Может ли адвокат состоять в политической партии

Обновлено: 06.05.2024

Для адвоката, как для любого нормального человека характерно желание попробовать себя в чем-то для него новом, добиться реализации своих способностей в различных сферах: творчестве, бизнесе, большой политике, ином общественном служении. Это может быть деятельность, как частично совпадающая или связанная с адвокатской практикой, так и не имеющая с ней ничего общего, например, ипотечный бизнес, деятельность в качестве управляющего (директора) предприятия (корпорации) клиента, или написание работ по юридическим вопросам (писательская деятельность), а также политическая карьера, занятие бизнесом, государственная служба, работа на телевидение, радиовещании, театре или кино и т.д. Вряд ли можно кого-либо осуждать за это и, тем более, запрещать и наказывать.

Однако, в каждом конкретном случае адвокат должен для себя однозначно решить, может ли он заниматься подобными видами деятельности без ущерба для своей основной профессии, до какой степени при этом такая "сторонняя" деятельность будет регулироваться законодательством об адвокатуре и корпоративными нормативными актами. Адвокат, который занимается другой профессиональной деятельностью или бизнесом параллельно с юридической практикой не должен допускать того, чтобы такие внешние интересы подвергали опасности профессиональную репутацию адвоката, его честность, независимость и компетентность. Адвокату в нормальном обществе доверяют уже лишь потому, что он адвокат. Его порядочность, компетентность и честность как бы гарантируются его принадлежностью к сословию, строгими этическими правилами корпорации. Использование такой репутации в своем личном бизнесе, политической или иной карьере - не что иное как "получение дивидендов с чужого капитала".

Почти во всех главах настоящей работы мы говорили о правилах адвокатской этики, основанные на том тезисе, что профессия адвоката - профессия публичная, что его деятельность, направленная "во вне", может влиять на престиж всей адвокатуры в целом. Актуальность рассматриваемого вопроса мы проиллюстрируем двумя примерами из новейшей истории московской адвокатуры. Один очень известный адвокат стал депутатом Государственной Думы. Соответственно, согласно требованиям Положения об адвокатуре, запрещающим совмещение работы в коллегии с любой иной (за исключением творческой, преподавательской и научной), он был отчислен из МГКА. Произошло это более пяти лет назад. Но по сей день, журналисты, рассказывая о его деятельности, цитируя его выступления пишут "адвокат N. сказал. ". А поскольку деятельность, по крайней мере, некоторых депутатов всегда на виду, в массовом сознании образ современного адвоката формируется в весьма значительной степени именно под влиянием поступков и высказываний этого N., который, повторим, уже много лет не адвокат. Второй пример. Один из московских адвокатов, продолжая числиться в коллегии, фактически, возглавил небольшой банк. Когда этот банк "лопнул", в средствах массовой информации появилась соответствующая информация, опять-таки с упоминанием того обстоятельства, что председателем правления банка являлся адвокат. Естественно, что и этот факт оказал влияние на образ адвоката в массовом сознании.

Приведенных примеров, с нашей точки зрения, уже достаточно для того, чтобы понять, сколь важно для адвокатской корпорации правильное и правомерное "использование слова" "адвокат". Образно говоря, можно сказать, что термин "адвокат" является "торговой маркой" корпорации и ее незаконное использование - недопустимо.

(В этой связи, позволим себе краткое отступление от темы данной главы. К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что появление множества альтернативных коллегий, юристов-лицензиатов, а также возможность любого недобросовестного юриста (или неюриста вообще) напечатать себе визитную карточку, поименовав себя в ней "адвокат", окончательно разрушило привычные понятия "адвокат - не адвокат". В восприятии большинства граждан разницы между ними практически не существует. Престиж некогда громкого слова "Адвокат" существенно подорван. Но, что поделать, мы живем в том мире, в котором живем. Однако, это отнюдь не означает, что мы не должны стремиться к тому, чтобы его изменить. Следует отметить, что первый шаг в этом направлении уже сделали разработчики одного из вариантов проекта закона "Об адвокатуре", прямо указавших на то, что использование термина "адвокат" и производных от него, применительно к деятельности неадвокатов, не допускается и является противозаконным.)

Как и любой гражданин, адвокат, разумеется, вправе участвовать в политической жизни общества. Но "то что позволено Юпитеру - то не позволено быку" - и то, что "простые смертные" могут позволить себе, порою с этической точки зрения оказывается абсолютно недопустимым для члена адвокатской корпорации. Очевидно, что недопустимым является участие адвоката в запрещенных организациях, ибо, в противном случае, адвокат сам нарушает закон и уже не может рассчитывать на сохранение членства в коллегии. Очевидно при этом также и то, что защищать в суде интересы лица, члена запрещенной политической партии, является профессиональной обязанностью адвоката. Но, вот что менее ясно, но не менее важно, это право адвоката на участие в деятельности не запрещенных, но явно антигуманистических, экстремистских, националистических организаций. Равно, и выступление в средствах массовой информации с высказываниями, близкими к идеологии таких организаций. Формально, как простой гражданин, адвокат имеет на это право. Но как представитель правозащитной организации, адвокат, как нам представляется, не вправе выступать с какими-либо призывами, так или иначе ущемляющими права какой-либо группы граждан, не может призывать к насилию (пусть даже насилию, осуществляемому через ограничение в тех или иных правах, доступных остальным гражданам).

Другой пример. Может ли политический деятель, телеведущий, журналист призывать к усилению уголовной ответственности, например, за неуплату налогов? В принципе, да (вопрос только в том, насколько такие призывы обоснованы и разумны). А как вам понравится такой призыв из уст адвоката? Для члена корпорации призывы к ужесточению наказания, нам представляется, в принципе невозможны. Адвокат, в силу избранной профессии, обязан быть гуманистом и, с нашей точки зрения, пацифистом. Как абсолютный нонсенс представляется нам и адвокат, поддерживающий идею сохранения в законодательстве смертной казни. Полагаем, что недопустимым с этической точки зрения следует признать и участие адвокатов в государственных комиссиях по расследованию тех или иных событий, где возможно выявление признаков состава преступления того или иного должностного лица (вспомним, расследование по "трастовому договору" А.Руцкого). Адвокат - лицо, ассоциирующееся с защитой интересов конкретного лица или группы лиц, но не с выявлением преступных (а тем более псевдопреступных) проявлений. Участие в такой комиссии само по себе не предосудительно, но не для адвоката. В американском обществе, где адвокаты весьма часто выступают обвинителями в интересах своих клиентов, и нередко переходят из адвокатской конторы в прокурорский офис, такая деятельность воспринимается достаточно привычно. Но в наших условиях, когда адвокатура в массовом сознании всегда противостояла тоталитарному режиму, ситуация - иная.

Как и любой иной общественный деятель, адвокат вправе высказываться и по тем вопросам, которые не относятся к его непосредственной профессиональной компетенции - экономика, политика, культура и т.д. Однако было бы весьма полезным, если бы каждый раз адвокат четко идентифицировал себя, в качестве кого он делает то или иное заявление: в качестве общественного деятеля или в качестве профессионального адвоката, представляющего интересы вполне определенного клиента (гражданина, организации, общественного движения или партии).

Все вышесказанное представляется нам принципиально важным с точки зрения поддержания и возрождения престижа адвокатуры, поддержания ее репутации как профессионального союза, основанного на принципах гуманизма, добропорядочности и компетентности.

Множество этических проблем, которые адвокат обязан надлежащим образом разрешить, возникает и в той ситуации, когда адвокат принимает решение о поступлении его на государственную службу. В этой связи, мы считаем важным сформулировать специальное правило, регулирующее деятельность адвокатов по тем или иным причинам, перешедшим на работу в государственные органы власти и управления. Адвокат, находящийся на государственной службе, при исполнении своих официальных обязанностей должен придерживаться этических стандартов поведения в той же степени, в которой данные правила распространяются на практикующего адвоката. Такое правило надлежит применять к адвокату, избранному или назначенному на государственную должность любого уровня, независимо от того, получил ли этот адвокат данную должность в связи с его профессиональной квалификацией или по иным причинам и основаниям. В связи с тем, что данный адвокат занимается публичной деятельностью, адвокатская профессия может быть дискредитирована в результате нарушения адвокатом правил и стандартов профессионального поведения. Полагаем также, что данное правило в равной мере должны распространяться как на тех лиц, которые занимают государственную должность без выхода из состава коллегии адвокатов (естественно, при условии, если это допускается законом), так и на тех, которые покинули коллегию на определенное время (на время занятия государственной службой). Те же бывшие адвокаты, которые, заняв государственную должность, не считают для себя необходимым далее соблюдать это правило, а также те, кто наверняка знают, что не собираются впредь вновь возвращаться к адвокатской деятельности, не должны идентифицировать себя с адвокатской профессией. Идентифицировать себя с адвокатской профессией позволительно лишь такому адвокату, чьи действия на государственной службе не приводят к дискредитации адвокатского статуса в глазах общественного мнения.

Итак, прежде всего, адвокат, занимающий государственную должность, не должен позволять личным либо другим интересам вступать в конфликт с выполнением им своих государственных обязанностей.

Адвокат, совмещающий свою частную практику с государственной должностью, не должен принимать поручение на ведение дела или консультировать клиента, если его обязанность перед клиентом может войти в конфликт с исполнением им официальных обязанностей по занимаемой должности. В соответствии со специальными правилами (при наличии таковых), применяющимися в отношении соответствующей государственной должности, адвокат, занимающий такую должность и предвидящий (имеющий возможность предвидеть) потенциальную возможность конфликта интересов, должен заявить о таком конфликте как можно раньше, и не принимать участие в рассмотрении, обсуждении либо голосовании в отношении дела по данному вопросу. В том случае, если какие-либо непредвиденные конфликты интересов все же возникнут, адвокату следует незамедлительно прекратить выполнение принятого им поручения, разъяснив клиенту, что государственные обязанности адвоката, занимающего государственную должность, превалируют в его деятельности.

Адвокат, занимающийся исключительно работой на государственной службе, обычно не сталкивается с такого рода конфликтами, но, тем не менее, он должен не допускать того, чтобы мнение, высказываемое адвокатом при исполнении государственных обязанностей, находилось под влиянием собственных интересов этого адвоката, либо под влиянием интересов лиц, имеющих с ним родственные отношения, либо совместные интересы в бизнесе, либо под влиянием интересов бывших или будущих клиентов, либо бывших или будущих партнеров и ассоциаторов.

Есть и еще одна проблема. Предположим, адвокат, покинув коллегию, перешел на государственную службу. И вот здесь, уже в ранге чиновника, он сталкивается со своим бывшим клиентом, в отношении которого, кстати, располагает определенной конфиденциальной информацией. Или, наоборот, уйдя с государственной службы, адвокат возвращается в коллегию и к нему обращается то лицо, вопросом которого он занимался еще будучи государственным чиновником. Согласитесь, что обе ситуации не очень просты с этической точки зрения.

На основании правила, касающегося конфиденциальной информации, адвокат, получивший такую информацию в силу своей государственной должности, должен хранить эту информацию в секрете, не разглашать и не использовать ее даже после того как адвокат оставит государственную должность. После прекращения государственной службы, лицо, ставшее адвокатом не должно браться за работу, по которой у него была конфиденциальная информация во время исполнения государственной службы, или за сохранение которой это лицо несло ранее ответственность. Такие действия свидетельствуют о не должном поведении адвоката, даже если основания для обвинений его в несанкционированном использовании такой информации на самом деле отсутствовали. Однако адвокат может участвовать в таком деле от имени органа власти, на который он ранее работал.

Мы всегда придерживались той точки зрения, что адвокат не должен совмещать адвокатскую практику с бизнесом. Однако подавляющее большинство авторов как российских, так и зарубежных, придерживается более мягкого подхода - адвокат может заниматься предпринимательской деятельностью, но при этом не должен идентифицировать себя в качестве адвоката. Наверное, логика наших оппонентов такова. Когда бизнесмен договаривается с бизнесменом, то он допускает мысль, что его контрагент может его обмануть. Когда бизнесмен договаривается о том же самом с адвокатом (пускай и действующим как бизнесмен) сама мысль о возможности обмана, в идеале, отсутствует. Как бы то там ни было, но поскольку доминирующая точка зрения сводится к тому, что занятия бизнесом для адвоката не возбраняются, мы постарались сформулировать этические требования к поведению адвоката в подобной ситуации, основываясь именно на этой, превалирующей позиции.

Прежде всего, адвокат не должен заниматься, управлять или быть вовлеченным в любой сторонний бизнес, инвестиционную деятельность, деятельность по поводу собственности или иной род занятий в случае, если могут возникнуть трудности в том, чтобы разделить возможность для адвоката заниматься определенной сделкой и его профессиональными обязанностями, или это может послужить причиной возникновения конфликта интересов между сторонней деятельностью и обязанностями адвоката перед клиентом. Когда в действия адвоката в отношении сделки вовлечены его сторонние интересы в бизнесе, инвестициях, недвижимости или иной деятельности, адвокат должен раскрыть заинтересованным лицам все свои персональные интересы, а также должен сообщить всем сторонам, участвующим в сделке, или их представителям, будет ли он действовать в своих личных либо профессиональных интересах, и должен придерживаться во всем, что касается сделки, тех высоких профессиональных стандартов, каковые устанавливаются правилами адвокатской этики в отношении профессиональной деятельности адвоката. Адвокат не должен выступать (отождествляться) в качестве адвоката, когда он занимается, управляет или оказывается вовлеченным в постороннюю деятельность. Адвокат также должен обеспечить, чтобы денежные средства, получаемые им в связи с занятием посторонней деятельностью или управлением имуществом в сторонних интересах, учитывались им отдельно от гонораров, полученных в связи с его профессиональной деятельностью.

Всякий раз когда социальные, политические, экономические или другие условия, возникающие из внешних интересов, могут оказать влияние на решения и действия адвоката, он должен руководствоваться положениями, установленными правилами и принципами, регулирующими поведение адвоката в ситуации конфликта интересов между адвокатом и его клиентом.

Когда "сторонняя" деятельность адвоката не имеет отношения к юридической помощи, оказываемой клиенту, этические вопросы обычно не возникают до тех пор пока адвокат либо его профессия не связываются с плохой репутацией, или когда наносится вред компетенции адвоката как, например, когда такая деятельность занимает столько много времени, что клиент несет потери (испытывает неудобства) из-за недостаточного внимания со стороны адвоката или ненадлежащего оказания юридической помощи. Поэтому, по общему правилу, руководящий орган коллегии не должен интересоваться тем, как адвокат выполняет обязанности по государственной должности, в бизнесе или иных, не связанных с правовой практикой сферах деятельности, за исключением случаев, когда такое поведение адвоката может неблагоприятно отразиться на репутации самого адвоката или на репутации адвокатуры в целом.

В завершении нашего разговора о допустимости занятия адвокатом иными, чем юридическая практика, видами общественной деятельности, хотелось бы отметить следующее. Менее всего нам бы хотелось того, чтобы у нашего читателя сформировалось убеждение, что такая сторонняя деятельность адвоката, с позиции интересов корпорации, вредна или во всяком случае нежелательна. Да, действительно, мы подробно остановились на тех проблемах, которые могут быть обусловлены такой деятельностью и до сего момента практически ничего не сказали о той огромной пользе, которую она способна принести. Исправляя этот перекос, мы предложили бы в качестве еще одного этического правила адвокатской профессии следующее: адвокат, будучи обязанным содействовать поддержанию престижа профессии, должен принимать участие в различных видах деятельности, имеющей значение для достижения этой цели.

Как мы уже отмечали ранее, для того, чтобы обеспечить общество независимой и компетентной юридической помощью, каждый адвокат должен делать все возможное в плане содействия нормальному и эффективному функционированию правовой системы. В этом смысле, участие в таких видах деятельности как правовая реформа, продолжение юридического образования, преподавание, программы правовой помощи, правовая помощь малоимущим членам общества, надлежащее профессиональное поведение и дисциплина, взаимодействие с представителями других профессий в других видах деятельности органа управления территориальной коллегии адвокатов, местного или общегосударственного характера (часто отнимающих время и неоплачиваемых), обязательны для поддержания сильной, независимой и общественно полезной профессии. Адвокат также может содействовать в оказании помощи гражданам путем участия в программах правовой помощи, в программах общественной информации, обучения или консультаций по юридическим вопросам, и оказывая внимание тем, кому нужен совет по вопросам права, когда эти лица некомпетентны в юридических вопросах или не могут объяснить свою проблему.

В соответствии со статьей 11 Закона № 95-ФЗ политическая партия может быть создана на учредительном съезде.

Согласно статье 12 Закона № 95-ФЗ для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации образуется организационный комитет.

Организационный комитет политической партии уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (Минюст России), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

1) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);

2) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

В соответствии с пунктом 3 и 4 статьи 12 Закона № 95-ФЗ Минюст России в день получения уведомления уполномоченному лицу организационного комитета выдается документ, подтверждающий их представление.

Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 статьи 12 Закона № 95-ФЗ, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию
и о представлении в Минюст России соответствующих документов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 95-ФЗ учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие не менее чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.

Таким образом, юридические лица не могут являться учредителями политической партии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 95-ФЗ для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде, в Минюст России представляются:

1) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

2) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

3) программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;

4) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

7) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

8) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Государственная пошлина, оплачиваемая за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3 500 рублей.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона № 95-ФЗ государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Порядок регистрации региональных отделений политической партии регулируется статьей 18 Закона № 95-ФЗ.

(наименование главы в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981)

1. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся политической партией в качестве кандидатов в составе федерального списка кандидатов, и все депутаты Государственной Думы, выдвигавшиеся этой политической партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

1 1 . Во фракцию могут входить также депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты политической партией, федеральный список кандидатов которой не был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутаты Государственной Думы, избранные по одномандатным избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты в порядке самовыдвижения (часть первая 1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

2. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

3. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы). Руководитель фракции вправе иметь до тридцати помощников на общественных началах по работе в субъектах Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2017 года № 1005–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 9, ст. 1334).

4. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 января 2008 года № 35–5 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 3, ст. 151).

4 1 . В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции численностью более 225 депутатов Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность, которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравниваются к руководителю фракции (часть четвертая 1 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 января 2008 года № 35–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 3, ст. 151; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 916–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 8, ст. 1183).

6. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии, и депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся этой партией в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам. В положении о фракции устанавливаются (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792):

а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;

б) структура фракции;

в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции;

г) порядок избрания руководящих органов фракции (если они имеются);

д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

е) порядок принятия решений фракции;

ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.

8. Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту о решениях по вопросам организации своей деятельности (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

(Статья 16 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

1. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту. По поручению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

2. Для регистрации фракция представляет:

а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов соответствующей политической партии, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, выдвигавшихся в качестве кандидатов соответствующей политической партией по одномандатным избирательным округам;

в) письменные заявления депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию в случае, предусмотренном частью первой 1 статьи 16 настоящего Регламента (если таковые имеются);

г) протокол организационного собрания фракции, включающий решения об утверждении состава фракции, о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя (заместителей) руководителя фракции, об образовании руководящих органов (если они имеются), о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

д) состав фракции;

е) положение о фракции.

(Часть вторая в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792.)

(Статья 17 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

1. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 6–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 52, ст. 7558; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767).

(Статья 18 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981.)

Адвокат или депутат: непростой выбор

После 1 марта 2020 года адвокаты уже не могут занимать должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления даже на непостоянной основе. Защитникам такое нововведение не по душе. Они напоминают: еще в дореволюционный период среди присяжных поверенных было много народных избранников, что воспринималось практически как один из обычаев адвокатуры.

Прежняя редакция

До 1 марта 2020 года при избрании адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе статус адвоката приостанавливался (ст. 16 закона об адвокатуре). Таким образом, указанная норма не затрагивала адвокатов, которые осуществляли свои функции депутата без отрыва от основной деятельности - адвокатской. Согласно ч. 5 ст. 40 закона об общих принципах организации местного самоуправления, на постоянной основе могут работать всего лишь не более 10% депутатов.

В прошлом году адвокат Адвокатской палаты города Москвы Олег Сухов обратился в Конституционный суд с жалобой о проверке ст. 16 закона об адвокатуре. В 2017 году он был избран депутатом Совета депутатов муниципального округа Нагорный в г. Москве и осуществлял полномочия депутата на непостоянной основе. Спустя год Совет Адвокатской палаты города Москвы вынес ему замечание за занятие муниципальной должности и разъяснил необходимость устранить длящееся нарушение под угрозой прекращения статуса адвоката. Хамовнический районный суд г. Москвы и Московский городской суд встали на сторону Совета. Однако КС отметил: поскольку заявитель осуществляет свои полномочия депутата на непостоянной основе, никаких правовых последствий для его адвокатского статуса нет (постановление КС от 18.07.2019 № 29-П).

Новая редакция

С 1 марта 2020 года ст. 16 закона об адвокатуре изменилась: теперь статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Как разъяснила Комиссия ФПА по этике и стандартам, действующая редакция нормы предполагает приостановление статуса адвоката, даже если он осуществляет полномочия депутата на непостоянной основе. При этом Комиссия отметила, что новая норма распространяется только на тех адвокатов, которые будут избраны или назначены на должность после 1 марта 2020 года.

"У адвокатов-депутатов, избранных до 1 марта 2020 года, есть возможность доработать до конца текущего срока полномочий. Таким образом, будут соблюдены права как доверителей таких адвокатов, так и их избирателей", - отметил член Комиссии ФПА по этике и стандартам, партнер юрфирмы ЮСТ ЮСТ Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 10 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 16 место По выручке 19-20 место По количеству юристов × Василий Раудин. "При желании оказаться народным избранником после 1 марта 2020 года адвокат должен заранее прогнозировать все последствия, в том числе и требование приостановить адвокатский статус", - говорит Александр Орлов, заместитель председателя Комиссии ФПА по этике и стандартам, советник ФПА.

Реакция адвокатов

Большинство адвокатов раскритиковали новую редакцию закона. "Традиционно еще в дореволюционный период среди присяжных поверенных было много коллег, активно участвовавших в политической жизни страны", - говорит Орлов. "Полный запрет на совмещение активных статусов адвоката и депутата не соответствует многолетним отечественным традициям взаимодействия таких институтов, как адвокатура и парламентаризм", - считает Раудин.


Сложно истолковать логику законодателя в части нововведения, поскольку совмещение статуса адвоката со статусом народного избранника можно отнести практически к обычаям адвокатуры

Александр Орлов, заместитель председателя Комиссии ФПА по этике и стандартам, советник ФПА

"Я считаю, что сама поправка — это искусственное и неоправданное ограничение. В результате адвокаты не смогут защищать широкий круг граждан, адвокатура не будет иметь своих представителей на местном уровне, начнутся злоупотребления правами. На мой взгляд, это нарушение конституционного права быть избранным и корреспондирующего права избирателей самим выбирать своих представителей", - высказался Илья Демин, адвокат, председатель Пермского филиала Московской коллегии адвокатов "Ульпиан". Он сам является муниципальным депутатом на непостоянной основе и утверждает, что в этом качестве неоднократно применял свои юридические знания и навыки (при подготовке и принятии решений органа местного самоуправления, при приёме граждан-избирателей). "Также я писал депутатские запросы в налоговые органы и прокуратуру, что в том числе привело к пополнению бюджета моего муниципального образования на 32 млн руб. Это практически равняется годовому бюджету поселения. А совсем недавно я представлял муниципальное образование в суде, и мы смогли добиться отказа в иске ресурсоснабжающей организации почти на 2 млн руб., хотя судебная практика была не в пользу муниципальных образований", - рассказал Демин. Он сможет доработать созыв до конца, но к следующему сроку уже придется делать выбор между избирателями и доверителями. "Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы этого не допустить. Я намерен бороться с нововведением – обжаловать его в судах, в том числе в Конституционном суде и ЕСПЧ", - говорит Демин.


Адвокаты входили в число депутатов Госдумы еще дореволюционных созывов, да и впоследствии играли и продолжают играть важную роль в работе законодательных органов всех уровней

Василий Раудин, член Комиссии ФПА по этике и стандартам, партнер юрфирмы ЮСТ ЮСТ Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 10 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 16 место По выручке 19-20 место По количеству юристов ×

Вопрос о том, могут ли адвокаты избираться в депутаты, не новый. Его периодически поднимают. В том числе, федеральный законодатель. Например, приняты изменения в ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”, которые вступили в силу с 1 марта 2020 года. По этому поводу есть пояснения Министерства юстиции РФ в ответ на обращение Совета муниципальных образований города Москвы. Для Думы Нижнего Новгорода это тоже актуально. В числе депутатов Думы есть адвокат Ольга Балакина, которая вновь собралась на выборы.

Выбирать между адвокатурой и депутатством, безусловно, будет сложно.

Изложим суть пояснений Минюста, которые даны в письме от 17.04.2020 № 12 – 45754/20 за подписью и. о. директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Р. Е. Рябый. В нем разъяснены отдельные положения ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” в новой редакции. В соответствии с частью 5 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Число депутатов, которые исполняют свои полномочия на постоянной основе, ограничено 10% от установленной численности представительного органа. 131-ФЗ не содержит запрета на совмещение депутатского статуса при осуществлении депутатских полномочий на непостоянной основе с адвокатской деятельностью. При этом действующий адвокат не вправе занимать муниципальные должности.

Порядок приостановления статуса адвоката предусмотрен ст. 16 Федерального закона № 63-ФЗ. При этом с 01.03.2020 вступили в силу изменения, в соответствии с которыми статус адвоката приостанавливается в случае избрания его депутатом вне зависимости от того, на постоянной или непостоянной основе осуществляются полномочия выборного должностного лица местного самоуправления. Вывод. Указанная норма во взаимосвязи с толкованием Федерального закона № 131-ФЗ предписывает, как считает Минюст, приостанавливать статус адвоката лицам, которые избраны или будут избраны депутатами представительных органов муниципальных образований или на иные муниципальные должности после ее вступления в силу, то есть, после 1 марта 2020 года, на весь срок депутатских полномочий вне зависимости от намерения осуществлять их на постоянной или непостоянной основе.

Таким образом, депутат Ольга Балакина, избранная до 1 марта 2020 года, работающая в Думе на непостоянной основе, до конца полномочий нынешнего городского парламента вправе не приостанавливать свой адвокатский статус. Однако она заявилась на праймериз “Единой России” для участия в выборах в городскую Думу в сентябре 2020 года. И в случае избрания депутатом, на нее теперь будет распространяться приостановка адвокатского статуса. Более того, она единственный учредитель адвокатской конторы № 13. Значит, ей придется передать и адвокатскую контору.

В этой связи есть ряд вопросов. Знают ли в НРО “Единая Россия”, которое проводит праймериз, что перед Балакиной будет стоять выбор: депутатство или адвокатство, которого ранее в такой форме не было? Если НРО ЕР не в теме, то этично ли со стороны Балакиной не ставить партию в курс дела, что она стала лицом, на которого накладываются определенные ограничения? Что будет, например, если она выиграет праймериз и выборы депутата Думы, а потом предпочтет адвокатство? Не подведет ли она, тем самым, партию? По логике вещей, Балакина должна приостановить де-юре статус адвоката после избрания депутатом, но дать соответствующие заверения партии в виде письменного обязательства уже при подаче заявки на праймериз. Если этого ею не сделано, то партия вправе не допускать ее до участия в них. Понятно, что стороны должны иметь некие гарантии. Согласитесь, что трудно представить себе, чтобы кандидат от ЕР без мотива не стал баллотироваться, снялся бы в ходе выборной кампании или, избравшись, вдруг отказался от мандата. А в данном случае, это вполне возможно. Особенно, если прокуратура станет настаивать на приостановке статуса адвоката или отказе от депутатства. Тем более, в виде сюрприза для партии, что есть вот такая дилемма: адвокатство или депутатство? Вообще может разразиться скандал, выходящий за рамки юридического спора, который ударит по имиджу НРО ЕР и партии в целом. Все будут говорить о “казусе адвоката Ольги Балакиной”.

Ольга Балакина 20 лет является депутатом. Большую часть времени она сочетала это с адвокатской деятельностью. Это было законно, но, как выясняется, по недосмотру федерального законодателя. Только сейчас законодатель заметил “неправильность”. Видимо, не на пустом месте, а на каких-то фактах. Вдруг, в том числе, нижегородских? И теперь ошибка исправлена, как это следует из письма Минюста. Но Балакина, заявляясь на праймериз и не сообщая об этом партии, игнорирует новую юридическую реальность? Это странно со стороны юриста. Представляется, что партия должна снять Балакину с праймериз и рассмотреть ее персональный вопрос.

Балкину поведут на спикера Думы. Она пустая. Это чичас главное качество. Она приостановит адвокатство.

Читайте также: