Место судов среднего звена в системе судов рф порядок формирования состав полномочия судов

Обновлено: 18.05.2024

1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция.

2. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа. Его состав, порядок образования и судебные полномочия.

3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их состав, порядок образования, полномочия.

4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их права и обязанности, порядок назначения на должность.

5. Аппарат верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее - краевой (областной) и равные им суды) - это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органом субъекта РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Краевой (областной) и равный им суд является высшим судебным органом субъекта РФ как для федеральных судов -районных и городских судов, так и для мировых судей. Краевой (областной) и равный им суд осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

Краевой (областной) и равный им суд состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда.

Краевой (областной) и равный им суд формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Председатели краевых (областных) и равных им судов и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи краевых (областных) и равных им судов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении квалификационной коллегии судей того суда, судьи которого подлежат назначению.

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует, что краевые (областные) и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рассматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим краевые (областные) и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления краевых (областных) и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Краевой (областной) и равный им суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

2. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа. Его состав, порядок образования и судебные полномочия

Президиум краевого (областного) и равного им суда - это специально создаваемый орган соответствующего суда. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края (области) состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

В состав президиума краевого (областного) и равного им суда входят председатель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи краевого (областного) и равного им суда.

Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. Президиум краевого (областного) и равного им суда принимает постановления большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании.

Президиум краевого (областного) и равного им суда обладает следующими организационными полномочиями:

утверждает по постановлению председателя краевого (областного) и равного им суда из числа судей этого суда составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;

рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум краевого (областного) и равного им суда в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). В частности он:

в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения тех же судов; на апелляционные решения и определения районный судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, а уголовные дела - по жалобам и представлениям на кассационные определения краевого (областного) и равного им суда, не вступившие в законную силу приговор, определение и постановление районного суда, приговор и постановление мирового судьи; рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров и определений районных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам постановления, которым изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение.

3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их состав, порядок образования, полномочия

В состав краевого (областного) и равного им суда входят судебные коллегии по гражданским и уголовным делам.

Судебные коллегии краевого (областного) и равного им суда рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах: в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей; дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Состав судебных коллегий по гражданским и уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда. Их возглавляют заместители председателя суда.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевого (областного) и равного им суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступлений; содержащих сведения, составляющих государственную тайну. Судебная коллегия по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда по первой инстанции рассматривает дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

о роспуске представительного органа местного самоуправления и (или) отрешении главы муниципального образования от должности; связанные с признанием забастовки незаконной; некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

Судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда в кассационном порядке проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений, принятых в первой инстанции районными судами, судебная коллегия по уголовным делам - приговоров или иных решений первой или апелляционной инстанции районного суда.

Кроме того, судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, — в кассационной инстанции.

Помимо осуществления правосудия судебные коллегии по гражданским и уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их права и обязанности, порядок назначения на должность.

Председатель краевого (областного) и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом.

Председатель краевого (областного) и равного ему суда: председательствует в судебных заседания или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда.

Кроме того, председатель суда выполняет ряд других функций организационного характера: ведает кадрами аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в краевую (областную) администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателей; контролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда, подготовку отчетов о работе суда, его финансовую деятельность и др.

В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель председателя по назначению председателя.

В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители председателя возглавляют соответственно судебные коллегии по гражданским и уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рассмотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан.

5. Аппарат верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда обеспечивает работу суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины.

Аппарат краевого (областного) и равного ему суда призван способствовать осуществлению правосудия, создавать для этого условия, выполнять по поручению судей подготовительные действия перед разбирательством гражданских и уголовных дел.

Секретари судебного заседания ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции, они обязаны полно и объективно излагать в протоколе все действия и решения суда, а равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании судебного заседания секретарь оформляет дело (подшивает и пронумеровывает листы) и после подписания протокола судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию.

Кроме того, секретарь судебного заседания проводит работу по подготовке дела для рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских и уголовных дел, поступающих в краевой (областного) и равный ему суд с кассационными жалобами и представлениями. При необходимости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной коллегии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй инстанции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформляет дело для направления по принадлежности в архив.

Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уголовных дел для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секретарь ведет протокол заседания президиума. В некоторых областных и равных им судах на секретаря президиума возлагается регистрация жалоб и дел, поступающих в порядке надзора, а также ведение надзорного производства.

Администратор краевого (областного) и равного ему суда назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя краевого (областного) и равного ему суда.

Администратор краевого (областного) и равного ему суда находится в непосредственном подчинении председателя краевого (областного) и равного ему суда и выполняет его распоряжения. К тому же он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними.

Основным назначением (функцией) администратора суда является организационное обеспечение деятельности краевого (областного) и равного ему суда. Реализация главной функции должностного лица осуществляется посредством применения им ее составных частей - подфункций. К ним относятся: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

Список использованной литературы

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

3. Закон РСФСР от 08.07.1981 г. "О судоустройстве РСФСР";

4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 447 с;

5. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: Спарк, 2002. - 400 с;

6. Правоохранительные органы: Курс лекций / (В.И. Качалов, О.В. Качалова, В.В. Кукель); Под ред. В.И. Качалова и О.В. Качаловой. - М.: Омега-Л, 2005.-320 с.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 21911
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

1. К судам среднего звена относятся Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Создаются они в каждом субъекте РФ: 22 республиканских, 9 – краевых, 46 – областных, 2 – городов федерального значения, 1 – автономной области, 4 – автономного округа.

Суды среднего звена рассматривают дела по первой инстанции, апелляционной, кассационной, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Каждый из таковых признается высшим судебным органом субъекта Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

ССЗ являются высшим судебным органом субъекта Российской Федерации как для федеральных судов - районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа осуществляют надзор за судебной деятельностью названных судов.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе рассматриваемого вида судов может быть образовано обособленное подразделением суда - постоянное судебное присутствие. Последнее располагается вне места постоянного пребывания суда, но осуществляет его полномочия.

Председатель ССЗ назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

Заместители председателя ССЗ назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же ССЗ неоднократно, но не более двух раз подряд (в отличие от председателя суда).

Президиум ССЗ образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя ССЗ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

Организационной формой работы президиума являются заседания. Заседания президиума суда проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам ССЗ формируются из числа судей соответствующего суда в составе его председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Председатель суда среднего звена в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ССЗ; (ст. 26 ГПК – дела, связанные с гос. тайной, оспаривании нпа органов гос.вл. СРФ и др.);

2) в качестве суда апелляционной инстанции - дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения ССЗ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

1) в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

В аппарат суда входят: начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник судьи, советники, старшие консультанты, консультанты, главные специалисты, секретари судебного заседания, секретари президиума, секретари судебных коллегий, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категории, специалисты, заведующий хозяйством, комендант, персонал по охране и обслуживанию зданий судов, водитель, уборщик, сторож.

Секретари судебных коллегий обеспечивают организацию работы судебных коллегий, хранение судебных дел, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения.

Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и иных лиц о дате заседания, оформляет результаты работы президиума.

- в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой инстанции,

- обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

В качестве суда первой инстанции ССЗ рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные процессуальным законодательством РФ к их подсудности.

Судебной коллегии по уголовным делам суда среднего звена подсудно рассмотрение в первой инстанции дел, предусмотренных ч.3 ст. 31 УПК:

- дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК), изнасиловании при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 131 УК), насильственных действиях сексуального характера при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК), террористическом акте (ст. 205 УК), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), захвате заложника при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 - 4 ст. 206 УК), организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней) (ст. 210 УК), угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК), организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ч. 1 ст. 212 УК), пиратстве (ст. 227 УК), государственной измене (ст. 275 УК), шпионаже (ст. 276 УК), насильственном захвате власти или насильственном удержании власти (ст. 278 УК), вооруженном мятеже (ст. 279 УК), диверсии (ст. 281 УК), планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353 УК), публичном призыве к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК), разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (ст. 355 УК), применении запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК), геноциде (ст. 357 УК), экоциде (ст. 358 УК), вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. ч. 1 и 2 ст. 359 УК) и нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК).

- в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи КС, федерального суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

Также ССЗ осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью применения заключения под стражу в качестве меры пресечения - решение о продлении срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев может быть принято только судьей ССЗ (ч. 3 ст. 109 УПК).

- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

- о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

- об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена (ч. 1 ст. 26 ГПК);

Рассмотрение по первой инстанции осуществляется судьей единолично или коллегиально (в составе 3 проф. судей). Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству подсудимого. Уголовные дела могут быть рассмотрены по ходатайству подсудимого в составе судьи и 12 присяжных заседателей.

В качестве апелляционной инстанции ССЗ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений принятых в первой инстанции районными судами, а также рассматривает жалобы (представления) на промежуточное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (п. 2 ст. 320.1 ГПК, п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 389.3 УПК).

В качестве суда кассационной инстанции ССЗ рассматривают дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, а также апелляционных определений судебных коллегий ССЗ. Дела в кассационном порядке рассматриваются президиумом в составе большинства членов президиума с участием прокурора субъекта РФ.

Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам ССЗ пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные постановления, вынесенные в первой инстанции, а также в апелляционном порядке, которыми изменено или принято новое судебное постановление (ст. 393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

7) вносит в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) обращается при наличии оснований в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности;

11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

1) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

3) в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия.

В случае отсутствия председателя соответствующего суда его полномочия осуществляет по поручению председателя этого суда один из его заместителей.

В суде среднего звена существует должность администратора, который назначается на должность и освобождается от должности Судебным департаментом при Верховном суде РФ по представлению председателя соответствующего суда. Его деятельность призвана способствовать укреплению самостоятельности и независимости суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Аппарат суда среднего звена состоит из ряда подразделений (группа консультантов, канцелярия, секретариат, архив, экспедиция, бухгалтерия, отдел кадров, хозяйственная часть и т.п.), которые призваны обеспечить судебную и другие виды деятельности соответствующего суда.

Консультанты – это лица, имеющие юридическое образование и, как правило, опыт работы в правоохранительных органах. Их основная задача состоит в изучении жалоб и дел, поступающих в суд для проверки в порядке судебного надзора. Содержание жалобы и результаты изучения дел они докладывают председателю суда или его заместителю, которые решают вопрос о внесении соответствующего протеста либо отказа в этом заявителю. Опыт показывает, что консультанты – это своеобразный резерв для выдвижения в качестве кандидатов на судейские должности.

Заведующий канцелярией руководит работой секретарями судебных заседаний, организует прием посетителей, обеспечивает регистрацию, поступающих уголовных, гражданских дел, другой корреспонденции, представляет их председателю суда или его заместителю, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает или высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителя копии различных судебных документов.

Секретари судебного заседания: проводят работу по подготовке дел к слушанию; извещают о времени слушания дела подсудимого, прокурора, адвоката и других заинтересованных лиц; обеспечивают вручение обвинительного заключения подсудимому; представляют адвокату возможность ознакомления с делом; ведут протокол судебного заседания; ознакамливают с протоколом судебного заседания, жалобами, протестом прокурора и другими документами заинтересованных лиц; завершают оформление материалов дела и сдают его в канцелярию суда.

Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку дел, поступающих в суд с кассационной жалобой и протестом для их судебного рассмотрения. При необходимости он извещает о времени рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава суда жалобы или представления, поступающие непосредственно в суд кассационной инстанции и выполняет другие виды работ.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городс­кие суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов среднего звена*. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отно­шению к Верховному Суду РФ.

*В соответствии со ст. 65 Конституции РФ в состав Российской Феде­рации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положе­нию в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уровня рас­сматривают уголовные дела о преступлениях против государствен­ной власти, против мира и безопасности человечества, об умышлен­ном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях (см. ст. 36 УПК), а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Они могут с соблюдением специальных правил (см. § 6 гл. IV учебника) принять к своему производству и уголовные дела, подсудные рай­онным судам.

Суды этого уровня, кроме того, вправе принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции гражданские дела, которые в принципе подсудны районным судам. Для "перенесения" гражданского дела в вышестоящий суд требуется согласие спорящих сторон. Суды среднего звена обязаны также принять к своему про­изводству для рассмотрения по первой инстанции любое граждан­ское дело, если оно связано с государственной тайной, а также с обеспечением конституционных прав граждан избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления (ст. 115 ГПК).

Получив в порядке исключения дело из нижестоящего суда, областной или приравненный к нему суд рассматривает его по существу с соблюдением всех процессуальных правил и принимает соответствующее решение.

Суды среднего звена, будучи вышестоящими по отношению к иным судам, уполномочены осуществлять проверку законности и обоснованности решений, вынесенных этими судами.

Рассмотрение дел в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

Решение кассационной инстанции, вынесенное по итогам про­верки уголовного или гражданского дела (кассационное определение), имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы всех нижестоящих судов, а в определенной мере — и иных правоохранительных органов конкретного субъекта Федерации.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений повновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотре­нии таких материалов в случае представления их в эти суды".

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение хода­тайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняе­мых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

ность и обо­снованность вступивших в законную силу приговоров и иных судеб­ных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Обычно в таком порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а также приговоры по уголовным делам ниже­стоящих судов.

Глава VI. Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции

Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотре­нии таких материалов в случае представления их в эти суды".

На суды среднего уровня возложено также рассмотрение хода­тайств прокуроров о продлении содержания под стражей обвиняе­мых сверх предельных сроков такой меры пресечения. Это одна из эффективных мер судебного контроля за законным и обоснованным применением весьма острой меры государственного принуждения.

45. Верховный суд.

О Верховном Суде Российской Федерации (принятое сокращение — ВС РФ):

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.
4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.
5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.
6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

46. Компетенция военных судов.

^Компетенция военных судов.

К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с судами общими. Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности.

Гражданские дела лишь при следующих условиях:

-когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

-если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды.

-когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами.

Подведомственность уголовных дел военным судам в значительной мере предопределяется принадлежностью лица, привлекаемого к уголовной ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими.

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдикции относятся: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Число судов среднего звена равно числу субъектов Российской Федерации. Все названные суды относятся к одному звену. Они являются вышестоящими судами по отношению к районным и мировым судам и нижестоящими – по отношению к Верховному Суду РФ. Судьи этих судов назначаются на должность в едином порядке – Президентом РФ.

Отнесение всех судов субъектов федерации к одному звену означает, что все они вне зависимости от наименования субъекта обладают равной компетенцией. Суды среднего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Во главе каждого из судов стоит председатель, первый заместитель и заместители председателя. Заместители председателя возглавляют судебные коллегии.

Все суды среднего звена имеют одинаковую структуру и состоят из президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.105 УК РФ, ч.3 ст. 126 УК РФ, ч.3 ст. 131 УК РФ, ст. 205 УК РФ, ст. 206 частями 2 и 3, ч.1 ст. 208 УК РФ и другие, предусмотренные ч.3 ст. 31 УПК РФ. В кассационном порядке она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой или апелляционной инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в кассационном порядке. Как правило, судей, рассматривающих дела по первой инстанции курирует первый заместитель председателя областного (краевого и т.д.) суда, а судей, специализирующихся на пересмотре дел в кассационном порядке – заместитель председателя суда. Основной объем работы приходится на кассационное производство.

Компетенция судебной коллегии по гражданским делам определена в основном Гражданским процессуальным кодексом РФ. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к подсудности судов данного звена ( ст. 26 УПК РФ):

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Судебная коллегия по гражданским делам выступает в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям районных судов, принятым в порядке первой и апелляционной инстанций. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам, судом, принявшим эти решение, определение.

Президиум судов субъектов федерации является самостоятельным судебным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа: а) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; б) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; в) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; г)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; д) оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; е) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам высшие суды субъектов федерации осуществляют проверку законности и обоснованности решений нижестоящих судов по делам об административных правонарушениях.

Читайте также: