Методы психологического воздействия адвоката на людей

Обновлено: 13.05.2024

Труд адвоката проникнут психологическим содержанием. Опытный адвокат всегда хороший психолог-практик. Он чувствует людей, может предсказывать их реакции, прогнозировать поведение, может успокоить клиента, снизить степень тревожности, уменьшить страхи, способствовать выводу клиента из депрессии. При этом высокая психологическая компетентность успешно работающего адвоката не заменяет участия психолога, а, напротив, повышает эффективность сотрудничества этих специалистов с целью защитить законные права клиента.

В ряде случаев, в уголовном или гражданском судопроизводстве проводятся судебно-психологические экспертизы. Подобные экспертизы проводятся как на стадии предварительного расследования (по постановлению следователя), так и в ходе судебного разбирательства (по постановлению суда). Заключение экспертизы является доказательством по делу и наряду с другими доказательствами подвергается оценке. Так заключение экспертов-психологов о том, что в момент совершения инкриминируемых подэкспертному деяний он находился в состоянии физиологического аффекта может стать определяющим при квалификации преступления и решении о соответствующем наказании.

Бесспорно, юридический вес заключения судебно-психологической экспертизы и заключения специалиста различен. В отличие от заключения экспертизы, заключение специалиста-психолога не имеет силы доказательства, а приобщается судом в числе прочих документов. Но на практике для адвоката заключение специалиста имеет ряд преимуществ. Во-первых, можно обратиться к специалисту-психологу без согласования своих действий со следователем или судом. И, если выполненное заключение не будет поддерживать линию защиты, то попросту его не использовать.

При назначении экспертизы, как правило, формулируют вопросы следователь или суд и бывают случаи, когда из-за неграмотно сформулированного вопроса вся ценность экспертизы сводится к нулю. При этом круг вопросов, поставленных перед психологами, достаточно широк. Кроме названных выше это может быть вопрос об индивидуально-психологических особенностях клиента (например, в случае, когда ему вменяется руководство преступной группой, а по своей психологической характеристике он никак не соответствует роли лидера); вопрос о применении различных приемов психологического воздействия на клиента в ходе осуществления следственных действий (допроса, очной ставки, проверки показаний на месте); вопрос о повышенной внушаемости или склонности к фантазированию (например, на сексуальные темы, в названных уже выше делах о сексуальном насилии над детьми); вопрос об особенностях непатологического психического состояния клиента на данный момент (в делах о возмещении морального ущерба); вопрос о скорости реакции человека на слуховые и зрительные раздражители и влиянии на эту скорость стрессовой ситуации (в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой) и многие, многие другие.




По поводу последнего, припоминается пример, описанный в литературе. В производстве прокуратуры находилось дело об авиационной катастрофе. Было установлено, что в момент посадки разбился пассажирский самолет. Имелись человеческие жертвы. Все члены экипажа остались живы. Комиссия по выявлению причин катастрофы пришла к выводу, что в момент посадки все системы самолета находились в исправном состоянии, причиной же неудачной посадки явилась случайная ошибочная перекладка командиром корабля стабилизатора на малых высотах из посадочного положения в полетное. Выяснилось, что накануне полета в составе экипажа была произведена замена штурмана, радиста и бортинженера; кроме того, в полете участвовало трое проверяющих, что являлось нарушением правил и инструкций. В результате в кабине экипажа создалась ненормальная обстановка, затруднявшая командиру корабля управление действиями подчиненных. Возникла гипотеза о том, что на действия летчиков отрицательное влияние оказало ситуативно обусловленное изменение их психического состояния в наиболее ответственный период полета. С целью проверки этого предположения перед психологами были поставлены вопросы:

1. Могла ли сложившаяся в полете ситуация вызвать изменение психического состояния членов экипажа?

2. Могло ли изменение психического состояния членов экипажа повлиять на качество выполнения ими профессиональных функций в полете?

Данные психологического исследования были использованы в суде при определении степени вины обвиняемых.

Эффективной формой сотрудничества адвоката и психолога являются на сегодняшний день индивидуальные психологические консультации по индивидуально-психологическим особенностям клиента, по выбору оптимальных приемов общения с конкретным клиентом, следователем, судьей, по уже выполненным заключениям судебно-психологической экспертизы (разъяснение выводов экспертов, выявление недостатков методики проведения экспертизы и помощь при формулировке обоснований для ходатайства для назначения повторной судебно-психологической экспертизы), помощь при формулировке вопросов судебно-психологической экспертизы, о проведении которой планирует ходатайствовать адвокат и т.д.

Адвокат, женщина 27 лет защищала интересы 50-летней клиентки, потерявшей в результате пожара, возникшего в казино единственную дочь. Каждый день несчастная женщина приходила к адвокату и со слезами на глазах, начиная разговор с обсуждения необходимости наказать виновных, как по списку перечисляла, во что была одета ее дочь - платье, стоимостью 850 долларов, ювелирный гарнитур, стоимостью 5600 долларов, кольца на сумму 2300 долларов и т.п. Адвокат не знала как себя вести с этой дамой. В силу своего возраста, небольшого опыта и с учетом действительно настоящей трагедии, случившейся у клиентки, она не могла отказать той в очередной подобной беседе. В ходе консультации адвоката с психологом, присутствовавшем на одной из бесед, был определен психотип клиентки, даны рекомендации по эффективным способам общения и выработана жесткая и тактичная формулировка, в которой было указано клиентке на невозможность продолжения отношений в данной плоскости и дана рекомендация обратиться к психологу. Последовав совету психолога, адвокат сумела оградить себя от изматывающих каждодневных встреч с клиенткой, при этом сохранить деловые отношения с ней.

Перспективным направлением психологического сопровождения адвокатской деятельности является психотерапия клиента адвоката. В некоторых случаях особое состояние, в котором находится доверитель, обратившийся к адвокату, затрудняет процесс общения между ними. Находясь в особом психическом состоянии (депрессии, психическом напряжении, посттравматическом стрессовом расстройстве и т.п.), клиент, особенно, если это женщина, пожилой человек или несовершеннолетний, не может сосредоточиться на вопросах адвоката, эмоционально неуравновешен, остро нуждается в экстренной психологической помощи. Опытные адвокаты признаются, что в таких случаях им приходится брать на себя решение не только юридических проблем клиента, но и психологических. Психолог может сделать эту часть работы профессионально. Нормализовать психическое состояние клиента с целью оптимизировать общение адвоката с ним.

Кроме того, можно и нужно психологически готовить клиента к допросу, очной ставке, другим следственным действиям, к выступлениям в суде, поскольку перечисленные действия являются сильным стрессовым фактором. Адвокаты готовят своих клиентов - оговаривают возможный перечень вопросов, помогают формулировать ответы на них, рассматривают наиболее вероятные направления развития ситуаций. Психолог может, в свою очередь, профессионально подготовить человека к ситуации психологического напряжения или давления, с тем, чтобы клиент выглядел убедительно.

Отдельного разговора заслуживает проблема психологической подготовки и поддержки в подобных ситуациях детей. В ряде случаев детям приходится давать показания в суде. Это не простое испытание даже для взрослого. Для неподготовленного ребенка это может быть сильнейшей психологической травмой с самыми тяжелыми последствиями. В нашей практике был случай, когда пятилетняя девочка давала показания в суде против своего отца, обвинявшегося в совершении развратных действий с ней. Продолжительная психотерапевтическая работа с ребенком до и после минимизировала отрицательные последствия этой травматической ситуации. Кроме того, в результате специальной психологической подготовки ребенок давал показания уверенно и убедительно.

Другим актуальным на сегодняшний день направлением сотрудничества адвоката с психологом является формирование индивидуального имиджа адвоката. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния, считает необходимым заниматься имиджем тем, чья профессиональная деятельность связана с общением. Сегодня профессиональный успех адвоката напрямую зависит от того, насколько притягателен его образ. Внешний вид, поведение, манера общения - все это должно внушать людям доверие и симпатию к адвокату.

Формирование имиджа - процесс длительный и хлопотный. Неумелыми действиями в этом направлении можно принести больше вреда, чем пользы. В идеале созданием имиджа занимается группа специалистов, в том числе и психологов. Деятельность психологов в таком случае будет осуществляться по следующим направлениям:

- наращивание необходимых для профессиональной успешности адвоката качеств личности, психологических умений и навыков в результате индивидуально разработанной программы;

- формирование на основе данных психодиагностики и результатов работы по формированию профессионально значимых качеств и приобретению психологических умений и навыков индивидуального стиля деятельности, реального имиджа конкретного адвоката.

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение - это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с учетом возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому решению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.[7]




Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. [8]

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта 1 . В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника. [9]

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения - одного из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Таким образом, деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.

Сайт Юридическая психология

8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности

Проблема психологических воздействий в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя 1 на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследственных, свидетелей и потерпевших. С развитием в нашей стране демократических принципов общественного устройства стали появляться публикации, касающиеся защиты прав личности при возникновении правоотношений с органами правопорядка и их сотрудниками, носящие преимущественно публицистический характер. 2

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Типология психологических воздействий. Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные — воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные — воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

Существуют также методы психологического воздействия, 9 основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению. 10

Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 11 до четырех. 12 Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Сферы применения. Как уже отмечено выше, достаточно подробно описано применение психологического воздействия в профессиональной деятельности оперативного сотрудника и следователя, меньше — судебного психолога-эксперта, совсем не изучено его использование прокурором, судьей, юрисконсультом и др. Каждый из этих видов юридического труда помимо общих требований к осуществлению психологического воздействия имеет и специфические, связанные с конкретными условиями деятельности, которые диктуют свои методы, приемы и техники воздействия, характер и направленность, формы и оснащенность. Общим для всех будет только необходимость соблюдения принципов применения воздействия — законности, научности, целесообразности.

Рассмотрим на примере, какое место занимает психологическое воздействие в работе психолога-эксперта. Здесь оно выступает в двух аспектах: как один из способов решения профессиональной задачи и как предмет судебной экспертизы. Второй аспект связан с тем, что иногда необходимо проведение экспертизы для установления факта психического воздействия на подозреваемого либо обвиняемого со стороны следователя или третьих лиц. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в случаях, когда подэкспертный утверждает, что на него оказывалось давление, в том числе и психологическое, и сообщенная им на предварительном следствии информация на самом деле не соответствует действительности.

Задача судебно-психологической экспертизы здесь состоит в установлении наличия или отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого в процессе указанного следственного действия. При этом анализу подвергаются такие факторы, как содержание вопросов допрашивающего с точки зрения их внушающего воздействия, интонационные характеристики речевого взаимодействия, а если анализируется видеозапись, то и невербальные компоненты общения, особенности расположения зафиксированных лиц. Особо отслеживаются косвенные признаки воздействия, поскольку никто не заинтересован в том, чтобы фиксировать на пленку собственные профессиональные погрешности и нарушения.

Конкретный пример: задержанные У. и Ф. обвинялись в том, что они вместе с группой лиц изнасиловали и убили К. Будучи допрошенным в качестве подозреваемого У. признался в причастности к убийству женщины. Свои показания У. подтвердил при осмотре места происшествия, что было зафиксировано на видеозапись. При допросе в суде У. отказался от ранее данных показании, пояснив, что дал признательные показания под воздействием психического и физического насилия со стороны следователя и других сотрудников.

При изучении видеозаписи осмотра места происшествия с участием У. на предмет определения психического воздействия на обвиняемого со стороны следователя или третьих лиц экспертами-психологами были обнаружены следующие признаки возможного воздействия на него со стороны лиц, присутствующих при проведении осмотра места происшествия, а именно:

• использование следователем вопросов:

• демонстрация следователем и сопровождавшими его лицами компонентов невербального поведения, которые могут быть интерпретированы, как:;

• на предполагаемом месте нахождения трупа конвоир трижды шел впереди У., как бы указывая путь (время записи 14.28 - 14.40).

• прекращение видеозаписи проводилось:

в 13.05 - 13.09 оператор заявил о необходимости замены батарей и после этого был ключевой момент поиска, поворота,

в 13.35 — 14.02 производится осмотр местности,

в 14.07 произошла незаявленная в протоколе остановка,

в 14.08 - 14.13 производится осмотр местности;

Таким образом, анализ видеозаписи осмотра места происшествия показал, что имели место некоторые признаки психического воздействия на подэкспертного со стороны лиц, участвовавших в указанном следственном действии.

В рамках психологического исследования аудиозаписей и видеозаписей обязательно проводится экспериментально-психологическое обследование допрашиваемого, в ходе которого устанавливаются его интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые и иные особенности, а также склонность к фантазированию и устойчивость к внушающему воздействию.

Правомерное и неправомерное воздействие. Одной из важнейших характеристик психолбгического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе оперативной разработки, дознания, предварительного следствия? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Другие средства принуждения процессуальных участников содействовать раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это — задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д. Теоретически каждое из них может вызвать нарушения физического и психического здоровья, но эти меры допускаются законом.

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу. Уже описаны процессуально допустимые возможности использования полиграфа 14 и гипноза, 15 есть свидетельства об иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработках.

3 Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Изд. 2-е. - Калуга-Обнинск-Москва. 1997. - С. 146-152; Енгалычев В.Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно-психологической экспертизы. // Методы психологии: Материалы II Всероссийской научной конференции по психологии Российского Психологического Общества. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 96-98.

4 Готаренко В.И., Сокиран Ф.М. Указ. соч. - С. 24-28; Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: Системно-экологический анализ. - М., 1989; Пушков В.Г. Указ. соч. - С. 146-156.

5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 2-е, - М., 1999. - С. 85.

6 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - С. 249.

8 Public Relations (англ.) — связи с общественностью.

9 Чуфаровский Ю.В. Указ, соч., - С. 106-122.

10 См., в частности: Цветков Э.А. Тайные пружины человеческой психики или как расширить сферу своего влияния. - М., 1993; Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Мил-тона Эриксона с точки зрения НЛП. - М., 1995; Гарифумшн P.P. Энциклопедия блефа. - Казань, 1995; Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996; Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - Симферополь, 1995; Щербатых Ю. Искусство обмана. - СПб., 1997; и др.

12 Пушков В.Г. Указ. соч. - С. 146.

13 Комментарий к Уголовному кодексу РФ.- С. 697.

14 Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан. Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. № 437; Комиссарова Я.В. Практика использования полиграфа в целях сужения круга лиц, подозреваемых в совершении преступления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 1999. - № 5.

15 Хабалев B. Возможности использования гипнорепродукции для активизации памяти опрашиваемых лиц. - Вологда, 1998; Юридические и психологические проблемы активизации памяти человека в раскрытии преступлений: Материалы научно-практического семинара. - Вологда, 1999.

Для достижения необходимого результата в процессе общения адвокату бывает необходимо использовать различные методы психологического воздействия на окружающих его людей.

Средствами воздействия в психологии традиционно считаются: убеждение, принуждение, вознаграждение, угроза, обещание, внушение, изменение окружающей обстановки.

Рассмотрим эти средства воздействия более подробно.

Интеллектуальное воздействие на сознание собеседника путем использования логических обоснований собственных идей. Для этого необходимо тщательно подобрать аргументы, факты и примеры.

Принуждение. Насильственные меры по организации желаемого поведения человека. Физическое принуждение основано на применении силы. Психологическое принуждение основано на побуждении интересующего адвоката лица к определенным действиям против его воли.

Физическое принуждение в практике адвокатов как правило не встречается.

Вознаграждение. Подкрепленное материальными или духовными стимулами желаемое поведение нужного лица. Нельзя путать с подкупом (взяткой).

Угроза. Словесное обещание воздействия различными способами на лицо с целью побуждения совершения какого-либо действия из чувства страха.

Не должно быть угроз физическим воздействием или другими противоправными методами.

Обещание. Возможное положительное или отрицательное стимулирование необходимого поведения человека.

Внушение. Целенаправленное воздействие на человека с целью убеждения в какой-то мысли. Психологическая основа внушения — некритическое восприятие информации.

Изменение окружающей обстановки. Активное воздействие на ситуацию с целью изменения поведения человека.

Как использовать средства психологического воздействия, зависит от опыта адвоката, его умения находить выход из сложившейся ситуации и, если хотите, от таланта.

Ряд простых психологических приемов необходимо просто запомнить:

2. Если Вы курите, то на встрече или не курите, или не садитесь далеко от пепельницы.

3. Слушайте собеседника, не перебивая до того момента, когда он начнет повторяться в своей аргументации, а затем твердо изложите свою позицию.

4. Старайтесь присоединиться к собеседнику (быть на него похожим).

В ходе вашей деятельности неизбежно может возникнуть конфликт во взаимоотношениях с должностными лицами правоприменительных органов: прокуратуры, судов, милиции.

Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций и т.п. Конфликтов не нужно бояться. Они были, есть и будут. Необходимо научиться

конструктивно разрешать конфликты и заставлять работать конфликтную ситуацию на себя. Умение правильно вести себя в конфликтной ситуации — полезное и профессионально значимое качество адвоката.

Различают пять типов поведения в конфликтных ситуациях:

1. Игнорирование. Это как бы самоустранение (выход) из конфликтной ситуации без устранения ее причины. Способ пригоден, если устранение причины от Вас не зависит.

2. Сотрудничество. Совместная выработка решения. Способ применяется, если все стороны хотят прекратить конфликт.

3. Компромисс. Ведение переговоров, при которых вырабатываются взаимные уступки. Требует навыков ведения переговоров, чтобы не уступить значительно больше противоположной стороне.

4. Приспособление. Предполагает изменение своей позиции для сглаживания противоречий.

5. Соперничество. Самая безнадежная форма разрешения конфликта. Упорно отстаивая свою позицию, никто не желает ничем поступиться, ставя свои интересы превыше интересов противоположной стороны.

На все случаи жизни невозможно подобрать рецепты, но несколько простых приемов необходимо запомнить:

1) никогда не говорите человеку в лицо, что он не прав. Старайтесь найти в его словах что-то, в чем он прав и согласитесь в этом с ним;

2) если конфликт произошел с представителями правоохранительных органов, то постарайтесь им напомнить, что все вы юристы, т.е. люди одного круга;

3) если конфликт произошел с клиентом, то постарайтесь ему напомнить, что у Вас одна цель, и методы зависят от опыта;

4) не стесняйтесь признать свою ошибку. Это сразу смягчает ситуацию;

5) во время конфликта никогда не переходите на личности. Люди никогда не прощают личных обид;

6) постарайтесь, прежде всего, расслабиться и снять стресс самостоятельно.

Соблюдение этих правил поможет Вам принять верное решение в любой ситуации.

Читайте также: