Может ли уполномоченный по защите прав предпринимателей обращаться в суд

Обновлено: 16.05.2024

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

В чем суть данного закона, кому и как он может помочь?

Небольшая предыстория возникновения данного Федерального закона. Сам институт Уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте РФ возник в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 № 596, в котором Правительству Российской Федерации было дано поручение - создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях.
Необходимость принятия данного закона обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно защитить свои права и законных интересы. Прежде всего, речь идет о случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление и коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.
Прежде всего, данным законом определены основные задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах страны.

Кто может быть уполномоченным по защите прав предпринимателей, какой у него правовой статус?

Из Закона следует, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд. Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование. В настоящее время Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является Борис Титов.
Существуют определенные ограничения для Уполномоченного – он не вправе быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой и что важно неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

А какими полномочиями наделен Уполномоченный?

Уполномоченный наделен широким кругом полномочий. К примеру, Уполномоченный в ходе рассмотрения жалобы вправе:

  1. запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
  2. беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
  3. в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статья 159-159.6, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статья 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
  4. принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля.

И в-пятых, очень интересное новое полномочие, которым не обладают ни Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, ни Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка это одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Кроме того, Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, организовывать общественные приемные, которые будут оказывать субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь.

Какие еще особенности имеет данный Закон и в целом институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей?

А.С. Русских
Старший помощник прокурора Самарской области
по правовому обеспечению


Задачи и полномочия омбудсмена

Ноутбук

Уполномоченный защищает права и законные интересы предпринимателей, контролирует для этих целей деятельность органов власти разных уровней на территории Московской области. Также он помогает развитию общественных институтов в данной сфере, взаимодействует с бизнес-сообществом, участвует в реализации государственной политики в области предпринимательства.

В рамках своей деятельности омбудсмен имеет право:

– запрашивать у органов власти и должностных лиц необходимую информацию;

– обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, а также признании незаконными решений и действий (бездействия) органов власти;

– направлять в органы власти мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов или внесении в них изменений;

– направлять губернатору мотивированные предложения об отмене или приостановлении действия актов исполнительных органов власти;

– сообщать в прокуратуру и полицию о нарушении прав предпринимателей;

– участвовать в выездных проверках предпринимателей (на основании заявления от предпринимателя);

– посещать в СИЗО и исправительных учреждениях граждан, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях в сфере предпринимательства;

– привлекать экспертов для помощи предпринимателям.

Кто и по каким поводам может обращаться

Подача документов

Предприниматель может привлечь уполномоченного к участию в выездной проверке на своем предприятии, которую проводит какой-либо контролирующий орган.

Также можно обратиться к омбудсмену с просьбой участвовать в суде в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Как подать обращение

Компьютер ноутбук

В обращении уполномоченному необходимо изложить суть предложения, заявления или жалобы. Обязательно надо указать, какие именно права заявителя нарушены, кем, при каких обстоятельствах. Также бизнесмену следует сообщить, что конкретно он пытался предпринять для разрешения ситуации и какие действия, по его мнению, приведут к восстановлению его прав. Можно приложить документы в подтверждение своих слов (текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы).

Обращения принимают в бумажном или электронном виде. Подать заявление можно во время личного приема или отправив по почте. Кроме того, в муниципалитетах Подмосковья работают общественные приемные уполномоченного.

Электронную форму обращения можно заполнить на сайте уполномоченного. Ответ придет на указанный e-mail.

Если жалобу приняли к рассмотрению, уполномоченный уведомляет заявителя о мерах по восстановлению его нарушенных прав не реже одного раза в два месяца.

Действия уполномоченного в ответ на жалобу


Источник: РИАМО, Николай Корешков

В результате рассмотрения обращения уполномоченный совершает одно или несколько из следующих действий:

– разъясняет заявителю его права и способы их защиты;

– передает жалобу в соответствующий орган власти или должностному лицу (запрещено передавать обращение в тот же орган, на который поступила жалоба);

– направляет заключение с перечнем мер по восстановлению прав заявителя в орган власти или должностному лицу, на которые поступила жалоба;

– обращается в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов;

– обращается в суд с иском о защите прав других предпринимателей;

– обжалует вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя (в установленном законом процессуальном порядке);

– направляет обращения о привлечении виновных в нарушении прав к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.


18 марта Президиум Верховного Суда РФ утвердил разъяснения по вопросам, связанным с применением Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, предусматривающего обязательный досудебный порядок урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Как отмечено в преамбуле документа, большая часть положений вышеуказанного Закона вступила в силу 3 сентября 2018 г. Документ содержит разъяснения по пяти вопросам, поступившим из судов.

Так, в первом разъяснении ВС ответил на вопрос о том, на какие правоотношения распространяются требования Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг об обязательном досудебном порядке урегулирования споров.

В документе отмечается, что к компетенции финансового уполномоченного отнесено рассмотрение требований потребителей к финансовым организациям, на которых распространено действие данного Закона, если размер требований не превышает 500 тысяч рублей. При этом требования потребителей, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, рассматриваются вне зависимости от их размера.

ВС отметил, что к компетенции финансового уполномоченного относятся также требования потребителя об организации и оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества, например поврежденного автомобиля, по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Но такие требования рассматриваются финансовым уполномоченным только при условии, что со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Президиум Верховного Суда утвердил Обзор по спорам относительно добровольного личного страхования в рамках потребительского кредита

Также разъяснено, что поскольку Закон о финансовом омбудсмене устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, то его положения не распространяются на требования, предъявляемые в установленных законом случаях к профессиональному объединению страховщиков, в частности к Российскому союзу автостраховщиков.

Второе разъяснение затрагивает вопросы соблюдения обязательного досудебного порядка в виде обращения потребителя к финансовому уполномоченному. Отмечено, что возможность обращения потребителя в суд в случае прекращения рассмотрения его обращения финансовым уполномоченным или отказа последнего в принятии такого документа зависит от их оснований. В этом случае потребитель может обратиться в суд с обоснованием своих мотивов несогласия с решением финансового уполномоченного.

Досудебный порядок разрешения спора не соблюден, если суд при разрешении вопроса о принятии иска или при рассмотрении дела согласится с финансовым уполномоченным в части судьбы обращения заявителя. В связи с этим иск потребителя возвращается судьей либо подлежит оставлению судом без рассмотрения. В противном случае досудебный порядок считается соблюденным и спор между потребителем и финансовой организацией рассматривается судом по существу. Потребитель вправе заявлять в суд требования к финансовой организации только по предмету, содержащемуся в обращении к финансовому уполномоченному, однако они могут быть соединены с другими требованиями, в отношении которых законом не установлено обязательного досудебного обращения к финансовому уполномоченному.

В третьем разъяснении ВС перечислил последствия в случае пропуска потребителем срока для обращения в суд с требованиями к финансовой организации, а также в случае пропуска финансовой организацией срока для обжалования решения финансового уполномоченного.

Указано, что такие сроки могут быть восстановлены судом при наличии уважительных причин. Без просьбы заявителей о восстановлении пропущенных сроков их обращения возвращаются судом без рассмотрения. Возврат судьей заявления или оставление его судом без рассмотрения не препятствуют потребителю финансовых услуг или финансовой организации вновь обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока с указанием уважительных причин его пропуска. На определения о восстановлении срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

При взыскании судом дополнительных денежных сумм по отношению к тем, которые взысканы решением финансового уполномоченного, последнее и судебное решение исполняются самостоятельно. При необходимости суд вправе изменить решение финансового уполномоченного.

Из пятого разъяснения следует, в каком порядке суды рассматривают обращения финансовых организаций в случае их несогласия с решениями финансового уполномоченного.

Указано, что требования финансовой организацией предъявляются в суд по месту жительства потребителя финансовых услуг, но после принятия дела к производству оно может быть передано в иной суд по договоренности между сторонами.

В том случае, когда суд придет к выводу о необоснованности удовлетворенных финансовым уполномоченным требований потребителя финансовых услуг, суд указывает на это в мотивировочной части судебного акта и отменяет решение финансового уполномоченного. Если суд придет к выводу о том, что омбудсменом требования потребителя удовлетворены в большем, чем это положено по закону, объеме, то он изменяет решение уполномоченного в соответствующей части. В случае признания решения финансового уполномоченного законным и обоснованным суд отказывает в удовлетворении заявления финансовой организации.

Читайте также: