Кто прошел на судах весь амур

Обновлено: 17.05.2024

Протянувшийся почти на три тысячи вёрст Амур для Дальнего Востока был не просто рекой. Изначально он оказался удобной дорогой для первопроходцев и первых русских поселенцев, затем стал границей между Россией и Китаем. Но по дороге могут прийти не только друзья, а границы не всегда бывают мирными… Почему на амурских волнах появились большие бронированные корабли и как они исчезли, специально для DV расскажет историк Алексей Волынец.

К началу XX века по Амуру и его притокам ходили уже 138 русских пароходов, принадлежавшие различным торговым и транспортным компаниям, в том числе три парохода Амурско-Уссурийской казачьей флотилии. Однако среди этой массы судов не было военных. Конечно, в случае конфликта все они могли быть вооружены, но лишь небольшим числом слабых малокалиберных пушек.


Колёсный пароход на Амуре, около 1850 года

Фото Владимира Ланина

Неудивительно, что ещё в 1902 году приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков поставил перед центральной властью вопрос о постройке для амурских вод специальных боевых кораблей. Впрочем, до Русско-японской войны надёжную защиту амурских берегов обеспечивал Тихоокеанский флот России — могучие броненосцы и крейсера, базировавшиеся тогда во Владивостоке и арендованном у китайцев Порт-Артуре. Всё радикально и пугающе изменилось к весне 1905 года, когда под ударами японцев пала порт-артурская крепость и погибла эскадра, а затем в Цусимском проливе потерпели поражение главные силы нашего флота, спешившие на Дальний Восток через всю планету от берегов Балтики.

Японский военный флот стал господствовать у наших дальневосточных берегов. Противник полностью оккупировал остров Сахалин, японский флот высаживал десанты даже на Камчатке и северных берегах Охотского моря. Именно тогда возникла вполне реальная угроза появления вражеских кораблей и в водах Амура. Устье великой дальневосточной реки оборонялось лишь несколькими устаревшими батареями в Николаевске-на-Амуре, который хотя и считался официально крепостью ещё с XIX века, однако в реальности таковой не был.

Так к лету 1905 года безопасность Амура стала для Российской империи важнейшим и экстренным вопросом.


Уже в 1906 году в далёком Петербурге высшее командование армии и флота оценило масштаб предстоящих расходов по обороне дальневосточных границ. В новых условиях надёжная безопасность пространств от Камчатки до юга Приморья и от амурского устья до Благовещенска, включая две мощные крепости во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре, стоила почти два миллиарда царских рублей — примерно столько составляли все доходы бюджета Российской империи за год! Такая сумма не могла быть выделена сразу или даже в течение ближайших нескольких лет, поэтому военным пришлось искать варианты — как в самые сжатые сроки обеспечить максимум защиты Дальнего Востока за минимум рублей.

Оптимальным оказался вариант создания особой речной флотилии. Современные боевые корабли, спроектированные специально для Амура, могли бы существенно усилить оборону края как от вражеского флота, так и от атак сухопутной армии. При этом стоимость такой флотилии оценивалась всего в 18 миллионов рублей. Для сравнения, проектная стоимость новых укреплений Владивостока оценивалась в 230 миллионов.

Первые специальные корабли для Амура заказали еще до окончания Русско-японской войны. С осени 1904 года Сормовский завод на Волге начал строить серию канонерских лодок, которые предполагалось по частям перевозить железной дорогой на Дальний Восток и собирать уже на месте, в поселке Кокуй на берегу амурского истока, реки Шилки.


В реальности создание военной флотилии на большой и своенравной реке потребовало немалых усилий. Например, крайне сложным был кадровый вопрос — даже после потерь недавней войны с японцами Российская империя имела немало опытных капитанов и матросов, но все они ранее плавали на океанских кораблях и почти не имели речного опыта, тем более плохо знали специфику Амура.

Поэтому осенью 1907 года между Амуром и Главным морским штабом в Петербурге шла оживлённая телеграфная переписка по вопросу зимних головных уборов. Капитану Кононову пришлось даже включить личные связи в столице, чтобы поскорее получить разрешение в начале зимы заменить у матросов бескозырки на меховые папахи. Потом ещё долго шёл бюрократический спор о цене — папахи для амурского флота купили по 2 руб. 50 коп., а командование из далёкого Петербурга соглашалось платить в два раза меньше…


Окончательно Амурская флотилия была сформирована к лету 1910 года. Её личный состав насчитывал 19 офицеров, 2 инженера-механика, 10 врачей, 4 чиновника и 1585 матросов. Показательно, что командиры амурских мониторов получали звание капитана 1-го ранга, то есть приравнивались к командирам самых крупных океанских кораблей.

Амурская флотилия создавалась как защита от экспансии японских самураев. Но неожиданный и мощный удар по бронекораблям Амура вдруг последовал не с востока, а с запада. Начавшаяся Первая мировая война роковым образом сказалась на состоянии флотилии. Уже в августе 1914 года большую часть амурских бронекатеров по железной дороге отправили на другой конец страны, воевать на Дунае.

Дальний Восток России хотя и был отделён от линии германского фронта тысячами вёрст, но также участвовал в той войне. С боевых кораблей Амура в 1915 году сняли часть пушек и дизельных двигателей. Артиллерию направили в крепости на западных рубежах, а двигатели использовали для строящихся на Балтике подлодок. На запад, в действующую армию и флот, отправили и более половины матросов Амурской флотилии. В итоге к январю 1916 года в строю флотилии осталось лишь четыре канонерских лодки (из десяти), три монитора (из восьми) и два бронекатера (из десяти).


Первая боевая операция Амурской флотилии


Китайские войска в то время не считались первоклассными, но были многочисленны и неплохо вооружены. Однако первая боевая операция Амурской флотилии завершилась абсолютной победой. К концу октября 1929 года наши корабли, пройдя ещё 70 вёрст по Сунгари вглубь Китая, разгромили внушительную группировку противника у города Фугдин. Судам флотилии пришлось преодолевать минные заграждения на реке, громить вражеские береговые батареи и высаживать десанты под огнём.

Стратегическая обстановка на Амуре и Уссури радикально изменилась с 1932 года, когда соседние китайские земли захватила Япония. Вместо слабого в ту эпоху Китая по всей речной границе Приморья и Приамурья пролегли владения агрессивной империи самураев, обладавшей первоклассной армией и огромным флотом, на тот момент одним из лучших в мире.

От страшных боёв, гремевших с 22 июня 1941 года, Амурскую флотилию отделяли тысячи километров, но её морякам довелось сражаться против гитлеровских захватчиков на всех фронтах. Первый батальон, сформированный из добровольцев-моряков Амурской флотилии, отправился на фронт ровно через четыре месяца после начала войны — 22 октября 1941 года. Уже в декабре моряки с Амура участвовали в контрнаступлении под Москвой. Ещё один батальон моряков-добровольцев дальневосточной речной флотилии был отправлен под Сталинград в августе 1942 года.

В августе 1945 года флотилия приняла участие в последней наступательной операции Второй мировой войны. Речные корабли обеспечивали форсирование Амура и Уссури, их тяжёлая артиллерия помогала громить пограничные укрепления противника. Моряки флотилии отличились и в боях на суше: например, 25-летний матрос Николай Голубков 9 августа 1945 года при штурме городка Фуюань на южном берегу Амура недалеко от Хабаровска ценой своей жизни подорвал японскую огневую точку…


Так завершилась последняя боевая операция броненосного флота на Амуре. Из 12 тысяч речников-амурцев в ходе скоротечных боев с японцами погибли 32 и были ранены 47 матросов и офицеров. Потерь в кораблях наша флотилия не имела.

В пограничных спорах и стычках с маоистами на Амуре и Уссури тяжёлая речная броня могла бы сыграть свою вескую роль, но её уже не было.

Читайте также: