Когда был принят первый закон о конституционном суде рсфср

Обновлено: 14.05.2024

Кряжкова Ольга

Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

Напомню, что новой редакцией Конституции:

  • уменьшено общее число судей КС (до 11);
  • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
  • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
  • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

Устройство КС

Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

Правовое положение судьи

Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

Процедуры конституционного судопроизводства

В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

Конкретизация компетенции КС

Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

12 июля 1991 года законом РСФСР был создан республиканский Конституционный суд

На страже норм Основного закона

Драматичное рождение

Идея создания специализированного органа — Комитета конституционного надзора СССР (ККН), который нёс ответственность за соблюдение Основного закона страны, принадлежит Михаилу Горбачёву. Она была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР внесли изменения и дополнения. Так, в частности, они устанавливали, что комитет будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов, в его состав войдут представители от каждой из 15 союзных республик, а избираться комитет будет Съездом народных депутатов СССР.

Первое же упоминание непосредственно о Конституционном суде появилось в Конституции РСФСР 15 декабря 1990 года. В поправке, которая была одобрена Вторым съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Закон приняли не сразу, а только 12 июля 1991 года, в конце октября 1991 года по представлению вновь избранного председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного суда.


Конституционный суд признал этот указ не соответствующим Конституции и указал на то, что президент, подписав документ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким стало о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил её вне закона. В рамках этого же дела Конституционный суд проверял конституционность самих партий — КПСС и КП РСФСР. Многие исследователи считают, что это дело оказалось самым недооценённым и непонятым. Конституционный суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Также судьи указали на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение в организацию людей с теми или иными убеждениями.

И наконец, решением, повлекшим за собой самые драматические последствия, было то, которым Конституционный суд признал противоречащим Конституции Указ Президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов. 7 октября 1993 года президент Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда. А 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ, статья 125 которой заложила новые правовые основы деятельности Конституционного суда. Располагается он в Санкт-Петербурге.

Чем занимается Конституционный суд?


В функции суда входит проверка соответствия Конституции РФ федеральных законов, конституций и уставов регионов, договоров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также международных договоров РФ (ещё не вступивших в силу).

Помимо этого, судьи Конституционного суда, которых всего 19, занимаются разрешением споров о компетенции между различными органами государственной власти и регионами, толкуют действующую Конституцию по запросу президента, Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и органов законодательной власти регионов. Также КС принимает участие в процедуре отрешения от должности президента - импичменте.

Судьёй Конституционного суда может быть назначен гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Решение Конституционного суда — нормативный акт прямого действия, который стоит выше любого федерального закона и не подлежит обжалованию.

За время своего существования Конституционный суд принял несколько тысяч постановлений и определений. Подавляющее большинство этих документов было вынесено по жалобам граждан и организаций. Реже — по запросам судов, и совсем редко - по запросам депутатов Госдумы и региональных парламентов.

Интересно, что Конституционный суд иногда фактически вводит новые нормы права. Например, в Постановлении от 17 февраля 2015 года КС прописал, что не допускается проведение повторной прокурорской проверки в отношении некоммерческой организации по тем же фактам, что были в первоначальной проверке.


Важно, что решение Конституционного суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Если на ранее проверенную норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд отказывается принимать их к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление.

Решение Конституционного суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Принятие судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на её заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного суда РФ.

Когда россияне познакомились с Конституцией РФ?

  • 38% — во время обучения в вузе;
  • 30% — во время учёбы в школе;
  • 23% — по собственной инициативе;
  • 15% — по работе.

Какие нормы Конституции россияне считают самыми важными?

  • 49% — право на охрану здоровья;
  • 45% — право на образование;
  • 40% — право на труд.

(ВЦИОМ, ноябрь-декабрь 2018)

Павел Крашенинников

Павел Крашенинников Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Напомню, что в СССР с 1990 по 1991 год функционировал орган конституционного надзора СССР, созданный Верховным советом. Возглавлял комитет член-корреспондент Академии наук СССР, доктор юридических наук, профессор Сергей Алексеев. Затем в 1991 году был создан Конституционный суд РСФСР. То есть общественный запрос и правовые предпосылки для конституционного правосудия существовали.

Затем в стране произошли изменения, и в Конституции РФ 1993 года было уже записано, что необходимо создать Конституционный суд Российской Федерации — орган, который должен следить за соответствием всех нормативных актов Основному закону. Для меня точкой отсчёта работы российского Конституционного суда является именно упоминание о нём в Конституции, а даже не закон 1994 года об учреждении суда или его первое заседание. Считаю, что за 25 лет Конституционный суд пережил большую эволюцию и сейчас у него постоянная ниша, налажена основательная работа.

Что касается конституционных (уставных) судов в регионах, которых осталось менее двух десятков, то нужно понимать, что они не находятся в системе Конституционного суда РФ, при этом они должны проверять местные акты на соответствие региональному Уставу или Конституции.

Почему в некоторых регионах уставные суды отменили? Потому что дел не очень много, и, бывает, что они начинают заниматься не своими вопросами. Например, рассматривать дела об экономических спорах. Тут вопрос — оставлять ли у себя конституционный (уставной) суд или нет, каждый регион решает сам, в зависимости от правовой или политической необходимости.

В целом наш и мировой опыт говорит о том, что Конституционный суд — значимый для страны орган, он следит за тем, чтобы все нормативные акты, которые выпускаются в стране, соответствовали Конституции.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель Совфеда в Конституционном суде РФ Андрей Клишас:

— Эффективность деятельности Конституционного суда подтверждается тем фактом, что граждане весьма часто обращаются за защитой своих прав в высший орган конституционного контроля.

Высокий авторитет Конституционного суда способствует реализации гарантий законности и верховенства права в российской правовой действительности.

Сохранение достигнутого уровня гарантированности конституционных прав является важным направлением дальнейших преобразований. Наравне с этим актуальное значение приобретают вопросы, связанные с сохранением национальной конституционной идентичности. Известные решения Конституционного суда подтверждают его приверженность обозначенным приоритетам, а также важность создания законодателем условий для защиты и охраны конституционных ценностей.

Читайте также: