг администрация образовательной организации является исполнителем, а студент (родитель, законный представитель) - заказчиком образовательной услуги. При этом студент (родитель, законный представитель) является потребителем образовательных услуг. Поэтому на него в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.

И при этом исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг.

Исходя из вышеизложенного, Вы вправе обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей.

Что касается приказа: если приказ будет отменен и будет издан новый приказ, то его можно признать незаконным также в судебном порядке, о чем указать в исковом заявлении о защите прав потребителей.

Также обращаю внимание: в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, непосредственно осуществляющим государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор.

Поэтому конкретные требования претензии студентов-платников могут быть обращены непосредственно в этот государственный орган.

Иском о защите прав потребителя (статья 17 Закона "О защите прав потребителей") предъявляется на Ваш (родителей) выбор: по месту Вашего жительства или по месту нахождения университета. Госпошлиной такой иск не оплачивается. При этом Вы (родители) вправе требовать компенсацию морального вреда согласно статье 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Нередко между преподавателями и студентами ВУЗов возникают конфликтные ситуации. Зачастую претензии студентов к преподавателям носят спорный характер. Но бывают ситуации, когда преподаватель манипулирует студентом, нарушая закон. В этом случае студент имеет право подать жалобу на преподавателя ВУЗа.

На что можно пожаловаться?

Возможные причины подачи жалобы на преподавателя:

  • принуждение к даче взятки (требование денег);
  • оскорбление студента;
  • неисполнение своих профессиональных обязанностей: неявка на лекции, семинары, другие занятия, обозначенные в расписании;
  • предъявление к студенту завышенных требований, отличающихся от требований к другим студентам;
  • принуждение к выполнению действий, не относящихся к учебному процессу.

Куда подать?

Подавать жалобу стоит, если не удается решить конфликт мирным путем. Часто спорные ситуации между студентами и преподавателями можно разрешить с помощью переговоров. Но, если требования преподавателя незаконны и выходят за рамки установленных вузом правил, студент вправе подать на преподавателя жалобу в надзорные органы:

  • руководству учебного заведения;
  • в департамент образования;
  • в министерство науки и высшего образования;
  • в Рособрнадзор (федеральную службу по надзору в сфере образования и науки);
  • в правоохранительные органы РФ (прокуратура, суд).

Как подать?

Если разрешение споров путем переговоров не привело к положительным результатам, можно подавать письменную жалобу на преподавателя.

Руководству вуза

В случае если речь идет о вымогании взятки, руководство учебного заведения не имеет права принимать каких-либо решений и обязано передать сведения о нарушении в прокуратуру.

В Департамент образования

Подать жалобу в департамент образования можно:

В Министерство науки и высшего образования

Писать в министерство науки и высшего образования стоит только в том случае, если жалоба не была удовлетворена в нижестоящих инстанциях. Иначе документ будет туда перенаправлен.

Жалоба может быть принята одним из способов:

  • при заполнении формы на сайте Министерства образования и науки;
  • заказным письмом по адресу Министерства: г. Москва, ул. Тверская, д.11;

Для получения инструкций можно обратиться по телефону горячей линии: 8 (800) 222 5571.

В Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) контролирует региональные органы власти в сфере образования и науки.

Подать жалобу в Рособрнадзор можно следующим способом:

  • заказным письмом по адресу: 127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4;
  • заказным письмом по адресу: 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 33;
  • в электронной приемной на сайте Рособрнадзора.

В правоохранительные органы, прокуратуру, суд

К компетенции полиции, прокуратуры и судебных органов относятся случаи вымогания денег за получение положительной оценки по предметам обучения, случаи сексуального домогательства и применения физической силы.

К иску нужно приложить доказательства, подтверждающие обоснованность требования компенсации (к примеру, выписки из медкарты, квитанции об оплате медицинских услуг и пр.).

В случае ложных обвинений преподаватель имеет право подать встречный иск за клевету.

Меры пресечения к преподавателю последуют в случае, если его вина будет доказана.

Какой должен быть ответ?

Ответ на жалобу должен прийти в письменном виде. Ответ оформляется в свободной форме и должен содержать информацию о рассмотрении жалобы и порядке проведения проверки в отношении преподавателя. В заключительной части описываются принятые решения и сведения о сроках обжалования.

Какие меры могут принять?

Меры пресечения в отношении преподавателя принимаются на основании законов РФ и договорных обязательств преподавателей перед руководством вуза. В случае доказанного непрофессионального исполнения обязанностей, халатности, оскорбительного поведения в отношении студента преподаватель может быть подвержен дисциплинарному взысканию, отстранен от учебного процесса или уволен.

Если действия преподавателя были противозаконны, мера пресечения назначается судебными органами на основании законодательства Российской Федерации. Если противоправные действия преподавателя в отношении студента доказаны, наказание может варьироваться от штрафа до заключения под стражу.

Что делать, если нет реакции?

Если в рассмотрении индивидуальной жалобы было отказано, ее можно подать повторно. Ограничений на количество жалоб не предусмотрено. А также можно составить коллективную петицию.

Как правило, коллективным заявлениям оказывают большее внимание.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу, должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации. При продлении сроков рассмотрения жалобы пострадавший должен быть уведомлен в письменной форме.

Если реакции на жалобу не последовало, нужно писать в вышестоящую инстанцию или обратиться к юристу за профессиональной консультацией.

Без бумажки: студент-юрист подал в суд на свой же институт

Какие проблемы могут быть у студентов ВУЗов? Зачёты, сессии, конфликты с одногруппниками и преподавателями — всё это имеет место в студенческой жизни. Случаются пересдачи, отчисления. Однако бывают и ситуации, абсолютно не связанные с каким-либо конкретным студентом. Например, отсутствие аккредитации.

Бывает, что какое-либо из направлений обучения в университете лишается аккредитации. В таких случаях университет принимает решение о переводе студентов в другое учебное заведение. Обучение в таком случае практически не прерывается, а студенты, завершившие учебу на новом месте, получают желанный диплом. Но, как оказалось, указанный вариант — лучший из возможных.

Нет аккредитации - нет диплома

Студент Юридического института Дубов (фамилия изменена) в 2012 году поступил в указанное учебное заведение на юриспруденцию. Он внёс плату за обучение и погрузился в университетскую жизнь.

В 2016 году, когда молодой человек перешёл на четвёртый курс, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки отказала институту в государственной аккредитации. Эксперты выявили несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по образовательным программам ФГОС. Это стало причиной невыдачи Дубову, как и ряду других студентов, диплома. Вместо этого студенты получили справку об обучении.

В 2019 году молодой человек отправил в институт досудебную претензию, в которой просил руководство исполнить обязательства по договору, выдав диплом о высшем профессиональном образовании, либо возвратить уплаченные за обучение денежные средства, однако требования не удовлетворены.

Дубов пытался продолжить обучение и обращался в множество других учебных заведений, однако ему раз за разом отвечали, что он не может быть зачислен на тот же курс, поскольку академическая разница составляет 15 дисциплин.

Мнение судов

Тогда парень обратился в суд с исковым заявлением к институту. Он требовал взыскать с образовательного учреждения денежные средства в размере 267 212 рублей, неустойки в размере 267 212 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа и судебных расходов.

Районный суд удовлетворил требования частично, взыскав денежные средства, уплаченные по договору, в размере 193 000 рублей, неустойку в размере 193 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 198 000 рублей, а также судебные расходы. С таким решением согласились апелляционная и кассационная инстанции.

Позиция Верховного Суда

Также в договоре указано, что стоимость обучения за семестр составляет 29 000 рублей. Дубов же представил в суде квитанции на 193 000 рублей, что и стало основанием для нижестоящих инстанций для вынесения решения по делу, ведь иных платёжных документов представлено не было.

Согласно представленному истцом расчету за период с 2012 по 2016 года им было уплачено институту 267 212 рублей. В подтверждение оплаты образовательных услуг истец представил только часть сохранившихся у него квитанций об оплате за период с 2013 по 2016 годы на общую сумму 193 000 рублей, взысканную судом с ответчика в пользу истца. При этом истец заявлял о том, что квитанции об оплате образовательных услуг за первый 2012 год обучения не представлены по причине их утраты.

Институт же не представил никаких доказательств того, что Дубов не выполнил свои платёжные поручения.

Суды также не учли доводы о недобросовестном поведении ответчика, который своими обещаниями затягивал срок выдачи диплома, а в дальнейшем, не исполнив принятые на себя обязательства, пытался уйти от возмещения ущерба.

Всё это послужило основанием для отмены вынесенных решений и направления дела на новое рассмотрение.

Читайте также: