Классификация конституционных принципов судебной власти

Обновлено: 05.05.2024

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в Конституции РФ. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно в уголовном процессе, где особенно важна защита прав личности. К числу общих конституционных принципов относятся:

1) осуществление правосудия только судом. Никакой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия;

2) независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения;

3) свобода доступа к суду и равенство всех перед законом и судом. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине неподведомственности или неподсудности);

4) коллективное отправление правосудия. Единолично судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения;

5) язык судопроизводства. По общему правилу языком судопроизводства является государственный язык Российской Федерации - русский. Ведение судебного процесса в судах общей юрисдикции возможно на государственном языке республики в составе РФ. Судопроизводство должно осуществляться на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика;

6) состязательность и равноправие сторон;

7) гласность и участие граждан в осуществлении правосудия;

8) обязательность судебного решения и возможность его обжалования и пересмотра;

9) ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным решением, неправильным осуществлением правосудия.

К сфере регулирования конституционного права относятся не все отношения, опосредующие деятельность судебных органов, а только основные принципы организации судебной власти, закрепленные в конституционном законодательстве.

Таким образом, судебная власть представляет собой конституционно отграниченную от функций других ветвей государственной власти, но в то же время взаимодействующую с ними деятельность государства в лице его судебных органов и судей по осуществлению правосудия, конституционного контроля, разрешению правовых конфликтов среди участников общественных отношений.

2. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме Конституции РФ и ФКЗ.

Судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, объединенных единством задач и принципов судебной власти, построенная с учетом территориального устройства государства.

Судебная система является единой на основании:

- установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- единого применения всеми судами Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России, федеральных законов, а также конституций (уставов) и законов субъектов РФ;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), Верховный Суд РФ (ст. 126 Конституции РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Все они относятся к федеральным судам.

В 2014 году существенно трансформирована система высших судов. По инициативе Президента РФ федеральным парламентом принят и одобрен законодателями регионов Закон РФ о поправке к Конституции РФ, предусматривающий фактически упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и его включение в расширенную структуру Верховного Суда России . Кроме того, приняты ФКЗ о внесении изменений в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ФКЗ "О Верховном Суде РФ", определяющий Верховный Суд РФ в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным подсудным ему делам. Верховный Суд РФ теперь осуществляет судебный надзор над деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, выведен из системы судов общей юрисдикции, занимая обособленный статус в судебной системе РФ .

См.: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. о Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ // Российская газета. 07.02.2014.

См.: ФКЗ от 5 февраля 2014 г. "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и ФКЗ от 5 февраля 2014 г. "О Верховном Суде Российской Федерации" // Российская газета. 07.02.2014.

Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" (ст. 4) относит к судам субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; районные (городские, межрайонные) суды; мировые судьи. К судам общей юрисдикции относятся также военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г.

В систему судов общей юрисдикции входят и мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве первой инстанции. Их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г.

Система арбитражных судов включает :

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные апелляционные суды;

- арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные суды.

Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г.

Третьей ветвью судебной системы является конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ", который является единственным судебным учреждением, компетентным решать вопросы, обозначенные в ст. 125 Конституции РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые в отличие от вышеуказанных судов не составляют иерархичной системы с федеральным конституционным судом, имея каждый собственную компетенцию и предмет обращений.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

1) суды первой инстанции, непосредственно исследующие доказательства в судебном заседании, рассматривающие дела по существу и именем государства выносящие решение по делу;

2) апелляционные инстанции - суды, рассматривающие в апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления судов первой инстанции;

3) кассационные инстанции - суды, рассматривающие в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций;

4) надзорные инстанции - суды, рассматривающие в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Помимо судов в России функционируют органы судейского сообщества (Всероссийский Съезд судей, Совет судей).

Построение единой судебной системы способствует усилению судебной власти, более эффективному правосудию. Однако разделение судебной системы на два уровня - федеральный и региональный - порождает ряд проблем, связанных по большей части с формированием и функционированием судов субъектов Российской Федерации.

3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ

Особое место в обеспечении действия конституции и ее правовой защиты занимает конституционный контроль.

С учетом различных подходов определим конституционный контроль как урегулированную конституционно-правовыми нормами деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленную на обеспечение соответствия федеральной Конституции всех нормативных правовых актов, действующих в пределах России, и соблюдение прав и свобод личности.

В механизме правовой защиты Конституции классификация видов конституционного контроля может быть проведена по различным основаниям, о чем отмечалось выше (лекция 2).

Главным органом, осуществляющим конституционный контроль в России, является Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Состав, структура, организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. По решению Конституционного Суда РФ они могут досрочно освобождаться от должности.

Конституционный Суд РФ является постоянно действующим органом и вправе осуществлять свои полномочия при наличии в его составе не менее 2/3 от общего числа судей.

До недавнего времени Конституционный Суд РФ состоял из двух палат, включающих соответственно десять и девять судей, рассматривал дела только в порядке устного судопроизводства. Однако в действующем законодательстве разрешение дел в заседаниях палат упразднено, все решения Суд теперь принимает в пленарных заседаниях. Законодатель также установил новый порядок разрешения дел - без проведения слушаний. И еще один интересный момент. Законодатель теперь иначе трактует принцип непрерывности. Конституционный Суд может начинать рассмотрение нового дела до провозглашения решения по ранее начатому делу. Такие преобразования получили во многом обоснованно критическую оценку среди ученых .

См.: Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 1. С. 3 - 8; Саликов М.С. Новеллы конституционного судебного процесса // Российский юридический журнал. 2011. N 4. С. 4 - 10.

Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает его аппарат, включающий секретариат Конституционного Суда РФ. Секретариат Конституционного Суда включает управления, прежде всего управления по отраслям законодательства, отделы, пресс-службу, архив. Секретариат состоит из юристов-профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала (операторы ЭВМ, стенографистки, делопроизводители и т.д.).

Самостоятельными подразделениями аппарата являются секретариаты Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, аппараты конституционных судей, управление делами, отдел кадров, иные подразделения. В структуру Конституционного Суда входят пресс-служба и научно-аналитический центр, который действует под непосредственным руководством Председателя Суда и занимается подготовкой рекомендаций, научных исследований, обобщением практики в сфере конституционного правосудия.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционные основы (принци­пы) правосудия — это закрепленные в Конституции и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.

Сущность данных принципов заключается в следу­ющем:

1) это обусловленные характером самого общества идейные основы права и правосудия. Исторически они возникают в общественном сознании народа, в научных теориях и идеях, а принципами права и правосудия становятся тогда, когда воспринимаются государством и закрепляются в праве как общеобязательные положе­ния. Принципы как идейные основы формируются на базе идеологического многообразия и исторического опыта народа;

2) это политические основы права и правосудия, так как право само является политической категорией, поскольку затрагивает интересы значительного числа людей. Потребности общественного развития прелом­ляются через политическую, т. е. государственную волю, сформулированную в законах. Законы, а, следовательно, и правовые принципы, устанавливает государство (по­литическая организация общества), они выражают волю и интересы народа, классов, партий, политических дви­жений. Как политические основы принципы формируются, опираясь на политическое многообразие и много­партийность;

3) это нормы права (общеобязательные правила), но не обычные, а руководящие, они не только сами непосредственно регулируют общественные отношения, но и направляют развитие права данного государства;

их влияние выходит далеко за пределы законодатель­ных формулировок. Как нормы права принципы форми­руются с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;

4) как идейно-политические основы права и правосу­дия принципы концентрированно выражают в правовом государстве демократизм права, суда и правосудия, почему они и называются демократическими основами суда;

5) являются выражением специфики судебной влас­ти в отличие от власти законодательной и исполнитель­ной, а также национальных особенностей российской правовой и судебной систем.

Принципы правосудия в нормах судоустройства и про­цессуального права могут быть закреплены в виде фор­мулировок конкретных статей законов.

Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.

В законодательстве закреплена целая система прин­ципов правосудия. Принято подразделять принципы на кон­ституционные, т. е. сформулированные непосредственно в Конституции, и те, которые прямо в Конституции не закреплены, но вытекают из ее положений.

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

– законности (при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой);

– осуществления правосудия только судом (правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие);

– независимости судей (Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость);




– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства);

– обеспечения права на судебную защиту (Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод);

– участия граждан в осуществлении правосудия (Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели);

– гласности (открытости судебного разбирательства) правосудия (согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.Гласность судебного разбирательства – важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей);

– защиты законных интересов личности (Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного);

– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде ( провозглашен Конституцией ст. 123. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.Идея состязательности присуща также гражданскому процессу и арбитражному процессу);

– родного (национального) языка судопроизводства (судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в РФ. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, есть право бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом. Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет).

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 6, с. 102-104

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

© 2015 г. Владимир Сергеевич Киселёв1

Аннотация: статья посвящена классификации принципов организации и функционирования судебной власти. Автор приводит позиции ученых, исследовавших вопрос классификации конституционных принципов правосудия. В статье отражены разные подходы российских ученых относительно тех фундаментальных принципов, на которых строится современная система судебной власти в Российской Федерации, приведены различные подходы к их классификации.

Annotation: article is devoted to the classification of the principles of organization and functioning of the judiciary. The author gives the position of the researchers examined the issue of classification of the constitutional principles of justice. This article reflects the different approaches of Russian scientists on the fundamental principles on which the modern system of judicial power in the Russian Federation are the different approaches to their classification.

Ключевые слова: судебная власть, принципы судебной власти, классификация принципов, система принципов правосудия, конституционные принципы, функционирование судебной системы, организация судов, принцип компетентности, принцип доступности правосудия, судоустройство.

Key words: judiciary, principles of the judiciary, classification of principles, system of principles of justice, constitutional principles, functioning of the judicial system, organization of courts, the principle of competence, the principle of access to justice, judicature.

В современной юридической литературе под конституционными принципами организации и функционирования судебной власти понимаются ее основополагающие начала, исходные нормативные положения и ключевые идеи права. Основные идеи призваны определить и выделить важнейшие направления развития отечественного законодательства в сфере организации и деятельности судебной ветви власти.

Первоочередная цель таких принципов - реализация полного, самостоятельного и исправного функционирования судебной системы.

Принципы правосудия обусловлены не только практикой и совершенствованием правосудия в России, но и международным нормотворчеством. В числе источников, определяющих современную систему правосудия, нельзя не отметить правовые акты, нормы и принципы международного права, которые оказали несомненное влияние на становление судебной системы в Российской Федерации. Конституционное регулирование данной сферы государственной деятельности осуществляется в соответствии со ст. 171 Конституции РФ, с общепризнанными нормами и принципами, закрепленными в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) (Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-УШ)2, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.3, Декла-

2 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

3 См.: Лукайдес Л.Г. Справедливое судебное разбирательство. Комментарий к п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Росс. юстиция. 2004. № 2.

рации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.4

Принятие данных документов стало важным этапом в реализации идей правового государства, формирующих новую роль судебной системы в процессе расширения функций судебной власти, укрепления гарантий законности и правопорядка, усиления правовой защищенности каждого гражданина и общества.

В современной научной литературе нет однозначного единства мнений относительно порядка классификации принципов правосудия5.

При характеристике конституционно-правовых принципов, на которых строится судебная система, в основном выделяются две группы принципов: судоустройства и судопроизводства. В научной литературе существуют и иные подходы приведенной классификации. Так, например, Е.Б. Абросимова разделяет принципы судебной власти на институциональные и динамические, относя к первым универсальность правосудия, независимость суда, запрет на создание чрезвычайных судов и трибуналов, а также принцип участия народа в отправлении правосудия, остальные принципы характеризуют осуществление судебной деятельности и относятся к динамическим6.

4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 52. Ст. 1865.

5 Так, например, В.И. Анишина верно отмечает объективный характер принципов, их обусловленность предшествующим опытом осуществления правосудия, динамизм в их развитии, а также то, что в современной системе права нет единого исчерпывающего перечня принципов организации и деятельности судебной власти (см.: Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие, сущность и система // Мировой судья. 2006. № 4).

6 См.: Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации:

система и принципы. М., 2002. С. 51.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ

Несколько иной порядок классификации принципов судебной системы обоснован В.И. Анишиной, которая предлагает классифицировать принципы судебной власти по критерию их относимости к различным элементам государственности (общие) или только к судебной власти (специальные).

К общим принципам отнесены принципы:

самостоятельности ветвей власти;

конституционности и законности;

признания человека, его прав и свобод высшей ценностью;

равенства всех перед законом и судом; демократизма; единства и федерализма; публичности;

независимости и неприкосновенности; транспарентности; национального языка; участия народа в осуществлении власти; финансирования из федерального бюджета. К числу специальных принципов относятся: осуществление правосудия только судом; гласность;

устность и непосредственность процесса; несменяемость судей; состязательность судопроизводства'.

Считаем весьма точным мнение С.В. Баранова о том, что в классификации принципов судебной власти в юридической литературе имеет место различие в подходах со стороны ученых, исследующих судебную власть с позиции науки конституционного права и отраслевого процессуального законодательства8.

Так, например, Л.Л. Безуглов и С.Л. Солдатов относят к принципам правосудия:

осуществление правосудия только судом;

независимость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

состязательность и равноправие сторон;

гласность судебного процесса;

участие граждан в осуществлении правосудия9.

Ю.К. Орлова и В.И. Швецов полагают, что система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:

осуществление правосудия только судом;

7 См.: Анишина В.И. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти. Дисс. . доктора юрид. наук. М., 2006.

8 См.: Баранов С.В. Доступность суда как условие реализации конституционного права на судебную защиту в Российской Федерации. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2011.

9 См.: БезугловЛ.Л., Солдатов С.Л. Конституционное право России. Учеб. для вузов. В 3-х т. Т. 3. М., 2001. С. 50.

осуществление правосудия в точном соответствии с законом;

право граждан на судебную защиту;

равенство граждан перед судом и законом;

независимость судей и подчинение их только закону;

коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия;

участие в осуществлении правосудия представителей народа;

открытое разбирательство дел во всех судах;

национальный язык судоустройства;

равенство сторон и состязательность процесса;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

В то же время схожую классификацию представляют в своих трудах Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, которые выделяют следующие конституционные принципы правосудия:

осуществление правосудия только судом;

независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

открытое разбирательство дел в судах;

осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;

финансирование судов из федерального бюджета11.

Существенным отличием данной классификации от приведенной выше является выделение такого принципа, как финансирование судов из федерального бюджета, что верно. Данный принцип прямо связан с принципом независимости судей и, по нашему мнению, крайне важен в организации и функционировании судебной системы.

Схожего подхода к классификации системы конституционных принципов судебной власти придерживается и Л.В. Зиновьев12.

А.Е. Козлов также полагает, что конституционные принципы, регулирующие судебную систему, можно разделить на три типа:

1) принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности и судебной власти (ст. 46-54 Конституции РФ);

2) принципы организации судебной системы (осуществление правосудия только судом в соответствии с законом; единство судебной системы; сочетание профессиональных и непрофессиональных начал в осуществлении правосудия);

3) принципы функционирования судебной системы (независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; гласность судопроизводства; состязательность и равноправие сторон в процессе)13.

10 См.: Орлова Ю.К., Швецов В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 43.

11 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 473-481.

По классификации, указанной М.Р. Гумбой, к конституционным принципам судебной власти относятся:

судебная защита прав человека;

равенство граждан перед судом и законом;

осуществление правосудия только судом;

осуществление правосудия в точном соответствии с за-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


Что такое принципы судебной власти? Чтобы это понять, необходимо изучить представленный материал.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, есть судебная власть. Суд является органом, который осуществляет правосудие. Выполняется оно в форме рассмотрения и решения административных, уголовных, гражданских и многих других дел. И все это в строго установленном процессуальном порядке. Суд занимает особое положение в системе российского государственного механизма. Учреждается в порядке, не только установленным Федеральным законодательством, но и Конституцией России. Он является самостоятельным и независимым от других органов.

Ветви власти

Так как Российская Федерация является правовым государством, существует принцип разделения властей:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Конституционные принципы судебной власти

Власть именно законодательная является верховной. Так как она предназначена для отражения суверенитета и воли общества. В данную власть входит две палаты:

  1. Совет Федерации. Она состоит из представителей от субъектов России. В обязанности входит утверждения измененных границ между различными субъектами РФ, назначение на должности судей Верховного и Конституционного судов, Генерального прокурора, а также его заместителей.
  2. Государственная дума. Ее полномочия заключаются в объявлении амнистии, назначении на должность Представителя Центробанка, а также принятие федеральных законов.

Исполнительная ветвь власти – это Правительство Российской Федерации. В его работу входит разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, управление государственной собственностью. Ко всему прочему на плечи Правительства возлагается правильное обеспечение проведения:

  • кредитной;
  • денежной;
  • экологической;
  • финансовой;
  • образовательной;
  • культурной;
  • научной политики.

Принципы органов судебной власти

Вопросы внешней и внутренней обороны государства также входят в обязанности исполнительной власти. Судебная власть выступает в государстве как гарант защиты нарушенных прав. Справедливость и адекватность в наказании всех виновных является лозунгом судопроизводства. В Конституции указываются все важные положения, которые касаются статуса судей. Они являются независимые, несменяемые и имеют статус неприкосновенности. Основной закон также говорит о том, что принципами судебной власти являются состязательность и равенство сторона. Также к ним причисляется открытость.

Конституционные принципы судебной власти

К основным относятся:

Принципы судебной власти в РФ (Российской Федерации) закреплены в Конституции. Их необходимо соблюдать.

Особые принципы

Принципы судебной власти в РФ

Каждый гражданин имеет право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. Они и будут решать, виновен ли обвиняемый или нет. Также к числу особых принципов относятся:

  • право на бесплатную юридическую помощь;
  • право пользоваться помощью адвоката с момента ареста или задержания;
  • никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление.

Принципы организации судебной власти построены так, чтобы не ущемлять права граждан. Они относятся не только к уголовному процессу, но и к гражданским делам.

Общие принципы

Принципы делятся на две группы. Первая - общие, вторая - особые или специальные. Принципы деятельности судебной власти закреплены не только в Конституции РФ, но и в отраслевом процессуальном законодательстве, а также во Всеобщей декларации прав человека. К общим относятся:

  1. Конституционности и законности.
  2. Принцип самостоятельности и независимости.
  3. Государственного финансирования.
  4. Принцип федерализма.
  5. Единство.

Принципы организации судебной власти

Принципы судебной власти являются основополагающим началом. Которые закреплены в нормах права, где базируется и функционирует соответствующая ветвь. Благодаря этому определяется не только сущности, но и назначение судебной власти.

Органы судебной власти

Судебная власть является совокупностью органов, которые образуют судебную систему. Она была установлена Конституцией и ФЗ от 31.12.1996 г. Принципы органов судебной власти заключаются в недопустимости создания чрезвычайных судов, единстве системы, осуществление делопроизводства посредством гражданского, конституционного, уголовного и административного права.

В Российской Федерации действуют федеральные, конституционные и мировые суды. К федеральным относится: Конституционный суд, Верховный Суд, областные, краевые, районные, военные и специализированные суды. К судам субъектов Российской Федерации относятся: мировые судьи, общей юрисдикции конституционны (уставные) суды. Все это прописано в Конституции и ФКЗ РФ.

Принцип разделения властей законодательная исполнительная

Принципы органов судебной власти заключаются в недопустимости создания чрезвычайных судов, единстве судебной системы, осуществление судвласти посредством гражданского, конституционного, уголовного и административного судопроизводства.

Разделение власти

Еще одна важная для понимания материала тема. Не многим ранее мы рассмотрели в статье принципы разделение властей. Судебная власть является верховной ветвью, она выполняет функции конституционного контроля. Этот механизм представляет собой охрану нормативных актов. Характерным признаком является независимость и самостоятельность. Органы осуществляют свои полномочия только при исполнении процедурных и процессуальных норм. Не многим ранее мы рассмотрели в нашей статье принципы власти. Другие же ветви власти (исполнительная и законодательная) больше относятся к государственному строю. Характеристика ветвей власти содержит в себя положения:

  • закреплены в основном законе;
  • власти предоставлены разным органом (одно лицо не может осуществлять полномочия одновременно нескольких видов управления);
  • три вида управления равны и автономны.

Правосудие

Одним из главных принципов судебной власти является правосудие. Но и оно отличается рядом специфических признаков, которые важны для судвласти. Осуществляется только от имени государства (специальными государственными органами). Рассматривая дело исключительно в судебных заседаниях. Рассматривает и разрешает различные социальные конфликты, которые напрямую связаны с предполагаемыми нарушениями норм права.

Принципы деятельности судебной власти

Правосудие строится в основном на демократических принципах, которые отражают сущность правового государства. Когда правосудие осуществляется только судом – это дает стопроцентные гарантии, что права и законные интересы граждан будут рассмотрены верно.

Ветви судебной власти

Стоит отметить тот факт, что система является единой и неделимой, но условно ее можно разделить на:

  1. Конституционное правосудие.
  2. Общее правосудие.
  3. Арбитражное правосудие.

К Конституционному правосудию относится деятельность судебных органов, по рассмотрению таких дел, предметом которых является государственно-правовой вопрос. Связанные напрямую с верховенством Конституции, а также ее реализации. Общие правосудие – это вид правоприменительной и правоохранительной государственной деятельностью. В результате которого проявляется судвласть. Арбитражное правосудие – это деятельность арбитражных судов по разрешению дела, которые отнесены к их компетенции, связанных напрямую с процессуальным законодательством.

Второстепенные принципы

Для судебной власти это:

  1. Соблюдение прав и свобод не только гражданина России, но и человека, не имеющего гражданства.
  2. Принцип обязательности судебных решений. Это значит, что по каждому судебному разбирательству должно следовать решение.
  3. Принцип государственного (национального) языка в суде.
  4. Свидетельский иммунитет.
  5. Диспозитивность судопроизводства.
  6. Принцип участия гражданина в отправлении правосудия.
  7. Защита и неприкосновенность частой жизни, а также жилища, семейной и личной тайны.
  8. Обеспечение потерпевшим права на доступ к правосудию, а также возмещение причиненного вреда.
  9. Принцип недопустимости к использованию тех доказательств, которые были получены в результате нарушения действующего закона.
  10. Обжалование решений или действий государственных органов. Также граждане имеют подавать заявление на пересмотр приговора. Только этим делом уже будет заниматься вышестоящий суд.

Итоги

Судебная власть

Исходя из всего вышесказанного, хочется еще раз отметить тот факт, что принципы судебной власти образуют единую систему правосудия. Они направлены только на установление истины. Судвласть очень сильно отличается от других ветвей, но все равно взаимодействует с ними. Суд выступает в роли гаранта равновесия между ветвями власти. Другими словами, является неким посредником. Но ее принципы тесно связаны с правами и интересами граждан. Поэтому в Конституции Российской Федерации они также прописываются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть занимает обособленное место в системе государственной власти и согласно принципу разделения властей является независимой от других ветвей и обладает признаком самостоятельности. На основании этого положения никто не может оказывать давление на судебную власть и ее представителей, в своей деятельности судьи должны подчиняться только закону и предусмотренным им основополагающим началам – принципам судебной власти.

Принципы определяют порядок формирования и функционирования судебной власти и порядок реализации ее органами установленных законодательством полномочий. К фундаментальным основам судебной системы относятся следующие принципы: демократичности судебной власти, законности, подчинения Конституции РФ, открытости, гуманизма, гласности, соблюдения прав человека и гражданина.

По нашему мнению, каждая из указанных основ имеет существенное влияние на становление судебной власти, однако, различными авторами каждая из них может обрамляться в иную форму и представляться с различным содержанием. Более того, с развитием современной судебной системы отдельные принципы стали толковаться по-новому, а также появились современные (новые) фундаментальные начала, на которых должна базировать судебная власть. В связи с этим, считаем необходимым раскрыть каждый из указанных принципов и определить их правильную сущность.

Наиболее значимыми и нерушимыми являются принципы судебной власти, закрепленные в основополагающем законе – Конституции РФ [2]. Исходя из анализа Конституции РФ, к конституционным принципам правосудия относятся:

- принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ и выделивший судебную власть в отдельную, самостоятельную и независимую ветвь власти;

- принцип законности, заключается в подчинении, в частности, судебной власти Конституции РФ, имеющей прямое действие, распространяющееся на всю территорию Российской Федерации, и имеющей высшую юридическую силу (ст. 15 Конституции РФ), а также другим нормативно-правовым актам, принятым в установленном законом порядке;

- равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Данный принцип отражает порядок функционирования судебной власти, определяет беспристрастность судей по отношению к гражданам и обуславливает основную задачу судебной системы – защиту прав и законных интересов граждан;

- принцип судебной защиты нарушенных прав (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Это первооснова предоставляет каждому гражданину возможность защиты и восстановления своих нарушенных прав посредством обращения в судебные органы в соответствии с правилами подсудности и подведомственности.

- осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

Данный принцип заключается в возможности отправления правосудия исключительно посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного производства, порядок отправления которого регулируется только Конституцией РФ и Федеральным конституционны законом, а также в недопустимости создания чрезвычайных судов.

- несменяемости судей (ст. 121 Конституции РФ)

Несменяемость судей предполагает нерушимость полномочий судьи на период действия его полномочий и тесно связывается с принципом бессрочности осуществления своих полномочий судьями. Так, исходя из данной основы, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в установленном федеральным законом порядке. При этом, исходя из мнения Конституционного Суда РФ, которое он высказал в одном из своих определений, даже бессрочность занятия должности судьями не закрепляет за ним право пожизненного пребывания на своей должности и ограничивается установленными законом сроками пенсионного возраста, являющимися предпосылкой для отставки.

- неприкосновенности судей (ст. 121 Конституции РФ)

Данный принцип состоит из нескольких нерушимых прав судьи: неприкосновенности его личности, занимаемых им служебных и жилых помещений, транспортных средств, багажа, документов, иного имущества, тайны переписок и телефонных разговоров. Неприкосновенность судей находит свое отражение и в недопустимости привлечения их к ответственности за принятое решение или высказанное при осуществлении судейских полномочий мнение, если виновность в данном деянии не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Более того, статус судьи гарантирует усложнённый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого, особый порядок привлечения к административной ответственности и избрания мер пресечения. [4]

К числу конституционных принципов некоторые современные ученые также относят принцип транспарантной (прозрачности) судебной власти, сочетающий в себе признаки гласности, публичности и открытости, рассматривая их как синонимы. Выделение данного фундаментального начала было обусловлено спецификой организации судебной власти в целом, вызывающей определенные проблемы при реализации открытости правосудия и доступности информации об отдельных судебных процессах, принятых решениях и т.п. [1, С. 21].

Список литературы:

1. Анишина В.И. Принцип гласности, открытости и транспарентности судебной власти: проблемы теории и практики реализации // Мировой судья. – 2006. - №11. – С. 21

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: