Международный трибунал по руанде это гибридный судебный орган

Обновлено: 02.05.2024

Завершает свою работу над 31 декабря 2015 г. с неоднозначной репутацией и подвергшейся большой критике со стороны многих экспертов. Судебные дела принимаются Механизмом для международных уголовных трибуналов .

Резюме

Исторический

В ООН Совет Безопасности резолюций , которые касаются МТР являются:

  • разрешение 955 8ноября1994 г. о создании МУТР;
  • резолюция 978 27февраля1995 г. о сотрудничестве всех государств-членов ООН с МУТР;
  • резолюция 1165 30апреля1998 г. о создании третьей судебной камеры.

Трибунал должен был завершить свою работу в 2010 году. Решения первой инстанции были вынесены до конца 2012 года, а решения по апелляции - до конца 2015 года.

МУТР мандат

Мандат МУТР заключается только в том, чтобы "судить лиц, предположительно виновных в актах геноцида и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, и граждан Руанды, предположительно виновных в таких действиях или нарушениях международного права, совершенных на территории Руанды". . на территории соседних государств , между 1 - го января 31 декабря 1994 г. ".

Организация МУТР

МУТР состоит из двух камер первой инстанции, каждая из которых состоит из трех судей, апелляционной камеры с пятью судьями, прокурора и канцелярии.

Судьи апелляционной камеры - это те, кто уже входит в состав апелляционной палаты Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии . Палаты двух палат первой инстанции избираются Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций по списку, представленному Советом Безопасности и составленному из кандидатур, предложенных государствами-членами.

Рабочие языки Международного трибунала - английский и французский.

Вынесенные приговоры приводятся в исполнение в Руанде или в странах, которые предложили Совету Безопасности принять осужденных.

Международный уголовный трибунал по Руанде приложил усилия для обеспечения прозрачности и коммуникации, в частности, используя для этого свой веб-сайт и другие более местные средства.

Основные испытания

За положением дел можно следить на веб-сайте МУТР.

Жан-Поль Акайесу

В 1994 году он был бургомистром города Таба . Арестован в г. Январь 1995 в Лусаке , Замбия , суд над ним проходил с января 1997 года по март 1998 года . Это было первое предложение МУТР.

Жан-Поль Акайесу был приговорен к пожизненному заключению за массовое убийство 2000 беженцев тутси в муниципальном офисе Табы, подстрекательство к коллективным и публичным изнасилованиям, а также за его непосредственное участие в нескольких убийствах.

В ходе этого судебного разбирательства также была установлена ​​вертикаль власти. Трибунал также впервые признал изнасилование преступлением геноцида, поскольку оно было совершено с намерением уничтожить, полностью или частично, конкретную группу, являющуюся мишенью как таковая .

Жан Камбанда

Родился 19 октября 1955 г. , Жан Камбанда возглавил Союз народных банков Руанды с Май 1989 г. в Апрель 1994 . Камбанда был вице-президентом Республиканского демократического движения (MDR) и стал премьер-министром временного правительства на 9 апреля 1994 г. , через два дня после нападения на самолет президента Жувеналя Хабиаримана .

Арестован в Найроби , Кения , 18 июля 1997 г. Жан Камбанда был обвинен в его прямом участии в геноциде и его вмешательствах от имени временного правительства. Как политика, его также обвиняют в том, что он не вмешался, чтобы положить конец преступлениям. Жан Камбанда признал, что распространял оружие и боеприпасы в префектурах Бутаре и Гитарама , полностью осознавая, что они будут использоваться для совершения массовых убийств мирных жителей . Впервые глава правительства признал существование геноцида и подтвердил, что он был подготовлен заранее.

Начисления удерживаются на 16 октября 1997 г. :

  • геноцид;
  • заговор с целью совершения геноцида;
  • прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида ;
  • соучастие в геноциде;
  • преступления против человечности (два обвинения: убийство и истребление).

В 4 сентября 1998 г. Жан Камбанда был приговорен к пожизненному заключению за геноцид, заговор и прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, соучастие в геноциде и преступления против человечности. Затем он пересмотрел свое признание и подал апелляцию, отклоненную апелляционной камерой МУТР на 19 октября 2000 г. . Жан Камбанда отбывает сегодня наказание в Центральном арестном центре в Бамако , Мали . Это был первый приговор за геноцид с момента принятия Конвенции о геноциде 1948 года .

Жорж Руджиу

Натурализованный бельгиец в 1975 году , Жорж Руджиу был журналистом и ведущим на Radio Mille Collines во время геноцида. Арестован в Момбасе , Кения, 23 июля 1997 г. , он признал, что транслировал программы, которые подстрекали к убийствам или серьезным нападениям на физическую или психическую неприкосновенность тутси и представляли собой акты преследования тутси, а также некоторых хуту и ​​бельгийских граждан . Суд над ним был отделен от судебного разбирательства по делу средств массовой информации, разжигающих ненависть (см. Ниже), и он был приговорен к двенадцати годам тюремного заключения. 12 июля 2000 г. .

Судебное разбирательство по делу о ненависти к СМИ

Есть трое обвиняемых:

В 19 августа 2003 г. , МУТР приговорил первых двух обвиняемых к пожизненному заключению, а третьего - к 35 годам тюремного заключения за разжигание межнациональной розни до и в период геноцида 1994 года, прежде чем их приговоры были смягчены по апелляции.

Верховный суд Канады вынес решение в 27 июня 2005 г. что Леон Мугесера , политический беженец с 1996 года , должен будет вернуться в Руанду, чтобы ответить по обвинениям в подстрекательстве к ненависти и геноциду. Леон Мугесера выступил с речью в 1992 году, подстрекая население хуту к резне тутси.

Военно-политические процессы

  • Теонест Багосора , начальник штаба Министерства обороны, в 2011 году приговорен к 35 годам тюремного заключения.
  • Жером Бикамумпака , министр иностранных дел
  • Огюстен Бизимана , министр обороны, смерть подтверждена MTPI .
  • Огюстен Бизимунгу , начальник штаба вооруженных сил Руанды, приговорен к 30 годам тюремного заключения в 2014 году.
  • Казимир Бизимунгу , министр здравоохранения
  • Жан-Батист Гатете , бывший мэр муниципалитета Мурамби
  • Гратиен Кабилиджи , глава оперативного штаба вооруженных сил Руанды, оправдан
  • Бизнесмен Фелисьен Кабуга
  • Эдуард Каремера , министр внутренних дел
  • Клеман Кайишема , префект Кибуе , приговорен к пожизненному заключению за резню церкви и стадиона Кибуе, церкви Мубуга и холма Бисесеро.
  • Саймон Бикинди , руандийский певец
  • Протаис Мпираня , начальник президентской гвардии
  • Министр торговли Джастин Мугензи оправдан
  • Проспер Мугиранеза , министр государственной службы, оправдан
  • Августин Ндиндилиямана , бывший глава жандармерии (защищает канадский адвокат Кристофер Блэк )
  • Полковник Анатоль Нсегиюмья , начальник Гисеньского военного округа
  • Командир пара-коммандос майор Алоис Нтабакусе .
  • Полин Ниирамасухуко , министр по делам семьи, приговорена к пожизненному заключению
  • Калликсте Нзабонимана , министр по делам молодежи
  • Подполковник Нзувонемейе и его заместитель капитан Сагахуту
  • Андре Рвамакуба , министр образования, оправдан
  • Матья Нгирумпатс и Джозеф Нзирорер, два НРДР лидеры

Хронология

  • Ноябрь 1994 : создание МУТР, Ричард Голдстоун назначен Генеральным прокурором МТБЮ и МУТР.
  • Май 1995 г. : Лайты Кама избран президентом МУТР.
  • Декабрь 1995 г. : первые обвинительные заключения.
  • Сентябрь 1996 : Луиза Арбор заменяет Ричарда Голдстоуна.
  • Январь 1997 г. : начало судебного процесса над Жан-Полем Акайесу.
  • Февраль 1997 г. : публикация отчета Пашке, отставка регистратора Адеде (замененного Агву Окали) и заместителя прокурора Ракотоманана (замененного Бернардом Муна).
  • Июнь 1999 г. : Судья Пиллэй заменяет судью Каму на посту президента.
  • С июля по Октябрь 1999 г. : суд в МУТР не ведется.
  • Сентябрь 1999 г. : Карла Дель Понте заменяет Луизу Арбор .
  • 1999–2000: общее замедление судебных процессов над МУТР.
  • Ноябрь 2000 г. : Кигали в принципе дает согласие на преследование солдат РПФ.
  • 1 - го марта 2001 : Назначение Адама Диенг , как регистратор
  • 2003 год: вице-президент Трибунала, норвежец Эрик Мёсе, избран председателем Трибунала; ГамбийскаяHassan Бубакару Jallow заменил Карлу дель Понте в качестве генерального прокурора.
  • 2007: судья Чарльз Майкл Деннис Байрон сменяет Эрика Мёсе на посту президента.

Универсальная юрисдикция национальных судов

В законодательстве некоторых стран предусмотрена возможность привлечения к ответственности за геноцид, преступления против человечности или военных преступлений лиц, обвиняемых в этих преступлениях и находящихся на их территории. Таким образом, МУТР и суды этих стран одновременно компетентны рассматривать эти преступления. Однако МУТР сохраняет примат над этими юрисдикциями и может попросить их отказаться от юрисдикции в его пользу в любое время в ходе разбирательства.

Лицо, уже судимое МУТР, больше не может рассматриваться национальным судом. Лицо, судимое национальным судом, может быть повторно привлечено к суду МУТР только в том случае, если деяние, за которое его судили, было квалифицировано как обычное преступление или если национальное разбирательство, возбужденное перед ним, было направлено на освобождение его от уголовной ответственности.

Несколько стран использовали свою универсальную юрисдикцию для судебного преследования лиц, подозреваемых в участии в геноциде:

  • В Бельгии четверых руандийцев судили за участие в геноциде. [исх. нужно]
  • Во Франции , что универсальная юрисдикция является юридически установлено , в частности , по закону п о 96-432 от 22 мая 1996 . В феврале 2005 года руандийцы подали в армейский трибунал шесть жалоб на Х. за соучастие в геноциде. [исх. необходимо] В 2014 году Паскаль Симбикангва судили и приговорили к 25 годам тюремного заключения.
  • В Швейцарии бывшего мэра Мушубати Фульгенс Нийонтезе судили за организацию ликвидации. Май 1994 убийство тутси в его коммуне, которые до этого избежали продолжающегося геноцида. Политический беженец в Швейцарии в 1994 году, он был арестован в 1996 году и приговорен в 2000 году к 14 годам лишения свободы.
  • В Канаде руандийца Дезире Муньянеза судили за участие в геноциде.

Обзор и обзоры


Отсутствие ресурсов и судей, время, затрачиваемое на переводы, также являются источниками задержек и трудностей в расследовании, о которых говорили члены трибунала и их отчеты в ООН. Работа этих трибуналов - долговременная, окончательные результаты которой уже не могут быть представлены.

Расследование ограничено преступлениями, связанными с геноцидом тутси

Хотя МУТР судил большое количество высокопоставленных политических лидеров, причастных к геноциду, он не принял никаких мер против военных преступлений или преступлений против человечности, приписываемых Патриотическому фронту Руанды (ПФР). Прокурор Карла дель Понте , пытавшаяся провести такое расследование, выступила против правительства Руанды (в результате победы РПФ), которое считает, что вынесение приговора по этим преступлениям является его обязанностью. Прокурор мандат M мне Дель Понте не был возобновлен в 2003 году , и его преемник не стремился продолжать свои исследования.

Критика со стороны жертв геноцида

Критика со стороны адвокатов

Помимо односторонности материалов Трибунала, адвокаты защиты высказали и другие критические замечания. Таким образом, применяется процедура англосаксонского общего права, согласно которой обвинитель и обвиняемый должны быть равны перед судьей, который принимает решение на основе представленных доказательств. Но это равенство было бы несовершенным, потому что именно прокурор решает, когда начинать разбирательство на слушании, на основании доказательств, которые ему удалось собрать. Близость места жительства трибунала к Руанде также позволяет ему собирать доказательства и свидетелей обвинения более легко, чем обвиняемые могут сделать для свидетелей защиты, последние иногда живут в изгнании, а те, кто живет в Руанде, могут подвергнуться давлению со стороны Правительство Руанды. Более того, гарантии, которые это правительство может предоставить обвиняемым, которые были оправданы и желают вернуться в Руанду, далеки от установленных. Эти оправданные люди не могут вернуться в Руанду, если принимающие страны не хотят их приветствовать.

Критика также была высказана в отношении последующих мер, которые должны быть приняты в отношении тех оправданных, которые не могут вернуться домой и для которых суду трудно найти третью страну пребывания.


Международные военные трибуналы стали продуктом двадцатого века, когда мир перестал состоять из обособленных государств и увеличилась зависимость всех стан друг от друга. Развитие средств массовых информации сделало невозможным умалчивание страшных преступлений против человечности во время войн и вооруженных конфликтов. Общественность требует наказания военных преступников, виновных в жестокости, садизме, геноциде, массовых зачистках. Соответственно, логичным шагом стало создание надгосударственных судебных органов, не зависящих от руководства конкретных правительств и способных объективно расследовать действия военного и гражданского руководства во время вооруженных конфликтов.

Предпосылки создания

История человечества состоит из непрерывных войн и кратких периодов мира между ними. Все это сопровождается разрушениями и гибелью людей, страданиями гражданского населения. В определенный момент человечество решило установить единые правила ведения войны, чтобы избежать неоправданной жестокости и садизма. После Второй мировой войны были организованы Международные трибуналы, целью которых стало наказание нацистских преступников Германии и милитаристов Японии.

Следующим шагом стала разработка Женевской конвенции, ратифицированной большинством стран мирового сообщества в 1949 году. Война сама по себе – крайне негуманный способ решать проблемы, однако даже в этом случае необходимо не переходить определенную грань и не превращать противоборство армий в тотальное уничтожение гражданского населения.

международный трибунал по бывшей югославии

Целью конвенции стала выработка четких правил и критериев, которые определяли степень дозволенности применения силы и устанавливали различия между противостоянием вооруженных участников конфликта и бессмысленной и неоправданной резней мирных граждан и безоружных военнопленных. Международные трибуналы должны были стать эффективным инструментом для того, чтобы этот благородный документ не превратился в пустую бумажку.

Первая ласточка

Вторая мировая война закончилась полным разгромом главных агрессоров – нацистской Германии и милитаристской Японии. Военные преступления главных участников действа были столь вопиющи, а их свидетельства столь очевидны, что мировая общественность требовала справедливости и наказания виновных.

Результатом этого стало создание Международного военного трибунала. Он был учрежден в соответствии с соглашениями, подписанными представителями СССР, США, Великобритании и Франции в Лондоне в августе 1945 года. Располагался этот орган в Нюрнберге, судебные слушания проводились в поверженной столице Третьего рейха - в Берлине.

Главной целью этого органа стало показать, что предстоит не обычная расправа победителей над побежденными, а справедливый суд и возмездие за страшные преступления против людей, которые не должны повториться в дальнейшем.

Устав международного трибунала предусматривал равное представительство сторон, участвующих в его создании. Каждая из четырех держав делегировала по одному судье и его заместителя.

Принципы

Юрисдикции международного военного трибунала подлежали три большие группы преступлений, совершенных нацистами:

  • Преступления против мира. То есть разжигание войны путем грубого нарушения международных договоров, планирование наступательных военных операций в мирное время, а также участие в планах и заговорах, ведущих к началу боевых действий.
  • Военные преступления. Намеренное нарушение обычаев войны, жестокость по отношению к мирному населению, уничтожение заложников, увод в рабство жителей оккупированных территорий, разрушение населенных пунктов, не вызванное военной необходимостью, применение запрещенных видов оружия.
  • Преступления против человечности. Убийства, пытки, порабощение представителей мирного населения независимо от времени начала войны, преследование определенных групп по расовым, политическим или религиозным мотивам.

Суть международного трибунала заключалась в индивидуальной ответственности всех участников военных преступлений. Отныне никакой палач не мог привести в свое оправдание тот факт, что он являлся простым исполнителем приказов. Уборщик печей в Освенциме также нес свою долю ответственности за массовые убийства заключенных наряду с комендантом концентрационного лагеря.

Кроме того, действовал Дальневосточный трибунал, рассматривающий дела военных преступников Японии. Деятельность обоих органов носила временный характер, по достижении своих целей они были распущены.

Крах Югославии

Международные трибуналы по итогам Второй мировой войны долгие годы оставались единственным подобным прецедентом. Однако крушение СССР вызвало цепную реакцию на Балканах. Стремление республик Югославии к самоопределению вызвало кровопролитную гражданскую войну в этой стране.

Все это сопровождалось страшными разрушениями, массовыми убийствами и зачистками территорий со стороны всех участников конфликта. Военные и гражданские вожди Сербии, Боснии, Хорватии в равной степени оказались замешаны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

международный трибунал суд

Ситуация потребовала вмешательства Совета безопасности ООН, в 1992 году была создана международная комиссия по расследованию фактов нарушения Женевской конвенции. Итогом ее работы стало решение о создании Международного трибунала по бывшей Югославии.

Были строго оговорены принципы действия этого органа. Юрисдикции подлежали территории федеративной республики за исключением Словении, ограниченные временными рамками с 1991 года. Ответственности подлежали конкретные лица, трибуналу не передавались полномочия судить органы власти в целом и правительства. Максимально возможным наказанием было предусмотрено пожизненное заключение.

Принципы формирования

Местом нахождения Международного трибунала по бывшей Югославии стал голландский город Гаага. Он состоял из двух судебных камер и одной апелляционной. Кроме того, в его состав входили обвинитель и секретариат. Состав судей должен был подбираться из лиц, обладающих высокими моральными принципами, объективностью и безупречной репутацией. Соблюдался принцип равного представительства судей разных государств.

группа людей

Состав судей определялся Советом безопасности ООН. Окончательное утверждение списка проводилось Генеральной ассамблеей.

Долгий процесс

Планировалось, что деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии продолжится до 2009 года, а последняя апелляция будет рассмотрена в 2010 году. Однако действительность внесла свои коррективы в эти расчеты. Последнее дело было рассмотрено в 2017 году, когда Трибунал объявил о своем закрытии.

За время существования международного органа было рассмотрено 142 дела против обвиняемых в военных преступлениях. Самыми одиозными фигурами процессов стали лидеры боснийских сербов – Радко Младич и Радован Караджич. Судебного преследования не избежал и президент страны Слободан Милошевич. Он скончался в тюрьме, не дождавшись окончательного вердикта.

Критика МТБЮ

Многими независимыми экспертами отмечалась излишняя политизированность трибунала по бывшей Югославии. Несмотря на то что его целью было справедливое разбирательство без учета национальной принадлежности, вскоре стало понятно, что независимый суд международного трибунала больше похож на расправу победителей над побежденными.

Большая часть обвинительных приговоров была вынесена по делам сербских генералов, почти все представители хорватских вооруженных формирований были оправданы. Кроме того, избежали ответственности многие руководители косовских албанцев, ответственные в массовых зачистках и торговле человеческими органами.

международный трибунал по морскому праву

Даже самые горячие сторонники МБТЮ с нейтральной стороны со смущением обнаружили, что кровопролитная гражданская война оказалась, по мнению трибунала, эпичной битвой добра (в лице сторонников независимости) со злом (в лице сербских империалистов).

Международный трибунал по Руанде

Массовый геноцид в Руанде в 1994 году по отношению к этнической группе тутси вызвал немедленную реакцию ООН. Вновь решили использовать проверенную тактику международных трибуналов. Резолюция Совета безопасности ООН по ситуации в Руанде была принята единогласно, целями нового органа стало не только возмездие, но и восстановление законности, мира и примирение сторон.

Международный трибунал по Руанде был организован по подобию МТБЮ. Он состоял из двух судебных и одной апелляционной камеры. Базировался этот орган в Аруше, что в Танзании.

международный трибунал по руанде

Первый процесс состоялся в 1997 году. Всего были рассмотрены дела 93 обвиняемых. Двенадцать из них были оправданы, однако остальные понесли суровое наказание. Самым печально известным из них стал экс-премьер страны Жану Камбанде. Было приведено множество доказательств того, что он призывал к массовым убийствам тутси и организовывал расправы над ними. Самым явным из них стало его одобрение пропаганды на радио RTLM, которая призывало к физическому уничтожению этого народа.

Международный уголовный суд

Помимо временных международных трибуналов действует постоянный орган, который служит арбитром в межнациональных вопросах. Международный уголовный суд был создан в 1998 году на основании Римского статута. Он является постоянно действующей структурой, его решения обязательны для государств, которые ратифицировали международный договор о его создании. На сегодняшний день соглашение подписано 104 странами.

В отличие от Международного уголовного трибунала, Суд не обладает приоритетом по отношению к нормам национального права. МУС принимает дело в производство лишь в тех случаях, когда государство не способно или не изъявляет желания приняться за расследование серьезных преступлений.

устав международного трибунала

Важным условием для нормальной деятельности Суда является сотрудничество всех государств-участников, способность доставить обвиняемого к месту процесса. Юрисдикции подлежат лица, подозреваемые в совершении самых серьезных преступлений – геноциде, военных преступлениях, агрессии.

Деятельность

Международный уголовный суд начал свою деятельность в 2002 году. Ему были переданы дела по обстановке в Конго, Уганде, Центральноафриканской республике. Ведется расследование о призыве на военную службу несовершеннолетних детей в этих африканских государствах.

Прокурором Международного суда были выписаны постановления на аресты целой группы лиц, обвиняемых в массовых похищениях детей в Уганде. Их насильно вербовали в ряды вооруженных формирований либо использовали в качестве рабов.

Международный трибунал по морскому праву

В определенный момент все морские державы осознали необходимость создания единого органа для урегулирования споров друг с другом. В 1994 году в соответствии с Конвенцией ООН был создан Международный морской трибунал. Он уполномочен решать спорные вопросы, связанные с разработкой ресурсов в зоне морского дна за пределами национальных акваторий.

международный уголовный трибунал

Конвенция объединяет 165 субъектов международного права, включая 164 государства и Евросоюз. Состав трибунала включает в себя 21 представителя от стран-участниц, которых избирают сроком на 9 лет.

Международные трибуналы призваны служить орудием справедливости вне зависимости от географии и сурово карать виновных в совершении преступлений против человечности.

Период с апреля по июль 1994 год для небольшой африканской страны Руанды стал поистине переломным в истории, именно тогда случился признанный впоследствии во всем мире геноцид. По разным оценкам за этот период было убито от 800 тыс. до 1 млн. человек из этноса тутси и умеренных хуту. В соответствии с резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 года был учреждён Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды. Судья Апелляционной палаты международных уголовных трибуналов ООН для Руанды и для бывшей Югославии, а прежде – судья первой инстанции Международного трибунала для Руанды, Бахтияр Раисович Тузмухамедов в интервью для журнала THE WALL рассказал о деятельности Трибунала, о том, что будет после его закрытия и о развитии норм Международного уголовного права.

Международный трибунал по Руанде функционирует уже больше 20 лет. Скажите, пожалуйста, доказал ли свою эффективность за это время данный международный судебный орган?

Если эффективность измерять числом лиц, переданных Трибуналу, из тех, кому было изначально предъявлено обвинение, получается 84 из 93. 9 скрываются от правосудия и их дела переданы в Остаточный Механизм и в национальную юрисдикцию на случай, если они будут задержаны. Производство в отношении 78 обвиняемых завершено, апелляционное постановление по последнему и самому крупному делу (6 обвиняемых) будет оглашено до конца текущего года и это будет означать исполнение МТР своего мандата.

Как известно, трибунал был создан с целью судебного преследования лиц, ответственных за международные преступления. совершенные на территории Руанды. Скажите, а не было бы эффективнее и справедливее рассматривать данные дела в рамках юрисдикции того государства, где данное преступление было совершено или чьим гражданином преступник является?

Конечно, лучше было бы судить этих лиц в самой Руанде, но такой возможности просто не существовало: страна была разрушена физически и морально гражданской войной, судей практически не осталось, поэтому и было найдено место в сопредельном государстве – Танзании, где имелась возможность в относительно короткие сроки разместить Трибунал и начать его деятельность.


В адрес международного трибунала по Руанде можно услышать критику о том, что данный суд так и не восстановил справедливость и что правосудию подверглись небольшая группа людей, а не все виновные в преступлении геноцида. Скажите, насколько оправдана такая критика?

МТР, как, кстати, МТБЮ и МУС, прежде всего нацелены на судебное преследование военных, политических, идеологических руководителей, хотя в практике случались и исключения. Кстати, иные лидеры, как было установлено в ходе суда, не ограничивались руководством, но и участвовали в непосредственном совершении преступлений. И все же конкретных исполнителей должны судить иные суды.

Скажите, пожалуйста, а достаточно ли на данный момент разработаны и применяемы нормы МГП, готовы ли международные суды (сложилась ли достаточная практика) принять вызовы нового времени: я имею в виду, создание государствами нового совершенного оружия, такого как беспилотные летательные аппараты, роботы и кибероружие?

Норм может быть и достаточно, проблема в их знании, умении и готовности применять. Согласен, развитие удаленно управляемых боевых аппаратов и некинетических средств поражения ставит новые вопросы. К примеру, является ли законной целью оператор ударного БПЛА, действующего где-то на Ближнем или Среднем Востоке, при том, что аппарат управляется с авиабазы в штате Невада? Кто должен нести ответственность за удар по мирным жителям, нанесенный автономным аппаратом, вышедшим из-под контроля? Какова ответственность разработчика программного обеспечения? Допустимо ли на враждебное использование киберпространства отвечать кинетическими средствами?


После закрытия МТБЮ и МУТР предполагается создание остаточного механизма для уголовных трибуналов. Можете рассказать о нем поподробнее? Какова цель его создания, структура, кто войдет в него?

Совет Безопасности ООН принял решение об образовании Международного остаточного механизма для международных уголовных трибуналов еще в декабре 2010 г., его отделение для МТР формально начало функционировать с 1 июля 2012 г, годом позже было открыто отделение для МТБЮ. Механизм является продолжателем материальной, территориальной, временнóй и персональной юрисдикции МТБЮ и МТР и состоит из работающих на постоянной основе Председателя, Обвинителя и аппарата, а также 25 судей, которые вызываются в места пребывания отделений по мере необходимости. Остаточный механизм должен будет рассмотреть апелляции – если таковые поступят — на приговоры по четырем делам, рассмотрение которых в первой инстанции еще не завершено МТБЮ, а также в первой и, возможно, в апелляционной инстанциях, дела трех лиц, разыскиваемых по обвинению в совершении преступлений в связи с событиями в Руанде. У него есть и иные функции, которые определены в Уставе, принятом Советом Безопасности.

Несмотря на страшные события 1994 г. Руанда так и не подписала Римский Статут. Скажите, есть ли у вас предположения, с чем это может быть связано?

Предположений на этот счет не имею. У ряда африканских стран сложные отношения с МУС и к МУС, что нашло отражение в деятельности Африканского Союза.

Как вы оцениваете развитие международного уголовного права после появления практики международных трибуналов и МУС? Стало ли оно прогрессивнее или, наоборот, с каждым разом все становится только менее ясным, более запутанным и противоречивым?

Уставные документы международных уголовных судов и трибуналов развивают и дополняют друг друга. Что касается практики применения, одним из ее недостатков, на который мне пришлось обратить внимание в своих несовпадающих мнениях, приложенных к ряду решений Апелляционной палаты, является недостаток юридической гармонии и предсказуемости, что сказывается как на работе самих судебных учреждений, так и на положении лиц, предстающих перед ними.

Скажите, пожалуйста, есть ли вероятность, что в будущем опять могут быть созданы трибуналы ad hoc?

Такие предложения возникают, я не являюсь их сторонником.

Скажите, пожалуйста, какое дело было для вас самым сложным/запутанным?

Простых дел, за исключением, пожалуй, самого первого, не было. О том, какие из них были запутанными, сказать что-либо затрудняюсь.

Спасибо большое за то, что нашли время для беседы с нами, Бахтияр Раисович!

Международный трибунал – орган, создаваемый для суда над лицами, обвиняемыми в совершении международных преступлений. Трибунал функционирует не на постоянной основе, он учреждается для рассмотрения дел, объединенных общими признаками (например, преступлений, совершенных на определенной территории). Орган создается, если преступления носят массовый характер, а государство, где они совершаются, не в состоянии защитить граждан. Для учреждения необходим международный договор или резолюция Совета Безопасности ООН. Устав ООН прямо не предусматривает право СБ ООН создавать трибуналы. Согласно статье 29 Устава, Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.

Помимо Международного суда, который является главным судебным органом ООН, существует целый ряд международных судов и трибуналов, ассоциированных с ООН в разной степени.

Международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде

Резолюцией СБ ООН 827 (1993 г.) был учрежден Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), деятельность которого сосредоточена на судебном преследовании и предании суду высших руководителей, подозреваемых в преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г. В их числе нарушение законов и обычаев войны, геноцид и преступления против человечности. Штаб-квартира МТБЮ в Гааге (Нидерланды). Работа МТБЮ еще не окончена, к настоящему времени были выдвинуты обвинения против 161 человека, в отношении 147 из них судебные разбирательства завершены.

На основе резолюций СБ ООН 955 (1994 г.) и 977 (1995 г.) был создан Международный трибунал по Руанде (МТР). Причиной для его учреждения стали события, произошедшие в стране в 1994 г. на фоне гражданской войны - радикально настроенные представители племени хуту убили порядка 1 млн тутси и хуту. МТР осуществляет судебное преследование лиц, ответственных за геноцид и другие нарушения международного гуманитарного права, совершенные в Руанде и соседних государствах руандийскими гражданами в 1994 г. Штаб-квартира МТР в Аруше (Танзания). Работа должна быть завершена до конца 2015 г. Трибунал рассмотрел 93 дела против высших должностных лиц и офицеров, крупных предпринимателей, религиозных и общественных лидеров. В отношении 61 из них были вынесены обвинительные приговоры.

Трибунал над "красными кхмерами"

Трибунал над "красными кхмерами" - международно-национальный суд, созданный ООН и правительством Камбоджи. Его официальное название - Чрезвычайные палаты в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии.

Трибунал был учрежден в соответствии с соглашением, заключенным ООН и правительством Камбоджи 6 июня 2003 г. (ратифицировано парламентом Камбоджи в 2004 г., вступило в силу в 2005 г.). В его состав вошли как камбоджийские, так и иностранные судьи. Местом пребывания трибунала был выбран Пномпень. Высшая мера наказания - пожизненное заключение. Судьи приступили к работе весной 2009 г.

К этому времени в живых остались пятеро лидеров "красных кхмеров". Им было предъявлено обвинение в геноциде, нарушении прав человека и военных преступлениях. Главный идеолог движения Нуон Чеа, президент Демократической Кампучии Кхиеу Сампхан и начальник тюрьмы С-21 Канг Киек Иеу были приговорены к пожизненному заключению. Заместитель премьер-министра по иностранным делам Иенг Сари не дожил до приговора (скончался в марте 2013 г.). Его жена Иенг Тирит, возглавлявшая министерство социального обеспечения, была признана недееспособной.

С учетом времени, необходимого для рассмотрения апелляций, ожидается, что трибунал завершит работу в конце 2018 г.

Специальные трибуналы по Сьерра-Леоне и Ливану

По резолюции СБ ООН 1315 (2000 г.) в 2004-2013 гг. действовал Специальный суд (трибунал) по Сьерра-Леоне, который осуществлял уголовное преследование лиц, ответственных за нарушения международного гуманитарного права и законов страны, совершенные на ее территории после 30 ноября 1996 г. во время гражданской войны. Штаб-квартира располагалась в столице, в г. Фритаун. В 2012 г. экс-президент Чарльз Тейлор, признанный виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности был приговорен к 50 годам тюрьмы. В 2013 г. трибунал выполнил свой мандат и завершил работу.

Согласно резолюции СБ ООН 1757 (2007 г.) действует Специальный трибунал по Ливану (СТЛ). Его цель - судебное преследование лиц, виновных в гибели 14 февраля 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и других лиц. Трибунал наделен также юрисдикцией над обвиняемыми в "других преступлениях в Ливане, совершенных с 1 октября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. или в любой последующий период, установленный ООН и Ливаном с согласия Совета Безопасности". Штаб-квартира в Гааге (Нидерланды). В январе 2015 г. срок полномочий был продлен до марта 2018 г. В январе 2014 г. начался суд по делу пятерых обвиняемых. Поскольку по международным ордерам, выданным трибуналом на их арест, никто задержан не был, слушания проходят заочно.

МТБЮ, МТР и СТЛ являются вспомогательными органами СБ ООН.

Международный уголовный суд

В 2002 г. начал работу Международный уголовный суд (МУС), учрежденный на основе Римского статута, принятого на конференции полномочных представителей под эгидой ООН в июле 1998 г. в Риме. Это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Это независимая структура, связанная с ООН особым соглашением о сотрудничестве. МУС может возбуждать дела по представлению СБ ООН.

Создание Международного трибунала по пиратству

В мае 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой, касающейся судебного преследования пиратов, включая возможное создание Международного трибунала по пиратству. С 2010 г. СБ ООН принял несколько резолюций, призывающих продолжить рассмотрение этого вопроса.


Около миллиона африканцев стали жертвами геноцида в Руанде. Когда ад закончился, мир содрогнулся и попытался осознать, что же произошло. Задача стояла непростая. Международный трибунал по Руанде разбирался больше десяти лет. И нельзя сказать, что общественности всё стало ясно.

В предыдущей статье серии читайте о геноциде в Руанде.

Около миллиона африканцев стали жертвами геноцида в Руанде. Когда ад закончился, мир содрогнулся и попытался осознать, что же произошло. Задача стояла непростая. Международный трибунал по Руанде разбирался больше десяти лет. И нельзя сказать, что общественности всё стало ясно.

The last, but not the least

Идея Международного уголовного суда дремала. Поэтому для преследования за геноцид дважды создавались временные трибуналы — по бывшей Югославии ( МТБЮ) в 1993 году и по Руанде ( МТР) в 1994-м.

МТР на сегодняшний день — четвёртый и последний из международных трибуналов. Он был создан в ноябре 1994-го резолюцией Совета безопасности ООН и имел большое сходство с ' title=>трибуналом по бывшей Югославии. Как и в случае с МТБЮ, его основной целью было преследование за ' title=>геноцид и военные преступления. Однако в случае с Руандой имелся ряд особенностей.

Двое из ларца

МТБЮ имел территориальную юрисдикцию: то есть судил тех, кто совершал преступления на определённой территории. В данном случае в Югославии.

Международный трибунал по Руанде: кого наказали?

Если по поводу того, являлся конфликт в Югославии международным или внутренним, мнения разошлись, с африканским государством сомнений не было: война гражданская и носит немеждународный характер. В этом случае защита жертв гарантируется статьёй 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 года, а также II Дополнительным протоколом.

Кстати, одним из судей трибунала был Б. Р. Тузмухамедов — отечественный юрист-международник. В МТБЮ не допустили ни одного российского судью.

Люди делятся на две категории: те, кто сидит в тюрьме, и те, кто должен сидеть в тюрьме

Совет Безопасности ООН настаивал, чтобы трибунал закончил все судебные разбирательства к 2008 году и полностью свернул деятельность к 2012-му. Но так же как и югославский трибунал, МТР всё время оттягивал сроки роспуска и ссылался на большую загруженность.

 Первый подсудимый трибунала

Под загруженностью имелись в виду 93 обвиняемых ( для сравнения, Московский городской суд рассматривает в год около сотни уголовных дел по первой инстанции).

Из этих 93 человек 62 осудили, 14 оправдали, 10 передали в национальный суд, двое скончались до вынесения приговора, ещё с двоих обвинения сняли до судебного разбирательства. Трое избежали правосудия — то есть попросту скрылись. И если мы продолжим изучать статистику, то к своему удивлению обнаружим: 22 осуждённых руандийца уже отбыли наказание и гуляют на свободе.

Высшей мерой наказания стало пожизненное заключение. И его на данный момент отбывают всего семеро осуждённых.

И, хотя первоначально пожизненных приговоров было больше, некоторые из них заменили на тридцати- или тридцатипятилетние сроки.

Взять главного редактора одной из руандийских газет: сначала его приговорили к пожизненному, а потом смягчили наказание. Или призывавшего к насилию директора радиостанции. Который, кстати, продолжает занимать активную гражданскую позицию и, находясь в тюрьме, пишет статьи и книги. Остаётся только догадываться об их содержании.

Очевидно, главной проблемой МТР стало то, что количество жертв несопоставимо с количеством осуждённых преступников.

Международный трибунал по Руанде: кого наказали?

Наказание оказалось явно несоразмерно преступлению. Несколько пожизненных сроков против ' title=>миллиона отнятых жизней.

Худой мир или добрая война

Такая политика трибунала объяснялась тем, что помимо осуждения преступников он стремился примирить враждующие стороны. Чтобы конфликт прекратился, а не начал новый виток, многое пришлось замалчивать.

Французы, кстати, попытались выдвинуть обвинения и против Поля Кагаме — лидера Руандийского патриотического фронта, который предпринял ряд военных действий в ответ на геноцид.

Но самой печальной во вражде оказалась участь пигмеев. Мало кто знает, что этот крайне малочисленный народ тоже был стороной конфликта и в процентном отношении понёс небывалые потери. Во время геноцида тутси погибла примерно треть населения пигмеев Руанды. И даже нельзя сказать, что их особо ненавидели. Когда кровь льётся рекой, не нужны ни доводы, ни поводы.

Читайте также: