Мошенники звонят и представляются что судебные приставы

Обновлено: 18.05.2024

Тинькофф Банк рассказывает о схемах, с помощью которых мошенники чаще всего крадут деньги у его клиентов. Запомните и расскажите знакомым.

Вот что обычно делают мошенники.

Давят авторитетом. Например, звонящий представляется следователем по экономическим делам и сообщает жертве, что ее деньги якобы в опасности. Следователя трудно проигнорировать.

Работают с возражениями. Если у жертвы возникают сомнения, ее сначала пытаются убедить различными уловками, а если не помогает — запугивают.

Разберем схему более подробно.

Курс о больших делах

Звонок из правоохранительных органов

Кем представляются. Чаще всего мошенники представляются следователями полиции, но в ход могут идти любые аббревиатуры: МВД, ФСБ, ОБЭП, НКВД и так далее — в зависимости от фантазии.

Для большей убедительности жертве могут прислать в мессенджер поддельные документы: удостоверение сотрудника, акт от имени банка, ордер или приказ, на основании которого проводится расследование. Обычному человеку распознать подделку сложно: ее создают на основе реальной информации из интернета. Например, могут использовать данные сотрудников полиции.

Все это помогает надавить на жертву авторитетом и завладеть ее вниманием: проигнорировать звонок из полиции непросто.

Чего хотят. Жертву пугают, что ее деньги в опасности. Но сообщают, что правоохранители вовремя все заметили и готовы помочь. Предлог может быть любым: расследование мошеннических действий со счетами клиентов коммерческих банков, сотрудничество со следствием для выявления преступников, предотвращение утечки информации и кражи средств клиента.

При этом создается образ сильного, но заботливого правоохранителя: да, мошенников сейчас вокруг полно, вот даже вас сейчас пытаются обмануть. Но вы не переживайте, я не мошенник, поэтому спрашивать у вас данные не буду, да и не имею права.

Чтобы вызвать еще большее доверие, мошенник говорит, что после него позвонит сотрудник банка — который, в отличие от него, уполномочен работать с деньгами. Это создает иллюзию, что в происходящем участвуют разные организации и каждая отвечает за свой участок работы. Конечно, в действительности эти люди сидят в одном помещении.

Как убеждают. Часто мошенники работают с украденными данными, поэтому им не составит труда назвать жертву реальным именем, продиктовать номер карты и даже какие-то детали, например адрес регистрации. Так они входят в доверие: смотрите, у нас есть вся информация о вас, мы и правда из полиции.

Если жертва сомневается, что ей звонят из полиции или Центрального банка, мошенник предложит зайти на официальный сайт и посмотреть номера телефонов. Чтобы подтвердить, что он действительно сотрудник названной организации, мошенник перезванивает жертве с этого номера.

Обычно это действует: раз звонят с официального номера, значит, все в порядке. На самом деле мошенник может имитировать звонок с любого номера — и даже оператор связи не заметит подмены.

В ход также идут номера законов и приказов, настоящих и выдуманных. Якобы по закону № 2342 вы обязаны сотрудничать с банком и полицией по вопросу защиты денег от мошенников, а если откажетесь, то вы соучастник преступления.

Расчет на то, что жертва не знает содержания законов или не сможет отличить настоящий закон от выдуманного. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Звонок из банка

Как убеждают. Вот какие предлоги жулики используют чаще всего:

  • мошенники узнали ваши данные, поэтому нужно срочно сделать перевод с вашего счета на защищенный счет в Центральном банке, иначе деньги сейчас похитят;
  • с вашей карты пытаются списать деньги, срочно действуйте по нашей инструкции, если это были не вы;
  • ваша карта заблокирована. Если вы не переведете деньги на запасной счет, они тоже заблокируются;
  • на ваши данные взяли кредит. Если это были не вы, оставайтесь на связи, мы поможем все отменить.

Как защититься

Возьмите паузу. Все мошенники так или иначе хотят ваших денег. Под каким бы предлогом они ни звонили, их выдают одни и те же признаки. Но чтобы эти признаки разглядеть, нужно отразить психологическую атаку мошенника и получить полный контроль над своими мыслями и решениями.

Именно тут раскрывается сила паузы: убрав тревогу и панику, вы сможете распознать подвох.

Универсального рецепта здесь нет — каждому помогает что-то свое: выпить воды, умыться, медленно посчитать до 10. Подобные ритуалы помогают выиграть время, чтобы снизить уровень адреналина и немного успокоиться. Подумайте, что обычно помогает вам успокоиться.

Задумайтесь, торопят ли вас. Задача банка — защищать ваши деньги. В настоящем банке никогда не будет процедуры, по которой, если вы повесите трубку, все ваши деньги улетят в неизвестном направлении. За такое лишат лицензии и оштрафуют, а из банка уйдут клиенты.

Если вам не дают времени подумать и говорят, что принять решение надо прямо сейчас, а завершить звонок — смерти подобно, вам определенно звонят мошенники. Смело вешайте трубку.

Но не прощайтесь, просто прекращайте разговор. Иначе мошенник попытается найти способ продолжить общение и развеять ваши сомнения — и у него может получиться.

Перезвоните в банк. Если вы пришли к выводу, что общались с мошенником, сразу после звонка позвоните в банк или другую организацию, о которой шла речь, и расскажите о ситуации. Телефон возьмите из независимого источника, например с официального сайта или банковской карты. Звонок поможет организации усилить меры безопасности, а вам — подстраховаться на случай, если вы ошиблись.

Не раскрывайте персональные данные. Никому ничего не сообщайте, особенно если говорят, что им-то довериться можно. Вот что обычно спрашивают мошенники:

Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:

  1. Знает ваши фамилию, имя и отчество.
  2. Знает последние 4 цифры номера вашей карты.
  3. Знает, сколько у вас денег на счете.
  4. Не попросит снять деньги в банкомате.
  5. Не попросит перевести деньги на другой счет.
  6. Не попросит сообщить данные карты кому-то еще.

Это не поможет в ситуации, когда мошенник подменяет номер, но отсеет хотя бы часть паразитов.



очень интересно. но меня смущает в тинькофф:
1. возможность выпуска qr кода для снятия наличных без всяких подтверждающих смс.
2. возможность смены номера телефона или кодового слова просто по звонку и оглашению паспортных данных.
3. уже ставшая еженедельной рубрика на vc о том, что люди просыпаются с утра, а денег нет. и отписки банка в комментариях, что все сами виноваты и все фродеры.

это не означает, что остальные банки лучше. это означает, что я трясусь над своими деньгами, постоянно ставлю лимиты, антивирусы, никогда не беру трубку при звонке из банков, а перезваниваю сама, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не говорить с мошенниками. Но при этом я постоянно в состоянии тревоги из-за того, что в один прекрасный день я увижу пустой счет, а банк мне ответит, что я сама выпустила qr код, сняла нал на другом конце страны, а по историям входа видно, что приложением пользовалась только я.

fluff, тоже постоянно вижу весёлые истории на VC про тинькофф, после которых повышается тревожность и приходится становиться экспертом в информационной безопасности. Уже принял для себя, что банк дырявый, и по-хорошему нужно переходить в другое место частично или полностью (только не в альфу, которая ещё более дырявая и про которую столько же историй).

fluff, добавьте к этому участившееся блокировки и запросы о происхождение средств по 115 фз

fluff, у линька код подтверждения 4х значный, у того же сбера 6ти, с одной стороны удобней, но явно не безопасно.

fluff, у ВТБ тоже есть по куаркоду. до 10 тысяч в сутки.


Особенно классно слушать, когда звонят из Сбербанка, а у меня нет карты сбера вообще :)


Никита, +1
Нет карты сбера, зато они регулярно фиксируют подозрительную активность в интернет банке.

Марина, разве не подощрительно ,карты нет а активность -есть!

Никита, моему хорошему другу как-то позвонили из "Сбера" и сказали что сейчас с его счета снимают несколько тысяч. Он посмеялся, послал, на тот момент у него на счёте было ноль. Снимайте, господа!


Очень многие здесь пишут комментарии в стиле "Сразу понял, что это мошенник, но трубку вешать не стал, а решил поразвлекаться с ним". Так вот с такими "развлечениями" есть вероятность, что все ваши слова записываются, а потом из них сделают нарезку нужных фраз и с её помощью получат доступ к. к чему угодно, где используется анализ голоса и/или нужно сказать нужную фразу.
Простой пример: не знаю, как сейчас, а раньше у того же Тинькова, чтобы активировать карту, нужно было позвонить и просто ответить "да" на вопрос робота "Хотите ли вы активировать карту?". Сейчас это стало очень распространенной практикой, и уже почти в каждом банке вас встречает робот со словами "Просто скажите, что вам нужно".
В плохом случае, если вы действительно много наговорите мошеннику, и он это запишет, то можно нарезать фразы, а потом подкорректировать паузы между словами таким образом, что даже оператор-человек не догадается, что ему подсунули запись. И можете быть уверены, что за 7-10 минут разговора с мошенником вы точно несколько раз скажете слова "карта", "кредит", "банковский счет", "получить", "выпустить", додумайте сами.
Из-за этого мне даже пришлось менять привычки: раньше всегда брал трубку и говорил "да". Сейчас переучиваюсь, чтобы говорить "слушаю" или "алло". Также в принципе стараюсь не отвечать положительно на любые вопросы от незнакомых по телефону. Например, часто первым вопросом идёт: "Я звоню Такому-то Такойтовичу. Это вы?". Опять же приучаю себя говорить, например: "Это я" вместо "да" или "верно".
Поэтому совет: если поняли, что вам звонят мошенники, сразу вешайте трубку. Если пока не поняли, старайтесь говорить как можно меньше. Как минимум, не говорить фразы "да", "хорошо", "давайте" и не называйте сами свое имя и фамилию, даже если вам их уже сказали.

Ну и анекдот в тему:
- Это служба безопасности Сбербанка, ваш перевод заблокирован. Чтобы разблокировать его, возьмите карту и прочитайте номер на ней.
- Хорошо, взял. Записываете?
- Да.
- Семь.
- Так, дальше.
- Всё.
- Как всё? Какая у вас карта?
- Семёрка червей.


Константин, это ловко звучит на бумаге, но если вы попробуете провернуть такой трюк в реальности, то быстро поймете, что речь звучит неестественно. Посмотрите на ютубе, есть такой жанр видео на ютубе, называется RYTP, там как раз занимаются подобным.


Константин, пока что это из области фантастики. Если мошенники звонят и даже не знают, что счета в банке нет, не говоря уже о том, что звонят и тем, у кого 0 на счетах..)) Вы думаете они так заморочатся, потратят кучу времени, чтобы попытаться увести 1000 рублей у ноунейма?) И скольким таким ноунеймам они звонят, базы огромные, и ко времени обзвона могут быть совершенно не актуальные. А если оператор задаст вопрос на который невозможно ответить вырезанными фразами? Вы себе представляете объем работы? Почти сравним с созданием Алисы. Проще уж просто подделать голос компьютерным способом, а для этого хватит и вашего анекдота (чтоб взять образец).
И да, просто слову "да" никто кредит не выдаст

>> Настоящий сотрудник банка и службы безопасности:
>Знает ваши фамилию, имя и отчество.
>Знает последние 4 цифры номера вашей карты.
>Знает, сколько у вас денег на счете.

У большинства пользователей включен приём платежей через СБП, или внутрибанком, по комбинации того, что разные банки светят в СБП и во внутренние переводы часто можно собрать ФИО по номеру телефона.
Последние 4 цифры "основной" карты также иногда банки вполне светят.
(попросите родственников так вас своего рода "пробить" с использованием имеющихся у них банков, даже попросите кинуть рублик по номеру телефона и посмотрите что будет в уведомлениях, истории и выписке)
Про балансы. Не забывайте что мыж в России, и эти данные вполне покупаются-продаются. Реально ни один банк не может гарантировать, что ни один из его сотрудников/подрядчиков, кто имеет доступ к такой информации, не приторговывает ей.

Так вот ещё один вектор поиска пользователей с предположительно большими балансами:
1. Сидит обычный оператор колцентра в "глубоком регионе" в каком-либо большом магазине шмотья или барахла, естественно оформлен в подрядчика, естественно зарплата около МРОТа.
2. Магаз в своём интерфейсе ему при этом показывает данные об оплате: первые 6 цифр карты и последние 4. Вроде выглядит безопасно. на первый взгляд.
3. Тем не менее BINы премиальных карт известны (это не закрытая информация) и начинает наш оператор втихую приторговывать связкой номера телефона и премиального БИНа.
4. А даже если его и возьмут за ж. , то скорее всего окажется, что трудового договора с подрядчиком-субподрядчиком у него нет, он работает вчёрную и никому ничего не должен, по крайней мере в рамках трудовых отношений.

Шквалы описанных в статье звонков в мой адрес случались довольно оперативно после первого платежа премиальной ("лучше" чем у 90% пользователей этого банка) картой банка1, банка2 и банка3 в больших шмоточных.

И шмоточных не только российских. Один звонила вообще признался довольно конкретно откуда дровишки, назвав довольно точно сумму покупки включая биллинг-адрес. По опечатке в адресе я сразу понял из какого большого американского магазина пришла утечка.

Отсюда вывод. Принимайте решения из того, что ни последние 4 цифры, ни баланс, ни по крайней через ФИО не являются секретом для жуликов.
Во многих странах есть YellowPages.. и ничего. живут же люди.

Судебные приставы.

Важно быть честным

— Перед тем , как давать общие советы , хотел бы обратить внимание читателей на то , что каждая ситуация взаимоотношений с судебными приставами индивидуальна. Однобоко ее рассматривать нельзя.

Работу юриста можно сравнить с работой врача , когда с клиентом нужно быть максимально честным. Если ты что-то умолчали или что-то не рассказали , ты рискуете получить не тот результат , на который рассчитывали. Поэтому сразу оговоримся , что сейчас мы говорим об общих случаях.

На личном приеме в службе судебных приставов.

Регламент работы судебных приставов

Только по решению суда

— Приставы просто так не приходят. Чтобы к вам пришли приставы , у вас должен образоваться долг , который вы не смогли погасить в течение определенного периода. Тогда начинается процесс вашего розыска , как должника.

Важно помнить — приставы работают на основании исполнительного документа , выданного судом. То есть ваш долг уже прошел судебную стадию. И происходит он определенными этапами.

Приставы отправляют свои постановления в банки об аресте счетов , карт — причем не важно , дебетовые они или кредитные. Затем приставы делают запросы по имуществу , благо есть электронные реестры , где такую информацию можно посмотреть. Наличие движимого или недвижимого имущества легко проверяется.

Судебные приставы.

Посещения — это крайняя мера. Если приходят приставы , значит , вы долго не платите. И вас нигде не могут найти.

Когда приставы начнут вас искать

— В каждом случае — индивидуально , судебные приставы сами определяют срок. Как правило , они очень загружены , работают не с одним десятком должников. Поэтому какие-то конкретные сроки здесь тяжело назвать , но обычно , в среднем , если год-два человек не платит , то поиск начинается

Кроме того , работа пристава зависит и от активности вашего кредитора. Возможно , его не устроит работа исполнителя и он начнет форсировать ее.

На что влияет сумма долга

— Не имеет значения , какая сумма вашего долга. Если даже очень большая , вас из-за этого в первую очередь искать не будут.

Сумма задолженности никак не влияет и на зарплату приставов. В этом отношении для них все должники одинаковые.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Как подготовиться к общению

Если пришел к вам не тот , кто указан , то в любом случае нужно уточнить ФИО , должность , звание , номер исполнительного производства , который также можно сверить на сайте. Вся информация находится в свободном доступе. Причем я могу эту информацию по любому гражданину посмотреть , зная лишь ФИО и дату рождения , это открытая база.

И запомните , не нужно противиться действиям судебного пристава. Если вы действительно удостоверились , что этот человек занимается вашим долгом и действует на законных основаниях , то , конечно , лучше идти на контакт с ним , потому что тоже нужно понимать: приставы — это тоже люди , наделенные властными полномочиями.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

В любом случае с ними лучше наладить какой-то человеческий контакт и следовать указаниям. Потому что по факту вы — должник , у вас есть определенного рода вина перед государством или другим кредитором.

Какие действия могут применяться в отношении должника

— Есть несколько мер , которые предусмотрены законодательством. В первую очередь , возбуждение исполнительного производства — это основание для начала работы приставов по конкретному человеку.

Дальше пристав уведомляет об этом долге , направляет на работу должника постановление , где будет прописано , какой процент , к примеру , организация должна перечислять с зарплаты должника.

Также в постановлении указаны срок исполнения , то , как ведется отчетность , и сколько времени есть у должника , чтобы погасить задолженность.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Пристав также вправе запрашивать информацию о счетах должника и арестовывать их. Законом установлены исключения. Но с тем , что арестовано — зарплата , например , пенсия или пособие — разбираться будут потом. В большинстве случаев , сначала будет наложен арест.

Еще нужно помнить и про исполнительский сбор — комиссия от пристава , которая будет также входить в сумму долга. Ее тоже обязательно нужно закрывать. Нередко люди ошибочно думают , что человек погасил долг , а сбор платить не нужно. Избавиться от этой обязанности можно лишь , погасив долг в предложенные судом сроки добровольного исполнения.

Сколько денег с вас могут удержать

— С вашей заработной платы — только до 50%. Это обязательное условие. Если это касается алиментных обязательств — то уже 70%. Если же речь идет о каком-то ином доходе , помимо официальной заработной платы , то в этом случае приставы имеют право иные доходы взыскивать в размере 100%.

Грубо говоря , если вы не уведомили пристава о том , что ваш определенный банковский счет является именно зарплатным , то они имеют право списать с него всю сумму , до последнего рубля.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Но вы , написав заявление старшему приставу , имеете право это опротестовать , грубо говоря , чтобы 50% вам были возвращены. Но разбирательства будут долгими и не факт , что успешными.

Взыскание , арест и реализация имущества

— Следующий этап — это мера взыскания , арест имущества , который накладывает на него определенного рода ограничения , когда вы просто формально являетесь владельцем той или иной вещи , но распоряжаться ею в полной мере не имеете права.

Например , автомобиль — в случае ареста у вас нет возможности подарить или продать его. Машина , условно говоря , частично переходит к приставам до момента полного погашения долга.

А уже после ареста автомобиля , если судебные приставы не нашли ваш неофициальный доход или иные денежные средства , то тогда они переходят к крайней мере — реализации имущества.

Служба судебных приставов.

Какое имущество могут забрать приставы

— Практически все ликвидное имущество , за исключением квартиры и еще ряда вещей , необходимых для жизни. Жилье по закону не подлежит взысканию — на него могут только наложить арест. Реализация такого имущества — это нарушение конституционных прав гражданина.

Правда , в этом случае тоже есть и исключение. например , ваша квартира была оформлена в качестве залога. Тогда пристав имеет право забрать даже единственное жилье — например , если оно приобретено в ипотеку.

С каких категорий граждан пристав не может взыскать долг

— Взыскивают со всех категорий граждан. Абсолютно. Однако это не значит , что нужно опускать опускать руки. Исполнительно производство — это не приговор , главное , провести работу со своим приставом. И , конечно , не скрываться и не пускать дело на самотек.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Не давайте денег на руки

— Пристав не имеет права просить деньги от должника на руки. Узаконен только перевод средств на определенный счет.

В этой же системе можно посмотреть и сумму долга. Иными словами , вы можете с приставом даже не встречаться , а внести оплату самостоятельно.

В каких случаях пристав превышает свои полномочия

— Когда пристав не учитывает документы , которые ему предоставляют. Бывали такие ситуации , когда пристав наложил арест на счет полностью , хотя ему предоставили справку о том , что это был зарплатный счет. В связи с чем , он должен был снизить процент удержания , но он этого не сделал. Это пример , пожалуй , самого распространенного нарушения со стороны приставов.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Они ссылаются на то , что не увидели , забыли , потеряли. Но заявление , как правило , идет заказным письмом , с описью вложения. У вас эта копия тоже есть , соответственно вы ее предоставляете и начинаете разбираться.

Нередко приставы нарушают порядок информирования должника. Но здесь работе пристава еще мешают качество работы почтовых сервисов , да и сами должники , которые не живут по месту регистрации или не забирают корреспонденцию в почтовых отделениях.

Грубые нарушения со стороны приставов

— Все-таки основное — это бездействие пристава-исполнителя. К примеру , мама двоих детей подала на алименты на своего бывшего супруга , поскольку ребятишек очень тяжело обеспечивать. Но приставы не ищут должника. Это тоже является нарушением с их стороны , причем очень серьезным.

Если жалобы на бездействие пристава из-за подобных нарушений поступали трижды , то его , скорее всего , уволят.

Приемный день в службе судебных приставов Алтайского края.

Если мы не согласны с решением суда , что делать

— Во-первых , обжаловать , оспаривать или отменять решения суда лучше до возбуждения исполнительного производства. Если делать это после — нужно иметь основания для восстановления срока обжалования. Если по вашему долгу уже работает пристав — значит , решение суда вступило в законную силу.

На обжалование , как правило дается 30 дней ( исключения — судебный приказ , он отменяется в течение 10 дней и заочное решение суда — есть срок на отмену и срок на обжалование). Жалоба подается в вышестоящую инстанцию.

Но опять же , мы должны понимать целесообразность этого действия , потому что , к примеру , если мы в суде первой инстанции ничего не заявили , то заявлять что-то в апелляционный суд вряд ли имеет смысл. Нужно очень грамотно подходить именно к первому процессу.

Судебные приставы.

Можно ли самому добиться снижения процента удержания

— Для этого необязательно договариваться именно с приставом. Вы можете подать заявление с просьбой о снижении процента удержания , но опять же , пристав всё делает на собственное усмотрение. За ним будет окончательное решение в любом случае.

У нас , например , есть практика работы именно по снижению процента удержания. Исходя из ситуации клиента , мы формируем доказательную базу его сложного материального положения , что он действительно не может выплачивать 50%. На основании этого мы проводим работу и снижаем процент.

Куда жаловаться

— Жалобу пишут в зависимости от ситуации , Можно жаловаться непосредственно к вышестоящему руководителю , скажем так , по подчиненности.

Судебные приставы.

Есть пристав , есть старший судебный пристав-исполнитель отдела , затем старший пристав региона и потом уже всей страны.

К нас же люди чтобы пожаловаться на пристава , сразу бегут в прокуратуру. К сожалению , это не имеет смысла , потому что не будет рассмотрения дела нижестоящими органами. Поэтому , как я и сказал , обращаться нужно , соблюдая определенную последовательность.

Может ли гражданин сам составить жалобу

— Теоретически может написать сам , поскольку жалоба пишется в свободной форме. Но , конечно , желательно прибегнуть к помощи специалиста.

Лучше использовать нормы права , если вы работаете с претензией , жалобой , каким-либо заявлением — ко всему этому должны прилагаться определенного рода документы в качестве доказательства.

Федеральная служба судебных приставов.

Всю документацию необходимо грамотно подготовить , в противном случае положительный исход маловероятен.

Злоумышленники маскируются под федеральную службу судебных приставов и, запугивая пользователей несуществующими долгами, опустошают банковские счета и крадут пароли.

О том, как не стать жертвой мошенников, а заодно и обезопасить кровно заработанные средства — далее в статье.

Новый вид смс-мошенничества

Представители банка в свою очередь отрицали причастность к распространению этой информации и в целом комментировать ситуацию не стали, призывая клиентов быть бдительными. Также они дали рекомендации по своевременному обновлению антивирусного ПО и предостерегли от перехода по ссылкам, полученным с подозрительных номеров.

В 2018 году случаи цифрового мошенничества с приставами наблюдаются реже, но по-прежнему существуют. Так в январе жители Смоленской области подверглись массовой фишинговой атаке.

В то время как представители Сбербанка предпочитают воздержаться от оценки происходящего, сотрудники ФССП сообщают, что не практикуют уведомление граждан о задолженности посредством СМС, а подобные оповещения однозначно дело рук злоумышленников.

Мошенничество с использованием электронных средств платежа — один из самых массовых видов правонарушений. Читайте наши материалы о самых популярных схемах с картами Сбербанка, а также какие варианты страхования карты от мошенничества предлагает эта финансовая организация.

Специфика схемы

Подобные теневые манипуляции технически не отличаются сложностью, а нацелены в первую очередь на то, чтобы вникнуть в доверие владельца устройства. Оценивая маржинальность аферы, мошенники усложняют схему взаимодействия с жертвой, стараясь сделать ее более совершенной и неприметной. Во многом поэтому важно понимать принцип ее действия, который заключается в следующем:

По альтернативной схеме телефон не перезагружается, а пользователя направляют на копию официального сайта ФССП — в это время вирус делает свою работу. В некоторых случаях абонента просят авторизоваться в системе, чтобы получить информацию о задолженности.

Примечательно то, что от рук злоумышленников в большей степени страдают пользователи, владеющие устройствами на операционной системе Android. В то время IOS, обеспечивающая работу смартфонам Apple, менее подвержена заражению, так как система по умолчанию защищена от несанкционированного вмешательства.

Однако и в том, и в другом случае ничто не может гарантировать безопасность лучше, чем скептически настроенный пользователь в отношении ссылок с неизвестным содержанием.

Подробно о том, какие мошеннические схемы с банковскими картами существуют и что делать, если деньги все-таки были украдены, можно узнать здесь.

Куда обратиться, если избежать обмана не удалось?

Чтобы добиться справедливости, стоит придерживаться следующего плана действий:

  1. Заморозить счет, обратившись в местное отделение банка, воспользовавшись услугами онлайн-банкинга либо связавшись с сотрудниками по телефону.
  2. Обратиться в банк и написать заявление, сообщив о несогласованном снятии средств со счета (составляется в 2-х экземплярах, где один из них остается у заявителя с отметкой о принятии).
  3. С экземпляром заявления обратиться в местное отделение полиции, зафиксировав акт хищения средств.

Действовать следует незамедлительно и обратиться в указанные учреждения не позднее 3-х суток с момента кражи.

Ввиду того, что методы мошенников могут разниться, не всегда удается выяснить, каким именно образом были списаны деньги. В случаях, когда речь идет о заражении системы вирусом, банк в праве сослаться на то, что устройство не было оснащено необходимыми средствами защиты и отказать в возврате. Если клиент ввел свои данные на поддельном сайте, то это может расцениваться как нарушение правил пользования.

В этом и заключаются трудности, но, объективно, вероятность возврата средств все-таки существует. Полиции же не всегда удается установить личность преступников, так как последние используют различные методы шифрования адресов, стремясь сохранить анонимность.

Подробно о том, как вернуть деньги, если их украли с банковской карты, мы рассказывали тут.

Лучшим гарантом сохранности личных сбережений является бдительность их владельца. Не стоит доверять информации из подозрительных источников, а лучше — оперативно проверять. Удостовериться либо опровергнуть наличие задолженности можно на официальном сайте ФССП.

Ни в коем случае не нужно переходить по неизвестным ссылкам, а устройство следует защищать лицензионным антивирусом. Только в таком случае можно быть уверенным в том, что личные сбережения не перейдут в руки мошенников.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 👇


В самом ведомстве в таких ситуациях просят звонить по телефону доверия: 8 (499) 558 04 08 или по телефону call-центра: 8 (499) 270 59 24 и проверять, действительно ли в отношении них было возбуждено исполнительное производство.

Но наряду с лжеприставами в городе есть еще много мошенников, которые пытаются проникнуть в квартиру под видом различных специалистов, и сетевое издание M24.ru рассказывает, кому открывать дверь не стоит, а за кем нужен "глаз да глаз".

Итак, в дверь позвонили, но за дверью стоит незнакомый человек и явно хочет пройти в вашу квартиру. Цели у него могут быть разные – получение жилплощади, кража, ограбление, мошенничество или выяснение личных данных жильцов.


Чего хотят . "Посмотреть квартиру".

Зачем . Осматривают "поле деятельности" и наводят воров.

За порогом стоят несколько человек (обычно двое), представляются квартиросъемщиками и просят осмотреть квартиру. Если жилье сдается, то вопросов нет, а если вы не подавали объявление – это повод насторожиться.

Дело даже не в банальной ошибке: кому-то явно надо выяснить, как ведет себя жилец и что у него "за семью замками". Обычно "квартиранты" приходят несколько раз, и поговорка "добро должно быть с кулаками" не поможет – физическое воздействие на надоедливых "гостей" может обернуться статьей УК.

В любом случае, попросите у них вырезку из газеты с объявлением, а также поинтересуйтесь в ЖЭКе, не наводил ли кто справки о жильцах. Это отпугнет мошенников.

Кто . "Ответственные соседи" и "соцработники".

Чего хотят . Собрать подписи (за ремонт дома, отмену расстрела в Корее, в поддержку голодающих синиц). Переписать личные данные.

Зачем . Подпись человека вкупе с его точным адресом – настоящий "бонус" в руках мошенников.

Наверное в каждом подъезде многоквартирного дома есть такие инициативные жильцы, которые вечно ходят с какими-то бумагами, созывают собрания и ругаются на подростков, курящих в лифте.

Таких соседей часто знают в лицо и, в той или иной мере, доверяют им. Поэтому если вам предлагают поставить подпись незнакомые люди, представляющиеся жильцами дома – насторожитесь и уточните, для чего это и что решает. Истину можно узнать в своем ТСЖ или у управдома.

Примерно также действуют и лжесоцработники, и якобы сотрудники Пенсионного фонда. Но они собирают не подписи – им нужны личные данные жильца.

Для защиты от таких мошенников нужно уточнить у руководителей их организации – действительно ли там направляют сотрудников для поквартирного обхода и сбора данных.

К слову, сотрудники ПФР не уполномочены ходить по домам и опрашивать жильцов.


Кто . Квартирные рейдеры.

Чего хотят . Свою (даже минимальную) долю жилплощади.

Зачем . Для дальнейшего "захвата" территории.

Рейдерство – один из самых действенных в преступных кругах метод завладения бизнесом, но мало кто знает, что силовое воздействие отчасти перешло и на физические лица.

Итак, в квартиру звонят несколько человек крепкого телосложения (правда, не всегда, но это выглядит убедительно). На вполне резонный вопрос о цели визита гости предъявляют документы, подтверждающие их владение долей в квартире – причем иногда это может быть 1/200 от общего метража.

Недоумевающий хозяин жилья вызывает сотрудников полиции, но те встают на сторону новоприбывших – в документах-то все верно и новые жильцы могут зайти в квартиру как собственники.

Откуда рейдеры берут эти "квадратные сантиметры"? Иногда в наследство от прошлого жильца, продавшего квартиру, достается "довесок" в виде долга. Судебные приставы продают часть жилья на аукционе и эту долю выкупают мошенники.

Бывает и так: один из собственников квартиры, желая "насолить" другому, продает небольшой "кусок" жилплощади.

При этом злоумышленники не просто живут в квартире – они делают жизнь "соседей" невыносимой, заставляя отказаться от жилья. Методы могут быть самыми разными – от мелких пакостей до прямых угроз.

В общем, дверь настойчивым собственникам открывать не надо, а саму сделку лучше опротестовать в суде. Тем более при мизерной доле собственности это возможно – владелец мажоритарной доли должен быть уведомлен о продаже. Кроме того, небольшую часть квартиры можно выкупить у совладельцев - закон разрешает такую компенсацию.


Чего хотят . Проверить документы, провести обыски.

Зачем . Спектр действий мошенников, мимикрирующих под блюстителей закона, может быть самым разным – от банальной кражи то разбойного нападения.

"Откройте, полиция", - эти слова могут ввести в ступор почти любого человека, несмотря на степень его законопослушности. В очередной раз стоит отметить – дверь сотрудникам полиции можно открыть после того, как будет подтверждение из их отделения. Проще говоря, надо выяснить, из какого отдела к вам пожаловали, и позвонить в дежурную часть.

Более весомое свидетельство серьезных намерений – фраза от людей в форме "мы уполномочены провести обыск". В самом следственном действии нет ничего страшного – мало ли, что мог натворить ваш знакомый, сосед или дальний родственник. При этом у полицейских должен быть ордер на обыск и понятые – два человека (желательно, чтобы это были ваши соседи).

Если же ордера у лжеполицейских нет и понятых они звать не хотят, а в дежурной части подтвердили прибытие правоохранителей (там могли не расслышать фамилии) - звоните своему участковому или в управление собственной безопасности МВД (8 (495) 667-69-67, 8 (495) 667-07-30).

Сама процедура обыска, если она законна, требует от представителей власти аккуратности – они должны все вернуть на свои места или в исходное состояние. Например, собрать диван, закрыть дверцы шкафа и прикрутить обратно крышку корпуса компьютера. При этом нужно следить за их действиями - злоумышленники могут подкинуть наркотики под плинтус или забрать что-то ценное.

Общие правила: всегда уточняйте должность, фамилию и имя полицейского и обращайте внимание на его форму. Кроссовки под форменными брюками или футболка под кителем – повод насторожиться.

Кстати, если ваш проницательный ум разглядел в лжеполицейских мошенников – не стройте из себя героя, не надо применять силу. Лучше вывести из квартиры детей и стариков и, когда мошенники уйдут, сразу звонить в полицию. Особое внимание – на приметы подозреваемых: татуировки, шрамы, акцент.


Кто . Сантехник, электрик.

Чего хотят . Проверить трубы, проводку, краны, счетчики.

Зачем . Как и лжеполицейский, сантехник-мошенник может "навести" на богато обставленную квартиру, украсть что-то или вместе с сообщниками ограбить жильца.

Вообще инициатива электрика проверить что-то должна вызвать подозрение: с чего бы им ходить по квартирам? Но если такому "мастеру" удалось пройти в дом (вдруг действительно что-то сломалось), то сразу закройте за ним дверь – у него могут быть крепко сложенные сообщники.

Разумеется, стоит позвонить в ЖЭК или ДЕЗ и уточнить, почему к вам в квартиру пришел техник. Важно: с мобильного телефона самого сантехника звонить не стоит – его соучастник на том конце провода враз может убедить доверчивого человека в необходимости проинспектировать душ.

Допустим, в ЖЭК вы звонить не стали, мастер быстро осмотрел то, что его интересует, и вынес вердикт: надо менять кран/выключатель/полотенцесушитель/розетку. Он даже сам собрался идти в магазин за необходимым, если вы дадите ему денег. В залог он оставит свой чемоданчик с инструментами.

Прождав какое-то время, вы поняли, что чемодан теперь ваш, но там или ничего нет, или копеечные инструменты. Вывод – доверять свои кровные неизвестному человеку все же не стоит, а купить необходимое можно и потом.


Кто . "Работники музея".

Чего хотят . Забрать награды или коллекционное оружие для выставки.

Зачем . Медали, ордена и именные кортики высоко ценятся не только посетителями музеев, но и покупателями на "черном рынке".

Обычно такие "охотники за сокровищами" обходят квартиры ветеранов – их список достать несложно. Под предлогом выставки или фотографии для брошюры забирают награды, но владельцу они, конечно, не возвращаются.

Особо осторожные воры даже напишут расписку о приеме ценностей, но она может оказаться ненужной бумагой, когда злодеяние "всплывет". Так что при попытке забрать медали и ордена можно смело звонить в музей и уточнять, когда пройдет выставка.

Мошенничество по телефону

Как осуществляется мошенничество по телефону

Виды мошенничества по телефону


Станислав Кузнецов зампред правления Сбербанка

Мошенничество с банковскими картами и счетами

Звонки с подмененных номеров

Махинации со счетами мобильных телефонов

Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счёт мобильника. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей.

Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ³, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.

Жертве приходит SMS с просьбой перезвонить по мобильному номеру, где ему сообщают якобы должны сообщить важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с банковской картой, получении наследства). На звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счёта списана большая сумма. Мошенники используют возможность зарегистрировать сервис с платным звонком. Обычно подобные сервисы развлекательные и обязательно сообщают о платности в рекламе. Но мошенники этого не делают и за любой звонок по этому телефону взимают немалую плату.

Махинации с короткими номерами

Телефонные вирусы

Аппаратные средства для защиты от мошенничества по телефону

Как проверить номер, с которого поступают звонки

Советы эксперта

Как вычислить телефонного мошенника?

Чаще всего мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банков или правоохранительных органов. Звонящий сообщает о попытке взлома или блокировки банковской карты, подозрительных действиях в интернет-банке, пропущенном платеже по кредиту или угрозе штрафа по надуманному обвинению. На самом деле сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами.

Как вести себя во время разговора с незнакомым человеком?

Получив звонок от незнакомого человека, обратите внимание на то, что и как он хочет вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв — торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего.

Если вам звонят из банка — попробуйте задать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если вам предлагают какую-либо выплату — уточните основание, на котором она производится.

Какую информацию нельзя сообщать собеседнику по телефону?

Мошенники стремятся получить секретные данные карты — трёхзначный код CVC/CVV с обратной стороны, коды подтверждения из SMS, логины и пароли от интернет-банков. Настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию — для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства. Для отправки платежа нужен только номер карты — другие данные для этого не нужны.

Как составить заявление по факту мошенничества по телефону?

Заявление будет рассматриваться в течение 10-30 дней. По итогам будет принято решение о возбуждении уголовного дела. Если вы получили отказ, то можно обжаловать его в прокуратуре — для этого потребуются копия заявления и постановление об отказе.

Популярные вопросы и ответы

Какая ответственность предусмотрена за телефонное мошенничество?

Телефонное мошенничество попадает под статью 159 Уголовного кодекса РФ⁴. В зависимости от тяжести и обстоятельств преступления за него могут быть предусмотрены штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом или без него.

Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?

Привлечь телефонного мошенника к ответственности достаточно сложно. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы — подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, используют ПО для сокрытия местоположения. Много мошенников работает из мест лишения свободы или других стран. Добраться до них и привлечь к ответственности в таком случае становится еще сложнее.

Тем не менее, не стоит опускать руки и считать, что добиться справедливости нельзя. Каждое поданное заявление правоохранительные органы будут учитывать при последующих случаях мошенничества. Чем больше пострадавших обращаться в полицию, тем выше вероятность того, что злоумышленник будет найден и наказан.

Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?

Очень часто от мошеннических звонков страдают пожилые люди. Злоумышленники пользуются их доверчивостью и незнанием нюансов работы банков или других организаций. Чтобы обезопасить близких от подозрительных звонков, напоминайте им об основных правилах безопасности:

  • Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк;
  • Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок;
  • Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен;
  • Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам;
  • Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие;
  • Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами;
  • Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках;
  • Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск.

В общем — будьте бдительны и не станете жертвами телефонных мошенников.

Читайте также: