Какой ученый защищал на суде свою мать которую обвиняли в колдовстве

Обновлено: 07.05.2024

Парижские суды над ведьмами

Патнем, Анна

Одержимая (Патнем?) из Салема. Гравюра, сделанная во время Салемских судов над ведьмами, 1692.

Другое заявление по поводу дела Элизабет Проктор было сделано двумя мужчинами, Самуэлем Бартоном, 28 лет, и Джоном Хьютоном, 23 лет, утверждавшими, что мистер и миссис Патнем подговорили Мерси Льюис назвать Элизабет Проктор ведьмой.
Спустя 14 лет после окончания судов, появилось признание Анны П. о роли, которую она сыграла. Без него будет неполным непосредственное показание о массовом мошенничестве и обмане, совершенным девушками. Признание было зачитано в церкви деревни Салем новым пастором, преподобным Джозефом Грином; следует подчеркнуть, что Анна ГТ. не отрицала колдовство — она просто признавала, что была введена в заблуждение Сатаной.

См. также: Барроус, Джордж; Кори, Жиль; Салемские суды над ведьмами.

Первые исследователи колдовства

Верно инквизитором. обратное. Колдовство было понятием навязываемым, но не популярным, введенным непосредственно инквизицией и вызывавшим оппозицию населения (наряду с горсткой адвокатов и врачей). Только позднее, после десятилетий внедрения новой доктрины, появилась общественная поддержка этого заблуждения.

*статья об этих авторах;
+ иллюстрация из рукописи или опубликованной книги

* статья об этих авторах,
+ иллюстрации

Перемещения

Три ведьмы, танцующие в воздухе. Рис. Бонавентуры фон Генелли (1847).

Кроме Понцинибио, перемещения опровергали другие ранние демонологи: Жан Винсент, Кассини и Кайзерсберг. Де Спина выдвинул предположение, что дьявол дурачил ведьм, пародируя ангелов, переместивших пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон. Боден придерживался той точки зрения: тела ведьм оставались дома, и только их дух отправлялся на шабаш; так же полагали протестанты Лютер и Меланхтон.
В 1560г. Джамбатиста Порта писал, что подозреваемая ведьма пообещала принести ему сведения из отдаленного города. Она закрылась в комнате, и Порта, подсматривавший через щель, увидел, как она разделась, натерлась мазью и впала в транс. Он вошел в комнату, попытался разбудить ее и наконец избил, не оставив на ней живого места, но так и не разбудил ее. Позже ведьма рассказала о путешествии над морями и горами и о других невозможных вещах. Даже после того, как ей показали ее синяки, женщина по-прежнему утверждала, что она летала.

Аналогичную историю рассказал д-р Гассен-ди, друг Мольера. Он встретился с пастухом, мнимым волшебником, который, проглотив волшебный порошок, якобы улетел на черном коте. Доктор наблюдал за человеком, лежавшим в кровати в состоянии транса, и, чтобы убедить других жителей в лживости историй, которые хотел рассказать пастух, дал им лекарство, вызвавшее те же самые галлюцинации, что и порошок пастуха.

Перкинс, Уильям (1555-1602)

Пертский суд над ведьмами

Пико делла Мирандола, Джанфранческо (1469-1533)

Питтенвимские ведьмы

Вторым, расставшимся с жизнью, был Томас Браун. Он умер от голода в тюрьме.

Там, где священник пылал рвением против Дьявола и его эмиссаров (как в Питтен-вимке), приход становился идеальным парником для культивации ведьм, он производил столь удивительный урожай, что ничто другое уже не могло произрасти там. Но, если священник обладал частицей гуманности и небольшим здравом смыслом, Дьявол очень редко ступал на его территорию, и колдовства здесь не обнаруживалось.
Томас Джордж Стивенсон (1871).

Плавание (пытка)

Полтергейст

Представление о демоне-полтергейсте конца XVII в.

В разряд телекинеза можно включить якобы непроизвольные перемещения очень тяжелых предметов, таких как столы, кровати, тяжелая кухонная посуда, стаскивание постельных принадлежностей (старая шутка, известная еще парижскому епископу ХШв. Гильому Овернскому). Демон XVIIs. из Шпрейтона (Девон) забавлялся со шнурками от ботинок:

Полтергейст в Салмон-Фоллсе

Полтергейст в Сидвилле

Полтергейст в Тедворте (Тедвортский барабанщик)

Полтергейст в Эпворте

Джон Веслей (1703-1791).

Понцинибио, Джанфранческо

Порча (maleficia)

Гнев ведьм. Старинная гравюра (ББ).

Околдованный конюх и проклятие ведьм. — Ганс Бальдунг Грюн.

Ведьм часто обвиняли в поджигании зданий и городов посредством магического искусства.

Потт, Иоганнес Генрих

Превращения

Предполагалось, что превращения совершались с помощью магической мази, подобно той, что использовалась при перемещениях. Кроме того, на судах шотландских ведьм в 1662г. Изобель Гоуди привела ряд заклинаний для превращений в различных животных и, соответственно, для возвращения человеческого облика. Она признавалась, что для принятия облика зайца необходимо троекратно произнести:

И мы сразу же превращаемся в зайца. И чтобы выйти из этой формы, мы должны произнести:

Когда мы входим в обличье кота, мы должны трижды произнести:

Приговор

Признание

В XVI в. И. Вейер описывал такую же процедуру судебного разбирательства:

В основе подобной иррациональной юриспруденции лежит принцип, что признание обвиняемым своей вины является необходимым основанием для казни, даже при наличии любых других признаний, доказывавших виновность (например, разоблачения сообщником). Даже при обвинении в maleficia, вызвавшей болезнь человека или повреждение, П. было необходимо. Д-р Франц Иоэль, профессор медицины Грейфсвальдского университета, например, утверждал, что даже опытный врач не может различить естественное и насланное ведьмой заболевание и что единственным надежным доказательством является признание самой ведьмы.

Орудия пытки. Из "История инквизиции" Генри Ч. Ли.

Синклер приводит пример, рассказанный ему сэром Джорджем Макензи, генеральным прокурором короля Карла II:

Камера пыток. Из "История инквизиции" Генри Ч. Ли.

Судебная камера, XV в. Из "История инквизиции" Генри Ч. Ли.

Призрачные показания

Прокалывание (пытка)

Пытка

Когда колдовство рассматривалось просто как примитивная магия или чародейство (как было до 1200г.), то можно было попросить дьявола помочь в осуществлении действий, находившихся вне пределов возможного, без всякой задней мысли об отрицании превосходства христианского Бога, и это преступление не считалось ересью и должно было наказываться светскими судами как одно из наименее тяжких преступлений. Однако, поскольку все подобные просьбы означали признание власти Дьявола над установленным Господом порядком, любая форма колдовства признавалась потенциальным противодействием христианскому Богу и, следовательно, ересью.

Пытка выворачиванием рук.

«Тому, кто воистину впал в порок ереси, мы отказываем в праве нашего духовного суда и передаем его светским властям. Однако мы настоятельно просим светский суд смягчить свой приговор с тем, чтобы можно было избежать кровопролития и угрозы смерти.

Образцы простейших орудий пыток в Германии начала XVII в.: глазной выдавливатель, железные крючья, вращающиеся шипы и жгут для стягивания головы.

Однако признание вины не было единственной и даже первоначальной целью пытки. Настоящие истязания приберегались для question definitive, заключительной пытки, целью которой было обнаружить сообщников ведьмы. Истязания Клары Гейслер, 69-летней вдовы из Гельнхаузена (1597г.), являются наглядным подтверждением подобной цели. Она устояла перед тисками для больших пальцев, но, когда


Способы пыток в Германии (1527) — сожжение, повешение, обезглавливание, вытаскивание внутренностей, дробление с помощью колеса, стягивание рук и ног, выдавливание глаз, отрубание уха или руки, плавание. Из БКУ.

Пытка
Последовательность пыток на судах за колдовство

I. Предварительная (подготовительная) пытка. Чтобы вынудить признание вины. Способы: раздевание, угрозы, ослепление, порка, щипцы, растягивание на дыбе или лестнице. (О предварительной пытке в судебных отчетах часто не сообщалось, и обвиняемый, как говорилось, признавался добровольно).
II. Заключительная пытка. Чтобы вынудить признание в случае отказа говорить и заставить назвать имена сообщников, которые, при обвинении могли быть затем подвергнуты пытке.
А. Обычная пытка.
Способ: страппадо.
Б. Чрезвычайная пытка.
Способ: выворачивание (squassation).
(Пытка могла быть применена трижды без представления новых доказательств. К данным основным методам могли быть сделаны дополнения, такие как порка, применение огня, щипцы и т.п.)
III. Дополнительные пытки за особые преступления.
Чтобы вызывать мучения как воздаяние. Способы: отрубание рук или ног, вырывание плоти раскаленными щипцами.
IV. Особые пытки, используемые в отдельных тюрьмах.
Чтобы удовлетворить садистские наклонности судей или палачей. Способы: ничем не ограниченная жестокость, т.е., например, придавливание к стулу с шипами с разведенным под ним огнем, обваривание кипятком и т.д.
V. Казнь.
Способы: сожжение на огне. Возможно удушение перед сожжением, если обвиненный не отрекся от своих показаний; в противном случае — сожжение живьем. В зависимости от места проведения обвиняемого привязывали к столбу, помещали в соломенный шалаш или на вязанку дров. Для медленного сожжения нераскаявшихся ведьм использовалось сырое дерево. Иногда повреждение тела перед сожжением раздавливанием на колесе или насечкой на конечностях.

. В-третьих, поскольку не существовало такой тщательно разработанной организации как инквизиция, зависевшая от постоянного пополнения подозреваемых, не было и свойственного ей маниакального стремления к выявлению сообщников. Пытка в Англии так и не развилась в науку изощренной жестокости, как это произошло в Германии.

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

2. Почему ее называют святой?


Изгнание из рая. Картина Джованни ди Паоло. 1445 год Metropolitan Museum of Art

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?


Трибунал инквизиции. Картина Франсиско Гойи. годы Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

4. Где существовала инквизиция?


Инквизиция. Рисунок Марка Антокольского. До 1906 года Wikimedia Commons

Инквизиция — с конца XII века епископская, а с годов — папская, или доминиканская, — появилась в Южной Франции. Примерно тогда же ее ввели в соседней Короне Арагона Корона Арагона — пиренейская федера­тивная монархия, куда входили Арагон, Каталония и Валенсия, а также некоторые острова, южнофранцузские и итальянские земли. Существовала с 1162 года до объеди­нения с Кастилией в конце XV — начале XVI века. Де-юре название и некоторые институты (например, кортесы) просуще­ствовали до начала XVIII века. . И там и там стояла проблема искорене­ния ереси катаров: это дуалистическое учение, пришедшее с Балкан и распространив­шееся чуть ли не по всей Западной Европе, было особенно популярно по обе стороны Пиренеев. После антиеретического Крестового похода 1215 года катары ушли в подполье — и тут меч оказался бессилен, потребовалась длинная и цепкая рука церковного сыска.

На протяжении XIII века по папской инициативе инквизицию вводили в раз­ных итальянских государствах, причем в Ломбардии и Генуе инквизицией ведали доминиканцы, а в Центральной и Южной Италии — францисканцы. Ближе к концу века инквизиция была учреждена в Неаполитанском королев­стве, на Сицилии и в Венеции. В XVI веке, в эпоху Контрреформации Контрреформация — консервативная реорганизация учения и структуры Римско-католической церкви, проводимая в связи с распространением протестантизма. , итальянская инквизиция, возглавленная первой конгрегацией папской курии, заработала с новой силой, борясь с протестантами и всякого рода вольнодум­цами.

В Германской империи время от времени действовали инквизиторы-домини­канцы, но постоянных трибуналов не было — из-за многовекового конфликта между императорами и папами и административной раздробленности империи, затруднявшей любые инициативы на общегосударственном уровне. В Чехии действовала епископская инквизиция, но, , она была не слишком эффективна — по крайней мере, искоренять ересь гуситов, последователей Яна Гуса, сожженного в 1415 году чешского реформатора Церкви, командировали специалистов из Италии.

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?


Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год Musee du Luxembourg

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?


Папа и инквизитор. Картина Жан-Поля Лорана. 1882 год Изображены папа Сикст IV и Торквемада. Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?


Инквизиция. Картина Эдуара Муаза. После 1872 года The Jewish Museum, New York

9. Почему ведьм именно сжигали?


Сжигание ведьм в Гарце. 1555 год Wikimedia Commons

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?


Пытки испанской инквизиции. Конец XVIII века Wellcome Collection

Не без этого. Хотя каноническое право запрещало использование пыток в церковном судопроизводстве, в середине XIII века папа Иннокентий IV специальной буллой легитимировал пытки при расследовании ереси, приравняв еретиков к разбойникам, которых подвергали пыткам в светских судах. Как мы уже сказали, Церковь не должна была проливать кровь, кроме того, запрещалось нанесение тяжких увечий, поэтому выбирали пытки на растяжение тела и разрыв мускулов, на зажим тех или иных частей тела, на раздробление суставов, а также пытки водой, огнем и каленым железом. Пытку разрешалось применять лишь единожды, но это правило обходили, объявляя каждую новую пытку возобновлением предыдущей.

11. Сколько всего людей сожгли?


Аутодафе на площади Майор в Мадриде. Картина Франсиско Риси. 1685 год Museo Nacional del Prado

По всей видимости, не так много, как можно подумать, но число жертв трудно подсчитать. Если говорить об испанской инквизиции, ее первый историк Хуан Антонио Льоренте, сам генеральный секретарь мадридской инквизиции, высчитал, что за три с лишним века своего существования святая канцелярия обвинила 340 тысяч человек, а на сожжение отправила 30 тысяч, то есть примерно 10 %. Эти цифры уже много раз пересматривались, в основном в сторону уменьшения. Статистические изыскания затруднены тем, что архивы трибуналов пострадали, сохранились не все и частично. Архив Супремы с отче­тами по рассмотренным делам, которые ежегодно отправляли все трибуналы, сохранился лучше. Как правило, есть данные по некоторым трибуналам за определенные периоды, и эти данные экстраполируют на прочие трибуналы и на все остальное время. Однако при экстраполяции снижается точность, потому что, вероятнее всего, кровожадность менялась в сторону снижения. На основании отчетов, посылаемых в Супрему, подсчитано, что с середины XVI по конец XVII века инквизиторы в Кастилии и Арагоне, на Сицилии и Сарди­нии, в Перу и Мексике рассмотрели 45 тысяч дел и сожгли не менее полутора тысяч человек, то есть около 3 %, но из них половину — в изображении То есть обвиняемый был в бегах, его судили заочно и в случае осуждения на смерть сжигали не самого человека, а его изображение. . Не менее — потому что информация по многим трибуналам имеется лишь за часть этого периода, но представление о порядке можно составить. Даже если увеличить эту цифру вдвое и допустить, что за первые 60 и последние 130 лет своей деятельности инквизиция уничтожила столько же, до 30 тысяч, названных Льоренте, будет далеко.

12. Как к инквизиции относился простой народ?


Осужденные инквизицией. Картина Эухенио Лукаса Веласкеса. Около годов Museo Nacional del Prado

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Как добывались доказательства в процессах над ведьмами

Каролинский кодекс

1.JPG

Суды над ведьмами регламентировались Каролинским кодексом, принятым в 1532 году в царствование императора Карла V (Священная Римская империя).
Для справки
Священная Римская империя – межгосударственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы, объединенные вокруг Германии, являвшейся ядром империи. Кроме Германии в нее входили Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции.
Была основана восточно-франкским королем Оттоном I Великим (23 ноября 912 – 7 мая 973) и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого (2 апреля 748 – 28 января 814).

Каролинский кодекс

Приводим статьи этого кодекса, касающиеся колдовства.
«Статья 21
Относительно доказательств против тех, кого подозревают в предсказании будущего посредством чародейства.
Никто из подозреваемых в предсказании судьбы посредством чародейства или других магических искусств не должен подвергаться тюремному заключению или пыткам, если это единственное обвинение.
Вместе с тем, любой, кто считает себя предсказателем и обвинен в этом, должен понести наказание. Если же обвиняемый в предсказательстве будет признан виновным в причинении своей жертве недуга, увечья, телесных повреждений или финансовых потерь, судья может продолжить производство против него в соответствии с соответствующими статьями.
Статья 44
Относительно достаточных доказательств колдовства
Если кто-либо обучает колдовству других, совращает их на занятие колдовством, чем вовлекает в грех, если к тому же он участвует в таких же действиях вместе с другими ведьмами, мужчинами или женщинами, и тем более, если он обвинен в этом другими ведьмами, эти показания являются достаточным доказательством колдовства и основанием для пытки.
Статья 52
О том, как допрашивать для признания в колдовстве
Если кто-либо признался в колдовстве, он должен быть допрошен под присягой о его первопричине и деталях о том, с кем, где и когда он занимался колдовством и посредством каких действий и слов. Если при этом окажется. Что допрашиваемый скрыл или утаил что-либо связанное с упомянутым колдовством, это должно быть разыскано, если оно может быть найдено. Но если колдовство производилось посредством слов или действий, то расследование должно установить их значение для колдовства. Он должен быть допрошен о том, где и от кого он научился колдовству, и как стал им заниматься. Если колдовство использовалось против других лиц, то необходимо установить, против кого именно, и какой вред им был нанесен.
Статья 109
Наказание за колдовство
Если колдовством нанесен ущерб или телесное повреждение кому-либо, то виновный должен быть наказан смертью через сожжение. Но если колдовство не принесло вреда, он должен быть наказан иначе соответственно тяжести преступления.

Доносчики

Свидетельские показания

Дети-обвинители

Свидетельство покойника

Не менее смехотворным и одновременно чудовищным, нежели детские показания, было свидетельство покойника. Заключалось оно в следующем: подозреваемого в колдовстве заставляли подойти к трупу человека, которого, как считалось, он околдовал до смерти. Если труп при приближении начинал кровоточить, значит подозреваемый – ведьма.

Признание

Помимо всех показаний для обвинения необходимо было признание самого подозреваемого, которое всегда делалось под пытками. Поэтому признания в колдовстве всегда были ложными, поскольку допускали совершение невозможного преступления.
Чтобы получить признание, обвиняемым задавались вопросы, ответы на которые должны были доказать их вину. Эти вопросы записывались на специальных листах и озаглавливались «Вопросы, которые следует задать ведьме:
"1. Как долго ты являешься ведьмой.
2. Почему ты стала ведьмой?
3. Как ты стала ведьмой, и что с тобой произошло в связи с этим?
4. Кого ты выбрала в качестве своего инкуба (сожителя)? Как его звали?
5. Каково было имя твоего хозяина из числа злых демонов?
6. Какую клятву ты была принуждена произносить ему?
7. Как ты произнесла эту клятву, и каковы были его условия?
8. Какой палец ты принуждена была поднять? Где ты осуществляла свою связь с инкубом?
9. Какие демоны и другие люди участвовали в шабаше.
10. Какую еду ты там ела?
11. Как был организован банкет на шабаше?
12. Где ты сидела на банкете?
13. Какая музыка там исполнялась, и какие вы танцевали танцы?
14. Что давал тебе твой инкуб после сношений с тобой?
15. Какое клеймо дьявола поставил твой инкуб на твое тело?
16. Какой вред ты нанесла такой-то и такой-то личности, и как ты сделала это?
17. Почему ты нанесла такой вред?
18. Как ты можешь это снять?
19. Какими травами или другими способами ты можешь излечить подобные повреждения?
20. Кто те дети, которых ты заговорила? И почему ты это сделала?
21. Каких животных ты околдовала до болезни или смерти и почему ты совершала подобные действия?
22. Кто является твоими сообщниками по злодействам?
23. Почему дьявол бьет тебя по ночам?
24. Из чего сделана мазь, которой ты натираешь свою метлу?
25. Как тебе удается летать по воздуху? Какие волшебные слова при этом ты бормочешь?
26. Какие бури ты вызывала, и кто тебе помогал вызывать их?
27. Какое нашествие паразитов и гусениц было вызвано тобой?
28. Из чего ты создала этих вредоносных существ, и как ты их сделала?
29. Ограничивал ли дьявол время действия ваших злодеяний?"





На протяжении всей истории люди, в основном, женщины, подвергались допросам, пыткам, насилию и смерти из-за обвинений в оккультной деятельности. Наказания за колдовство были весьма садистскими – медленными и мучительными. Как люди относились к ведовству в разные периоды истории?

Доисторические времена

До появления монотеистических религий колдовство было распространенной практикой – об этом свидетельствуют наскальные рисунки. Специальные люди – шаманы – считались посредниками между богами и людьми, имевшими доступ к миру духов и законам природы. Чаще всего эти люди пользовались уважением соплеменников. Но если ожидания племени от шамана не оправдывались, то его легко могли подвергнуть смерти.

Древний Вавилон


Древний Рим


Древние римляне были людьми суеверными и боязливыми, поэтому обвинения в колдовстве были нередким делом. В частности, в 331 году до н. э., когда в Риме разразилась неизвестная эпидемия, 170 женщин предстали перед судом по обвинению в массовом отравлении. Это первый известный истории массовый процесс по обвинению в колдовстве.

Вакханалии


В древние времена существовали культы и группы людей, поклонявшихся богу Вакху в Риме и Дионису в Греции. Эти боги репрезентовали, в основном, вино, плотские утехи, разгул и гедонизм. Массовые пьяные оргии проводились в их честь в Древней Греции до расцвета Римской империи, где их стали называть вакханалиями. В 186 году до н. э. Рим издал указ, запрещающий эти культы, а те, кто принимал участие в вакханалиях, были обвинены в чародействе и ведовстве, а после казнены.

Средние века


Раннее Средневековье небогато историями о ведьмах. Впервые вопрос о связи чародейства с дьяволом поднял богослов Августин Аврелий в 5 веке. Но даже после этого долгое время люди не принимали всерьез колдовство, считая его суеверием. Однако с 9 века начали издаваться законы, запрещавшие ведовство, и после их появления люди начали больше верить в магию и чародейство.

С 13 века развернулись масштабные гонения на еретиков. Испанская инквизиция особенно неистовствовала, создавая устрашающие приспособления для пыток жертв. Но даже это было лишь началом кошмара, который настал после.

Период с 1450 по 1750


На этот период пришелся пик гонений на ведьм. Не менее 100 000 человек подверглись обвинениям в колдовстве. Большая часть была казнена, чаще всего – на костре. Чума страха и ненависти прокатилась от Шотландии до Швейцарии, достигнув апогея в Германии. Правительства и церковь объединились, опьяненные властью, десятки судов проходили ежедневно. Судьи выискивали на телах жертв метки дьявола: любая родинка могла стать приговором, ведущим к дальнейшим пыткам и мучительной смерти. Лишь с середины 18 века церковный террор пошел на спад.

Новый свет и прекращение гонений


До Америки тоже докатилось пламя европейских костров, хоть и в куда меньших масштабах. В основном, преследования ведьм развернулись в Коннектикуте и Массачусетсе. Самый громкий случай в истории США – Салемский процесс, в ходе которого было обвинено и умерщвлено через повешение 20 человек.

Читайте также: