Кому принадлежит право выбора председателя конституционного суда россии

Обновлено: 20.05.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина С.Н. Шульгина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

Гражданин С.Н. Шульгин оспаривает конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Данное законоположение оспаривается во взаимосвязи с частями 1, 8 и 10 статьи 32 "Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" того же Кодекса.

Как следует из представленных материалов, заявитель - собственник однокомнатной квартиры общей площадью 23,7 кв. м, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, состоит (вместе с семьей - всего 5 человек) на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. При этом С.Н. Шульгин был исключен из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, так как орган местного самоуправления, в котором он состоит на жилищном учете, не является наймодателем данной квартиры.

Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, заявителю, его супруге, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, отказано в удовлетворении иска о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма (во внеочередном порядке).

Также решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, органу местного самоуправления отказано в удовлетворении искового заявления о прекращении права собственности С.Н. Шульгина на указанную квартиру путем выкупа для муниципальных нужд.

Принимая указанные постановления, суды исходили из того, что заявитель в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями статей 2 и 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" обладает правом выбора способа реализации жилищных прав; получению выкупной цены за изымаемое помещение С.Н. Шульгин предпочел предоставление в собственность другого благоустроенного помещения, которое должно быть равнозначным по площади изымаемому.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения в их взаимосвязи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (части 1 и 2) и 40, поскольку они исключают предоставление во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма (площадью не менее нормы предоставления с учетом количества членов семьи) малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае наличия у них в собственности квартир, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии жилищных прав, в том числе для собственников жилых помещений (статьи 35 и 40), вместе с тем не регламентирует порядок реализации данных конституционных прав, имеющих свои объективные особенности, обусловленные их правовой природой.

Соответствующее правовое регулирование в этой сфере общественных отношений осуществляется законодателем, в частности, посредством закрепления права граждан на получение жилого помещения взамен другого, которое они не могут использовать в связи с непригодностью для проживания или в силу аварийности/сноса дома, в котором такое помещение расположено (статья 32, пункт 1 части 2 статьи 57, статьи 86, 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения (Определение от 5 марта 2009 года N 376-О-П).

Порядок же предоставления жилых помещений, непосредственно связанный с правовыми основаниям такого предоставления, определяется нормами жилищного законодательства, регулирующими эти отношения.

Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими правовыми нормами, в том числе с частями 1, 8 и 10 статьи 32 названного Кодекса, направленными на защиту прав собственников жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не нарушает конституционных прав заявителя, который, согласно выводам судов, выбрал в качестве способа реализации своих жилищных прав в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд предоставление взамен него другого жилого помещения, которое должно быть равнозначным по площади изымаемому.

Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, непосредственно влияющих на выбор правовых норм, подлежащих применению в данном деле, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шульгина Сергея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный суд петербург медный всадник

Новая численность судей

Законом предусматривается, что Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Отмечается, что КС РФ может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. При этом принимать решения Конституционный Суд правомочен при участии в заседании не менее шести судей.

Судьи КС РФ, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки к Конституции РФ, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям. Норма о новой численности состава КС РФ начнет применяться с того момента, когда число судей составит 11 человек.

Новый порядок прекращения полномочий судей

Изменяется порядок прекращения полномочий судей КС РФ, включая Председателя суда и его заместителя, – он может осуществляться Советом Федерации по представлению Президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Совершенствование законотворчества

Конституционный Суд по запросу Президента будет проверять конституционность законопроектов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания Президентом. Кроме того, по запросу Президента Конституционный Суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона. Внесение в КС РФ такого запроса приостанавливает дальнейшую работу с этими актами (проектами).

Если Конституционный Суд не подтвердит конституционность закона или законопроекта, то документ не подлежит дальнейшему рассмотрению, принятию, подписанию и обнародованию, до исключения из него положений, признанных неконституционными.

Усиление защиты суверенитета

Законом предусматривается, что Конституционный Суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, предположительно противоречащем Конституции РФ. Правом обращения в КС РФ с таким запросом предлагается наделить Президента, Правительство, Верховный Суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В законе также закрепляется, что в случае возникновения спора КС РФ по запросу Президента, Правительства или Верховного Суда разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Защита прав граждан

Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность законов и иных актов, примененных в конкретном деле, — в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Согласно закону, правом на такое обращение в КС РФ обладают граждане, юридические лица, а также в их интересах — Уполномоченный по правам человека, общероссийские организации и иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом.

Новые правила для судей

Судья Конституционного Суда не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде либо уже изучается или принят к рассмотрению, до вынесения решения по данному вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме принятое КС решение.

Такой запрет распространится на высказывания в печатных изданиях, СМИ, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые, исходя из обстоятельств ее ведения, могут ее обнародовать.

Также судьям и другим лицам, присутствовавшим на заседании, где решался вопрос о принятии обращения к рассмотрению, или на закрытом совещании, запретят разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме.

Кряжкова Ольга

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Правовое положение судьи

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица

Депутатская неприкосновенность.

предусмотрена только в К РФ и распространяется только на лиц указанных в ней

распространяется на Сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы

Что признаётся предвыборной агитацией?

выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам)

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов

призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них)

Что входит в порядок отставки Правительства РФ?

отставка самостоятельно и Президентом

Изменение структуры Правительства.

структура остается прежней, изменяется если отправляют в отставку все Правительство

Какой орган вносит в повестку дня вопрос по подготовке ФЗ к рассмотрению?

Законодательный Совет государственной думы

Количество судей в Конституционном суде:

11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя

В состав какого МО входят сельские населенные пункты?

в состав сельских или городских поселений

Предельный возраст для судей Конституционного суда?

70 лет и для председателя предельный срок отсутствует

Какой суд не входит в судебную систему РФ?

Отметьте свойства Конституции РФ:

обладает высшей юридической силой

содержит правовые принципы

является базой для текущего законодательства

Федеральный Конституционный закон принимается:

Когда проводятся совместные заседания Федерального собрания?

когда заслушиваются послания Президента

Выберите положения, которые относятся к статусу "соотечественники"?

являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации

имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства

являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии

Что относится к полномочиям СФ и ГД?

возможность консультации при утверждении должности министров, которые назначает Президент

по представлению Президента назначать на должности председателей КС ВС

Требования к политическим партиям:

численность в политической партии сократилось до пятисот человек

Кто назначает председателя счетной палаты?

Совет Федерации по предложению Президента

Мажоритарная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе

Что является основанием для начала процедуры импичмента (отрешение от должности)?

измена Родине и совершение тяжких преступлений

Пропорциональная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов

Полномочия Президента в законодательном процессе:

право законодательной инициативы

право вносить законопроекты на рассмотрение Конституционный суд РФ

Какие виды избирательных систем применяются в РФ?

Кто входит к Государственный совет?

высшие должностные лица субъектов РФ - губернаторы

председатель Правительства и председатель Совета Федерации

руководитель Администрации президента

председатель Государственной думы

представители политических партий, имеющие фракции в ГД

представитель местного самоуправления

иные лица, по решению Президента

Для пересмотра Конституции требуется:

3/5 голосов ФС РФ, 2/3 голосов КС РФ (или более половины)

Порядок формирования Совета Федерации:

общее число его членов — 200, из которых 170 — представители субъектов России (по два представителя от каждого из 85 субъектов), а 30 — сенаторы, которые назначаются президентом Российской Федерации

Можно ли с помощью референдума пересмотреть Конституцию?

Конституция не предполагает проведения голосования, но авторы закрепили возможность проведения всенародного голосования именно в самом законе о поправках в Конституции

Какая из перечисленных функций не является функцией Конституции:

Какие права не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения?

право на жилище

право на достоинство

право на неприкосновенность частной, личной и семейной жизни

право на сбор информации

право на свободу совести и вероисповедания

право на занятие предпринимательской деятельностью

право на судебную защиту и юр. помощь

право на возмещение вреда от ППО

Кто назначает Прокуроров и их заместителей?

Президент, после консультации с Советом Федерации

Какие обязанности закреплены в Конституции РФ?

обязанность платить налоги

обязанность проходить гос. службу (долг по Защите Родины)

обязанность охранять природу

обязанность родителей и детей содержать друг друга

обязанность получить основное общее образование

Основания роспуска Государственной Думы?

все варианты верные

Санкции конституционно-правовой ответственности:

лишение права, определенного (субъективного) либо ограничение

ликвидация общественного объединения либо политической партии

отстранение от должности

роспуск законодательного органа либо отстранение от должности губернатора, главы МО

признание акта неконституционным

Какие органы исполнительной власти существуют в РФ?

агентства, службы и министерства

Досрочное прекращение полномочий депутатов:

применяется по одномандатным округам в мажоритарной системе (голосование называется - отзыв), и для того чтобы отозвать депутат, нужно что бы они совершили противоправное деяние, установленное решением суда

Что относится к полномочию КС РФ?

если нижестоящий пришел к выводу, что закон не соответствует - запрос в КС РФ, приостановить рассмотрение дела

Какое количество голосов необходимо для принятия 1) ФЗ и 2) ФКЗ?

1) 226 и более (больше 50%) 2) 300 и более (¾ в СФ РФ и 2/3 в ГД)

Какое полномочие Президент получил в законодательном процессе, после внесения поправок в Конституцию?

отправлять законопроекты в КС РФ до подписания

Формы парламентского контроля:

рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

проведение палатами мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений

рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним

заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов

направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы

заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации

осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению

направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций

приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации

проведение парламентских слушаний

проведение парламентских расследований

В какие годы осуществлялись поправки в Конституцию?

1. 2008 2. 2014 3. 2020

Срок полномочий Президента:

не более 2 сроков[a] по 6 лет, исключения – ранее занимавшие или занимающие должность президента

Отличие между парламентским часом и парламентскими слушаниями:

Правительственный час – это ответы на вопрос депутатов Гос. Думы или советов Федерации раз в неделю не меньше 2 раз в месяц, а Парламентские слушания проходят еще реже, по инициативе отраслевого комитета, обсуждают законопроекты и тд, в здании ГД или СФ

Верно ли утверждение:
Пленум ВС РФ – не судебный прецедент в чистом виде, но его аналог, поскольку собирая практику вынесения решения Верховный суд формирует позицию, которой должны придерживаться нижестоящие суды.

Виды актов, которые издает правительство:

Постановления - нормативный характер, распоряжения не нормативный

Типы конституционной ответственности:

негативная, позитивная и политическая

Чем отличаются беженцы от вынужденных переселенцев?

Беженец всегда иностранец, который вынужден покинуть место своего пребывания, по признаку расы политической, взглядов

Верно ли утверждение:
Вынужденный переселенец – иностранный или гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Субъекты, которые могут обращаться с жалобой в КС РФ:

все перечисленные варианты

Право назначить референдум в РФ принадлежит Президенту и Федеральному собранию:

частично верно - только Президенту

Городской округ.

это МО, которое не входит в состав мун. округа, мун. района, он входит в состав S.

Читайте также: