Межамериканский суд по правам человека это

Обновлено: 25.05.2024


1. Суд состоит из семи судей, граждан государств-членов Организации, избранных в личном качестве среди юристов, наделенных высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека, которые обладают квалификацией, необходимой для занятия высших судебных должностей в соответствии с правом государства их гражданства или государства, которое предложило их кандидатуры.

2. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

1. Члены Суда избираются тайным голосованием из списка кандидатов, предложенных государствами-участниками Конвенции; для избрания необходимо абсолютное большинство голосов государств-участников Конвенции в Генеральной ассамблее Организации.

2. Каждое из государств-участников может предложить до трех кандидатов граждан предлагающего государства или других государств членов Организации американских государств. Если государство предлагает трех кандидатов, то по крайней мере один из них не должен быть гражданином этого государства.

1. Члены Суда избираются сроком на шесть лет и могут быть переизбраны только один раз. Полномочия трех судей, избранных на первых выборах, истекает через три года. Сразу после выборов имена этих трех судей определяются по жребию в Генеральной ассамблее.

2. Судья, избранный для замещения другого судьи, чей срок полномочий не истек, завершает полномочия своего предшественника.

3. Судьи исполняют свои обязанности до истечения срока их полномочий. Однако они продолжают исполнять обязанности судьи в делах, слушание которых они начали и которые еще ожидают решения и в которых они не замещаются вновь избранными судьями.

1. Если судья является гражданином одного из государств - сторон в деле, переданном в Суд, то он сохраняет свое право участвовать в слушании такого дела.

2. Если один из судей призван к слушанию дела и окажется гражданином одного из государств - сторон в деле, то любое другое государство - сторона в деле может назначить лицо по своему выбору участвовать в суде в качестве судьи ad hoc.

3. Если среди судей, назначенных к слушанию дела, нет ни одного гражданина государств - сторон спора, то каждый из них может назначить судью ad hoc.

4. Судья ad hoc должен обладать квалификацией, определенной в статье 52.

5. Если несколько государств - участников Конвенции имеют тот же самый интерес в деле, то они рассматриваются как единая сторона для целей вышеизложенных положений. Всякие сомнения на этот счет решаются судом.

Пять судей составляют кворум, необходимый для рассмотрения дел судом.

Комиссия представлена в Суде во всех делах.

1. Местопребывание Суда определяют государства-участники Конвенции в Генеральной ассамблее Организации американских государств. Однако он может созываться на территории любого государства-члена Организации, если Суд большинством голосов примет такое решение с предварительного согласия соответствующего государства. Местопребывание Суда может быть перенесено по решению государств-участников Конвенции в Генеральной ассамблее, принятому двумя третями голосов.

2. Суд назначает своего секретаря.

3. Секретарь исполняет свои функции в месте пребывания Суда и присутствует на заседаниях, которые Суд может организовать вне места своего пребывания.

Суд организует свой собственный секретариат, который работает под руководством секретаря Суда в соответствии с административными правилами Генерального секретариата Организации во всех вопросах, поскольку этим не затрагивается независимость Суда. Должностные лица назначаются Генеральным секретарем Организации по консультации с секретарем Суда.

Суд разрабатывает свой Статут и представляет его на утверждение Генеральной ассамблеи, а также принимает собственные правила процедуры.

1. Только государства - стороны спора и Комиссия имеют право направлять спор в Суд.

1. Государство при сдаче на хранение документа о ратификации или присоединении к Конвенции или в любое последующее за этим время может заявить, что оно признает в качестве ipso facto, не требуя специального соглашения, юрисдикцию Суда по всем вопросам, относящимся к толкованию и применению настоящей Конвенции.

2. Такое заявление может быть безусловным или на условии взаимности сделано на определенный срок или на специфические случаи. Оно должно быть представлено Генеральному секретарю Организации, который рассылает его копии другим членам Организации и секретарю Суда.

3. Юрисдикция Суда охватывает все споры, относящиеся к толкованию и применению положений Конвенции, которые переданы ему, учитывая, что государствастороны спора признают или признали такую юрисдикцию или специальным заявлением в соответствии с предыдущим пунктом или путем специального соглашения.

1. В случае чрезвычайной важности и крайней необходимости и для устранения непоправимого ущерба личности Суд принимает такие временные меры, какие ему могут представляться относящимися к делу, находящемуся на его рассмотрении. В случае, когда спор еще не передан Суду, то он может действовать по просьбе Комиссии.

2. Если Суд находит, что имело место нарушение прав или свобод, находящихся под защитой Конвенции, то Суд постановляет, чтобы потерпевшей стороне было обеспечено пользование ее правами и свободами, которые были нарушены. Он также постановляет, если сочтет подходящим, что последствия мер или ситуации, которые созданы нарушением таких прав и свобод, были исправлены и что справедливая компенсация должна быть выплачена потерпевшей стороне.

Государства-члены Организации могут консультироваться у Суда в отношении толкования Конвенции или других договоров, касающихся защиты прав человека в американских государствах. В пределах своей компетенции с Судом могут консультироваться также органы, перечисленные в главе X Хартии Организации американских государств в редакции Протокола, подписанного в Буэнос-Айресе. Суд по просьбе государства-члена Организации может дать такому государству советы относительно совместимости любого из его национальных законов с вышеупомянутыми международными процедурами.

Суд представляет отчет о своей работе за предыдущий год на каждую регулярную сессию Генеральной Ассамблеи Организации американских государств. Он особенно выделяет дела, в которых государство не выполнило его решения, и делает относящиеся к делу рекомендации.

1. Решения суда должны быть обоснованными.

2. Если решение не представляет в целом или части единогласного мнения всех судей, то любой судья имеет право представить свое особое или отдельное мнение, которое прилагается к решению.

Решение Суда окончательное и не подлежит апелляции. В случае смыслового или текстуального разночтения решения Суд толкует его по просьбе любой из сторон с учетом того, что просьба поступила в течение 90 дней со дня уведомления о решении.

1. Государства-участники Конвенции обязуются неукоснительно следовать решениям Суда в любом споре, в котором они выступают сторонами.

2. Та часть решения, которая оговаривает компенсацию ущерба, может быть исполнена в соответствующей стране в соответствии с национальной процедурой, регулирующей исполнение решений, вынесенных против государства.

Стороны спора извещаются о решении Суда, и оно направляется государствамучастникам Конвенции.

Читайте также: