Лирический сборник этого поэта был подвергнут суду

Обновлено: 23.05.2024

Чтение молча

11 класс

Елена Александровна Денисьева, соученица старшей дочери поэта, была моложе своего избранника на двадцать три года. Родилась она в 1826 году в семье родовитого, но обедневшего дворянина. Очень рано потеряв мать, она обрела кров у тётки Анны Дмитриевны Денисьевой – инспектрисы Смольного института благородных девиц. Анна Дмитриевна готовилась стать кавалерственной дамой и была вхожа в великосветские салоны, куда брала с собой юную племянницу.

Леля (домашнее имя Елены Александровны) была очаровательна: стройная, изящная брюнетка с выразительными глазами. Движения её были легки и грациозны, манеры изысканы. Самые ревностные блюстители светского этикета не находили повода сделать юной красавице замечания. К тому же природа наградила её острым пытливым умом и весёлым общительным нравам. Сделать её подругой своей дочери мечтали самые знатные семейства Петербурга.

Много сердечных бурь пришлось пережить Фёдору Ивановичу к тому времени. Умерла его жена Элеонора Петерсон, обожавшая поэта и подарившая ему троих дочерей. Потом была женитьба на Эрнестине Дернберг, ставшей матерью его двух сыновей и дочери.

Нестерле (так ласково называл вторую супругу Тютчев) ради мужа покинула Германию и вместе с их общими детьми и детьми Фёдора Ивановича от первого брака поселилась в Овструге, тютчевском родовом поместье в Орловской губернии. Она была душой и сердцем большой дружной семьи, её не привлекали светские развлечения, и она редко покидала имение. Сам поэт был глубоко привязан к Эрнестине Фёдоровне и искренне считал её женщиной исключительной во всех отношениях. Правда, это отнюдь не помешало Тютчеву страстно увлечься юной и очаровательной Лелей Денисьевой. (Он увидел её впервые в Смольном институте благородных девиц, куда приехал вместе с женой навестить дочерей, которые заканчивали там курс обучения).

Привязанность поэта к жене и родному дому была столь велика, что он и не помышлял о том, чтобы разорвать брачные узы.

Эрнестина Фёдоровна прекрасно знала своего мужа – в своё время Тютчев влюбился в неё, продолжая хранить самые тёплые чувства к своей супруге. В сердце поэта было достаточно места одновременно для двух возлюбленных, и Тютчев не видел в этом ничего предосудительного.

Слух о романе Тютчева с Еленой Денисьевой довольно быстро дошёл до Нестерле. Она находила тому оправдание: связь с юной красавицей – дань романтике, и в этом нет угрозы семейному благополучию. Позже Эрнестина Фёдоровна будет стоически переживала фактическое двоежёнство Тютчева.

Поначалу Фёдор Иванович не произвёл сильного впечатления на Денисьеву: его нельзя было назвать красивым, а ленивая походка, небрежная и неряшливая манера одеваться не добавляла привлекательности. Разве что высокий лоб и живые серые глаза делали лицо выразительным.

Слава талантливого поэта в ту пору его не окружала, в высшем обществе его опыты рассматривались лишь как милое чудачество аристократа. Но у него был ещё и другой феноменальный дар – талант рассказчика. Когда Тютчев говорил, умолкали все, да и сам оратор, украшавший свои устные миниатюры оригинальными и поэтичными метафорами, преображался на глазах.

Весь Петербург был в плену этого изощрённого и гибкого ума.

Его внимание льстило Денисьевой. Очарованная им, Денисьева отвергала одного за другим блестящих кавалеров.

Тщетно отговаривала от опрометчивого шага племянницу Анна Дмитриевна. Она-то хорошо знала, какую реакцию в обществе вызовет связь девушки с женатым мужчиной. Тем не менее любовь, родившаяся в сердце Елены, придавала ей сил, внушала веру, что она выстоит, сумеет противостоять предрассудкам.

Случилось то, чего опасалась тётушка, чего избежать было невозможно, - свет осудил Елену. Отныне двери гостиных знатных семейств навсегда были закрыты для молодой женщины. Потерпела крах и карьера тёти: она была уволена со службы в Смольном институте, правда, под благовидным предлогом – выход на пенсию.

Анне Дмитриевне вместе с воспитанницей пришлось переехать на частную квартиру, где и встречались влюблённые.

Шли годы. Мысли о том, что она всего лишь любовница поэта (ставшего к этому времени знаменитым) невыносимо тяготила Денисьеву. Когда Тютчев выезжал с Еленой Александровной за границу, она настаивала, чтобы поэт представлял её как законную супругу. К этим бесконечным терзаниям добавлялись муки ревности. Она, временами, не могла сдерживать эмоции. Выдержка и хладнокровие покинули её.

Однажды Денисьева попросила Тютчева переиздать сборник стихов и сопроводить посвящением ей. Поэт отказался, ведь выполни он желание Лели, могли бы оскорбиться другие… К тому же он искренне недоумевал, зачем женщине нужны письменные доказательства его чувств. Но Тютчеву пришлось пожалеть о своём решении – ослеплённая ревностью, Елена больше не прислушивалась ни к каким увещеваниям.

Денисьева в конце концов утратила так долго питавшие её силы иллюзии о счастливом финале их романа. Отчаяние, тоска и ревность подточили её здоровье. Елена Александровна умерла от скоротечной чахотки. Ей было тридцать восемь лет. Заботы о троих детях Денисьевой и Тютчева легли на плечи тётушки.

«Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому ещё не удавалось!

О, Господи! И это пережить…

Доверил бумаге свои чувства Фёдор Тютчев, сломленный смертью своей возлюбленной и до конца жизни терзаемый мучительным чувством неискупимой вины.
(По Федосьевой)

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021
  • Михаил Лермонтов ~ Пленный рыцарь (+ Анализ) - 15.10.2021
  • Михаил Лермонтов ~ Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Поэма) - 15.10.2021

Погиб Поэт!

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Смерть поэта
Михаил Лермонтов

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… И убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Его убийца хладнокровно
Навел удар… Спасенья нет.
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
***
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Год написания: 1837

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано на смерть Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.).

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Имя Лермонтова, как достойного наследника Пушкина, получило всенародное признание. В то же время политическая острота стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

В марте Лермонтов выехал из Петербурга, направляясь в действующую армию на Кавказ, где в это время находился Нижегородский драгунский полк.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,1,0,0 -->

Жорж Шарль Дантес (1812–1895) – французский монархист, бежавший в 1833 г. в Россию после вандейского мятежа, был приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Имея доступ в салоны придворной русской аристократии, участвовал в травле поэта, закончившейся роковой дуэлью 27 января 1837 г. После смерти Пушкина выслан во Францию.

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Это графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские и Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фредериксы, чьи отцы и деды добились положения при дворе лишь с помощью искательства, интриг, любовных связей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Гвоздев 22 февраля 1837 г. написал ответ Лермонтову, содержавший строки, подтверждающие правильность первоначального чтения спорного стиха:

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Год написания: 1837

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

О чем данное стихотворение?

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

Главная идея стихотворения

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

p, blockquote 41,1,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Способ стихосложения

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

p, blockquote 45,0,0,0,0 -->

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

p, blockquote 47,0,0,0,0 -->

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Композиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

p, blockquote 52,0,0,0,0 -->

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.
Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
заброшен к нам по воле рока …

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

p, blockquote 61,0,0,0,0 -->

p, blockquote 62,0,0,1,0 -->

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

p, blockquote 64,0,0,0,0 -->

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.

p, blockquote 66,0,0,0,0 -->

Михаил Юрьевич Лермонтов

p, blockquote 67,0,0,0,0 -->

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

p, blockquote 68,0,0,0,0 -->

p, blockquote 69,0,0,0,0 -->

p, blockquote 70,0,0,0,0 -->

p, blockquote 71,0,0,0,0 -->

ДУЭЛЬ НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ

Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова…

p, blockquote 72,0,0,0,0 -->

Антокольский Павел. Чёрная речка.

p, blockquote 73,0,0,0,0 -->

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

p, blockquote 74,0,0,0,0 -->

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

p, blockquote 75,0,0,0,0 -->

Александр Сергеевич Пушкин дуэль

p, blockquote 76,0,0,0,0 -->

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

p, blockquote 77,0,0,0,0 -->

 Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

p, blockquote 78,0,0,0,0 -->

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

p, blockquote 79,0,0,0,0 -->

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

p, blockquote 80,0,0,0,0 -->

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

p, blockquote 81,0,0,0,0 -->

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

p, blockquote 82,0,0,0,0 --> p, blockquote 83,0,0,0,1 -->

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890


Задание 11 № 84

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

А. С. Пушкин, 1830


Задание 8 № 76

Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.


Задание 9 № 79

Такое средство называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — это определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным.


Задания Д10 C3 № 83

. толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.


Задание 11 № 8113

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема высокого назначения поэта. В чём сходно (или различно) звучание темы поэта и поэзии в этом произведении и в приведённом стихотворении Пушкина?

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.


Задание 10 № 8501

10.2. Какую роль в стихотворении А. С. Пушкина играют эпитеты?

. толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит.

Именно поэтому лирический герой призывает быть независимым от толпы, любовью толпы не надо дорожить, потому что она непостоянна.

Таким образом, эпитеты — важная составляющая художественного замысла в стихотворении.

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами весело играя.

Та же мысль звучит и у Пушкина:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Оба автора выражают общую мысль: истинный творец должен быть равнодушен к толпе, не мечтать о славе и всегда следовать лишь зову сердца.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Тест по литературе Смерть поэта (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
У вял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
И прежний сняв венок, — они венец терновый
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сепию закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. О каком герое Пушкина идет речь?
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

2. Назовите изобразительное средство:

Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

3. Назовите прием:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

4. Как называется изобразительное средство?
Пустое сердце бьется ровно.

5. Как называется композиционный прием, основанный на противопоставлении?
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет…

Задания с развернутым ответом

6. Как меняется настроение лирического героя?

7. Как воплощается в стихотворении проблема чести?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изречение, предпосланное произведению и выра­жающее его главную мысль?

2. Назовите средство иносказательной выразительности:
…он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

3. Назовите прием:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным …

4. Как называется изобразительное средство?
Не мог понять в сей миг кровавый…

5. Определите размер, которым написано стихотворение.

Задания с развернутым ответом

6. Как меняется настроение лирического героя?

7. Как воплощается в стихотворении проблема чести?

Ответы на тест по литературе Смерть поэта (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. Ленский
2. сравнение
3. повтор
4. эпитет
5. антитеза (контраст)
2 вариант
1. эпиграф
2. метафора
3. анафора
4. эпитет
5. ямб

Читайте также: