Кто входит в судебную власть рф фамилии

Обновлено: 14.05.2024

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший .

Какие органы относятся к судебной власти?

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ.

Кто является представителем судебной власти?

1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. 2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Какие существуют суды?

  • Кассационные суды общей юрисдикции Основная статья: Кассационные суды общей юрисдикции .
  • Апелляционные суды общей юрисдикции .
  • Суды субъектов Российской Федерации .
  • Районные суды .
  • Мировые судьи .
  • Военные суды .
  • Арбитражные апелляционные суды .
  • Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Кто стоит выше Верховного суда?

Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных .

Что является функцией судебной власти?

Функции судебной власти

Правосудие. Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Толкование правовых норм. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Какие органы относятся к органам осуществляющим государственную власть?

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Какие суды входят в систему судебной власти?

  • Суды общей юрисдикции .
  • Арбитражные суды .
  • Конституционный суд .
  • Прокуратура .
  • Адвокатура

Что означает Подзаконность судебной власти?

Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст. . 5 Закона о судебной системе).

Какое место занимает судебная власть в системе властей?

Таким образом, судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, тесно взаимодействуя с законодательной и исполнительной, но «автономность судебной власти может быть только относительной, поскольку она не существует изолировано от других ветвей власти, круг разрешаемых судом конфликтов очерчивается .

Какие есть суды и чем они занимаются?

В России существует четыре вида судов. Суды общей юрисдикции (СОЮ) занимаются подавляющим большинством дел (всеми, которые не отнесены к компетенции других судов). Военные суды разбирают споры, связанные с военной службой. Арбитражные суды разбирают бизнес-споры.

Какие бывают суды общей юрисдикции?

  • кассационные суды общей юрисдикции;
  • апелляционные суды общей юрисдикции;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

Как называется самый высший суд?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными .

Какие жалобы рассматривает Верховный суд?

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными .

Кто входит в состав Президиума Верховного Суда РФ?

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.


14 августа председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву исполняется 78 лет, и более 30 из них он стоит во главе судебной системы страны. Ему не раз прочили отставку, но ошибались. Различные фамилии преемников называли и в преддверии завершения очередного шестилетнего контракта Лебедева. Но в сентябре 2019 он стал главой ВС РФ еще на один срок. С какими сложностями сталкивается Вячеслав Лебедев после переизбрания, и насколько успешно он их преодолевает — в обзоре ПАСМИ.

Непотопляемый судья

Вячеслав Лебедев возглавляет главный судебный орган страны 32 года — сначала в должности председателя Верховного суда РСФСР, а с 26 декабря 1991 — как председатель Верховного суда России. Его карьера должна была закончиться в августе 2013: Лебедеву исполнилось 70 лет, а это был предельный срок нахождения на службе для всех судей. Но за год до юбилея Совет Федерации одобрил закон, отменяющий возрастной ценз для председателя Верховного суда.

В феврале 2014 года в Конституцию РФ были внесены изменения, согласно которым Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда, 21 мая 2014 года Совет Федерации по представлению президента Владимира Путина назначил Вячеслава Лебедева главой объединенного суда на шестилетний срок.

Но никаких неожиданностей не произошло: в сентябре 2019 года Высшая квалификационная коллегия судей рекомендовала к назначению главой Верховного суда единственного подавшего на вакансию документы кандидата — Вячеслава Лебедева, а Совет Федерации переизбрал его на высшую судебную должность еще на шесть лет.

Любимый зам

И практически сразу после переизбрания перед председателем ВС встала кадровая проблема — подходили к концу шестилетние контракты его заместителей, среди которых у Лебедева были как фавориты, так и те, от кого он мечтал избавиться.

В числе первых был председатель Судебной коллегии по гражданским делам Василий Нечаев. Он занимал эту должность с 2006 года, хотя не раз был близок к отставке. В 2014 году после объединения Верховного и Высшего арбитражного судов Высшую квалификационную коллегию судей ему удалось пройти только со второго раза: сначала возникли вопросы по поводу детей, также работающих в судебной системе.

В 2018 он должен был покинуть свой пост в связи с 70-летием. ВККС даже опубликовала вакансию на его должность, но вскоре после этого Госдума приняла закон, повышающий предельный возраст для глав судов общей юрисдикции и зампредов Верховного суда до 76 лет.

По данным источников ПАСМИ, Лебедева и Нечаева связывали хорошие рабочие отношения, и глава ВС пытался оставить при себе своего зама. Нечаев был единственным кандидатом, и в ноябре 2019 ему удалось пройти ВККС. Заседанию коллегии предшествовала публикация серии журналистских расследований — о внушительном парке элитных автомобилей внука судьи Ярослава Гафурова, а также о трудоустройстве на доходные места других родственников Нечаева. Но ВККС удовлетворил ответ, что все эти данные не соответствуют действительности.

При этом остаться в должности зампреда ВС Нечаеву все-таки не удалось. В феврале 2020 он сам отозвал свою кандидатуру в ходе заседания комиссии по кадрам при президенте РФ. В августе контракт Нечаева закончился, он ушел на пенсию, а пост главы гражданской коллегии занял бывший председатель Арбитражного суда Поволжского федерального округа Юрий Глазов.

Токсичный подчиненный

Не удалось сохранить свой пост и другому заму Лебедева — главе Судебной коллегии по экономическим вопросам Олегу Свириденко. Но эта отставка как раз отвечала интересам председателя ВС.

Впрочем, несмотря на все эти скандалы и противодействие председателя ВС, Высшую квалификационную комиссию судей Свириденко все же прошел. Правда, вопросы ему задавались неудобные, и обсуждение было бурным. В итоге перевесом в один голос кандидат был рекомендован на второй срок, хотя представители Верховного суда и Совета судей были против.

Тем не менее, Лебедеву все-таки удалось добиться своего: 26 июня кандидатуру Свириденко на второй срок завернула кадровая комиссия при президенте. Судебную коллегию по экономическим спорам возглавила однокурсница Владимира Путина Ирина Подносова, но и Свириденко без должности не остался. Буквально на следующий день после его отставки президент РФ подписал указ о назначении бывшего зампреда Верховного суда заместителем министра юстиции. Что интересно, должность создавалась под него — другим указом Путин увеличил число замов руководителя Минюста с девяти до десяти.

Столичные баталии

Кстати, сообщалось, что за уход Свириденко из ВС Вячеславу Лебедеву пришлось заплатить негласной договоренностью о непрепятствовании переназначению главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. Тем не менее, пост главного столичного судьи Егорова все-таки потеряла, и это тоже можно зачесть в победы Вячеслава Лебедева.

Между тем, история попыток Ольги Егоровой переназначиться на четвертый срок была даже более драматичной, чем кадровые перипетии зампредов Верховного суда. Первый раз Егорова, несмотря на критику со стороны вышестоящих судов, пыталась подать документы на вакансию председателя Мосгорсуда в апреле 2020 года — за полгода до истечения контракта. Но сделать это ей помешала разгромная характеристика в ВС РФ.

Ольга Егорова пыталась добиться приема у главы Администрации президента Антона Вайно, но ни получить аудиенцию, ни оспорить характеристику у Вячеслава Лебедева ей не удалось. В итоге, о желании занять пост главы столичного судейского корпуса — не исключено, что усилиями самой Егоровой — не заявил ни один кандидат. Ситуация повторилась еще раз — объявление о вакансии, опубликованное в июне, также осталось без ответа.

Вердикты на продажу

Но если кадровые проблемы в Москве Лебедевым более или менее решены, то в регионах дело, судя по всему, обстоит по-другому. Об общем качественном уровне сотрудников российского судейского корпуса, в частности, свидетельствуют запросы о возбуждении уголовных дел в отношении служителей Фемиды. С начала текущего года Высшая квалификационная коллегия судей удовлетворила 18 соответствующих представлений председателя СКР Александра Бастрыкина.

Состав преступлений разный — от пьяной езды до педофилии и даже распространения наркотиков. Но в большинстве случаев судьям пытаются вменить коррупционные статьи. Суммы, за которые служители Фемиды готовы нарушить закон — тоже сильно разнятся.

Так, к примеру судья Лыткаринского городского суда Московской области Сергей Котов запросил за минимальное наказание по делу о незаконном обороте наркотиков и оружия 13 млн рублей. В итоге его взяли с поличным — передача денег проходила в туалете суда под контролем сотрудников УФСБ по Москве и Московской области.

В материалах проверки в отношении судью Арбитражного суда Москвы Елены Кондрат, которую следователи заподозрили в посредничестве во взяточничестве, речь шла о 50 тыс. долларов (порядка 3,7 млн рублей по текущему курсу). Кондрат якобы предложила коллеге Елене Махалкиной вынести за эти деньги “нужное” решение о привлечении к субсидиарной ответственности по банкротному делу, но в итоге была задержана при передаче взятки.

А в рабочем столе экс-председателя Октябрьского районного суда Краснодара Геннадия Байрака сотрудники ФСБ нашли 2,3 млн рублей. Он уверял, что это возвращенный долг, но в итоге Бастрыкин возбудил дело о покушении на мошенничество и превышении полномочий.

Судья Георгиевского суда Ставропольского края Вадим Петров, по версии следствия, получил 1 млн рублей взятки от адвоката. За незаконное вознаграждение он обещал оставить обвиняемого под домашним арестом, а затем приговорить его к небольшому сроку.

А отставного судью Центрального райсуда Кемерово Вячеслава Дощицина задержали с поличным при получении 100 тыс. рублей. За скромное вознаграждение он взялся добиться смягчения статьи для фигуранта дела о причинении смерти по неосторожности.

На такой же сумме погорел бывший мировой судья из Ивановской области Анатолий Дубов. Он запросил 100 тыс. рублей за освобождение от ответственности водителя, который отказался пройти медосвидетельствование, но попался ФСБ после передачи первого транша в 60 тыс.

В демократическом правовом государстве, как правило, имеет ме­сто выделение государственных органов, представляющих законодатель­ную, исполнительную и судебную власть. Каждая из названных ветвей вла­сти имеет свое назначение, задачи и полномочия. Власти не должны под­менять одна другую. Судебная власть - одна из трех ветвей государствен­ной власти, самостоятельная и независимая от законодательной и испол­нительной властей. Осуществляется судебная власть специально создан­ными специфическими органами - судами.

Правосудие - это осуществляемая судом деятельность по рассмот­рению и разрешению правовых споров в установленной законом процессуальной форме, направленная на защиту законных прав и интересов граж­дан, юридических лиц и государства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) судебная власть осуще­ствляется посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. На основе арбитражного процессу­ального кодекса в России деятельность арбитражных судов оформилась в арбитражное судопроизводство.

Право реализовывать судебную власть предоставлено судьям. Су­дьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридичес­кой профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для на­значения на должность судьи областного и равного ему суда требуется возраст 30 лет, судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, а судьи Конституционного Суда РФ соответственно 40 лет и не менее 15 лет стажа.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Остальные федеральные судьи назначаются на должность Президентом РФ на основе положитель­ного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (ста­тья 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Срок полномо­чий впервые назначенных федеральных судей установлен в 3 года, судей Конституционного Суда РФ -15 лет. Повторно судьи назначаются на долж­ность без ограничения срока их полномочий. Мировые судьи впервые назначаются на должность на срок не более 5 лет. При невыполнении уста­новленных для судей обязанностей, совершении ими преступлений, иных проступков, а также и в других, установленных в законе случаях, полномо­чия судьи могут быть приостановлены или прекращены.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и Федеральному закону. В законодательстве РФ установлены гарантии независимости судей.

Судьи неприкосновенны (ст. 122 Конституции РФ). В этом прежде всего и заключается правовая гарантия независимости судей. Неприкос­новенность судьи распространяется не только на его личность, но и на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и докумен­ты. Судья не может быть привлечен к административной ответственности. Привлечение судьи к уголовной ответственности, арест, могут быть осуществлены только с согласия соответствующей квалификационной колле­гии судей и по инициативе Генерального прокурора РФ. Уголовное дело в отношении судьи пк его просьбе рассматривает Верховный Суд РФ. Закон предусматривает и другие материальные и социальные гарантии незави­симости судей.

Судебную власть в РФ осуществляют входящие в единую судебную систему РФ федеральные суды и суды субъектов федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Ар­битражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды ок­ругов, арбитражные суды субъектов Федерации) и суды общей юрисдик­ции.




К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституци­онные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые су­дьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов Российской Феде­рации. Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители предсе­дателя конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей и является судебным органом конституционного контроля. К его компетенции относится:

1. Разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федера­ции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Феде­рации, Государственной Думы, Правительства РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; договоров между федеральными органа­ми власти и органами власти субъектов федерации, между органами вла­сти разных субъектов федерации.

2. Разрешение споров о компетенции между федеральными орга­нами государственной власти; федеральными органами власти и органа­ми власти субъектов федерации; между высшими органами власти субъек­тов федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по за] [росам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В систему судов общей юрисдикции входят гражданские и военные федеральные суды. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции соответствующих субъектов РФ, и входят в систему судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях; семейные, трудовые, жилищные и другие граж­данские дела; дела об административных правонарушениях. Военные суды в основном рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершен­ных военнослужащими. На долю судов общей юрисдикции приходится наибольшее количество рассматриваемых судами дел.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

Читайте также: