Какую роль играет конституционный суд рф в деле обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 16.05.2024

Система обеспечения национальнойбезопасности РФ создается иразвивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными за­конами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Пра­вительства РФ, с федеральными программами в этой области.

Национальные интересы России обеспечиваются институтами государственной власти, важнейшими из которых выступают Пре­зидент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ, Федераль­ное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функ­ции и полномочия во взаимодействии с общественными организа­циями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации.

Нормы и институты конституционного праваиграют основопола­гающую роль в закреплении полномочий различных органов госу­дарственной власти в области обеспечения национальной безопас­ности Российской Федерации.

Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ опреде­ляет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспече­ния национальной безопасности России, в соответствии с россий­ским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасно­сти, выступает с посланиями и обращениями по проблемам нацио­нальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Феде­ральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные по­ложения Концепции национальной безопасности. Президент РФ мо­жет вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему при­надлежит право утверждать военную доктрину. Президент РФ обеспе­чивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномо­чий федеральной государственной власти на всей территории Феде­рации. Он вправе: а) приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обяза­тельствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ за не­исполнение Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и свободы человека и гражданина; в) внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта РФ.

Президенту практически принадлежит исключительное право назначать и освобождать от должности высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, от деятельности ко­торых зависит национальная безопасность России. Наша недавняя история знает примеры таких бесконечных, никем не контролируе­мых назначений и освобождений, которые в конечном итоге оказывали дестабилизирующее воздействие на организацию и деятельность спецслужб и их сотрудников, усугубляя общественно-политическую обстановку в стране.

Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно пар­ламент формирует законодательную базу в рассматриваемой облас­ти. В федеральных законах определяется правовой статус, компе­тенция различных органов государства, обеспечивающих нацио­нальную безопасность. С помощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности. В па­латах Федерального Собрания РФ образуются комитеты и комис­сии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспе­чения национальной безопасности.

Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государ­ства, как обеспечение национальной безопасности.




Правительство осуществляет систематический контроль за фе­деральными органами исполнительной власти, в том числе имею­щими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего: контроль за соответствием законодательству норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; кон­троль за разработкой и реализацией мер по обеспечению нацио­нальной безопасности этими органами.

В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспече­ния национальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ Федеральный конституционный закон называет защиту основ конституционного строя, за­щиту прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обес­печения безопасности личности, общества и государства.

Важнейшей сферой обеспечения национальной безопасности выступают политические отношения. Конституция РФ закрепляет демократический государственный режим, идеологическое и поли­тическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии политических отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляю­щих угрозу национальной безопасности, является политическийэкстремизм.Конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям по­литического экстремизма.

В статье рассмотрена национальная безопасность как конституционно-правовая гарантия политической системы Российской Федерации. Проанализированы проблемы, связанные с рассмотрением национальной безопасности в качестве конституционно-правовой гарантии обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации. Обосновывается настоятельная потребность рассматривать национальную безопасность прежде всего, как конституционно-правовую гарантию обеспечения защиты функционирования именно государства.


Процесс возникновения и утверждения русского государства обусловлен прежде всего проблемами обеспечения национальной безопасности и обороны. Вполне очевидным сегодня является то, что дальнейшее существование, самообеспечения и экономическое развитие Российской Федерации как суверенного демократического, социально-правовой государства зависит от реализации, национально направленной внутренней и внешней политики по защите интересов государства, общества, гражданина. То есть, речь идет о создании определенной системы национальной безопасности, которая дает ей возможность гарантировать защищенность жизненно важных интересов государства (его конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ), общества (его материальные и духовные ценности) и гражданина (ее права и свободы) от внутренней и внешней угрозы.

В этих обстоятельствах эффективным механизмом защиты российского государства от американской агрессии должна стать тотальная мобилизация всего общества, всех ресурсов государства для отпора как санкционной, так и гуманитарной агрессии с стороны США.

В этом контексте особое значение приобретают проблемы, связанные с рассмотрением национальной безопасности в качестве конституционно-правовой гарантии обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации. Анализируя этот аспект, следует отметить, что политическая система Российской Федерации представляет собой определенную совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют политическую власть, управления обществом, регулируют отношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивают стабильность российского общества, соответствующий порядок в нем. Политической системе Российской Федерации государства свойственны определенные особенности, в частности:

- она отражает наиболее существенные аспекты экономического строя Российской Федерации;

- определяет содержание и источник утверждения государственной власти ее носителя закрепляет на законодательном уровне принципы деятельности институтов политической власти и их направленность;

- закладывает конституционно-правовое основание в систему обеспечения национальной безопасности и обороны Российской Федерации определяет принципы ее внутренней и внешней политики [6].

Решающую роль в политической системе Российской Федерации играет политическая организация общества. Именно в политической организации общества находит свое отражение принцип институциональной построения российской власти. Характеризуя соотношение политических сил, сложившихся в российском обществе, ее политическая организация представляет собой систему государственных и негосударственных конституционных и неконституционных институтов. В Российской Федерации осуществляется переход от авторитарно-тоталитарной системы общественного устройства к демократии и правового государства, которым, собственно говоря, и начался процесс создания новой политической системы и ее политической организации.

Следует отметить, что современный период становления политической системы Российской Федерации характеризуется пермакомпонентных кризисной ситуацией, которая охватывает политическую, экономическую, социальную и духовную сферы. В частности, в политической сфере растет недоверие людей к деятельности властных структур: надежды на оптимизацию общественно политического и экономического жизни после президентских выборов, последних парламентских выборов не оправдываются. Высшие органы законодательной и исполнительной власти вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на решении назревших политических, экономических и социальных проблем, вовлекаются в очередное противостояние различных политических сил. Большинство современных политических партий характеризуются как де-факто избирательные проекты, цель которых получение власти, а не лоббирование интересов той или иной общности и поиск общественного консенсуса. Власть используется ими как средство получения (распределения) прежде всего материальных ресурсов, а не как инструмент общественного развития Российской Федерации [1].

Воспринимая реалии, присущие современной политической системе Российской Федерации и рассматривая национальную безопасность в качестве конституционно-правовой гарантии ее обеспечения, необходимо обратить внимание на несколько важных аспектов. В частности, следует отметить, что с методологической точки зрения центральным элементом всей политической системы Российской Федерации и одновременно генетической производной ее структуры выступает государство. С того времени, как возникла и существует политическая система, общественная жизнь фактически сосредотачивается вокруг государства. Государство представляет собой опору существующей политической системы общества, она концентрирует в себе максимум власти, санкционирует существование всех негосударственных институтов. Выступая ее элементом, представляя собой основной институт, государство выражает самую сущность общественного строя, его природу, его организационный принцип, больше того, она остается стержнем всей политической системы.

Исходя из указанных теоретико-методологических основ, возникает насущная необходимость рассматривать безопасность прежде всего как конституционно-правовую гарантию обеспечения защиты функционирования именно государства. И поэтому конституция Российской Федерации определяет, что оборона страны, защита ее суверенитета, территориальной целостности и безопасности является делом всего российского народа.

Российский законодатель в течение более 20 лет, учитывая это понимание, сформировал правовую базу по защите российского государства от внутренних и внешних угроз.

Правовой основой гарантии обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации вообще и русского государства выступают Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена Государственная Дума, а также выданные на выполнение законов другие нормативно-правовые акты [2].

Так, в соответствии в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" разрабатываются и утверждаются законы Президентом РФ Стратегия национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ, концепции стратегий и программы, согласно которым определяются целевые установки и руководящие принципы военного строительства, а также направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления в конкретной экономической, социально-политической, других ситуациях с целью своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам Российской Федерации, общества и личности. Стратегия национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ является правовым документам, обязательными для выполнения, и основой для разработки конкретных программ по составляющим государственной политики национальной безопасности и обороны Российской Федерации.

Новое законодательство Российской Федерации относительно обеспечения безопасности российского государства призвано решить много конкретных правовых проблем, которых накопилось сегодня немало: от закрепления правовых норм обеспечения безопасности (военной, экономической, экологической, интеллектуальной, информационной, генетической, технологичной и т.д.) к контролю и надзора за деятельностью самих органов, ее обеспечивают. Сейчас же поиск должен быть направлен прежде всего на решение двуединой задачи: формирование научной базы правовой политики новой стратегии (концепции) национальной безопасности; выработки концепции развития законодательства в этих сферах. Чтобы не ошибаться на практике, для построения принципиально новой системы законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации нужна высококачественная теоретическая база.

Признание необходимости развития законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этих сферах, требующих бесспорно новое правопонимания, которое находит свою прикладную применимость в правотворчестве и право-реализации.

Учитывая новые подходы и современное видение понятия системы защиты политической системы как конституционно-правовой гарантии национальной безопасности и ее стержня государство, следует определить главные направления развития законодательства переходного периода становления самостоятельной российского государства в сфере гарантии внешнеполитической и внутригосударственной безопасности [3].

К внешнеполитической безопасности обеспечение функционирования политической системы Российской Федерации следует отнести: обеспечение суверенитета, территориальности, неприкосновенности и политической независимости; установление равноправных взаимовыгодных отношений и развитие интеграционных процессов с сопредельными и другими государствами; участие в существующей международной (универсальной) системе безопасности, эффективном ней как на европейских и глобальных уровнях; поддержание и развитие международного процесса по формирования и осуществления единой и скоординированной с международными структурами политики национальной безопасности политики самосохранения и самоутверждения; укрепление национальной безопасности на основе экономического, научно-технического, информационного и военного потенциалов; создание зоны мира и стабильности в ренет; выработка конкретных мер укрепления доверия, безопасности и сотрудничества с демократическими странами мира; отказ от конфронтационных подходов в процессе развития глобальной и региональной систем межународной безопасности [3].

К главным направлениям развития законодательства с целью обеспечения внутригосударственной безопасности и функционирования политической системы Российской Федерации можно отнести: выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений во внутриполитических, социально-экономических, национально-культурных и экологических сферах жизнедеятельности государства и общества; содействие процессам возрождения и сохраняя общенационального согласия общества на основе социальной справедливости, соблюдения прав человека, гражданских свобод и интересов; охрану окружающей среды, водных и других ресурсов, организацию борьбы с стихийными бедствиями, катастрофами, терроризмом и т.д.[5].

Как самостоятельные (учитывая их значение для жизненно важных национальных интересов Российской Федерации) могут быть определены направления развития законодательства по обеспечению безопасности, имеющих как внутренне политичной, так и внешнеполитический характер, в частности: развитие государственности как высшей формы само определение русского народа со всеми необходимыми признаками суверенной государственной власти, единственным источником которой является народ России; формирования демократического гражданского общества, построенного на принципах рыночной экономики; развитие демократического правового государства; достижения и поддержка общенационального согласия; экологическую защиту русского народа и охрана окружающей среды; формирование механизма внешних отношений на базе баланса интересов как основы укрепления стабильности порядку и предотвращения международных конфликтов, цивилизованное вхождение к системам региональной и международной безопасности; выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений, что затрагивают национальные интересы Российской Федерации; выработки и контроль политики по закупке и продаже зафиксированной научно-технической информации (чтобы не допустить снижения темпов развития интеллектуального потенциала и не поставить отечественную свободу в зависимость от импортных поставок оборудования), глубокое изучение конъюнктуры международного рынка этой информации; проведение политики, направленной на приоритетное развитие наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства; выработки и контроль системы экономических и административных механизмов, которые ограничивают экспорт сырья и продуктов ее неглубокой переработки; выработки политики и координатами нация деятельности отраслей в деле развития промышленности по переработке существующих источников сырья, развития и освоения технологий ее глубокой переработки (с доведением до полностью готовой продукции) и др.

Указанные выше направления развития законодательства в совокупности составляют основу для разработки и координации государственных программ (на переходный период, краткосрочных и долгосрочных), направленных на обеспечение функционирования системы национальной безопасности Российской Федерации, а также для оценки ее эффективности в качестве конституционно-правовой гарантии защиты политической системы Российской Федерации.

Законотворческая деятельность в этой сфере должна быть направлена на реализацию в ней демократических и гуманных принципов, присущих национальной безопасности (не только общих, межотраслевых и отраслевых, но и признанных в международном сообществе) относительно функционирования конституционно-правовых гарантий обеспечения политической системы Российской Федерации.

К последним следует отнести принцип законности при обеспечении системы национальной безопасности. Это глобальный, определяющий и ведущий принцип правового сознания, который пронизывает все сферы правового регулирования. Как принцип развития законодательства в области национальной безопасности, законности должна точно отвечать целям формирования государственности Российской Федерации, а как принцип обеспечения функционирования системы национальной безопасности означает, что все государственные органы, организации и учреждения, общественные и коммерческие структуры, их должностные лица, а также все граждане Российской Федерации связаны правом, то есть действуют строго на основе и в выполнение законов, в пределах компетенции и порядке, установленных правовыми нормами.

Все другие принципы конкретизируют, подчеркивают принцип законности, показывают, какие идеи должны быть положены в основу конституционно-правовых гарантий обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации.

Такими принципами развития законодательства в сфере национальной безопасности являются: справедливость и равноправья; сохранения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (фундаментальный национальный интерес заключается прежде всего в формировании демократического гражданско-правового общества , в котором будут обеспечены политические, социальные, экономические и духовные интересы и права всех его членов на базе использования материальных благ, которые возможны на современном этапе цивилизации) взаимная ответственность личности, общества и государства, когда речь идет об обеспечении национальной безопасности (в правовой государстве не только граждане, предприятия, учреждения и организации несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей по обеспечению национальной безопасности, но и государство, все его органы и должности лица несут ответственность за свои действия перед гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями); верховенство законов, которые регламентируют отрасль безопасности, над всеми другими нормативными актами, тем более над одноразовыми распоряжениями органов государства и его должностных лиц, выданных в этой области (такое верховенство законов над актами всех других государственных органов является, с одной стороны, выражением принципа полновластия народа в лице его общенациональных представительных органов власти, а с другой одним из юридических средств, обеспечивающих это полновластие) наличие и действенность правоохранительного механизма и механизма решения различного рода правовых споров и конфликтов в сфере национальной безопасности; презумпция не секретности информации (которая означает, что строгом нормированию подлежит секретность, а не гласность) экономической целесообразности и возмещение секретности информации (засекречивания должно считаться целесообразным, если ущерб от рассекречивания меньше упущенной выгоды в результате ее засекречивания) неоправданность сокрытие информации (вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне) открытости информации Российской Федерации, открытости информации на международной арене; равна открытость и ровная секретность в международных отношениях; приоритетность международного права, регулирующего отношения в системе национальной безопасности, над внутренними; интеграция в международные системы безопасности.

Вывод. Значение сформулированных принципов определяется, во-первых, тем, что они межгосударственный характер и относительно стабильны, а потому является постоянным ориентиром для развития законодательства и правоприменительной деятельности в системе национальной безопасности; во-вторых, они дают не только современное понимание природы национальной безопасности, а и открывают возможность предусматривать необходимые изменения в этих реалиях на ближайшую и дальнейшую перспективу и, соответственно, адекватно прогнозировать развитие законодательства в системе национальной безопасности.

Таким образом, система национальной безопасности выступает конституционно-правовой гарантией защиты политической системы Российской Федерации и способствует функционированию государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политическую власть в российском государстве.

Для любого государства обеспечение национальной безопасности и защиты национальных интересов является одной из стратегических целей. В этом проявляется суверенитет государства, который предполагает его право выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять свою внешнюю и внутреннюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности.

Целый ряд статей Конституции Российской Федерации можно отнести к основам национальной безопасности. Защита конституционных норм, создание гарантий для их соблюдения - одна из задач национальной безопасности.

Уровень национальной безопасности зависит от состояния политических институтов, ответственных за поддержание оптимальных условий существования и развития личности и общества. Национальная безопасность отражает связь безопасности с нацией, включает в себя общественные отношения и общественное сознание, институты общества и их деятельность по обеспечению реализации национальных интересов в конкретной исторической обстановке.

В Российской Федерации процесс создания и развития системы национальной безопасности базируется на основании конституции РФ, федеральных законов, а также программам федерального уровня в этой сфере. Институты государственной власти выступают в качестве фактора, обеспечивающего национальные интересы России. Органы государственной власти РФ, находясь в тесном взаимодействии с общественными организациями осуществляют свои функции и полномочия. Конституционные нормы являются базисом для определения полномочий государственных органов в сфере обеспечения национальной безопасности РФ.

Президенту РФ принадлежат функции по руководству органами, обеспечивающими национальную безопасность, обозначению направлению внутренней и внешней политики государства, кроме того он выступает с посланиями касающиеся национальной безопасности. Исключительное право назначения и освобождения от должности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти также закреплено за Президентом РФ в случае если их деятельность осуществляется в области национальной безопасности.

Поскольку законодательная база формируется в сфере национальной безопасности Федеральным Собранием РФ, то ему отведена немаловажная роль. Именно федеральные законы определяют правовой статус государственных органов, деятельность которых направлена на реализацию концепции национальной безопасности. Именно эти нормативно правовые акты выступают в качестве средств разработки способов защиты прав и свобод личности. По данному вопросу в палатах Федерального Собрания формируется комиссии и комитеты.

На сегодняшний день Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, может стать основой для прогнозирования новейших рисков при принятии политических решений по защите и реализации национальных интересов современного Российского государства.

Практическая реализация данной концепции возложена на плечи исполнительной власти, то есть Правительства РФ. В круг полномочий Правительства РФ включает исполнения мер для обеспечения обороны страны, безопасности государства, гарантий прав и свобод граждан. Кроме того, контроль за органами исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности также возложен на Правительство РФ.

Конституционный Суд РФ своей задачей ставит обеспечение защиты законности верховенства и прямого действия конституции РФ. Этим определена роль судебной власти в сфере обеспечения национальной безопасности РФ. Остальные звенья судебной системы также имеют определенные цели и задачи в этой области.

Реализация концепции призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа России.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что основные усилия органов государственной власти и управления должны быть направлены в первую очередь на решение выше проблем российской экономики, так как только это может являться гарантией стабильности экономических основ государства, а соответственно, суверенитета и территориальной целостности.

Взятый в настоящее время Россией курс на обеспечение экономической независимости в условиях внешнеполитического и внешнеэкономического давления со стороны западных стран является приоритетным направлением стратегического развития российской экономики. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты страны, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности государства и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. В Стратегии прописаны задачи для органов власти и институтов гражданского общества, исполнение которых позволит достигнуть значительного повышения качества жизни россиян. Среди них - рост социальной поддержки нуждающихся, обеспечение инвалидов всем необходимым, сокращение бедности, рост оплаты труда, развитие пенсионной системы и т.д.

Таким образом, Стратегия определяет национальные интересы страны на долгосрочную перспективу, основными из которых являются: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность, которой направлена на поддержание стратегической стабильности и мира.

Роль национальной безопасности в обеспечение прав, свобод, обязанностей человека и гражданина является важной конституционно – правовой задачей во взаимоотношениях личности и государства на современном этапе преобразования российского законодательства. Конституционные основы национальной безопасности сводятся к следующему: во-первых, способствовать поддержанию в обществе правовых установок, которые рассматривали бы права и свободы в качестве высшей ценности; во-вторых, гарантировать выполнение государственными органами конституционной обязанности по признанию, соблюдению, защите прав и свобод человека и гражданина.

Список литературы

1. Золотарев, В.А. Национальная безопасность страны. / В.А. Золотарев. М.: - 2013. – 289 с.

2. Конюхова, Т.В. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / Т.В. Конюхов. М.: Юрайт. - 2015. – 251 с.

3. Сенчагов, В.К Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов. М.: Юрайт. - 2014. – 321 с.

Институты конституционного права в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Она носит устойчивый и взаимосвязанный характер.

1. Она создается и развивается на основе и в соответствии с системой источников права, среди которых Конституция РФ имеет наивысшую юридическую силу и прямое действие, на положениях которой базируются федеральные конституционные законы и законодательство России, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Каждый нижестоящий акт конкретизирует и детализирует положения вышестоящего, имеет другие способы взаимодействия с ним.

2. Все нормативные правовые акты базируют правовое регулирование, создание государственных органов, закрепление способов их взаимодействия на правовых принципах. Основными принципами обеспечения безопасности являются : (1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; (2) законность; (3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; (4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; (5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

3. Национальные интересы России обеспечиваются системой взаимосвязанных институтов государственной власти, важнейшими из которых выступают Президент РФ и возглавляемый им Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть. Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, нормы и институты которой играют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обращениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения Концепции национальной безопасности. Президент РФ может вводить режим чрезвычайного или военного положения, ему принадлежит право утверждать военную доктрину. Президент РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Федерации. Он вправе: (а) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина; (б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, в том числе за неисполнение Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и свободы человека и гражданина; (в) вынести предупреждение и принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

2. Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения национальной безопасности, поскольку именно парламент формирует законодательную базу в рассматриваемой области. В федеральных законах определяются правовой статус, компетенция различных органов государства, обеспечивающих национальную безопасность. С помощью этих нормативных правовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности. В случае введения Президентом РФ на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения (при агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии), введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, он обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения, в соответствии с Конституцией РФ, подлежат обязательному утверждению Советом Федерации. В палатах Федерального Собрания РФ образуются комитеты и комиссии, деятельность которых напрямую связана с вопросами обеспечения национальной безопасности.

3. Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государства, как обеспечение национальной безопасности. Среди полномочий Правительства РФ — осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области национальной безопасности с учетом сформулированных Президентом РФ приоритетов, а также формирование в установленном порядке статей федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.

Правительство осуществляет систематический контроль за федеральными органами исполнительной власти, в том числе имеющими функции по обеспечению национальной безопасности. Это прежде всего контроль за соответствием законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; контроль за разработкой и реализацией мер по обеспечению национальной безопасности этими органами.

В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, защита прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы Российской Федерации также имеют цели и задачи в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Сфера обеспечения национальной безопасности

Важнейшей сферой обеспечения национальной безопасности выступают политические отношения. Конституция РФ закрепляет демократический государственный режим, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии политических отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляющих угрозу национальной безопасности, является политический экстремизм. Конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям политического экстремизма.

Конституция РФ в ст. 13 устанавливает запрет на создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой национальной или религиозной розни.

Конституция говорит не только о декларируемых общественными объединениями и политическими партиями целях, но и о действиях. Поэтому задачей соответствующих государственных органов является не только контроль учредительных документов, но и внимание к деятельности тех организаций, которые в своей идейной основе тяготеют к экстремистским течениям.

Закон РФ от 1991 г. «О средствах массовой информации также содержит нормы, использование которых возможно в целях противодействия распространению экстремистских СМИ. Статья 4 Закона гласит, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение такой деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (ст. 3).

Конституция РФ в ст. 17 (ч. 3) формулирует условие для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Пользование правами и свободами не должно нарушать права и свободы других лиц. Это означает, что, например, распространение экстремистских изданий, хотя по внешним формальным признакам и является проявлением свободы мысли, слова и печати, тем не менее, по содержанию не может быть признаваемо таковым, так как ведет к нарушению социального, национального или религиозного равноправия, а значит, к нарушению прав и свобод других лиц.

Проявления политического экстремизма возможны во время проведения различного рода публичных мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования. Конституция

РФ закрепила за гражданами право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Федеральный закон от 9 июня 2004 г. установил уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, согласно которому их организаторы подают уведомление о проведении мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. В целях обеспечения безопасности участников публичных мероприятий, а также предупреждения возможных нарушений правопорядка при их проведении установлен законодательный запрет на проведение мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; на путепроводах, железнодорожных магистралях, полосах отвода железных дорог, нефте- и газопроводах, высоковольтных линиях электропередач; на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в пограничной зоне (если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов).

Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. В случае невыполнения этого требования публичное мероприятие может быть приостановлено. Основаниями прекращения публичного мероприятия являются; создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организаторами публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения мероприятия. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники ОВД принимают для этого необходимые меры, действуя при этом в соответствии с законом. В случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий, порядок прекращения публичных мероприятий предусматривается административным законодательством.

Национальные интересы России в различных сферах заключаются в соблюдении и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина . Конституция РФ содержит обширный перечень личных, политических, экономических, социально-культурных прав и свобод. В качестве примера можно привести ст. 42 Конституции РФ, которая провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Истощение природных ресурсов страны находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Развитие топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитость законодательной основы природоохранной деятельности, ограниченное использование природосберегающих технологий, переработка и захоронение на территории страны опасных для окружающей среды материалов и веществ создают реальную угрозу ухудшения экологической ситуации. Поэтому в числе приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере Концепция национальной безопасности называет: рациональное использование природных ресурсов; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных, химических и радиоактивных отходов: создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии; принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

В современный период существует еще одна сфера конституционно-правового обеспечения национальной безопасности — информационная безопасность. В этой сфере угрозу национальной безопасности представляет стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. На конституционном уровне эта сфера получила правовую защиту в ст. 29, закрепляющей право индивида свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация названных основных прав человека и гражданина; правовая защита информационных каналов, компьютерных сетей, совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Главной в реализации задач обеспечения национальной безопасности является конституционно-правовая база, на которой основана политическая воля государства, происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную систему обеспечения национальной безопасности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей в себя граждан и их объединения, политические партии.

Читайте также: