Квалификационные коллегии не существуют в каких судах

Обновлено: 18.05.2024

29 членов избираются по нормам представительства только от судей фед. судов 2ого звена и вышестоящих судов :

от судей Верховного суда по 2 судьи

от судей Высшего арбитражного суда РФ

от судей фед. арбитражных судов округов по 3

от судей верховных судов республик,

областных, и приравненных к ним судов, по 4

арбитражных судов субъектов РФ

от судей окружных(флотских) воен. судов по 3

Судьи избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей делегатами съезда от соответствующих судов на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, набравшие больше число голосов на собрании делегатов и, если в голосовании по их кандидатурам на Всероссийском съезде проголосовали более половины его делегатов. ПОЛНОМОЧИЯ: рассматривает заявления кандидатов на должности Председателей Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; Рассматривает заявления кандидатов на должности председателей судов и их заместителей других фед. судов( за искл. районных судов ), а также судей Верховного и Высшего арбитражного судов и представляет председателям этих судов соответствующие заключения; Объявляет в СМИ об открытии вакансий на названные должности с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; Приостанавливает /возобновляет/прекращает полномочия судей, занимающих данные должности ; в необходимых случаях выносит решение о прекращении отставки и о возможности привлечения к исполнению обязанностей; Осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей и судей названных судов; Присваивает судьям 1ый и высший квалификационные классы; Налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей фед. судов(за искл. районных), судей Верховного суда, Высшего арбитражного суда РФ, фед. арбитражных судов округов и окружных(флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка; Рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности разрешения этими коллегиями. Знакомится с работой этих квалиф. коллегий, заслушивает их председателей. Дает рекомендации по совершенствованию деятельности. Изучает и обобщает практику их работы. Организует учебу членов этих коллегий; Принимет решение о предъявлении судей к награждению гос. Наградами РФ и присвоению им почетных званий РФ; И др. полномочия, предусмотренные фед. законодтельством. Для оперативного решения вопросов по организации работы ВКК судей создается Президиум ВКК(председатель кол. + 3 заместителя, избираемых из членов ВКК ).

(КК)Квалификационная коллегия судей субъекта РФ

Формируется из судей судов всех уровней и видов субъекта РФ:

от судей областного и по 2

приравненного к ним суда

от судей арбитражного суда субъекта РФ по 5

от судей гарнизонных воен. судов 1

от судей районных судов 3

от мировых судей 1

и судей конституционных(уставных)

В субъектах РФ, где общая численность судей менее 30, квалификационная коллегия судей формируется в меньшем количестве. В тех субъектах РФ, где отсутствует один или несколько видов судов или мировые судьи, квалификационная коллегия формируется без их участия. Для обеспечения независимости судей от корпоративной солидарности, большей объективности и открытости в работе органов судейского сообщества в состав ВКК судей РФ и в состав КК судей РФ могут избираться только судьи. Председатели судов и их заместители не могут быть членами КК(квалификационных коллегий). В этих же целях в работе КК судей предусмотрено участие представителей общественности. Так, в состав ВВК входят: - 10 представителей общественности, которые назначаются Советом Федерации Законодательного Собрания РФ - один член коллегии – представитель Президента РФ, который назначается президентом. В составы КК судей субъекта РФ входят: - 7 представителей общественности, которые назначаются законодательным (представительным) органом гос. власти субъекта РФ. Для представителя общественности и Президента РФ в КК необходимо: -гражданство РФ -35 лет -высшее юрид. Образование -без порочащих проступков -не занимающий должности гос. или муниципальной службы -не адвокат

ПОЛНОМОЧИЯ: Рассматривает вопросы, отнесенные к их компетенции. Принимает решения в отношении судей областных и приравненных к ним судов, арбитражных судов субъектов РФ. Мировых судей, судей районных судов( в т.ч. председателей и заместителей р-н судов), гарнизонных военных судов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в отношении судей конституционных судов. Утверждает состав экзаменационных комиссий по приему квалифицированного экзамена у кандидатов на должности судей Организует проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности Присваивает судьям( с 5 по 2) квалификационные классы Осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством Наделены аналогичными с ВКК судей полномочиями Решение КК судей правомочно, если в ее работе принимали участие более половины участников заседания коллегии. Решение о прекращении / приостановлении полномочий/ об отставке судьи считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей участников заседания коллеги. Решение может быть обжаловано в судебном порядке лицом, в отношении которого оно было принято.

18) Общее понятие и сущность конституционных основ (принципов) правосудия, их классификация

Слово "принцип" (лат. Основа, первоначало). Принцип - основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия - это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом. Имеют ряд признаков: 1. Все принципы закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон "О судебной системе"; федеральный закон "О статусе судей"; закон "О судоустройстве РСФСР"). 2. Принципы правосудия представляют собой наиболее общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности. 3. Принципы правосудия носят руководящий характер. В соответствии с принципами правового строительства законодательства. Суд, участники процесса должны строить свою деятельность в соответствии с принципами. 4. Принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи с друг другом. Классификация признаков: 1. Закреплены в Конституции РФ и ином законодательстве. 2. Принципы правосудия делятся на две группы: * принципы, которые определяют порядок деятельности судов, * принципы, которые определяют правовой статус и порядок их полномочий. 1. Принципы правосудия, которые определяют права и свободы граждан. 2. Принципы по объекту регулирования: * определяют организацию суда (судоустройство), принципы, которые определяют деятельность суда и участников процесса (функционирование). Пример: принципы состязательности, равноправия, законности.

Квалификационные коллегии судей, согласно ст.18 Закона о статусе судей в Российской Федерации создаются для рассмотрения вопросов:

по отбору кандидатов на должность судьи;

по приостановлению или прекращению полномочий судьи;

по прекращению отставки судьи;

по обеспечению неприкосновенности судьи;

по проведению аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

В настоящее время действуют: Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационная коллегия судей Верховного Суда Российской федерации, квалификационные коллегии судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, групп войск и флотов, квалификационная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, квалификационные коллегии федеральных арбитражных судов округов, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, краевых, областных, арбитражных судов, арбитражных судов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года за №4960-1 утверждено Положение о квалификационных коллегия судей.

В соответствии с положением квалификационные коллегии судей избираются органами судейского сообщества, тайным голосованием, при участии в собрании не менее двух третей судей, образующих съезд (конференцию) собрание.

Высшая квалификационная коллегия судей России избирается Всероссийским съездом также, если присутствует не менее двух третей делегатов, избранных на съезд.

Количественный состав Высшей квалификационной коллегии Российской Федерации устанавливает Всероссийский Съезд судей. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней. Иные собрания и съезды (конференции) вправе сами определить количественный состав своих квалификационных коллегий.

Судья считается избранным в квалификационную коллегию судей, если по результатам тайного голосования он получил более половины голосов судей, принявших участие в голосовании.

Этот принцип применяется собраниями, съездами (конференциями) судей всех уровней судов.

Вопрос порядка избрания председателя и заместителей председателя соответствующей квалификационной коллегии решается Всероссийским съездом судей, собранием, съездом (конференцией) судей, которые могут сами избрать указанных должностных лиц, а могут разрешить членам самой квалификационной коллегии избрать председателя и заместителя (заместителей).

Избираются квалификационные коллегии судей сроком на три года.

Прекращаются полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации после избрания нового состава коллегии на очередном Всероссийском съезде судей.

В случае выбытия члена квалификационной коллегии до истечения трехлетнего срока кандидатура взамен выбывшего производится избранием в состав Высшей Квалификационной коллегии судей РФ - Всероссийским съездом судей, а в период между съездами - Советом судей Российской Федерации. На других уровнях судов - избрание членов квалификационных коллегий вместо выбывших производится собранием, съездом (конференцией) судей.

Полномочия квалификационных коллегий судей.

Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 года №4960-1, предусматривает следующие полномочия квалификационных коллегий (п.12):

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии для сдачи квалификационного экзамена лицами, претендующими на должность судьи.

Указанная комиссия создается для принятия экзаменов от лиц, впервые поступающих на должность судьи, т.е. от кандидатов, претендующих на должность судьи.




рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица, либо об отказе в ней, представляет председателю соответствующего суда заключение на каждого из рекомендованных кандидатов на должность судьи;

Кандидат, претендующий на должность судьи, при сдаче экзамена должен проявить свободную ориентацию во всех отраслях права, разбираться в процессуальном законодательстве, быть знакомым с Постановлениями Пленума Верховного Суда, со структурой и организацией судебной системы.

При даче своего заключения, конечно, коллегия учитывает непосредственную экзаменационную оценку, приоритет будет отдаваться лицам с более высокими оценками, но при этом квалификационная коллегия в своем заключении придает значение и другим качествам судьи, отвечающим требованиям ст.3 Закона о статусе судей в РФ и Кодекса чести судьи. При несоответствии требуемым характеристикам квалификационная коллегия отказывает в рекомендации данному лицу на должность судьи.

направляет председателю соответствующего суда заключения.

Квалификационная коллегия дает заключения, без которых невозможно провести процедуру избрания судьей, утверждения на должность председателя или заместителя председателя районного суда, военного суда армии, флотилии, соединения и гарнизона. Направляет также заключения об освобождении от перечисленных должностей;

проводит квалификационную аттестацию судей и принимает решение о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно.

Регламентация квалификационной аттестации судей предусматривается Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.1993года №4960-1.

принимает решение по вопросам, связанным с возбуждением в отношении судьи уголовного дела, привлечением его к уголовной ответственности. Заключением под стражу или приводом судьи (ст.16 Закона о статусе судей в РФ).

рассматривает жалобы и представления на действия либо бездействия судьи, умаляющие авторитет судебной власти.

дает заключения по вопросам представления судей к награждению государственными наградами и присвоению им почетных званий Российской Федерации.

Квалификационные коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации представляют заключения судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

утверждения на должность заместителей председателей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации и председателей судебных коллегий этих судов (ч.2 п.3 ст.12 Положения о квалификационных коллегиях судей).

В пункт 13 Положения, регламентирующий полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, внесены изменения, дополнения Федеральным законом от 16 ноября 1997 года №144-ФЗ, и в настоящее время Высшая квалификационная коллегия полномочна:

представлять заключение Председателю Верховного Суда Российской Федерации о возможности избрания парламентом РФ соответствующих кандидатов на должности председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил.

представлять заключение председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для назначения Президента Российской Федерации соответствующих кандидатов на должности председателей и заместителей председателей федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

проводить квалификационную аттестацию председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов, видов Вооруженных Сил и принимать решение о присвоении им квалификационных классов; присваивать квалификационный класс Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

проводить квалификационную аттестацию судей, представленных к присвоению первого и высшего квалификационных классов;

принимать решение о приостановлении либо о прекращении полномочий председателей и заместителей председателей краевых, областных, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а также военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил;

принимать к своему производству решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи - члена квалификационной коллегии судей, а также дачей согласия на возбуждение в отношении его уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод;

рассматривать жалобы на решения квалификационных коллегий о приостановлении полномочий судов;

рассматривать обращения Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, в случае отказа квалификационных коллегий дать согласие на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, а также на привлечение судьи к уголовной ответственности, заключение под стражу или привод судьи;

рассматривать представления Председателя Верховного суда Российской Федерации. Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации, министра юстиции российской Федерации о пересмотре решений квалификационных коллегий судей, отказавших в прекращении полномочий судьи;

Для реализации указанных полномочий квалификационные коллегии нуждаются в необходимой для решения определенного вопроса информации, которую вправе получить как от председателей судов, судей, органов юстиции, так и от иных государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.

Поправки изучала и готовила текст закона к рассмотрению во втором чтении рабочая группа Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе. В результате длительной и большой работы текст был значительно улучшен, однако по состоянию на ноябрь 2000 года остались разногласия по следующим позициям: следует ли передать вопросы дачи согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей, кроме судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Президиуму Высшей квалификационной коллегии судей и следует ли передать этой коллегии право рассмотрения вопросов представления судей к награждению государственными наградами или присвоению почетных званий, а также следует ли сохранить в Положении о квалификационных коллегиях судей право Высшей квалификационной коллегии рассматривать не только представления председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ о назначении на должности председателей, заместителей председателей федеральных судов, но и заявления кандидатов на эти должности.

Главное назначение квалификационных коллегий — формирование высокопрофессионального судейского корпуса, защита прав и законных прав судей, обеспечение гарантий их независимости при осуществлении своих профессиональных обязанностей.

В состав квалификационных коллегий включаются не только судьи, но и представители общественности, а также представители Президента РФ.

Так, Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в составе 29 человек, в число которых включается: 18 судей, избираемых на съездах судей, 10 представителей общественности, назначаемых Советом Федерации и 1 представитель, назначенный Президентом РФ.

Следует заметить, что судьи Конституционного Суда РФ в состав Высшей квалификационной коллегии не входят, и на них ее юрисдикция не распространяется.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ в свой состав кроме судей также включают представителей общественности и Президента РФ. Численный состав квалификационных коллегий различный. В большинстве субъектов РФ квалификационная коллегия формируется в количестве 21 человек, в том числе: 13 — это судьи, избираемые на конференциях судей, 7 — представители общественности, назначенные законодательным (представительным) органом государственной власти субъектов РФ в порядке, определяемом законами и иными правовыми актами субъекта РФ, 1 — представитель Президента РФ.

Нужно отметить, что судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ в состав соответствующих квалификационных коллегий субъектов РФ включаются, и на них юрисдикция таких коллегий распространяется. В состав квалификационных коллегий судей не могут избраны председатели судов и их заместители.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируются соответственно на четыре и на два года.

В Высшей квалификационной коллегии судей РФ создается Президиум этой коллегии, избираемый на заседании коллегии. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образован для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.

Квалификационные коллегии судей наделены широкими полномочиями.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в соответствии со ст. 17 Закона "Об органах судейского сообщества":

а) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей и заместителей председателей федеральных судов (кроме районных судов), а также заявления на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и некоторых других судов и представляет свои заключения Президенту РФ, либо Председателю Верховного Суда РФ либо Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ;

б) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия председателей, заместителей председателей судов, судей, перечень которых определен в п. 4 ч. 2 ст. 17 Закона;

в) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

г) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей, судей, перечень которых дан в п.2 ч. 2 ст. 17 Закона;

д) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий и т.д.

Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов РФ определены в ст. 19 Закона "Об органах судейского сообщества". Их юрисдикция распространяется на судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи;

б) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;

в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия судей соответствующих федеральных судов;

г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов;

д) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов;

е) рассматривают представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, на которого распространяется юрисдикция соответствующей квалификационной коллегии, о привлечении его в качестве обвиняемого, заключении его под стражу, производстве обыска (п. 5 ч. 1,ч. 5 Ст. 448; ст. 450 УПК РФ).

Такие коллегии занимают особое место среди органов судейского самоуправления. Их организация и основы деятельности определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утвер­жденным Верховным Советом РФ 13 мая 1993 г.

Все коллегии судей можно объединить в четыре группы:

— Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

— коллегии судей Верховного Суда РФ, коллегии судей респуб­лик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автоном­ной области и автономных округов;

— коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, коллегии судей арбитражных судов субъектов Федерации;

— коллегии судей военных округов и флотов.

Квалификационные коллегии судей избираются тайным голо­сованием:

§ высшая квалификационная коллегия судей РФ — на Всерос­сийском съезде судей;

§ квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ— на собрании судей этого Суда;

§ квалификационная коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ — на собрании судей этого Суда;

§ квалификационные коллегии судей гражданских судов общей юрисдикции, действующие на территории конкретных субъектов Федерации, — на съездах (конференциях) всех судей, работающих, к примеру, в конкретной области, включая районных судей и судей областного суда;

§ квалификационные коллегии судей арбитражных судов — на собраниях судей соответствующих арбитражных судов;

§ квалификационные коллегии судей военных судов — на съез­дах (конференциях) судей, работающих в военном округе или мес­те дислокации флота.

Количественный состав коллегии определяется органом, изби­рающим ее. В нее должно включаться равное количество судей ос­новного и среднего звеньев (для общих и военных судов). В колле­гии не могут быть избраны председатели судов высшего и среднего уровня, их заместители.

В Высшую квалификационную коллегию судей должны изби­раться судья гражданских, военных и арбитражных судов всех уров­ней. Это нужно для того, чтобы в данной коллегии могли быть орга­низованы самостоятельные секции, состоящие из судей соответству­ющих судов.

Срок полномочий всех коллегий, кроме Высшей квалификаци­онной коллегии, — три года. Высшая квалификационная коллегия обновляется по мере созывов Всероссийского съезда судей.

В полномочия квалификационных коллегий входит:

— утверждение состава экзаменационных комиссий для провер­ки знаний лиц, претендующих на судебные должности;

— дача заключений о возможности назначения кандидата в судьи или на должность председателя районного суда, об освобождении от этой должности (квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ дают заключение о возможности назначения конкретных кандидатов судьями этих судов или об их освобождении);

— проведение квалификационной аттестации судей и принятие решений о присвоении им квалификационных классов с пятого по второй включительно (квалификационные коллегии судей Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ присваивают с пятого по первый класс);

— принятие решений по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела в отношении судьи, привлечением к уголовной ответственности, арестом или приводом;

— предупреждение судьи о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, решение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий судьи, а также прекращением отставки судьи;

— рассмотрение жалоб или представлений, касающихся действий либо бездействия судьи, которые умаляют авторитет судебной власти;

— дача заключений по вопросам представления судей к награждению государственными наградами или присвоению им почетных званий;

— выполнение иных полномочий, возлагаемых на коллегии действующим законодательством.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей несколько отличаются от полномочий всех других коллегий. В частности, она дает заключение о возможности назначения кандидатов на должности Председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий гражданских и военных судов среднего звена, а также соответствующих должностных лиц арбитражных судов. Эти заключения направляются Председателям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей также проводит квалификационную аттестацию судебных должностных лиц этого уровня и присваивает им квалификационные классы, а равно аттестует всех судей, представляемых к присвоению первого или высшего квалификационного класса. На нее возложено и рассмотрение вопросов, связанных с приостановлением или прекращением полномочий председателей судов (кроме районных судов), их заместите­лей и председателей судебных коллегий, а также членов всех ква­лификационных коллегий. Высшая квалификационная коллегия судей проверяет законность и обоснованность решений всех других квалификационных коллегий, в том числе по вопросам приостанов­ления или прекращения полномочий судей, дачи согласия на возбуждение уголовных дел в отношении судей, привлечение их к уголов­ной ответственности, арест и т. д.

Вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных колле­гий всех уровней, рассматриваются с соблюдением процедуры, закрепленной в названном выше Положении от 13 мая 1991 г.

Особенностью рассмотрения вопросов, подведомственных Выс­шей квалификационной коллегии судей, является то, что часть из них выносится на обсуждение пленарного заседания данной колле­гии (в нем должны участвовать все члены коллегии), а часть - на обсуждение самостоятельных секций, образуемых из судей соответ­ственно гражданских, военных и арбитражных судов.

Последние дают лишь заключения о возможности назначения кандидатов на руководящие должности в соответствующие суды, проводят квалификационную аттестацию этих должностных лиц, присваивают квалификационные классы им и Председателям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также аттестуют других судей в случае, когда их представляют к присвоению первого и высшего квалификационных классов.

Все другие вопросы, подведомственные данной коллегии, рассматриваются и разрешаются на пленарных заседаниях.

Важное место среди полномочий всех коллегий занимает проведение квалификационной аттестации судей и присвоение им квалификационных классов. Эта их деятельность регламентируется Положением о квалификационной аттестации судей, утвержденным 13 мая 1993 г.

Аттестация проводится для оценки уровня профессиональных знаний судьи и его умения применять эти знания при осуществлении правосудия, а также деловых качеств и соответствия требованиям, предъявляемым по закону к судьям. Поводом для этого могут служить: постановка вопроса о назначении в вышестоящий суд; назначение на очередной срок полномочий, когда судья первоначально был назначен на три года и зарекомендовал себя положительно; утверждение на должность председателя суда, его заместители или председателя судебной коллегии; присвоение квалификационного класса.

Положение предусматривает возможность присвоения судьями в зависимости от их стажа работы, уровня квалификации и занимаемой должности шести квалификационных классов: от пятого до первого и высший. Для пребывания в каждом из классов установлены свои сроки: для пятого класса -–два года, для четвертого – три года, для третьего – четыре года, для второго – пять лет; для первого и высшего классов сроки не установлены. При этом в Положении дается ориентировка на то, какие классы могут быть присвоены судьями конкретных уровней. Например, председателям, их заместителям, судьям районных судов, а также военным судьям судов основного звена допускается присвоение классов с пятого по второй. В виде исключений высококвалифицированным и имеющим большой опыт судебной работы судьям могут быть присвоены более высокие классы.

Квалификационные классы имеют двоякое назначение. С одной стороны, они являются свидетельством уровня квалификации судьи, профессиональных званий и опыта, а с другой — служат фактором, влияющим на размер заработной платы судей: в зависимости от присвоенного класса заработная плата судьи увеличивается на 15 —30%.

Нужно иметь в виду, что в судах квалификационной аттеста­ции подвергаются не только судьи. Аттестации подлежат также оперативные работники аппаратов судов (советники, помощники, консультанты, секретари судов и др.). По итогам аттестации им присва­таются классные чины: юрист 1—3-го класса, советник юстиции 1—3-го класса и государственный советник 1—3-го класса. Эти чины, как и квалификационные классы судей,— свидетельство профессионального уровня работника, его знаний и опыта. Они также дают право на получение надбавок к заработной плате в размере от 15 до 27%.

Смотрите также:

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Читайте также: