Кто такие судья прокурор адвокат ссылка федеральный закон

Обновлено: 04.05.2024

ПАСМИ продолжает серию публикаций, начатую материалом про российское следствие, посвященную работникам правоохранительных органов и участникам судебной системы России.

— Не нужна бюрократическому полицейскому государству адвокатура. Поэтому терпеть — терпят. Но ни воли, ни спуску не дают. В 1998, когда я пришел в адвокатуру, откровенного, неприкрытого хамства со стороны следователей, прокуроров, судей было меньше. Иногда даже давали понять, что мы коллеги. Бывали случаи, что судьи приглашали к себе адвоката и прокурора, чтобы обсудить процессуальную ситуацию по делу.

О работе с уголовными делами

Если обвинение вправе назначить судебную экспертизу по тем вопросам, которые оно считает нужным, и в то экспертное учреждение, в которое найдет необходимым, а защита против этого и возразить не может? Если адвокат должен ходатайствовать о проведении тех или иных следственных действий, истребовании доказательств, проведении экспертиз, а сторона обвинения вправе во всём этом просящей стороне отказать?

Случай из практики

Об адвокатах-решалах

О том, что ценится в суде

— Красноречие в наши дни никого не интересует. Чем дольше и красивее говорит адвокат, тем меньше судья воспримет обращенную к нему речь. Современному адвокату нужно без излишних красивостей аргументированно убедить суд в том, что при имеющихся в деле доказательствах приговор, о котором просит прокурор, не устоит в вышестоящих инстанциях. Только если до судьи дойдет, что адвокат в этом прав, судья начнет делать уступки стороне защиты. Только логика, железная аргументация и знание механизмов принятия судебных решений могут что-то изменить.

Адвокат Расул Кадиев

Адвокат Расул Кадиев

— Я учился в 1999-2003 годах на юридическом факультете Дагестанского государственного университета. Это было время, когда коррупция в республике была основным институтом общества. Само поступления на бюджетное отделение юридического факультета рассматривалось как чудо. Устроится на работу в правоохранительные органы или суд в системе, где все места заранее поделены между кланами, было практически невозможно. Поэтому я выбрал адвокатуру.

Российская правовая культура девяностых и двухтысячных — это страшная смесь советских пережитков и олигархических капризов в виде присадок из западного права. И все это никак не увязывается с культурой дагестанцев, которые жили по обычному праву и шариату и до революции, и в период после девяностых годов прошлого века. И сейчас очень часто люди в спорных ситуациях обращаются к имаму. Это дешевле и быстрее чем в наши суды. Да и результат более предсказуем.

Когда клиенту объясняешь, что адвокат не должен носить взятки, в Дагестане это воспринимают как попытку набить цену или как отказ от участия в деле.

Случай из практики

О назначенных адвокатах

— Я для себя вывела формулу: я защищаю не преступника, а человека, обвиненного в преступлении и мое дело разобраться и не допустить, чтобы тот понес наказание не за то, что он совершил, показать какие обстоятельства подвели его к преступлению, если такое было. Ну а если он непричастен — сделать все возможное, чтобы невиновный не был привлечен к уголовной ответственности.

Случай из практики

Про мошенников от адвокатуры

Адвокат Илья Новиков

Адвокат Илья Новиков

Об оправдательных приговорах

Об адвокатах и взятках

— Адвокаты-взятконосцы — это известная проблема, но источник ее, конечно, не в посреднике, а в предложении, которое рождает спрос. Однажды в коридоре арбитражного суда ко мне подошел хороший знакомый, работавший там в аппарате, и деликатно объяснил суть проблемы: по нашему делу противная сторона сделала судье предложение, но судья считает, что безопаснее и правильнее решить дело в нашу пользу. Не хотим ли мы перекупить ситуацию?

Адвокат Вадим Клювгант

Вице-президент Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант

— Далеко не всегда верным критерием эффективности работы адвоката является полное оправдание подзащитного. Хотя бы потому, что мы защищаем не только невиновных. Часто задача адвоката — добиться того, чтобы его подзащитный понес ответственность только за то, что он в действительности совершил, и чтобы ему было назначено справедливое, не избыточно суровое наказание, с учетом всех его личностных качеств и обстоятельств произошедшего. И защищать виновного, добиваясь этих целей, бывает нисколько не легче, чем защищать невиновного.

О следователях и судьях

Такие дела могут быть многотомными. Не редкость уже и дела объемом в сотни томов.

Но это же видимость доказывания, потому что в реальности они в значительной степени наполнены материалами, не проясняющими сути дела и не доказывающими обвинение, а проще говоря — доказательным мусором.

Особенно прискорбно и разрушительно для права и правосудия то, что подобные дела в подавляющем числе случаев проходят в судах из-за пресловутого обвинительного уклона и некритичного отношения к обвинительным материалам. Вместо проверки и оценки всех доказательств с позиции закона и совести, на основе презумпции невиновности, происходит заимствование следственной обвинительной позиции в судебный приговор. Показатели, по которым сегодня оценивается работа следователей и судей, тоже способствуют — если не усугублению, то консервированию этой печальной ситуации.

О назначенных адвокатах

При существующем порядке и назначение адвоката в дело, и оплата его работы (сама по себе позорно низкая, да еще и выплачиваемая зачастую с большими задержками) в наибольшей степени зависят от следователя или судьи — то есть, именно от тех, с кем адвокат в силу своего предназначения должен спорить, отстаивая права своего подзащитного. Так, на досудебной стадии именно следователь является должностным лицом, назначающим адвоката и подтверждающим выполнение им оплачиваемого объема работ. На мой взгляд, так государство, во-первых, не исполняет должным образом свою конституционную обязанность по обеспечению каждому квалифицированной юридической помощи, а во-вторых, провоцирует зависимость адвокатов от их процессуальных оппонентов, а то и недопустимые формы сотрудничества адвоката со стороной обвинения вопреки интересам подзащитных. Ни в коей мере не оправдывая недобросовестных адвокатов (мы в Совете Адвокатской палаты Москвы занимаем по отношению к ним бескомпромиссную позицию, вплоть до исключения рядов сообщества), не могу не отметить эту зависимость как крайне негативный для интересов правосудия фактор. Ведь, как мы знаем, спрос всегда рождает предложение.

Тем важнее разрабатываемый сейчас адвокатским сообществом порядок выделения адвокатов для работы по назначению, максимально снижающий риск такого недобросовестного сговора и влияния на адвоката. Этот порядок, в соответствии с недавним изменением закона, будет обязательным для всех правоприменителей.

— В России сегодня десятки тысяч адвокатов. И звезды с астрономическими гонорарами и светящимися нимбами — единицы из них. Хорошо, если процентов десять от общего числа получают приличные деньги, прицепившись к обеспеченным клиентам или богатым организациям и фирмам. Остальные влачат довольно жалкое существование.

Последние годы коллеги в некоторых регионах выстраиваются в очередь даже за делами по назначению, чтобы получить копеечный, но гарантированный гонорар. Мы имеем дело с преступниками с одной стороны и людьми в погонах с другой. И кто еще из них страшнее — большой вопрос. Для большинства, особенно тех, кто работает в небольших провинциальных населенных пунктах, отказаться урегулировать ситуацию, если этого желает и клиент, и следствие — страшный сон! Слухи распространяются мгновенно, а с репутацией гордеца и чистюли можно смело сразу уходить в дворники.

Судебная система– это упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Суды не создают общих правил поведения (законов) и не занимаются управлением. Судебные органы осуществляют правосудие, т.е. вынесение правового суждения о законе и правах сторон.

Принципы правосудия в РФ:

- участие народа (суд присяжных)

- равенство всех перед законом и судом

- беспристрастность и гласность

- обоснованность судебных решений и др.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают суд присяжных (один судья и 12 присяжных – присяжные выносят вердикт о виновности, а судья выносит приговор) и суд шеффенов (судья и заседатели – решение выносят совместно).

Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ.

В судебной системе РФ существуют звенья и инстанции.

Судебное звено – совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе (первое звено в общей юрисдикции – районные суды, второе – верховные суды субъектов, третье – Верховный Суд РФ).

Судебная инстанция – суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел (первая инстанция – принимает решение по существу дела; вторая (кассационная) – проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу; третья (надзорная) – проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу).

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом судебной власти по защите конституционного строя РФ. Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в судебном деле.

КС РФ в случае необходимости дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции (общие суды) – судебные органы, которые рассматривают споры между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решения по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными (городскими) судами (первая инстанция). Рассмотрение дела происходит в соответствии с нормами права, содержащимися в ГПК и УПК. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством (уголовное судопроизводство и гражданское судопроизводство).

Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства, для возбуждения которого заинтересованное лицо (истец) подает в суд иск, т.е. требование о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса (со стороны ответчика).

Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока – срока исковой давности, т.е. срока, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца.

Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока – три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего срока. На некоторые требования в соответствии с ГК РФ исковая давность не распространяется.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме по определенному шаблону.

Судья может отказать в принятии искового заявления, если:

- дело не подведомственно данному суду;

- дело не подсудно данному суду;

- иск подан недееспособным или не управомоченным лицом;

- нарушен порядок досудебного урегулирования и в других, указанных в законе, случаях.




Отказ в принятии оформляется мотивированным определением суда.

Если препятствий к рассмотрению дела в суде нет, то судья начинает готовить его к судебному разбирательству (назначение даты и времени заседания, повестки истцу и ответчику).

Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов:

- подготовительный (открытие разбирательства, проверка явки, разъяснение прав и обязанностей);

- исследование обстоятельств дела (объяснения истца и ответчика, других участников процесса, изучение доказательств);

- судебные прения (суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежат ли требования истца удовлетворению). Может выступить в конце прений и прокурор, если он участвует в деле;

- постановление и объявление решения (приговора).

Судебное решение – это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.

Судебное решение в силу вступает через 10 дней после его вынесения. Этот срок дается для обжалования в суде второй (кассационной) инстанции. После этого срока дело может обжаловаться только в надзорной инстанции.

Принятое судом решение должно быть исполнено (добровольно или принудительно – через службу судебных приставов или органы МВД).

Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами и некоторые другие.

Основной задачей этих судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоохранительные органы– органы, осуществляющие деятельность, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, но наряду с ними создаются и действуют общественные организации и профессиональные объединения.

Основные правоохранительные органы РФ:

- Органы внутренних дел (в т.ч. полиция – общественной безопасности и криминальная)

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

В Российской Федерации прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих законов.

Органы прокуратуры не входят в систему ни одной ветви власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор.

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия:

- подать протест на правовой акт, если он противоречит закону (д.б. рассмотрен в течении 10 дней);

- внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенное нарушение закона (безотлагательное рассмотрение);

- вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокурор в качестве государственного обвинителя участвует в уголовном судопроизводстве.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов в произвольной форме.

Важное место в системе правоохранительных органов отведено органам внутренних дел, которые представляют собой многофункциональную структуру.

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

- составление исковых заявлений, жалоб и иных документов правового характера

- представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах

- осуществляют защиту в уголовном процессе и др.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом.

“notarius” (лат.) – писец, секретарь

Нотариат – совокупность государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия – действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений.

Некоторые действия, совершаемые нотариусами:

- удостоверяют сделки (требующие нотариального заверения);

- свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода;

- удостоверяют различные факты;

- действия, связанные с наследованием и др.

Все нотариальные действия совершаются платно (госпошлина или по договоренности).


Настоящая статья посвящена сравнительно-правовому анализу деятельности прокурора и адвоката в судебном разбирательстве. Целью статьи является определить и раскрыть сущность, роль и значение участия прокурора и адвоката в суде как гарантии обеспечения конституционных прав граждан.

Ключевые слова: прокурор, адвокат, сравнительный анализ, квалифицированная юридическая помощь, защита прав, свобод и законных интересов граждан, конституционные права граждан.

Одним из основных прав человека и гражданина является право на справедливое судебное разбирательство. Данное право закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1].Это право включает в себя ряд процессуальных гарантий, необходимых для защиты прав человека.

Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ) [2].

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Российская Федерация, как правовое государство, возлагает на себя обязательство гаранта жизненных ценностей личности, детерминированных в ее субъективных правах и личных свободах. Для осуществления данной публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает системой в виде законодательной базы и правоохранительных и судебных органов.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реализация судебной власти в форме осуществления правосудия, является основным способом защиты прав и законных интересов человека и гражданина, в случае их нарушения.

Таким образом, защите прав и свобод человека и гражданина должно уделяться большое внимание государства, поэтому рассмотрение сущности, роли и значения участия прокурора и адвоката в суде как гарантии обеспечения конституционных прав граждан является актуальным на современном этапе развития российского общества.

Главная обязанность прокурора и адвоката состоит в том, чтобы надлежащим образом применять закон и защищать права человека.

Переходя к сравнительному анализу участия прокурора и адвоката в суде, по нашему мнению, целесообразно выделить первоначально общее.

Говоря о тех сходствах, наличие которых в принципе позволяет проводить сравнение адвокатуры и прокуратуры следует назвать, во-первых, наличие общих целей, связанных с обеспечением прав и законных интересов граждан.

Во-вторых, законодательное определение правового статуса адвокатуры и прокуратуры.

Конституция РФ, установила, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В-третьих, участие в обеспечение такого принципа судопроизводства как состязательность.

Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статья 12 Гражданского процессуального кодекса РФ также гласит, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон [7].

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Однако, несмотря на наличие обозначенных общих характеристик, между прокуратурой и адвокатурой существует и различие.

В свою очередь, адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов, а прокуратура является элементом государственного механизма, а отдельные должностные лица прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее, в силу прямого конституционного указания.

С учетом обозначенной характеристики соотношения сходств и различий необходимо провести более детальный анализ участия прокурора и адвоката в суде, в целях формирования более полного представления о содержании их деятельности в суде и соответствующего последовательного разграничения.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Участие прокурора, в качестве государственного обвинителя, по рассмотрению уголовных дел является одной из важнейших функций прокуратуры.

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель всемерно способствует установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения.

При определении своей позиции относительно наказания строго руководствуется требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Государство гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48 Конституции РФ).

По общему правилу адвокат представляет интересы доверителя на основании заключенного соглашения об оказании юридической помощи. Соглашение может быть заключено как в интересах доверителя, так и в интересах указанного им лица.

В уголовном процессе адвокат может участвовать в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя или защитника [6].

Роль адвоката в уголовном процессе в качестве защитника ключевая, так как в качестве защитников допускаются только адвокаты. Однако по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:

подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном статьей 52 УПК РФ;

подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 УПК РФ;

подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 УПК РФ;

подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном главой 32.1 УПК РФ.

Случаи обязательного участия адвоката в гражданском процессе менее распространены, чем в уголовном процессе, но они тоже существуют.

Так, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу.

Стоит отметить, что ордер в гражданском процессе не дает права на совершение всех действий от имени доверителя. Некоторые полномочия могут быть подтверждены только доверенностью. В связи с этим, адвокат подтверждает свои полномочия в гражданском процессе одновременно ордером и доверенностью.

Исходя из проведенного анализа, стоит сделать вывод о том, что эффективная деятельность прокурора и адвоката в суде является важнейшим аспектом обеспечения конституционных прав граждан. Однако полномочия прокурора и адвоката наиболее сокращены в гражданском процессе, чем в уголовном, тем самым снижается качество обеспечения и реализации, конституционных прав участников процесса. Поэтому считаем, что необходимо внести поправки в законодательство, которые скорректируют статус прокурора и адвоката в судебном процессе.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, адвокат, суд, гражданин, гражданский процесс, Конституция РФ, свобода человека, судебное разбирательство, уголовный процесс.


В качестве важной гарантии соблюдения конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) и на справедливое судебное разбирательство (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) законодательство РФ устанавливает уголовную ответственность судей за вынесение заведомо неправосудного судебного акта.

Статьей 305 УК РФ установлена уголовная ответственность судей за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Часть 2 указанной статьи предусматривает повышенную ответственность за это же преступление, связанное с вынесением незаконного приговора к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (квалифицированный состав преступления).

Для привлечения судьи к уголовной ответственности должно быть установлено, что он осознанно вынес неправосудный судебный акт, а не допустил судебную ошибку, связанную, например, с ошибочным толкованием и применением закона, неправильной юридической квалификацией уголовно наказуемого деяния гражданских, административных и прочих отношений и т. п. При правильном применении этой нормы добросовестный судья, допустивший судебную ошибку, не должен пострадать, а судья, допустивший явный судейский произвол, должен понести заслуженное наказание.

К сожалению, несмотря на высокий уровень коррупции и явных злоупотреблений в российских судах как общих, так и арбитражных, данная норма не работает, случаи осуждения по данной статье судей, вынесших произвольные решения, единичны и преимущественно носят политически-конъюнктурный характер.

В немалой степени этому способствует сложившаяся незаконная и необоснованная практика уклонения органов Следственного комитета РФ (ранее – Следственного комитета при прокуратуре РФ) от рассмотрения заявлений потерпевших и вынесения по ним предусмотренных уголовно-про­цес­суальным законом решений.

Права сторон

Какими могут быть эти преступления? Прежде всего это те, что предусмотрены ст. 305 УК РФ. Идет ли речь идет о злоупотреблении судьей полномочиями в личных интересах при отправлении правосудия (ст. 285 УК РФ), получении взятки за вынесение выгодного одной из сторон судебного акта (ст. 290 УК РФ) и т. п. – все эти деяния подлежат квалификации по указанной статье УК РФ как идеальная совокупность данных преступлений (ч. 2 ст. 17 УК РФ).

Следовательно, из систематического толкования ст. 305 УК РФ и вышеназванных норм УПК РФ, ГПК РФ и АПК РФ следует, что привлечение судьи к уголовной ответственности и его осуждение может иметь место и до формальной отмены вынесенного им заведомо неправосудного судебного акта. Более того, этот заведомо неправосудный судебный акт подлежит отмене в рамках соответствующего отраслевого процессуального законодательства на основании вступившего в законную силу приговора в отношении такого судьи.

Поэтому отказы в возбуждении уголовного дела против судей (или в рассмотрении заявлений потерпевших о совершении судьей преступления), вынесенные на основании того, что предполагаемый заведомо неправосудный судебный акт не отменен в порядке, установленном соответствующим отраслевым процессуальным законодательством, являются незаконными и необоснованными.

Однако в последние десятилетия сложилась неблагоприятная судебно-следственная практика, состоящая в отказе не только возбуждать уголовные дела против судей по заявлениям потерпевших сторон, но даже рассматривать в установленном процессуальном порядке такие заявления, что является грубейшим нарушением законности.

В качестве основной цели уголовного судопроизводства УПК РФ устанавливает защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6). Потерпевший, его законный представитель и (или) представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по уголовным делам частного обвинения – выдвигать и поддерживать обвинение в порядке, установленном настоящим Кодексом, ему предоставлены значительные права в уголовном процессе (ст. 22, 42 УПК РФ).

Одним из важнейших прав потерпевшего (а учитывая, что такие дела относятся к делам публичного обвинения любого лица) является право подачи заявления о совершенном против него преступлении и право на то, чтобы это заявление было рассмотрено в установленном порядке с вынесением решения по предусмотренной законом процессуальной форме.

Правом принимать решения о возбуждении уголовного дела против судьи наделен только председатель Следственного комитета РФ, поэтому соответствующие заявления подаются обычно на его имя (ч. 1 ст. 448 УПК РФ). До реформы следственных органов и выделения следственного аппарата прокуратуры РФ такими полномочиями обладал Генеральный прокурор РФ. Но еще тогда сложилась практика направлять заявления в нижестоящие прокуратуры для установления наличия или отсутствия признаков состава преступления в действиях судей, при этом предполагалось, что в случае установления таких признаков решение о возбуждении дела будет принято Генеральным прокурором РФ. Аналогичная практика существует сейчас и в Следственном комитете РФ.

При этом ст. 21, 140, 141, 144–149 УПК РФ прямо предусмотрено, что по итогам проведения проверки по заявлению о преступлении принимается решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении; как следует из систематического толкования этих норм, следственные органы не вправе уклониться от рассмотрения заявления. Каждое заявление должно быть рассмотрено, проверено и разрешено путем вынесения одного из вышеуказанных предусмотренных законом процессуальных решений.

Следственные и иные право­охранительные органы, включая прокуратуру, не вправе давать какую-либо иную юридическую квалификацию заявлению о преступлении (ст. 141 УПК) с целью избежать его рассмотрение. Например, квалифицировать как иное обращение граждан, не подлежащее рассмотрению в качестве заявления о преступлении. Если в поданном лицом заявлении содержится прямое указание на то, что судьей, должностным лицом или иным лицом совершено преступление, и требование возбудить уголовное дело или провести проверку для решения вопроса о его возбуждении, такой документ носит все юридические признаки заявления о преступлении и подлежит рассмотрению и разрешению именно в уголовно-про­цессуальном порядке.

Необходимо особо отметить, что в соответствии со ст. 13 Европейской конвенции каждый, чьи права и свободы нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Порочная практика

Государственные органы обязаны проводить эффективное расследование по случаям злоупотреблений властью, допущенных публичными должностными лицами, нарушающих права, признанные Европейской конвенцией, что подтверждается практикой Европейского суда по правам человека.

К настоящему времени Инструкция утратила силу (Приказ Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 № 212), однако сложившаяся порочная практика к сожалению, прочно укоренилась.
Более того, аналогичная практика сложилась и применительно к заявлениям о совершении противоправных действий прокурорами, следователями и должностными лицами органов дознания по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Вместе с тем процессуальный порядок обжалования действий и решений участников уголовного судопроизводства, предусмотренный ст. 123–125 УПК РФ, ни в коей мере не исключает уголовной ответственности должностных лиц прокуратуры, следствия и дознания за совершенные преступления, которая должна носить не­укоснительный характер в силу принципа публичности уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ).

Извечный вопрос

Есть ли выход из порочного круга? С учетом ранее изложенного все заявления о подобных преступлениях подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями ст. 140–148 УПК РФ с вынесением по каждому такому заявлению обоснованного и мотивированного постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

К сожалению, данная практика – по-видимому, из корпоративной солидарности судей, – несмотря на ее явное противоречие уголовно-процессуальному закону, находит поддержку при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ на уклонение следственных органов от рассмотрения в установленном уголовно-процессуальном законом порядке заявлений о совершении судьями преступлений.

Наша практика показывает, что данные нарушения прослеживаются в постановлениях Басманного районного суда г. Москвы от 10.02.2009 № 3/7-25/09 (оставленное без изменения кассационным определением Московского городского суда от 27.04.2009 № 22-4952/2009), Тверского районного суда г. Москвы от 22.04.2010 (оставленное без изменения кассационным определением Московского городского суда от 12.07.2010 № 22-9047), Центрального районного суда г. Сочи от 17.04.2009 (оставленное без изменения кассационным определением Краснодарского краевого суда от 01.07.2009 № 22К-3839/09) и др.

В настоящее время надзорные жалобы на эти судебные акты рассматриваются судьями судов надзорных инстанций, и хотелось бы надеяться, что ВС РФ выскажется в пользу потерпевших сторон. Кроме того, недавно нами направлена жалоба в Европейский cуд по правам человека на нарушение ст. 6, 13 Европейской конвенции, ст. 1 Протокола № 1 к этой конвенции по конкретному делу, в котором обжаловался отказ прокуратуры Краснодарского края в рассмотрении в порядке ст. 144–145 УПК РФ заявления о совершении предусмотренного ст. 305 УК РФ преступления судьей Центрального районного суда г. Сочи С. Если жалоба будет принята к рассмотрению и удовлетворена Европейским судом, в соответствии с международными обязательствами России, надеемся, это повлияет на национальную судебную практику (к сожалению, российские суды зачастую продолжают следовать своей порочной практике, несмотря на решения ЕСПЧ по аналогичным делам).

Дальше так продолжаться не может. Если Россия действительно претендует на то, чтобы являться демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, если намерена исполнять свои международные обязательства в области прав человека, следует положить конец судейскому произволу и произволу обвинительных органов, закрыть все возможные лазейки для принятия ими коррупционных, явно противозаконных решений.

Необходимо возвратить в рамки уголовно-процессуального закона рассмотрение заявлений граждан и организаций о совершении преступлений судьями и работниками правоохранительных органов, по каждому такому заявлению должна проводиться всесторонняя и объективная проверка и приниматься законное, обоснованное и мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Можно даже не менять действующее уголовно-процессуальное законодательство, достаточно добиться неукоснительного соблюдения ст. 21, 22, 140–148 УПК РФ, чтобы каждое такое заявление о преступлении должным образом рассматривалось.

Для этого следовало бы дать разъяснение на уровне постановления Пленума ВС РФ, издать соответствующие приказы Генерального прокурора РФ и председателя СК РФ, а также провести практическую работу по претворению этих решений в жизнь.

Кроме того, для выявления всех случаев судейского произвола и произвола работников правоохранительной системы, привлечения виновных к уголовной ответственности и для восстановления нарушенной справедливости в отношении конкретных граждан, реабилитации необоснованно осужденных, пересмотра произвольных решений по гражданским делам, следовало бы дать ход всем ранее поданным (в течение как минимум последних 10 лет) заявлениям граждан о совершении преступлений судьями и должностными лицами правоохранительных органов, провести по ним качественные проверки с принятием соответствующих решений.

Читайте также: