Легисты в древнем китае это судебные чиновники

Обновлено: 27.05.2024

Исходная концептуальная основа для всех направлений китайской политико-правовой мысли:

Добродетельный государь должен разумно совмещать два пути (дао):

В этой связи следует отметить, что зародившаяся у чжоусцев китайская традиция не знала понятия собственно права:

Ø Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон (фа), выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказа­ния за совершенное преступление.

Ø Другой термин, обозначавший в Китае за­кон, – понятие уложения (ли) – был взят из музыкальной терминологии, где он обозначал нормативную высоту тона.

А) конфуцианство

Исходным для этико-политической доктрины Конфуциястал принцип добро­детели / морального закона (дэ),который распространяется мыслителем на всех лю­дей, причастных к управлению. Сама добродетель приобретается и совершенствуется при помощи обучения.

Ø попечение родителей о детях;

Ø сыновняя почтительность к старшим (в семье и обществе);

честность и прилежание («Тот, кто честен, будет пользоваться доверием других. Тот, кто прилежен, добьется успеха. Тот, кто добр, сможет использовать людей на службе

Ли – не только правила вежливости и благопристой­ного поведения, но и религиозный ритуал, ритуал охоты, дипломатии, управления («Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность за

Перенесенные в сферу политики и правотворчества жень и ли должны послужить фундаментом всей системы управления государством:

Таким образом, добродетель сыновнего послу­шания (почтительности) переносилась и на отношения подданных и правителя (что послужило причиной признания конфуцианства уже во II в. до н.э. официальной идеологией императорского Китая), а само государство мыслилось как:

б) механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующий отношения между управителями и управляемыми на основе добродетели.

При коллизии законов (фа) и ритуала (ли) философ отдавал безоговорочное преимущество последнему:

Б) легизм

Главным оппонентом конфуцианцев в вопросе методов и форм государственного правления была школа легистов (фа-цзя), основателями которой является Шень Бухай (400-337 гг. до н.э.) и Шан Ян (390-338 гг. до н.э.).

Ø Мудрый правитель это тело, чиновники – его руки.

Ø Правитель – это голос, чиновники – эхо.

Ø Правитель – это корни, чиновники – ветви.

Ø Правитель определяет основные принципы, чиновники их реализуют.

Ø Правитель осуществляет верховный контроль, чиновники же заботятся о выполнении своих функций.

Приказ правителя должен быть весом и обязателен, а его невыполнение означает лишь одно: правитель перестал быть правителем .

Таким образом, не мудрость и проницательность как индивидуальные качества, а метод и техника должны преобладать в деятельности истинного правителя.

Суть техники управления (шу) сводится к четкому и обоснованному разделению всего, всех и каждого для выполнения того, чему он служит.

Постигнуть технику управления можно лишь используя следующие принципы:

Подбор кандидата на должность (не по мудрости и добродетели, а по пригодности для исполнения конкретной должности).

Тотальный контроль за должностными лицами.

Система идей Шан Яна утилитарна и откровенно цинична:

1.

Человек по своей природе глуп и порочен: он стремится не к общему благу, а личному (что, в общем, даже удобно).

Будучи эгоистом, человек руководствуется двумя инстинктами:

Ø стремлением к выгоде;

Ø страхом перед наказанием.

Этим и должно воспользоваться государство, установив строгие законы (фа). Именно фа становятся для легистов основным инстру­ментом управления.

Основныехарактеристикизакона:

Ø Он исходит от верховной власти.

Ø Он строг, беспристрастен и универсален, в нем нет места традициям, ритуалу, этике, семейным и родовым привязанностям.

Ø Он санкционирует жесткую систему наказаний и поощрений.

В) даосизм

Основоположник даосизма – философ Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.)

Даосизмвозник как протест патриархальной знати против зародившейся новой аристократии, а сам Лао-цзы выступает как критик конфуцианства.

Доктринальная основа даосизма – учениеодао.

Однако Лао-цзы вкладывает в него инойсмысл:

Перенося данную философскую идею в политическую плоскость, Лао-цзы отмечает:

Причиной всех социальных бед и конфликтов является от­ клонение общества, человека от подлинного дао. Потворствуя своим желаниям, вожделениям, человек отходит от естествен­ной простоты, которая связывала его с природой.

Возвращение к естественности человеческих отношений даосизм связывал с возрождением патриархальных порядков, отрицанием культуры, прогресса, цивилизации.

Гармония и порядок в патриархальном государстве основа­ны на сострадании, бережливости, смирении, умеренности и сред­нем достатке.

Г) моизм

Учение выражало интересы свободных ремесленников, земледельцев, торговцев, мелких чиновников в их борьбе с родовой аристократией.

Доктрина Мо-цзыоснована на культе Неба (Тянь), которое интерпретируется рационалистиче­ски и составляет основу его политической теории.

Ø Во-первых, он отбрасываетфатализм (предопределение), которые приписывались воле Небес. Небо ничего конкретно не предопределяет: принятие концепции судь­бы лишает смысла человеческие поступки.

Во-вторых,Небо служит образцом для взаимоотношений между людьми, поскольку оно только желает, чтобы люди лю­били друг друга. Образцом же для правителя Небо может слу­жить также благодаря своему человеколюбию: «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малые, сильная семья притесняла слабую маленькую семью, чтобы сильный

Ø В-третьих,отрицая предопределение, Мо-цзы исходил из свободы и естественного равенства всех людей.

Воля Неба проецируется на организацию жизнедеятельности общества. Гармонизация и порядок во взаимоотношениях между людьми в государстве, между правителем и подданными долж­ны быть основаны на десяти принципах.

Ø понимание мудрости;

Ø почитание единства;

Ø всеобщая любовь и взаимная выгода;

Ø против нападений;

Ø против музыки;

Ø за бережливость при захоронениях;

Ø против судьбы;

Рационалистически Мо-цзы объясняет причины возникновения государства и его природу (впервые в истории политической мысли высказывается идея естественного происхождения государства в фор­ме общественного договора).

Причины возникновения государства две:

Ø стремление людей преодолеть социальный хаос, который делает людей похожими на зверей;

3.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Короткий Сергей Викторович
Санкт-Петербургский горный университет
к.ф.н., доцент кафедры организации и управления


Аннотация
Статья посвящена выявлению источников возникновения школы законников в Китае и Европе, проводится анализ отношения легистов к древним традициям, рассматривается характер взаимоотношений государства и подданных с точки зрения легистов, выбор методов укрепления государства, назначение и функция закона. На основе проведенного исследования сделан вывод об антигуманистической направленности данной концепции.

Korotkii Sergei Viktorovich
Saint–Petersburg mining University
PhD in Philology, Associate professor at the Department of organization and management


Abstract
The paper discusses the origins of the school of lawyers in China and Europe, the analysis of the relationship of the legists to ancient traditions, the character of relations between the state and citizens from the perspective of the legists, the choice of methods of strengthening the state, the purpose and function of law. On the basis of the conducted research the conclusion about the anti-humanist orientation of this concept.

Другой наиболее видный представитель школы легистов – Шэнь Бухай (385–337 годы до н. э.) – канцлер при одном из древнекитайских дворов, теоретик и практик государственного устройства и управления. Он сместил акцент в своих трудах на использование искусства управления административным аппаратом, функционирующем на основе закона, для повышения его эффективности. Формулировал требования к правителю (сильный правитель, отдаленный от своих чиновников, самый одинокий человек в мире) и к выбору и оценке деятельности чиновников.

Возможно потому что именно в Китае впервые идеология легизма была признана официально, им принадлежит право считаться основоположниками легизма, хотя, конечно, источник легизма вне Китая, в отличие от конфуцианства и даосизма.

Первая попытка организации жизни людей на основе законоположительных книг Моисея (Торы) относится к Эпохе Царей Израильских. Ученые подразделяют время монархии на Святой Земле на 2 периода: время единого Израильского царства – начало монархической эпохи, продлившееся до смерти царя Соломона, и период двух обособленных царств – Иудеи и Израиля. Израильско–Иудейское царство существовало XI–X вв. до н. э., Иудейское царство (Йехуда) X вв. до н. э. – ок. 587 г. до н.э., Израильское царство (Исраэль) X вв. до н. э. – ок. 722 г. до н. э.

Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам [4]. Другими словами, именно римское право, стало основой новой, антагонистичной традиционной, формы организации общества – государства.

Поскольку государственная форма правления противопоставлялась распространенному в то время державному правлению, основанному на мощи родов и заветах предков, то и методы достижения цели должны быть у школы легистов соответствующие.

Во–первых, необходимо устранить то, что мешает распространению легизма – традиции, обычаи, короче, все прошлое. В частности в Китае, школа легизма противоставлялась учениям даосизма и конфуцианства.

Более того, школа провозглашала тщетность и вредность философских дискуссий, искала новый принцип государственности не в морали, но в абсолютной власти закона, а поскольку природа человека зла, было бы бесполезно пытаться строить общество на основе нравственных и моральных категорий.

Поскольку основным носителем древних традиционных учений является аристократия и предки, то без ослабления позиций аристократов и глав семейств, невозможно утверждение легизма.

Шан Ян с 356 года до н. э. провёл ряд реформ, направленных на абсолютизацию царской власти путем подрыва положения родовой аристократии. В результате легистской революции Шан Яна все привилегии циньской родовой аристократии были ликвидированы и власть в Цинь была передана чиновникам: знатность в Цинь зависит не от родовитости, а исключительно от личных заслуг каждого перед циньским правителем, особенно на воинской службе. Гуан Чжун также ослаблял наследственную аристократию и укреплял царскую власть [7].

Представления легистов о жестоких законах как практически не единственном средстве управления тесно связаны с их пониманием антагонистических взаимоотношений между государством и его гражданами.

Одним из важнейших средств укрепить государство Шан Ян считал войну, поскольку война поддерживает боеспособность армии и способствует уничтожению наиболее строптивых и непослушных граждан.

Однако, человек слаб и несовершенен и сложно удержаться от искушения, создавая законы, самому их не соблюдать. Гуань Чжун пытался поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не поддержали эту идею. Естественно, данный подход в соблюдении законов правителем возможен только в случае, если природа закона секуляризирована. Государство рассматривалось в этом случае инструментом служения желаниям и воле ванна, то есть законы фацзя – это имеющие принудительную силу желания и воля ванна, которые лишены какой-либо религиозной санкции.

В антагонистической трактовке школы легистов, закон – превыше всего. И цель закона не в совершенствовании или спасении человека, а в защите государства. Законы предназначены для того, чтобы предотвращать ошибки подданных и подавлять корысть. Строгие наказания предназначены для того, чтобы наводить порядок и исправлять подчиненных. Если законы не внушают уважения, государство в опасности, если наказания можно избежать – зло будет множиться.

Воспитание и совершенствование граждан становится угрозой для государства, следовательно, возрастает роль системы образования как инструмента социализации гражданина и роль судебной системы, как инструмента наказания.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что легизм представляет собой некую концепцию, уничтожающую традиции и обычаи, изначально противостоящую людям, навязывающую им общественное устройство, которое априорно антогонистично им, что вынуждает легистов для подавления рождающегося протеста использовать исключительно наказания, причем в самой жесткой форме и абсолютно ко всем без исключений. Учитывая десакрализацию происхождения законов легистами, актуальным становится вопрос об авторе этого проекта, тем более что ряд основоположников школы легизма сами стали жертвой своего учения.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Предмет и особенности уголовного права Древнего Китая

Важно отметить, что для меры виновности и суровости наказания важно соответствовать не только направленности самого действия, но и духовному состоянию злоумышленника.

В Древнем Китае различали преступлениями, которые имели завершенный характер, и покушениями на незаконное деяние. Но размытые границы большинства общих принципов уголовного права привели к тому, что зачастую наказание за покушение следовало как за завершенное преступление, таким примером может быть намерение совершить убийство кровного родственника.

Особенности классификации преступлений в Древнем Китае

В уголовном праве Китая есть ряд видов преступлений:

  • ряд незаконных деяний против страны (мятежи и заговоры);
  • преступления религиозного характера;
  • преступления против личности (убийства, нанесение телесных повреждений);
  • преступления военного характера;
  • ряд преступлений против собственности (кражи, грабежи, убой чужого скота).

Для того чтобы включить то или иное преступление в перечень незаконных деяний, определить тяжесть наказания за него, важно учитывать некоторые причины. Это и субъективная воля императора, и доминирующее влияние той или иной правовой концепции (конфуцианство или легизм). Данный перечень был очень дробным и неопределенным. Так, уголовно преследовались должники, которые не выплатили долг.

В чжоуском законодательстве насчитывалось 500 видов незаконных деяний. Неизменно особое место в нем отводилось государственным преступлениям. Речь идет об измене императору, бунте и т.д.

Одно из тяжелых преступлений государственного характера в царстве Цинь было хранение конфуцианской литературы, которая запрещена.

Ряд пособий для чиновников в IV-III вв до н.э. содержали ряд примеров рассмотрения ряда уголовных дел. Речь идет о краже из храма, краже ряда предметов культа, нанесении ранений, клевете, дезертирстве из армии. Кроме этого, на основании канонов конфуцианской морали обозначили ряд таких преступлений, как непочтение отцу, семье и старшим. Уже в древние времена ввели актуальную и сегодня ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновников, которые совершили ошибки или проступки по службе, ответственность чиновника, который знал о вине своих коллег и не сообщил об этом.

Специфика наказаний, которые применялись к преступникам в Древнем Китае

Основная цель наказания была устрашение. Применяли телесные наказания и даже смертная казнь. Во время государства Чжоу выделяли пять ключевых наказаний:

  • мосин – это когда лицо преступника клеймили тушью;
  • исин – преступнику отрезали нос;
  • фессии – преступнику отрезали ноги;
  • чужии – мужчину-преступника кастрировали, женщину-преступника превращали в рабыню-затворницу;
  • данисин – преступнику отрубали голову.

Помимо этого, преступнику в качестве наказания могли отрезать уши, выколоть глаза, нанести удары палками и плетьми, обратить в рабство или оштрафовать.

Особая жестокость в наказаниях наблюдалась во время господства легистов в царстве Цинь. Там злоумышленника могли варить в котле, вырывать у них ребра, сверлить им головы.

Важно отметить, что лица, которым было меньше восьми лет и больше семидесяти, были освобождены от ряда физических наказаний.

Широкое применение имели наказания, нацеленные на перевоспитание преступников при помощи привлечения всеобщего внимания к его наказанию и делу. Во время Шань использовалась пятичленная система наказаний символического характера. Так, татуирование заменяли повязкой черного цвета, процесс отрезания носа – одеждой красно-бурого цвета, процесс отрезания ног – закрашиванием ноги тушью, смертную казнь – ношением холщовых рубах без ворота. Но уже во время Чжоу практику символического наказания значительно ограничивают.

В качестве традиционного института китайского права выступал институт коллективной ответственности родственников злоумышленника. Так, во времена глубокой древности истребляли весь род злоумышленника. В цинском Китае за ряд государственных преступлений наказание получал не только преступник, но и его три поколения родственников по линии матери, отца и жены. Казни данных злоумышленников предшествовал ряд иных наказаний. Речь идет сначала о татуировках, а после забивании палками. Ряд злоумышленников, которых обвиняли в клевете, злословии, оскорблениях, проклинаниях императора, предварительно отрезали языки.

Время Хань ознаменовалось некоторым смягчением наказаний. Были отменены наказания родственников злоумышленника и утверждены нормы относительно безнаказанного укрывательства родственниками близких людей, которые совершили незаконное деяние.

Наказания все также отражали сословно-классовое положение злоумышленников и потерпевших.

Специфика расследования преступлений и работы судов в Древнем Китае

Для суда в Китае не было характерно быть отделенным от администрации. Император выступал в качестве верховного судьи. На местах осуществляли функции правосудия представители местной администрации. Со временем все приобрело розыскную направленность. Был ряд определенных чиновников, которые расследовали преступления.

Изначально для судебного процесса была присуща состязательная направленность. Но, как сказали до этого, в Китае рано были введены розыскные элементы, которые в дальнейшем стали иметь безраздельный характер.

Начало расследования было связано с заявлением или доносом в уездные управы или окружные управления. Для доноса, в особенности о кражах или убийствах, важно было иметь точно определенных характер, так как несоответствия влекли за собой наказания. Донос был напрямую связан с социальным положением лица и его местом в семейной иерархии. Исключением являлись доносы о преступлениях против государя и государства. Были запрещены под угрозой смертной казни доносы относительно родителей, дедушек и бабушек и иных близких родственников, кроме убийств отца. В данной ситуации направлять донос можно было даже на мать. Рабов, которые доносили на своего хозяина, удавливали. Исключением являлись ситуации, когда раб доносил на хозяина, который замыслил мятеж и измену. Выдать своих людей, то есть представлять в суды рабов и домочадцев мог только глава семьи. Если же он этого не делал, его наказывали тоже. Также, глава семьи мог наказывать своих рабов, а, имея специальное разрешение властей, даже убивать за ряд провинностей.

Важно отметить, что ложные доносы рассматривались как преступления. Для доносчика использовали такое же наказание, как и для лица, которого бы обвинили, в ситуации, если бы донос имел правдивый характер. Не допускался ряд анонимных доносов. Осужденного по такому доносу освобождали.

Для уездных чиновников важно было вести следствие и приводить приговоры в исполнение. К примеру, били палками тут же, в суде. Расследовали тяжкие преступления окружные управы.

В качестве одного из важных доказательств, такого же как свидетельское показание и вещественное доказательство, которое было найдено во время осмотра места преступления или освидетельствования трупа, выступала клятва. На основании циньского руководства относительно расследования уголовных незаконных деяний пытки использовались в суде в тех ситуациях, когда злоумышленника изобличили, но он не соглашался со своей виной, или изменял ряд своих показаний прям во время дознания. Применялся принцип презумпции виновности обвиняемых. Часто прибегали к пыткам.

В ситуациях, когда подозреваемый погибал после пыток, чиновника, который вел следствие, отправляли на каторгу.

Было допустимо тело или голову преступника, которого казнили, выставить на публичное обозрение в открытом поле, во дворе дворца или рынке в ситуациях, когда злоумышленник являлся сановным лицом.


Некоторые китайские философы, описывая переселение душ после смерти в новые тела (данную идею китайцы позаимствовали у буддизма, правда с очень большими купюрами), указывали, что возродиться ты можешь не только в будущем, но и в прошлом, ежели владыка подземного царства сочтет, что это будет подходящим для тебя наказанием. Так вот, если эти рассказы окажутся правдой и, ускользнув от реаниматоров, ты откроешь свои бестелесные глаза перед вислоусым хозяином китайской преисподней, умоляй его как можешь, обещай что угодно, но только пусть он не посылает тебя в эпоху Цинь!

Запомни: Цинь, IV–III века до нашей эры. Что бы ты в этой жизни ни натворил, такого ты точно не заслужил.



Закапывание 450 конфуцианских проповедников

Цивилизованный мир мог ужасаться, глядя, как миллионы китайцев умирают от голода, потому что весь рис в стране по приказу великого руководителя Мао был посажен в землю на полметра глубже, чем следует. Цивилизованный мир мог хихикать, наблюдая, как китайцы хором гоняются за воробьями по приказу партии. Цивилизованный мир мог недоумевать, гадая, откуда у жителей Поднебесной берутся эти неисчерпаемые запасы покорности.


Но цивилизованному миру на самом деле просто повезло. Большинство рожденных на его территории великих умов, мечтавших построить идеальное государство, умерли от коклюша в колыбели (или их продавали в рабство, как Платона; гноили в тюрьмах, как Кампанеллу; сносили им головы на плахах, как Мору).

А вот китайские устроители идеального государства ухитрились-таки воплотить свои великие планы в жизнь.

Гуань Чжун, Шан Ян, Ли Сы — три основных идео­лога легизма, концепции государства, в котором верховенствует закон. Первый из мыслителей заложил основу учения, второй ухитрился применить ее на практике, а третий усиленно поддерживал получившуюся конструкцию на плаву.


Легисты исходили из следующих положений:

1.Человек от природы жаден, эгоистичен и ленив.

2.Смысл человеческой жизни в том, чтобы создать сильное государство и служить ему.

3.Сильное государство может быть только тогда, когда все решает один человек, которому все остальные беспрекословно подчиняются.

4.Слово правителя — закон для всех. Он один выше закона.

5.Человеком и государством можно хорошо управлять только при помощи страха и боли. Ибо смотри п. 1.

Примерно двести или триста лет легисты писали свои трактаты, ожидая, когда им подвернется под руку правитель, достаточно умный, чтобы оценить всю прелесть и простоту предлагаемой доктрины. Благо правителей вокруг наблюдалось много, все-таки Китай тогда был не единой страной, а несколькими постоянно конфликтующими друг с другом царствами. И вот в 361 году до н.э. в царстве Цинь правителем стал Сяо-гун, человек начитанный и знакомый с идеями легизма. И первым советником он назначил убежденного легиста Шан Яна, которому и поручил навести в своем царстве полный порядок.



Одна из множества картин с изображением десяти судов ада, династия Цинь, Китай, 1800–1849 гг.

В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, невозможно искоренить злодеяния, поэтому стремящийся к владычеству в Поднебесной должен наказывать еще до того, как совершен проступок.

Существует свидетельство, что одним из первых приказов, выпущенных под руководством Шан Яна, было распоряжение выставить у северных ворот города деревянный шест и объявить, что тот, кто перенесет этот шест к южным воротам, получит 50 цзиней золота (примерно 25 килограммов). Горожане, привыкшие с опаской относиться к правительственным распоряжениям, стояли вокруг шеста и чесали в затылках. Прикоснешься к этой деревяшке — а ну как тебя обвинят в корыстолюбии и оттяпают что-нибудь жизненно важное? И вообще, что это за шест такой, зачем его куда-то тащить? Откуда такой несуразный размер награды? Неспроста все это… Но нашелся какой-то доверчивый простак, который взвалил шест на плечо и в сопровождении стражи и зевак потопал к южным воротам. Там ему тут же вручили мешок с 50 цзинями золота.

Толпа впала в транс, рассказ о невиданной удаче простака стали передавать по всему царству, чего и добивался Шан Ян. Таким образом он дал понять, что отныне к правительственным приказам желательно прислушиваться очень и очень внимательно, без размышлений и обсуждений, потому что слов на ветер правитель бросать не будет.


Вторым намеком стала реакция на проступок юного наследника престола, который пренебрег свежим законом о недопущении ношения праздничной одежды в будние дни и появился при дворе в слишком праздничном костюме. Отдавать сына правителя палачам Шан Ян не стал, но приказал выжечь штрафное клеймо на лбу учителя, который не уследил за подростком. Ну а после того, как в наказание за некий столь же серьезный грех отрезали нос родственнику и приятелю принца, все царство очень оперативно догадалось, что времена шуток закончилось надолго.

Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ.

Уникальной особенностью легизма стала открытая декларация его целей. Даже египетские фараоны и вавилонские сары, даже самые жестокие деспотии древнего мира традиционно объясняли все свои кровавые выходки заботой о благе людей. Ну или волей богов. Боги легистов интересовали мало, а благо народа они объявили вещью наивреднейшей. Они вовсе не обещали людям счастья, мира, сытости и процветания. Ни в коем случае! Логика тут была совсем другая.

Государство объявлялось венцом и мерой всего, правитель же был гончаром, который возводит это царство из человеческой глины. И чем больше страдает глина, чем сильнее ее мнут и давят, тем совершеннее получится сосуд. Легисты прямо говорили: богатым, сильным и умным человеком тяжело управлять. В идеальном государстве подданные должны быть глупыми, голодными и несчастными. Только тогда у людей не останется своей воли, своей гордости и своих сил и все общество начнет работать как единый организм, повинуясь командам сверху без размышлений.

И никакого мира! Государство всегда обязано воевать, потому что только при постоянной войне оно будет закаляться и крепнуть, обеспечивая при этом своим жителям тот уровень голода, холода и страха, который необходим для поддержания порядка.



Терракотовые воины из гробницы первого императора династии Цинь

Красноречие и острый ум способствуют беспорядкам; этика и музыка способствуют распущенности нравов; доброта и человеколюбие — мать проступков; назначение и выдвижение на должности добродетельных людей — источник порока.

Какие же реформы провел Сяо-гун с помощью Шан Яна?


Все общество было разделено на двадцать рангов. Чем выше ранг, тем больше льгот имел человек — мог, например, заводить слуг или носить одежду качеством получше. Подданным разрешалось заниматься лишь одним из четырех видов работ.

• Выращивать зерно, рис или просо (а вот овощи и фрукты разрешались лишь как небольшое дополнение к основным посадкам).

• Быть государственным служащим (чиновником, работником, занятым на государственных стройках, счетоводом и т. д.).

• Ткать недорогую ткань.

• Быть военным, когда призовут (военная служба была обязательной практически для всех).

К паразитам также были причислены музыканты, писатели, учителя, врачи и прочая интеллигенция. Все книги, кроме трактатов о легизме, сжигались.


Человек мог подниматься по лестнице рангов, донося на соседей и сослуживцев. Неправедных доносов власть не боялась, так как было заявлено, что лучше казнить десять невиновных, чем оставить без наказания одного виноватого. Также на один ранг поднимался воин за каждые пять отрубленных в бою голов противника.

Был запрещен алкоголь. Всех известных пьяниц и торговцев вином в один знаменательный день арестовали, стащили на площадь и показательно сварили в больших котлах с вином.

Жизнь граждан превратилась в паутину из запретов и постановлений. Регламентировалось все: количество блюд, которые можно подавать к семейному столу, цвет платьев, форма причесок, толщина циновок и высота скамеек, форма деревьев во дворе, частота проветривания жилых помещений и число поклонов, которые надлежит совершить перед началом посева. Все сельскохозяйственные работы проводились под надзором чиновников, которые распоряжались сроками и видами посадок, скупали большую часть выращенного зерна по фиксированной смехотворной ставке и налагали на пятки, десятки и сотни наказания, если урожай оказывался неудовлетворительным.

За сомнение в верности и уместности принимаемых законов также полагалась смертная казнь.


Трусливых следует наказывать тем, что они больше всего ненавидят, — смертью. Тогда трусливый люд, подстрекаемый наказаниями, превратится в храбрый, а храбрый народ будет биться до смерти, страна не будет иметь себе равных и непременно добьется владычества в Поднебесной.

Царство Цинь, верное принципам легизма, очень скоро вступило в войну практически со всеми своими соседями (правда, по очереди). Сражались циньцы храбро: им деваться было некуда. За трусость в бою полагались те самые четыре разрывательные повозки. Все солдаты тоже были поделены на пятерки, и, когда кто-то из пятерки погибал, голову снимали и с остальных четверых. За гибель командира сотни убивали сотню. За сдачу в плен истребляли всех родных дезертира.

И в плодородные края Цинь потянулись толпы переселенцев, особенно из скудных, голодных земель, в которых к тому моменту еще не распространились сведения о нюансах циньской жизни. Пришельцы селились на пустырях и землях казненных, обеспечивая войску Цинь продовольственную поддержку, а если правителю нужно было свежее мясо на фронт, то, слава богам, льгот и гарантий можно было лишить любого, благо воля правителя стоит выше любого закона и любых обещаний.



Император Цинь Шихуанди

Легистскому государству понадобилось чуть больше века, чтобы подчинить себе весь Китай. Но задолго до этого фактический основатель его, философ Шан Ян, был казнен со всеми своими предками и потомками до третьего колена, потому что после смерти Сяо-гуна к власти пришел тот самый принц, учителей и родственников которого Шан Ян разукрасил клеймами и шрамами еще в самом начале своей карьеры. Легизм как отличное госустройство принц решил оставить, а вот самого Шан Яна — нет. Новый гончар, поплевав на ладони, взялся за глину…

Никто не должен высказывать собственное мнение и высказывать его своему правителю, ни те, кто обладает обширными знаниями, красноречием, остротой ума, ни те, кто честны и бескорыстны. Сильных надо сломить, красноречивых — заставить прикусить языки.

Окончательное объединение Китая произошло в конце III века до нашей эры, под властью еще одного императора-легиста — Цинь Шихуанди. Невзирая на то что его легендарным зверствам отведено немало томов традиционной китайской историографии (только закапывание заживо 450 конфуцианских проповедников чего стоит), мы должны признать, что по сравнению со своими предшественниками Шихуанди был еще вполне терпимым персонажем. Да, за ним тоже неустанно бродил его собственный легист-советник Ли Сы, ежедневно призывавший государя ни в коем случае не совершать добрых или справедливых поступков. И Шихуанди старался не уклоняться от этого правила. Но теперь под его началом был весь огромный, разнородный и наспех сшитый на живую нитку Китай, так что с тотальным контролем и взаимной круговой порукой пришлось повременить.

Слишком много было всего: людей, земель, правителей и городов; слишком сложно было удерживать воедино эти куски даже при помощи тяжелой легистской плети. Напротив, негибкий этот инструмент был хорош для войны, но в мирное время оказался надежным средством самоубийства державы. Через несколько лет после смерти Цинь Шихуанди его империя пала, а его род был истреблен даже не в трех коленах, а в пяти. После этого легизм формально уже никогда не был официальной идеологией страны.



Цинь Шихуанди приказывает сжечь все книги

Но это только официально. На деле же элементы легизма присутствовали практически во все времена во всех районах Азии и Китая. Из столетия в столетие с этих столпов восточной государственности стряхивалась пыль, а основные их принципы стали восприниматься как нечто естественное и неопровержимое.

1.Человек — ничто, государство — все.

2.Сильный человек — причина слабого государства.

3.Закон важнее справедливости, важнее добра и важнее здравого смысла.

4.Тот, кто сверху, всегда прав.

И принципы эти, видимо, виновны в том, что самая древняя, великая и могучая мировая цивилизация постепенно утратила способность к развитию, отказалась от роли флагмана мирового прогресса, выбрав себе взамен роль большого государства для маленьких, очень маленьких людей. Рис, воробьи и председатель Мао — слабая тень злой улыбки, брошенной через века. Впрочем, сейчас Китай, возможно, впервые начинает идеологически отворачиваться от своей древней этической системы. Медленно, как это всегда тут происходит, но целеустремленно. Права человека, неприкосновенность собственности, важность личности — все эти понятия обрели не только иероглифические обозначения, но и место в сознании нации. Сотни миллионов погибших в войнах и потрясениях XIX–XX веков в качестве платы за цивилизационную отсталость, долгое ощущение униженности и второсортности — это очень жесткий урок для нации. И, кажется, больше изучать этот предмет она не хочет.

Читайте также: