Кассационный суд франции это

Обновлено: 07.05.2024

Организация судебной власти во Франции характеризуется чётким разграничением полномочий административной юстиции и судов по гражданским и уголовным делам.

Специфика французского суда, в сравнении с британским или американским, объясняется своеобразием политической эволюции данной страны. Местная судебная система развивалась столь же прерывисто, как и другие институты публичной власти. Несмотря на многочисленные преобразования, нередко радикальные, местные учреждения юстиции постепенно приобрели ряд черт, часть которых со временем стала иметь статус традиционных.

Первой особенностью судебной системы Франции является разделение судебных органов. Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды. С 1958 года действует Конституционный совет, исполняющий, народу с другими обязанностями, функции Конституционного суда. Другая особенность заключается в кодифицированности законодательства. В создании системы кодексов выдающуюся роль сыграл Наполеон I. Некоторые из них действуют и сейчас. Наиболее известным из наполеоновских кодексов стал гражданский. Третья черта французской юстиции — существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. Так, прокурор республики состоит при суде (трибунале) большой инстанции, генеральные прокуроры — при апелляционных судах и при Кассационном суде. Прокуроры состоят в иерархической зависимости друг от друга, выступают обвинителями в уголовных процессах, а также надзирают над следствием.

Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. Около 500 трибуналов малой инстанции заменили старинный мировой суд. Судьи здесь назначаются на 3 года и, как правило, ведут дела единолично. В качестве первой и последней инстанции низшие трибуналы рассматривают небольшие иски. Пересмотр подобных решений возможен лишь в порядке кассации. Уголовные подразделения данных судов называются полицейскими трибуналами. Они вправе налагать штраф (до установленного лимита) или подвергать аресту на срок до 2 месяцев.

Трибуналов большой инстанции — около 190. Каждый департамент имеет не менее одного подобного суда. Они решают более сложные дела, не отнесённые специально к другим судам. Уголовное отделение называется исправительным трибуналом. Оно имеет право налагать штрафы (до установленного лимита) и заключать в тюрьму на срок до 5 лет. Дела здесь ведутся коллегиально, но число судей должно быть нечётным. С согласия сторон процесс может слушаться судьёй единолично.

Наиболее крупные уголовные дела рассматриваются судами ассизов (присяжных). Формально эти учреждения работают не постоянно, а по мере накопления дел. Во Франции также отказались от широкого использования в судебной практике присяжных. Суды ассизов — единственное учреждение, где они используются, но в форме, которая отличается от американской. Для привлечения к работе в суде ассизов из списка граждан отбираются 27 основных и 6 дополнительных присяжных. Для участия в конкретном деле по жребию отбираются 9 присяжных, которые совместно с 3 судьями составляют единую коллегию. Она выступает не только в качестве суда факта, решающего проблему виновности или невиновности подсудимого, но и как суд права, выносящий конкретный приговор. Это происходит в результате тайного голосования судебной коллегии по турам, в ходе которых снимается более строгое наказание. Принимается первое из предложений, собравшее абсолютное большинство голосов.

Приговор суда ассизов окончательный и не подлежит пересмотру в порядке апелляции, что является одной из причин тенденции прибегать к ним только в наиболее важных случаях. Другая причина — более строгие требования в отношении собранных доказательств и процессуальных норм. Под предлогом, что суды формально действуют непостоянно, прокуратура стремится рассмотреть дела преимущественно в судах большой инстанции.

В порядке апелляции (по существу) дела пересматриваются апелляционными судами, сфера юрисдикции которых охватывает несколько департаментов.

Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд, в состав которого входят специализированные палаты по гражданским, уголовным, административно-торговым делам, а также по социальным конфликтам. Его возглавляет первый председатель, считающийся высшим судьёй страны и играющий важную роль в Высшем совете магистратуры. Решения здесь выносятся коллегиально не менее чем 3 судьями. Главной функцией суда, как это следует из его названия, является кассация, то есть пересмотр суда в случае неправильного применения закона или нарушения процессуальных норм. Суд играет выдающуюся роль в надзоре за единообразным применением правовых норм. Долгое время Кассационный суд имел право только направлять дела на повторное рассмотрение, но с 1967 года получил возможность самостоятельно пересматривать дела.


Кассационный суд ( французский : Кассационный [kuʁ də ka.sa.sjɔ̃] ) - один из четырех судов последней инстанции во Франции . Он обладает юрисдикцией по всем гражданским и уголовным делам, рассматриваемым в судебной системе , и является высшим апелляционным судом в этих делах. Он обладает юрисдикцией для пересмотра закона и подтверждения вопросов права, чтобы определять судебные ошибки . Суд расположен во Дворце правосудия в Париже .

Суд не обладает юрисдикцией в отношении дел, связанных с исками к администраторам или государственным органам, которые подпадают под юрисдикцию административных судов , для которых Государственный совет действует как верховный апелляционный суд; ни по делам, связанным с конституционными вопросами, которые подпадают под юрисдикцию Конституционного Совета ; ни по делам, связанным со спорами о том, какой из этих судов обладает юрисдикцией, которые рассматриваются Трибуналом по юрисдикционным спорам . В совокупности эти четыре суда образуют высший уровень французской судебной системы.

Суд был учрежден в 1790 году под названием Кассационный трибунал во время Французской революции , и его первоначальная цель заключалась в том, чтобы действовать в качестве суда по делам об ошибках с пересматривающей юрисдикцией над нижестоящими провинциальными прерогативными судами ( парламентами ). [1] Однако многое в Суде продолжает предыдущий Парижский парламент .

Содержание


Суд состоит из судей, прокуратуры и административного управления судов. Кроме того, для рассмотрения дел во французском суде существует отдельная группа специально сертифицированных адвокатов .

В целом Суд состоит из почти 85 судей первой инстанции ( консиллеров ) и около 40 заместителей судей [2] ( консиллерс референдар ), каждый из которых разделен на шесть различных отделов ( палат ):

Каждое отделение возглавляет председательствующий судья [3], которого по-французски называют президентом или президентом отделения. Главный судья носит титул премьер-президента или председателя суда, который наблюдает за председателями различных отделов. Главный судья является высшим должностным лицом судебной системы в стране и отвечает за управление судом и дисциплину судей. Нынешний главный судья - Бертран Лувель [ фр ] . В состав Суда также входят 12 магистров ( аудиторов ), самого низкого ранга юстиции, которые в первую очередь занимаются администрированием.

В дополнение к вышеупомянутым шести отделам существует отдельная организация, известная как Участковый суд ( chambre mixte ). Участковый суд выносит решения, когда предмет апелляции находится в компетенции нескольких отделений. В Судебную коллегию окружного суда входят главный судья и ряд других судей, по крайней мере, из трех других отделений, имеющих отношение к данному делу. Любое разделение участвующая в лице его председательствующего юстиции и двух рядовых судей.

Наконец, созывается суд полного состава ( Assemblée plénière ) под председательством главного судьи или, если он отсутствует, самого старшего председательствующего судьи. В нем также размещаются все председательствующие и старшие судьи отделов , которым помогает по должности судьи от каждого отделения. Полный суд - это самый высокий уровень Суда. [4]

Основная цель Суда - пересматривать постановления судов низшей инстанции на основании юридических или процессуальных ошибок. Как высший суд Франции, он также имеет другие обязанности.

Апелляционный суд промежуточной инстанции , Cour d'appel , рассматривает общие апелляции de novo по вопросам права и процедуры, а также по поводу фактических и аргументированных ошибок. Кассационный суд принимает решения только по вопросам права или процедуры в протоколе, в отличие от фактических ошибок. Суды низшей инстанции могут ходатайствовать перед судом о промежуточном постановлении во время разбирательства по любому новому и сложному вопросу права; однако любой такой приказ не является окончательным или окончательным.

Дело рассматривается коллегией из трех или пяти судей соответствующих участков. При рассмотрении апелляций по гражданским или уголовным делам в судейскую коллегию входят три судьи, если только главный судья или председательствующее судебное отделение не распорядится о формировании в полном составе пяти судей. Кроме того, любой из трех судей, первоначально назначенных в состав судейской коллегии, может приказать увеличить ее до пяти. Если дело попадает в юридические области, которыми занимается более чем одно подразделение, главный судья может приказать суду отделения, а не коллегии судей, рассматривать дело.

Суд может подтвердить решение снизу, отклонив апелляцию ( rejet du pourvoi ), или отменить или изменить решение, разрешив апелляцию ( accueil du pourvoi ). [8] Если он приходит к выводу, что суд низшей инстанции допустил ошибку, он отменяет решение суда низшей инстанции и передает дело со своим мнением в апелляционный суд для повторного рассмотрения ( кассационная жалоба avec renvoi ). Если отменяется только часть постановления, это называется кассационной жалобой или частичной отменой. Иногда суд может отменить решение суда низшей инстанции и рассмотреть дело ex proprio motu без подачи ходатайства ( cassation sans renvoi ) до тех пор, пока существо и факты дела зафиксированы в протоколе. [ необходима цитата ]

В случае отмены дело возвращается во второй апелляционный суд, то есть не в апелляционный суд, решение которого обжаловано; никогда одним и тем же судьям. Решение Коллегии Кассационного суда или окружного суда не является обязательным для суда низшей инстанции, и суд апелляционной инстанции имеет полное дискреционное право принимать решение по делу, но постановление суда более высокой инстанции имеет убедительную силу. Определение суда апелляционной инстанции может быть снова обжаловано в кассационном суде. Если да, то дело заслушивает и рассматривает суд полного состава. Он также может оставить в силе ранее вынесенное решение или отменить его и вернуть дело в другой апелляционный суд. В последнем случае решение суда полного состава является обязательным; однако факты могут быть пересмотрены судом, возобновляющим рассмотрение дела.

Опубликованные судебные решения очень краткие и содержат изложение дела со ссылкой на соответствующие официальные органы и краткое изложение постановления. Постановление не содержит ratio Decisionndi в стиле юрисдикций общего права . [9] [10] Вместо этого правовые эксперты должны объяснить важность решений. Суд часто радикально меняет способ толкования Гражданского кодекса или других законодательных актов. Юридические дайджесты, такие как Recueil Dalloz , и трактаты, написанные учеными-юристами, анализируют и объясняют судебные решения через прецеденты. Большая часть этой информации доступна через онлайн-базы данных.

В отличие от юрисдикций общего права, во Франции нет доктрины обязательного прецедента ( stare decisis ). Следовательно, предыдущие решения судов более высокой инстанции не связывают суды низшей инстанции в одной и той же иерархии, хотя они часто выполняются и имеют убедительную силу. Вместо этого французская правовая система придерживается правовой доктрины константной юриспруденции, согласно которой суды должны следовать серии решений, которые согласуются друг с другом, а судьи должны определять свое собственное толкование закона.

Основные уголовные преступления ( наказуемые преступления ), так называемые преступления на французском языке, которые суд присяжных в графстве суда присяжных . В прошлом их решения не подлежали обжалованию в апелляционном суде промежуточной инстанции, а до 2001 г. можно было обжаловать их только в Верховном суде. Суд будет рассматривать дело только по вопросам процедуры и права, а при отмене решения, которое было редкостью, за исключением дел о смертной казни, поручил второму суду присяжных пересмотреть дело. Аргументом в пользу этой системы было то, что разрешение на рассмотрение апелляций действующими судьями после вынесения решения присяжными по существу отрицало бы суверенитет народа. . С 2001 года постановления суда присяжных могут быть обжалованы по фактам в суде присяжных в другом округе, принадлежащем суду, и в более крупном жюри. Затем дело полностью повторяется. По процедурным вопросам апелляции в Верховный суд по-прежнему возможны, поскольку суды присяжных не могут их рассматривать. [ необходима цитата ]

Суд публикует ежегодный отчет о французской судебной системе. Отчет включает раздел с предлагаемыми изменениями в законы, касающиеся правовой системы, включая уголовно-процессуальные . Суд присуждает компенсацию обвиняемым, оправданным после заключения под стражу . Некоторые высокопоставленные члены суда являются членами специальных специальных судов ex officio ; комиссия по расследованию Высокого суда правосудия ( Haute Cour de Justice ), которая может быть созвана для судебного преследования президента Франции за государственную измену ; французский суд ( Cour де юстиции де ла République ), который может быть созвано попробовать текущий или бывший кабинет министры по преступлениям, совершенным при исполнении служебных обязанностей; и Национальный судебный совет ( Conseil supérieur de la magistrature ), который выполняет функции судебной дисциплины и дисциплинарного советника. Высокий суд никогда не созывался во время Пятой республики и французского суда, только изредка.

Ни один из судов не имеет права отменять основные законодательные акты, такие как акты парламента). Однако суды могут отказаться применять любое положение закона, которое они считают несовместимым с обязательствами Франции по международным договорам . Конституционный надзор осуществляется Конституционным советом , который может отменить любой закон, который он сочтет неконституционным . Перед тем, как закон будет принят, президент Франции , спикер любой из палат парламента или, что чаще всего, 60 парламентариев из одной и той же палаты могут подать прошение о пересмотре закона в Совет. Некоторые законы, в основном конституционные ( loi organique ), предстать перед Конституционным советом для рассмотрения без предварительного прошения. Суды могут применять ограничительный подход к применению закона. Реформа 2009 года, вступившая в силу 1 марта 2010 года, позволяет сторонам в судебном процессе или судебном процессе ставить под сомнение конституционность применяемого к ним закона. Процедура, известная как приоритетный вопрос о конституции , в общих чертах выглядит следующим образом: вопрос ставится перед судьей первой инстанции, и, если он обоснован, он направляется в соответствующий верховный суд (Государственный совет, если обращение поступает из административного суда, Cour de Cassation для других судов). Верховный суд собирает такие обращения и передает их в Конституционный совет. Если Конституционный совет постановляет, что закон является неконституционным, закон отменяется и теряет юридическую силу; это решение распространяется на всех, а не только на подателя апелляции по рассматриваемому делу. [11]

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обладает юрисдикцией в отношении исков о нарушениях власти в нарушение Европейской конвенции о защите прав человека в любой стране - члене ЕКПЧ, которая включает в себя все ЕС страны - члены. Прежде чем ЕСПЧ удовлетворит апелляцию, истец должен исчерпать все доступные средства судебной защиты в стране-нарушителе; во Франции это означает подачу апелляции в любой из высших судов. Несмотря на это, ЕСПЧ обладает юрисдикцией первой инстанции , а не апелляционной юрисдикцией .

Кроме того, французские суды могут обратиться в Европейский суд , чтобы удостоверить вопрос права в отношении ЕС закона.


Рассматривается структура правосудия Франции, исследуются полномочия судов различных уровней судебной системы Франции.

Н.И. МАНЯК,

кандидат юридических наук, председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, заслуженный юрист Российской Федерации

Рассматривается структура правосудия Франции, исследуются полномочия судов различных уровней судебной системы Франции.

Ключевые слова: суд, право, проблема, прокурор, юрисдикция, трибунал.

Organisation of justice in France

We consider the structure of justice in France, explores the powers of courts of various levels of the judicial system in France.

Keywords: court, law, issue, the prosecutor, the jurisdiction, the tribunal.

Процесс глобализации и интернационализации в современном обществе, изменение роли права в глобальном мире требуют нового уровня взаимоотношений между представителями различных юридических профессий разных стран.

Проблема взаимодействия международного и национального права, европейского конвенционного права и внутригосударственного права — сегодня предмет научного интереса не только специалистов международного, конституционного и процессуального права, но и практикующих юристов.

Россия находится на важном этапе модернизации гражданского и гражданского процессуального законодательства, и от правильного выбора вектора дальнейшего развития права зависит ее конкурентоспособность в глобальном мире.

Прямые контакты с зарубежными коллегами позволяют нам услышать и лучше понять друг друга, обсудить актуальные правовые проблемы, сравнить правовой статус представителей различных юридических специальностей, выявить общие тенденции и особенности в развитии систем правосудия, в том числе убедиться в действительной эффективности тех или иных моделей процессуальных институтов и целесообразности их внедрения в отечественную судебную систему.

Современная судебная система Франции имеет трехступенчатую (трехзвенную) структуру.

Суды первой инстанции общей юрисдикции: местные суды (близлежащей юрисдикции), трибуналы малого процесса (более 400), трибуналы большого процесса (181); суды специальной юрисдикции: трибуналы по делам несовершеннолетних (151), советы прюдомов (суды по трудовым делам) (более 400), паритетные трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по вопросам социального страхования, торговые трибуналы (коммерческие суды).

Апелляционные суды (35) являются судами второй инстанции и рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные судами первой инстанции.

Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам. Дела рассматриваются коллегиально в составе не менее трех, а в некоторых случаях при разбирательстве гражданских дел — пяти судей.

Апелляция возможна по любым делам, если не установлено иное (ст. 546 Нового Гражданского процессуального кодекса Франции (утв. декретом от 05.12.1975 № 75-1123; далее — НГПК Франции)). В соответствии со ст. 546 НГПК Франции право подачи апелляции принадлежит любой стороне, которая имеет интерес в обжаловании, если она от такого права не отказалась. Превентивное значение имеет ст. 559 НГПК Франции: в силу ее положений апеллянт может быть обязан к уплате штрафа в пределах 3 тыс. евро независимо от убытков, которые могут быть к нему предъявлены, в случае подачи апелляции в целях злоупотребления или затягивания времени. Апелляционный суд заново рассматривает дело (принцип двухступенчатой системы рассмотрения дела), он компетентен по вопросам факта и права и вправе принять новое решение по существу.

Высшая судебная инстанция — Кассационный суд Франции (г. Париж). Его возглавляет первый председатель, являющийся высшим судьей Франции.

Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, членов суда, советников-докладчиков, генерального прокурора Франции, генеральных адвокатов и двух адвокатов, делегируемых в Кассационный суд от Апелляционного суда г. Парижа.

В структуре Кассационного суда имеется шесть специализированных палат: три палаты по гражданским делам, палата по торговым и финансовым делам, палата по социальным делам и палата по уголовным делам.

В Кассационном суде дело может быть рассмотрено: малым составом палаты (три судьи), палатой, смешанной палатой (судьи не менее трех палат), пленумом Кассационного суда (в исключительных случаях).

В Кассационном суде заявитель кассационной жалобы должен быть представлен адвокатом, а также обязательно заслушивается мнение прокуратуры, которое излагается генеральным прокурором при Кассационном суде Франции.

В отличие от апелляционных судов, Кассационный суд компетентен лишь по вопросам права в пределах доводов жалобы и не проверяет правильность оценки фактов судьями нижестоящих инстанций, однако, как отмечали судьи и адвокаты в ходе семинаров, на практике иногда имеет место вторжение в фактическую сторону дела, т. е. проверка мотивов принятого решения судами первой и апелляционной инстанций.

НГПК Франции не обязывает суд следовать указаниям Кассационного суда, однако авторитет судей высшей инстанции и имеющаяся практика по этим делам, как правило, учитываются судьями суда, в который дело направлено на новое рассмотрение.

Судебная система Франции включает в себя различные специализированные трибуналы (суды): трибуналы по делам несовершеннолетних, советы прюдомов, трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по делам социального страхования, торговые трибуналы и др.

Трибуналы по делам несовершеннолетних состоят из профессионального судьи по делам несовершеннолетних трибунала большого процесса и двух асессоров, являющихся непрофессиональными судьями, назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Задача указанных трибуналов — не только рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, но и обеспечение защиты прав несовершеннолетних, подвергающихся опасности, принятие мер по защите неблагополучных детей путем обращения в компетентные государственные и общественные службы правовой охраны несовершеннолетних. Дела об уголовных делах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжкие преступления подростков от 13 до 15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в трибуналах большой инстанции. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает дела несовершеннолетних в возрасте 16 лет, которым предъявлены обвинения в совершении тяжких преступлений, другие дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из председателя палаты или советника апелляционного суда, председательствующего, двух асессоров, судей по делам несовершеннолетних и девяти присяжных, отобранных путем жребия. На уровне апелляционных судов также действуют суды присяжных, рассматривающие уголовные дела о тяжких преступлениях.

Торговые трибуналы состоят из трех непрофессиональных судей. Они избираются на 2—4 года из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании. Торговые трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками сделок в сфере торговли, и другие дела, отнесенные к их компетенции (например, введение внешнего управления, принудительную ликвидацию предприятия). В торговом трибунале прокуратура представлена членом прокуратуры трибунала большого процесса, который обязательно дает заключение по делам о банкротстве, во всех остальных делах, как правило, его участие является факультативным.

В советах прюдомов (прюдомальные суды — суды по трудовым спорам) рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями, избираемыми на паритетных началах работодателями и работниками сроком на 5 лет. В первую очередь они призваны примирять стороны и только в случае недостижения примирения — разрешать конфликты и выносить решения по спорам, связанным с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов разбирают дела с вынесением решения по существу в коллегиях из двух представителей от каждой из сторон под председательством профессионального судьи малого процесса.

Трибунал по делам социального страхования рассматривает споры между учреждениями системы социального страхования и застрахованными лицами. Дела разбираются коллегиальным составом: профессиональным судьей большой инстанции и двумя непрофессиональными членами суда, являющимися представителями наемных работников и работодателей.

Паритетный суд по делам аренды сельскохозяйственных земель рассматривает споры между собственниками и пользователями земельных участков и сельскохозяйственных сооружений. Состав суда: профессиональный судья трибунала малого процесса (председатель) и равное число выборных представителей собственников земель и арендаторов (конфликтующих сторон) (как правило, по два человека от каждой стороны).

Административная судебная система состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные трибуналы рассматривают дела об обжаловании действий и решений органов государственного управления, за исключением дел, отнесенных непосредственно законом к ведению других органов административной юстиции и Государственного совета, дела об обжаловании административных договоров, например, договоров подряда на производство общественных работ, налоговые споры, избирательные споры (в связи с муниципальными и региональными выборами).

Административный суд г. Страсбурга состоит из пяти палат и компетентен в сфере градостроительства, госзаказов, подряда, налогов и др. В структуре рассматриваемых им дел значительную часть составляют дела о депортации граждан.

Административные апелляционные суды (8) рассматривают апелляционные жалобы на решения трибуналов, за исключением жалоб на незаконность муниципальных и региональных выборов, на превышение власти при принятии нормативных актов.

Высшим судом системы административной юстиции является Государственный совет. Его природа уникальна: он выполняет консультативную функцию (советник Правительства Франции) и наделен полномочиями по отправлению правосудия (рассматривает жалобы на решения и действия органов государственного управления).

Учитывая наличие самостоятельной системы административных судов наряду с системой судов общей юрисдикции, на практике неизбежны споры о подведомственности. Для их разрешения создан трибунал по конфликтам, рассматривающий до 80 дел в год. Аналога такой структуре в российской судебной системе нет.

Трибунал по конфликтам действует на принципе паритетного представительства от каждой из высших ветвей юстиции, а именно — Кассационного суда и Государственного совета. Он насчитывает восемь членов, из которых трое являются государственными советниками, трое — советниками Кассационного суда, избираемыми коллегиями этих инстанций. Избранные шесть членов выбирают двух других титулярных членов из числа своих коллег и двух заместителей. Замены и перевыборы в составе трибунала происходят каждые 3 года. Председателем трибунала по должности является министр юстиции, он присутствует при обновлении состава трибунала на протокольных мероприятиях и на заседаниях при равенстве голосов с целью принятия решения.

По-прежнему значительными полномочиями во Франции наделен прокурор. Традиционно для правовой системы Франции прокуроры иерархически подчинены Министерству юстиции Франции. Иерархические отношения министра юстиции и прокуратуры в настоящее время являются во Франции предметом острых дискуссий.

НГПК Франции предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: обязательную и факультативную. Если судья считает, что участие прокурора может оказать помощь в вынесении справедливого решения, то он привлекает его к участию в деле. В случае невозможности физического участия (занятость, болезнь и другие обстоятельства) прокурор направляет письменное мнение по делу.

Франция в настоящее время переживает реформу судебной системы под влиянием прецедентной практики ЕСПЧ[1] и экономического кризиса, затронувшего и французскую судебную систему.

Наиболее острыми проблемами являются существенные недостатки в области доступности и транспарентности, длительность судебной процедуры при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, отсутствие эффективных средств правовой защиты и др.

С точки зрения реализации общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих право на справедливое публичное разбирательство, французское процессуальное законодательство и основанная на нем правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Меняются сущность и содержание многих традиционных институтов, создаются новые судебные инстанции или новые палаты внутри судебной системы, изменяются границы юрисдикций, происходит дальнейшая специализация судей, часть структурных подразделений судов ликвидируется в связи с ограниченностью средств на развитие судебной системы, с целью более эффективного осуществления правосудия укрупняются суды (планируется упразднение пяти судов).

Итог этих реформ предстоит оценить французским гражданам, имеющим право на справедливое судебное разбирательство в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1 В 156 постановлениях по жалобам против Франции ЕСПЧ констатировал нарушения различных конвенционных норм (статей 3, 5, 6, 10, 14 и др.).


Кассационный суд ( французский : Кассационный [kuʁ də ka.sa.sjɔ̃] ) - один из четырех судов последней инстанции во Франции . Он обладает юрисдикцией по всем гражданским и уголовным делам, рассматриваемым в судебной системе , и является высшим апелляционным судом в этих делах. Он обладает юрисдикцией для пересмотра закона и подтверждения вопросов права, чтобы определять судебные ошибки . Суд расположен во Дворце правосудия в Париже .

Суд не обладает юрисдикцией в отношении дел, связанных с исками к администраторам или государственным органам, которые подпадают под юрисдикцию административных судов , для которых Государственный совет действует как верховный апелляционный суд; ни по делам, связанным с конституционными вопросами, которые подпадают под юрисдикцию Конституционного Совета ; ни по делам, связанным со спорами о том, какой из этих судов обладает юрисдикцией, которые рассматриваются Трибуналом по юрисдикционным спорам . В совокупности эти четыре суда образуют высший уровень французской судебной системы.

Суд был учрежден в 1790 году под названием Кассационный трибунал во время Французской революции , и его первоначальная цель заключалась в том, чтобы действовать в качестве суда по делам об ошибках с пересматривающей юрисдикцией над нижестоящими провинциальными прерогативными судами ( парламентами ). [1] Однако многое в Суде продолжает предыдущий Парижский парламент .

Содержание


Суд состоит из судей, прокуратуры и административного управления судов. Кроме того, для рассмотрения дел во французском суде существует отдельная группа специально сертифицированных адвокатов .

В целом Суд состоит из почти 85 судей первой инстанции ( консиллеров ) и около 40 заместителей судей [2] ( консиллерс референдар ), каждый из которых разделен на шесть различных отделов ( палат ):

Каждое отделение возглавляет председательствующий судья [3], которого по-французски называют президентом или президентом отделения. Главный судья носит титул премьер-президента или председателя суда, который наблюдает за председателями различных отделов. Главный судья является высшим должностным лицом судебной системы в стране и отвечает за управление судом и дисциплину судей. Нынешний главный судья - Бертран Лувель [ фр ] . В состав Суда также входят 12 магистров ( аудиторов ), самого низкого ранга юстиции, которые в первую очередь занимаются администрированием.

В дополнение к вышеупомянутым шести отделам существует отдельная организация, известная как Участковый суд ( chambre mixte ). Участковый суд выносит решения, когда предмет апелляции находится в компетенции нескольких отделений. В Судебную коллегию окружного суда входят главный судья и ряд других судей, по крайней мере, из трех других отделений, имеющих отношение к данному делу. Любое разделение участвующая в лице его председательствующего юстиции и двух рядовых судей.

Наконец, созывается суд полного состава ( Assemblée plénière ) под председательством главного судьи или, если он отсутствует, самого старшего председательствующего судьи. В нем также размещаются все председательствующие и старшие судьи отделов , которым помогает по должности судьи от каждого отделения. Полный суд - это самый высокий уровень Суда. [4]

Основная цель Суда - пересматривать постановления судов низшей инстанции на основании юридических или процессуальных ошибок. Как высший суд Франции, он также имеет другие обязанности.

Апелляционный суд промежуточной инстанции , Cour d'appel , рассматривает общие апелляции de novo по вопросам права и процедуры, а также по поводу фактических и аргументированных ошибок. Кассационный суд принимает решения только по вопросам права или процедуры в протоколе, в отличие от фактических ошибок. Суды низшей инстанции могут ходатайствовать перед судом о промежуточном постановлении во время разбирательства по любому новому и сложному вопросу права; однако любой такой приказ не является окончательным или окончательным.

Дело рассматривается коллегией из трех или пяти судей соответствующих участков. При рассмотрении апелляций по гражданским или уголовным делам в судейскую коллегию входят три судьи, если только главный судья или председательствующее судебное отделение не распорядится о формировании в полном составе пяти судей. Кроме того, любой из трех судей, первоначально назначенных в состав судейской коллегии, может приказать увеличить ее до пяти. Если дело попадает в юридические области, которыми занимается более чем одно подразделение, главный судья может приказать суду отделения, а не коллегии судей, рассматривать дело.

Суд может подтвердить решение снизу, отклонив апелляцию ( rejet du pourvoi ), или отменить или изменить решение, разрешив апелляцию ( accueil du pourvoi ). [8] Если он приходит к выводу, что суд низшей инстанции допустил ошибку, он отменяет решение суда низшей инстанции и передает дело со своим мнением в апелляционный суд для повторного рассмотрения ( кассационная жалоба avec renvoi ). Если отменяется только часть постановления, это называется кассационной жалобой или частичной отменой. Иногда суд может отменить решение суда низшей инстанции и рассмотреть дело ex proprio motu без подачи ходатайства ( cassation sans renvoi ) до тех пор, пока существо и факты дела зафиксированы в протоколе. [ необходима цитата ]

В случае отмены дело возвращается во второй апелляционный суд, то есть не в апелляционный суд, решение которого обжаловано; никогда одним и тем же судьям. Решение Коллегии Кассационного суда или окружного суда не является обязательным для суда низшей инстанции, и суд апелляционной инстанции имеет полное дискреционное право принимать решение по делу, но постановление суда более высокой инстанции имеет убедительную силу. Определение суда апелляционной инстанции может быть снова обжаловано в кассационном суде. Если да, то дело заслушивает и рассматривает суд полного состава. Он также может оставить в силе ранее вынесенное решение или отменить его и вернуть дело в другой апелляционный суд. В последнем случае решение суда полного состава является обязательным; однако факты могут быть пересмотрены судом, возобновляющим рассмотрение дела.

Опубликованные судебные решения очень краткие и содержат изложение дела со ссылкой на соответствующие официальные органы и краткое изложение постановления. Постановление не содержит ratio Decisionndi в стиле юрисдикций общего права . [9] [10] Вместо этого правовые эксперты должны объяснить важность решений. Суд часто радикально меняет способ толкования Гражданского кодекса или других законодательных актов. Юридические дайджесты, такие как Recueil Dalloz , и трактаты, написанные учеными-юристами, анализируют и объясняют судебные решения через прецеденты. Большая часть этой информации доступна через онлайн-базы данных.

В отличие от юрисдикций общего права, во Франции нет доктрины обязательного прецедента ( stare decisis ). Следовательно, предыдущие решения судов более высокой инстанции не связывают суды низшей инстанции в одной и той же иерархии, хотя они часто выполняются и имеют убедительную силу. Вместо этого французская правовая система придерживается правовой доктрины константной юриспруденции, согласно которой суды должны следовать серии решений, которые согласуются друг с другом, а судьи должны определять свое собственное толкование закона.

Основные уголовные преступления ( наказуемые преступления ), так называемые преступления на французском языке, которые суд присяжных в графстве суда присяжных . В прошлом их решения не подлежали обжалованию в апелляционном суде промежуточной инстанции, а до 2001 г. можно было обжаловать их только в Верховном суде. Суд будет рассматривать дело только по вопросам процедуры и права, а при отмене решения, которое было редкостью, за исключением дел о смертной казни, поручил второму суду присяжных пересмотреть дело. Аргументом в пользу этой системы было то, что разрешение на рассмотрение апелляций действующими судьями после вынесения решения присяжными по существу отрицало бы суверенитет народа. . С 2001 года постановления суда присяжных могут быть обжалованы по фактам в суде присяжных в другом округе, принадлежащем суду, и в более крупном жюри. Затем дело полностью повторяется. По процедурным вопросам апелляции в Верховный суд по-прежнему возможны, поскольку суды присяжных не могут их рассматривать. [ необходима цитата ]

Суд публикует ежегодный отчет о французской судебной системе. Отчет включает раздел с предлагаемыми изменениями в законы, касающиеся правовой системы, включая уголовно-процессуальные . Суд присуждает компенсацию обвиняемым, оправданным после заключения под стражу . Некоторые высокопоставленные члены суда являются членами специальных специальных судов ex officio ; комиссия по расследованию Высокого суда правосудия ( Haute Cour de Justice ), которая может быть созвана для судебного преследования президента Франции за государственную измену ; французский суд ( Cour де юстиции де ла République ), который может быть созвано попробовать текущий или бывший кабинет министры по преступлениям, совершенным при исполнении служебных обязанностей; и Национальный судебный совет ( Conseil supérieur de la magistrature ), который выполняет функции судебной дисциплины и дисциплинарного советника. Высокий суд никогда не созывался во время Пятой республики и французского суда, только изредка.

Ни один из судов не имеет права отменять основные законодательные акты, такие как акты парламента). Однако суды могут отказаться применять любое положение закона, которое они считают несовместимым с обязательствами Франции по международным договорам . Конституционный надзор осуществляется Конституционным советом , который может отменить любой закон, который он сочтет неконституционным . Перед тем, как закон будет принят, президент Франции , спикер любой из палат парламента или, что чаще всего, 60 парламентариев из одной и той же палаты могут подать прошение о пересмотре закона в Совет. Некоторые законы, в основном конституционные ( loi organique ), предстать перед Конституционным советом для рассмотрения без предварительного прошения. Суды могут применять ограничительный подход к применению закона. Реформа 2009 года, вступившая в силу 1 марта 2010 года, позволяет сторонам в судебном процессе или судебном процессе ставить под сомнение конституционность применяемого к ним закона. Процедура, известная как приоритетный вопрос о конституции , в общих чертах выглядит следующим образом: вопрос ставится перед судьей первой инстанции, и, если он обоснован, он направляется в соответствующий верховный суд (Государственный совет, если обращение поступает из административного суда, Cour de Cassation для других судов). Верховный суд собирает такие обращения и передает их в Конституционный совет. Если Конституционный совет постановляет, что закон является неконституционным, закон отменяется и теряет юридическую силу; это решение распространяется на всех, а не только на подателя апелляции по рассматриваемому делу. [11]

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обладает юрисдикцией в отношении исков о нарушениях власти в нарушение Европейской конвенции о защите прав человека в любой стране - члене ЕКПЧ, которая включает в себя все ЕС страны - члены. Прежде чем ЕСПЧ удовлетворит апелляцию, истец должен исчерпать все доступные средства судебной защиты в стране-нарушителе; во Франции это означает подачу апелляции в любой из высших судов. Несмотря на это, ЕСПЧ обладает юрисдикцией первой инстанции , а не апелляционной юрисдикцией .

Кроме того, французские суды могут обратиться в Европейский суд , чтобы удостоверить вопрос права в отношении ЕС закона.

Читайте также: