Либеллярный судебный процесс в византии это

Обновлено: 30.04.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 098
  • КНИГИ 662 972
  • СЕРИИ 25 495
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 085

История римского права

Иосиф Александрович Покровский и изучение римского права в России

Развитие российской науки права в конце XIX — начале XX в. было отмечено возрастанием интереса к наследию римской юриспруденции. Интерес этот не был случайным, а представлял собой закономерную реакцию на эволюцию экономических и социальных отношений в России в этот период. Российское общество после отмены крепостного права вступило в полосу модернизации, и связанные с этим изменения существующего правопорядка требовали осмысления опыта правового развития стран Западной Европы, социально — экономическое устройство которых во многом воспринималось как образец для подражания российскими реформаторами как из правительственного лагеря, так и особенно из среды либерально настроенной интеллигенции. Поскольку римское право лежит в основании теории и практики гражданского права в большинстве стран континентальной Европы, естественно, что именно оно стало объектом пристального внимания для российских правоведов того времени.

В последние десятилетия прошлого века формируется особое научное направление, русская школа изучения римского права, внесшая весомый вклад в изучение истории и системы римского права, закономерностей его восприятия и переработки позднейшими европейскими законодательствами, в формирование на базе римского права общей теории гражданского права. Становление российской романистики как научной школы неразрывно связано прежде всего с именами таких видных представителей отечественной науки, как С. А. Муромцев, Н. Боголепов, В. М. Хвостов, Д. Д. Гримм, Н. Дювернуа и др. Особое место в этом ряду занимает Иосиф Алексеевич Покровский.

Впрочем, по воспоминаниям знавших его людей, как цивилист Иосиф Алексеевич был в этот период известен только узкому кругу людей, в основном членам ведомого им в Университете научного кружка. Для большинства остальных коллег он был прежде всего авторитетным романистом. С 1910 по 1912 г. И. А. Покровский является деканом юридического факультета Университета.

В 1912 г. лучшая полоса в жизни И. А. Покровского, связанная с пребыванием его в Петербургском Университете, закончилась. В те годы в рамках скрытых гонений на либеральную профессуру власти решили перевести несколько видных профессоров, в частности таких, как Д. Д. Гримм и М. Я. Пергамент, в другие университеты. В число гонимых попал и либерально настроенный Иосиф Алексеевич, которому было предложено перевестись в Харьковский Университет. Сочтя себя оскорбленным, он подает в отставку.

Прожив еще одну зиму в Петербурге, преподавая римское право на Высших женских курсах и в других местах и будучи в весьма угнетенном состоянии духа, петербургский профессор принимает решение переселиться в Москву, приняв предложение Московского коммерческого института преподавать там теорию права и гражданское право на младших курсах. Там ему предстояло работать до революционных событий 1917 г. Сугубо практическая ориентированность преподавания в коммерческом институте, почти полное отсутствие там духа научного поиска и внимания к теоретическим и историческим аспектам правоведения тяготили Иосифа Алексеевича. Не приносит ему облегчения и работа в другом учебном заведении Москвы — Университете им. Шанявского, где, по его мнению, царила та же атмосфера, что и в коммерческом институте. Он находит известное отдохновение лишь в кабинетной научной работе, развивая те мысли и наработки, которые были им сделаны в предшествующий период.

Крушение старого порядка в 1917 г., казалось бы, открывало профессору Покровскому возможность вернуться в Северную Пальмиру, в среду близких ему людей.

В самом деле, он ненадолго возвращается в Петроград, чтобы снова стать в ряды университетской профессуры. Но обстоятельства не благоприятствовали этому начинанию, и, приняв участие лишь в одном заседании юридического факультета 15 мая 1917 г., он вскоре был вынужден вернуться в Москву. Здесь удача в последний раз улыбнулась Иосифу Алексеевичу. Он был приглашен преподавать в Московском университете, профессором которого и продолжал оставаться в последние годы жизни. Также как и раньше, он активно занимается научной и педагогической работой, борется за университетскую автономию, стараясь не устраняться от бурного кипения общественной жизни того времени.

Функцию судьи император исполнял двумя способами: решениями, принимаемыми с советом — консисторией, — который получал апелляции из всех судов империи, и рескриптами, отвечавшими на запрос или жалобу магистрата или частного лица. Магистр оффиций начиная с V в. обладал судебной властью над всеми службами дворца. В юрисдикции квестора от имени императора находилось рассмотрение апелляций. Более широкой юрисдикцией обладали префекты преториев. Так, Анастасий в начале VI в. доверял пост префекта претория Восток выдающимся юристам. Правители провинций, прежде всего гражданские, а затем и военные (дуки или экзархи), после административной реформы (VI и VII вв.) проводили публичные судебные заседания в окружении заседателей в главных городах своих округов, где они принимали апелляции нижестоящих судов. Но сторона, которая требовала возмещения какой-либо денежной суммы имела намного больше шансов выиграть процесс, если она обещала канцеляриям дуки треть от этой суммы (можно привести один пример провинции Египет). Тем не менее в раннюю эпоху у императоров было две заботы: чтобы правосудие было регулярным, а судьи — компетентными и неподкупными, самые известные выходили из корпорации адвокатов.

Исчезновение крупных служб в VII в. и изменение управления повлекли за собой значительные перемены в работе судебной власти. Эпарх, префект Константинополя, стал главным судьей империи, koiaistor, который до реформы надзирал за перемещающимся населением, переполнявшим столицу, значительно расширил свою компетенцию, поскольку получил право предавать суду императора управляющих провинциями. В императорском суде функции следователя и представителя обвинения отправлялись сакелларием, главой канцелярий и императорской казны, исполнение приговора было доверено эпарху Константинополя. Сам император исполнял непосредственные функции верховного судьи, а для решения некоторых дел он создавал чрезвычайные суды: в 802 г., например, пишет хронист Феофан Исповедник, Никифор I во дворце Магнавры собрал и возглавил комиссию, задачей которой было проверить права тех, кто утверждал, что добился освобождения от налогов в правление императрицы Ирины (797–802 гг.), и заставить платить тех, кто вышел за рамки предоставленных прав. Иногда император судил лично. Так, Лев Армянин в палате Лавсиак наказал эпарха, который отказался судить случай прелюбодеяния; Михаил II приказал искалечить турмарха Сицилии, который похитил монахиню; Феофил каждую неделю принимал жалобы, когда въезжал на лошади в церковь Влахерны. В любом случае, явная непоследовательность правосудия, безусловно подверженного произволу, которая длилась эти два века переходного периода и волнений, привела к реорганизации аппарата правосудия Василием I и его сыном Львом VI. Независимость судей от имперских агентов и аристократии достигалась тем, что они получали достаточное жалованье, но от судей требовалось хорошее знание права, клятва всегда служить истине и письменное заверение приговоров их собственной подписью. Существовавшая раньше консистория, или совет императора, преобразовалась в имперский суд (basilikon kriterion). Он состоял из высших чиновников и главным образом представлял собой суд для апелляций и кассаций. Koiaistor, который раньше назывался квестор, отныне возглавлял суд, который занимался, в частности, случаями подделки документов, делами наследования, завещаниями и брачными делами. Он по-прежнему осуществлял надзор за жителями провинций, приехавшими в Константинополь, и возглавлял крупную канцелярию, состоящую из секретарей высоких рангов, хранителей печати и писцов. Его власть еще увеличилась в XI в. Две других сферы юрисдикции, казалось, тогда обрели свой окончательный статус: судьи Велума (велум — занавесь из ткани, завешивающая дверь в тронную залу), которые занимались спорами, возникавшими по вопросам старшинства; судьи ипподрома, в чьи функции входили процессы по общему праву между дворцовыми людьми. Можно было быть одновременно судьей и в том, и в другом дворцовом суде; так, Михаил Атталиат, хронист, который составил для Никифора Вотаниата историю последних правителей македонской династии, носил в 1087 г, двойной титул судьи Велума и ипподрома.

В провинции службы, подчиняющиеся стратигу, включали в себя канцелярии хартулярия, в чьи задачи входило решение военных вопросов, и протонотария, ответственного за гражданские дела, претора, или крита (судья), который осуществлял дела гражданской юрисдикции (процессы по общему или административному праву), по уголовному праву и имел дисциплинарную власть над всем гражданским или военным персоналом, который выделялся стратигу. В конце X в. и в XI в. гражданским судам (krites) были переданы в подчинение дела военной юрисдикции. Помощниками правосудия оставались адвокаты (synegoroi), объединенные в корпорации, которые должны были гарантировать возраст, почтенность и знания, и нотарии, или табуларии. Устав, составленный под руководством эпарха Константинополя в X в., определял, какие качества требуются адвокатам и каковы условия их принятия в коллегию: «Табуларий не может быть избран без обсуждения и голосования примикирием и другими членами коллегии табулариев. Необходимо, чтобы он блестяще знал законы, чтобы у него был великолепный почерк, чтобы он не был ни болтуном, ни наглецом, не обладал вредными привычками, но чтобы его характер внушал уважение, чтобы его суждения были здравыми, чтобы он обладал одновременно образованностью и умом, чтобы он был красноречив и имел правильный стиль письма — качества, без которых ошибки, которые могут исказить содержание или пунктуацию текста, легко ему помешают. Если табуларий был когда-либо уличен своим начальником в нарушении закона и письменных инструкций, издаваемых властями, то те, кто выступят в его пользу, будут нести ту же ответственность.

Кандидат должен знать наизусть сорок глав из учебника [„Прохирона“ Василия I] и знать шестьдесят книг „Василики“ [также Василия I]. Он должен обладать общим высоким уровнем культуры, без которого он может совершать ошибки, составляя свои акты, и нарушать стиль документов. Ему необходимо предоставить время, чтобы он мог наиболее полно подтвердить свои физические и интеллектуальные способности. Кандидат составляет документ во время заседания, прямо перед членами коллегии, для того, чтобы гарантировать им отсутствие любых досадных неожиданностей с его стороны. Если, несмотря на эту предосторожность, так случится, что его уличат в ошибке, то кандидата лишат этого места.

Адвокаты и нотарии (их двадцать четыре) занимались своей деятельностью в Константинополе, но неизвестно, кто исполнял соответствующие функции в провинции. И первые, и вторые могли научиться своей профессии либо проходя в течение нескольких лет практику у адвоката или нотария, либо изучая курсы преподавателей, за которыми пристально наблюдали обе корпорации. Константин Мономах реорганизовал в 1045 г. изучение права так, что никто не мог быть избран в корпорацию адвокатов и нотариев без одобрения номофилакса (хранитель законов) — должность, которая была только что создана.

Эти разумные меры и традиционная организация правосудия привели из-за сутяжничества законников, которые стремились затянуть любой процесс, к значительным задержкам в судопроизводстве. В 1166 г. Мануил I, для того чтобы упростить процедуру суда хотя бы в Константинополе, создал четыре судебных отделения, которые были подчинены великому друнгарию виглы, который стал компетентным в вопросах гражданского судопроизводства, главе общественных судов, ответственному за дела уголовного и дисциплинарного характера, протоасикриту, главе императорской канцелярии, и дикайдоту, которого, возможно, можно отождествить с квестором. Каждое отделение имело равное число заседателей и адвокатов и должно было проводить судебные заседания не меньше трех раз в неделю. Но желание ускорить получение решения судебных процессов закончилось тем, что возникала опасность невозможности предоставить необходимые гарантии правосудия как истцу, так и ответчику. Риск был таким же и в императорском суде. Мы видим, что при Мануиле I сокращаются случаи, когда император вмешивается в дело, особенно когда процесс носит политический характер. Михаил Глика был приговорен к ослеплению за то, что опроверг сочинение императора, увлекавшегося астрологией. Наконец, были созданы чрезвычайные суды (судья ипподрома и Велума по гражданским делам, логофет дрома — по уголовным) для того, чтобы вести процессы между подданными империи и иностранцами, такими как венецианцы, которым были дарованы значительные торговые привилегии.

Из-за многочисленных жалоб в 1296 г. Андроник II основал суд из двенадцати судей, которые избирались из представителей высшего духовенства и светских сановников, которые должны были выносить свое решение единодушно, их приговор подлежал немедленному исполнению даже императором. Хорошо принятый, этот суд исчез, вероятно, во время гражданской войны, в которой Андронику II противостоял его внук Андроник III (1321–1328 гг.). Последний после своей победы, поддерживаемый Иоанном Кантакузином и Алексеем Апокавком, предпринял реорганизацию государственного устройства. Следуя двойному принципу, который использовал его предшественник, он создал новый высший суд над всеми судами, состоящий из неподкупных людей, и предоставил церкви значительное положение в светских судах. В 1329 г. новый суд, состоящий из четырех юрисконсультантов, двух священников и двух мирян, верховных судей ромеев, был сформирован. Будучи разъездными судьями, они могли лишить власти любой суд, а их приговоры не имели права апелляции. По истечении восьми месяцев высшие судьи были изобличены в служебных нарушениях, они без всякого стыда принимали подарки, иногда даже от обеих сторон. Виновные были наказаны ссылкой, но сама судебная система продолжала существовать в том же виде до самого падения империи, меняясь только по практической необходимости: четыре судьи не могли участвовать во всех провинциальных процессах, поэтому приговор одного из них стал считаться достаточным. Потом была учреждена должность местного верховного судьи, подчиненного верховным судьям Константинополя, затем особых верховных судей, как, например, в Фессалонике, в Морее и на Лемносе. Отныне управление правосудием было централизованным, упрощенным и унифицированным, но находилось под надзором и под контролем церкви. Суд высших судей возглавлял епископ, часто участие в процессе принимал и второй епископ, поддерживая, противодействуя или замещая суд. Духовный суд, который находился в юрисдикции патриархата, играл все более и более важную роль. Те же изменения были отмечены и в провинции, где духовные суды обладали значительным влиянием. Официальным итогом этого, так сказать, захвата византийской церковью отправления правосудия стало назначение Мехмедом II в 1453 г. ответственным за гражданское судопроизводство греческого населения Геннадия Схолария, константинопольского патриарха: он был верховным судьей при последнем византийском императоре.

Управление судопроизводством в церкви всегда являлось важной обязанностью и патриархов, и епископов. Затянутое и децентрализованное исполнение судебных обязанностей церковью, вынуждавшее использовать специальный персонал, без четких отличий между судопроизводством государства и собственно церковным правосудием, могло привести только к тому, что церковные судьи обладали колоссальными знаниями в своей сфере. В патриаршем суде хартофилакс возглавлял дисциплинарное отделение и мог налагать на духовенство епитимьи и даже отлучать их от церкви. В гражданском суде он судил споры между священниками, а также участвовал в процессах, которые касались духовенства, особенно когда речь шла о завещаниях и наследстве, а это были самые распространенные дела. Ни один священник не мог благословить брак, не получив свидетельство хартофилакса об отсутствии каких-либо канонических препятствий для союза, уточняет Симеон Фессалоникийский, теолог XV в. Кроме того, хартофилакс исполнял функции значительного юридического советника, и с середины XIII в. ответы на те вопросы, которые ему задавали, становились для судов прецедентами. Епископальное правосудие в лице митрополита было автономным. Начиная с правления Юстиниана оно занималось гражданскими и уголовными делами священников епархии. Это касалось любых случаев, связанных с представителем духовенства или касавшихся дел, связанных с их компетенцией (брак, завещание). Епископским судом проводились и бесплатные заседания, если обе стороны соглашались прибегнуть к его правосудию. Епископский суд мог вмешаться, если с ним советовались, в местное судопроизводство или в императорский суд для того, чтобы предоставить или защитить какое-то дело, которое было ему доверено. В трудных случаях митрополиты советовались с патриархом, который посылал им настоящие рескрипты, становившиеся прецедентом. Таким образом, постепенно духовное судопроизводство, ограниченное по своему принципу духовными судебными делами, распространило свое влияние и на светский суд.

Византийские тюрьмы не были местом, где виновные должны были отбывать наказание, это были дома, в которых содержали обвиняемых перед тем, как они должны были предстать перед судом, а также преступников перед наказанием. Таким образом, число их было невелико, настоящим местом заключения служили монастыри, — последнее место между светским и духовным судопроизводством.

КАК ОНИ ВЕРШИЛИ ПРАВОСУДИЕ

КАК ОНИ ВЕРШИЛИ ПРАВОСУДИЕ Существуют свидетельства того, что продать в рабство свободного человека можно было только с согласия правителя или его наместника. Это правило предположительно касалось только продажи родителями взрослых детей и не распространялось на

Таким образом, во многих отношениях экстраординарный процесс сохраняет черты прежнего чисто административного разбирательства; но, с другой стороны, сделавшись нормальной формой гражданского суда, он естественно должен был усвоить себе и некоторые черты этого последнего, и прежде всего должен был проникнуться принципом состязательности (суд начинает дело только по жалобе истца, суд сам не собирает доказательств, суд не приговаривает к большему, чем просит истец, и т. д.).

К сказанному нужно прибавить еще следующее. В экстраординарном процессе в значительной степени подвергается ограничению принцип публичности : суд производится не на глазах у всех, как это было в процессе формулярном, а в закрытом помещении (secretarium или secretum), куда доступ публике ограничен. Развивается письменность в производстве: почти все происходящее на суде заносится в судебный протокол. Наконец, процесс перестал быть теперь даровым: тяжущиеся должны вносить известные судебные пошлины (sportulae) на покрытие канцелярских расходов и т. д.

Подвергаясь в периоде от Диоклетиана до Юстиниана лишь некоторым несущественным изменениям, описанный когниционный процесс ко времени Юстиниана приобрел вид так называемого либеллярного процесса. Название это дает Юстиниановому производству еще большее развитие письменных актов — libelli , — чем это было в эпоху Диоклетиана. Иск начинается подачей искового прошения — libellus conventionis. Проверив формальную правильность прошения (подсудность и т. д.), суд сам препровождает его через своего посыльного (apparitor) ответчику с предложением явиться в назначенный день на суд. Посланный apparitor должен взять от ответчика такое или иное обеспечение в том, что он действительно явится (cautio judicio sisti); в противном случае он может даже быть подвергнут аресту. Если ответчик возражает на иск, его возражение облекается также в письменную форму — libellus contradictionis. Разбор происходит в прежнем порядке; приговор дается также в письменной форме и называется теперь старым именем sententia.

§ 37. Уголовное право и уголовный суд

Существеннейшие реформы, внесенные империей — республиканской и абсолютной — в область уголовного права и уголовного суда, сводятся главнейшим образом к следующему.

В области уголовного суда quaestiones perpetuae и суд сената мало — помалу оттесняются, а затем и вовсе устраняются уголовной юрисдикцией императорских чиновников — praefectus urbi для Рима, praefectus praetorio для Италии и провинциальных наместников для провинций. С установлением при Диоклетиане нового административного деления нормальным органом суда первой инстанции, как и в делах гражданских, являются praesides provinciarum, на решения которых может последовать затем апелляция к властям высшим. Чиновники эти судят по началам инквизиционного разбирательства extra ordinem. Что касается инициативы в преследовании преступлений, то частная accusatio не отменяется, но перестает быть исключительной: рядом с ней допускается и преследование по почину власти, ex officio. Кроме нормального порядка суда, в эпоху абсолютной монархии развиваются специальные суды для отдельных сословий — сенаторов, придворных, солдат и духовных.

В области материального уголовного права основой остаются те регламенты, те leges, которые еще в период республики определяли деятельность отдельных quaestiones perpetuae. Но эти leges были во многом дополнены и изменены позднейшими императорскими указами. Наконец, и юриспруденция не осталась без влияния: комментируя leges и императорские указы, она направляла практику и руководила законодательством. Так, например, республиканское уголовное право преступными считало только умышленные деяния; деяния неосторожные — неосторожное убийство и т. д. — оставались безнаказанными: отсутствие умысла (dolus) делало преступление случайным (casus). Юриспруденция, привыкшая уже в гражданском праве между dolus и casus находить еще среднее — culpa, обратила внимание на преступления неосторожные, и императорское законодательство стало подвергать их наказаниям в зависимости от степени вины. Далее, в республиканском законодательстве покушение не отделялось от совершения и обыкновенно каралось так же, как и это последнее. Юриспруденция проводит и здесь необходимое различие и рекомендует для покушения наказания более мягкие.

Что касается системы наказаний , то вместо несложности и сравнительной мягкости карательных средств конца республики развивается чрезвычайно сложная и суровая, порою даже варварская, система уголовных кар, причем и здесь сословные различия сказываются иногда в установлении различных наказаний за одно и то же преступление для привилегированных и простых. Восстанавливается исчезнувшая в конце республики смертная казнь , которая в некоторых случаях принимает даже характер квалифицированной (сожженние, распятие на кресте, poena culei — представляет собой квалифицированный вид смертной казни за убийство родственника: преступник зашивался в кожаный мешок вместе со змеёй, обезьяной, петухом и собакой и затем мешок бросали в море). Кроме смертной казни, наиболее частыми формами наказаний являются: каторжные работы в государственных рудниках (condemnatio ad metallum, причем приговоренный eo ipso лишался всяких прав и делался servus poenae — раб, ставший таковым в результате потери прав в наказание за преступление), ссылка в различных видах (aquae et ignis interdictio — изгнание из пределов отечества, deportatio in insulam — ссылка в определенное место; обе формы сопряжены с потерею прав и с превращением преступника в peregrinus dediticius; relegatio — без потери прав), заключение в тюрьму, имущественные штрафы и даже телесное наказание. Высшие наказания, так называемые poenae capitales (смертная казнь и те, которые сопряжены с потерей прав), влекут за собою, в качестве дополнительного, конфискацию имущества. Вообще основной идеей карательной системы является идея отмщения (преступнику) и устрашения (других).

§ 38. Jus vetus и leges

История римского права 1
Иосиф Александрович Покровский и изучение римского права в России 1
Предисловие к первому изданию 2
Предисловие к третьему изданию 2
Введение 2
Римское право, его значение в истории правового развития и в современной юриспруденции 2
История римского права, его источники и литература 4
Часть I: История институтов публичного права 5
Глава I: Период царей 5
§ 1. Италики, латины и зарождение Рима 5
§ 2. Древнейший общественный строй. Gentes, curiae. — патриции, клиенты, плебеи 6
§ 3. Древнейший государственный строй. Царь, сена, народное собрание 8
§ 4. Сакральный строй 9
§ 5. Экономические отношения 10
§ 6. Источники права 11
§ 7. Уголовное право и уголовный суд 12
§ 8. Гражданский процесс 13
§ 9. Так называемая реформа Сервия Туллия и падение царской власти 16
Глава II: Период Республики: А. Государственное устройство 18
§ 10. Территория 18
§ 11. Население 19
Элементы государственной власти 21
§ 12. Народное собрание 21
§ 13. Сенат 22
III. Магистратура 23
§ 14. Общая система магистратур 23
§ 15. Отдельные магистраты и отдельные ветви государственного управления 25
§ 16. Управление местное и провинциальное 27
В. Источники права 28
§ 17. Законы XII таблиц 28
§ 18. Jus civile 29
§ 19. Jus honorarium 30
§ 20. Jus gentium 31
§ 21. Юриспруденция и юристы 32
С. Гражданский и уголовный процесс 33
§ 22. Переход к формулярному процессу 33
§ 23. Общие основания формулярного процесса 34
§ 24. Преторские формулы и actiones praetoriae 35
§ 25. Общий ход производства 36
§ 26. Особенные формы судебной защиты 39
§ 27. Уголовное право и уголовный суд 40
D. Кризис и падение Республики 41
§ 28. Очерки экономических отношений 41
§ 29. Падение Республики 43
Глава III: Период принципата 44
§ 30. Государственное устройство и управление 44
§ 31. Население 46
§ 32. Источники права 46
§ 33. Юриспруденция 47
Глава IV: Абсолютная монархия 50
§ 34. Государственное устройство и управление 50
§ 35. Население 51
§ 36. Гражданский процесс 53
§ 37. Уголовное право и уголовный суд 54
Источники права 54
§ 38. Jus vetus и leges 54
§ 39. Кодификация Юстиниана 56
Глава V: Римское право в новом мире 58
§ 40. Римское право в Византии и на Востоке 58
Римское право в западной Европе: § 41. Эпоха до глоссаторов 59
§ 42. Болонский университет и глоссаторы 61
§ 43. Комментаторы 62
§ 44. Дальнейшее изучение римского права 63
§ 45. Рецепция римского права 65
Часть II: История гражданского права 66
Глава VI. История гражданского общества 66
§ 46. Понятие гражданского общества и субъекта права 66
I. Лица физические 67
§ 47. Status libertatis 67
§ 48. Status civitatis 70
§ 49. Status familiae 71
§ 50. Capitis deminutio 72
§ 51. Status controversia 73
II. ЛИЦА ЮРИДИЧЕСКИЕ 74
§ 52. Возникновение и развитие юридических лиц 74
Глава VII: История вещных прав 76
§ 53. Понятие и виды вещных прав 76
I. Институты цивильного права 77
§ 54. Право собственности. Развитие понятия dominium ex jure quiritium 77
§ 55. Формы вещного оборота 79
§ 56. Цивильные jura in re aliena 80
§ 57. Защита цивильных прав 81
II. Институты преторского права 83
§ 58. Развитие защиты владения (possessio) 83
§ 59. Бонитарная собственность и bonae fidei possessio 85
§ 60. Преторские права на чужую вещь 86
III. Право послеклассическое 88
§ 61. Объединение цивильного и преторского права 88
Глава VIII: История обязательств 90
§ 62. Введение. Общее понятие обязательства 90
I. Старое цивильное право 91
§ 63. Обязательства из деликтов 91
§ 64. Обязательства из договоров 92
II. Система обязательств позднейшего права 94
§ 65. Общий ход ее образования 94
А. Обязательства из договоров 96
§ 66. 1. Контракты вербальные 96
§ 67. 2. Контракты литтеральные 99
§ 68. 3. Контракты реальные 100
§ 69. 4. Контракты консенсуальные и так наз. pacta vestita 103
В. Обязательства внедоговорные 105
§ 70. Обязательства из деликтов 105
§ 71. Quasi — контракты и quasi — деликты 106
С. Погашение и перенесение обязательств 106
§ 72. Погашение обязательств 106
§ 73. Перенесение обязательств 107
Глава IX: История отношений семейственных 108
§ 74. Общая история брака 108
§ 75. Отношения между супругами 111
§ 76. Отношения между родителями и детьми 112
§ 77. Опека и попечительство 114
Глава X: История наследования 117
§ 78. Общий ход развития римского наследственного права 117
§ 79. История римского тестамента 119
§ 80. Наследование ab intestato 122
§ 81. Необходимое наследование 124
§ 82. Приобретение наследства 125
§ 83. Положение наследника после принятия 126
§ 84. Legata и fideicommissa 128

Тема (раздел) семинара: Государство и право Византии.

Терминологическое задание: записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия:

Дигесты (пандекты) – представляли собой систематическую компиляцию цитат — отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов.

Диоцез — крупная административная единица, в состав которой входило несколько провинций.

Институции – представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права.

Канцелярия – помещение, огороженное решеткой, в котором писцы под руководством канцлера.

Кодекс — систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов,

Колоны – в ранней Римской империи — поселенец, арендатор земли; с IV в. - лично свободный крестьянин, который тем не менее, как правило, не мог покинуть обрабатываемую землю. Во времена позднего Рима, особенно на Западе, колонат, наряду с рабским трудом, - основа сельскохозяйственного производства.

Консисторий – государственный совет при императоре из высшего чиновничества, верхов армии и духовенства.

Конституции – государственное устройство, императорское постановление, имевшее силу закона.

Куриалы (декурионы) – третье (после сенаторов и всадников) привилегированное сословие императорского Рима, провинциальные землевладельцы. На которых лежала ответственность за сборы налогов (недоимки они выплачивали из своих средств), им было запрещено покидать свои курии. В X в. сословие упразднено Львом VI.

Лагофеты – должность, управляющий ведомством (логофисией).

Магистр оффиции - начальник служб двора, первый министр в позднеримскую эпоху.

Новеллы — вновь издаваемые конституции Юстиниана.,

Провинция – территориальная, часто административная, единица в пределах государства или страны.

Прония – пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу, с правом управления определённой территорией и сбором с неё налогов.

Сенаторы – член собрания родовых старейшин (Сената)

Фема – военно-административный округ Византийской империи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

- привилегированное (духовная и светская аристократия, служилые люди);

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

- сенаторы — крупнейшие земельные аристократы, наделенные широкими иммунными правами (освобождение от бремени основных налогов, привлечение к ответственности только с санкции императора и сената, в отношении их не могли применяться тяжкие и позорящие виды наказания); они занимали все важнейшие государственные должности, но при этом имели определенный круг обязанностей — ежегодные дорогие подарки императору, невозможность покидать столицу без санкции императора, обязательность выполнения государственных поручений;

- динаты — крупные землевладельцы, к которым относились магистры, областные начальники, митрополиты, епископы, игумены;

- куриалы и декурионы — мелкие и средние феодалы, входящие в состав городских курий; они контролировали сбор налогов с населения, несли за это личную и имущественную ответственность, были лично неприкосновенны и имели налоговые и судебные льготы);

- духовенство (было неоднородным и до XII в. не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В VII—X вв. крестьянская община распадается на кулаков, апоров (бедняков) и мистотов (наемных батраков). С VII в. из свободных крестьян-общинников сформировалось военное сословие стратиотов. Они считались свободными наследственными земледельцами, но при этом были обязаны нести службу с собственным конем и оружием. Такая система позволила государству всегда иметь готовую и сильную армию. Со временем, когда армия стала наемной, большая часть стратиотов превратилась в феодалов.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

- париков (принадлежали частным лицам, выполняли барщину, платили ренту хозяину, платили подати государству);

- элевтеров (имели право перехода);

- актимонов (беднейшая часть из беглых крепостных, которые за приют становились париками).

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ.

1 – 5. Правильно сопоставьте имена правителей Римской – Византийской империи (левая колонка таблицы) и некоторые факты из их биографий (правая колонка):

Кто такой магистр оффиции?

А – советник императора, председатель государственного совета. Хранитель государственной печати. В его ведении находились вопросы юстиции и текущего законодательства;

Б – начальник дворца и дворцовых служб, командующий гвардией императора, глава полиции, инспектор пограничных войск;

В – один из сановников отвечающий за сбор налогов в землях императора;

Г – командующий флотом в Византии.

После систематизации римского права проведенной Юстинианом кодификационные работы были продолжены. Расположите в хронологическом порядке дальнейшие кодификации византийского права, изданные после Юстиниана.

а) – Эклога;

б) – Прохирон;

в) – Василики;

г) – шестикнижие Евгения Арменопуло;

А) (г, в, а, б) Б) (а, б, в, г) В) (г, в, б, а) Г) (б, в, г, а) Д) (в, г, а, б)

18. Укажите причины принятия Эклоги (726 г.) – основанного на кодификации Юстиниана официального законодательного свода Византийского права:

а) – онадолжна была способствовать укреплению сильной власти императора, выработки единой государственной идеологии;

б) – изменение формы правления в Византии;

в) – изменение официального государственного языка (переход с латыни на греческий);

г) – необходимость совершенствования правосудия (создание безвозмездного суда), борьба с еретическими движениями;

д) – важных причин для создания Эклоги не было – вызвано только желанием императора таким образом увековечить себя в истории.

А) (а, б, в, г) Б) (б, г) В) (а, в, г,) Г) (д) Д) (б, в, г)

19. Наряду с инквизиционным процессом в Эклоге фиксировались определенные черты нового либеллярного судебного процесса. Отметьте его основные признаки:

а) – большая роль отводилась деятельности судебного персонала (номикам, табулляриям и др.) которые занимались оформлением судебной документации;

б) – характеризовался большой свободой сторон в ходе процесса (явка в суд, отсрочка, отзыв дела и др.);

в) – возбуждение и прекращение дела зависело от воли потерпевшего. Обвинителем выступало лицо которому причинили ущерб;

г) – облекался в письменную форму не только приговор, но и прошение истца, а также возражения ответчика;

д) – при рассмотрении дела судьи отдавали предпочтение письменным доказательствам.

А) (б, в) Б) (а, г, д) В) (б) Г) (в) Д) (а, б, в, г, д)

20. Главой Византии являлся – басилевс (василевс), его власть не была наследственной. Считалось, что император избирался:

а) – сенатом;

б) – армией;

в) – римским папой;

г) – народом (жители Константинополя);

д) - византийским патриархом.

А) (а, б, г,) Б) (а, б, в, г, д) В) (а, б) Г) (г) Д) (а, д)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в а г б б г а б В А
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
в б в а б б б б б а

Тема (раздел) семинара: Государство и право Византии.

Терминологическое задание: записать в личный юридический словарь и усвоить следующие термины и понятия:

Дигесты (пандекты) – представляли собой систематическую компиляцию цитат — отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов.

Диоцез — крупная административная единица, в состав которой входило несколько провинций.

Институции – представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права.

Канцелярия – помещение, огороженное решеткой, в котором писцы под руководством канцлера.

Кодекс — систематизация 4600 императорских конституций начиная с 117 г., состоял из 12 книг и 765 титулов,

Колоны – в ранней Римской империи — поселенец, арендатор земли; с IV в. - лично свободный крестьянин, который тем не менее, как правило, не мог покинуть обрабатываемую землю. Во времена позднего Рима, особенно на Западе, колонат, наряду с рабским трудом, - основа сельскохозяйственного производства.

Консисторий – государственный совет при императоре из высшего чиновничества, верхов армии и духовенства.

Конституции – государственное устройство, императорское постановление, имевшее силу закона.

Куриалы (декурионы) – третье (после сенаторов и всадников) привилегированное сословие императорского Рима, провинциальные землевладельцы. На которых лежала ответственность за сборы налогов (недоимки они выплачивали из своих средств), им было запрещено покидать свои курии. В X в. сословие упразднено Львом VI.

Лагофеты – должность, управляющий ведомством (логофисией).

Магистр оффиции - начальник служб двора, первый министр в позднеримскую эпоху.

Новеллы — вновь издаваемые конституции Юстиниана.,

Провинция – территориальная, часто административная, единица в пределах государства или страны.

Прония – пожизненное (иногда наследственное) императорское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу, с правом управления определённой территорией и сбором с неё налогов.

Сенаторы – член собрания родовых старейшин (Сената)

Фема – военно-административный округ Византийской империи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

- привилегированное (духовная и светская аристократия, служилые люди);

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

- сенаторы — крупнейшие земельные аристократы, наделенные широкими иммунными правами (освобождение от бремени основных налогов, привлечение к ответственности только с санкции императора и сената, в отношении их не могли применяться тяжкие и позорящие виды наказания); они занимали все важнейшие государственные должности, но при этом имели определенный круг обязанностей — ежегодные дорогие подарки императору, невозможность покидать столицу без санкции императора, обязательность выполнения государственных поручений;

- динаты — крупные землевладельцы, к которым относились магистры, областные начальники, митрополиты, епископы, игумены;

- куриалы и декурионы — мелкие и средние феодалы, входящие в состав городских курий; они контролировали сбор налогов с населения, несли за это личную и имущественную ответственность, были лично неприкосновенны и имели налоговые и судебные льготы);

- духовенство (было неоднородным и до XII в. не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В VII—X вв. крестьянская община распадается на кулаков, апоров (бедняков) и мистотов (наемных батраков). С VII в. из свободных крестьян-общинников сформировалось военное сословие стратиотов. Они считались свободными наследственными земледельцами, но при этом были обязаны нести службу с собственным конем и оружием. Такая система позволила государству всегда иметь готовую и сильную армию. Со временем, когда армия стала наемной, большая часть стратиотов превратилась в феодалов.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

- париков (принадлежали частным лицам, выполняли барщину, платили ренту хозяину, платили подати государству);

- элевтеров (имели право перехода);

- актимонов (беднейшая часть из беглых крепостных, которые за приют становились париками).

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ.

1 – 5. Правильно сопоставьте имена правителей Римской – Византийской империи (левая колонка таблицы) и некоторые факты из их биографий (правая колонка):

Кто такой магистр оффиции?

А – советник императора, председатель государственного совета. Хранитель государственной печати. В его ведении находились вопросы юстиции и текущего законодательства;

Б – начальник дворца и дворцовых служб, командующий гвардией императора, глава полиции, инспектор пограничных войск;

В – один из сановников отвечающий за сбор налогов в землях императора;

Г – командующий флотом в Византии.

Читайте также: