Как назывались суда персов

Обновлено: 01.05.2024

Всего: около 67 миллионов
Иран : 47 513 000-50 629 000 [1] [2]
Афганистан : 14 917 696
Таджикистан : 6 094 132 [3]
Узбекистан : 3 000 000
Ирак : 455 000 [4]
Катар : 73 000
Франция : 3 000
Кувейт : 60 000
Индия : 60 000
ОАЭ : 57 000
Бахрейн : 48 000
Израиль : 40 000
Азербайджан : 1 000
Турция : 31 000 [5]

Пе́рсы, (перс. فارسی‌زبان ‎ [fɒːrsi-zæbɒːn], перс. ایرانی ‎ [irɒːni], перс. فارس ‎ [fɒːrs], устар. перс. پارس ‎ [pɒːrs]) — иранский народ, этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения Ирана и некоторых прилегающих стран, для которой родным языком является персидский, представленный разнообразными диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.

Содержание

Этногенез и терминология

В древности

См. основную статью Древние персы

Этническое имя персов впервые упоминается в 836 г. до н. э. в виде Parsuaš — названия одной из областей южнее озера Урмия в архивах ассирийского царя Салманасара III. С Парсуа воюет в 743 г. до н. э. царь Тиглатпаласар. В 639 г. до н. э. Парсуа и Аншан уже упоминаются как союзники Ассирии против Элама. [6]

Начиная с VII в. этническое имя персов (др.-перс. pārsa- ), одного из союзов ираноязычных племён, заселивших Иранское плато в результате экспансии ариев из Средней Азии [6] , прочно связывается с регионом Аншана на восток от собственно Элама, известного с этих пор как Парса (Персида) — территория современного остана Фарс, колыбель персидской государственности и персидского языка [7] . По всей видимости, уже в древнюю эпоху древнеперсидский язык был также распространён в соседних областях: Мекране и Кермане, население которых (гедрозиев и германиев) Геродот причисляет к персам [8] .

В возвысившейся в VI в. до н. э. Ахеменидской империи персы были ведущим этносом, благодаря чему их имя стало широко известно в Средиземноморье (через др.-греч. Πέρσες ). В аршакидский период Парс (Персида) стала лишь одной из областей империи парфян, этноним которых однако стал известен в античном мире в юго-западноиранской (древнеперсидской форме).

В персидской более поздней форме этноним парфян проник и в Древнюю Индию — санскр. pahlava- . Начиная с Сасанидской эпохи этим же именем в Индии стали называть самих персов.

В сасанидскую эпоху

В конце Ахеменидской эпохи доиранское население Персиды было, по всей видимости, уже персизировано, однако среднеперсидский язык не распространялся за её пределы и оставался языком местных правителей фратараков. Лишь с возвышением Сасанидов (III в. н. э.) язык Парса (пехл. pārsīk ) становится официальным в обширной Иранской империи (пехл. Ērān-šahr ) и языком государственной религии — зороастризма. Со временем разговорный среднеперсидский распространяется на север и восток, вытесняя северо-западные иранские диалекты [10] . Так в Хорасане к V—VI вв. он вытеснил парфянский язык [11] . Эта экспансия послужила основой формирования новой персоязычной общности, охватывающей не отдельный регион Сасанидской империи, а все основные области Ирана.

В исламском мире

Персы и классический фарси

После арабского завоевания Ирана (VII в.), несмотря на период господства в официальной и религиозной сфере арабского языка, персизация ираноязычных областей Большого Ирана и распространение в них разговорных персидских диалектов только усилились. В областях Тохаристана, Кабула и Мавераннахра персидский язык, принесённый обращёнными в ислам хорасанцами, участвовавшими в арабском завоевании этих областей, стал одним из средств и символов исламизации. Персизация и исламизация этих регионов стала основой формирования современной таджикской общности [12] .

Классический новоперсидский язык (فارسی fārsī, دری darī), господствовавший на протяжении тысячелетия во всех неарабских областях исламского мира, сформировался в IX—X вв. на территории Хорасана и Мавераннахра и распространился в дальнейшем в Западном Иране, вытесняя местные диалекты, в том числе в самом Фарсе [13] .

Персы — это народ, населяющий горы Махат и Азербайджан вплоть до Армении и Аррана, Байлекан и Дербент, Рей и Табаристан, Маскат и Шабаран, Джурджан и Абаршахр, то есть Нишапур, Герат и Мерв и другие области в земле Хорасана, Седжистан, Керман, Фарс и Ахваз… Все эти земли были когда-то единым царством с одним царём и одним языком.. хотя язык немного отличается… Существуют различные языки, такие как пехлеви, дари, азери и другие персидские языки [16] .

Аджамы

В наши дни




Этноним فارس [fɒːrs] или پارس [pɒːrs] употребляется также редко, как и в классическую новоперсидскую эпоху.

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) [18] численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Культурно-исторические регионы и субэтносы

Iran ostanha pers.jpg

  • Персидский Ирак (Эрак-е Аджам, перс. عراق عجم ‎) (или собственно Эрак) (в древности Рей) (включая Кашан)
    (Шахруд, Дамган, Гармсар) (Мешхед, Нишапур, Себзевар и др.) (Кухистан)

Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан, Керманшах. Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака [19] . Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.

Группы с другими иранскими языками

Персоязычные вне Ирана

Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:

Язык и литература

Фарси — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса, где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский. Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка, обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки, Фирдоуси, Хафиза, Хайяма, Саади, Низами, Руми, Джами, Аттара, Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю, Кавказ, Золотую Орду, Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Индию (Южную Азию). В современном Иране фарси — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий (Буиды, Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии [20] .

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям [21] .

Антропология

Антропологически персы в основной массе представители индо-иранской расы.

Традиционная культура

Хозяйство

Большинство персов — сельские жители, основные занятия которых — пашенное земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Главные культуры — пшеница, рис, ячмень, табак, клевер, просо, джугара, сахарная свекла, чай. В животноводстве преобладает мелкий рогатый скот.

Из ремесел развиты ковроделие, ручное ткачество (шерсть, ситец), производство металлических изделий, чеканка, инкрустация перламутром и костью. Персы, живущие в городах,— ремесленники, торговцы, служащие и др. Персы составляют также значительную часть рабочих страны. Многие заняты в нефтяной промышленности.

Бытовые традиции

Поселения могут иметь беспорядочную планировку. Поскольку в Иране преобладает горный рельеф, то их селения похожи на селения других горных народов. Другой тип поселения — кале (крепость). Оно имеет глинобитную ограду и ворота.

Жилище — глинобитное, крыша — из камыша. В строительстве используется дерево и кирпич. Дома обращены глухой стеной на улицу, а внутри находится замкнутый двор. У богатых во дворе — сад и бассейн. Иногда во дворе устраивается веранда (айван). Внутреннее помещение делится на мужскую (бирун) половину и женскую (эндерун). В быту используется низкая мягкая мебель, ковры, тюфяки. Посуда, утварь и вещи хранятся в нишах. Для отопления служат камины, печи и жаровни.

Мужской национальный костюм состоит из белой рубахи, черных штанов, безрукавки и кафтана (каба). Состоятельные люди носят сюртук (сердари). Обувь — с вязаным верхом, подошва — из прессованных тряпок. Сельский костюм — белая рубаха, синие штаны, синий кафтан или овчиный тулуп. Головной убор — войлочная шапка (кулах) или шапочка (аракчин), сверху которой наматывается чалма (тюрбан). У женщин — рубаха, штаны, кофта, юбка. Обязательно носят чадру (паранджу) [источник не указан 858 дней] . Лицо закрывают белым покрывалом. Персидское название штанов (шаровары, шелвар) вошло во многие языки мира.

Пища — рис, мясо, маринады, лепешки, овечий сыр, молочные продукты, фруктовые сиропы.

Культура

Устное народное творчество персов, их театральная поэзия, литература и др., со стороны средневековой и современной культуры весьма богаты.

Архитектура также имеет древнюю историю. При Ахеменидах строили дворцы и культовые сооружения, зороастрийские храмы, квадратные в плане каменные башни. Позже возник мусульманский тип храма — мечеть. Использовались дерево, камень, сырцовый кирпич. В украшениях популярны были сдвоенные полуфигуры животных. Очень большое развитие получило искусство орнамента, который близок арабскому и турецкому. Была развита миниатюра. У персов (шиитов), в отличие от арабов (суннитов), не было запрещено изображение живых объектов, людей, животных.

Театр также возник в древности. Театр базигер — бродячие актёры типа европейских жонглёров, русских скоморохов. Известны были пантомима, кукольный и теневой театры. До начала 20 в. существовали масхаребазы (бродячие актёры) .

Праздники

Новый год (Ноуруз, Навруз) (в переводе с персидского новый день) — празднуется в течение 13 дней после весеннего равноденствия.

Персы — один из поистине великих и легендарных народов. В далёкой древности им удалось создать могущественную империю, что превосходила прочие государства мира. Высочайший уровень развития персидского общества позволил построить собственные культуру, религию, научные и инженерные технологии, многие из которых остаются актуальными по сей день.

Среди персов было немало выдающихся мыслителей, учёных, людей искусства. Сегодня же этот народ свято хранит свою историю, хотя в культурном плане произошли значительные изменения. Они не забывают, что некогда их предкам удалось создать великую империю из нескольких племён. Как же появились персы? Как развивалась их держава? И куда исчезла грозная и могущественная Древняя Персия?

Тайны названия персов

Впервые упоминание Персии встречается в документах и архивах ассирийского правителя Салманасара III. В них рассказывается о небольшой области, расположенной в южной части озера Урмия, для чего используется наименование “Парсуа”.

Поскольку эти записи датируются IX веком до нашей эры, можно предположить, что сами племена персов начали процесс своего формирования несколько ранее. Через некоторое время в старинных текстах уже встречается вполне узнаваемый этноним “парса”, использующийся по отношению к жителям к ираноязычным общинам, населяющим Иранское плато.

Что же значило это название? Как предполагают языковеды и историки, слово “парсы”, использующееся в древности как название персов, нельзя отделять от именований других индоиранских племён, родственных персидскому народу (например, парфян).

Основой этих слов является “парс-”, что в переводе с древнего наречия значит “крепкий”, “бокастый”. Вероятно, персы выделялись крепким телосложением, отчего прочие племена считали их настоящими богатырями.

Создание империи

Изначально персы представляли собой достаточно разнородную смесь племён. На их этническое формирование оказывали влияние соседние народности, а сама территория Персии оказалась в центре торговых путей, а значит, и некоторого смешения этносов.

В своих трудах персидский путешественник и историк Масуди отмечает следующее:

И подобное языковое разделение сохранилось до наших дней, поскольку персы — не одно племя, а целая группа близких по духу, происхождению и культуре народностей.

Историю Персии можно разделить на несколько этапов, каждый из которых становился переходной ступенью на новый уровень развития, значительно меняя культурный и жизненный уклад персов. Важнейшей вехой в становлении народа становится создание столицы, Персеполя.

Но это был лишь первый шаг к строительству целой империи. Персидские правители осознавали, что лишь постоянным укреплением городов и их границ, завоеваниями можно добиться расширения своих владений, что принесёт процветание государству.

Древние персы — властители мира

Царь Ахемен стал основателем великой династии Ахеменидов. Замечая могущество персидской державы, что становилась сильнее день ото дня, соседние племена присягнули на верность правителю, присоединившись к Персии. Однако истинная пора расцвета начинается для персов с приходом ко власти Кира Великого.

В VI веке до нашей эры Персидская империя становится сильнейшим государством мира, достигая небывалых высот в военном деле, а также политике и экономике. Кир Великий не просто создал самую большую страну мира, народы которой были объединены под его властью.

Этот царь был дерзок и амбициозен. Перед тем, как завоевать прежде непокорённые державы, он решил отстроить новую столицу, Пасаргады. Все проекты Кира были в полной мере реализованы в этом городе, что стал истинным украшением земли персов.

На мой взгляд, успех завоевательных походов Кира и расширение границ Персии были обусловлены не только мастерством воинов. Политика царя базировалась не на подавлении, а на сохранении этнических признаков и культуры покорённых народов.

Люди с завоёванных территорий не становились рабами, у них не отбирали земли, а верования и обычаи оставались прежними. Из-за этой особенности Киру удалось с лёгкостью завоевать Вавилон, жители которого считали персидского царя своим освободителем. Даже у еврейского народа нередко говорится о Кире Великом как о мессии.

Исчезновение Персидской империи

Смерть Кира повергла персов и народы, делившие с ними страну, в глубокое отчаяние. Однако достойным продолжателем дела великого царя стал Дарий, что вошёл в историю как умелый воин, талантливый стратег и политик. При Дарии границы персидской империи достигают немыслимых пределов — от Египта до Индии.

Огромное государство было связано множеством дорог, что простирались из одного региона в другой. Однако правление Дария не было безоблачным — в это время вспыхивают яростные бунты.

Массовое восстание затрагивает Афины и Коринф, чьи войска объединились против персов. Несмотря на могущество персидской армии, ей не удалось сломить греков. Сокрушительное поражение в этой войне познал преемник Дария, царь Ксеркс.

Персидская империя распадается в IV веке до нашей эры. Некогда великая Персия, диктовавшая свои условия соседним народам, сама оказалась завоёванной. Теперь уже покорителем персов выступал Александр Македонский. Однако персидское влияние на него было настолько сильным, что знаменитый полководец даже провозгласил себя представителем династии Ахеменидов.

Персы — народ, что прошёл интересный и непростой исторический путь. Ещё в начале прошлого века запад Ирана именовался Персией, однако на территории самого государства это слово практически не использовалось.

Сегодня представителями народа “парс” или “фарс”, как говорят сами персы, считается более 40 миллионов человек, большинство из которых живут в городах и деревнях Ирана. Племена, что некогда владели огромными территориями и множеством стран, сегодня занимают земли, которую по праву можно назвать колыбелью персидского народа.

Кто назвал страну Персией и почему сегодня она называется Ираном?


Иран или Персия: какое название древнее?

При династии Пехлеви, которая правила с 1925 по 1979 гг., Иран официально именовался Шаханшахским Государством Иран. С 1979 года, после революции и падения монархии, страна официально называется Исламской Республикой Иран.

Официальная смена названия

В самом Иране это решение вызвало сопротивление части общественности. Считалось, что официальная смена названия лишает страну части её великого прошлого. Поэтому в 1959 году правительство разрешило использовать в мировой практике два названия параллельно.

Почему Персия сменила название на Иран

В феврале 1921 года Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925 году был объявлен новым шахом. Реза Пехлеви возглавлял правонационалистические круги, правое офицерство, которые пыталось спасти страну от развала. Новое правительство двинулось курсом возрождения сильной центральной власти под флагом идеи иранского национализма. Британия, в условия сильных антианглийских настроений в иранском обществе, вынуждена была отказаться от прямой колонизации Ирана. Однако сохранила ведущие позиции во внешней политике, экономике и финансах страны. При этом британские военные, покидая Иран, передали шаху и его окружению большую часть оружия, боеприпасов и снаряжения. Также Британия через английский Шахиншахский банк (важнейшее финансовое учреждение Ирана) профинансировала становление иранской армии. Сильная антисоветская власть в Иране устраивала Лондон. К тому же британцы сохраняли контроль над сырьевыми богатствами страны.

В 1920-е и особенно в 1930-е годы Иран совершил качественный скачок в развитии. Была создана регулярная армия, в общественно-политическом и экономическом развитии наблюдались положительные тенденции. В частности, был осуществлен переход на светскую систему образования, открыт Тегеранский университет, проведены реформы в судопроизводстве, создана стабильная финансовая и денежная система (учрежден Нацбанк Ирана, ставший эмиссионным центром), сделаны шаги в сторону развития светских начал (улучшение социального положения женщин), создается госсектор в промышленности. Осуществляется политика госкапитализма, развивается промышленность, введен автономный таможенный тариф, ликвидирован капитуляций, строится трансиранская железная дорога от Персидского залива до Каспия и т. д. Началась индустриализация и электрификация Ирана.

Во второй половине 30-х годов правительство Реза-шаха ищет нового покровителя на мировой арене. Тегеран потерпел поражение в борьбе с Лондоном по вопросу деятельности Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) в стране, а также в территориальных спорах в зоне Персидского залива. Дело было в том, что АПНК обладала эксклюзивным правом на добычу нефти и газа в Иране (концессия была заключена в 1901 г. на 60 лет). Попытки Тегерана пересмотреть соглашение к серьёзному успеху не привели, британский лев не собирался отдавать богатую добычу. В апреле 1933 г. после многостороннего давления со стороны правительства Британии шах Ирана Реза дал согласие подписать новое концессионное соглашение с АПНК на срок до конца 1993 г. Теперь АПНК должна была переводить иранскому правительству 16% своего чистого дохода, и концессионная зона была сокращена. Но в целом британская монополия только укрепила свое положение в Иране.

Поэтому Тегеран склоняется к союзу с гитлеровской Германией. Третий рейх был готов сломать прежний мировой порядок, потеснить Британскую империю. Иран был заинтересован в сотрудничестве с Германией в военной, экономический и технологической областях. Кроме того, шаху и его окружению нравились идеи немецких нацистов о превосходстве арийцев над другими расами. Целый ряд иранских националистически и монархически настроенных публицистов, историков и филологов в это время прилагали большие усилия, чтобы соотнести идейные основы арийской теории немецкого нацизма с интерпретацией истории доисламских иранских империй. Особенно царства Ахеменидов и Сасанидов. Особенно эта тенденция усилилась после образования первого Тегеранского университета в 1933 г.

В Древней Греции функции судей во время олимпиад выполняли граждане Элиды, которые образовывали Древнегреческий комитет - такие судьи назывались словом ЭЛЛАНОДИКИ.

Поначалу это был один элланодик, который выполнял роль судьи до того, как на четырнадцатых олимпийских играх появились состязания в беге на две стадии (двойной бег).

По мере расширения программы Олимпийских игр росло количество судей - их количество увеличивалось от двух до десяти.

Правильный ответ - ЭЛЛАНОДИКИ.

Граждане Элиды входили в состав Древнегреческого олимпийского комитета. На тот момент был всего лишь один судья, такой судья назывался - элладоником.

Когда начали расширятся Древние Олимпийские игры, количество состязаний выросло, тогда и судей стало больше и их звали - элладониками.

PHAwzM6OXWDuGFuL9wWO9IGgB371GxsP.jpg

Жаль, что никто так и не ответил на этот шутливый вопрос и не назвал имя греческой богини, а она ведь изображена на картинке к тексту, изображающей Олимпийских богов Древней Греции, да еще и на переднем плане :)

Эту греческую богиню зовут Артемида (ее римская копия - Диана), чаще всего в качестве ее спутников изображают животных (и мы видим тигра у ее ног на иллюстрации).

Древнегреческая мифология, как и римская, богаты на эпитеты, какими дополнялись имена богов. Иногда эти эпитеты могут показаться нам странными - например, богиня Гера часто волоокая - казалось бы, причем тут корова? Но на этот вопрос мы уже давали ответ, а сейчас проясним, почему же такой интересной богине, как Артемида, досталось такое некрасивое на наш взгляд прозвище Подагра и причем тут Тривиальная?

Артемида-Диана иногда именовалась Тривия потому, что считалась покровительницей трех дорог - буквально Trivia, от которого и произошло знакомое нам слово "тривиальный". А слово "подагра" переводится с греческого как "ножной капкан" - совершенно нормальный и обычный атрибут богини-охотницы.

богиня Артемида Диана изображения

Однако всё это время противник не отпускал шею Аррихона, и из-за внезапного движения она сломалась. Смерть была мгновенной, и произошла из-за сломанной шеи, а не от удушья, как говорит Павсаний, поскольку перед тем, как умереть от удушья, человек на некоторое время теряет сознание.

Белоснежные мраморные античные статуи - не миф, а факт. Именно в таком виде большинство из них выкапывали из земли, находили среди развалин. Греки и римляне не просто так перестали следить за языческими храмами и потеряли интерес к прежним правителям. Римским императорам присваивался божественный статус, поэтому их статуи были такими же идолами для поклонения, как и изваяния Юпитера, Юноны и проч. Победившее христианство требовало не просто забвения, а воинственного уничтожения языческой мерзости безотносительно к её эстетической и художественной ценности. Культ тела был объявлен источником вредны соблазнов, поэтому любая "обнажёнка" стала неодобрряемой. Древние скульптуры закапывали, ломали, оставляли храмы без присмотра.

У древних не было красок, которые могли бы держаться на мраморе, открытом всем ветрам, длительное время. Покраску приходилось периодически подновлять. Перестав это делать, люди обрекли скульптуры на постепенное "лысение". Возврат интереса к античному искусству в эпоху Возрождения (тогда же уничтожение древнего наследия стали приписывать "варварам") предоставил людям руины, обломки и очень отрывочную информацию об ушедшей эпохе.

Сейчас, в третьем тысячелетии, учёные знают о жизни древних Греции и Рима больше, чем в XIV веке. Современные методы анализа позволяют восстановить смытое, примеры можно посмотреть здесь.

голова Калигулы

голова Калигулы

голова Калигулы - реконструкция и то, в каком виде она сохранилась.

Важно заметить, что отсутствие покраски по-своему полезно, поскольку позволяет сконцентрироваться на работе скульптора.

Читайте также: