Конвенционное оборудование судов это

Обновлено: 18.05.2024

За понятием цифровизации в судоходной отрасли стоят конкретные решения, которые меняют бизнес-процессы в сфере судоходства, делая их более эффективными. Они касаются контроля расхода топлива, охраны труда, предоставления возможностей для полноценного досуга для экипажа в долгом плавании, телемедицины, эксплуатации и ремонта агрегатов и систем в море и кибербезопасности.

Широкополосная связь обеспечивает судоходную отрасль цифровыми решениями, которые меняют бизнес-процессы, делают их эффективными, улучшают многие показатели компаний. Основная задача Orange Business Services — обеспечить широкополосную связь в любой точке, где бы ни находилось судно.

Алексей Антоненко,
директор центра экспертизы Maritime, Orange Business Services
Наша основная задача — соответствовать ожиданиям наших клиентов, а именно сделать так, чтобы суда могли перемещаться без потери связи. Для этого необходимо иметь распределенную наземную инфраструктуру из нескольких наземных спутниковых станций, грамотно подобрать спутниковую группировку и, конечно, иметь в штате высококвалифицированных инженеров, которые смогут обеспечить бесперебойную связь всегда и везде. Услуги связи сегодня востребованы у всех судовладельцев, и у небольших, и у крупных, поэтому мы предоставляем услугу в виде сервиса, не предлагая купить дорогостоящую VSAT-антенну. Клиенты платят только за сервис.

Мы получили опыт нескольких проводок судов по Северному морскому пути, в широтах, где до недавнего времени считалось, что связь на базе геостационарных спутников работает неустойчиво. Зафиксировали устойчивую работу каналов связи на широте 77,9. Для нас это реперная точка: раз получилось покрыть устойчивой связью Севморпуть, значит, мы правильно развиваемся.

При выборе подрядчика мы в первую очередь ориентируемся на надежность связи, оборудования и качество предоставляемых услуг. Важный момент — возможность реагирования на неисправности и нештатные ситуации. И, конечно, кибербезопасность. Мы должны быть уверены, что наши данные никуда не ушли.

На наших судах широкополосный интернет уже считается нормой. Молодое поколение уже принимает этот факт как неотъемлемую часть социального пакета, который предоставляется морякам. Если молодой специалист плавсостава получает предложение о работе на судне под российским флагом или под конвенционным, он, не задумываясь, выберет судно под российским флагом, так как при всех остальных равных условиях, включая оплату труда, на этих судах еще и предоставляется широкополосный интернет. Сегодня общение через сетевые ресурсы — это норма, и, работая в суровых арктических условиях, общаться и видеть семью каждый день — это большой плюс.

Цена ошибки в защите периметра данных для судоходных компаний может быть огромной. Поэтому судоходным компаниям необходимо уделять серьезное внимание теме информационной безопасности. Поставщики решений активно развивают это направление, акцентируя внимание судовладельцев на этой проблеме.

На судах, оснащенных самыми простыми картографическими системами, мы сталкиваемся с вирусами. Никакие организационные меры не помогают судовладельцам избавиться от ситуаций, когда вирусы заносятся на критически важное навигационное оборудование. Поэтому обеспечение кибербезопасности для судовладельца становится выгодным вложением денег. Визит одного сервисного инженера на борт где-нибудь не в самом удобном порту или арест судна из-за выхода из строя конвенционного оборудования перекрывает любой бюджет обеспечения кибербезопасности.

Алексей Афонин,
директор по развитию бизнеса направления Maritime, Orange Business Services
Не соглашусь, что организационные методы не до конца эффективны. Когда говорят о кибербезопасности, многие забывают о том, что основная угроза исходит изнутри компании, от собственных сотрудников. Это могут быть люди со злым умыслом, имеющие доступ к паролям, внутренним финансовым системам, навигационной информации. Либо это технически безграмотные люди, которые могут нажать на ссылку в подозрительном письме, ввести конфиденциальную информацию во всплывающем окне и тем самым скомпрометировать доступ в закрытые системы.

Поэтому мы уделяем внимание как техническим средствам, таким как шифрование трафика, файерволы, антивирусы, так и организационным методам, таким как консалтинг — рекомендации по использованию регламентов и обучение персонала. Для крупных клиентов с большим периметром сетей безопасности мы можем строить целые операционные центры по киберзащите, с круглосуточным мониторингом возникающих инцидентов, прогнозированием атак по характеру трафика и подготовкой отчетности для госорганов.

В 2017 году в компании Maersk из-за нарушения техники информационной безопасности произошло заражение большого сегмента инфраструктуры вирусом-шифровальщиком Petya. Это нанесло компании колоссальный убыток. Публично озвученная цифра ущерба — 200–300 миллионов долларов. Не исключено, что реальный убыток мог быть на порядок выше.

Другой важный аспект в заботе об экипаже — телемедицина. Мы не можем использовать телемедицину для диагностики, если на борту нет врачей, но консультация, которая может быть проведена на основе визуального медосмотра, — тоже немаловажный фактор. У нас есть моряки, которые обучены первичной помощи, и они могут получить консультацию врача. Мы использовали ее на нашем судне в Приразломной. В данном случае нам помогло то, что старший помощник в прошлом был хирургом. Он пришил на место все, что нужно.

Алексей Афонин,
директор по развитию бизнеса направления Maritime, Orange Business Services
С точки зрения бизнеса основная проблема на судах и платформах — это травматизм. Больше 90% случаев происходит потому, что не были использованы средства индивидуальной защиты. В связи с травматизмом у бизнеса есть две основных задачи: уменьшить число таких случаев и, если травма произошла, уменьшить ее последствия для бизнеса.

Первую задачу решает интернет вещей. Системы контроля ношения средств индивидуальной защиты — это датчики, которые встраиваются в каски, вшиваются в спецодежду. С их помощью можно отслеживать, используется в данный момент средство защиты или нет. Вторая функция — это позиционирование внутри помещения. По периметру помещения устанавливаются анкеры, и с помощью меток можно в реальном времени отслеживать, сколько человек находится внутри, сколько на палубе. Третья функция — это контроль доступа. Если метка не совпадает с меткой на двери опасного помещения, то дверь просто не откроется. Все эти решения снижают травматизм и повышают качество охраны труда.

В структуре расходов на содержание судна расходы на топливо занимают самую большую часть, практически половину всех расходов. Поэтому даже минимальный эффект от внедрения любого решения, которое позволяет их оптимизировать, дает колоссальный экономический эффект для компании

Мы четко видим, сколько получили топлива и какой идет расход по каждому дизель-генератору. Мы доверяем экипажу, но всегда есть человеческий фактор. Кто-то не отключил дополнительный дизель-генератор, когда погода хорошая и можно уже идти на одном, а не на шести. Поэтому офис отслеживает это в автоматическом режиме и компьютер подсказывает, когда мощности требуется меньше. Это спасает топливо, уменьшает время работы механизмов и экономит человеческий ресурс, который мы бы затратили на их восстановление. Отремонтировать их в море сложно, судно нужно вывести из эксплуатации. Это потеря фрахта и дополнительных денег. Мы выигрываем по многим параметрам благодаря контролю расхода топлива.

На новостроях мы ставим датчики практически на всем оборудовании: на двигателях, дизель-генераторах, котлах, энергосистемах. Вся информация от них прилетает в офис. Нужна программа, которая бы правильно ее обрабатывала и рекомендовала, что дальше делать. Это уже следующий шаг, к которому мы идем. Стоимость этих комплексов высокая, но со временем окупается. Мы стали задавать меньше вопросов, теперь в офисе мы все видим сами. Сейчас я с телефона могу открыть информацию о судне и увидеть, что происходит.

Наша система решает эту задачу при бункеровке. За счет прямого измерения массы на каждой бункеровке из 200 тонн топлива наш клиент экономит 4–5 тонн, так как видит в режиме онлайн, сколько топлива по массе бункеровщик реально заливает. Другой момент — мониторинг режимов работы агрегатов, их производительности. Получаемые данные защищены, достоверны, они собираются автоматически. На транспортном судне, которое тратит примерно 17 тонн топлива в день, наш клиент получил экономию порядка 1,5 миллионов рублей в месяц за счет бункеровки, собственного потребления и автоматизации процессов.

Куда движется судоходная отрасль? Как она будет выглядеть в перспективе пяти, десяти лет? Будет ли когда-нибудь полностью роботизированным траловый флот? Появятся ли беспилотные корабли?

Я думаю, в ближайшие десять лет мы сможем сократить экипажи и облегчить работу персонала за счет частичной цифровизации: дистанционной диагностики и устранения неисправностей электронных модулей, контроля за движением судов. Небольшое изменение, которое можно сделать сейчас, — создать возможность управлять судном практически с телефона или с компьютера в офисе. Другое дело, что на судне сидит не робот, а человек. А человеческий фактор непредсказуем. Нужно поворачивать направо, а он повернет налево.

Алексей Антоненко,
директор центра экспертизы Maritime, Orange Business Services
Если вопрос о том, будут ли суда полностью автономными или нет, является дискуссионным, то трафик точно будет расти. Здоровая конкуренция в этой области просто обязана привести к новым решениям и прорывам. И в перспективе пяти-десяти лет мы увидим связь совершенно другого поколения.

Хотите узнать больше о цифровых решениях для судоходной отрасли? Напишите мне.

Вы тоже можете поучаствовать в наших будущих офлайн- и онлайн-мероприятиях на тему судоходства или цифровых технологий.

Читайте также: