Кто и как вершил суд в древнем вавилоне

Обновлено: 19.05.2024


В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы
в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех
сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием
древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование
Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э.

На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном,
на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук.. В руках Хаммурапи
жезл- символ судебной власти, врученный царю самим богом.

Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех
древних законодателей. Таким. образом пытались придать им большую силу. У
древних евреев бог самолично является на гору Синай, чтобы вручить Моисею
скрижали законов. В другом случае еврейские законодатели пытались
представить составленные ими законы неожиданно найденными в храме. Древние
египтяне верили в то, что их легендарный царь-законодатель Сесострис получил
законы из рук самого бога.

Законник Хаммураппи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось
247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем,
восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя
Ашурбанипала.

Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и
вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был
напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей
местепредполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама,
очевидно, были слишком короткими.
В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных
досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня
много. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был
служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать:
никто не может отговариваться незнанием права.

Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли
документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию
насчет допроса взяточников, в другом- требует явки очевидцев.

Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это
принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь
достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь
случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил
себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма
права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение
частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб равного себе
(по общественному положению), то должно выбить его зуб. "
Такую форму изложения называют "казуальной".

Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но
строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они
не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время,
да и много столетий позже, не осознавалось.

В некоторой своей части Законник восходит к более древним - шумерийским
законам. Много общего имеется между ним и недавно найденным Законником царя
Билаламы из города Эшнуны, который составлен на 200 лет раньше. Можно
предположить, что, объединив в единое государство разные народы, Хаммурапи
стремился дать им всем общее законодательство.

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются
многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и
др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что
Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.

Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и
высших судов вообще.

Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной
кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные
противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации
деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в
некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь
главным образом о податных и военных интересах государства: платильщиком
налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его
разорение.

Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до
нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине,
Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности
вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и
сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа-
денежного и натурального - все это подробным образом регламентируется в
кодексе.

Для наиболее распространенных сделок, например купли - продажи,
Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не
было изъято из оборота, например, илку, земли воинов, чтобы продавец был
действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя
от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление
сделки происходило в присутствии свидетелей.

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным
собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и
свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной
казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать
прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом,
иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести
свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец
он, который возводит клевету.

Малоземелье, явившееся. результатом роста населения, разграбления
общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное
распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого
спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не
зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была
значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести
поле.

Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых
по денежным займам и 33 - для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга,
кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником
поле.

Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при
их обоюдном согласии разрешалось "смочить договор" то есть размягчить
глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное.

В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство
семьи, он представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право
распоряжения женой и детьми.

В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их
захочет купить, продать без возврата.

Жену, которая позорит мужа или " расточает его имущество",
разрешается " отвергнуть " или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее
дома на положении рабыни и жениться вторично.

Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но
муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует
юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно
действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на
развод для жены. Для нее установлены три законных основания к разводу:
прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания:
неосновательное обвинение в супружеской неверности.

В то же время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим
собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству,
дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать
деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены
или распоряжаться им без согласия последней.

Закон стремится примирить между собой два требования: а/сохранить за
детьми имущество их матери и б/ не изымать его при этом из оборота.

Весьма вероятно, что для замужней женщины практические возможности
независимой хозяйственной деятельности были невелики. Но незамужняя женщина
могла при известных условиях / если она- пользующаяся привилегиями жрица,
если она не состоит под опекой и пр. / действовать вполне самостоятельно и с
широким размахом.

Во всяком классовом обществе огромную роль играет институт
наследования. С его помощью богатства, накопленные
поколениями собственников, остаются в руках одного и того же класса.

Различаются два вида наследования - по закону и по завещанию. Оба они
существуют одновременно: когда умерший \ наследователь \ не оставляет
завещания, в котором выражена его воля, имущество \наследственная масса\
переходит к тем, кто на него имеет право по закону.

Первым по закону возникло право наследования по закону., имущество
оставалось в роде, затем, с распадом рода, оно сосредотачивается в семье и
является ее общей собственностью. Наследование по завещанию появляется на
более высоком этапе развития частной собственности: право распоряжаться
своим имуществом вопреки традиции, по своей воле, передавать его неродичу не
было известно в глубокой древности.

Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании.
Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в
наследстве, но не по произволу, а в наказание за " тяжелый грех", да и то
по разрешению судей, которые исследуют дело.

Первоначально право завещания было не столько выражением свободы
усмотрения наследодателя, сколько ограничением этой свободы. Законодатель
раньше всего хочет обеспечит детей. В Законнике Хаммурапи дети наследуют в
равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Это - важная
особенность семитических законодательств. Ничего подобного нет ни в одном
старом афинском, ни в старом римском праве.

Долю умершего получают его дети. Усыновленные наследуют на равных
основаниях с "законными" детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют,
если отец признает их своими / и только движимое имущество/.

Уголовное право Законника отличается, подобно другим
древневосточным кодексам, значительной суровостью.

В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится
идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно
быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом:
"око за око, зуб за зуб".

В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: "И да не
сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку".

Мы часто усматриваем в талионе одну жестокость. Между тем для древних
это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того что
сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости,
оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он
ослабил тебя, твое племя, твой род. Первоначальный счет был очень простым.
Одно из племен Новой Гвинеи вело свои войн до тех пор, пока число убитых не
сравняется с обеих сторон. Каждая новая жертва включалась в счет, который
противник должен был оплатить. То же наблюдается у некоторых
североамериканских индейцев: пока число убитых не сравняется, мира нет.

Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает
установление субъективной стороны действия- умысла, неосторожности,
случайности.

"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и
сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину,
должно строителя убить". Статья предполагает установление халатности
строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он
причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя". Как видно,
закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения
к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого
рода ответственность без вины называется объективным вменением.

Широкое распространение объективное вменение получает в древнем
китайском праве. Одним из указов Ханьских императоров (III век до н. э. )
предписывалось истребление 3 поколений родственников виновного. При этом
они, гласил указ, должны быть сначала татуированы клеймом, затем должныбыть
отрезаны их носы и ноги; после этого они будут забиты до смерти палками. Их
головы будут сняты, их кости и мясо будут разрублены на части на базарной
площади и т. д. наказание распространялось на отца, мать, детей, братьев,
сестер виновного, причем независимо от возраста. Мучительной казне
придавались малые дети и дряхлые старики. В иных случаях понятие трех
поколений толковалось расширительно, и тогда наказанию подвергались также
родственники по линии жены виновного.

Не следует думать, что объективное вменение похоронено вместе с
режимами, которые его породили. Непревзойденные в своем роде образцы
объективного вменения показали гитлеровские полицейские и генералы
(уничтожение гОрадура, расстрелы заложников, уничтожение тысяч людей в
отместку за действие партизан и т. д. ).

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило,
согласно которому всякий ложный обвинитель
\ клеветник \ должен был нести ответственность в той мере, которая
грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен
умереть сам.

Когда по характеру преступления применение принципа "равным за
равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции:
непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык:
врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют
обыкновенно талионом символическим.

Талион также древен, как кровная месть. Но сохраняется он дольше. В
Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет.

Безраздельное господство кровной мести - этого поистине
всемирно-исторического института, возникшего вместе с самим человеком,
- продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла
служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело.
На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф.

На самой ранней стадии развития классового общества выбор между местью
и выкупом был делом пострадавшего или его семьи или рода.. Об этом можно
судить по хеттскому законнику, разрешавшему "хозяину крови" определить,
должен ли виновный умереть или заплатить. " Царю же до этого дела нет" То
же самое можно сказать и о размере выкупа. О нем договаривались в каждом
отдельном случае, пока обычай или закон не установили общие нормы \ и даже
после этого \.

Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных
размерах. Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от
тяжести преступления, так и от социального положения сторон.

Вот соответствующий пример: " Если человек ударит лицо, занимающее
более высокое положение, чем он сам, должно ударить его. 60 раз плетью из
воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе. он должен отвесить
одну мину серебра \500 граммов \: если мушкенум ударит по щеке мушкенума -
он должен отвесить 10 сиклей серебра \ в 6 раз меньше \.
Старый обычай искупительного штрафа вплетается здесь в общую ткань
правовой системы Вавилона \но в каком виде1\. Другой пример дают ст. 23-24
Законника. Первая из них обязывает сельскую общину возместить убыток,
нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории
общины, а виновный не найден, вторая устанавливает, что будет дополнительный
штраф, " если при этом загублена жизнь". Обычай этот, напоминающий "
дикую виру" Русской правды, гораздо древнее Законника Хаммурапи, но
сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины.

Классовое содержание Законника не вызывает сомнения. Достаточно
ознакомления с теми его статьями, которые угрожают смертной казнью за
оказание помощи бежавшему рабу, за покушение на священный принцип
собственности.

Кража скота или лодки каралась огромным штрафом \ в 10-30 раз больше
стоимости украденного \ "Если же вору нечем отдать - его должно убить".
Если управитель станет расточать имущество хозяина, " должно разорвать его
на этом поле с помощью скота" и т. д.

Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но
в одном из вавилонских литературных памятников ( Диалог между господином и
рабом) мы читаем: " Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание,
или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.

Источник:
Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. 1996.
Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.
Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права. 1996.

В 1901 - 1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении ряда веков был столицей могущественного государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Неожиданно лопата одного из рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторожностями, чтобы не попортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а затем два других куска каменного столба.

Ученым сразу бросились в глаза надписи и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхности черного камня. С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин и выбоин, закругленный базальтовый столб в 2 м высотой.

На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами в длинных, ниспадающих до пят одеждах. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе.

Под изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и расправу над всеми своими подданными.

Вавилон был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших еще в III тысячелетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили себе многие соседние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.

Ко времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд независимых и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи, совершив ряд удачных военных походов, объединил под своей властью все эти государства - от Персидского залива до Ассирии включительно. На северо-западе он завладел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. В это время древневавилонское царство достигло своего наивысшего могущества.

Законов было 282, и вместе они составили свод законов. Во вступлении к этому своду Хаммурапи заявлял, что законами он защищал слабого от сильного. Законы были напрвлены на укрепление рабовладельческого государства.

Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой кирпичной площадке поставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от него на скамьях расселись жрецы и старейшины. Один за другим подходят жалобщики, ответчики и свидетели.

Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме ростовщика (ростовщик - человек, дающий деньги в рост, т.е. в долг под большие проценты.), где отрабатывал долг своего отца: "Ростовщик бил моего сына, морил его голодом и заставлял работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом, а не чужеземец. Он только три года должен был провести в доме ростовщика. На четвертый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вернет мне моего сына, которому оставался всего год до окончания срока подневольной работы?"

По законам Хаммурапи не уплатившего долг бедняка или его семью на три года обращали в рабство.

Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач по обыкновению пришлет ему щедрые подарки.

Далее судят строителя, который построил кирпичный дом так непрочно, что стена обвалилась и задавила хозяйского сына. "Ты лишил по своей небрежности благородного человека его сына. За это и ты потеряешь своего сына. Око за око, зуб за зуб, человека за человека. Отдай любого из своих сыновей", - говорит судья. "Но мои дети ни в чем не виноваты!"- "Тогда иди сам на казнь!" И несчастный отец вынужден отдать на казнь своего младшего сына.

Наконец, приводят бледного испуганного старика. Соседи видели, что он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное, ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: "Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень". Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну. Полумертвого старика извлекают из воды и присуждают к смертной казни - сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он был невиновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится жертвой невежества и суеверия.

Так законы царя Хаммурапи защищали жизнь и имущество рабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой.

В Вавилонском судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским судопроизводством. Однако уже выделился ряд правонарушений, преследование за которые государством не могло быть прекращено даже в случае примирения сторон и уплаты компенсации. Так как ростовщические операции тамкара (Тамкар-богатый таможник и ростовщик, находившийся в тоже время на службе у царя) требовали присутсвия царского контролера, последний имел право привлечь тамкара к ответственности за правовые нарушения.

Отказ от дачи клятвы в суде еще по законам Шульги азначал потерю вещи или суммы, отказ от ордалии – признание вины. По САЗ (САЗ-средне ассирийский законы) ордалии мог подвергнуться не только обвиняемый, но и обвинитель. Ордалия здесь часто выступала как средство проверки клятвы, а отказ от нее был равносилен не только признанию вины, но и самопроклятию. Клятва давалась перед жрецами, клялись именем царей, богов, святилищ. Жрецы принимали участие в организации ордалий и в допросах (например, при обвинении в чародействе). По ряду дел обязательно требовались письменные документы. Частноправовой документ, известный ещё Шумеру, сначала лишь удостоверял заключенную сделку, на рубеже III-IIтысячилетий до н.э. документ уже становится необходимой частью самой сделки в силу предписания закона или договоренности сторон. Отличительная особенность документа – его формализм, сочетавшийся с деловой краткостью. Чтобы исключить возможность внесения каких-либо изменений, правовой документ запечатывался. С целью правильного его составления издавались юридические справочники, пособия, в которых приводились практические примеры, юридическая терминология.

Семейное право в Вавилоне заслуживает особого внимания, так как оно позволяет сделать основательные выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения детей. Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.
В семейной жизни женщина в значительной мере была подчинена мужу. Будущего мужа выбирал ей отец. Он давал ей приданое, а жених должен был уплатить за невесту выкуп, который оставляли у ее отца. После этого заключался письменный брачный договор, в противном случае брак считался недействительным. Из дошедших до нас текстов брачных договоров видно, что муж и жена имели разные права и обязанности. Для жены было исключительно трудно добиться развода. Она могла добиться развода, если докажет прелюбодеяние мужа или его дурное обращение с ней. Если же ее обвинения не будут признаны доказательными, то ее за ложный навет могут бросить в воду, что равнозначно смертному приговору. Муж мог прогнать жену, не объясняя причин. В качестве веского аргумента для развода признавалось бесплодие, тяжелая болезнь жены, правда, муж обязан был дать ей обеспечение. А если муж докажет, что жена была расточительна и не поддерживала порядок в доме, то разводясь с ней, он освобождался от ее обеспечения.
Мужу разрешалось иметь в доме несколько побочных жен. В большинстве случаев это были рабыни. Если хозяин рожденных рабыней детей признавал, то последние получали равные права с детьми законной жены на наследство и отпускались на свободу. Отец обладал большими правами по отношению к своим детям. Он мог привлекать их к любому виду деятельности и даже отдавать их в кабалу на 3 года.
Важнейшая цель вавилонского брака состояла в том, чтобы в семье было как можно больше детей. В области имущественных отношений жена имела значительную самостоятельность. Жена вправе распоряжаться своим имуществом вступать в договорные отношения, давать деньги в рост. Долги мужа не падают на имущество жены.
Наследственное право. Относительно порядка наследования в кодексе существовало много установлений. Наследование осуществляется или по завещанию, или по закону. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую форму. Наследниками являлись прежде всего сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданого. Старшему сыну доставалась
недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые - только одну треть.
Кодекс Хаммурапи говорит в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети - внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми.

Культура древнего Вавилона

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тысячелетия до н.э. при царе Хаммурапи (правил он в 1792-1750гг. до н.э.) город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Мировоззрение их определялись необходимостью постоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные интересы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом, религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны.

Очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играл культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли - это культ плодородия. Вода - это также мощная и недобрая стихия, причина разрушений и бед.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. У жителей Вавилона было множество богов, самыми главными из них были: Шамаш - богиня Солнца, Син- бог Луны, Адад- бог непогоды, Иштар- богиня любви, Нергал- бог смерти, Ирра- бог войны, Вильги- бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас немного. Это можно объяснить тем, что территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич - материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м - Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудессвета.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Также можно упомянуть знаменитые мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении ряда веков был столицей могущественного государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Неожиданно лопата одного из рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторожностями, чтобы не попортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а затем два других куска каменного столба. Ученым сразу бросились в глаза надписи и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхности черного камня.

С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин и выбоин, закругленный базальтовый столб около 2 м высоты.

На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами в длинных, ниспадающих до пят одеждах. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе.

Столб Хаммурапи.

Под изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.

Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.

Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Xаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и расправу над всеми своими подданными.

Вавилон был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших еще в 111 тысячелетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили себе многие соседние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.

Ко времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд независимых и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи, совершив ряд удачных военных походов, объединил под своей властью все эти государства, расположенные от Персидского залива до Ассирии. На северо-западе он завладел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. Древневавилонское царство достигло своего наивысшего могущества.

Стремясь укрепить рабовладельческое государство, Хаммурапи установил законы, охранявшие интересы рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составили свод законов. Во вступлении к своему своду Хаммурапи заявлял, что этими законами он защищал слабого от сильного. Правда ли это?

Ассирийские земледельцы по пути на работу.

Ассирийские земледельцы по пути на работу.

Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой кирпичной площадке поставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от него на скамьях расселись жрецы и старейшины. Непрерывным потоком подходят жалобщики, ответчики и свидетели.

По законам Хаммурапи не уплатившего долг бедняка или его семью на три года обращали в рабство.

Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач по своему обыкновению пришлет ему щедрые подарки.

Рабы впряжены в телегу вместо животных (деталь ассирийского барельефа).

Рабы впряжены в телегу вместо животных (деталь ассирийского барельефа).

Солнце склоняется к закату. Судебное заседание на нынешний день закончено, и судья удаляется домой. Толпа расходится.

Так законы царя Хаммурапи защищали жизнь и имущество рабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Решение могло быть принято на основании воли богов, которую выражали жрецы. Для установления истины прибегали к ордалии ("божьему суду "), который мог иметь две формы:

1) Водная ордалия Подозреваемого погружали в реку и если он тонул, то считалось, что Река, т. е. бог реки, покарала виновного, если же нет - то он считался оправданным.

2) Клятва во имя богов. Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ - доказательством справедливости обвинения.

Чаще прибегали к первому методу. Второй был только для аристократии ))

Не знаю, что насчёт древности — не моя специализация. Что же касается Средневековья, то до развития в его конце инквизиционной процедуры (где уже публичное обвинение и судебное следствие в более-менее современном понимании) имел место "Божий суд", ордалия. А там по определению необходим конкретный обвинитель, то есть хотя бы без одного свидетельствующего против обвиняемого человека не обойдётся.

Другой вопрос. что юридически "свидетель" это необязательно свидитель самого по себе преступления. Это лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Речь вовсе необязательно именно о человеке, который своими глазами видел само по себе случившееся.

вечный студент и мечтатель 🐱‍🚀 в настоящее время намереваюсь поступить в очередной. · 9 янв · homo-ludens.me/institut-cheloveka

Древность - понятие растяжимое. Судьи существовали не всегда, и не всегда решение вопроса о виновности входило в их компетенцию (и сейчас не во всех судах).

В разных странах существовали свои способы. Например, на Руси было принято бросать связанного обвиняемого в воду. Если всплывет - значит, виновен.

Фраза "прошёл огонь и воду" тоже относится к определению виновности. Этот противоположный (русскому) способ существует не менее 2000 лет, а то и дольше.

Испытывали также раскалёнными камнями, медью, железом. И это - не пытки! Пытками можно добиться признания - но виновность в таком случае определяется самим признанием, а не пытками.

Во время ордалий подозреваемого могли заставить есть всухомятку и определяли виновность по тому, подавится ли он. Так иногда и казнили.

А вообще основным способом было прислушиваться к воле богов. Делалось это по-разному, в зависимости от культа (в частности, поединком). Следовательно, также и гадание применялось.

Научные способы идентификации преступников стали развиваться в 19 веке. Но зачатки судебной медицины и вообще криминалистики появились уже в древних цивилизациях. В древних Индии и Китае даже использовались отпечатки пальцев (хотя конечно, это было менее точно, и у них не было ни классификации, ни уверенности в уникальности отпечатков). Впрочем, насчёт Китая я не уверен - а про Индию недавно читал у Хёфлинга.

Некоторые законодательства, кстати, вообще не предусматривали возможности обвинения без нескольких свидетелей. Что было логично, поскольку закон ещё не вытеснил обычного права и родоплеменных разборок. Даже в наше время в некоторых случаях вина признаётся только по показаниям свидетелей.

Так, например, в исламском праве вина женщины в измене не может быть признана, если измену не наблюдали непосредственно четыре человека (теоретически, женщина может сама признаться и просить суда, наказания, смертной казни, - но я не уверен, что её всегда послушают). Более того, если показания свидетелей расходятся, накажут уже их. Этот закон возник в то время, когда другого способа проверить показания не было, и с тех пор не изменился.

Кроме того, уже в древности различные области права могли иметь разную "юрисдикцию" (в кавычках). Соответственно, виновность определялась по-разному. Одни вопросы вообще не доходили до суда, другие требовали божественного вмешательства. В одних случаях нужны были свидетели, признание, доказательства, в других - судивший просто рубил в капусту того, кто ему меньше понравился. Практиковалось и наказание явно невиновных.

Смотря кто, кого и за что.

Не помню в точности высказывание мудрого Соломона, но соль этого спор был таков: " Две женщины претендовали на ребенка, что одна и другая утверждали ,о том что являются матерью этого ребенка. И так как свидетелей, в этой истории не было мудрый Соломон решил, что ребенка необходимо разделить на две части и отдать каждой матери ее часть . Одна из женщин отказалась от своей части и высказалась в пользу другой стороны, для того, чтобы ребенок остался жив. Соломон признал эту женщину матерью этого ребенка и был прав." Так в древности решались судебные дела. А вы согласны с решением вопроса мудрым Соломоном? С уважением.

Как и сейчас. Признание своей вины. Получить его не так и сложно, как вы понимаете. Даже не обязательно вырывать ногти или пытать на дыбе. У любого есть близкие люди за которых он легко отдаст свою невинность и саму жизнь.

На воре и шапка горит - это не пустая фраза. Так крикнул мудрец, когда надо было определить виновного в группе подозреваемых. Только один из всех схватился за свою шапку. В данном случае мудрец "расколол" подозреваемого в совершенном без свидетелей преступлении, но выдал подозреваемый себя сам. Иной способ при котором подозреваемый мог в те древние времена выдать себя - пытка. Но суть вопроса - как определить того, кого надо пытать? Свидетелей то нет. Но, например: если сгорела хата, мог найтись тот, кто только слышал воровские речи , сказанные кем-то спьяну со смыслом "так собаке и надо". Такой говорун попадал в разряд подозреваемых и т.п.

Ну опять вопрос максимально неопределённый.

"Древность" - это когда? И где? Потому что вариантов - жуткое множество.

От гаданий (или чего-то аналогичного) до вполне "современного" розыска. Типа "а откуда у такого-то появилось то-то и то-то"?

Уточняйте вопрос, если хотите получить

Читайте также: