Какую функцию не выполняла судебная полиция германской империи

Обновлено: 16.05.2024

г) существование особой политической доктрины абсолютизма.

а) высший инквизиционный трибунал;

б) резиденция папы римского;

в) собрание курфюрстов в период феодальной раздробленности Германии;

г) королевский совет, выполнявший судебные функции в период английского абсолютизма.+

29. Источники права Средневековой Англии до норманнского завоевания (XI век):

г) обычай и королевское законодательство. +

Каков механизм возникновения права справедливости в Англии?

а) составление сборников обычаев

б) обращение за милостью и справедливостью к королю+

в) разработка норм права справедливости лордом-канцлером

г) разработка норм права справедливости парламентом

31. Система судопроизводства Средневековой Англии включала:

а) Суд королевской скамьи;

б) Суд общих тяжб;

в) Коллегию курфюрстов;

а) Вестминстерские королевские суды;+

б) суд лорд-канцлера;

г) суды сеньоров.

В каком веке Западное Франкское королевство стал называться Францией?

а) особая форма налога, собираемого в пользу короля;

б) полная (крепостная) зависимость крестьян;

в) форма держания земли, при которой крестьянин выплачивал господину фиксированную ренту; +

г) церковная собственность.

35. Назовите сословно-представительный орган власти, существовавший во Франции:

а) Парижский Парламент;

в) Генеральные Штаты;+

36. Компетенции Парижского парламента не предусматривали функции:

а) законодательной инициативы;

б) суда первой инстанции;

в) апелляционной инстанции;

г) судебного контроля.

37. Мелкие судебные дела во Франции XV в. рассматривались:

а) бальяжными судами; +

б) превотажными судами;

г) королевской администрацией.

38. В истории средневековой государственности Германии выделяется ___ этапа (-ов).

39. Центральный аппарат Германской империи, начиная с XIII века, контролировался:

в) римским папой;

40 Территориальная раздробленность Германии охватывает период:

в) XIII – начало XIX в.; +

г) XVI – начало XX в.

а) римским папой;

б) герцогами и маркграфами;

42. К имперским сословиям Средневековой Германии не относились:

а) княжеские рыцари;

б) имперские князья;

в) жители вольных городов;

Какая сословная группа Средневековой Германии не была представлена в Рейхстаге XIV – XVI вв.?

а) коллегия представителей имперских городов;

б) коллегия представителей княжеских городов;

в) коллегия курфюрстов;

г) коллегия князей, графов, военных господ.

44. Уголовно-процессуальное Уложение 1532 года:

а) Кутюмы Бовези;

б) Саксонское зерцало;

г) Салическая правда.

45. Судебник Карла V содержал нормы:

а) гражданского права;

б) уголовного права;

в) регулирующие государственные правоотношения;

г) все вышеперечисленные нормы.

Какие преступления рассматривались в Каролине как имущественные?

а) незаконное освобождение заключенного охранником, неправомерный допрос под пыткой;

б) вымогательство, шантаж;

в) убийство, либо самоубийство, в результате которого наследники могли лишиться права наследства;

г) кража, недобросовестное распоряжение имуществом.

а) обвинительный процесс;

б) инквизиционный процесс;+

в) легисакционный процесс;

г) состязательный процесс.

48. Саксонское зерцало не содержало нормы:

а) конституции Германской империи;

б) гражданского права;

в) семейного права;

г) уголовного права.

Какой источник права был заложен в основу Прусского земского уложения 1794 г.?

а) Золотая Булла;

б) Великий мартовский ордонанс;

в) Саксонское зерцало; +

г) Великая хартия вольностей.

В каком из государств раннефеодальной монархии действовала следующая система органов власти и управления: король, королевский совет, министериалы (майордом, прфальцграф, референдарий, камерарий, маршал, архипапелан)?

г) Государство Франков.+

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Двенадцать лет, с 1933 по 1945 гг., Германия была под властью нацистов. Страна, давшая миру великих писателей и композиторов, ученых и изобретателей, погрузилась во мрак нацистского террора. Нацизм, подавив всякое инакомыслие в своей стране, начал самую кровавую в истории войну – Вторую мировую. Нацизм и война принесли неисчислимые беды народам мира: миллионы погибли на фронтах, миллионы умерли от голода, миллионы уничтожены в концентрационных лагерях. Когда в 1945 г. режим пал и получили огласку факты нацисткой политики, мир ужаснулся. Вывод был однозначен – это не должно повториться.

Один из существенных признаков любого государства заключается в том, что это единственная в политической системе организация, располагающая карательными органами . Порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция закрепляются нормами права . Но этого нельзя сказать о гитлеровской Германии. Главное управление имперской безопасности (РСХА) объединяло в себе как государственные (гестапо, КРИПО), так и партийные (СД) органы. Более того, само РСХА вообще не упоминается в официальных документах Третьего рейха.


Уничтожение республики после прихода к власти НСДАП. Становление карательного механизма (1933 – 1935 гг.)

Фашисты отказались от выполнения условий Версальского договора и на основе закона о всеобщей воинской повинности 1935 г. приступили к созданию на базе рейхсвера новых вооруженных сил, получивших название вермахт. В его составе были сухопутные войска, ВВС, ВМФ, а с 1940 г. и войска СС. Верховным главнокомандующим являлся рейхсканцлер (Гитлер).

Объединение полиции под эгидой СС. Развитие карательного механизма в 1936 – 1938 гг.

По распоряжению Гиммлера в конце июня1936 г. вся полиция была разделена на два управления: полиции безопасности (Sipо, в него входила уголовная полиция и гестапо), подчиненное Гейдриху (он руководил и СД - внутренней полицией партии), и полиции общественного порядка (Оrpo – Оrdnungspolizei, объединившее общинную, обычную полиции и жандармерию), подчиненное генералу полиции К. Далюге. Оба управлния подчинялись Рейхсфюреру СС и формально были подразделениями МВД, но органического единства между ними не было. Гейдрих получил власть такого масштаба, какой не обладал ни один полицейский чиновник за всю историю Германии. Он превосходил Далюге по властным полномочиям, но последний в иерархии СС был формально выше: в полиции порядка к 1945 г. служило 3 млн. человек; кроме того, Далюге распоряжался и пожарными .

Создание Главного управления имперской безопасности (РСХА). Развитие карательного механизма в 1939 – 1941 гг.

В результате объединения Главного управления полиции безопасности (SIРО) и Главного управления службы безопасности (SD) было образовано шесть управлений. Управление I (административно-правовое, шеф - В. Бест) было создано из административных и юридических отделов как SIРО, так и SD (государственный орган). Управление II (мировоззрение, шеф - А. Ф. Зикс) возникло из отделов I 3 и II 1 СД, ведало политическим анализом содержания публикаций (партийный орган). Управление III (внутренняя территория, шеф - О. Олендорф) сформировано на базе отдела II 2 СД, являлось органом СД на территории рейха и занималось контролем за внутренней общественной жизнью и выявлением врагов внутри НСДАП (партийный орган). Управление IV (контрразведка, шеф – Г. Мюллер) возникло из отделов II и III гестапо и отдела III 2 СД (государственный орган). Управление V (криминальная полиция, шеф – А. Нёбе) появилось в результате переименования управления криминальной полиции SIРО (государственный орган). Управление VI (внешняя разведка, шеф – Г. Йост) возникло на базе III отдела СД (партийный орган). Как видно, только первое управление могло претендовать на статус единой службы. Были созданы местные управления, внутренняя организация которых дублировала структуру РСХА. Разумеется, от управления к управлению структура могла разниться, исходя из специфики местных проблем.

Мир погрузился в темную и кровавую бездну войн и массовых убийств.

Карательный механизм в 1943 – 1945 гг.

К 1943 г. в подчинении рейхсфюрера СС находилось 15 главных управлений, в том числе: РСХА, Главное управление СС (пополнение личного состава войск СС), Главное административно-хозяйственное управление СС, Главное оперативное управление СС (оперативный штаб СС; оперативный контроль над войсками СС), Главное управление СС по вопросам расы и поселения (наблюдение за расовой чистотой СС); Главное управление суда СС; кроме того, в ведении Гиммлера было формально подчиненное МВД Главное управление полиции порядка (К. Далюге ); к 1945 г. численность войск СС составляла около 1 миллиона чел. (38 дивизий) . Кроме этого: более 45 тыс. служащих гестапо; около 3 миллионов служащих полиции порядка; 40 тыс. охранников и надзирателей в концлагерях ; около 3 тыс. сотрудников СД и около 20 тыс. сотрудников КРИПО . Частью карательного механизма были также тюрьмы. В 1943-1944 гг. в немецких тюрьмах было казнено более 11 тыс. человек; только в тюрьме Бранденбург в 1940-1945 гг. было произведено более 2 тыс. казней, из них более 1,8 тыс. по политическим мотивам . Наиболее частыми были следующие обвинения: измена режиму, измена родине, саботаж, сопротивление властям, подрыв военных усилий, слушание зарубежных передач, нарушение трудовой дисциплины.

В январе 1943 г. Гиммлер официально назначил Кальтенбруннера шефом полиции безопасности и СД, но поручил последнему прежде всего разведку, сохранив за собой непосредственное руководство гестапо и КРИПО. Кальтенбруннер превращался из всесильного шефа органов госбезопасности, каким был Гейдрих, в представителя Гиммлера в РСХА с задачей не дать отдельным частям управления выйти из-под контроля рейхсфюрера СС. Все это привело к усилению власти РСХА, но в то же время и к возникновению определенных рамок. Гиммлер избегал конфликтов с партийным руководством (где недолюбливали СС и СД) и запретил критику НСДАП, что фактически свело на нет работу СД в Германии в этом отношении . В августе 1943 г. рейхсфюрер СС Гиммлер был назначен на пост главы имперского МВД, шеф РСХА Кальтенбруннер стал еще и статс-секретарем МВД. Вся полиция окончательно влилась в СС, тем более что к тому времени соперник Гиммлера шеф полиции порядка Далюге тяжело заболел. Важнейшие функции полицейско-правового характера по распоряжению Гиммлера от МВД перешли к СД. В том числе: контроль над уголовной полицией, регистрация граждан, организация полиции, определение ее прав, прежде всего в области политики. А в 1944 г. СС взяла на себя и вопросы материального обеспечения полиции . После того как Гиммлер возглавил МВД противостояние между СС и партией, прежде всего в лице шефа партийной канцелярии Бормана, особенно обострилось. Борман был крайне недоволен деятельностью СД в отношении НСДАП. Гиммлер снова уклонился от схватки с партийным аппаратом, что свидетельствовало о внутренней слабости СС: руководство этой организации так и не решило, в чем заключаются ее интересы; монолитность СС была мифом . На завершающем этапе войны у СД осталось две функции: иностранный шпионаж и террор в Восточной Европе . Не увенчались успехом и попытки рейхсфюрера СС на посту главы МВД подмять под себя гауляйтеров. В феврале 1944 г. Гитлер особым распоряжением подчинил гауляйтеров себе лично. В сфере своих компетенций гауляйтеры считались непосредственными представителями Гитлера, и имя Гиммлера было для них пустым звуком .

По мере ухудшения ситуации на фронтах во властных структурах и спецслужбах началось расслоение руководства на группы, каждая из которых имела собственное мнение о будущем Германии. В январе 1944 г. гестаповцы выявили причастность сотрудников абвера к антифашистской деятельности. Гитлер был в ярости. Поступило предложение подчинить военную разведку РСХА. В феврале 1944 г. абвер был расформирован. 2 его отдела были сведены в Управление военной контрразведки (МИЛ) и включены в состав РСХА, причем формально они не подчинялись VI управлению (при Шелленберге была создана координационная группа). Абвер-3 (контрразведка) был разделен: гестапо получило внутреннюю контрразведку и ближнюю секретную разведку, а Шелленберг - дальнюю разведку. Военное управление РСХА подразделялось на 7 групп (делившихся на рефераты): А - организационные вопросы (в том числе реферат ZR - правовые вопросы); В - Запад; С - Восток; D - саботаж и спецоперации в тылу противника; Е - техническое обеспечение; F - руководство фронтовыми разведывательными и контрразведывательными командами; G - поддельные документы, средства тайнописи, фотоаппаратура и др. Формальная передача абвера РСХА состоялась в мае 1944 г. на совещании руководства СС и ОКВ .

Демократическое государство часто выглядит беспомощным перед многими социальными и другими проблемами, но оно имеет одно существенное преимущество: в природе демократии заложены возможности свободного обсуждения проблем и своевременных изменений, тогда как тоталитарная система не способна почувствовать свое нездоровое состояние, поскольку тоталитаризм, как и фашизм, и есть болезнь. Обе эти болезни коварны и лживы, они очаровывают и околдовывают, поэтому многие заражаются ими, не осознавая этого, не задумываясь о последствиях, и становятся в итоге соучастниками тягчайших преступлений.

Воссоединение Германии в единую Германскую империю состоялось, несмотря на то, что многие попытки объединения, такие как Рейнский союз (1806 - 1813 годов), образованный Наполеоном I, и Германский союз, просуществовавший с 1815 по 1866 год, были не очень удачными. Огромную роль в этом объединении сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк.

Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие.

В 1870 году Бисмарк спровоцировал Францию на объявление войны и выставил ее агрессором. В ходе той войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно запланированная задача присоединения южно-германских государств. 18 января 1871 года в Версальском дворце, в свое время служившем местопребыванием французских королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором Германии. Объединение Германии завершилось. Присоединение южных государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими парламентами. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство, принявшее название Германской империи. 16 апреля 1871 года рейхстаг утвердил новую конституцию

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли двадцать пять государственных образований (четыре королевств, шесть великих герцогств, четыре герцогств, восемь княжеств, три вольных городов) и имперская провинция Эльзас-Лотарингии, аннексированная от Франции. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. Конституция наделила эти субъекты незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Итак, статья 20 конституции декретировала введение всеобщего мужского избирательного права, хотя сам Бисмарк относился к всеобщему голосованию как институту вредному и опасному.

Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.

Досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней – бундесрата, и это не единожды делалось.

Функции имперского правительства были весьма широкими. «Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:

1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, … сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

4) Общие определения в банках.

5) Патенты на изобретения.

6) Охрана авторской собственности.

7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания … и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

10) Почта и телеграф …

13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

14) Армия и военный флот в империи.

На долю же местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.

Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 года была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.

В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и некоторых иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Таким образом, исходя из конституции 1871 года, государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король, он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся конституции, финансов и военного дела. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность немецкого рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.

Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 году закон о страховании по инвалидности и старости, что и явилось одним из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). Действие закона распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование, что послужило основанием его резкой критики в рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.

В 1916 году, начальником генерального штаба назначен фельдмаршал Гинденбург, а его заместителем генерал Людендорф. В условиях усилившейся конкуренции гражданских и военных властей, император лишился фактически всяких реальных полномочий и в Германии фактически установилась военная диктатура.

Принятие закона 1916 года “О вспомогательной службе Отечеству”, на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет, а властям предоставлено было право проводить принудительную мобилизацию населения на любую работу, завершило процесс полной милитаризации труда в Германии.

Политический режим Германской Империи можно охарактеризовать, как авторитарный. В нем соединялись черты и тоталитаризма, и демократизма, с частыми колебаниями между ними.

1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А. и проф. Жидковой О. А. – М.: Издательство НОРМА, 2000

2. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец."Юриспруденция" / Под ред. К. И. Батыра.- М.: Былина, 1999

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. - М., 1994

[1] [1] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. /Под ред. проф. З.М. Черниловского, сост. В.Н. Садиков. - М., 1994, стр. 265.

В статье рассмотрены особенности устройства и функционирования полиции Федеративной Республики Германия.

1. Полиция ФРГ: общие положения

Федеральная полиция Германии (die Bundespolizei) находится в системе Министерства внутренних дел ФРГ (das Bundesministerium des Innern). Министерство возглавляет Министр.3 Наряду с министром министерством руководят два парламентских секретаря (Parlamentarische Sekretäre) и два госсекретаря (Staatssekretäre). Парламентские секретари поддерживают министра в выполнении его политических задач, обеспечивая связь с Бундестагом и Бундесратом, они должны быть членами Бундестага. Госсекретари – служащие министерства самого высшего ранга, отвечают за успешную работу МВД и контролируют выполнение указаний Министерства.

В МВД Германии имеется большое число подразделений, выполняющих различные полицейские задачи. Рассмотрим некоторые из них. Штаб управления и связь (Stab Leitungsbereich und Kommunikation) помогает министру руководить службами. Штаб возглавляет Руководитель (Leiter). В Штабе имеют Министерское бюро (Ministerbüro), Парламентские и кабинетные дела (Kabinett- und Parlamentsangelegenheiten), международные дела (Internationale Angelegenheiten), пресс-атташе (Pressesprecher), стратегические связи, Интернет, речи (Strategische Kommunikation; Internet, Reden).

Подразделение Z – Zentralabteilung (центральное подразделение) обеспечивает подразделения МВД личными, имущественными и финансовыми ресурсами для выполнения соответствующих функций. Подразделение G – Grundsatzfragen; Europa und Internationale Entwicklungen (принципиальные вопросы, Европа и международное развитие) занимается планированием и подготовкой документов и выступлений по принципиальным вопросам внутренней жизни и европейской политики, анализом международной ситуации и межкультурным диалогом, а также информационной службой и визитами.

Подразделение D – Öffentlicher Dienst (публичная служба) занимается служебными отношениями в подразделениях полиции и соблюдением полицейскими норм служебного права.

Подразделение O – Verwaltungsmodernisierung;Verwaltungsorganisation (модернизация управления, организация управления) занимается инновационной деятельностью и борьбой с бюрократией. Организуется обмен опытом и научными достижениями структурами федерального министерства с институтами ЕС, СЕ, ОЭСР. Большое внимание уделяется предупреждению коррупции и повышению прозрачности публичного управления. Подразделение SP – Sport (спорт) развивает политику в области спорта и сотрудничества с международными структурами в этой сфере.

Подразделение V – Staatsrecht; Verfassungsrecht;Verwaltungsrecht (уголовное право, конституционное право, административное право) занимается разработкой проектов изменений в соответствующее законодательство, содействием выполнению международных обязательств и норм европейского права.

Подразделение ÖS – Öffentliche Sicherheit (общественная безопасность) занимается борьбой с терроризмом, организованной преступностью, экстремизмом и охраной Конституции. Подразделение осуществляет надзор за Федеральной криминальной службой и федеральной службой по охране Конституции (das Bundesamt für Verfassungsschutz).

Подразделение B – Angelegenheiten der Bundespolizei (дела полиции) обеспечивает координацию выполнения подразделениями федеральной полиции (пограничной, железнодорожной, воздушной, береговой охраной, вспомогательные службы и др.) своих задач.

Подразделение KM – Krisenmanagement und Bevölkerungsschutz (кризисное управление и защита населения) обязано поддерживать постоянную связь Министерства внутренних дел с силами безопасности на международном, федеральном, земельном и уровнях.

Подразделение M – Migration; Integration; Flüchtlinge; Europäische Harmonisierung (миграция, интеграция, беженцы, европейская гармонизация) занимается вопросами миграции и беженцев, прибытием и интеграцией переселенцев, лиц, прибывающих в ФРГ на постоянное место жительства.
Каждое подразделение МВД находится под руководством министерского директора (der Ministerialdirektor). Они также сотрудничают с Министром, парламентским госсекретарем, госсекретарем. Полиция ФРГ осуществляет несколько видов задач:

а) уголовное преследование за совершение преступлений и административные нарушения общественного порядка;

б) пограничная охрана территории Германии. Полиция осуществляет: наблюдение за наземными, водными и воздушными границами; контроль пересекающего границу транспорта, включая проверку документов; защиту границы, если возникает угроза безопасности в пределах до 30 км от сухопутной и 50 км от водной границы.

Охрана границы осуществляется не только непосредственно на пограничных территориях, но и внутри страны, в аэропортах и морских портах, на территории железнодорожных объектов, самой железной дороги и в поездах. При этом полиция предотвращает нелегальное пересечение границы, борется с контрабандой и другими преступлениями (торговля людьми, наркобизнес и подделка документов).

Полиция Германии отвечает за охрану границ в немецком территориальном море. При этом полиция берет на себя задачи транспортной полиции, охраны окружающей среды, контроля за рыболовством и проведением научных исследований. Полиция Германии уполномочена выполнять также задачи за границей территориального моря Германии в соответствии с международным правом.

Меры безопасности включают: личный контроль и контроль транспортных средств; предотвращение возможных посягательств;

в) задачи в сфере транспорта. Полиция ФРГ отражает любые угрозы общественной безопасности и правопорядку, которые могут нанести вред пассажирам и транспортным средствам.

В задачи полиции на железнодорожном транспорте входит:

а) предупреждение преступлений и уголовного преследования на вокзалах и железнодорожных сооружениях, например вандализма, преступлений против собственности, насильственных преступлений, опасного вмешательства в железнодорожное движение;

б) патрулирование, прежде всего в транспорте, которым можно пересечь границу, и в связи с перемещениями по поводу акций протеста;

в) патрульная деятельность и розыск в поездах пригородного и грузового транспорта, подвергающихся опасности;

г) меры охраны на вокзалах и в поездах в связи с пассажирскими грузоперевозками во время массовых мероприятий (например, сопровождение футбольных фанатов);

Полиция Германии осуществляет: проверку пассажиров, а также их ручной клади и багажа при участии специально обученных сотрудников и современной техники; принятие мер по установлению предметов, от которых может исходить опасность, например, изъятия запрещенных предметов, таких как оружие и боеприпасы или обезвреживание взрывоопасных или воспламеняющихся устройств; контроль всех территорий аэропорта; меры безопасности в самолетах, подвергающихся особой опасности.

На море полиция Германии охраняет побережье страны, внутренние и территориальные воды. С 1994 года морская полиция входит в систему береговой охраны (Küstenwache), содействует выполнению своих функций таможенными органами, органами по управлению водными ресурсами, судостроения, охраны рыбных ресурсов;

г) содействие иным органам федеральной власти.

Полиция Германии охраняет: Президента бундестага, неприкосновенность его жилища и его безопасность; Федеральное министерств внутренних дел и безопасность представительств Германии за рубежом и др.

По соглашению между землями Берлин и БаденВюртемберг полиция охраняет федеральные конституционные органы, а также федеральные министерства от опасностей, которым они могут подвергнуться во время осуществления своих функций. В числе объектов охраны: Канцелярия федерального президента (Bundespräsidialamt); Канцелярия федерального канцлера (Bundeskanzleramt); Министерство иностранных дел; Федеральное министерство внутренних дел; Федеральное министерство юстиции; Федеральный конституционный суд (das Bundesverfassungsgericht);

д) содействие полиции земель. Полиция Германии, когда это требуется, оказывает содействие полициям земель: поддержание и восстановление общественной безопасности и порядка, например при демонстрациях; помощь при стихийных бедствиях и серьезных несчастных случаях; отражение угроз целостности государства или свободному демократическому и конституционному строю Германии или ее земель;

е) Содействие Федеральному ведомству по охране Конституции (Bundesamt für den Verfassungschutz) в области радиотехники. Полиция Германии регистрирует функционирование радиоаппаратуры иностранной разведки и наблюдаемых групп людей и отдельных лиц; оценивает радиопередвижение, документы, приборы иностранной разведки и наблюдаемых групп людей и отдельных лиц;

ж) специальные функции. Специальные силы полиции (GSG 9 der Bundespolizei) выполняют задачи по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, посягательствами на жизнь. Центр информационной техники и коммуникаций (Zentrum fur Informations- und Kommunikationstechnik – IKTZ) занимается подготовкой и использованием соответствующих сетей, охраной информации;

В пределах существующих договоров полиция ФРГ совместно работает в сфере безопасности с другими органами безопасности Германии и земель и пограничными органами других стран;

и) задачи при чрезвычайном положении и не- обходимой обороны. Федеральное правительство может применить полицию Германии для защиты от угрозы целостности государства или свободному демократическому и конституционному строю Германии или ее земель, чтобы устранить опасность, угрожающую обществу или отдельной личности.

2. Структура полиции

Отдел 1 – состояние и оценка; Отдел 2 – предотвращение опасности; Отдел 3 – борьба с преступностью; Отдел 4 – международные дела, европейское сотрудничество; Отдел 5 – центр информации и коммуникации; Отдел 6 – полицейская техника, управление ресурсами; Отдел 7 – право, персонал; Отдел 8 – бюджет, организация, врачебно-профилактическая служба.

Б. Дирекции федеральной полиции (Bundespolizeideriktionnen) За оперативную работу в землях отвечают соответствующие Дирекции федеральной полиции: Бад-Брамштед, Ганновер, Санкт Августин, Кобленц, Штуттгарт, Мюнхен, Пирна, Берлин. Кроме того, правами дирекции обладают полиция Аэропорт Франкфурт/Майн и Управление особыми отрядами федеральной полиции Фулдаталь.

В частности, дирекция Берлина17 компетентна в пределах земли Берлин и Бранденбурга. Структура Дирекции определена в рамках новой организации полиции с 1 марта 2008 года. Дирекцией руководит Президент, которому подчиняются три штаба: работы с общественностью, контроля и внутренней проверки. Президенту помогает вице-президент. Штаб-квартира Дирекции (Direktionsstab) занимается тремя сферами отношений (общие вопросы, полицейская техника/материальное снабжение и управление).

В 2002 году в штабе учреждена Полицейская инспекция полицейской специальной службы (Bundespolizeiinspektion Polizeiliche Sonderdienste), которая проверяет штаты полиции.

В компетенцию полиции дирекции Берлина входят: полицейский контроль межграничного передвижения, охрана от посягательств на безопасность берлинских аэропортов, выполнение задач пограничной полиции на границе с Польшей, отпор преступным посягательствам на вокзалах, охрана конституционных органов федерации и министерств, борьба с преступностью.

В. Академия федеральной полиции (Bundespolizeiakademie) Академия федеральной полиции – центральное учреждение полицейского образования и повышения квалификации. Академия имеет пять обучающих центров и центров повышения квалификации и Спортивную школу федеральной полиции в Бад Эндорф. Академия федеральной полиции тесно сотрудничает с другими национальными и международными образовательными учреждениями.

3. Сотрудник полиции

Согласно абз. 1 § 2 Постановления о карьерной лестнице в федеральной полиции Германии21 служащие полиции Германии подразделяются на средний, повышенный и высокий уровни. После сдачи квалификационного экзамена и проверки лица допускаются к службе в полиции на следующие должности:

– средний уровень: в качестве начальной должности – мастер полиции (der Polizeimeister), в качестве повышенной должности – старший мастер полиции (der Polizeiobermeister) или главный мастер полиции (der Polizeihauptmeister).

Эти сотрудники должны иметь среднее образование и, по возможности, получать профессиональное образование. Они должны понимать английский язык. Минимальный возраст – 16 лет, максимальный – 24 года, с 2010 года – 27 лет. В период работы они проходят двухгодичное обучение и специальную практику:

– повышенный уровень: в качестве начальной должности – комиссар полиции (der Polizeikomissar), в качестве повышенной должности – верховный комиссар полиции (der Polizeioberkomissar), главный комиссар полиции (der Polizeihauptkomissar) или первый главный комиссар полиции (der Erster Polizeihauptkomissar). Указанные сотрудники должны иметь стаж работы в федеральной полиции, иметь или получать общее или специальное высшее образование и быть не моложе 31 года к моменту назначения. Кроме того, они обязаны знать английский и, по возможности, другой иностранный язык. Во время работы они получают трехгодичное образование в специальной высшей школе публичного управления (die Fachhochschule des Bundes für öffentliche Verwaltung).

Высший уровень: в качестве начальной должности – Совет полиции (das Polizeirat), в качестве повышенной должности – Верховный совет полиции (das Polizeioberrat), директор полиции (der Polizeidirektor), руководящий директор полиции (der Leitender Polizeidirektor), начальник подразделения федеральной полиции (der Abteilungspräsident in der Bundespolizei), директор дирекции федеральной полиции (der Direktor der Bundespolizeideriktion), президент дирекции федеральной полиции (der Präsident des Bundespräsidiums), начальник инспекции федеральной полиции (der Inspekteur der Bundespolizei). Для данного уровня специальные требования в настоящее время не предусмотрены:

– повышенный и высший уровни сотрудников полиции ФРГ могут требовать специальных знаний для технических служб.

4. Полномочия сотрудника полиции

Можно различать общие и специальные полномочия сотрудников полиции. Согласно § 14 закона о федеральной полиции, при выполнении своих функций полиция должна принимать все меры, чтобы обеспечить выполнение закона, охранять правовые блага (Rechtsgut) – существование государства, жизнь, здоровье, свободу и др. При этом полиция должна руководствоваться принципом соразмерности (Grundsatz der Verhaltnismassigkeit); в каждом конкретном случае необходимо применять лишь действительно необходимое принуждение, которое должно прекращаться по минованию необходимости. Основные права личной неприкосновенности (ст. 2 абз. 2 Основного закона), свободы личности (ст. 2 абз. 2) и неприкосновенность жилища (ст. 13) могут ограничиваться только законом. Полиция несет ответственность за поведение своих сотрудников при исполнении обязанностей. Федеральная полиция должна самостоятельно выполнять свои обязанности (§ 19).

Полиция может применять принудительные меры в отношении лиц, чье поведение безответственно (nicht verantwortlicher Personen), если:

г) закон о полиции (§ 29–36) подробно регламентирует принудительные действия в отношении лица: задержание (арест), личный обыск, осмотр вещей, обыск жилища и др.;

В частности, на основании § 38 полиция может указать лицу определенное место, в котором ему необходимо пребывать (Platzverweisung). Полиция может арестовать лицо (Gewahrsam), если: это необходимо для охраны жизни и здоровья лица; оно нарушило указание о месте пребывания; оно задержано на месте преступления или сразу после совершения его (§ 39). Сотрудник полиции вправе задержать несовершеннолетнего, находящегося в общественном месте без сопровождения взрослого в определенное время либо оставшегося без надзора, и передать его в спецучреждение или службе по защите прав несовершеннолетних.

Читайте также: