Кому принадлежит законодательная исполнительная и судебная власть в фрг

Обновлено: 07.07.2024

Германия это демократичный, федеральный парламентский республика, где федеральный законодательная власть принадлежит Бундестаг (парламент Германии) и Бундесрат (представительный орган Länder, Региональные государства Германии).

В многосторонней системе с 1949 года доминируют Христианско-демократический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Германии (СПД). В судебная система Германии не зависит от исполнительный и законодательная власть, в то время как ведущие члены исполнительной власти обычно также являются членами законодательной власти. Политическая система изложена в конституции 1949 г. Grundgesetz (Основной закон), который оставался в силе с небольшими поправками после Воссоединение Германии в 1990 г.

Конституция подчеркивает защиту личная свобода в обширном каталоге человек и гражданские права и разделяет полномочия как между федеральным уровнем и уровнем штата, так и между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Западная Германия была одним из основателей европейское сообщество в 1958 году, который стал Европа в 1993 году. Германия является частью Шенгенская зона, и был членом еврозона с 1999 года. Член Объединенные Нации, НАТО, то G7, то G20 и ОЭСР.

Содержание

История

До 1998 г.

Политическая система Федеративной Республики осталась более или менее неизменной. Специальные положения для бывшей территории ГДР были включены через объединительный договор между Федеративной Республикой и ГДР до день объединения от 3 октября 1990 года. Однако Германия видела в следующих двух различных партийных системах: партия зеленых и либералы оставались в основном западногерманскими партиями, в то время как на востоке бывшая социалистическая государственная партия, теперь называемая PDS, процветала вместе с христианскими демократами и Социал-демократы.

1998–2005



Первоначальные проблемы нового правительства, отмеченные политическими спорами между умеренным и традиционным левым крылом СДПГ, вызвали некоторое недовольство избирателей. Лафонтен покинул правительство (а позже и свою партию) в начале 1999 года. ХДС победила на некоторых важных выборах в штатах, но в 2000 году пострадала от скандала с партийными пожертвованиями времен Коля. В результате Христианско-демократический союз (ХДС) кризис, Ангела Меркель стал стулом.

В следующие выборы в Бундестаг было 22 сентября 2002 года. Герхард Шредер привел коалицию СДПГ и зеленых к победе на одиннадцать мест над соперниками христианских демократов во главе с Эдмунд Штойбер (CSU). Обычно упоминаются три фактора, которые позволили Шредеру победить на выборах, несмотря на низкие рейтинги одобрения несколькими месяцами ранее и более слабую экономику: 100-летнее наводнение, твердое противодействие США 2003 вторжение в Ираки непопулярность Штойбера на востоке, что стоило ХДС важнейших мест там.

Во время своего второго срока красно-зеленая коалиция проиграла несколько очень важных государственных выборов, например, в Нижняя Саксония где Шредер был премьер-министром с 1990 по 1998 год. 20 апреля 2003 года канцлер Шредер объявил о масштабных реформах рынка труда, названных Повестка дня 2010, которые сократили пособие по безработице. Хотя эти реформы вызвали массовые протесты, теперь им приписывают отчасти ответственность за относительно высокие экономические показатели Германии в период еврокризис и снижение безработицы в Германии в 2006-2007 гг. [2]

2005–2009


22 мая 2005 года СДПГ потерпела сокрушительное поражение в своем бывшем центре, Северный Рейн-Вестфалия. Через полчаса после результатов выборов председатель СДПГ Франц Мюнтеферинг объявил, что канцлер расчистит путь к новым федеральным выборам.

Это застало республику врасплох, особенно потому, что в то время СДПГ была ниже 20%. ХДС быстро объявил Ангела Меркель в качестве кандидата от христиан-демократов на пост канцлера, стремясь стать первой женщиной-канцлером в истории Германии.

Новым на выборах 2005 г. стал альянс между новообразованными Избирательная альтернатива для труда и социальной справедливости (WASG) и PDS, планируя объединиться в общую партию (см. Левая партия.PDS). С бывшим председателем СДПГ Оскаром Лафонтеном из WASG и Грегор Гизи Для ПДС как видных деятелей этот альянс вскоре нашел интерес в средствах массовой информации и среди населения. Опросы в июле показали, что они достигли 12%.

В то время как в мае и июне 2005 г. победа христианских демократов казалась весьма вероятной, поскольку некоторые опросы давали им абсолютное большинство, эта картина изменилась незадолго до выборов 18 сентября 2005 г.


Франк-Вальтер Штайнмайер был Социал-демократ кандидат в канцлеры в 2009 г. и президент Германии с 2017 г.

Наиболее вероятным исходом переговоров о коалиции была так называемая большая коалиция между христианскими демократами (ХДС / ХСС) и социал-демократами (СДПГ). Три партийные коалиции и коалиции с участием левых были исключены всеми заинтересованными сторонами (включая самих левых). 22 ноября 2005 года Ангела Меркель была приведена к присяге президентом. Хорст Кёлер для офиса Bundeskanzlerin.

Существование большой коалиции на федеральном уровне способствовало электоральным перспективам небольших партий на выборах штата. Поскольку в 2008 году ХСС потеряла абсолютное большинство в Баварии и сформировала коалицию с СвДП, большая коалиция не имела большинства в Бундесрат и зависели от голосов СвДП по важным вопросам. В ноябре 2008 года СДПГ переизбрала своего уже вышедшего на пенсию председателя. Франц Мюнтеферинг и сделал Франк-Вальтер Штайнмайер его ведущий кандидат на федеральных выборах в сентябре 2009 года.

В результате эти федеральные выборы, большая коалиция принесла убытки обеим сторонам и подошла к концу. СДПГ понесла самые тяжелые потери в своей истории и не смогла сформировать коалиционное правительство. ХДС / ХСС потерпели лишь небольшие потери, но также достигли нового исторического минимума с худшим результатом с 1949 года. Таким образом, три меньшие партии получили больше мест в Германии. Бундестаг чем когда-либо прежде, когда либеральная партия СвДП получила 14,6% голосов.

Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами. Германская Федерация построена по территориальному принципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований нет.

Бундестаг – это законодательный орган федерации. Одни ученые считают его одной из палат германского Парламента (другой является Бундесрат). Многие юристы не разделяют этого мнения, так как только Бундестаг определяет и представляет немецкий народ как единое целое.

Бундестаг состоит из депутатов, избранных на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).

Действует смешанная система выборов: половина депутатов избирается в избирательных округах (1 депутат от 1 округа). Другая половина избирается по земельным спискам партии.

Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его Председатель (официально именуемый Президентом). По традиции Председатель является представителем крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители (равны числу фракций) и несколько секретарей. Вместе они образуют Президиум палаты, который как коллегиальный орган никаких функций не осуществляет.

Совет старейшин – является важным органом бундестага, он состоит из:

- 24 членов, назначаемых фракциями пропорционально их численности.

К задачам Совета относятся:

· согласование между фракциями численности комитетов Бундестага;

· распределение мест в комитетах;

· назначение представителей комитетов и их заместителей;

· согласование повестки дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок;

· принятие проекта бюджета Бундестага;

· вынос решений по внутренним делам.

Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, образуют партийную фракцию Бундестага.

Существенную роль в работе Бундестага играют его комитеты, которые делятся на:

- отраслевые: обязательные (комитет по делам Европейского союза, иностранными делами и обороны); факультативные (их число и профиль деятельности меняется). В настоящее время их 23;

В компетенцию Бундестага входит:

- утверждение федерального бюджета;

- избрание федерального Канцлера;

- парламентский контроль за деятельностью федерального Правительства;

- ратификация международных договоров;

Бундесрат – это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского союза.

Бундесрат – верхняя палата Парламента. Он является выборным органом, состоит из членов Правительств земель (каждая Земля располагает не менее 3 голосами: земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса; свыше 6 млн. – 5 голосов; свыше 7 млн. – 6 голосов). Всего в Бундесрате 69 мест. Член Бундесрата не может быть членом Бундестага.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, и не может быть распущен никаким другим органом. Члены назначаются и отзываются Правительствами земель.

Бундесрат избирает своего Председателя сроком на 1 год, который созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он может замещать федерального Президента. В Бундесрате создаются постоянные комитеты.

В компетенцию Бундесрата входит:

- принятие участия в законодательной деятельности;

- обладает правом законодательной инициативы;

- участие в осуществлении исполнительной власти в Федерации;

- федеральный надзор за Землями и др.

Согласно поправке к Основному закону предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать Парламент – совместный комитет, создаваемый на случай чрезвычайного положения. Он состоит из 48 членов: 2/3 депутатов Бундестага, 1/3 членов Бундесрата.




Исполнительная власть.

Федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению федерального Президента избирает федерального Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят федеральные министры, которые возглавляют обычно федеральные министерства. Но бывают министры без портфеля (по особым поручениям). Канцлер одного из министров назначает своим заместителем (вице- канцлером).

Руководящее положение в Правительстве занимает канцлер, власть которого усилена за счет полномочий Президента, Парламента и министров. В результате, канцлер становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Следовательно, основным принципом этой системы признается канцлерский принцип, и широко используется понятие канцлерской демократии.

Именно Канцлер, а не Парламент и не Правительство осуществляет основной курс, общую политическую линию федерального правительства.

При осуществлении своих полномочий канцлер опирается на вспомогательный аппарат, который подчиняется ему непосредственно. Он состоит из 3 ведомств:

- служба федерального канцлера;

- служба прессы и информации федерального правительства;

- федеральная разведывательная служба.

В компетенцию Правительства входит:

- вопросы внутренней и внешней политики;

- вопросы экономического, социального и финансового характера;

- обладает правом законодательной инициативы;

- контроль за органами управления в Землях;

- контроль за исполнением законов Землями;

- с согласия Бундестага издавать постановления, административные предписания, имеющие силу закона.

Федеральный Президент.

Согласно Основному закону главой ФРГ является федеральный Президент. В ФРГ он занимает менее сильное место в государственном механизме, так как часть полномочий перешла к федеральному Канцлеру. Президент ФРГ избирается специальным органом, который называется федеральное собрание. Он создается только для выборов Президента. Состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель (выборные законодательные органы земель). Руководит собранием Председатель Бундестага. На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40 лет. Выдвинуть кандидатуру может каждый член федерального собрания. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов членов собрания. Срок полномочий – 5 лет с правом повторного переизбрания.

Президент наделен полномочиями в области внутренней политики:

- может опротестовать принятый Парламентом закон перед федеральным конституционным судом;

- выдвигает кандидатуру на пост Канцлера;

- назначает и увольняет федеральных чиновников, федеральных судей;

- назначает и увольняет офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министром);

- осуществляет право помилования;

- награждает орденами и медалями и др.

В области внешней политики:

1. представительство федерации в международных отношениях;

2. назначение и отзыв послов;

3. заключение договоров с иностранными государствами (обычно нуждается в ратификации Парламента).

- требование созыва Бундестага;

- возможность распустить Бундестаг (например, если Бундестаг не избрал Канцлера большинством голосов);

- может объявить состояние законодательной необходимости;

Федеральный Президент не имеет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием.

Судебная власть.

Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат – Сенатов (8 судей). В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов. Трое судей в каждом из Сенатов избираются из членов пяти высших судов страны:

- Федеральной судебной палаты;

- Федерального административного суда;

- Федерального финансового суда;

- Федерального суда по трудовым делам;

- Федерального суда по общественным вопросам.

Срок полномочий этих судей не менее 3 лет. Остальные 5 мест каждой из палат должны занимать лица, имеющие юридическое образование. Судьи не могут входить ни в Бундестаг, ни в Бундесрат. Срок их полномочий 12 лет.

Кроме федерального конституционного суда в Германии различают еще 5 верховных судов, каждый из которых в отличие от федерального конституционного суда возглавляет систему соответствующих судов. На федеральном уровне для обеспечения федерального правосудия в отношении всех федеральных судов образуется Сенат.

Федеральная счетная палата – высшее федеральное ведомство, подчиненное федеральному законодательству, возглавляемое Президентом.

Выводы:

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. Политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание, и роль Президента заметно возрастает в этой ситуации, он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью. В противном случае он вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные ему силы и его возможности резко сужаются.

По форме правления Великобританияпредставляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или министериализм.

Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов.

Монарх – это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов власти.

В Великобритании существует кабинетная система управления. Кабинет представляет собой группу министров, принимаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны.

Судебная система Великобритании представляет собой иерархию судебных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Соединенного Королевства и Высших судов, действующих лишь на территории Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.

Высшими судебными органами, юрисдикция которых, распространяется на территорию всего государства, является:

2.Судебный Комитет Тайного совета при Монархе.

США является Президентской республикой, по форме государственного устройства - федерацией, в которой взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти, который является основой организации и взаимодействия центральных органов власти (принцип был, выдвинут прогрессивными юристами XVII – XVIII вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках).

Италия является Парламентской республикой. Её устройство регламентирует Конституция Италии, принятая в 1946 году. Новая конституция была принята 22 декабря 1947 года.

Парламент Италии является двухпалатным и состоит из Сената Республики и Палаты депутатов. Обе палаты полностью полноправны, в соответствии с Конституцией не проводится четкого разграничения их компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Верхняя палата – Сенат считается более сильной.\

Президент Италии назначается Парламентом на 7 лет. Полномочия Президента Италии являются классическими для главы государства Парламентской республики. Президент избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют по 3 делегата от каждой области (кроме 1 области). Выборы тайные и для избрания Президента необходимо получить 2/3 голосов, однако после 3-го тура достаточно абсолютного большинства. Должность Президента несовместима с другими должностями.

В общую судебную систему Италии входят наряду с судами общей юрисдикции – административная и военная юстиция.

Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами.

Бундестаг состоит из депутатов, избранных на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).

Федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению федерального Президента избирает федерального Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят федеральные министры, которые возглавляют обычно федеральные министерства.

Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат – Сенатов (8 судей). В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов.

Сложная система позволяет принимать решения с учетом как федеральных, так и местных интересов.

Пленарный зал бундестага

Пленарный зал бундестага

Германия - парламентская федеративная республика. На первый взгляд сложная и специфическая система взаимоотношений и взаимодействия различных органов власти и управления на федеральном и земельном уровне является взвешенной конструкцией, позволяющей принимать политические решения с учетом как федеральных, так и местных интересов.

Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу (Bundestag). Депутаты бундестага избираются в ходе прямого и тайного голосования сроком на четыре года.

контекст

Свободная демократическая партия Германии (СвДП) - либералы

Союз 90/"Зеленые"- детище внепарламентской оппозиции

Ее избиратели и сочувствующие зачастую являются выходцами из внепарламентских движений протеста.

Левая партия – новичок с амбициями

Самая молодая партия Германии была образована в результате объединения двух партий левого толка из Западной и Восточной Германии. Их успешное сотрудничество началось еще на выборах в бундестаг в 2005 году.

Блок ХДС/ХСС - блок умеренных консерваторов

Первоначально ХДС/ ХСС провозгласил себя "христианской народной партией", а затем заявил о своем преобразовании в надконфессиональную и межконфессиональную партию.

СДПГ - левая общенародная партия

История СДПГ начинается с мая 1863 года, когда в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз.

Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично слиты между собой. В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 процентов голосов избирателей по партийным спискам. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

Бундесрат

Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат состоит из представителей, назначаемых правительствами земель из своего состава. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от трех до шести.

В чем функции главы государства?

Главой государства является федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием (Bundesversammlung) на пятилетний срок. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена или если глава правительства утратил поддержку большинства в бундестаге. Именно такую процедуру применили в Германии в 2005 году, чтобы добиться досрочных выборов.

Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на представительский характер функций федерального президента, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если он избран из ее рядов.

Центральная исполнительная власть

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство (Bundesregierung). Возглавляет его федеральный канцлер (Bundeskanzler). Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики (Richtlinienkompetenz).

Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.

Земли и коммуны

Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица - Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.

Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантировано право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии - не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.

Сложная система позволяет принимать решения с учетом как федеральных, так и местных интересов.

Пленарный зал бундестага

Пленарный зал бундестага

Германия - парламентская федеративная республика. На первый взгляд сложная и специфическая система взаимоотношений и взаимодействия различных органов власти и управления на федеральном и земельном уровне является взвешенной конструкцией, позволяющей принимать политические решения с учетом как федеральных, так и местных интересов.

Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту - бундестагу (Bundestag). Депутаты бундестага избираются в ходе прямого и тайного голосования сроком на четыре года.

контекст

Свободная демократическая партия Германии (СвДП) - либералы

Союз 90/"Зеленые"- детище внепарламентской оппозиции

Ее избиратели и сочувствующие зачастую являются выходцами из внепарламентских движений протеста.

Левая партия – новичок с амбициями

Самая молодая партия Германии была образована в результате объединения двух партий левого толка из Западной и Восточной Германии. Их успешное сотрудничество началось еще на выборах в бундестаг в 2005 году.

Блок ХДС/ХСС - блок умеренных консерваторов

Первоначально ХДС/ ХСС провозгласил себя "христианской народной партией", а затем заявил о своем преобразовании в надконфессиональную и межконфессиональную партию.

СДПГ - левая общенародная партия

История СДПГ начинается с мая 1863 года, когда в Лейпциге был создан Всеобщий германский рабочий союз.

Половина депутатов избирается в избирательных округах по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам в каждой земле по пропорциональной системе. Именно второй голос избирателя формирует партийно-политическую структуру бундестага, а первый голос лишь корректирует персональный состав каждой фракции. Оба способа формирования парламента органично слиты между собой. В этом в частности состоит отличие от системы выборов в России, где мажоритарная и пропорциональная системы выдвижения и избрания депутатов отделены друг от друга и каждая из них формирует свою половину парламента.

В бундестаге могут быть представлены партии, набравшие на выборах не менее 5 процентов голосов избирателей по партийным спискам. Председатель бундестага официально считается вторым высшим должностным лицом в государстве после федерального президента.

Бундесрат

Принятые бундестагом законопроекты, требующие внесения изменений в Конституцию ФРГ и касающиеся взаимоотношений между федерацией и землями, а также затрагивающие интересы федеральных земель для вступления в силу, должны быть одобрены представительством федеральных земель - бундесратом. Бундесрат состоит из представителей, назначаемых правительствами земель из своего состава. Каждая федеральная земля располагает, в зависимости от численности населения, количеством голосов от трех до шести.

В чем функции главы государства?

Главой государства является федеральный президент, который избирается специально созываемым федеральным собранием (Bundesversammlung) на пятилетний срок. Один и тот же человек может быть избран президентом не более двух раз подряд. Федеральное собрание созывается председателем бундестага и состоит из депутатов бундестага и такого же числа членов, избираемых земельными парламентами. Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. Он даже может распустить парламент, если кандидатура канцлера не будет утверждена или если глава правительства утратил поддержку большинства в бундестаге. Именно такую процедуру применили в Германии в 2005 году, чтобы добиться досрочных выборов.

Президент назначает и увольняет министров - но только по представлению канцлера. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Прерогативой президента является право помилования осужденных преступников. Он стоит над партиями и их сиюминутными политическими интересами. Несмотря на представительский характер функций федерального президента, каждая из политических партий Германии считает своим большим успехом, если он избран из ее рядов.

Центральная исполнительная власть

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство (Bundesregierung). Возглавляет его федеральный канцлер (Bundeskanzler). Канцлер избирается на четырехлетний срок абсолютным большинством бундестага. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Основной Закон предусматривает прерогативное право канцлера принимать основополагающие решения по ряду вопросов внутренней и внешней политики (Richtlinienkompetenz).

Федеральные министры возглавляют соответствующие министерства. При министерствах могут создаваться специализированные федеральные ведомства. Специфика исполнительной власти в Германии заключается в том, что федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, не самостоятельно на всех уровнях госструктуры, а лишь через аналогичные органы исполнительной власти земель ФРГ и на местах. Исключения составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел.

Земли и коммуны

Федеративная Республика Германии состоит из 16 земель: Северный Рейн-Вестфалия (столица - Дюссельдорф), Бавария (Мюнхен), Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Нижняя Саксония (Ганновер), Гессен (Висбаден), Саксония (Дрезден), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Берлин (город на правах земли), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт), Бранденбург (Потсдам), Шлeзвиг-Гoльштeйн (Киль), Мекленбург-Передняя Померания (Шверин), Гамбург (город на правах земли), Саар (Саарбрюккен), Бремен (город на правах земли). Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент - ландтаг. Земли не являются суверенными государствами и не имеют права на отделение.

Земли ФРГ, будучи относительно самостоятельными субъектами федерации, автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. Как правило, во главе этих структур находятся избираемые парламентами премьер-министры земель, которые формируют земельные правительства. В пределах своей компетенции эти правительства формально полностью независимы от правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих общенациональных законов.

Федеральные земли подразделяются на общины, им гарантировано право коммунального самоуправления. Однако государственное устройство Германии - не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней. Муниципальные органы власти и управления подчинены земельным правительствам и решают вопросы, отнесенные к ведению самих земель.

Читайте также: