Кто сопровождает суда в порту

Обновлено: 18.05.2024

Уровни охраны Международного Кодекса по Охране Судов и Портовых Средств (ОСПС) устанавливаются компанией судна и администрацией порта, учитывая положение в стране и международную безопасность. Местное правительство устанавливает свой уровень охраны и информирует администрацию порта, а порт уже передаёт информацию судну перед его заходом в порт или уже пришвартовав его.

Как экипаж судна, так и администрация порта должны быть ознакомлены со всеми действиями всех уровней охраны ОСПС. Проводятся специальные ОСПС тренировки (ISPS Trainings) экипажа на борту судна для укрепления знаний.

Пришвартованное судно должно сообщить посетителю о своем уровне охраны с помощью вывески с надписью ISPS level 2 или MARSEC level 2, что будет означать 2 уровень охраны по ОСПС.

Кем устанавливается ISPS уровень на судне?

Компания судна может назначить уровень охраны судна либо похожим как в порту назначения, либо выше. Это означает, что уровень охраны не может быть ниже назначенного администрацией порта.

Основные действия при любом уровне охраны ОСПС

  • Проверять идентификационную карту всех посетителей судна. Обычно это ID карта посетителей. Так же подойдёт рабочая карта с фотографией человека.
  • Зоны ограниченного доступа на судне должны быть назначены и согласованы с сотрудником по вопросам безопасности в портовых сооружениях (PFSO)
  • Помечать всех посетителей судна в журнале посещений (Ship’s Visitors LogBook).
  • Идентифицировать все точки входа в помещения судна и закрыть их на замки от нежелательных посетителей.
  • Защищать и следить за всеми опасными зонами на судне ведущим во внутренние помещения на судне.
  • Проинструктировать экипаж о возможных проблемах и об обязанностях при определённом уровне охране.
  • Все должно быть согласовано с Планом Охраны Судна (Ship security Plan)

Уровень Охраны 1

Данный уровень разрешает экипажу судна соблюдать минимальные требования по безопасности в любое время суток.

Все посетители судна должны быть проверены и обысканы. Как часто проверять посетителей указано в Плане Охране Судна. Подобные обыски должны быть скоординированы с администрацией порта. Очень важно помнить права человека при обыске, да бы не задеть их достоинство.

Уровень Охраны 2

Больше требований появляется с повышением уровня охраны судна по ОСПС. План по охране судна должен предусмотреть, какие меры должен предпринять экипаж судна с повышенным уровнем охраны.

  • Назначается дополнительный член экипажа для патрулирования точек входа на судно.
  • Ограничивается допуск с морской стороны судна.
  • Назначается зона ограниченного доступа с береговой части судна.
  • Более тщательно проверяются посетители судна при входе и выходе.
  • Всех посетителей провожают.
  • Дополнительная дискуссия с членами экипажа с уклоном о повышенном уровне охраны судна.
  • Перед отходом экипаж должен провести осмотр всех помещений судна на признак нелегальных туристов, неопознанных предметов.

Уровень Охраны 3

Этот уровень появляется только на определенное время.

План Охраны Судна (SSP) так же прописывает действия в данной ситуации, которые должны быть согласованы с администрацией порта.

  • Ограниченный доступ к единственному месту входа на судне.
  • Допускаются определенные посетители порта.
  • Запрещается покидать или навещать судно.
  • Приостанавливаются грузовые и остальные операции.
  • При необходимости нужно покинуть судно.
  • Тщательное наблюдение за посетителями на борту.
  • Полный обыск судна.

Зоны ограниченного доступа на судне

Зона ограниченного доступа на судне

SSP указывает все подобные зоны. Предназначение зон ограниченного доступа – закрыть вход, защитить экипаж и груз судна. В такие зоны могут входить: навигационный мостик судна, машинное отделение, помещения с оборудованием, вентиляционные помещения, помещения с опасным грузом, жилые помещения и другие места указанные в Плане по Охране Судна.

Какие же меры предосторожности должны быть сделаны в зависимости от уровня охраны?

Уровень охраны 1

  • Все входы в помещения закрыты замком.
  • Мониторинг обстановки на судне.
  • Использовать звуковую систему судна (general alarm) для предупреждения экипажа о нежелательном проникновении на судно.

Уровень охраны 2

  • Создать зоны ограниченного доступа рядом с входами в помещения на судне.
  • Постоянный мониторинг обстановки на судне.
  • Добавить дополнительного человека для патрулирования ограниченных зон доступа на судно.

Уровень охраны 3

  • Все зоны ограниченного доступа должны патрулироваться на высочайшем уровне.

Грузовые операции

Меры предосторожности так же тесно связаны с грузовыми операциями. Экипаж судна должен убедиться, что груз не украден и/или на судно не погрузили лишнего.

Следующие меры предосторожности могут служить как рекомендации по ОСПС:

1 уровень охраны

  • Периодический мониторинг груза, транспортных средств, грузовых помещений.
  • Проверка груза с документами на него.
  • Инспекция погруженных транспортных средств при взаимодействии с PFSO.
  • Проверка пломб контейнеров, как средство от кражи груза.

2 уровень охраны

  • Более тщательный осмотр груза, транспортных средств и грузовых помещений.
  • Проверять, предназначенный ли груз погружается на судно.
  • Более тщательный осмотр погруженных транспортных средств.
  • Чаще проверять пломбы.

3 уровень охраны

  • Приостановление грузовых операций.
  • Проверка опасного груза на борту.

Советую прочитать личную историю пойманного беглеца на судне, которого мы обнаружили уже на пол пути до следующего порта. В статье я описал где он прятался, как пробрался на судно и как мы должны были с ним обращаться.

Снабжение

Снабжение судна

Во время получения снабжения экипаж должен проверить упаковки на их достоверность путём инспекции содержимого. Не заказанные детали не должны быть одобрены и оставлены на судне. Снабжение должно быть перепроверено с документацией на него.

Следующие меры предосторожности могут использоваться как рекомендации по ОСПС:

Уровень охраны 1

  • Перед погрузкой снабжения на судно перепроверь его с документами.
  • Снабжение должно быть погружено в безопасное место на борту судна.

Уровень охраны 2

  • Более тщательные проверки полученного снабжения

Уровень охраны 3

  • Снабжение на судно должно быть погружено по необходимости

Ручной багаж посетителей судна

Мешки, сумки, портфели, чемоданы должны проверяться незамедлительно. Проверять их можно с помощью металлодетектора.

1 Уровень ОСПС

  • Дополнительный багаж проверяется вручную либо металлодетектором.

2 уровень ОСПС

3 уровень ОСПС

Мониторинг безопасности судна

Любой уровень охраны ОСПС включает в себя освещение судна, несение вахты, при необходимости дополнительные патрули с берега, а так же устройства обнаружения проникновения в порт и на судно.

Палуба и все точки доступа в помещения судна должны быть освещены в темное время суток. В морских портах, где промышляется контрабанда, должны быть организованы дополнительные подводные проверки корпуса судна.

Безопасность судна и морского порта тесно связаны друг с другом. Одно не может безопасно существовать без другого. Офицер безопасности судна (SSO) и PFSO должны действовать сообща в соответствии с Ship Security Plan и следовать уровням охраны.

Уровень службы на стоянке судна во многом зависит от то­го, насколько хорошо оборудован вахтенный пост у трапа. Надо. чтобы с этим постом, прежде всего была налажена надежная внутрисудовая и внешняя телефонная связь; чтобы вахтенный матрос имел в своем распоряжении средства вызывной сигнали­зации, например общесудовой звонок, губной свисток и т. д., а также ручной фонарик, чтобы сам пост был хотя бы в какой-то степени защищен от осадков и ветра при помощи тента и бре­зентовых полок; чтобы он надлежащим образом освещался.
Не­далеко от поста должен располагаться замыкатель судовой ава­рийной сигнализации, состоящей из звонков громкого боя, и желательно, чтобы тут же был смонтирован микрофон радио­трансляционной командной установки. Возле трапа следует держать спасательный круг с концом достаточной длины.

Каждый раз, как только тот или иной командир сходит с борта либо возвращается с берега, вахтенный матрос передвигает соответствующую табличку в нужную сторону. Это позво­ляет ему в любой момент ответить, кто из лиц комсостава нахо­дится на судне, а кто отсутствует.

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно , без разрешения вахтенного помощника или дежурного команди­ра пропускать на борт кого бы то ни было из посторонних лиц. Если -поставленный на вахту к трапу матрос новый на судне ра­ботник или является вачманом и поэтому не всех членов экипажа знает в лицо, то его нужно снабжать судовой ролью, чтобы он мог проверить, служит ли данный человек на судне.

Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает вахтенного помощ­ника или дежурного командира. Последний 'проверяет у при­бывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Если вопросы, с которыми прибыло данное лицо, выходят за пределы компетенции вахтенного помощника, то он узнает, к кому из судового состава хотел бы пройти посетитель.

У определенной части береговых работников, имеющих то или иное отношение к деятельности морского флота, с давних пор укоренилось превратное мнение, что на судне по всякому поводу следует обращаться только к капитану и что только он должен разрешить любой, даже мелкий, порою самый пустяко­вый вопрос, поэтому посетители обычно просят провести их именно к капитану или по крайней мере к кому-либо из стар­ших командиров. Но часто бывает так, что они заняты более важными и неотложными делами.

Вахтенный помощник должен учитывать это и прежде чем пропустить посетителя, обязан по телефону или лично докладывать капитану или иному команди­ру, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже дейст­вовать так, как ему будет приказано.

Каждый прибывший на судно по частному делу или слу­жебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе доку­мент, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у вахтенного помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

Кто бы ни прибыл на борт вахтенный помощник (дежурный командир) обязан сопровождать его от трапа до самой каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо вахтенный помощник, если ему будет дано такое поручение.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении судна почему-либо не сопровождает вахтенный помощник (де­журный командир), то вахтенный у трапа матрос обязан выз­вать последнего для доклада ему, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

При посещении судна членами правительства, министром морского флота и его заместителями, начальником пароходства или соответствующими ему по рангу руководителями и его за­местителями вахтенный у трапа для встречи этих лиц немедленно вызывает капитана судна. При вызове капитана вахтен­ный помощник также обязан выйти к трапу.

Капитан лично встречает этих лиц у трапа, приветствует и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткие сведения о прошедшем рейсе, текущей работе и экипа­же корабля. В конце рапорта сообщается фамилия капитана.

На приветствие прибывшего экипаж судна отвечает:

Во время стоянки в заграничном порту при посещении судна официальными лицами иностранного государства, о встрече ко­торых предупредило посольство или консульство в данной стране, капитан встречает этих лиц на палубе у трапа и представляется, называя свою должность и фамилию.

При оставлении судна официальными должностными лица­ми капитан провожает их до трапа.

Устав службы на судах определяет также порядок встречи капитана судна в обычных повседневных условиях.

О предстоящем посещении судна членами правительства, министром и его заместителями судовую администрацию обыч­но предупреждают заранее. Начальник пароходства и его заме­стители могут прибыть на борт в любой момент, без предвари­тельного уведомления.

В случае когда вахтенный матрос знает руководителей пароходства в лицо, то пропускает их на судно без проверки документов, если эти посетители не захотят ждать прихода к трапу вахтенного помощника.
Когда вахтенный у тра­па лично не знает старших лиц управления пароходства, он про­веряет у них документы, после чего пропускает на судно, опять-так?! не дожидаясь прихода вахтенного командира.
Однако вызов вахтенного помощника или дежурного командира во всех! этих случаях производится обязательно для того, чтобы доложить о прибывших на борт руководителях пароходства.

Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации:

для вызова дежурного командира - 1 звонок (свисток);

для вызова вахтенного помощника - 2 звонка (свистка);

для вызова капитана - 3 звонка (свистка).

При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается 3 звонка (свистка); по этому сигналу вахтенный помощник немедленно и быстро выходит к трапу.

На вахте у трапа матросу категорически запрещается ухо­дить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо! работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтен­ный матрос вызывает вахтенного помощника или дежурного командира и просит у него на это разрешение.
На период от­сутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник (дежурный командир), либо он поручает этот пост другому матросу.

Вахтенный матрос, стоящий на посту у трапа, должен быть одетым строго по утвержденной форме и иметь нарукавную повязку. Ему запрещается находиться на посту без головного убора. Неопрятный вид вахтенного — признак низкого уровня организации службы и слабой требовательности к людям на данном судне.

В зимние морозные дни и ненастную погоду вахтенному у трапа выдается соответствующая теплая или непромокаемая одежда и обувь.

Курить вахтенному у трапа при входе на судно или сходе с борта посторонних или должностных лиц, а также капитана, старших и других командиров нельзя.

Перед заступлением на вахту к трапу матрос получает от вахтенного помощника обстоятельный инструктаж. Смена вах­тенных производится только у трапа в обязательном присутст­вии вахтенного помощника или дежурного командира, причем этот акт сопровождается рапортами.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окру­жающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. О всех отклонениях, которые могут отразиться на охране и бе­зопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем дейст­вует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вах­тенный у трапа проверяет наличие у их владельца должным образом оформленного пропуска. При отсутствии такового за­держивает человека и вызывает вахтенного помощника.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи нега, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных проис­шествиях вахтенный матрос самостоятельно и немедленно объ­являет по судну тревогу, используя для этого звонки громко­го боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на, берегу.
При тревогах вахтенный у трапа остается на своем посту, не допуская на суд­но посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь 'по указа­нию капитана, старпома или вахтенного помощника.

В период рейдовой стоянки судна вахтенный матрос должен неотлучно находиться на верхнем мостике или палубе, в месте, установленном вахтенным помощником.

Он обязан следить за окружающей обстановкой, подходом:

к борту и отходом плавсредств;
принимать у них или отдавать концы, но лишь в таких районах, откуда пост у трапа хорошо просматривается;
наблю­дать за сигналами береговых постов, а также судов как прохо­дящих мимо, так и стоящих вблизи на якоре;
следить за якорь-цепью, проверяя, не дрейфует ли судно;
промерять глубину под, кормой, а также измерять высоту воды в льялах;
отвечать на. салют других судов;
производить по указанию вахтенного помощника систематические обходы по судну, докладывая о ре­зультатах такого патрулирования;
выполнять все другие поручения вахтенного помощника и обязанности, предусмотренные Уставом службы на судах.

О всех недостатках, происходящих событиях и изменениях в обстановке как на самом судне, так и вне его он должен не­медленно докладывать вахтенному помощнику, принимая одно­временно надлежащие меры, диктуемые сложившейся ситуаци­ей и доступные ему самому.

Мы с друзьями вдесятером отдыхали в Турции и арендовали яхту. В плавание вышли из турецкого порта Кас и направились в сторону греческого острова Кастелоризо.

Спустя некоторое время капитан понял, что яхта находится за пределами Турции. Он развернул судно обратно, но было поздно: власти Турции остановили яхту и потребовали оплатить штраф 500 000 рублей.

Это законно? Как понять, что это не взятка?

Алексей, иногда сложно разобраться, где начинаются территориальные воды Турции или Греции. При этом это популярное направление для путешествий на яхтах.

Разберем, стоит ли платить штраф и как избежать нарушения границ в будущем.

Где граница между Турцией и Грецией

Правительства Турции и Греции давно спорят, где проходит граница между государствами в Эгейском море. Сейчас она расположена в 6 милях от суши обеих стран. Временами Греция заявляет об увеличении границ в одностороннем порядке до 12 миль, а Турция в ответ угрожает объявлением войны.

Часто земли обоих государств расположены друг к другу ближе, чем 12 миль. В таком случае водное пространство между территориями делится пополам.

Границы территориальных вод Турции и Греции в Эгейском море. Голубым выделена территория Греции, а розовым — Турции. Источник: Википедия

Карта порта Кас и греческого острова Кастелоризо. Зеленая линия указывает примерное место, где проходит граница между Турцией и Грецией

В конвенциях ООН по морскому праву сказано, что мирный проход через территориальные воды государства не расценивается как нарушение его границ. Турция является участником конвенции 1958 года, а Греция — 1982 года. Если ваша яхта зашла в воды иностранного государства, не заходила в порты и не нарушала закон, она может спокойно вернуться.

В то же время конвенции ООН не отменяют собственные законы стран о пересечении государственных границ. В статье 5 закона Турции об иностранцах и международной защите написано, что покинуть страну можно только через действующие пограничные пункты. С собой у туриста должен быть действительный паспорт и проездной документ.

В случае с арендованной яхтой это другой список документов — расскажу о нем дальше.

Это взятка или нет?

государственная валюта Турции — турецкая лира

К сожалению, я не могу говорить о перспективах подобного спора: исход зависит от конкретных обстоятельств дела.

Понимаю, что общение с турецкими пограничниками бывает неприятным. Иногда все вопросы решаются очень медленно, и разговор действительно напоминает вымогательство взятки. Но обычно причина в другом. Оформление документов может затягиваться из-за некомпетентности и нерасторопности пограничников. Если они вдруг все-таки намекают на взятку, я ни в коем случае не рекомендую соглашаться.

Какие документы нужны для пересечения границы

В договорах фрахтования всегда оговаривается территория плавания. По моему опыту, яхты в Турции сдают с условием, что турист не будет пересекать границу.

Условия о территории плавания и пересечении границы государства указаны в первом абзаце. Чтобы пересечь границу, нужно попросить у арендодателя документы

Арендодатель указывает в договоре территорию плавания — южное и западное побережье Турции и греческие острова. Формулировки расплывчаты, поэтому капитан должен как можно точнее установить эти границы. Например, нанести на карту

Если капитан собирается пересечь государственную границу, он должен подготовить для этого пачку документов.

В первую очередь понадобится оформить транзит-лог (transit log) — сертификат регистрации яхты. Его выдают капитану судна, которое заходит в территориальные воды страны под иностранным флагом. Этот документ можно оформить не во всех портах на побережье Турции — лучше уточнить информацию при планировании путешествия на сайте порта.

Обычно для получения транзит-лога нужно представить:

  1. Список всех членов экипажа. В нем потребуется указать имя, фамилию, дату рождения, гражданство и номер паспорта каждого члена экипажа.
  2. Копию парусной лицензии капитана, то есть свидетельство о квалификации. Лицензия должна быть действительной в стране проживания капитана.
  3. Хорошо различимые копии всех страниц паспортов членов экипажа.
  4. Подписанный договор фрахтования.
  5. Яхтенные документы и перечень основного яхтенного оборудования. Его предоставляет компания-арендодатель.

После получения транзит-лога нужно поставить отметку таможенной службы, санитарного контроля, паспортной службы и начальника порта.

Я советую оформлять документы для пересечения границы через агента. Его контакты обычно предоставляет фрахтователь судна. Еще их можно узнать в порту. Самостоятельное оформление документов чревато потерей времени, да и процедура слишком сложная: легко запутаться и ошибиться.

Как подготовиться к аренде яхты в Турции

Если вы решили взять яхту в аренду, надо как следует подготовиться к поездке.

До поездки найдите и прочитайте лоцию, или книгу капитана. По-английски она называется Pilot Book. По большому счету, лоция — это путеводитель. В ней отмечены места с особым режимом плавания, карты портов и прибрежных вод, условия и порядок захода в порты плавания, расценки на портовые услуги и сборы. Еще в лоции можно узнать много интересного об истории, географии, культуре и обычаях страны.

Внимательно прочитайте договор и правила фрахтования. Уточните информацию о границах у арендодателя.

Если вы планируете заходить в разные порты или пересекать границу, советую готовить документы заранее и через агента. Как правило, компании, которые предоставляют в аренду яхты, сами оказывают такие услуги или имеют контакты посредников.

Во время плавания на яхте должны быть основные документы: транзит-лог , страховка яхты и экипажа, свидетельство о квалификации капитана. Эти документы готовит арендодатель или агент.

С собой лучше взять деньги в местной валюте. В Турции порты сами назначают цены на свои услуги, поэтому стоимость сборов может сильно различаться. Они бывают разные: визовый, причальный, портовой безопасности и так далее. Сумму сборов советую уточнять у арендодателя или в порту.

Обязательно ознакомьтесь с ограничениями. Я рекомендую уточнять, можно ли заниматься дайвингом, рыбалкой, готовить еду, перевозить на борту животных. Об этом пишут в договоре фрахтования, лоции и на сайтах для мореплавателей.

Если вы не уверены в своих навыках управления яхтой, арендовать ее лучше с местным бывалым капитаном.

Если вас задержали

Если у властей возникли вопросы и вы не понимаете, законны ли их требования и нужно ли что-то платить, не стесняйтесь звонить:

  1. Компании, которая сдала яхту в аренду, или собственнику. Они могут предоставить необходимые документы или хотя бы пояснить, что происходит и что от вас хотят.
  2. Агенту, который занимается оформлением документов для плавания или пересечения границы, например договора фрахтования. Он поможет понять, основательны ли претензии властей. Как правило, агенты могут порекомендовать, как действовать дальше, и дать контакты юристов в порту, где находится судно.

Если ситуация кажется безвыходной, звоните в посольство Российской Федерации. В Турции это телефоны +90 312 439-21-22 , 439-35-18.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


Необходимая документация

Очень часто приходится слышать о недоразумениях с неопытными яхтсменами, взявшими яхту в чарт в одной стране и отправившимися на ней полюбоваться побережьем сопредельных государств. Наивное предположение, что границы существуют только на суше, может сыграть нехорошую шутку со всем экипажем судна. Итогом такого заблуждения может стать:

  • Задержание команды на неопределённое время (в зависимости от местных законов) до выяснения всех обстоятельств и целей нарушения границы.
  • Лишение шкипера лицензии международного образца на управление яхтой.
  • Арест, а в некоторых случаях — конфискация судна.

Это могут быть только самые лёгкие последствия пусть и не преднамеренного, но уголовного преступления, поэтому следует помнить, что во многих государствах незаконное пересечение границы подпадает под действие Уголовного кодекса. Итак, какие же формальности следует соблюсти, чтобы избежать неприятностей с местным законодательством?

По большей части — регламенты пересечения морской и сухопутной границы мало чем отличаются друг от друга. Сбор необходимой документации следует начать ещё на этапе подготовки к выходу в море. Для этого следует навести справки о необходимом пакете документов в посольствах или консульствах тех стран, которые вы собираетесь посетить. В странах, имеющих с Россией безвизовый режим: Абхазия, Израиль, Аргентина, Украина (пока ещё?), Черногория, Сейшелы, Юж. Корея и т.д., вам понадобятся:

  • Загранпаспорт, действие которого истекает не ранее, чем вы планируете вернуться на родину.
  • Документы на судно.
  • Шкиперская лицензия (капитанское удостоверение) и лицензия на пользование радиостанцией.
  • Судовая роль.


Для посещения стран, не имеющих с нами безвизового режима, нужно будет заблаговременно оформить визу в их посольстве или консульстве. Для стран Шенгенской зоны — сойдёт одна виза единого образца, для других стран придётся получать визы в индивидуальном порядке. Особый случай, если на яхте находятся несовершеннолетние дети. Таможенные законодательства различных государств могут потребовать их особого документального оформления. То же самое касается и перевозимых на яхте животных, вплоть до полного запрета ввоза тех или иных их видов. Следует заранее навести справки на этот счет в дипломатическом представительстве государства.

Для пересечения российской границы и выхода в открытое море, следует пройти таможенное оформление через пункты пропуска. В Ленинградской области и Санкт-Петербурге это Морской вокзал, таможенные пункты в Выборге, Высоцке, Усть-Луге, форте Константин.

Судовые документы

Основным документом на судно за границей служит судовой билет – документ, подтверждающий право собственности на судно. Желательно, чтобы он был продублирован на английском языке, сойдёт официально заверенный перевод. В противном случае, могут возникнуть заминки с поиском квалифицированного переводчика, который сможет растолковать местным таможенным чиновникам смысл документа.


Если владелец судна находится на борту, то дальнейших вопросов по судовому билету уже не будет. В случае, если судно взято в чарт, нужно будет предъявить арендный договор. Когда владельцем судна является другое юридическое или физическое лицо, передавшее вам права управления яхтой, следует иметь соответствующий приказ, официальное распоряжение, подкреплённое штампом организации, либо доверенность от частного владельца. Данные документы также лучше перевести на английский язык и нотариально заверить.

Шкиперская лицензия – документ, подтверждающий право капитана судна на управление яхтой, а также делегирующий ему ряд полномочий в общении с береговыми надзорными службами. Лицензия должна быть международного образца, например, International Bareboat Skipper или International Crew. Судовая роль (Crew-List) – список всех членов команды, которые пересекают морскую государственную границу. В некоторых случаях, хотя далеко не всегда, чиновники карантинной службы порта могут потребовать предъявить дератизационное свидетельство. Это документ, подтверждающий факт обработки судна службой СЭС против насекомых и грызунов. По свидетельству бывалых яхтсменов, такой документ обязателен при прибытии в Японию, на Кубу, во Вьетнам.

При пересечении морских рубежей иностранного государства — следует соблюдать международные нормативы и местные правила. Прежде всего, пересекая границу, яхта должна поднять, кроме флага регистрации, ещё два флага под правой краспицей.

Гостевой флаг

Согласно Морской конвенции, ширина морских границ составляет 12 миль от побережья. Следует учитывать, что далеко не все страны признают установленный норматив: свыше 20 стран в одностороннем порядке установили собственные размеры территориальных вод. Например, Аргентина, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Чили – в 200 миль, Гвинея – в 130 миль и т.д. Данный флаг как бы говорит пограничным и таможенным службам, что вы заходите в их воды с мирными намерениями и готовы выполнять все предписания местного законодательства. Поднимается гостевой флаг под краспицу до упора.

И это не только дань уважения экипажа стране, в которую пребывает судно: в некоторых государствах вход судна в территориальную зону без поднятого гостевого флага может стать поводом для его задержания, тщательного досмотра и наложения штрафа. Если в официальных законах страны не прописано обязательное вывешивание гостевого флага, прибытие без него определённо будет расценено местными морскими чиновниками, как хамство в их адрес. Со всеми вытекающими из этого последствиями – скрупулёзной проверки документации на предмет какого-либо несоответствия, пристрастного досмотра судна и т.п. Поэтому лучше заранее побеспокоится о приобретении флагов тех стран, которые находятся по вашему маршруту.



Регламент входа

К примеру, в Средиземноморских странах Европы подобная хитрость может обойтись в 500 и более евро. После входа в порт, судно должно пришвартоваться к специальному таможенному пирсу: попытка отдать швартовы на другом причале опять-таки чревато крупным штрафом. Следует также иметь в виду, что в большинстве стран, после оформления всей разрешительной документации и возвращении шкипера на яхту, судно не должно находиться у причальной стенки таможенного пирса более 10 минут – иначе опять штраф!

Оформление в порту

До полного оформления документов экипаж не имеет права спускаться с яхты: каждый человек, сошедший на причал, автоматически будет считаться нарушителем границы со всеми вытекающими последствиями. Спуститься на берег имеет право только капитан, взяв с собой все необходимые документы для прохождения контроля. Ниже дан перечень береговых служб, которых придётся посетить для улаживания всех бюрократических процедур.


После того, как все процедуры с документами улажены, капитан возвращается на судно. Когда он вручит каждому члену экипажа оформленный паспорт и разрешит сход на берег, можно будет начинать знакомство с местными достопримечательностями.

Читайте также: