Мировой суд это в истории

Обновлено: 06.05.2024

Характеристика системы судебных органов в России до XVIII века. Анализ содержания судебных реформ XVIII–ХІХ веков и формирования института мировых судей. Анализ предпосылок возрождения и особенностей развития мировой юстиции в современной России.

Рубрика Государство и право
Вид практическая работа
Язык русский
Дата добавления 30.10.2017
Размер файла 35,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Институт подготовки государственных и муниципальных служащих

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Студентка 141 уч. гр.

Специальности 40. 03. 01.

Шибанова Валерия Олеговна

Легостаев Сергей Валентинович

Глава 1. История института мировой юстиции в России

Глава 2. Мировые суды в современной России

Список используемой литературы

Главной целью создания мировой юстиции в России является облегчение для граждан доступа к правосудию, максимальное приближение суда к населению.

Глава 1. История института мировой юстиции в России

Для российской правовой системы институт мировых судей не является новым. Он был известен еще праву царской России.

В России до XVIII века не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XVII в.- начале XVIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Судебная реформа подготавливалась свыше пяти лет. После рассмотрения в Государственном совете императором были утверждены и 20 ноября 1864 года вступили в силу четыре фундаментальных акта реформы, которые по-новому организовали судебную власть:

1) Учреждение судебных установлений;

2) Устав гражданского судопроизводства;

3) Устав уголовного судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Реформа провозгласила новые принципы функционирования судов в империи: гласность, независимость суда, несменяемость судей, презумпцию невиновности, принцип свободной оценки доказательств судьей. В России была учреждена адвокатура. Одним из важнейших нововведений реформы стало введение новых судов - мировых судей.

Кроме участковых на тех же условиях избирались и почетные мировые судьи, которые пользовались одинаковыми правами с участковыми мировыми судьями, но не имели постоянного участка, не получали жалования и могли заменять участковых судей на время их отсутствия либо решать дела при добровольном обращении к ним обеих сторон.

«1. состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданны судебными приговорами;

2. лица, исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

Мировой судья пользовался популярностью у простого народа, в мировые суды пошли с жалобами на притеснения и обиды, на мелкие кражи и мошенничество, которые раньше оставались вне поля зрения правоохранительных органов. Это объяснялось доступностью, отсутствием обременительных формальностей и быстротой разрешения дел. Производство в мировых судах было освобождено от сборов, прошения принимались в любой час, где бы проситель ни встречал судью и в любой форме.

Исковое заявление, в отличие от общих судов, могло подаваться мировому судье не только в письменной форме, но и устно, причем подобные устные исковые просьбы должны были приниматься как от безграмотных, так и от грамотных. Устная просьба заносилась в протокол, зачитывалась истцу и подписывалась им. Исключениями являлись апелляционная жалоба и заявление об отмене решения, которые подавались только в письменном виде. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократический институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Необходимо отметить, что судебная реформа, а значит, и создание мировой юстиции проводилось далеко не на всей территории России одновременно. Первые мировые судебные учреждения открылись 17 мая 1866 года в Петербурге и Москве. Постепенно мировые учреждения были открыты во всех земских губерниях. В 1867 году мировые суды были созданы на Кавказе (мировые судьи здесь не выбирались, а назначались министром юстиции по согласованию с наместником), в 1872 году мировые судьи по назначению от правительства введены в девяти западных губерниях, позднее на территории Урала и в некоторых губерниях Западной Сибири. Разница их появления в Европейской части и восточных окраинах государства составляла десятки лет.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года № 1.

В советский период истории России, когда судебная система страны была подвергнута кардинальной трансформации, мировым судам в ней места не нашлось.

Глава 2. Мировые суды в современной России

Спустя 80 лет институт мировых судей возродился. Введение института мировой юстиции в Российской Федерации в настоящее время имеет целью возрождение общедемократических принципов осуществления правосудия и развитие судебной системы. О необходимости введения в России мировых судей заговорили официально и открыто в конце 1991 года, когда постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в РСФСР. В ней предусматривалось создание мировых судов как судов первой инстанции, в которых мировой судья рассматривает дела единолично. В Концепции предполагалось избрание мирового судьи населением и наделение его следующей компетенцией:

1) рассмотрение материалов об административных правонарушениях;

2) рассмотрение дел об уголовных проступках (Уголовный Кодекс РФ, принятый позже утверждения Концепции, в 1996 году, такого понятия не знает), дел частного обвинения; судебный мировой юстиция

3) рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора;

4) рассмотрение малозначительных гражданских дел;

5) судебный контроль над следствием.

Предпосылки необходимости возрождения мировой юстиции возникли в связи с развитием в стране демократии, рыночных отношений, возникновением социальных проблем в условиях молодого российского законодательства. Всё это порождало много споров и конфликтов и требовало быстрого цивилизованного разрешения возросшего количества споров. Следует отметить, что с начала судебной реформы районные (городские) суды были перегружены уголовными, административными, а особенно гражданскими делами. Большие нагрузки негативно влияли на сроки и качество рассмотрения дел.

Потребность учреждения мировой юстиции в современной России обосновывалась, по крайней мере, тремя обстоятельствами: сокращение в определенной степени весьма значительной нагрузки на федеральных судей; возможность приближения суда к населению и тем самым обеспечение доступа граждан к правосудию; создание предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства. В основе идеи, также как и при введении мировых судов, учрежденных судебной реформой 1864 года, было создание простого и доступного для населения правосудия.

Создание мирового суда, его роль и место в судебной системе исторически осуществлялось двумя путями. В соответствии с первым - мировой суд создавался в качестве нижнего звена системы общих судов, являясь его составной частью. Второй путь состоял в признании мирового судьи представителем местного суда, который хотя и входил в единую судебную систему государства, но представлял собой ее особенную часть, имеющую свои задачи. Российский законодатель пошел по пути объединения указанных направлений.

Создание мировой юстиции Ростовской области на современном этапе началось с принятия закона Ростовской области "О мировых судьях в Ростовской области" от 26.04.99 г.).

Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои полномочия в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации. Количество и границы судебных участков определяются также органом законодательной власти субъекта Федерации. Общее число мировых судей субъекта устанавливается федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ.

Срок полномочий, на который назначаются (избираются) мировые судьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не более чем пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующем назначениях срок полномочий устанавливается также законом субъекта РФ, но не менее чем пять лет.

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50-ти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50-ти тысяч рублей;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что современным законодательством частично воспринят опыт дореволюционной России.

Разбирательство дел в судебном заседании должно производиться по общим правилам судопроизводства. На решение мирового судьи может быть принесена жалоба в районный суд, который по отношению к мировым судам является судом второй инстанции и проверяет законность приговоров и решений мировых судей. Процессуальным законодательством предусматривается апелляционный порядок обжалования сторонами судебных постановлений.

По результатам апелляции районный суд либо утверждает вынесенные мировым судьей приговор или решение, либо выносит новый, отменяя решение мирового судьи. Этот приговор или решение могут быть обжалованы или опротестованы в кассационном порядке в вышестоящий областной или приравненный к нему суд.

Становление института мировых судей в Российской Федерации с первых шагов не проходит легко и безболезненно, как и любой реформаторский шаг. Главная проблема - это несовершенство законодательства о мировых судьях.

Важнейшим принципом деятельности мировых судей является то, что большая часть вопросов их организации и полномочий регламентируется федеральными законами, а к ведению субъектов Федерации относится лишь определение порядка назначения (избрания) мировых судей, наделения их полномочиями и установление некоторых процедурных правил, касающихся организации их деятельности.

Институт мировых судей имеют сложную, своеобразную правовую природу, обусловленную двойственностью положения мирового судьи. Относясь к судам общей юрисдикции, входя в единую судебную систему Российской Федерации, руководствуясь при осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам федеральными законами, вынося решения именем Российской Федерации, они при этом остаются судьями субъектов Российской Федерации. При такой конструкции возникают внутренние противоречия, которые отражаются и будут отражаться в дальнейшем на всех сторонах деятельности этого звена судебной власти.

Мировая юстиция делает первые шаги, в ряде регионов еще предстоит приложить немалые усилия, чтобы институт заработал в полную силу. Даже создание и принятие законодательства о деятельности мировых судей еще не завершено. Так, до сих пор нет материально-правовой и процессуальной нормативной базы производства у мировых судей по дела об административных правонарушениях. Многие другие аспекты нормативного регулирования еще будут изменяться и дополняться.

Судебная система Российской Федерации призвана осуществлять правосудие. Основной гарантией правильной работы судебных органов является установление особого статуса судей. Без четких правовых норм, регламентирующих положение судей, судебная власть не сможет осуществлять свои функции.

Несмотря на многочисленные проблемы, мировые судьи играют важную роль в обеспечении защиты прав граждан. Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов. Насколько идея возрождения мировых судей оправдала себя, уже показало время. Сегодня с уверенностью можно сказать, что нынешние мировые судьи столь же популярны, как и их коллеги в XIX веке.

Список используемой литературы

5. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 г. (с изм. и доп. от 14.04.93, 24.12.93, 21.06.95)// правовая система ГАРАНТ.

6. Областной закон "О мировых судьях в Ростовской области" от 26.04.99 г.// "Наше время" №76 от 06.05.99

8. Областной закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О мировых судьях в Ростовской области" от 04.11.2000г.// "Наше время" №229-230 от 14.11.2000 г.

9. Постановление Законодательного собрания РО от 15.06.2000 N 291 "Об избрании мировых судей в Ростовской области"// "Наше время", N 141 от 13.07.2000

10. Постановление Главы Администрации Ростовской области от 18.09.2000 г. "Об образовании департамента по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области"

11. Проект ФКЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"// "Юрист", №4, 1997.

12. Хрестоматия по истории государственного управления в России с древнейших времен до начала XX века. / Под ред. к.и.н. Л.И. Горбуновой. Хабаровск: ДВАГС, 1999. 158 с.

13. Настольная книга мирового судьи. / Под ред. Проф. В.М. Лебедева. М.: БЕК,

14. Гусак В.Л. Мировая юстиция Камчатки // П-К.: 2009. 152 с.

15. Власов В. Мировой суд как форма народного самоуправления // Российская юстиция. 1995. № 7.

16. Воропаева М. Судам помогут мировые судьи // Домашний адвокат. 1999. № 3.

17. Шаркова И.Г. На правовом поле появились мировые судьи // Российская юстиция. 1999. № 1.

Подобные документы

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации, формирования и развития мировой юстиции в современной России. Закономерности организации и функционирования мировых судей. Характеристика условий осуществления правосудия в Сибири.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 23.04.2016

Мировой суд и его компетенция. Правовое регулирование места института мировых судей в судебной системе РФ. Особенности правового статуса мировых судей в РФ. Принципы формирования судебных участков мировых судей. Правоспособность и дееспособность судьи.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 12.06.2015

Сущность судебной реформы в России 1864 г. и контрреформы 80-х-90-х годов ХIХ в., их роль в становлении института мировых судей. Создание и особенности применения законодательной базы института мировых судей. Воссоздание института мировых судей в России.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 02.10.2011

Особенности правового регулирования института мировых судей, его место и роль в системе органов судебной власти России. Информатизация деятельности мировых судей как мера повышения эффективности судопроизводства, обеспечения доступности правосудия.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 27.06.2016

Характеристика института мировых судей, история его становления и современное состояние в России. Анализ подсудности гражданских дел мировым судьям, процессуальный порядок рассмотрения и разрешения, пути улучшения. Обжалование актов мировых судей.

дипломная работа [152,7 K], добавлен 24.01.2010

Сущность и содержание института мирового судьи, история его становления и развития, современные тенденции и оценка значения. Структура и роль мировых судебных учреждений, их функциональные особенности. Деятельность мировых судей в Санкт-Петербурге.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 15.12.2012

Исследование вопросов современного строительства мировой юстиции России необходимо начинать с изучения истоков наименования и смыслового значения понятий о местном правосудии. Аспекты институционализации модели мировых судей на концептуальном уровне.


Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами. Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку. В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г. С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г. в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России. Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением. Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве. Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности. Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники. Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений. На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран. Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, Россия, суд, мировой суд, судебная реформа, Временное правительство, выборный представитель, либеральное законодательство, мировое судейство, мировой судья.


В России мировые судьи появились в результате судебной реформы Александра II. В 1858 году комиссия, созданная для реформы полиции, подала императору записку, в которой говорилось о необходимости отделить исполнительную власть от судебно-следственной. В связи с этим возникла потребность в специальном судебном органе, которому были бы переданы малозначительные дела, прежде находившиеся в компетенции полиции.

Также, в свете готовящейся отмены крепостного права, предполагалось, что потребуется судебная инстанция для разрешения споров между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и их бывшими господами, а также между самими крестьянами. Эти дела как раз и составили примерно половину всех дел, рассматриваемых в мировых судах, в 1860-1870-е годы.

До того времени российская судебно-правовая система не знала судов, которые были бы так близки и доступны населению.

Были, конечно, совестные суды, созданные в XVIII веке Екатериной II с целью освободить общие суды от дополнительной нагрузки, они рассматривали некоторые гражданские дела с целью примирения сторон, например, о разделах имущества между родственникам, а также уголовные дела по преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Такие суды состояли из судьи и шести заседателей — по два от каждого из сословий: дворян, городского и сельского. Но они были судами губернскими, то есть их было немного, и, скажем, не всякий истец из какого-нибудь заштатного города или отдаленного села мог обратиться в этот суд. Да и на крепостных крестьян они не распространялись.

Мировой суд должен был стать судом, рассматривающим маловажные дела и отвечающим таким требованиям, как доступность, быстрота, единоличное рассмотрение дел. Доступность и быстрота были в особенности актуальны по сравнению с дореформенным русским судом, в котором дело могло пройти до четырнадцати инстанций – иногда это занимало десятилетия.

Главной целью мировых судов было примирение сторон. Более простые судебные процедуры в мировом суде обуславливались целями его создания – система мировой юстиции должна была максимально приблизить правосудие к народу.

Уезд или город территориально делился на несколько судебных участков. В каждом участке учреждалась должность участкового мирового судьи. Эта должность рассматривалась, прежде всего, как общественная служба, была выборной. По Табели о рангах мировой судья занимал пятый класс, что соответствовало чину статского советника в гражданской службе.

Помимо своих основных функций, мировой судья мог исполнять некоторые административные обязанности в случае необходимости: при отсутствии нотариуса – заверение наследства, при отсутствии врача – свидетельство о болезни призванным отбывать воинскую повинность, участие в освидетельствовании душевнобольных, составлении списков присяжных заседателей и т.д.

Институт мировых судей просуществовал в таком виде в России 25 лет, до 12 июля 1889 года, когда в результате контрреформ Александра III, мировая юстиция была упразднена на большей части территории России, за исключением столиц и нескольких крупных городов. Вместо ликвидированного института мировых судей были введены должности земских участковых начальников и городских судей, между которыми была распределена компетенция мировых судей.

Современные условия вступления в должность мирового судьи, в общем-то, тоже мало изменились. Сейчас мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащий поступков. Кроме того, кандидат обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Сейчас, как и в прошлом веке, для мировых судей установлено изъятие из общего принципа несменяемости судей. Мировые судьи в нынешнее время избираются сроком на три года с возможностью дальнейшего переизбрания на новый срок, в XIX в. мировые судьи избирались также на три года.
К компетенции мирового суда как в позапрошлом веке, так и в нынешнем, отнесены споры по маловажным гражданским делам и некоторым уголовным делам. В настоящее время в их компетенцию также входят дела об административных правонарушениях.

Заведующая кафедрой истории РЭУ им. Г.В. Плеханова,
доктор исторических наук, профессор
Корнилова Ирина Михайловна

какие дела рассматривает мировой суд

Мировой суд – это орган, который занимается делами общей юрисдикции и входит в систему государственных судов, занимая первое звено (низшее). Довольно часто происходит путаница с мировыми судьями. Их принимают за отдельный институт, хотя оба понятия означают одно и то же. Чтобы узнать о вопросе больше, нужно определить, какие дела рассматривает мировой суд.

  • 1 История мирового суда
  • 2 Требования к мировым судьям
  • 3 Какими делами занимаются мировые судьи
  • 4 Гражданские дела:
  • 5 Административные дела
  • 6 Уголовные дела

История мирового суда

Мировые судьи известны по всему миру. Их избирало население городов для решения мелких вопросов. Зародился мировой суд в Англии в 1300 годах. В Северной Америке он появился в XVII веке, а во Франции в конце XVIII века.

В Российской империи мировые судьи появились в 1864 году после судебной реформы. Но из-за некоторых проблем институт был ликвидирован. Он не охватывал всю территорию империи, так что не исполнял своего значения надлежащим образом. Такую практику вернули лишь в 1912 году.

Во время своей деятельности мировые судьи провозглашают волю РФ, четко соблюдая закон. Финансируется институт с помощью федерального бюджета.

Требования к мировым судьям

Любое звено правосудия РФ постоянно нуждается в новых судьях, которые готовы работать для поддержания закона и решения конфликтных ситуаций. Давайте рассмотрим обязательные требования для гражданина, который планирует стать мировым судьей:

  1. Наличие высшего юридического образования.
  2. Отсутствие судимостей или прекращение уголовного преследования после полного оправдания.
  3. Отсутствие крепких связей с другими странами. Мировым судьей не может быть человек, который имеет второе гражданство или недвижимость за рубежом. Необходимо доказать о своем намерении работать только на территории РФ.
  4. Отсутствие причин для принятия решения о недееспособности человека.
  5. Отсутствие наркотической, алкогольной зависимости на протяжении долгого времени. Если человек состоит на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, то он лишается всяких прав на судебную деятельность.
  6. Отсутствие серьезных заболеваний, которые могли бы препятствовать активной деятельности.

Мировым судьей может быть человек, которому уже исполнилось 25 лет, а его стаж работы превышает 5 лет. Необходимо следить за своими словами и поступками. Если были серьезные нарушения, которые порочили его авторитет, то будет очень сложно оправдаться.

Потенциальному судье нужно будет сдать специальный экзамен и получить рекомендацию от любого мирового судьи. Если человек уже больше пяти лет работал федеральным судьей, то эти моменты упускаются.

Какими делами занимаются мировые судьи

Дела, рассматриваемые мировым судом, это гражданские, административные и уголовные правонарушения, где наказание о лишении свободы не превышает 3 лет, а размер штрафа не больше 100 тысяч рублей. Чтобы углубиться в этот в вопрос, давайте рассмотрим все дела в зависимости от их категории.

Гражданские дела:

мировой суд

  • вопросы разводов, если не поднимаются острые вопросы об опеке над детьми или лишении родительских прав;
  • разделение имущества между бывшими супругами, если только цена иска не превышает 100 тысяч рублей;
  • регулирование семейных отношений, но только не оспаривание отцовства или материнства, установление родственных связей, лишение прав ребенка;
  • дела, связанные с делением имущества или оспариванием прав на интеллектуальную собственность, если цена иска не превышает 100 тысяч рублей;
  • проблемы в трудовых отношения, кроме дел о восстановлении на рабочее место и регулировании рабочих споров;
  • введение порядка на пользование имуществом.

Отдельным пунктом сюда относится защита прав потребителей. Здесь разбираются сотни мелких нарушений, которые случаются каждый день по разным причинам. Можно привести пример. Вы купили билет на поезд, но он задержался на 24 часа. Пассажиру должны были предоставить еду и место проживания, так как он попал в затруднительную ситуацию. Если же человек остался на улице ждать указанного времени, то он имеет полное право обратиться в суд. Мировой судья рассматривает подобные вопросы, защищая интересы граждан.

Административные дела

Здесь есть много мелких правонарушений, которые суд рассматривает каждый день. Например, это мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественных местах, мелкие кражи, несоблюдение правил дорожного движения, незаконные действия в торговых вопросах. Нет смысла перечислять все направления в этой категории, так как на сегодняшний день этот список очень больший. В него включены самые разнообразные нарушения.

Уголовные дела

Мировые суды рассматривают дела уголовного характера, которые не отличаются особой тяжкостью и могут быть решены без привлечения вышестоящих органов. Вот список дел, которые находятся в их юрисдикции:

  • нанесение легких телесных повреждений умышленно;
  • побои и истязания;
  • причинение серьезного вреда здоровью, вплоть до инвалидности, по неосторожности;
  • использование против человека угроз убийства или пыток;
  • клевета и оскорбления;
  • изнасилование.

Список можно продолжать. Сюда входят все нарушения против человека, который согласно закону не караются большим сроком лишения свободы.

Мировой суд – это важная инстанция в органах правосудия, так как она постоянно защищает интересы простых людей, решает сотни конфликтов и обеспечивает охрану общества от разного рода хулиганов и преступников.


Мировая юстиция в России впервые появилась в результате судебной реформы 1864 г. Ее возникновение объяснялось как необходимостью устранения судебной волокиты, так и повышением эффективности уголовного судопроизводства в целом.

С 17 мая 1866 года впервые мировые судьи приступили к работе в Петербурге и в Москве.

На рубеже 20-21 веков с осознанием необходимости первостепенного уважения и защиты именно прав человека интересов деятельности личности были инициированы реформы, в том числе и судебная реформа, реализация которой и обеспечила восстановление в России мировой юстиции.

Ко второй половине 19 века стало очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: гласности, всесословности, обеспечении права на защиту, и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

Мировая юстиция представляла собою максимально приближенную к населению, обособленную и замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности. Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до одного года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до пятисот рублей) дел. Участковый мировой судья избирался сроком на три года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25- летнего возраста, имевших высшее и среднее образование или стаж работы не менее трех лет, преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога 6 тыс. рублей в столицах и три тыс. рублей в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные судьи утверждались Сенатом.

Право избрания мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную и общественную службу. Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного круга, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При возможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решения или приговор по делу.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 года сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являвшимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но ненадолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года.

А 19 лет назад решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 24 мая 2000 года № 527 в г.Кувандыке и Кувандыкского района был образован судебный участок № 1 г.Кувандыка, мировым судьей была назначена Новикова Ильвира Маратовна, которая в настоящее время работает судьей Кувандыкского районного суда.

26.02.2003 г. постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области на должность мирового судьи судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района назначена Миронова Ольга Николаевна, которая по настоящее время на судебном участке отправляет правосудие.

В декабре 2001 года решением Законодательного Собрания Оренбургской области был образован судебный участок № 2 Кувандыкского района, мировым судьей была назначена Жабагенова М.А. В последующие годы мировыми судьями на образованном судебном участке работали мировые судьи Усманов К.Х., Удотов С.Л., который в настоящее время работает судьей Медногорского городского суда, а также Этманова Т.Е., которая в настоящее время работает судьей Новотроицкого городского суда.

В настоящее время на судебном участке № 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района отправляет правосудие мировой судья Швецова Инна Валерьевна.

У каждого мирового судьи есть свой аппарат, куда входят секретарь судебного заседания секретарь суда и помощник мирового судьи – люди, которые оказывают судье значительную помощь при рассмотрении дел. В настоящее время на судебных участках №1, 2 г. Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области в должности помощников мировых судей трудятся Браилова Людмила Александровна и Сабангулова Римма Равильевна, в должности секретарей судебного заседания трудятся Ибрагимова Рита Шамиловна и Кичаева Юлия Михайловна, в должности секретарей суда трудятся Богомолова Елена Ивановна и Нафикова Мадина Булатовна.

Секретарь суда - Богомолова Елена Ивановна продолжает нести свою трудовую вахту с момента основания судебного участка № 1 г. Кувандыка и Кувандыкского района.

На судебных участках созданы все условия для полного и эффективного осуществления правосудия. Все мировые судьи и работники судебных участков обеспечены компьютерной техникой и имеют доступ к информационно-правовым ресурсам.

Введение института мировой юстиции является возвращением к осуществлению правосудия в Российской Федерации на основе общедемократических принципов.

Читайте также: