Рассмотрение и разрешение дел в судах в установленном законом порядке и в определенной форме

Обновлено: 17.05.2024

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ:

правосудие в РФ осуществляется только судом, а

судебная власть осуществляется посредством судопроизводства 4-х видов:

административного судопроизводства и

Законодательство о судопроизводстве в РФ

Судопроизводство в РФ регламентируется следующими основными федеральными законами:

Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 25.10.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 01.09.2019) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О военных судах Российской Федерации";

Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 25.10.2019) "О статусе судей в Российской Федерации";

Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".

Понятие и виды судопроизводства

Судопроизводство — это установленный законом порядок действия судов по возбуждению, рассмотрению и разрешению судебных дел по защите прав.

Рассмотрение в судах любых судебных дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются различными процессуальными кодексами, в частности:

Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ),

Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ),

Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ).

Судебная власть в государстве функционирует по заранее установленным правилам судопроизводства. Форма в процессуальном праве это - основа судебной системы.

Но так как судебные дела по защите различных прав имеют большое разнообразие, то разнообразны и формы их судебного рассмотрения, судопроизводства. Вот почему все судебные дела имеют четкую классификацию.

Как предусмотрено в статье 118 Конституции РФ, судебная власть в РФ осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

административного судопроизводства и

Некоторые юристы из гражданского судопроизводства выделяют в качестве самостоятельного Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс). Такое выделение Арбитражного процесса в особую категорию обусловлено тем, что происходит он в специальном суде - арбитражном суде и регулируется отдельным кодексом - Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ).

Как известно, нарушение прав нарушению рознь:

разные нарушения прав имеют разные последствия,

одни нарушения прав имеют очень опасные последствия для общества, другие - менее опасны.

В связи с этим, от степени последствий нарушения прав и общественной сферы, в которой эти нарушения происходят, судебные разбирательства разделяют на четыре основных направления:

  • конституционное,
  • гражданское,
  • административное и
  • уголовное.

Порядок судебного разбирательства в каждом из этих направлений свой и они могут довольно сильно отличаться друг от друга. Более того, задачи, которые ставятся перед каждым направлением при рассмотрении того или иного судебные разбирательства тоже разные.

Например, согласно статье 125 Конституции РФ:

  • одной из задач конституционного судопроизводства является разрешение дел о соответствии федеральных законов, договоров между органами государственной власти Конституции РФ.
  • задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Итак, судопроизводство — это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судебных дел.

Именно вид судопроизводства определяет:

статус участников судебного дела, а также

объем прав и обязанностей его участников.

Конституционное судопроизводство (конституционный процесс)

Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда РФ, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов.

Основной задачей Конституционного Суда является:

контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права;

решения Конституционного Суда являются окончательными и не подлежащими обжалованию,

действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

В том случае, если:

решением Конституционного Суда какой-либо нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично

либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании,

государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт:

  • рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и/или дополнений в нормативный акт, признанный несоответствующим Конституции РФ в отдельной его части.

Основные требования к конституционному судопроизводству установлены:

  • Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Возможность создания субъектами РФ конституционных (уставных) судов предусмотрена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации":

  • по состоянию на 2020 год в 15 субъектах РФ действуют свои конституционные (уставные) суды.

Конституционные суды республик:

  • Конституционный суд Республики Адыгея
  • Конституционный суд Республики Башкортостан
  • Конституционный суд Республики Дагестан
  • Конституционный суд Республики Ингушетия
  • Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики
  • Конституционный суд Республики Карелия
  • Конституционный суд Республики Коми
  • Конституционный суд Республики Марий Эл
  • Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
  • Конституционный суд Республики Северная Осетия - Алания
  • Конституционный суд Республики Татарстан
  • Конституционный суд Чеченской Республики

Уставные суды краев и областей:

  • Уставный суд Калининградской области
  • Уставный суд Свердловской области

Уставные суды городов федерального значения:

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс)

Уголовное судопроизводство:

  • досудебное и судебное производство по уголовному делу.

Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному судопроизводству.

Уголовное судопроизводство призвано:

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются:

на преступления небольшой тяжести,

преступления средней тяжести,

тяжкие преступления и

особо тяжкие преступления.

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается:

  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.07.2020), основанным на Конституции РФ.

Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК РФ:

  • является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

Назначение уголовного судопроизводства:

защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание.

Итак, в уголовном судопроизводстве:

место судопроизводства - суд общей юрисдикции (в т.ч. военный суд);

как судить – отвечает Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ);

за что судить и как наказывать – отвечает Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Административное судопроизводство (административный процесс)

Административное судопроизводство:

это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти

в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Порядок осуществления административного судопроизводства регламентируется:

  • Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.03.2020).

В рамках административного судопроизводства:

  • рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти - административные дела.

Основной функцией административного судопроизводства является:

судебный контроль за органами власти;

при осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского судопроизводства и арбитражного судопроизводства, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

Субъектами в административном судопроизводстве являются:

с одной стороны - гражданин, организация, права которых нарушены,

а с другой стороны - орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

Административное судопроизводство отличается:

особым процессуальным порядком,

позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

При этом целью и основным назначением административного судопроизводства является:

  • защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства:

административное судопроизводство в арбитражных судах в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ);

административное судопроизводство в судах общей юрисдикции в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются:

обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений;

мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций является:

  • законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу.

Особенности административного судопроизводства:

  • административное судопроизводство, наряду с конституционным, уголовным и гражданским судопроизводством - закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в РФ;

ч. 2 статьи 118 Конституции РФ

административное судопроизводство - носит публично-правовой характер;

основной функцией административного судопроизводства - является рассмотрение и разрешение административных дел;

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений. Как правило, административные дела не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. Последствия совершения административных правонарушений – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд за административные правонарушения чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности могут назначаться общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

  • административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство - имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства можно выделить:

во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти;

во-вторых, активная роль суда на всех стадиях административного судопроизводства;

в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия);

в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом;

Пресекательный (преклюзивный) срок — это срок, по истечении которого погашается само право требования. По его истечении нельзя путем обращения в суд получить защиту нарушенного права.

  • в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Гражданское судопроизводство

Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено:

право всех граждан на судебную защиту их интересов;

реализация данного права происходит только посредством гражданского судопроизводства.

Гражданское судопроизводство:

это законная процедура защиты, восстановления или реализации нарушенных прав граждан;

реализуется оно путём обращения в суд с соответствующим документом (исковым заявлением, жалобой, заявлением особого производства, ходатайством и т.д.), последующим рассмотрением дела по существу, по которому выносится судебное решение.

Процессуальный порядок гражданского судопроизводства определен:

  • нормами Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Существуют несколько видов гражданского судопроизводства, но на практике самыми распространенными считаются:

исковое гражданское судопроизводство и

особое гражданское судопроизводство.

Исковое гражданское судопроизводство:

осуществляет защиту и восстановление нарушенных прав при возникновении между сторонами гражданских споров - жилищных, семейных, трудовых и пр.;

это самый сложный вид гражданского судопроизводства, при котором его стороны (истец и ответчик) на равных правах отстаивают в суде свои интересы.

Особое гражданское судопроизводство:

помогает в осуществлении определенных гражданских прав, реализация которых в соответствие с законом возможна, только на основании судебного решения,

это - признание гражданина недееспособным; усыновление ребенка, установление юридического факта и т.д.

В любом из всех существующих видов гражданского судопроизводства желательно участие опытного юриста, который сможет профессионально оказать представительство в суде интересов своего клиента.

Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны, как и сферы, которые оно охватывает.

Основными нормативными актами, регулирующими гражданское судопроизводство, являются:

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ);

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ);

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, судебные дела будут рассматриваться:

или в арбитражных судах,

или в федеральных судах общей юрисдикции,

или в мировом суде.

Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства, определяют:

по Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) и

по Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ).

Арбитражное судопроизводство (арбитражный процесс)

Арбитражное судопроизводство выделяют в особую категорию, потому что происходит оно в специальном арбитражном суде и регулируется отдельным кодексом - Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ). Но некоторые юристы относят арбитражное судопроизводство к гражданскому судопроизводству, считая его лишь разновидностью последнего.

В арбитражном судопроизводство может быть несколько ситуаций:

  • первая ситуация – один бизнесмен обвиняет другого в нарушении договора или закона и требует компенсации убытков;

Под бизнесменом в данном случае условно подразумевается как индивидуальный предприниматель (ИП), так и юридическое лицо.

1. Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28 - 38 настоящего Кодекса.

2. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителей и других заинтересованных лиц.

3. В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Статья 263. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства

Также является ошибочным указание суда апелляционной инстанции на возможность обращения Щербинина Ю.А. для защиты нарушенных прав в суд с заявлением об установлении факта владения и пользования садовым участком со дня вступления в члены некоммерческого объединения, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такие требования не подлежат рассмотрению в порядке особого производства при наличии спора о праве.

Указание суда апелляционной инстанции на возможность обращения Рассохиной Т.В. в суд с заявлением об установлении факта владения и пользования садовым участком со дня вступления в члены некоммерческого объединения для защиты нарушенных прав является ошибочным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такие требования не подлежат рассмотрению в порядке особого производства при наличии спора о праве.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Куроптев оспаривает конституционность части третьей статьи 263 ГПК Российской Федерации, согласно которой в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства, а также части первой статьи 264 данного Кодекса, согласно которой суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

утратившей в настоящее время силу части третьей статьи 247 "Порядок обращения в суд", части третьей статьи 263 "Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства", пункта 6 части второй статьи 329 "Постановление суда апелляционной инстанции", статей 333 "Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора" и 334 "Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора", части второй статьи 376 "Право на обращение в суд кассационной инстанции", пункта 3 части первой статьи 379.1 "Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу", статей 383 "Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции" и 387 "Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке" и части второй статьи 390 "Полномочия суда кассационной инстанции".

В соответствии с частью 1 статьи 262 и статьей 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке особого производства по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 и 28 данного кодекса.

Кроме того, рассматривая заявление Схаляхо С.Х. в порядке особого производства, суд не учел, что наследникам по закону - Жуковой Н.Н., Назаренко И.А., Самойлову Л.Н., Губаревой Л.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на спорное имущество (л.д. 109-114). При таких обстоятельствах суду следовало определить порядок рассмотрения дела (по правилам главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или в порядке искового производства), учитывая при этом, что согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

В Определении от 5 марта 2009 года N 544-О-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что взаимосвязанные нормативные положения частей первой и второй статьи 32, части третьей статьи 33, части первой статьи 34 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и статьи 133, части первой статьи 263, частей первой и второй статьи 303 и части первой статьи 304 ГПК Российской Федерации - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не допускают принудительной госпитализации лица в психиатрический стационар на срок свыше 48 часов без судебного решения.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.В. Лычковская оспаривает конституционность части третьей статьи 263 ГПК Российской Федерации, согласно которой в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.В. Прачев оспаривает конституционность части третьей статьи 263 "Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства" ГПК Российской Федерации.

часть первая статьи 263, согласно которой дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 27 - 38 данного Кодекса;

По мнению заявительницы, статья 32, часть первая статьи 34 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", а также статья 133, часть первая статьи 263, часть первая статьи 303 и часть первая статьи 304 ГПК Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 22 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3), поскольку допускают принудительное удержание граждан в психиатрическом стационаре без судебного решения на срок свыше 48 часов.

Перечисленные в жалобе положения статей 39, 173, 220, 262, 263 и 443 ГПК Российской Федерации, будучи нормами процессуального права, не регулируют (и не могут рассматриваться как регулирующие) вопросы предоставления какой-либо компенсации гражданам, полагающим, что в отношении них были неправомерно применены процедуры психиатрического освидетельствования без их согласия или без согласия их законного представителя и госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, а потому они не могут рассматриваться как затрагивающие права заявительницы в соответствующем аспекте.

В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 262 и частью первой статьи 263 ГПК Российской Федерации рассмотрение гражданских дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар относится к особому производству, которое осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными главой 35 данного Кодекса. При этом правосудие по делам указанной категории, как и по всем другим гражданским делам, должно осуществляться на основе принципов равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон (статьи 6 и 12 ГПК Российской Федерации). В силу названных принципов и правил доказывания в гражданском судопроизводстве психиатрическое учреждение при обращении в суд обязано доказать наличие обстоятельств, которые являются основанием для принудительной госпитализации лица. Заключение врачей-психиатров психиатрического учреждения выступает в качестве одного из предусмотренных законом доказательств, которые оно обязано представить суду, но, однако, не является заключением эксперта (экспертов) в смысле статьи 86 ГПК Российской Федерации.

3.1. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, как это следует из статьи 34 и части второй статьи 263 ГПК Российской Федерации, являясь заинтересованным лицом, приобретает статус лица, участвующего в деле, и в этом качестве в соответствии со статьей 35 данного Кодекса имеет право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.

1. В ходе рассмотрения заявления гражданина Ю.Н. Миронова, обжаловавшего действия администрации Советского района города Брянска, администрации города Брянска и МУП "РКЦ ЖКХ города Брянска", Советский районный суд города Брянска установил наличие спора о праве и, руководствуясь частью четвертой статьи 1 ГПК Российской Федерации, применил по аналогии часть третью статьи 263 ГПК Российской Федерации и оставил заявление без рассмотрения.


Гражданское судопроизводство – это процесс защиты прав и законных интересов гражданина. Основными документами, на которые опирается гражданское судопроизводство, являются Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Обращение граждан в суд с исками — это одна из форм их участия в управлении государством и законное средство защиты своих прав, которое имеет приоритет перед прочими формами защиты.

Задачи гражданского судопроизводства

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, потребительских или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Так одним из основных видов гражданского судопроизводства, обеспечивающее защиту прав граждан является исковое производство. В его основе главным образом лежит спор о праве. Основным отличием искового производства от приказного является его состязательность, т.е. разбирательство дела происходит в форме спора сторон перед судом. Каждая сторона отстаивает свои и оспаривает требования другой стороны.

Порядок подачи искового заявления и его содержание установлено Главой 12 ГПК РФ.

Подсудность и суды по гражданским делам.

Гражданские споры – это споры, в которых граждане и организации отстаивают свои права, нарушенные другими гражданами или организациями. Нарушение прав может заключаться в нанесении вреда здоровью, морального ущерба, финансовых убытков, в порче или присвоении чужого имущества, вторжении в личную жизнь.

Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами.

Стороны гражданского процесса.

Главными участниками в деле являются стороны гражданского процесса – истец и ответчик. Истец – лицо, обращающееся к суду с просьбой о защите своего права или охраняемого законом интереса. Ответчик – лицо, на которое истец указывает как на нарушителя своего права. Гражданский процесс возникает только в случае, если истец указал на конкретного нарушителя своего права. Если в процессе разбирательства выяснится, что право требования, заявленное истцом, ему не принадлежит, его признают ненадлежащей стороной, и суд откажет в иске.

Если одна из сторон процесса выбывает, а правопреемство невозможно, то процесс прекращается.

Стороны гражданского процесса могут вести дело лично или через своих представителей.

Возбуждение гражданского дела.

Суд в гражданском производстве возбуждает дело только по исковому заявлению, в котором заинтересованное лицо излагает и обосновывает свои требования к ответчику. В определенных случаях гражданское дело может быть возбужденно по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Право на обращение в суд и возбуждение гражданского дела в суде предусмотрено ст. 3 и 4 ГПК РФ, процедура возбуждения гражданского дела описывается в статьях 4, 5 и 133 ГПК РФ.

Соучастие в гражданском процессе.

В случае, если на стороне нескольких истцов имеются общие права или общие обязанности – на стороне нескольких ответчиков, то, соответственно, иск может подаваться несколькими лицами или предъявляться нескольким ответчикам. Подобные требования, объединяют в одном деле, чтобы таким образом сэкономить средства и время.

Ответственность по гражданским делам.


Ответственность по гражданскому делу обычно предполагает не наказание, а исполнение требований потерпевшей стороны: восстановление на работе, возмещение понесенного ущерба, раздел имущества, установление режима общения с ребенком и т.д.

Особенность судебного производства по гражданским делам

о защите прав потребителей.

Судебная защита прав потребителей является частным случаем гражданского судопроизводства, тем не менее необходимо отметить несколько отличий от обычного гражданского судопроизводства:

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

Читайте также: