Верховный суд автономной республики это

Обновлено: 02.05.2024

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и авто­номных округов занимают в системе федеральных судов (граждан­ских) общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они явля­ются непосредственно вышестоящими для районных судов и ниже­стоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Полномочия суда среднего звена

Суды среднего звена равнозначны по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголов­ных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов пер­вой, кассационной (апеляционной) и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции суды данного уров­ня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умыш­ленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государствен­ную тайну.
Кроме того, в качестве суда первой инстанции они рассматривают, как правило, те категории гражданских дел, которые перечисле­ны в ст. 26 ГПК:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании законов (кроме конституций республик и уста­вов иных субъектов РФ) и иных нормативных правовых актов орга­нов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, сво­боды и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионально­го отделения либо иного структурного подразделения политических партий или общественных объединений; о ликвидации религиозных организаций, действующих на территории субъекта РФ; о запрете де­ятельности подобных организаций; о приостановлении или прекраще­нии деятельности некоторых местных средств массовой информации;
  • об оспаривании некоторых решений (уклонения от принятия решений) местных избирательных комиссий либо комиссий по про­ведению референдумов.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рас­смотрение жалоб на решения по делам об административных право­нарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП суды этого уров­ня должны проверять все решения такого рода, вынесенные районны­ми судами, расположенными на территории данного субъекта РФ.

Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административ­ных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значе­ние, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановле­ний, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обес­печивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять законность и обо­снованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу . Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судеб­ной практики в пределах края, области и т. п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и обосно­ванность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев вы­явления новых и вновь открывшихся обстоятельств. Обычно в та­ком порядке эти суды проверяют свои “собственные” решения по граж­данским делам, а также приговоры по уголовным делам нижестоящих судов.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

  • объема и характера судебной работы;
  • количества проживающего насе­ления;
  • национального состава и занятости населения;
  • числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.
  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

  • в качестве суда первой инстанции;
  • в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам - с 1 января 2013 г.);
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Особенности формирования и состава верховных судов республик, краевых, областных и прочих судов

Данные суды важно воспринимать в качестве федеральных судов общей юрисдикции, которые занимаются деятельностью в рамках локации соответствующих субъектов РФ, и в качестве непосредственных вышестоящих судебных инстанций относительно районных судов, которые действуют в рамках соответствующего субъекта РФ.

Для данных типов судов важно действовать как часть президиумов судов; судебных коллегий относительно гражданских, административных и уголовных дел.

Для того чтобы приблизить правосудие к тому месту, где находится или живет лицо, участвующее в деле, находится или проживает в отдаленной местности, при помощи федерального закона в составе областного и равного ему суда допустимо сформировать постоянное судебное присутствие, которое расположено не в месте постоянного нахождения суда. В качестве постоянного судебного присутствия понимается отдельная часть суда, которая занимается осуществлением ряда его полномочий.

Как суд первой инстанции ряд областных и равных им судов:

  • Производят рассмотрение гражданских дел (речь об этом идет в ст.26 ГПК РФ):
    1. которые имеют отношение к государственное тайне;
    2. относительно опровержения нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, которые имеют отношение к ряду прав, свобод и законных интересов граждан и компаний;
    3. относительно приостановления работы или устранения региональных филиалов или иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных консолидаций; относительно устранения ряда местных религиозных компаний, централизованных религиозных учреждений, которые состоят из местных религиозных учреждений, которые находятся вне рамок одного субъекта РФ; относительно запрета работы межрегиональных и региональных общественных консолидаций и местных религиозных учреждений, которые нельзя воспринимать в качестве юридического лица, в состав которых входят местные религиозные организации, которые находятся вне рамок одного субъекта РФ; относительно приостановления или прекращения работы СМИ, которые распространяются в большинстве случаев в рамках территории одного субъекта РФ;
    4. относительно роспуска избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в ряд законодательных органов государственной власти субъектов РФ;
    5. относительно присуждения компенсации за то, что нарушены права на судопроизводство в разумное время или права на исполнение судебных актов в разумное время относительно дел, которые являются подсудными мировому судье, районному суду;
    6. относительно опровержения решения экзаменационных комиссий субъектов РФ относительно приема квалификационных экзаменов на позицию судьи на основании нарушений процедур осуществления данного экзамена и решения экзаменационной комиссии относительно отказа на допуск к сдаче данного экзамена по позицию судьи, а также относительно оспаривания действия (бездействия) данной комиссии, которые стали причиной того, что кандидата на данную должность не допустили сдавать квалификационный экзамен.
  • Производят рассмотрение уголовных дел (речь об этом идет в ст.31 УПК РФ):
    1. относительно преступлений, которые предусмотрены рядом статей УК РФ, исключением являются уголовные дела, по которым на основании положений уголовного закона как наиболее строгий вид наказания недопустимо назначать пожизненное лишение свободы или смертную казнь;
    2. относительно уголовных дел, материалы которых включают информацию, которая составляет государственную тайну.

И тут важно отметить, что как суд первой инстанции для всех перечисленных судов важно заниматься рассмотрением дел во всех трех формах состава суда (речь об этом идет в ст.30 УПК РФ):

  • рядом судей федеральных судов общей юрисдикции в единоличной форме;
  • рядом судей федеральных судов общей юрисдикции и коллегиями, которые состоят из 12 присяжных заседателей;
  • рядом коллегий, в состав которых входят трое судей федеральных судов общей юрисдикции.

Кроме этого, для данных судов, основываясь на ч.4 ст.125 Конституции РФ, важно обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами относительно конституционности закона, который подлежит применению в определенном деле.

Особенности работы президиумов верховных судов различного значения

Важно отметить, что Пленум Верховного Суда РФ согласовывает персональный состав президиума суда на основании представления председателя необходимого суда.

Президиумы судов, о которых говорили ранее, состоят из председателей судов и их заместителей.

Важно отметить, что для заседаний президиума суда свойственно проходить не меньше двух раз в месяц.

Для заседания президиума суда свойственно иметь правомочный характер, в ситуациях, когда в нем задействована большая половина членов президиума суда.

Для постановлений президиума суда важно приниматься при помощи открытого голосования большинством голосов членов президиума суда, которые принимают участие в голосовании. Кроме этого, данный документ должен быть подписан председательствующим в заседании президиума суда.

Ряд иных вопросов, которые имеют отношение к работе президиума суда, контролирует регламент соответствующих рассматриваемых судов.

Создание судебных коллегий по ряду гражданских и уголовных дел указанных судов происходит из числа судей соответствующих судов в составе их председателей и членов необходимых судебных коллегий. Президиум суда утверждает состав данных судебных коллегий.

Стоит отметить, что для председателя суда в ряде ситуаций допустимо при помощи своего распоряжения привлекать судей одной судебной коллегии для того, чтобы рассмотреть дело в составе иной судебной коллегии.

Для судебных коллегий рассматриваемых судов свойственно рассматривать:

  • как суд первой инстанции ряд дел, которые федеральные законы относят к подсудности верховного суда субъекта РФ;
  • как суд апелляционной инстанции дела относительно жалоб, представлений на решения районных судов, которые приняты ими как суд первой инстанции и не вступили в силу, а также относительно промежуточных судебных решений рассматриваемых судов, которые вынесены ими во время производства по уголовным делам в виде суда первой инстанции;
  • как суд кассационной инстанции дела относительно жалоб, представлений на ряд промежуточных судебных решений изучаемых судов, которые вынесены ими во время производства по уголовным делам в виде суда первой инстанции;
  • ряд дел относительно обстоятельств, которые являются новыми или вновь открывшимися, относительно вступивших в силу решений, которые были приняты соответствующими судебными коллегиями.

Особенности работы председателей судов

Президент РФ назначает такого рода председателя на должность. Период работы – шесть лет. Назначение происходит основании представления Председателя Верховного Суда РФ. важно отметить, что при этом необходимо иметь положительное заключение высшей квалификационной коллегии судей РФ.

После того как завершился срок полномочий для данного председателя допустимо быть назначенным на должность председателя этого же суда на новый срок.

Для председателей данных судов вместе с реализацией ряда полномочий судьи необходимого суда, а также некоторых других процессуальных полномочий на основании федеральных законов допустимо реализовывать ряд функций:

  • организовывать работу судов и руководить организацией деятельности судебных коллегий необходимых судов;
  • устанавливать ряд правил внутреннего распорядка судов, основываясь на типовых правилах внутреннего распорядка судов, которые утверждаются советом судей РФ, и контролировать то, как они выполняются;
  • собирать ряд президиумов судов и председательствовать в их заседаниях;
  • распределять ряд обязанностей между рядом заместителей и судей;
  • организовывать работу относительно повышения квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • организовывать работу относительно исследования и суммирования судебной практики, анализа судебной статистики;
  • вносить в квалификационные коллегии судей субъектов РФ ряд представлений относительно квалификационной аттестации судей необходимых рассматриваемых судов, председателей, замов председателей и судей районных судов, мировых судей, а также относительно приостановления или прекращения их полномочий;
  • обращаться в ситуациях, когда есть основания, в квалификационные коллегии судей субъектов РФ с рядом представлений относительно привлечения судей необходимых изучаемых судов, председателя, заместителя председателя и судьи районного суда, мирового судьи к дисциплинарной ответственности;
  • организовывать работу судов относительно приема граждан и рассмотрения их предложений, жалоб и заявлений;
  • организовывать проверку жалоб и заявлений граждан относительно работы судов и судей более низкого ранга;
  • осуществлять общее руководство работой аппарата судов, сюда же относятся назначения на должности и освобождения с должностей сотрудников аппарата судов, распределение обязанностей между ними, принятие решений относительно поощрения сотрудников аппарата судов или относительно привлечения их к дисциплинарной ответственности, организация работы относительно повышения квалификации сотрудников аппарата судов;
  • на постоянной основе информировать сотрудников и судей аппарата судов относительной своей работы и относительно работы суда;
  • осуществлять ряд иных полномочий относительно организации деятельности суда.

В ситуациях, когда приостанавливаются или прекращаются полномочия председателей суда, важно чтобы его полномочия осуществлял на основании решения Председателя Верховного Суда РФ какой-либо заместитель председателя суда. В ситуациях, когда у председателя нет заместителей, то на основании решения председателя Верховного Суда РФ его полномочия переходят к одному из судей данного суда.

Допустимо назначение одного и того же лица на позицию заместителя председателя одного и того же изучаемого суда не один раз, но и не больше двух раз подряд.

Особенности работы заместителей судов

Для такого вида заместителей председателей вместе с реализацией ряд полномочий суда необходимого суда допустимо:

Важно отметить, что в ситуациях, когда нет председателя необходимого суда, ряд его полномочий осуществляет на основании поручений председателя данного суда, один из его заместителей.

Для председателей судебных коллегий по гражданским, административным делам, судебных коллегий по уголовным делам изучаемых судов вместе с реализацией ряда полномочий судей необходимых судов свойственно:

  • председательствовать на ряде заседаний необходимых судебных коллегий или назначать председательствующих из тех, кто входит в судебную коллегию;
  • руководить деятельностью необходимых судебных коллегий;
  • формировать ряд судебных составов судов для того, чтобы рассматривать судебные дела на ряде заседаний необходимых судебных коллегий;
  • представлять в президиум судов ряд отчетов относительно работы необходимых судебных коллегий;
  • допустимо требовать от районных судов ряд судебных дел для того, чтобы изучить и обобщить судебную практику.

В практике ряд функций председателей судебной коллегии осуществляет ряд заместителей председателей областных и равных ему судов.

Важно, чтобы на здании федерального суда общей юрисдикции был установлен Государственный флаг РФ, а в зале судебного заседания помещен Государственный флаг РФ и изображение Государственного гербы РФ. В здании суда общей юрисдикции допустимо также установить флаг субъекта РФ, в зале судебного заседания – флаг и герб субъекта РФ.

Важно отметить, что во время осуществления правосудия для судьи важно заседать в мантии.

Для федерального суда общей юрисдикции важно иметь печать, которая должна содержать наименование и изображение Государственного герба РФ.

Для ряда рассматриваемых в данном материале судов свойственно выступать в качестве юридических лиц.

В качестве места постоянного пребывания данных судов выступают административные центры соответствующих субъектов РФ.

Так, к примеру, сегодня расположение Московского областного суда определено городом Красногорском Московской области, а Ленинградского областного суда – городом Санкт-Петербург.

Для изучаемых в данном материале судов допустимо осуществлять ряд заседаний и в иных населенных пунктах, в ситуациях, когда это необходимо.

Судебный департамент при верховном Суде РФ и администратор суда осуществляют организованное обеспечение работы ряда областных и равных им судов.

Для администраторов рассматриваемых судов свойственно назначаться на позицию и освобождаться с нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения работы судов Судебного департамента на основании представления председателя необходимого суда. Для администратора суда свойственно подчиняться председателю необходимого суда и выполнять ряд его распоряжений, а также осуществлять ряд полномочий, аналогичных полномочиям администратора районного суда.

Для администраторов рассматриваемых судов свойственно осуществлять ряд своих полномочий под контролем необходимого подразделения Судебного департамента, при этом взаимодействуя с ним.

Обеспечивать организационную работу федеральных судов общей юрисдикции относительно осуществления правосудия должен аппарат данного суда.

Особенности работы аппаратов федеральных судов общей юрисдикции

Руководить работой аппарата федеральных судов общей юрисдикции должен председатель необходимого суда.

Структуру, количество сотрудников и штатное расписание аппарата областных судов определяет председатель необходимого суда, согласовывая это с Судебным департаментом при верховном суде РФ в рамках общего количества сотрудников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, которые предусмотрены федеральным бюджетом на финансовый год и плановое время.

Для структуры аппаратов рассматриваемых судов на основании утвержденного штатного расписания необходимого суда, учитывая примерную структуру, определенную Инструкцией относительно организационно-штатной работы в федеральном суде общей юрисдикции, которая утверждена приказом судебного департамента при Верховном Суде РФ, принимая во внимание количество сотрудников, допустимо включать в себя ряд отделов.

Важно отметить, что ряд функций аппаратов областных и равных им судов, система прохождения государственной гражданской службы сотрудников аппаратов, структура деятельности приемных судов схожи с аппаратами районных судов.

Во время осуществления ряда полномочий относительно организационного обеспечения правосудия для аппаратов областных судов важно принимать во внимание Инструкцию по судебному делопроизводству в изучаемых судах, которая утверждена приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Особенности окружных (флотских) военных судов

Для судов такого типа свойственно выступать в качестве судов, равных по компетенции судам, которые рассмотрены ранее. В структуре военных судов они находятся во втором звене и их юрисдикция распространяется на один или ряд субъектов РФ, на которых находится ряд военных или военизированных структур. Речь идет о воинских частях, соединениях, флотах и иных формированиях, которые несут военную службу. Ряд вопросов, которые имеют отношение к формированию данных судов, определению их количества, количества судей, решается также как и вопросы, которые касаются гарнизонных военных судов.

Для внутреннего устройства окружных (флотских) военных судов и структуры их деятельности свойственно иметь много общего с внутренней организацией деятельности областных, краевых гражданских судов общей юрисдикции.

Для окружных (флотских) судов свойственно действовать в составе председателей судов, их первых заместителей, заместителей и судей. Данный суд работает в первую очередь через судей, ряд судебных составов, судебных коллегий и президиумов, чьи полномочия относительно рассмотрения юридических дел установлены отраслевым процессуальным законодательством.

Для аппаратов окружных (флотских) военных судов в общем свойственно быть устроенным и функционировать также как и аппаратам областных, краевых (и равных им) гражданских судов общей юрисдикции.

Для определения подсудности дел окружных (флотских) военных судов важно обратить внимание на статус лиц, по отношению к которым рассматривается дело. Иными словами, подсудность данных судов аналогична подсудности ряда гарнизонных военных судов на основании персонального признака. И тут важно отметить, что в данной ситуации предметная подсудность практически в полной мере идентична.

К примеру, в ч.3 ст.31 УПК РФ установлена общая предметная подсудность относительно уголовных дел для окружных (флотских) военных судов и гражданских судов среднего звена. И тут же на основании решения Верховного Суда РФ, имея реальную угрозу личной безопасности для ряда участников судебного разбирательства, их близких людей, для уголовного дела о незаконном деянии, которое предусмотрено рядом статей, допустимо быть переданным на рассмотрение в окружные (флотские) военные суды по месту совершения незаконного действия. Иными словами, а данных ситуациях не принимают в внимание персональный признак для того, чтобы определить подсудность.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет организационное обеспечение работы окружных (флотских) судов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ — высший судебный орган республики. В отличие от иных судов субъектов РФ наделен правом законодательной инициативы, т. е. может входить в высшие представительные органы республики с предложениями о принятии новых законов и толковании действующих законов республики.

ВС республики — вышестоящий орган по отношению к районным судам республики; в свою очередь, он поднадзорен Верховному Суду РФ, который является по отношению к нему вышестоящим судом и вправе проверять законность и обоснованность принимаемых ВС республики решений.

ВС республики — среднее звено в системе федеральных судов общей юрисдикции. В состав ВС республики входят: председатель, заместители председателя, члены суда, народные заседатели. Судьи ВС республик назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов (оно должно быть согласовано с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ). Председатели и заместители председателей ВС республик назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ (в свою очередь оно основывается на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласуется с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ). К кандидатам в судьи ВС республики предъявляются требования, общие для всех судов среднего звена судебной системы. Количественный состав судей ВС устанавливается высшим представительным органом республики, исходя из объема судебной работы, размеров территории, численности населения республики, количества районных судов.

ВС республики действует в составе:

— судебной коллегии по гражданским делам;

— судебной коллегии по уголовным делам.

В компетенцию ВС республики входит:

— рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам;

— осуществление надзора за судебной деятельностью районных судов;

— изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики.

В качестве суда первой инстанции ВС республики рассматривает дела о наиболее опасных преступлениях (тяжких и особо тяжких), за которые по закону может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь; дела, переданные в данный суд по ходатайству обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства.

ВС республики вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое гражданское или уголовное дело, подсудное нижестоящему суду. Любое решение (приговор) ВС республики может быть обжаловано или опротестовано в ВС РФ.

В качестве надзорной инстанции ВС республики проверяет законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений судебных коллегий самого ВС, которые вступили в законную силу.

Функции надзорной инстанции в ВС республики выполняет президиум суда, в состав которого входят председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ.

В соответствии с законом о судоустройстве президиум ВС республики помимо судебных функций:

— утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам;

— рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

— рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в высший представительный орган республики в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов.

Председатель ВС республик осуществляет общее организационное руководство его деятельностью: председательствует в судебных заседаниях коллегий и президиума, приносит протесты, руководит работой коллегий, организует работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, ведет прием граждан и организует работу суда по рассмотрению жалоб.

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ — ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ Дворец Республики и Собор

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ — ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ Дворец Республики и Собор История сооружения этого дворца начинается в 1443 году, когда на берегах Шпрее для курфюрста Фридриха II был возведен замок. Впоследствии этот дворец перестраивался, и в XVI веке он представлял собой

Верховный суд

Верховный суд ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства (в федерации — иногда также ее субъектов), возглавляющее систему общих судов или судебную систему в целом. В компетенцию B.C. входит рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и дел о

Верховный суд РФ

Верховный суд РФ ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов. ВС РФ дает также

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1. президиума суда;

2. судебной коллегии по гражданским делам;

3. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум данной категории судов образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Вопрос 5. Верховный суд РФ: состав, порядок формирования и полномочия. Структура Верховного суда РФ.

Верховный Суд Российской Федерации – это высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подпадающим под общую юрисдикцию.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела:

· в качестве суда первой инстанции (его прерогатива – уголовные дела особой сложности; он вправе также принять к своему производству любое гражданское дело в качестве суда первой инстанции);

· в кассационном порядке (по жалобам и протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в законную силу);

· в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам Генерального прокурора РФ и других уполномоченных законом должностных лиц на приговоры, решения суда, вступившие в законную силу).

Верховный Суд РФ изучает и обобщает опыт судебной практики, анализирует судебную статистику, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Кроме того, Верховный Суд РФ согласно действующей Конституции (ч. 1 ст. 93) дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (в случае выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).

Структура Верховного суда РФ:

1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного суда РФ.

· По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями Верховного суда единолично или коллегиально в составе трех судей Верховного суда. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию Верховного суда РФ.

· По второй инстанции (кассационной) Верховный суд рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей.

· Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции.

2. Кассационная коллегия Верховного суда РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей Верховного суда РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Судебная коллегия Верховного суда из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др.

4. Президиум Верховного суда РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

5. Пленум Верховного суда, включающий в свой состав всех судей Верховного суда, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства.

Читайте также: