Уложил князь великий с детьми своими и с бояры по суде как судити

Обновлено: 18.05.2024

Лето 7006, месяца семптеврия (2), уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми своими и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим.

1. Судити суд бояром и околничим, а на суде быти у бояр и околничих диаком, от суда и от печалования не имати, тако и всякому судие посула (3) от суда не имати никому; а судом не мстити, ни дружити никому.

2. А каков жалобник к боярину прийдет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всем жалобником управа в всем, которым пригоже; а которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, или к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати (4).

3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будет дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому расчету.

4. О полевых пошлинах. А досудятся до поля (5), а у поля не стояв помирятся, и боярину и диаку по тому расчету боярину с рубля два алтына, а диакону осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком (6) пошлин полевых нет

8. О татбе. А доведуть на кого татбу или разбой, или душегубство или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой (7), и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе… А не буде у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскому да дварскому

10. О татех. А котораго татя поимают с какою татбою ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ынрой татбе и прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутом да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у кого татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутием, да исцу его выдать в его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем.

11. А поимают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию

38. А бояром ил детем боярским, за которыми кормления с судом боярским, и им судити, а на суде у них быти дворьскому, и старосте, и лутчим людем; а без дворского и без старосты и без лутчих людей суда не имати, и их тиунам и их людем посула от суда не имати же (8)

56. А холопа полонит рать татарская, а выбежить ис полону, и он свободен, а старому государю не холоп (9)

57. О христианском отказе (10). А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьевого дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, да поидет прочь и он платит три четверти двора, а четыре года поживет и он весь двор платит.

60. А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земля дочери (11); а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода.

1. Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве. В советское время вышло академическое издание Судебников 1497 года и 1550 года (Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952). Текст Судебника 1497 года не имеет постатейной нумерации, но подразделяется с помощью киноварных заголовков на 36 разделов, внутри которых имеются более мелкие подразделения — выполненные также киноварью инициалы. В научной традиции принято публиковать Судебник с разделением на 68 статей, хотя Л. В. Черепнин считал, что памятник следует разбить на 100 статей.

Наиболее крупные и интересные исследования Судебника 1497 г. принадлежат П.М. Строеву и К. Ф. Калайдовичу, М.Ф. Владимирскому-Буданову, С.В. Юшкову, Л.В. Черепнину, А.А. Зимину.

Фрагменты памятника публикуются по изданию: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.

2. Лето 7006, месяца семптеврия… — заголовок свидетельствует о том, что Судебник был принят в сентябре 1497 г. от Рождества Христова (7006 г. от Сотворения мира) Иваном III совместно с Боярской думой.

4. Судити суд бояром… которые люди приказаны ведати. — Первые статьи предполагают определенную централизацию и унификацию порядка судопроизводства. Великого князя на боярском суде представляли окольничие.

6. Неделщик — пристав, вызывающий стороны на суд и исполняющий его решения.

7. ведомой лихой — известный злодей

8. А бояром… посула от суда не имати же — статья 38 фиксирует право и обязанность выборных от местного самоуправления (старостам и лучшим людям) присутствовать в судебном разбирательстве, хотя их роль ограничивается пассивным участием.

9. …а старому государю не холоп… — статья 56 возвращает к жизни старое традиционное установление: холоп, избежавший иноземного плена, становится свободным.


Маркс К., Революционная эмиграция в Лондоне. — Эмиграция из Англии. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IX, стр. 278–279 (о движении кочевников).

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XVI, ч. I, стр. 136–138, 149 (о развитии межплеменного обмена; о победе отцовского рода над материнским; о возникновении государства).

Ленин В. И., О государстве. Соч., т. XXIV, стр. 366 (о возникновении государства).

Древнейшие народы и государства на территории нашей страны

I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ

Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.

Надпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до н. э.

Богу Халду величайшему Менуа, сын Ишпуина, этот канал провел, Менуи каналом назвав. Менуа говорит: тот, кто эту надпись сотрет, кто имя [на ней] сотрет, тот, кто землею здешнею забросает [канал], тот, кто другой себе присвоит [сооружение канала],— я этот канал провел, — да разгневаются [на него] бог Халд, бог Тейшеба, бог Арди[1] [боги] Биайны 2 , сделав явным имя его, семейство его, город его огню [и] воде предадут.

Надпись высечена на западной стороне Ванской скалы. Аргишти I правил от 778 до 750 г. до н. э.

Богу Халду, небожителю, Аргишти говорит: с молитвою воззвав к богу Халду владыке, богу Тейшебе, богу Арди, богам стран Биайн, пребывающим в верхнем небе, в верхнем обиталище, о благоволении их, богов, Аргишти, сын Менуи, говорит: бог Халд велик, бог Халд своею милостью велик; во славу бога Халда, направившись в страну Мака 3 , Я захватил страну Иркиунини 4 ; отделив от Ассирии страну Алга, 64 071 людей частью я смерти предал, частью живыми увел, 286 коней, 2 251 быка, 8 205 овец. Аргишти говорит: бога Халда помощью городские заставы укрепленные в один год я воздвиг. К богу Халду я обратился, великою своею милостью покорил он области Мака страну, покорил он страну Пушту 5 , поверженные пред Аргиштием, сыном Менуи. Богу Халду, небожителю, Аргишти говорит: воззвав к богу Халду владыке, богу Тейшебе, богу Арди, богам стран Биайн, пребывающим в верхнем небе, в верхнем обиталище, о благоволении их, богов, Аргишти, сын Менуи, говорит: бог Халд велик, бог Халд своею милостью велик, во славу бога Халда, небожителя, направившись в страну Пушту, я захватил страну Ашкайа, захватил страну Шатирарага, [границы] страны Угишти 6 я изменил.

Крепость, о которой говорит надпись, была построена на левом берегу р. Аракса ниже впадения р. Арпачая. Руса III, последний царь Вана, правил от 605 до 585 г. до н. э.

Руса, сын Эримена, этот дом укрепленный соорудил, 1432 камня поставив.

2. КСЕНОФОНТ ОБ АРМЕНИИ

…Когда части соединились[2], было признано безопасным разместить отряды по деревням. Хирисоф остался на месте, а прочие воеводы, по жребию разделивши между собой деревни, которые были видны, отправились каждый со своим отрядом. Здесь лохаг 2 . Поликрат афинянин попросил отпуска и, взяв с собой легковооруженных, сделал набег на ту деревню, которая досталась Ксенофонту, и захватил в ней всех поселян, старшину, 17 жеребят, которых кормили в дань царю, и дочь старшины, бывшую девятый день замужем…

…Дома здесь были подземные со входом наподобие колодезя, но внизу широкие; входы для животных были вырыты, а люди спускались по лестнице. В домах содержались козы, овцы, коровы, домашние птицы с детенышами; весь скот в домах кормился сеном. Там была и пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в сосудах; ячменные зерна плавали в них в уровень с краями; туда же были вложены тростинки большего и меньшего размера без коленцев; желающему напиться нужно было брать тростинку в рот и сосать. Этот напиток был очень крепок, если не прилить воды, привыкшим к нему он казался чрезвычайно приятным…

На следующий день Ксенофонт, взяв с собою старшину, отправился к Хирисофу; где ему случалось проходить через деревню, он заходил к квартировавшим в деревнях солдатам и повсюду заставал их пирующими и веселыми; нигде не отпускали их без завтрака; везде зараз подавали на стол баранину, козлятину, поросятину, телятину, курятину со множеством пшеничного и ячменного хлеба… Пришедши к Хирисофу, они застали и его солдат пирующими на квартирах в венках из сухой травы; прислуживали им армянские мальчики в варварских нарядах. Эллины указывали им знаками, как глухонемым, что нужно было делать.

3. СТРАБОН О КАВКАЗЕ

Кавказ представляет собой горный хребет, лежащий над обоими морями, Понтийским[3] и Каспийским, и перегораживающий перешеек, разделяющий эти моря. К югу он отделяет Албанию 2 и Иверию 3 , а к северу — Сарматские равнины 4 . Он изобилует разнородным лесом, между прочим и корабельным. Так как Диоскуриада 5 лежит в заливе и занимает самый восточный пункт всего моря, то она называется уголком Евксина 6 и пределом плавания… Эта же самая Диоскуриада служит и началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для народов, живущих выше ее и вблизи. Сюда сходится, говорят, семьдесят народностей, а по словам других писателей, нисколько не заботящихся об истине, даже триста. Все они говорят на разных языках, так как живут разбросанно, не вступая между собой в сношения вследствие самолюбия и дикости. Большая часть их принадлежит к сарматскому племени, и все они называются кавказцами….

Народцы, живущие у Кавказа, бедны и малоземельны, а албанский и иверский народы, которые именно и составляют главное население названного перешейка, также могут быть названы кавказскими, но занимают страну богатую и могущую иметь весьма густое население.

И действительно, Иверия прекрасно заселена в большей части городами и хуторами, так что там встречаются и черепичные кровли, и согласное с правилами зодческого искусства устройство жилищ, и рынки, и другие общественные здания.

1 Арди, Халд, Тейшеба — главные боги халдов… 2 Биайны — местное название страны, которую ассирийцы называли Урарту. 3 Мака — обычно читается Мана. 4 Страна Иркиунини лежала к северу от Арарата.6 Страна Пушту — к юго-востоку от Ванского озера. 6 Страна Угишти и другие названные области лежали к юго-востоку от Ванского озера.

Читайте также: