Кто из мыслителей казахстана 19 столетия выступал против судебной реформы

Обновлено: 18.05.2024

До реформы

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

Реформа

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Журнал Қазақстан, жалпы Орталық Азия, Еуразия кеңістігі тарихы мәселелерімен айналысатын дүниежүзі ғалымдарының, сонымен бірге оқытушылардың, докторанттардың, магистранттар мен студенттердің ғылыми ізденістерінің нәтижелерін жариялауға арналған.

ОТЕПОВА Г.Е.

ВОПРОСЫ ИЗМЕНЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Тегтер: судебная, история, империя, Российская, источники, Законодательные, царское, правительство, суд, биев., Казахстана, система, колониальная, политика

Статья посвящена вопросам внедрения и изменения судебной системы на территории Казахстана под влиянием российской системы управления. Законодательные акты Российской империи достаточно наглядно раскрывают истинные планы царского правительства в отношении судебной системы в Казахстане. На основе многочисленных законодательных источников в статье обоснованно, что российская система судопроизводства была направлена на уничтожение традиционного казахского правосудия.

К середине XIX века судопроизводство было различным на территории каждого казахского жуза, не было единой системы, за одни и те же преступления казахи разных жузов подвергались различным наказаниям либо по народным, либо по общеимперским законам. Это вносило значительную путаницу и неразбериху в разбор судебных дел, что в свою очередь порождало взяточничество. В западном Казахстане существовала пограничная система управления, судебные функции сосредоточены были в руках различных органов власти от начальника аула до генерал-губернатора. В Среднем жузе действовали окружные приказы, созданные еще М. Сперанским в 1822 г. А в южных пограничных районах со среднеазиатскими государствами действовал военный суд, и применялись полевые законы. В первой половине XIX века происходила борьба между двумя структурами власти: традиционной и новой, которая отложила определенный отпечаток на общественно-политическую жизнь казахского общества.

Правовая система Казахстана в результате данных реформ претерпела значительные изменения. Политика царского правительства была направлена на дальнейшее разрушение и ликвидацию традиционного суда биев, падение авторитета казахской знати и дальнейшее распространение общей российской системы судопроизводства на территории Казахстана.

В целом, несмотря на попытку унифицировать судебную систему, сделать ее схожей с общероссийской, она на территории Казахстана имела свои особенности и отличительные черты. Во-первых, российская система судопроизводства была направлена на уничтожение традиционного казахского правосудия; во-вторых, российская судебная система так или иначе вынуждена была учитывать местные условия и традиции; в-третьих, царское правительство было вынуждено сохранить народный суд; в-четвертых, в судопроизводстве того периода тесно переплетались российская судебная система, нормы обычного права казахов и шариата; в-пятых, судебные функции на территории Казахстана не была разграничены между судами и административными органами; в-шестых, царское законодательство соответствовало его политической надстройке, и было направлено на закрепление колониальной системы в Казахстане.

1 ПСЗ РИ-1. - СПб, 1830. - Т. 9. - № 6576. - С.323-330.

2 Отепова Г.Е. Хронологический указатель законодательных актов Российской империи по истории Казахстана XVIII-начала XX в. Учебное пособие. - Павлодар: ПГПИ, 2012.

3 Законодательные акты Российской империи по истории Казахстана. XIXв. Сб. документов. В 3-х частях. // Под ред. Отеповой Г.Е. Ч.1. (1800-1859 гг.). Павлодар: ПГПИ, 2015. – 344 с.

4 Законодательные акты Российской империи по истории Казахстана. XIXв. Сб. документов. В 3-х частях // Под ред. Отеповой Г.Е. Ч.2. (1860-1885 гг.). Павлодар: ПГПИ, 2015. – 300 с.

5 Валиханов Ч. Аблай. - Собрание сочинений. - В 5-ти томах – Алма-Ата: Советская энциклопедия, 1985. - Т.4. – 461 с.

6 Бекмаханов Е. Присоединение Казахстана к России. М: АН СССР, 1957, с.177.

7 Законодательные акты Российской империи по истории Казахстана. XIXв. Сб. документов. В 3-х частях. // Под ред. Отеповой Г.Е. Ч.3. (1866-1899 гг.). Павлодар: ПГПИ, 2015. – 284с.

8 Валиханов Ч. Записка о судебной реформе. Избранные произведения. – М.: Наука, 1987. – 413 с.

9 Жакыпбек С. К. и др. История Казахстана (XVIII - начала XX в.). Сб. документов и материалов - Алматы: Қазақ университеті, 2001. – 314 с.

РЕСЕЙ ИМПЕРИЯСЫНЫҢ ЗАҢНАМАЛЫҚ АКТІЛЕРІ БОЙЫНША ҚАЗАҚСТАН ТЕРРИТОРИЯСЫНДАҒЫ СОТ ЖҮЙЕСІНІҢ ӨЗГЕРІСТЕРІ ЖӨНІНДЕГІ МӘСЕЛЕЛЕР

Мақалада заңнамалық құжаттар негізінде Қазақстан территориясына заңның ресейлік жүйесін тарату және енгізуді біртіндеп жүзеге асыру үдерісін бақылау қарастырылады. Ресей империясының заңнамалық актілерін мысалға ала отырып автор билердің халықтық сотын жоюға және жалпы ресейлік заңдарды өзара бекітуге бағытталған патшалық биліктің саясатын ашады.

Түйін сөздер Заңнамалық құжаттар. Ресей империясы. Қазақстан тарихы. Сот жүйесі. Отаршылдық саясат. Патшалық билік. Билердің соты.

THE ISSUES OF CHANGES IN THE JUDICIAL SYSTEM ON THE TERRITORY OF KAZAKHSTAN IN THE LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN EMPIRE

This article deals with the gradual process based on the legislative acts of dissemination and inculcation of Russian legal procedure’s system on the territory of Kazakhstan on the examples of legislative acts of Russian Empire. The author reveals the essence of the tsarist autocracy’s policy, which was directed on the destruction of people’s court of biis and the confirmation of general Russian acts.

Keywords Legislative acts. Russian Empire. History of Kazakhstan. Judicial system. The Colonial policy. The tsarist government. Courtofbiis.

Исследования казахстанских философов последних лет убедительно показали, что философия в Казахстане исторически развивалась как особая форма освоения различными общественными силами исторической действительности и окружающей природной среды и сыграла огромную роль в становлении общественного сознания казахского народа в определении содержания и основных форм его практической деятельности. А, начиная со второй половины XIX века, в Казахстане сформировалась достаточно сильная школа профессиональных философов, которая ни в чем не уступала, а в некоторых моментах даже превосходила передовую философскую мысль других народов.

В мировой истории философии, разумеется, были аналоги учению казахских философов. И в этом нет ничего удивительного, ибо круг казахской проблематики является общим для всего человечества в целом. Только поэтому мировой философский процесс развивается во взаимодействии философского мышления различных народов, нередко отграниченных друг от друга во времени и пространстве на достаточно далекие расстояния и столь же близкие времена. Но все дело заключается в том, что даже те типы философского мышления, которые в Казахстане возникали позже, нежели в других странах и частях света, развивались здесь весьма своеобразно, поскольку в формах своего выражения и по своему содержанию они отражали своеобразие казахской общественной жизни и ее истории.

Ч.Ч. Валиханов и его воззрения на общество

Чокан Чингизович Валиханов – первый замечательный казахский ученый и выдающийся просветитель-демократ. Неоценимый вклад внес он в развитие различных отраслей науки своего времени. Он дал массу блестящих работ по географии, этнографии, истории, фольклористике, религиоведению, востоковедению, философии, социологии и т.д. Его научные заслуги были по достоинству оценены виднейшими представителями передовой русской научной мысли. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждения новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.

Ч.Ч. Валиханов родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных районов Казахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкам знаменитого хана Аблая и составляли знатный род немногочисленной аристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботам своих влиятельных покровителей и прежде всего отца, - Чингиса Валиханова, - Чокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в мусульманской религиозной школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями в этот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и из уст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.

В 1847 году в судьбе Чокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус.

Годы учебы Ч. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе. Процесс этот стал постепенно охватывать и окраины России. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что значительная часть прогрессивно мыслящей русской интеллигенции, спасаясь от преследования царизма, старалось устроиться для продолжения своей работы в отдаленных от центров России очагах культуры. Одним из таких очагов оказался тогда Омск – крупный административный и культурный центр Сибири и северного Казахстана. Наибольший же интерес к политическим вопросам проявляли тогда питомцы Омского кадетского корпуса, который стал не только лучшим учебным заведением Сибири, но и средоточием самых передовых идей своего времени. В корпусе занятия с кадетами вели, наряду с заурядными специалистами, такие мыслящие педагоги как Н.Ф. Костылевский – литератор и ориенталист, поклонник идей В.Г. Белинского, В.П. Лободовский – литератор, друг Н.Г. Чернышевского, Гонсевский – историк, последователь прогрессивных политических теорий Европы. Согласно неоднократным свидетельствам Г.Н. Потанина, Ч. Валиханов очень тесно общался именно с этими преподавателями корпуса, что, по мнению его близких друзей и современников, послужило главной причиной достаточно быстрого становления его политической и гражданской зрелости, довольно раннего появления у него глубокого интереса к общественным делам.

В 1853 году Ч. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. С этого времени начинается весьма интенсивный и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно-политической деятельности. Находясь по долгу службы в чуждой для него среде высокопоставленных чиновников царской колониальной администрации, он усиленно ищет себе единомышленников в среде прогрессивных деятелей России.

Систематическое общение с непосредственными участниками русского освободительного движения и передовой научной мысли многое изменило во взглядах казахского просветителя. В результате частных бесед с Ф.М. Достоевским и С.Ф. Дуровым Ч. Валиханов уже к 1855-1856 годам полностью освободился от своих прежних либеральных иллюзий и окончательно становится демократом.

Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становления научных и общественно-политических взглядов Ч. Валиханова, формирования его передового образа мыслей вообще. Конечно, это не означает, что произошел какой-то коренной перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель уже был зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимся демократическими и просветительскими убеждениями. Однако, пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 года, когда политические страны различных социальных сил русского общества достигли крайней степени остроты и идейно-политическая борьба была неимоверно накалена, естественным образом сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и мироощущения в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.

Проблема политики и ее предметной области была объектом пристального внимания многих выдающихся мыслителей прошлого и остается таковой для специалистов политологии, истории и философии современности. Что же касается Ч. Валиханова, то он дал достаточно глубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права, концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до нее и появившихся после нее, и которая содержала в себе много рациональных моментов, несомненно заслуживающих пристального внимания современной науки. Согласно глубокому убеждению Ч. Валиханова политика – это ВЛАСТЬ и способы ее устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое и призвано претворять в жизнь государственную политику.

Глубокая сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом ее устройства. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Что политика связана с властью, было хорошо понятно многим и до и после него. А вот, что политика есть не только и не просто власть, а есть еще и способ ее устройства, учитывали далеко не многие. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики.

Кроме того, любое правительство, олицетворяющее власть, полагал он, подвержено коррупции, т.е. подкупу со стороны бесчисленного множества желающих воспользоваться услугами членов этого правительства во имя своих корыстных целей. Высшие эшелоны власти получают этот подкуп в виде дорогостоящих даров и подношений по всякому поводу или даже без всяких поводов, а низшие – скрытно, без всякой помпезности и шума, но зато основательно.

В целом, вероятно, следует отметить, что мысли Ч. Валиханова об общих основаниях развития политики и права и особенностях их проявления в различных условиях общественной жизни и уровнях достижения культуры и образования (просвещения) не утратили своего значения по сей день.

Как мы видим, Ч. Валиханов связывает упадок прошлой культуры Востока и ее современный застой непосредственно с реакционной деятельностью мусульманского духовенства. Больше того, он склонен считать, что господство невежества в Азии и даже бедность азиатских народов порождается той же причиной.

Крайнее возмущение Ч. Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучи само совершенно невежественным, сосредоточивало в своих руках все дело народного образования. Та критика, с которой обрушился на духовенство и религию Ч. Валиханов, была обусловлена обстоятельствами общественной жизни конкретного исторического времени. Его непримиримая борьба против клерикализма и проповедуемой им религиозной веры была, в сущности своей, борьбой против духа бездушных порядков, против вопиющей несправедливости и общественных пороков, превращавших человека в послушного раба власть имущих.

Атеистический характер мировоззрения Ч. Валиханова отмечали многие из его друзей и современников. В условиях почти поголовной неграмотности народа формальное отречение от мусульманства не дало бы никакой пользы, зато могло бы вызвать недоверие народа, что было крайне нежелательно для Ч. Валиханова, стремившегося влиять на народ.

Философия и этика Абая

Общественная мысль любого народа имеет свою поучительную историю. И, чем богаче эта история, тем большего внимания заслуживает она к себе. Пренебрежительное и поверхностное отношение к ней может повлечь за собой такие последствия, которые могут оказаться далеко не безобидными. Но прежде всего следует помнить, что общественная мысль – это не некий абстракт, где-то вне мира ютящийся. В Казахстане прошлого столетия одним из таких мыслителей был Абай Кунанбаев. Выходец из среды знатных степных феодалов, он всю жизнь провел в борьбе за интересы казахской бедноты, народных масс, влачащих жалкое существование по воле царского самодержавия и тех социальных сил, которые поддерживали его о пользовались его поддержкой на окраинах русской империи. Абай был врагом эксплуататоров и радетелем трудящихся.

Он питал жгучую ненависть к азиатским деспотам и их российским покровителям и ВТО же время горячо любил представителей тех слоев русского общества, которые настойчиво формировали основы освободительной мысли и культуры. Он призывал свой народ учиться у русских. Изучение русской науки и культуры, полагал Абай, не только помогает познанию действительной сущности окружающего нас мира, но и в определенном смысле может содействовать борьбе передовых людей против притеснения народа со стороны царизма и других угнетателей. Абай мечтал о тех условиях, когда все народы России смогут объединиться на основе принципов равенства и справедливости. Для достижения этой исторической цели, считал он, необходимо прежде всего добиться освоения передовой русской науки и культуры отсталыми народами колониальных окраин царизма. Это была мысль предельно соответствующая требованиям того времени и довольно точно отражавшая ее суть. В этой мысли содержалось теоретически верное осмысление позитивных последствий присоединения Казахстана к России и правильное в общем предвидение перспектив их исторического развития. Ясно то, что Абай не представлял себе прогресса казахского общества вне России, вне ее влияния на все сферы казахской общественной жизни. По всему видно, что Абай стремился использовать всю силу российского влияния для того, чтобы вырвать казахский народ из цепей вековой отсталости и, по возможности, облегчить положение казахской бедноты, которое практически оказалось более, чем отчаянным.

Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай Кунанбаев превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг ее беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против ее проповедников и защитников, всякого рода служителей религиозного культа и благочистивых богословов мусульманской мечети. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели господствующие силы общества. Таким образом Бог Абая – это Творец, Создатель, но не Владыка. Поэтому ни в коем случае нельзя ссылками на Бога оправдывать зло, как это постоянно делают священнослужители ислама, обнаруживая тем самым свое невежество в религиозных вопросах и выставляя на показ свою полную безнравственность.

Центральным вопросом своей философии Абай сделал важные во все исторические эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения, особенно в Казахстане второй половины XIX века, нравственно-этические проблемы. Жизнь становилась все более невыносимой. Обесценивание человека труда и его обезличивание достигли своего предела. Нравственно-этические проблемы при всей своей принципиальной важности не могли быть решены без относительно к решению более общих вопросов философии. Одним из таких вопросов был вопрос об общих основаниях бытия и познания, об отношении природы, Бога и человека.

В творческом наследии Абая, по понятным причинам, большое место занимают проблемы религии и особенно ислама, который в его беспокойное время откровенно использовался господствующими силами казахского общества и царскими властями в их собственных социально-политических интересах. Просветитель полагал, что религия есть выражение невежества и безумия человека, не сумевшего еще в полной мере воспользоваться разумом, дарованным ему Всевышним. Религия, таким образом, не есть плод божественного откровения, а является результатом элементарного человеческого безрассудства. Он не отвергает ни одной догмы ислама, более того, он настойчиво призывает людей чтить Коран как истинное слово Божье, переданное мусульманам через пророка Мухаммеда, чтить самого пророка, поклоняться ему и неотступно следовать его вероучению. Но это поклонение не должно быть слепым и сводиться лишь к соблюдению всякого рода обрядов, постов, особенно молитв и культов.

Учение Абая о познании человеком внешнего мира и основанном на этом познании его искренней вере в Бога, иман, насквозь пронизано духом высочайшего гуманизма. Не человек для мира и Бога, а, наоборот, Бог и мир для человека, для его блага и счастья. Познавая мир посредством своего разума, человек постигает не мнимую, как в религии, а действительную, как в науке, сущность Божества и таким путем приобретет сам подлинно человеческие черты, становится действительным человеком, способным понять, что Любовь и Справедливость, как высшие формы выражения сущности Бога, должна стать его собственной сущностью.

философский абай валиханов

Еще рано считать окончательно и полностью раскрытой сущность философии Абая Кунанбаева. Все или почти все современные исследования философии Абая не выходят за пределы изложения его системы. Это дает не многое для выяснения сути дела. Чтобы с наибольшей полнотой было раскрыто содержание философии Абая, требуется более углубленное изучение связи его творчества с восточной, русской и мировой философской культурой, чего еще не сделано в достаточной мере.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства 1 , обусловили и формирование в связи с этим своей национальной правовой системы, в том числе реформу системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти - судебной. Однако судебная реформа еще не завершена, свидетельством чему является принятие новой Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг., составной частью которой являются положения, предусматривающие развитие судебно-правовой системы на основе преемственности и поэтапности (п. 3.2.) 2 .

В этой связи особую актуальность приобретает исследование исторических аспектов проводимой в республике судебной реформы: анализ и осмысление причин, повлекших реформирование этого вида государственной деятельности и ее организационной системы, генезиса явлений и институтов, созданных, упраздненных, либо измененных в результате реформирования, позволяют понять современное состояние судебной сферы в Казахстане. Ряд ее институтов, форм и функций, образовавшихся и сформировавшихся давно, но продолжающих действовать и в настоящее время существенным образом определяет основные направления и тенденции современной судебной реформы.

1 См.: Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. // ВВС Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.

4 См., например: Мами К. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан. Астана: Елорда, 2001; Он же: Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан. Основные тенденции и приоритеты. М: Наука, 2004; Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов. Монография / Руководитель авт. коллектива Г.С. Сапаргалиев. Алматы: Издат. дом КазГЮУ, 2006 и др.

5 См., например: Абилкаиров М.Р. Конституционно-правовой статус судей в Республике Казахстан: дисс. . канд. юрид. наук. Алматы: КазГЮУ, 2002; Жаилганова А.Н. Организационно-правовое обеспечение судебной деятельности в Республике Казахстан: дисс. . канд. юрид. наук. Алматы, 2002; Касимов А.К. Судебная власть: уголовно-процессуальное исследование: дисс. . канд. юрид. наук. Караганда, 2001; Мами К.А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: дисс. . докт. юрид. наук. Алматы, 2003; Халиков К.Х. Проблемы судебной власти в Республике Казахстан (теоретические и уголовно-процессуальные исследования): дисс. . докт. юрид. наук. Алматы, 1998 и др.

В основу периодизации казахстанской судебной реформы положены следующие критерии:

- состояние конституционно-правовой регламентации судебной системы и правового статуса судей;

- место судебной системы в системе государственных органов;

- степень самостоятельности судебной власти и независимости ее носителей - судей;

- институциональные и процессуальные гарантии самостоятельности судебной власти и независимости судей;

- соответствие состояния (de jure и de facto) судебной системы, организационного и ресурсного ее обеспечения, правового статуса судей международным стандартам в области судоустройства и судопроизводства;

- финансирование судебной системы и его объем;

- степень доступности правосудия для граждан;

- порядок формирования судебного корпуса;

- социальное и материальное обеспечение судей.

Эти критерии были определены с учетом состояния законодательства о судебной власти, ее организации, материально-технического обеспечения, финансирования; взаимоотношений судебной власти с другими государственными органами, правового статуса судей и некоторых других факторов.

В работе исследованы общетеоретические и конкретно-содержательные аспекты проблемы казахстанской судебной реформы, дан критический анализ социально-политических, правовых и ментальных проблем сложного и порой противоречивого процесса реформирования сферы судоустройства и судопроизводства.

В основу исследования положен сопоставительный анализ научных воззрений, нормативных правовых актов и международных документов, а также материалов статистики, обзоров и данных собственного исследования относительно проблем судебного реформирования. Значительное внимание уделено таким аспектам, как: конституционные основы организации судебной власти; необходимость учета в процессе реформ исторических, культурных и ментальных особенностей стран, в которых проводятся реформы; пути достижения реальной независимости и самостоятельности судебной власти (как внешней, так и внутренней) и повышения профессионализма ее носителей - судей; преодоления коррупции в судебной системе, совершенствования института суда с участием присяжных заседателей, судебного контроля и др.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Предпосылки и начало судебной реформы (1985-1990 г.г.)

Предвестником начавшейся с 90-х годов прошлого столетия и продолжающейся по настоящее время правовой реформы в Казахстане явился предпринятый в период распада СССР процесс по реформированию всей системы советской государственности, в ходе которого впервые за весь период советского строя были предприняты попытки радикально изменить правовой статус суда, его место и роль в системе органов государства 9 .

Рост негативных тенденций не обошел и судебную систему страны: чрезмерная загруженность судей, вмешательство извне в их судебную деятельность, низкий уровень оплаты труда судей, ухудшение их качественного состава 10 , высокая текучесть судебных кадров, низкое материально-техническое обеспечение судов вели к снижению качества правосудия и, как следствие, к падению престижности судебной работы 11 .

В советский период юрисдикция судов отличалась крайней узостью: она была ограничена только уголовными делами и незначительным количеством отдельных категорий гражданских дел, а значительный массив правоотношений не обеспечивался судебной защитой и судебным контролем.

9 Некоторые исследователи связывают начало правовой реформы, с приобретением в 1990 г. Казахстаном статуса суверенного государства (см.: Айтхожин К.К. Конституции государств-членов СНГ (сравнительно-правовой анализ) // Правовая инициатива. 2001. № 2. С.1), либо, связывая его с принятием в 1993 г. первой Конституции независимого Казахстана (См.: Мами К.А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: Автореферат дисс. . докт. юрид. наук. Алматы, 2003. С. 17-18; Нарикбаев М.С. Суды должны заслужить авторитет качеством отправления правосудия // Казахстанская правда. 2003. 7 июня).

10 По данным Е.А. Смоленцева, бывшего в те годы заместителем Председателя Верховного Суда СССР, среди избранных в 1987 г. 7598 судей - 2398 вообще не имели опыта судебной работы, а 257 - завершили обучение (в основном, заочное) в юридических вузах в том же 1987 г. (Литературная газета. 1988. 5 января).

11 См.: Известия. 1989. 5 января.

12 ВВС СССР. 1981. № 21. Ст. 741

13 Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 26. Ст. 388.

14 Ведомости СНД СССР и ВС СССР.1989. № 22. Ст. 416.

15 Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от идеи - к осуществлению (политико-правовой взгляд). М: Наука, 1989. С. 256. С. 172.

К середине 80-х годов указанные и другие негативные процессы значительно обострились и в 1985 г. лидерами КПСС провозглашается курс на перестройку всех сфер жизни государства и общества, создание правового социалистического государства, что явилось переломным этапом в истории Советского Союза. Именно в этом году было положено начало реформе: состоявшийся в апреле 1985 г. Пленум Центрального комитета КПСС провозгласил новый политический курс партии - курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, на глубокие перемены в жизни общества 17 .

Принятие решения о перестройке было вызвано предпосылками как объективного, так и субъективного характера.

Объективными предпосылками явились, как указывалось, стагнация и неудачи в экономике и социальной сфере, нарастание научно-технического отставания от западных стран, а также политический кризис, выразившийся в неспособности руководства государства обеспечить надлежащее жизнеобеспечение и прогресс в обществе. В такой ситуации руководство государства вынуждено было предпринять решительные меры и не только в отношении укрепления своих экономических и политических основ, но и в отношении правовой системы государства. К тому же, господство партийно-номенклатурного строя, закрытость и неподконтрольность партийно-государственной элиты неизбежно вели к росту недовольства не только в обществе, но и в государственном аппарате, а также в самих партийных организациях.

Субъективной причиной начала перестройки явился приход в руководство страны таких политиков, как М.С. Горбачев, А.И. Лукьянов, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев, В.А. Медведев и некоторых других, выступавших не только за обновление государства и общества, но и стремившихся к укреплению своего влияния в системе власти. Поэтому решение о перестройке было обусловлено попыткой, с одной стороны, остановить распад социалистической системы государства, а с другой - сохранить его административно-командный режим, внеся в него коррективы, которые бы придали ему видимость элементов демократии и рыночных отношений, исключили бы наиболее недемократичные институты государства. Эти преобразования предполагалось проводить посредством совершенствования основ социализма: по замыслу идеологов перестройки не должны были подлежать каким-либо изменениям главнейшие основы политического строя, а руководящая роль КПСС должна была быть укреплена. Такая установка проявилась в решениях апрельского Пленума ЦК КПСС (1985 г.), XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988 г.) об ускорении социально-экономического развития страны, о реформе политической системы.

В целом, в основе концепции перестройки была сохранена советская доктрина, основанная на принципе единства государственной власти, недопустимости ее деления. Так, Конституция СССР 1977 г. устанавливала, что государственная власть осуществляется Советами народных депутатов.

17 См.: Материалы Пленума Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1988. С. 123.

18 Конституция СССР: Политико-правовой комментарий. М: Политиздат, 1982. С. 26.

Поэтому важнейшим обязательным условием для карьерного роста во всех государственных органах было членство в КПСС, а также то, какое место член партии занимал в иерархии и структуре партийной системы. Это условие являлось обязательным и для работников судебных и правоохранительных органов. Причем, первые руководители правоохранительных органов по должности обязательно входили в партийную элиту государства (например, Председатель Комитета государственной безопасности (далее - КГБ) по должности всегда являлся членом Политбюро ЦК КПСС; прокурор любого уровня (от прокурора района до Прокурора СССР) - членом соответствующего партийного комитета (от райкома партии до ЦК КПСС); председатель суда любого звена по должности всегда являлся членом Ревизионной комиссии (от районного партийного звена до ЦК КПСС; а каждый судья должен был быть обязательно членом партии). Такое построение наглядно иллюстрирует, что в этой системе суду отводилась незначительная роль по сравнению с представителями правоохранительных органов (например, статус председателя КГБ и прокурора был гораздо выше, чем статус председателя суда).

Судейский корпус советского периода отличала политическая ангажированность. Суд, и это провозглашалось в официальных документах, был официальным проводником политики партии в сфере применения законодательства, что порождало управляемость судами в советское время 21 . Все вопросы, связанные с судебными кадрами (их отбор, назначение, ответственность, лишение судейских полномочий и т.д.), решались только с ведома и согласия партийных органов.

В соответствии с действовавшими в то время Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г. 24 (далее - Основы), судебная система СССР состояла из:

1) судов СССР (Верховного Суда Союза ССР и военных трибуналов);

2) Верховных судов союзных республик;

3) Верховных судов автономных республик;

4) областных, краевых, городских судов, а также судов автономных областей и национальных округов;

5) районных (городских) народных судов.

К их юрисдикции относилось рассмотрение уголовных дел, незначительной категории гражданских дел, а также материалов о некоторых административных правонарушениях. Основы устанавливали такие принципы правосудия, как:

- коллегиальность рассмотрения дел во всех судах (в суде первой инстанции - в составе судьи и двух народных заседателей; в суде кассационной инстанции (рассматривавшего судебные решения, не вступившие в законную силу) - в составе трех членов соответствующего вышестоящего суда; в суде надзорной инстанции (рассматривавшего судебные решения, вступившие в законную силу) - в судебных коллегиях Верховного Суда СССР и Верховных судов союзных республик - в составе трех членов соответствующего суда; в президиуме этих судов - при наличии большинства членов президиума; на пленуме - при наличии не менее 2/3 его состава);

- независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону (но при этом на судей возлагалась обязанность систематически отчитываться перед избравшими их избирателями и Советами народных депутатов о своей работе и работе народного суда);

- открытое разбирательство во всех судах;

- участие общественных обвинителей и защитников - представителей общественных организаций и некоторые другие принципы.

Судебный корпус формировался на началах выборности судей:

- народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих - в воинских частях сроком на два года;

- судьи областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся;

- Верховный суд союзной и автономной республики избирался соответствующим Верховным Советом;

- Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР;

- судьи всех судов избирались на пятилетний срок.

24 ВВС СССР. 1959. № 1. Ст. 12.

К кандидатам на должности судей и к народным заседателям предъявлялось три формальных ценза - гражданство СССР, обладание избирательным правом и достижение ко дню выборов 25 лет. Судьи и народные заседатели могли быть досрочно лишены своих полномочий по отзыву избирателей или органа, их избравшего, либо в силу состоявшегося о них приговора суда.

Отношение же государства к судам наглядно иллюстрирует, например, и такой факт, как нахождение более 30% судов к началу 1990 г. в неприспособленных для их деятельности помещениях, ветхих и аварийных зданиях, не отвечающих процессуальным требованиям судопроизводства 28 .

Таким образом, с одной стороны, независимость судей декларировалась на уровне Основного Закона, а с другой - судьи и суды находились под контролем партийных организаций и органов юстиции. В целом советскую судебную систему характеризовали следующие особенности:

25 Бойков А.В. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. М, 1997; Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок. Том II. М., 1975. С. 57.

26 Савицкий В.М. Указ. раб. С. 7.

- суд являлся одним из правоохранительных органов СССР, на который возлагались задачи по борьбе с преступностью;

- крайне узкая юрисдикция судов и наделение судебными полномочиями различных государственных органов и должностных лиц;

- выборность судей всех судебных звеньев на определенный срок и возможность их досрочного отзыва;

- подотчетность судей перед своими избирателями;

- обязательность для судей членства в КПСС;

- формальный характер требований, предъявляемых к кандидатам на должности судей.

Поэтому с начала правовой реформы была предпринята попытка обеспечить, в первую очередь, независимость судей путем изменения процедуры их избрания, а также создания механизмов, гарантирующих их независимость.

Принятие решения о необходимости судебной реформы было обусловлено и тем, что стала очевидной прямая зависимость стабильности политической системы, нормального развития экономики, социального и материального благополучия общества от состояния правовой системы государства и, как ее составной части, состояния судебной системы, от того, какое место она занимает в государственном механизме, от того, какой статус имеют судьи. Поэтому начавшиеся перестроечные процессы неизбежно вызвали коренное переосмысление советской правовой действительности, места и роли не только суда, но и правоохранительных органов в системе государственных органов, их состояния, роли, назначения и компетенции.

Первый этап перестройки (1985-1986 г.г.) характеризовался разработкой концепции реформ, суть которых была изложена Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС 29 , а затем конкретизирована и развита на последующих партийных форумах коммунистов, среди которых важнейшая роль принадлежала XXVII съезду КПСС (1986 г.) 30 . Так, на этом съезде, в частности, указывалось на необходимость совершенствования и развития социалистического демократизма, закрепленного на конституционном уровне, а также указывалось, что существенное значение должно быть придано повышению значения и авторитета судебной деятельности, что в немалой степени зависит от широкого внедрения в нее принципа социальной справедливости, равенства всех перед законом, гласности 31 .

Читайте также: