Куда смотрит конституционный суд

Обновлено: 30.06.2024

В этот обзор включены постановления КС, которые до сих пор широко обсуждаются обществом. Например, постановление про киоски на придомовых территориях многоквартирных домов. Вопрос, на который ответили судьи КС, волновал многих - могут ли собственники жилья в многоквартирном доме на своей придомовой территории разместить, к примеру, газетный киоск?

С одной стороны, у собственников жилья действительно немало прав, которые закреплены в законе, но, с другой стороны - существуют правила благоустройства муниципального образования. И эти правила однозначно запрещают любую самодеятельность граждан в этом вопросе.

В итоге вышла так называемая правовая неопределенность. Внести ясность в которую в нашей стране имеет право только КС. Одна норма киоск разрешала, а другая запрещала. Так что решение главного суда страны ждали и собственники, и муниципальные чиновники. Конституционный суд РФ, изучив вопрос, выслушав заинтересованные стороны, встал на сторону собственников квартир в многоквартирных домах.

Подобная формулировка означает, что придомовая территория должна быть правильно и законно оформлена, и лишь тогда жители могут решать, что еще им здесь необходимо.

Чиновникам органов местного самоуправления был дан год, чтобы привести правила благоустройства в соответствие с этой правовой позицией КС.

Еще больший ажиотаж в обществе вызвало решение Конституционного суда, позволяющее забрать за долги роскошную квартиру должника. Споры противников и сторонников подобного шага идут до сих пор, хотя известно, что решения Конституционного суда нельзя опротестовать. Их можно только выполнить.

Споры идут до сих пор, хотя известно, что решения КС нельзя опротестовать. Их можно только выполнить

Годами действовало правило, и его знали все, что единственное жилье гражданина - неприкосновенно. Но жизнь показала, что под единственную квартиру можно вполне приспособить если не дворец, то практически хоромы.

В этом случае Конституционный суд сказал, что положения законодательства, устанавливающие так называемый исполнительский иммунитет для единственного жилого помещения должника, не могут являться "безусловным основанием для отказа в обращении на него взыскания".

То есть отбирать жилье за долги можно, если оно будет признано роскошным именно решением суда, а не пожеланиями кредитора. Плюс к этому КС добавил еще целый список ограничений, чтобы не было возможности просто выгнать граждан на улицу.

Итак, забрать большое жилье становится возможным, если суд сочтет применение иммунитета необоснованным, а должник ни при каких условиях не останется совсем без крыши над головой. Точнее - без жилища, пригодного для проживания его самого и членов его семьи.

Причем это будущее жилье должно быть площадью не меньшей, чем по нормам предоставления жилья на условиях социального найма. Да и располагаться такая квартира обязательно должна в пределах того же поселения, где эти люди жили.

В обзоре важным было и решение о привлечении руководителей ООО, исключенного из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, к субсидиарной ответственности по долгам общества перед потребителем. То есть объявить людям, что фирма закрылась, ее больше юридически нет и поэтому она теперь перед гражданами ни за что не отвечает, уже не получится. Правда, подтверждаться такая ответственность также должна только судебным решением.

Еще одно интересное решение КС касалось статьи 116.1 Уголовного кодекса РФ. В ней речь идет о побоях.

Так вот, главный суд страны признал эту статью неконституционной в той мере, в какой она, устанавливая уголовную ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, не предусматривает ответственности для лиц, имеющих судимость за подобное преступление.

Если сказать это проще - уже судимый за такое же преступление человек должен нести большую ответственность. И наказывать его надо более жестко. Но до того, как законодатель статью поправит, будет действовать нынешняя редакция этой нормы. То есть она сохраняет силу.

Необычный суд: чем занимается Конституционный Суд?

В России огромное количество судов: районные, городские, областные; общей юрисдикции и арбитражные, суд по интеллектуальным правам; апелляционные и кассационные. Все они объединены в единую систему.

Основная цель судов - разрешать спорные вопросы между гражданами и организациями, защищать и восстанавливать нарушенные права.

Если вас залил сосед и не хочет платить; если магазине продали бракованный чайник; если не возвращают долг; если сосед ставил забор и захватил часть вашего участка - все эти вопросы поможет решить суд.

В целом, все суды в системе занимаются одним и тем же, кроме одного - Конституционного Суда.

Что же такое Конституционный Суд?

О нем часто говорят по телевизору и в газетах: он находит несоответствия и дает рекомендации, или поддерживает законодателя - но конкретно сказать, чем он занимается, практически никто не может.

Если Верховный Суд как вышестоящий суд, может исправлять ошибки нижестоящих судов в порядке пересмотра судебных решений, то Конституционный, хотя и стоит на одном уровне с Верховным, совсем такими полномочиями не обладает.

Да, в составе суда есть судьи, проводятся судебные заседания, рассматриваются заявления. Но Конституционный Суд как сводный брат - вроде и родственник, но не по крови. Несмотря на то, что он входит в общую судебную систему, этот суд не занимается вопросами права - не решает кто прав, а кто виноват.

Самая важная функция этого суда - проверка законов и других нормативных актов на соответствие основному закону страны - Конституции.

Приведем пример.

Есть такой закон “О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".

Он регулирует процедуру рассмотрения заявлений, жалоб и прочих обращений в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам. Правда речь в нем идет только о праве граждан на подачу обращений, а об организациях, например, ни слова. Отдельного порядка рассмотрения обращений юридических лиц не существует.

С запросом проверки на соответствие Конституции этого закона обратилось Законодательное Собрание Ростовской области - ведь в статье 33 указано, что право на обращение имеют и коллективы граждан.

Конституционный Суд решил, что закрепление в законе процедуры рассмотрения обращений только на граждан, ущемляет права организаций, а сам закон противоречит основному закону страны.

С момента принятия решения судом в законе ничего не изменилось, но обращения юридических лиц стали рассматривать по его правилам.

А я могу обратиться в Конституционный Суд?

Любой гражданин может обратиться в Конституционный Суд, если считает, что по его делу применен закон, который не соответствует Конституции.

Важно соблюсти два правила:

1. Можно пожаловаться в Конституционный Суд только тогда, когда ваши права и интересы нарушены какой-то конкретной нормой закона.

2. Проверить на соответствие Конституции можно только тот закон, который был применен непосредственно к заявителю.

Например, если вы наткнулись на статью в Градостроительном кодексе и она вам не нравится, но судебного решения, где суд применил эту норму в вашем споре, нет, в Конституционный Суд обратиться не получится.

Суд рассмотрит мою жалобу и что дальше?

Если суд решит, что норма закона, примененная в конкретном деле, противоречит Конституции, он принимает решение о признании ее неконституционной.

На основании такого решения дело заявителя может быть пересмотрено.

Если суд не увидит противоречий, увы, изменить ничего будет нельзя. Акты Конституционного Суда нельзя обжаловать.

Конституционный Суд занимается только проверкой законов?

Кроме проверки законов по жалобам и запросам, Конституционный Суд занимается:

- Толкованием Конституции. Президент, Госдума, Правительство и законодательные органы субъектов могут попросить суд разъяснить положения основного закона, если есть риск неоднозначного понимания.

- Разграничением компетенции. Например, Президент и Совет Федерации не могли определиться, кто из них должен отстранять Генерального прокурора от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Конституционный Суд разобрался и официально признал за Президентом такие полномочия.

- Признанием решений ЕСПЧ обязательными к исполнению на территории России. Теперь, если ЕСПЧ выносит решение в пользу гражданина РФ, а Конституционный Суд решит, что оно не соответствует Конституции, решение исполнено не будет.

- Внесением законодательных предложений и т.д.

Несмотря на то, что Конституционный Суд не совсем суд в привычном понимании, он играет огромную роль в правовом регулировании на территории России.

Как появился Конституционный Суд РФ?

Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву. Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что:

  • ККН СССР будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов — юристов и политологов,
  • в состав ККН СССР будут входить представители от каждой из 15 союзных республик,
  • избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.


В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил своё существование в связи с распадом СССР.

Закон о Конституционном Суде РФ был утверждён V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года. 30 октября того же года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года — первое заседание.

22 сентября 1993 года Конституционный Суд принял решение, повлекшее за собой значительные последствия для страны: КС признал противоречащим Конституции указ президента Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов.

По сути, это служило основанием для отрешения Ельцина от должности или приведения в действие иных механизмов для привлечения его к ответственности. Однако фактически Ельцин продолжал осуществлять полномочия президента России. В результате 3 – 4 октября 1993 года произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как расстрел Белого Дома). После этого Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.


12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Согласно 125 Статье документа, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе, с этого момента он проверяет только нормативные акты и исключительно по запросам или жалобам. Также увеличилось количество судей с 15 до 19.

12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан президентом РФ, а 23 июля — опубликован. В феврале 1995 года суд был полностью укомплектован.

Что делает Конституционный Суд РФ?

В функции КС входит:

  • проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов субъектов федерации, договоров между органами государственной власти федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу). Так, если при рассмотрении дела суд любой инстанции решит, что закон не соответствует Конституции, он обращается в Конституционный Суд РФ;
  • разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти и субъектами РФ;
  • толкование действующей Конституции по запросу президента, Государственной думы, правительства, Совета Федерации и органов законодательной власти субъектов РФ;
  • участие в процедуре отрешения от должности президента — импичменте.

Кто входит в состав Конституционный Суд РФ?


Кандидат на должность председателя КС и его заместители назначаются сроком на шесть лет. Председатель КС с 21 марта 2003 года — Валерий Дмитриевич Зорькин. Заместители председателя КС — Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович.

Судебный орган состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента. Нынешний состав:

  • Арановский Константин Викторович;
  • Гаджиев Гадис Абдуллаевич;
  • Жилин Геннадий Александрович;
  • Князев Сергей Дмитриевич;
  • Мельников Николай Васильевич;
  • Ярославцев Владимир Григорьевич;
  • Бойцов Александр Ильич;
  • Данилов Юрий Михайлович;
  • Казанцев Сергей Михайлович;
  • Кокотов Александр Николаевич;
  • Рудкин Юрий Дмитриевич;
  • Бондарь Николай Семенович;
  • Жаркова Людмила Михайловна;
  • Клеандров Михаил Иванович;
  • Красавчикова Лариса Октябриевна;
  • Селезнёв Николай Васильевич.

В РФ существует несколько судебных органов, отличающихся особенностями работы, имеющимися привилегиями и полномочиями. Конституционный суд РФ — это орган конституционного контроля, поэтому рассматривает дела, имеющие отношение к соблюдению требований Конституции.

История появления

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.

Где находится КС РФ и официальный сайт

Конституционный суд РФ находится в городе Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, дом 1. В Москве есть представительство регулирующего органа, расположено ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3.

Актуальную информацию о деятельности Конституционного суда в настоящее время можно получить на официальном сайте.

Функции КС РФ

Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.

К основным функциям КС относится:

  • Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
  • Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
  • Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
  • Толкование разных статей Конституции.
  • Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
  • Направление различных инициатив в области законодательства.


Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.

Состав КС Российской Федерации

До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.

После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.

Принципы деятельности

Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:

  • Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
  • Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
  • Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
  • Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
  • Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
  • Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
  • Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.


Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.

Слухи об упразднении

Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.

Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.

Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.

Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.

Полезное видео

Об особенностях производства в Конституционном суде:

Заключение

КС РФ занимается рассмотрением дел, имеющих отношение к конституционным правам и свободам россиян. Законом ограничивается количество судей, которые во время проведения заседаний обязаны придерживаться определенных принципов, а также реализовать обязательные функции. С 28 ноября 2020 года прекращается функционирование региональных КС.

Решение Конституционного суда Ингушетии по вопросу о границе с Чечней не только привело к обострению взаимоотношений между республиками, но снова подняло вопрос о целесообразности существования таких органов правосудия. РАПСИ изучило специфику функционирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ и опросило экспертов об их роли в судебной системе.

Возможность создания конституционных (уставных) судов предусмотрена Основными Законами 50 субъектов России. Но только в 23 из них приняты соответствующие решения, а фактически действуют такие суды всего в 16 регионах.

Ситуация, когда суды определенной специализации присутствуют менее, чем в 20% субъектов РФ, весьма негативно сказывается на единообразии устройства судебной системы. Эксперты уже на протяжении нескольких лет высказывают опасения о том, что подобный дисбаланс может привести к сбоям в работе судебной вертикали.

Эксперты отмечают, что сегодня конституционные (уставные) суды рассматриваются региональной властью как чуждый и ненужный элемент. Такое мнение подтверждается их ликвидацией, например, в Мордовии, Челябинской области, или приостановление действия судов в Тюменской области, длительное нежелание переназначать судей, в частности, в Санкт-Петербурге, а также массовая отмена законов об органах конституционного (уставного) правосудия в Самарской и Курганской областях, Красноярском и Ставропольском краях.

Оценка работы конституционных судов субъектов РФ

К примеру, за 2015 год все конституционные суды субъектов РФ вынесли в общей сложности 179 актов (47 постановлений). В среднем на каждый суд приходится примерно 11 судебных актов всех видов. При этом крайне важно отметить, что в данном случае речь идет о всех процессуальных документах, которые, возможно, и показывают степень загруженности того или иного суда, но не говорят о количестве дел, которые были рассмотрены по существу.

Так, к примеру, за год в Конституционном суде Татарстана из 18 определений лишь 4 жалобы были приняты судом к рассмотрению. В Адыгее за тот же период из четырех вынесенных определений три являются отказом в принятии жалобы, и лишь одно – принятие жалобы к рассмотрению, но доведенных до логического завершения дел в виде конкретных постановлений за весь год здесь не было.

В целом, итоговых постановлений у конституционных (уставных) судов субъектов в среднем в три раза меньше, чем жалоб, поступивших в данные суды. Помимо невысокой активности работу такого рода судов характеризует невысокая значимость принимаемых решений.

Статистика показывает, что такие суды чаще склоняются к признанию тех или иных норм соответствующими Уставу или Конституции субъекта. В среднем, решений, принципиально не влияющих на правоприменение, в два раза больше, чем оспаривающих нормы. В некоторых субъектах суды всегда или почти всегда признают оспариваемые акты соответствующими Конституции или Уставу (например, в Калининградской области, в Башкортостане).

Актуальность

Создание конституционных (уставных) судов в ряде субъектов было вполне оправданным решением для периода становления Российской Федерации как правового государства. Но сейчас их востребованность практически исчерпана.

Количество рассмотренных дел конституционными (уставными) судами в некоторых регионах существенно снизилось в 10-20 раз по сравнению с предыдущей декадой. Это абсолютно объяснимый факт, ведь важнейшим полномочием таких судов является толкование Основных Законов регионов РФ. Но с каждым годом по понятным причинам решений по такой категории дел выносится все меньше.

Адвокат Мария Куракина

Эксперты отмечают, что правовое пространство постепенно заполняется актами законодательства, содержащими свое толкование Конституции. Кроме того, решения КС РФ по другим категориям дел также содержат интерпретацию региональных Уставов или Конституций. Толкование Основных Законов субъектов РФ в тех регионах, где не созданы органы конституционной (уставной) юстиции, вполне успешно осуществляют законодательные/представительные органы власти.

В результате за первую половину нынешнего десятилетия было принято всего 10 постановлений по делам о толковании конституций (уставов) субъектов РФ. Это меньше, чем ежегодные результаты на раннем этапе их существования. За все время принято 112 постановлений.

Эффективность

В результате все чаще поднимается тема эффективности конституционных (уставных) судов субъектов. Особенно остро стоит вопрос соотношения трат на функционирование этих судов и числа выносимых ими решений. Так, например, в Чечне Конституционный суд с 2006 года по 2015 вынес всего одно постановление, при этом за 2015 год потратил 35 миллионов рублей. Деятельность Конституционного суда Бурятии была и вовсе приостановлена с 1 января 2014 года: за 17 лет существования суд вынес всего 36 решений при ежегодных затратах в девять миллионов рублей.

Адвокат Руслан Русланов

В целях снижения расходных обязательств на деятельность конституционных (уставных) судов эксперты предлагают воспользоваться немецким опытом. В некоторых конституционных судах земель этой страны судьи работают на непостоянной основе и получают вознаграждение только за время участия в рассмотрении дел.

Аналогичный опыт существовал и в нашей стране. До 2000 года закон о Конституционной палате Республики Адыгея и закон Ханты-Мансийского автономного округа об уставном суде допускали возможность работы членов данных органов конституционного (уставного) контроля по совместительству. Причем в Адыгее на непостоянной основе работало 6 из 9 членов Конституционной палаты.

Зарубежный опыт показывает, что постепенно другие страны, где существовали суды такого типа, сокращают их представительство.

На сегодняшний день в Швейцарии конституционный контроль на региональном уровне осуществляется только в трех субъектах: в полукантоне Базель-Ланд - административными судами, в Нидвальдене - Верховным судом кантона, в кантоне Юра - Конституционным судом кантона. В Аргентине только в провинции Тукуман создан Конституционный суд. В остальных регионах контроль осуществляется исключительно на федеральном уровне.

Наиболее современным в этом вопросе выглядит опыт США. Там к числу органов конституционного контроля, помимо федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным судом США, следует отнести суды штатов, которые в полном объеме реализуют предоставленное право толковать федеральные законы и объявлять их недействительными в случае противоречия американской конституции.

Передача полномочий КС субъектов

Фактически конституционные (уставные) суды субъектов РФ дублируют полномочия других судов. Нормоконтроль, помимо них, осуществляют также Конституционный суд РФ и суды общей юрисдикции.

Адвокат Руслан Коблев

Конституции (уставы) некоторых субъектов РФ в течение непродолжительного времени передавали функции конституционного контроля судам общей юрисдикции, действующим в регионе (Калмыкия, Ингушетия, Московская область). Такая практика была позитивно оценена в юридическом сообществе.

Угрозы от существования конституционных судов субъектов

Эксперты отмечали, что обособленное положение конституционных судов является миной замедленного действия под отношения субъектов РФ. Этот прогноз полностью подтвердился во время обсуждения границы между Ингушетией и Чечней.

В данный момент уже можно уверенно утверждать, что, объявив свое постановление, Конституционный суд Ингушетии разобщил руководство республики и население. Решая спорный вопрос и принимая непростое решение о границе с Чечней, глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров действовал в интересах своего народа. И решение конституционного суда, выходя из правовой среды, становится хорошим инструментом для дестабилизации обстановки в регионе.

Адвокат Руслан Русланов

Эксперты отмечают, что в ряде регионов конституционные суды только имитируют деятельность и придают лишь некий статус субъекту Федерации.

Читайте также: