Международный уголовный суд структура порядок формирования компетенция

Обновлено: 10.05.2024

Международный уголовный суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Международный уголовный суд подробнее (по английский "International Criminal Court", сокращенно — МУС) - первый действующий на постоянной основе международный орган юстиции уголовной направленности, компетенция которого включает действия по преследованию лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления, направленные против человечества. Учрежден он на основании Римского статута По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее , принятого в 1998 году. Начал свою официальную работу с 01.07.2002 года.

В отличии от иных международных специализированных и смешанных судов уголовной направленности, МУС – постоянно действующее учреждение. В его компетенцию включены преступные деяния, которые были совершены с момента обретения силы Римским статутом.

Местопребывание - Гаага, но при желании суда заседания могут проводиться в каком-либо ином месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Юрисдикция международного суда ООН подробнее , также заседающим в Гааге, но имеющим иной набор компетенции. МУС не включен в официальные структуры ОНН, хоть обладает возможностью возбуждения дел по представлению Совбеза ООН.

История Международного уголовного суда

Готовые работы на аналогичную тему

Международное сообщество еще с давних пор стремилось к формированию действующего на постоянной основе международного уголовного суда, но в связи со всевозможными разногласиями эта тема на протяжении длительного промежутка времени постоянно откладывается.

Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в собственной резолюции указала на необходимость создания специализированного юридического органа, который бы постоянно был занят уголовным преследованием лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений, сопряженных с геноцидом и иных преступлений, обладающих схожей тяжестью. Работа над данным вопросом поручалась Комиссии международного права По данной теме мы уже выполнили реферат Международное право подробнее , сформировавшей вывод, что образование такого органа представляется возможным и желательным со стороны международного права, но позже разработки в этой направленности Генеральной Ассамблеей приостанавливалась в связи с отсутствия общего согласия по определению понятия агрессии.

К сер. 20 столетия, после происшествия Второй мировой войны, сообщество в мировом масштабе обрело консенсус лишь по отношению к определению геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответственные документы международного типа по ним. Величайшее воздействие на образование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессии над лицами, которые виновны в свершении военных преступлений, преступлений против человечества и против мира в период Второй мировой войны.

Позже в условиях биполярного мира и ужесточения холодной войны вопрос по созданию международного уголовного суда вообще не поднимался.

Только к концу 1980-х — началу 1990-х годов после завершения холодной войны к данной теме снова было привлечено внимание. В 1989 году изначально правительство Тобаго и Тринидада направило обращение в Генеральную Ассамблею, содержащее просьбу возобновления работ по вопросу о международном уголовном суде, обладавшим бы юрисдикцией в отношении к преступлениям, имеющим связь с незаконным оборотом наркотических средств.

Позже в 1991 году в бывшей Югославии была начата гражданская война, а в 1994 году свершился геноцид в Руанде. Совет Безопасности ООН в качестве реакции на два эти события собственным решением образовал "ad hoc" трибуналы (МТР, МТБЮ) для того, чтобы привлечь к наказанию ответственных лиц. Но, в связи с тем, что данные трибуналы были созданы с целью расследования преступных деяний, которые совершались исключительно в определенное время и в границах некого конфликта, международным сообществом достигалось общее согласие о том, что окончательно назревала мысль учреждения независимого, постоянного уголовного суда. На 52-й сессии Генеральная Ассамблея по этому вопросу пришла к решению созывать в 1998 году под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме при участии всех стран. 17 июля 1998 года международное сообщество достигало исторического рубежа, когда 120 государств приняло Римский статут, представляющийся правовым базисом для создания международного уголовного суда, который бы действовал на постоянной основе.

Международный уголовный суд - первоначальный международный орган уголовного правосудия, действующий на постоянной основе, созданный на основании договорных отношений меж государствами, который является необходимым, как минимум, для предотвращения безнаказанности лиц, которые совершали самые серьёзные преступные деяния, вызывающие волнение международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является элементом структуры ООН. Он расположен в Нидерландах, Гааге. Судебные расходы должны финансироваться за счёт его стран-участниц, а также возможными являются добровольные взносы от международных организаций, правительств, корпораций, частных лиц и иных субъектов.

Римский статут вступал в силу 01.07.2002 года после его ратификации 60 государствами.

Организационная структура Международного уголовного суда

Президиум суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу представительство в суде подробнее формируют:

  • Председатель;
  • первый и второй Вице-председатели.

Избираются они абсолютной большей численностью голосов судей на трёхлетний срок и могут переизбираться лишь один раз.

Президиум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административный процесс подробнее занимается текущим управлением делами Суда, координируя деятельность с Прокурором и исполняет другие функции, которые связаны с работой Суда.

Структура Международного уголовного суда включает:

  1. Апелляционное отделение;
  2. Судебное отделение По данной теме мы уже выполнили реферат Судебное делопроизводство подробнее ;
  3. Отделение предварительного производства По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Общие условия предварительного расследования подробнее .

Отделения включают в себя палаты, их численность может являться различной и определяться, зависимо от уровня сложности дел, которые находятся в производстве дел.

Апелляционное отделение включает в себя Председателя и ещё 4 судьи, а Судебное отделение и Отделение предварительного производства — не менее чем из 6 судей в каждом. Притом в Апелляционную палату По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная жалоба и исполнительная власть подробнее должны быть включены сразу все судьи Апелляционного отделения По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Сравнительная характеристика апелляционного и кассационного производства подробнее , в одну Судебную палату — не меньше 3 судей Судебного отделения, а в одну Палату предварительного производства — не меньше 3 судей или 1 судьи соответствующего отделения, зависимо от уровня сложности разбираемого дела.

Канцелярия Прокурора представляется независимым органом МУС, уполномоченным реализовывать преследование уголовного типа ответственных за преступления лиц, а так31.же предъявлять им обвинения. Канцелярию возглавляет Главный Прокурор.

Секретариат в ответе за внесудебные аспекты обслуживания и управления делами Суда. Возглавляет его секретарь, избираемый судьями на срок 5 лет.

Международный уголовный суд включает 18 судей, которые избираются на девятилетний срок Ассамблеей участников (государств) суда, притом любая из региональных групп должна представляться по меньшей мере двумя судьями.

Международный уголовный суд в Гааге (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

История Международного уголовного суда

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Международное сообщество еще с давних пор стремилось к формированию действующего на постоянной основе международного уголовного суда, но в связи со всевозможными разногласиями эта тема на протяжении длительного промежутка времени постоянно откладывается.

Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в собственной резолюции указала на необходимость создания специализированного юридического органа, который бы постоянно был занят уголовным преследованием лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений, сопряженных с геноцидом и иных преступлений, обладающих схожей тяжестью. Работа над данным вопросом поручалась Комиссии международного права, сформировавшей вывод, что образование такого органа представляется возможным и желательным со стороны международного права, но позже разработки в этой направленности Генеральной Ассамблеей приостанавливалась в связи с отсутствия общего согласия по определению понятия агрессии.

К сер. 20 столетия, после происшествия Второй мировой войны, сообщество в мировом масштабе обрело консенсус лишь по отношению к определению геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответственные документы международного типа по ним. Величайшее воздействие на образование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессии над лицами, которые виновны в свершении военных преступлений, преступлений против человечества и против мира в период Второй мировой войны.

Позже в условиях биполярного мира и ужесточения холодной войны вопрос по созданию международного уголовного суда вообще не поднимался.

Только к концу 1980-х — началу 1990-х годов после завершения холодной войны к данной теме снова было привлечено внимание. В 1989 году изначально правительство Тобаго и Тринидада направило обращение в Генеральную Ассамблею, содержащее просьбу возобновления работ по вопросу о международном уголовном суде, обладавшим бы юрисдикцией в отношении к преступлениям, имеющим связь с незаконным оборотом наркотических средств.

Международный уголовный суд — первоначальный международный орган уголовного правосудия, действующий на постоянной основе, созданный на основании договорных отношений меж государствами, который является необходимым, как минимум, для предотвращения безнаказанности лиц, которые совершали самые серьёзные преступные деяния, вызывающие волнение международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является элементом структуры ООН. Он расположен в Нидерландах, Гааге.

Судебные расходы должны финансироваться за счёт его стран-участниц, а также возможными являются добровольные взносы от международных организаций, правительств, корпораций, частных лиц и иных субъектов.

Государства-участники

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября — Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС — Ассамблея государств — участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры — простым большинством).

Судьи работают в составе трех отделений — апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. — этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда). Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства. Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки — английский и французский.

Компетенция

ugolovnyj-sud

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.

Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Как работает суд

Штат МУС насчитывает около 800 человек из 100 стран. Официальных языков шесть — английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. При этом в качестве рабочих используются только два из них — английский и французский.

Основное здание суда находится в Гааге. Помимо этого у него есть шесть полевых офисов. Все они находятся в Африке. Два из них расположены в Демократической Республике Конго, а остальные — в Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении и Кот-д’Ивуаре.

Суд занимается расследованием дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и случаях геноцида, входящих в его юрисдикцию, но только если они произошли после 2002 года.

При этом суд может расследовать только преступления на территории или с участием граждан стран, которые ратифицировали Римский статут. На данный момент это чуть более 120 стран-членов ООН, в том числе Великобритания.

Правообладатель иллюстрацииGetty ImagesImage caption Судьи МУС избираются на девять лет

В состав суда входят 18 судей, избираемых на съезде государств-участников суда на девять лет. Судьи избираются от нескольких региональных групп, каждую из которых представляют как минимум два судьи.

Дело может быть возбуждено по обращению страны-участницы суда, по требованию Совета Безопасности ООН или по ходатайству прокурора суда, если с ним согласятся трое независимых судей МУС.

Единственное наказание, которое суд может назначить обвиняемому, — лишение свободы. При этом важно, что МУС не рассматривает дела заочно, и для начала рассмотрения дела ему нужно сначала задержать обвиняемого.

Кроме того, суд принимает к рассмотрению дела, только если государство, в котором совершено преступление или гражданина которого обвиняют в преступлении, не может или не хочет само расследовать дело.

Тем не менее из этого правила есть исключения. МУС может взяться за расследование дела в случае, если юридическая система какого-либо государства не соответствует международным стандартам или если оно пытается защитить обвиняемого.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-oficialnyj-sajt

Откуда в основном поступают жалобы

Считается, что именно поэтому практически все дела, принятые судом к активному рассмотрению, касаются Африки. Речь идет о военных преступлениях в Центральноафриканской Республике, Уганде, Демократической Республике Конго, Кении, Кот-д’Ивуаре, Мали, Ливии и Судане.

Грузия — единственная на данный момент европейская страна, события в которой полноценно расследуются судом. Дело связано с пятидневной войной России с Грузией в 2008 году. И, как заявил Кремль, Москву позиция суда категорически не устраивает.

Однако не исключено, что суд расширит географию своей деятельности — как уже упоминалось, сейчас идет предварительное следствие в связи с событиями на Украине. Также изучаются конфликты в Афганистане, Ираке, Бурунди, Колумбии, Нигерии, Габоне и в Палестине.

Порядок возбуждения дел

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование суда

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС.

Российская оценка деятельности МУС

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Содержание

Государства-участники





Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

Состав суда

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей представляют Восточную Европу, 2 — Азию, 3 — Африку, 4 — Латинскую Америку, а остальные 7 — Западную Европу и другие государства.

Компетенция

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

    — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно. — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Порядок возбуждения дел

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование суда

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. [3] [4]

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС. [6]


Международный уголовный суд (МУС) — новый постоянно действующий орган по содействию отправления правосудия по преступлениям, которые направлены против человечества. Хотя идеи о его создании давно обсуждались международным сообществом, свою работу он начал только в 21 веке.

Международная инстанция уголовного правосудия


Процессы в Нюрнберге и Токио по преступлениям, совершенным в ходе Второй мировой войны, трибуналы по событиям, происходившим на территории Югославии и Руанды, постепенно подводили основу под создание Международного уголовного суда. Его юрисдикция распространяется на более чем 60 стран, ратифицировавших римские соглашения.

Окончательное оформление произошло в 1998 году в Риме, когда представители 120 стран подписали Статут, который стал основополагающим документом о создании этого международного органа. Затем последовал длительный подготовительный период, и официальная деятельность суда началась в 2002 году. Штаб-квартира этого международного института находится в Гааге, но процессы могут проходить в любом другом городе.

Структура органов международного уголовного суда (МУС) и его деятельность

Судьи и прокурор избираются сроком на 9 лет. Если к моменту окончания своих полномочий судья не закончил ведение процесса, они продляются до завершения дела.

В составе суда постоянно действуют 18 судей, однако их количество можно увеличить по предложению Президиума МУС, которое одобрит Ассамблея стран-участниц Римского статута. Судей и прокурора также избирает Ассамблея. Выборы судей проходят по спискам кандидатов. В первый включены кандидаты, которые являются крупнейшими специалистами в уголовном праве, во второй входят признанные профессионалы в международном праве, в том числе гуманитарном. Все претенденты на место судьи должны в совершенстве владеть одним из официальных языков МУС.

Судьей избирается кандидат, набравший большинство (не менее 2/3) голосов участников Ассамблеи. При формировании состава суда должны учитываться несколько важных критериев, обозначенных в статуте:

  • среди судей не должно быть двух граждан одной страны;
  • равное представительство полов;
  • судьи должны быть представителями всех значимых в мировом масштабе правовых систем;
  • состав суда должен в равной мере представлять все континенты.

Структура МУС


Президиум. Состоит из председателя суда и его вице-председателей. Их выбирают сами судьи простым большинством голосов, сроком на 3 года. Его полномочия распространяются на текущее управление МУС и координацию деятельности суда с канцелярией прокурора.

Отделения предварительного производства, судебное и апелляционное. ОПП состоит из 6 судей, процесс ведет палата, в которую входят 1 — 3 судьи. Палата СО может состоять из 3 судей этого отделения, а в судебную палату АО входят все 4 судьи отделения, возглавляет апелляционную инстанцию МУС председатель суда.

Канцелярия прокурора. Это подразделение МУС отвечает за получение информации по передаваемым для разбирательства в суд инцидентам, расследование дела и уголовное преследование. Канцелярия не зависит от судебных инстанций МУС, однако действия прокурора по предъявлению обвинения и выдаче ордеров на арест, утверждаются комитетом из трех судей (ОПП).

Юрисдикция МУС

Суд рассматривает дела по преступлениям против человечества, связанные с агрессией, геноцидом или военными преступлениями. Под его юрисдикцию подпадают преступления, совершенные в пределах территории страны-участницы Римского статута, либо ее гражданами. В редких случаях Совбез ООН может передать на рассмотрение в международный уголовный суд инцидент, произошедший на территории государства, не ратифицировавшего это соглашение.

Передачу инцидентов в этот орган могут осуществлять:

  • прокурор страны-участницы римского соглашения;
  • прокурор МУС;
  • Совбез ООН.

Компетенция суда ограничена временными рамками — он рассматривает инциденты, произошедшие после вступления в силу Римского статута. Обвиняемым в процессе может быть только лицо, достигшее 18 лет.

Для отправления правосудия МУС не существует иммунитетов или режимов неприкосновенности. Однако этот суд не подменяет собой национальную систему правосудия. Инциденты попадают для рассмотрения и вынесение решения в эту международную инстанцию только в случае, когда национальная правоохранительная система не может призвать к ответу виновное лицо или предпринимает действия по сокрытию преступлений.

МУС назначает наказание в виде лишения свободы, может присудить выплату штрафа, конфискацию имущества и денежных средств, полученных в результате совершения правонарушения.

Первое расследование открыли в 2004 году, а первый приговор был вынесен в 2012 году. Сейчас на рассмотрении в этом международном органе находятся дела о 8 инцидентах (всего суду переданы данные на почти 140 ситуаций).

Отношение России к МУС


РФ подписала Римский статут еще в 2000 году, однако, он не был ратифицирован. Все это время страна выступала в Суде в качестве наблюдателя, а в прошлом году Президент РФ дал МИД распоряжение уведомить ООН о неподписании римского соглашения.

В настоящее время некоторые страны выступают против этой международной инстанции, так как считают, что она ограничивает суверенитет государства. Еще одной причиной неподписания или выхода из участников Римского статута является неопределенно широкий круг полномочий МУС.

Кроме России из соглашения вышли США и ЮАР, около 30 стран не ратифицировали соглашение до настоящего момента.

Создание международной уголовно-правовой инстанции было необходимо. Она существует в дополнение к национальным судейским системам, так как не всегда правоохранительные органы той или иной страны в состоянии привлечь к ответственности лицо, виновное в совершении масштабных преступлений. Вместе, с тем у МУС есть немало противников, среди которых РФ, США, Китай, Израиль и другие страны.

Штаб-квартира МУС в Гааге AP Photo/Mike Corder

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Россия не станет участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Римский статут (Устав), разработанный при участии России, был принят 17 июля 1998 г. в Риме на Дипломатической конференции полномочных представителей, прошедшей под эгидой ООН, и вступил в силу 1 июля 2002 г. Россия подписала документ 13 сентября 2000 г., но не ратифицировала его.

МУС (International Criminal Court, ICC) - первый и пока единственный постоянно действующий международный орган для судебного преследования лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. МУС не является частью ООН и подотчетен странам, ратифицировавшим статут (эти страны берут на себя и финансирование суда).

Государства-участники

К настоящему моменту Римский статут ратифицировали 124 государства (последнее - Сальвадор в июне 2016 г.).

В числе стран, не являющихся участниками статута, США и Китай. США подписали документ во время президентства Билла Клинтона (1993-2001). В 2002 г., когда главой государства был Джордж Буш мл. (2001-2009), было заявлено, что подпись утратила силу. Основной причиной отказа от ратификации была обеспокоенность тем, что расследования могут быть начаты против американских военнослужащих, принимавших участие в операциях в Ираке (2003-2010) и в Афганистане (2001-2014).

Китай не подписывал статут.

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Россия не станет ратифицировать Римский статут МУС

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября - Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС - Ассамблея государств - участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры - простым большинством).

18 судей избираются Ассамблеей на девять лет без права переизбрания, одна треть обновляется каждые три года. Судьи должны представлять разные государства, при этом каждый из пяти регионов (Африка, Азия, Латинская Америка, Восточная Европа, Западная Европа и другие государства) должен быть представлен по крайне мере двумя судьями. При выборе судей Ассамблея руководствуется принципом гендерного равенства.

Судьи работают в составе трех отделений - апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. - этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда). Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства. Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки - английский и французский.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства - участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны. Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Юрисдикция МУС в отношении преступления агрессии

Первоначально в Римском статуте указывалось, что МУС начнет расследовать акты агрессии, как только будет принято определение агрессии и условия, при которых будет осуществляться юрисдикция в отношении этого преступления. Определение агрессии было дано в резолюции ГА ООН 3314 (от 14 декабря 1974 г.), однако международной договорной нормы по этому вопросу не было.

Вопрос прорабатывался в течение 10 лет в рамках Специальной рабочей группы МУС, в которой активное участие принимали представители РФ. В июне 2010 г. на обзорной конференции Римского статута в Капмале (Уганда) было принято следующее определение: "Преступление агрессии означает планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН".

Было решено, что в случае передачи вопроса о расследовании этого преступления в МУС государством-участником или при инициировании расследования прокурором последний должен выяснить, принял ли Совет Безопасности ООН решение об акте агрессии. При отсутствии такого решения прокурор все же может продолжить расследование, если получит единогласное одобрение всех судей отделения предварительного производства МУС. СБ ООН может на год отсрочить расследование. Однако МУС не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, если оно совершено на территории третьего государства или его гражданами.

Юрисдикция будет возможна, во-первых, после подтверждения поправок большинством в 2/3 голосов на Ассамблее государств-участников, которая состоится после 1 января 2017 г. и, во-вторых, если преступление произошло через год с момента ратификации поправок 30 государствами-участниками МУС.

Деятельность

На сегодняшний день МУС расследует конфликты в Кении, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Мали, Судане (Дарфур), Уганде, Центральноафриканской Республике (ЦАР). В январе 2016 г. было объявлено о начале расследования преступлений против человечности, в том числе убийств, насильственных перемещений населения, военных преступлений против гражданских лиц и миротворцев, которые "предположительно, были совершены в Южной Осетии с 1 июля по 10 октября 2008 г.".

Уганда, ДР Конго, ЦАР и Мали, являющиеся участниками МУС, направили жалобы в суд сами. Начало расследований в Дарфуре и Ливии инициировал СБ ООН, а в Кении, в Кот-д'Ивуаре, а также грузино-югоосетинского конфликта - прокурор МУС.

В ежегодном докладе прокурора МУС Фату Бенсуды от 14 ноября 2016 г. указывается, что МУС имеет основания полагать, что в период с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2014 г. "вооруженные силы США и ЦРУ совершали военные преступления в Афганистане, включая пытки, жесткое обращение, надругательство над человеческим достоинством и изнасилования". Большая часть инцидентов произошла в 2003-2004 гг. На данном этапе МУС лишь изучает ситуацию и не выдвигает обвинений в отношении конкретных лиц.

Ситуация с Крымом в докладе была приравнена к международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией.

Российская оценка деятельности МУС

16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС. В документе отмечается, что "нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих" и такое "отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган".

Подчеркивается, что "МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия". В заявлении также отмечается, что "за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд".

Читайте также: