Конституционный суд россии признал одну из норм федерального закона неконституционной

Обновлено: 16.05.2024

Итоговое решение по делу (ст. 100 ФКЗ):

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:

1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации;

3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 2 или пунктом 3 части первой ст. 100 ФКЗ, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

В случае признания федерального закона или закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 ФКЗ, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

1) уплаченная государственная пошлина;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;

5) компенсация за фактическую потерю времени.

В уголовном судопроизводстве в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 413 УПК признание КС закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ является новым обстоятельством, влекущим пересмотр дела.

В гражданском судопроизводствев соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации, являетсяновым обстоятельством – основаниемдля пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.

В арбитражном судопроизводстве в соответствии с п. 3ч. 3 ст. 311 АПКпризнание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации, является новым обстоятельством – основанием пересмотра судебных актов.

Пересмотр дела производится компетентными органами в соответствии с положениями законов, регулирующими их деятельность (ГПК, АПК, УПК или др.), но без применения положения акта, признанного неконституционным. Пересмотр дела должен производиться в точном соответствии с содержанием решения КС. Суды общей юрисдикции не вправе ни изменять установленную законом систему процедур судопроизводства, ни формулировать общие предписания нормативного характера о неприменении закона, который не отменен и не признан неконституционным, ни давать собственное официальное толкование постановлений КС, обязательное для других правоприменительных органов 16 .

В случае признания федерального закона или закона субъекта Российской Федерации либо отдельных положений указанных законов не соответствующими Конституции Российской Федерации гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 96 ФКЗ, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

1) уплаченная государственная пошлина;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

4) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы;

5) компенсация за фактическую потерю времени (ст. 100 ФКЗ).

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании (ст. 80 ФКЗ):

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской

Вопрос 249. Мировое соглашение в арбитражном процессе (форма, содержание, порядок заключения и утверждения судом). Определение об утверждении мирового соглашения (содержание и последствия).

Вопрос 249. Мировое соглашение в арбитражном процессе (форма, содержание, порядок заключения и утверждения судом). Определение об утверждении мирового соглашения (содержание и последствия). Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в

Вопрос 250. Формы окончания арбитражным судом дела без вынесения решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения (основания, порядок применения, последствия).

Вопрос 250. Формы окончания арбитражным судом дела без вынесения решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения (основания, порядок применения, последствия). Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его

Вопрос 374. Оценка доказательств в уголовном судопроизводстве: принцип и правила. Допустимость доказательств. Основания и последствия признания доказательств недопустимыми. Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайств о признании доказательств недопустимыми. Асимметрия правил о допустимо

Вопрос 374. Оценка доказательств в уголовном судопроизводстве: принцип и правила. Допустимость доказательств. Основания и последствия признания доказательств недопустимыми. Процессуальный порядок заявления и разрешения ходатайств о признании доказательств

Вопрос 429. Рассмотрение Конституционным Судом РФ дел о конституционности законов по запросам судов.

Вопрос 429. Рассмотрение Конституционным Судом РФ дел о конституционности законов по запросам судов. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 101 ФКЗ):Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской

Вопрос 437. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера.

Вопрос 437. Правовые последствия принятия решения Европейским судом по правам человека. Исполнение решений Европейского суда в части принятия мер индивидуального и общего характера. В соответствии со ст. 46 Конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений) Высокие

Статья 61.6. Последствия признания сделки недействительной

Статья 61.6. Последствия признания сделки недействительной 1. Все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей

Статья 208. Последствия признания гражданина банкротом

Статья 208. Последствия признания гражданина банкротом 1. С момента принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:сроки исполнения обязательств гражданина считаются

18. Последствия признания брака недействительным

18. Последствия признания брака недействительным Недействительный брак не порождает никаких правовых последствий для лиц его заключивших. Исключение составляют только случаи признания одного из таких лиц добросовестным супругом.Признание брака недействительным

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и

Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации

Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации 1. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации,

Статья 30. Последствия признания брака недействительным

Статья 30. Последствия признания брака недействительным 1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.2. К имуществу,

Статья 50. Установление судом факта признания отцовства

Статья 50. Установление судом факта признания отцовства В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и

СТАТЬЯ 50. Установление судом факта признания отцовства

СТАТЬЯ 50. Установление судом факта признания отцовства В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 7, ст. 607; № 51, ст. 4824; 2004, № 24, ст. 2334; 2005, № 15, ст. 1273; 2009, № 23, ст. 2754) следующие изменения:

1) в части первой статьи 3:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;";

б) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;";

2) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания:

"На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.";

3) дополнить статьей 131 следующего содержания:

"Статья 131. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

По представлению Председателя Конституционного Суда Российской Федерации судье Конституционного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев после его назначения на соответствующую должность Президентом Российской Федерации присваивается высший квалификационный класс судьи.";

4) часть вторую статьи 16 изложить в следующей редакции:

"Судья Конституционного Суда Российской Федерации имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации.";

5) в части пятой статьи 18 слова "по основанию, указанному в пункте 6" заменить словами "по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8";

6) статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.";

7) статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации и статьей 3 настоящего Федерального конституционного закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:

1) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;

2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;

3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда Российской Федерации к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда Российской Федерации награды или иного знака отличия иностранного государства;

4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.";

8) статью 22 признать утратившей силу;

9) часть пятую статьи 23 изложить в следующей редакции:

"Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.";

10) в части первой статьи 24:

а) в пункте 1 слово "пленарных" исключить;

б) в пункте 2 слова "в пленарных заседаниях и заседаниях палат" заменить словами "в его заседаниях";

11) статью 28 изложить в следующей редакции:

"Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

В Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации, требования к работникам аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.";

12) часть вторую статьи 30 изложить в следующей редакции:

"Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.";

13) первое предложение статьи 31 изложить в следующей редакции: "Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым.";

14) часть первую статьи 32 изложить в следующей редакции:

"Разбирательство по делам, назначенным к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, происходит устно. В ходе устного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.";

15) части вторую - четвертую статьи 34 признать утратившими силу;

16) статью 35 дополнить словами ", а также в случае разрешения дел Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона";

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом.";

б) часть четвертую дополнить словами ", или в случаях прекращения производства по делу";

18) в части второй статьи 41 слово "пленарном" исключить;

19) в части первой статьи 42 слово "пленарном" исключить;

20) пункт 3 части первой статьи 43 изложить в следующей редакции:

"3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона.";

21) статью 45 изложить в следующей редакции:

"Статья 45. Созыв заседаний

Заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.";

22) статью 46 признать утратившей силу;

23) статью 47 изложить в следующей редакции:

"Статья 47. Назначение дел к слушанию

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.";

24) дополнить статьей 471 следующего содержания:

"Статья 471. Разрешение дел без проведения слушания

Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48 - 53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.";

25) в части шестой статьи 54 слова "до десяти минимальных размеров оплаты труда" заменить словами "до одной тысячи рублей";

26) часть третью статьи 59 изложить в следующей редакции:

"Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда Российской Федерации или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.";

а) часть первую признать утратившей силу;

б) в части второй слова "в пунктах 1, 2, 3 и 4" заменить словами "в пунктах 1, 2, 3, 31 и 4";

28) статью 73 признать утратившей силу;

29) часть первую статьи 75 дополнить пунктом 101 следующего содержания:

"101) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона;";

30) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.";

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 471 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.";

б) второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.";

в) дополнить частью пятой следующего содержания:

"Позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.";

32) части первую и вторую статьи 83 изложить в следующей редакции:

"Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.";

33) в абзаце первом части первой статьи 87 слово "решений" заменить словом "постановлений";

34) в абзаце первом части первой статьи 91 слово "решений" заменить словом "постановлений";

35) в абзаце первом части первой статьи 95 слово "решений" заменить словом "постановлений";

а) в части первой слова "или подлежащим применению" исключить;

б) в части второй слова "либо возможность применения" исключить;

37) пункт 2 статьи 97 изложить в следующей редакции:

"2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.";

38) статью 98 изложить в следующей редакции:

"Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, а по требованию заявителя - орган, осуществляющий в соответствии с федеральным законом исполнение данного судебного постановления, и суд, рассматривающий дело, для которого данное судебное постановление может иметь значение. Соответствующий суд может приостановить исполнение судебного постановления или производство по делу до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления.";

39) в статье 100:

а) в части первой:

в абзаце первом слово "решений" заменить словом "постановлений";

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 2 или пунктом 3 части первой настоящей статьи, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.";

40) в статье 101 слова "примененного или подлежащего применению" заменить словами "подлежащего применению им";

41) в статье 102 слова "применен или" исключить.

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

2. В период до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Конституционный Суд Российской Федерации вносит в Регламент Конституционного Суда Российской Федерации изменения, направленные на урегулирование процедуры разрешения дел без проведения слушания, а также иные изменения, вытекающие из положений Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального конституционного закона).

12 января 2021 года Конституционный Суд РФ принял постановление № 1-П, в котором рассмотрел конституционность ст.208 ГПК РФ. Казалось бы, что тут необычного? Но если его читать вместе с ранее принятым по аналогичным обращениям, а также проанализировать историю вопроса, мы сталкиваемся с очень увлекательной историей.

Каждый понимает, что для того, чтобы закон работал, недостаточно его принять. Необходимо еще и обеспечить возможность его реализации на практике, чтобы он работал в реальности, а не только существовал на бумаге для статистики и отчетов. Но у законодателей все по-другому.

В ГПК РФ есть статья 208, которая предоставляет гражданам право требовать индексации присужденных ранее денежных средств, если исполнение решения суда затягивается. Статья применяется не очень часто, но именно она уже дважды становилась объектом внимания Конституционного Суда РФ. И оба раза ее положения признавались неконституционными. А все потому, что право предусмотрено, а механизма реализации как не было, так и нет.

С повторного рассмотрения конституционности данной статьи начал свою работу в новом году Конституционный Суд РФ.

История вопроса

В 2018 г. в Конституционный Суд РФ обратились заявители из разных регионов РФ, в отношении которых региональными судами были приняты решения об отказе в удовлетворении заявлений об индексации денежных сумм, ранее взысканных с ответчиков, в связи с несвоевременным исполнением последними решений суда.

Постановлением от 23 июля 2018 года № 35-П Конституционный Суд РФ, казалось бы, положил конец правовому беспределу в данной области. Часть 1 статьи 208 ГПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ

Вроде бы понятно: норма закона должна быть такой, чтобы ее можно было применить, а не просто прочитать в законе, поразившись красивому юридическому языку.

Помимо признания правовой нормы не соответствующей Конституции РФ, Конституционный Суд РФ возложил на законодателя обязанность внести в данную норму

А на время внесения изменений судам предписано

Как законодатели постановление исполняли и изменения вносили

И получилось, что закон о внесении изменений в ч.1 ст.208 ГПК РФ был принят и подписан достаточно быстро – спустя всего лишь 4 месяца после вынесения постановления Конституционным Судом РФ, а именно 28 ноября 2018 г. А вот его вступление в силу стало зависеть от начала работы кассационных судов – 1 октября 2019 г. Хотя, в принципе, это мало на что влияло.

Теперь индексацию присужденных судом денежных сумм поставили в зависимость от наличия федерального закона или договора. Но, видимо, принятие соответствующего федерального закона отложили на потом да и забыли о нем. А договору откуда взяться, если раньше такой нормы не было, а решения судов могут годами не исполняться? Вот и получилось, что вместо реальной защиты взыскатели получили реальную невозможность индексировать присужденные суммы. Разрыв между наличием права и возможностью его реализации стал еще больше.

К чему на практике привели изменения, внесенные депутатами

Гражданка Л.В. Бакина (одна из обратившихся впоследствии в Конституционный Суд РФ) в 2019 году обратилась в Корсаковский городской суд Сахалинской области с заявлением о взыскании индексации в размере 60 063 руб. 45 коп. В обоснование своих требований она указала, что решение суда, который взыскал в ее пользу денежные средства (неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы), было вынесено 25 февраля 2015 года, а исполнено только 19.03.2019 года.

Суд определением от 19 октября 2019 года отказал в удовлетворении заявления по двум основаниям:

1. Между сторонами отсутствует договор, предусматривающий индексацию. Также на момент вынесения решения суда отсутствует федеральный закон, которым должна устанавливаться возможность индексации присужденных денежных сумм по данной категории споров.

2. Заявительницей право на получение процентов за пользование чужими денежными средствами в период принудительного исполнения решения суда уже было реализовано.

Кстати, заявительница в этом деле оказалась намного грамотнее судей не только городского, но даже Верховного Суда РФ. Она задалась вполне правомерным вопросом: господа судьи, на каком основании вы применяете к данным отношениям вывод Конституционного Суда РФ о необходимости регулирования вопроса посредством договора или федерального закона? Эти положения только полмесяца как вступили в силу, а требования-то были на дату аж за полгода до этого! Определение городского суда было обжаловано в апелляции.

Однако апелляционная инстанция тоже отказала в удовлетворении заявления, указав, что ч.1 ст.208 ГПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ и, значит, не может быть применена. Но применить расчет, указанный Конституционным Судом РФ, суд тоже не может, поскольку он применялся до внесения изменений в правовое регулирование индексации присужденных денежных сумм. А в настоящее время изменения уже внесены. Правда, федерального закона пока нет, но это ничего не меняет. Ведь и договора тоже не имеется.

С такой позицией согласился и судья Верховного Суда РФ.

Вот только интересно: почему никого не смутило, что никаких изменений в правовое регулирование индексации де-факто внесено не было?

И еще один интересный вопрос: Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы. Иными словами, эта инстанция имела возможность, увидев неопределенность в законе, задаться вопросом о необходимости внесения в Гос.Думу соответствующего законопроекта. Но нет, и здесь не задумались.

Признание измененной правовой нормы не соответствующей Конституции РФ

В 2021 году Конституционный Суд РФ, вынужденный вновь вернуться к рассмотрению нормы ч.1 ст.208 ГПК РФ на его соответствие Конституции РФ, в первом в новом году постановлении подчеркнул формальный подход законодателя к исполнению решений Конституционного Суда РФ. Фактически за время, которое прошло с момента вынесения постановления Конституционного Суда РФ до вступления в действие измененной нормы ч.1 ст.208 ГПК РФ (с 23.07.2018 по 01.10.2019 г.), законодатель имел реальную возможность обеспечить механизм индексации путем принятия соответствующего федерального закона, к которому идет отсылка в статье. Однако такой закон на момент принятия последнего постановления Конституционного Суда РФ не был даже внесен на рассмотрение.

Что же касается позиции судов в приведенном выше деле по заявлению Л.В Бакиной, Конституционный Суд РФ посчитал необходимым обратить внимание на то, что индексацию присужденных денежных сумм нельзя ставить в зависимость от взыскания процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами

"Индексация присужденных денежных сумм не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов. Установленная же статьей 395 ГК Российской Федерации возможность взыскания процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами является ответственностью за неисполнение денежного обязательства".

Как будет осуществляться индексация взысканных судом денежных сумм?

В постановлении от 12.01.2021 г. № 1-П Конституционный Суд РФ, признав не соответствующей Конституции РФ статью 208 ГПК РФ в полном объеме, более жестко подошел к указаниям законодателю.

Ну а в переходный период вновь предписано

Исключения составят случаи, когда порядок индексации установлен договором.

Хочется надеется, что на этот раз законодатели постараются не забыть урегулировать порядок реализации правовой нормы должным образом.

А Вы не знали? Давайте посмотрим, это интересно.. Таковых документов два:

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 20.05.92 N 6-П (далее ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС 1992 года, ссылка)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О (далее ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС 2001 года, ссылка)

Конституционный суд давно признал ничтожными федеральные законы РФ.

О чем эти документы? Смотрите сами (главное, суть, выжимки).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС 1992 года:

Если Конституционный суд провозгласил своим Постановлением какой-либо документ юридически ничтожным, то таковое Постановление имеет силу Конституционного закона. А правоотношения, оформившиеся на основании ничтожного закона, приводятся к состоянию, существовавшему до его применения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС 2001 года:

". Именно поэтому и на основании статей 15 (части 1, 2 и 3), 72 (пункт "а" части 1), 76 и 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, а также статьи 6, пункта 3 части первой статьи 43, частей первой и четвертой статьи 71, частей первой, второй и третьей статьи 79 и части второй статьи 87 ФКЗ "О Конституционном суде РФ" оспаривавшиеся в запросе группы депутатов Государственной Думы положения Конституции Республики Адыгея … как не соответствующие Конституции РФ были признаны утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами.

Эти положения, в том числе положения Конституции Республики Башкортостан и Конституции Республики Татарстан, утратили силу непосредственно на основании решений Конституционного Суда Российской Федерации, без каких-либо отменяющих их специальных решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, следовательно, более не являются составной частью правовой системы Российской Федерации (и правовой системы соответствующих субъектов Российской Федерации как ее элемента), что следует из статей 10, 118, 125 (пункт "б" части 2 и часть 6) и 128 Конституции Российской Федерации и подпункта "б" пункта 1 части первой статьи 3 и статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

4. Руководствуясь решениями Конституционного Суда РФ, суды общей юрисдикции по инициативе управомоченных лиц вправе признавать недействительность положений конституций, уставов, законов субъектов РФ, т. е. подтверждать утрату ими юридической силы, если они содержат такие же нормы, какие признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, утратившими силу и не подлежащими применению (постановление от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; определение от 8 февраля 2001 года по ходатайству Председателя Правительства Республики Карелия), хотя такое подтверждение не является обязательным элементом механизма исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации."

Неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации дает, в частности, основания для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта (статья 315 УК Российской Федерации), а также для вынесения Президентом Российской Федерации на основании Федерального закона " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предупреждения соответствующему органу власти (должностному лицу) субъекта Российской Федерации и возможного последующего досрочного прекращения их полномочий как формы конституционно-правовой ответственности, поскольку действует презумпция конституционности положений федерального законодательства.

При этом, учитывая, что неисполнение решения Конституционного Суда РФ объективно создает препятствия для обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, для реализации закрепленных Конституцией РФ основ конституционного строя и полномочий федеральных органов государственной власти, дополнительное, повторное установление иным судом таких обстоятельств для вынесения Президентом РФ предупреждения не требуется, тем более что в соответствии с частями первой и второй статьи 79 ФКЗ "О КС РФ" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, т. е., следовательно, и другими судами.

Вместе с тем и при отсутствии специального судебного решения, непосредственно подтверждающего неконституционность положения законодательства субъекта Российской Федерации, аналогичного ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, принцип непосредственного действия решений Конституционного Суда Российской Федерации и положение части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявлять в своем законодательстве положения, аналогичные тем, которые признаны неконституционными, и отменять их в установленном порядке. Неисполнение этой обязанности также влечет конституционно-правовую ответственность в форме досрочного прекращения полномочий, процедура которого начинается с вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения.

(Кстати, не об этом ли говорит новоиспеченный Указ Президента).

ВЫВОДЫ

1. Нарушение сроков принятия, пересылки президенту, подписания и обнародования законов влечет их юридическую ничтожность.

2. Решения КС РФ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) имеют статус действующего закона.

3. Органы региональных властей и местного самоуправления обязаны по аналогии выявлять в своих уставах (или конституциях) "косяки" и устранять их самостоятельно. Не устранение выявленных "косяков" влечет уголовную ответственность, и/или отставку должностных лиц.

4. Для того, чтобы признать закон не соответствующим Конституции, то есть, юридически ничтожным, требуется получить ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ.

6. Обычные суды могут признавать отдельные законы ничтожными (в том числе по аналогии), по причине их несоответствия Конституции РФ, ВЫЯВЛЕННЫХ Постановлениями КС РФ. Однако этот шаг не обязательный, поскольку ничтожный закон не подлежит применению. А принятые на его основе акты подлежат откату до исходного состояния.

Читайте также: