Незаконная высадка на судно это когда пираты

Обновлено: 18.05.2024

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

8. Пираты получают немного


Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли



Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

6. Как происходит угон



Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее судно, пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

5. Как проходят переговоры

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.


3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность


Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.


2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам


Фото: The Guardian

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.

Враги рода человеческого

БПК "Адмирал Пантелеев" пришел в Аденский залив на смену другому большому противолодочному кораблю ТОФ — "Адмиралу Виноградову", который в составе отряда кораблей ВМФ России выполнил проводку 12 караванов в составе 54 торговых судов из 17 стран мира, предотвратил серию нападений на гражданские суда.

В борьбе с морскими пиратами в Аденском заливе в настоящее время участвуют корабли военно-морских сил более чем полутора десятка государств, входящих в Евросоюз и в блок НАТО. Участие кораблей — "адмиралов" ТОФ ("Адмирал Спиридонов", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Пантелеев" и "Адмирал Трибуц") в международных миссиях по поддержке благоприятного режима судоходства в различных районах Мирового океана имеет богатую историю. Автор этих строк в 1992-1993 году был участником похода БПК Тихоокеанского флота "Адмирал Трибуц" в Персидский залив, а на обратном пути во Владивосток на борту танкера "Илим" вместе с командой судна подвергся пиратской атаке в Южно-Китайском море. Но об этом несколько ниже…

Hostis humani generis

Пираты в веках объявлены hostis humani generis (лат.), то есть, врагами человеческого рода. Международная практика знает немало случаев уничтожения пиратов военными кораблями за пределами территориальных морей. Но пираты, захваченные в момент морского разбоя, в силу так называемой универсальной уголовной юрисдикции подлежат суду и наказанию в любой стране — независимо от гражданства или подданства пиратов и флага, под которым они разбойничали. Здесь действует принцип: "Выдай или суди".

В этой связи показательна позиция Президента РФ Дмитрия Медведева, озвученная в поручении Генеральному прокурору Юрию Чайке о разработке совместно с иностранными правоохранительными органами механизма уголовного преследования морских пиратов. "Нужно посмотреть все возможности, включая, может быть, и создание какого-то международного суда по этой тематике", — заявил президент на встрече с Генпрокурором РФ. Президент подчеркнул, что координации действий между военными моряками различных стран недостаточно для борьбы с пиратами. "…Нам нужны не только собственно военные действия, потому что надавать им, что называется, по мозгам мы всегда сможем. Но и юридическая квалификация в силу того, что происходит, и привлечение лиц, виновных в этих преступлениях, к ответственности". При этом Дмитрий Медведев, как юрист, точно охарактеризовал сложившуюся ситуацию: возникла международная коллизия, при которой морских разбойников в разных странах могут судить по разным законам. При этом Дмитрий Медведев напомнил, что государства, гражданами которых являются пираты, зачастую не борются с преступностью.

От себя добавим, что в уголовном праве Российской Федерации пиратство (морской разбой) является преступлением против общественной безопасности (ст. 227 УК РФ), заключающемся в нападении на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенном с применением насилия либо с угрозой его применения. В случае если сомалийские пираты предстанут перед нашим правосудием и будут признаны судом виновными в совершении "преступления против общественной безопасности", им грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет и штраф до полумиллиона рублей (в то время, как, например, во Франции — пожизненное заключение).Однако весьма сомнительно, что нападение пиратов в Аденском заливе, например, на французскую прогулочную яхту было бы признано российским судом в полном соответствии с буквой закона преступлением против общественной безопасности нашего государства. Следовательно, статья 227 УК РФ в настоящее время нуждается в дополнениях и изменениях.

И в этом свете президентские размышления о создании международного механизма для привлечения пиратов к ответственности, конечно, имеют резон. При наличии целого ряда международных судов, в том числе международного уголовного суда в Гааге, они не предусматривают юрисдикции в отношении "врагов рода человеческого". Другими словами говоря, нужна единая международная судебная практика.

"Аденский синдром"

Пираты Аденского залива, что называется, взяли на абордаж мировое общественное сознание. У сотен миллионов людей сложилось впечатление, будто разбойный промысел на море вызван сомалийскими пиратами XXI века из исторического небытия.

Безусловно, человечество столкнулось с беспрецедентным разгулом морского разбоя на оживленных морских путях в районе Восточной Африки. Согласно докладу, опубликованному Королевским институтом международных отношений Великобритании, только в период с января по сентябрь 2008 года сомалийские пираты захватили более 30 торговых судов, получив за них выкуп в размере около 30 миллионов долларов. Несмотря на принятые международным сообществом меры, захваты судов в 2009 году в акватории залив продолжились. С начала 2009 года захваченными оказались уже до двух десятков судов (эти цифры на момент публикации материала можно уже смело считать устаревшими).

Тем не менее, "Аденский синдром" — всего лишь рецидивная вспышка болезни, охватившей обширнейшие без преувеличения районы Мирового океана. По данным Международного центра по борьбе с пиратством (создан в 1991 году Международной торговой палатой и расположен в малазийской столице Куала-Лумпур), в наши дни этим промыслом на многих широтах (за исключением разве что приполярных) занимаются более сотни крупных группировок. За последние годы в территориальных водах прибрежных морей 56 стран нападениям подверглись суда более 62 стран. По данным Центра, основными районами нападений являются воды, омывающие Юго-Восточную Азию, Западную и Восточную Африку и Южную Америку. И количество судов, подвергающихся абордажам, в XXI веке не снизилось.

По данным Международной морской организации, современное пиратство делится на три вида. Первый из них — шайки, вооруженные стрелковым и холодным оружием. Они нападают на суда в прибрежных водах или гаванях и грабят пассажиров и команду, не покушаясь на захват самого судна. Второй вид — банды, вооруженные тяжелым стрелковым вооружением. Они стремятся захватить судно вместе с грузом, и при этом могут истребить весь экипаж. Скажем, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе пираты обезглавили всю команду китайского сухогруза "Чунг сон" (23 человека), а тела выбросили за борт. Международные организованные группы, которые охотятся за судами с особо ценными грузами, относятся к третьей группе. Они используют современную спутниковую навигацию, средства связи, обладают агентурной сетью в портах, обширными связями в различных эшелонах власти. Разумеется, подобная классификация весьма условна, но все же сомалийских пиратов можно отнести к третьему виду.

Хождение за два океана

БПК "Адмирал Трибуц" и танкер "Илим" вышли из Владивостока 5 декабря 1992 года. Отряду предстояло сменить в Персидском заливе БПК "Адмирал Виноградов" и танкер "Борис Бутома", которые первыми из кораблей ВМФ России вошли в состав международных морских сил ООН, контролировавших соблюдение выполнения резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку (экономическое эмбарго).

Еще раньше, в 1991 году, во время войны коалиции стран ООН и Ирака, оккупировавшего Кувейт (операции "Буря в пустыне" и "Меч пустыни"), задачи боевого дежурства в зоне Персидского залива успешно решили экипажи БПК "Маршал Шапошников" и "Адмирал Спиридонов". В период ирано-иракской войны и американской операции "Буря в пустыне" эти и другие корабли не участвовали в боевых действиях, а обеспечивали безопасность российских танкеров и сухогрузов, выполнявших рейсы по Оманскому и Персидскому заливам. Забегая вперед, скажу, что и в 1993 году БПК "Адмирал Трибуц" не принимал участия в авиационно-ракетных атаках Ираку, которые наносились с авианосцев и атомных подводных лодок ВМС США.

Решение направлять российские корабли для совместных действий с кораблями США, Канады, Франции и других государств было, по заявлению пресс-центра Минобороны РФ, более политическим, нежели военным актом. Именно поэтому был выбран класс больших противолодочных кораблей. Их вооружение предназначено для борьбы с подводными лодками и самообороны корабля от надводного и воздушного противника. Кроме того на борту "Адмирала Трибуца" находилась группа спецназа Минобороны для досмотра судов в Персидском заливе.

Курс нашего отряда пролегал через районы Тихого и Индийского океана, где в разное время были зафиксированы пиратские нападения, в том числе — на российский теплоход и даже военный корабль ВМФ. На теплоходе, если я не запамятовал, был ранен радист, пытавшийся в момент высадки пиратов на палубу теплохода дать в эфир SOS. Что касается военного корабля — это был большой десантный корабль (БДК) Тихоокеанского флота, то пираты в темное время суток приняли его за сухогруз. БДК этого проекта, созданный для доставки в район десантирования подразделений морской пехоты и бронетехники, и в самом деле своими обводами и надстройками напоминает сухогруз. Когда быстроходные пиратские джонки начали маневр с целью вынудить "сухогруз" застопорить или уменьшить ход, с борта БДК открыли предупредительный огонь из артиллерийской установки. Этого было достаточно, чтобы пираты отказались от своих намерений. Поскольку БПК "Адмирал Трибуц" принять за гражданское судно было невозможно даже ночью, а танкер "Илим" находился под его защитой, до Персидского залива отряд добрался без приключений. Плавание БПК в составе международных морских сил продолжалось пять месяцев, и в базу корабль вернулся 23 мая 1993 года. Автору же эти заметок пришлось возвращаться из залива в Россию на борту танкера "Илим" через три месяца плавания.

Потомки мадам Вонг

Встреча танкера с пиратскими джонками произошла на подходе нашего судна к Цусимскому проливу…

Этот район Тихого океана в течение нескольких десятилетий был вотчиной пиратов легендарной мадам Вонг. Собственно, мадам Вонг была супругой известного пирата Вонг Кунгкита. Будущая "королева пиратов" царствовала, но не управляла. С 1940 по 1946 года, вплоть до своей смерти, Вонг Кунгкит был грозой торговцев на реке Янцзы и торговых и пассажирских судов в Южно-Китайском море. Место мужа мадам заняла, застрелив собственноручно двух ближайших помощников покойного супруга, которые предложили ей выбрать одного из них в качестве преемника Вонга. "Короновавшись", мадам провела смотр доставшегося ей флота. Он состоял из 150 джонок, переоборудованных торпедных катеров и канонерок. Мадам решила приобрести в Европе даже подводную лодку, но сделка по каким-то причинам не состоялась.

Первой крупной операцией, проведенной уже под руководством мадам Вонг, стало ограбление в 1947 году голландского парохода "Ван Хойц". В 1951 году в Тайваньском проливе был таким же образом атакован английский пароход "Мэллори". Мадам пошла дальше мужа: она извещала судовладельцев, что их суда будут атакованы в море, если они не заплатят "за безопасность". И судовладельцы, несколько раз убедившись, что мадам не блефует, исправно платили. Во время корейской войны пиратский флот успешно атаковал даже несколько американских транспортов со стратегическими грузами. Интересно отметить, что у полиции стран, наиболее заинтересованных в поимке мадам, не было ее фотографии, и в 1964 году цена за ее фото выросла до 10 тысяч фунтов стерлингов…

Потомки мадам Вонг на двух джонках появились сначала на экране локационной станции танкера Илим". Среди многочисленных неподвижных засветок на экране от малых рыбацких судов вылелялись быстроходные цели, которые настигали "Илим". Через несколько часов два пиратских судна, занявших позиции по корме танкера уже можно было наблюдать в бинокль. Цейсовская оптика позволила мне разглядеть людей, вооруженных автоматами Калашникова. Один из пиратов держал в руках ручной противотанковый гранатомет явно советского производства.

Капитан "Илима" по судовой трансляции немедленно провел инструктаж команды. Это были стандартные рекомендации — как с помощью маневров воспрепятствовать проникновению пиратов на судно и как уменьшить или исключить негативные последствия, если злоумышленники все-таки захватят судно. Пиратская тактика разграбления судна была простой: экипаж загонялся силой оружия в одно из помещений и находился под охраной до тех пор, пока шла перегрузка всего ценного на борт "рейдеров". Алексей Алексеевич (фамилия капитана не сохранилась в памяти) призвал команду сохранять спокойствие и не провоцировать пиратов на применение оружия.

В любом случае оказать сопротивление пиратам команде танкера "Илим" по существу было нечем. Все вооружение на борту танкера — два пистолета Макарова. Один — в капитанском сейфе, другой — у приписанного к команде на весь период плавания офицера военной контрразведки ТОФ. Мое предложение — судовому плотнику срочно изготовить деревянный макет крупнокалиберного пулемета и закрепить на мостике для устрашения пиратов — после короткого совещания был отвергнут: если военная хитрость удастся, пираты могут пустить в ход гранатометы.

С нападением на "Илим" пираты медлили. Почему? Наверное, сыграл свою роль развевающийся на мачте Андреевский флаг, который свидетельствовал о принадлежности танкера к Военно-Морскому Флоту России, а также появление на мостике офицера в военно-морской форме (я несколько часов демонстрировал на крыльях мостика перед окулярами биноклей пиратов свою форму капитана 1 ранга). Однако ближе к вечеру джонки в опасной близости начали поочередно пересекать курс "Илима". Несмотря на это капитан не сбавлял хода даже перед явной угрозой столкновения…

Помощь "Илиму" пришла неожиданно в лице военного фрегата под флагом Южной Кореи. Корабль, очевидно, принадлежал эскадре ВМС республики, контролирующей этот район. С его появлением пиратские джонки круто легли на обратный курс. Через некоторое время они исчезли с экрана локатора. А "кореец" еще несколько часов сопровождал российский танкер…

Вместо эпилога

Надежда Хмелевская

Руководство Industry Best Management Practices (BMP) разработано на основе опыта и данных, собранных военными в ходе операции в Аденском заливе и Индийском океане по защите судоходства от пиратов.

ЗОНА РИСКА НАПАДЕНИЙ СОМАЛИЙСКИХ ПИРАТОВ
Сомалийское пиратство было наиболее активным в Аденском заливе, однако с приходом туда военных и установлением Рекомендованного коридора транзита International Recommended Transit Corridor (IRTC) риск нападений и захватов в этом районе существенно уменьшился, хотя и сохраняется. Пираты перенесли активность далеко в океан, и в настоящее время опасной от пиратов зоной считается акватория от побережья Сомали до 78 градуса восточной долготы, и до 10 градусов южной широты. Атак восточнее 70 градуса пока зафиксировано не было, однако можно уверенно говорить, что риск нападений в районе восточнее 70 градуса существует.

Надежда Хмелевская

ТИПИЧНАЯ АТАКА
Обычно судно атакуют две и более лодок на скорости до 25 узлов, как правило они заходят с кормы, пираты предпочитают пытаться забраться на борт атакуемого судна с левого борта. Для выхода далеко в океан пираты используют мореходные суда, обычно местные доу, иногда захваченные ими рыболовные или иные суда. Лодки, используемые для нападения, обычно буксируются по корме судна-базы.
Лодки стараются подойти вплотную к борту, чтобы дать возможность по меньшей мере 1-2 пиратам взобраться на борт, часто они делают это с помощью длинных легких лестниц. Взобравшись на борт, пираты как правило идут на мостик, чтобы взять судно под свой контроль. После этого как правило, они требуют от экипажа остановить судно или замедлить ход, чтобы на борт взобрались другие пираты.
Нападения происходят в любое время суток, однако часто пираты предпочитают нападать рано утром, с рассветом. Иногда пираты нападают и ночью.
При нападении пираты используют оружие, как правило автоматы Калашников и гранатометы РПГ. Обстрел судна во время нападения ведется с целями напугать экипаж и прежде всего капитана, заставить его остановиться или замедлить ход, а также помешать экипажу отбивать нападение. Судну следует дать максимально возможный ход и осторожно маневрировать, не подпуская лодки вплотную к борту и избегая при этом снижения скорости.
Опыт показывает, что большинство атак успешно отражается подготовленным экипажем, предпринявшем заранее все возможные меры.

Надежда Хмелевская

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА НА СУДНЕ
Капитану следует обеспечить своевременное уведомление UKMTO и MSCHOA о прохождении судном Зоны риска посредством описанных выше форм. Перед входом в Зону следует провести собрание экипажа и учения, с тем чтобы каждый член экипажа знал свои обязанности и место по тревоге. Рекомендуется подготовить план экстренной связи, с главными номерами для связи в случае нападения, этот план должен находиться в видном месте рядом со средствами связи (это прежде всего телефоны MSCHOA, IMB, PRC, CSO и т.д.). Капитану решать, выключать или нет AIS. В Аденском заливе рекомендуется оставлять его включенным, ограничив идентификацией судна, курсом, скоростью, местом. За пределами Аденского залива состояние AIS также оставляется на усмотрение капитана, однако военные в регионе рекомендуют полностью его выключать на все время следования в Зоне риска. При нападении AIS необходимо включить.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА
Рекомендуется отправлять форму UKMTO Vessel Position Reporting Form раз в 6 часов, но по меньшей мере раз в сутки. Судам, следующим Коридором в Аденском заливе в западном направлении, рекомендуется держаться северной стороны коридора, в восточном направлении – южной. Судам, которые будут следовать в составе конвоя, следует так рассчитать переход, чтобы выйти в точку формирования конвоя без уменьшения скорости на подходе или дрейфа в точке, точно ко времени отправления конвоя. Суда, следующие малой скоростью или лежащие в дрейфе, могут стать легкой добычей пиратов. Пре следовании Аденским заливом судам следует избегать захода в 12-мильную зону тервод Йемена, так как корабли международных сил не имеют права заходить в эти воды и следовательно, не смогут оказать помощь подвергшемуся нападению судну. Следует тщательно планировать переход в Индийском океане, восточнее Аденского залива и к югу от Аравийского моря.

Надежда Хмелевская

МЕРЫ САМОЗАЩИТЫ
В дополнение к описанным в Рекомендациях мерам, судам, регулярно следующим Зоной риска, рекомендуется обеспечивать дополнительные меры.

НАБЛЮДЕНИЕ
Рекомендуется усилить вахту дополнительными наблюдателями на время прохождения Зоны риска, провести с ними предварительный инструктаж и обеспечить их биноклями. Рекомендуется обеспечить судно ночной оптикой.
Во время атаки ряд мест на судне как правило, недоступен для наблюдения, тогда как крайне важно знать, сумел ли хотя бы один пират высадиться на судно. Система наблюдения посредством видеокамер Closed Circuit Television (CCTV) может обеспечить полный визуальный контроль атакуемого судна, а видеозапись в дальнейшем может стать важным свидетельским показанием. Видеокамеры следует установить в труднодоступных для наблюдения местах, а также в местах, которые во время атаки невозможно контролировать или наблюдать из-за стрельбы пиратов.

МАНЕВРИРОВАНИЕ
Капитану следует маневрировать таким образом, чтобы максимально затруднить пиратам подход вплотную к борту судна, при этом не снижая собственной скорости. Лучше всего делать это с учетом состояния моря.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ
Включение судовой сирены при готовящейся атаке продемонстрирует пиратам, что они замечены, и что судно готово к отпору. Иногда это помогает.
Сигнал общесудовой тревоги о пиратском нападении должен четко отличаться от прочих видов тревог с тем, чтобы экипаж не спутал вид тревоги и свои действия, и не оказался в опасных местах. Экипаж должен хорошо знать все виды сигналов, тревог, и свои обязанности и место в соответствии с этими тревогами. Рекомендуется перед проходом Зоной риска провести соответствующие учения.

НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Перед входом в Зону риска следует убедиться, что все наружное освещение, в том числе поисковые прожекторы, исправно. Рекомендуется следовать с потушенными огнями за исключением ходовых, то есть в режиме светомаскировки. При обнаружении пиратов и начале атаки рекомендуется включить все огни и прожекторы.
На верхних палубах следует убрать все инструменты и материалы, которые могут быть использованы пиратами для взлома дверей и иллюминаторов надстройки. Пираты как правило, поднимаются на борт, имея при себе лишь автоматы, и проникнуть в загерметизированную надстройку им трудно.
Во время атаки пираты ведут довольно беспорядочный огонь, целясь главным образом в мостик. Следует спрятать или накрыть мешками с песком или кевларовыми покрывалами легковоспламеняющиеся или взрывчатые материалы вроде газовых баллонов, излишек желательно сдать в последнем порту захода.
Очень важны места входа в надстройку и машинное отделение, все они должны быть закрыты, и двери, и лючки. Желательно еще до входа в Зону ограничить проход минимумом дверей. Закрытые двери в случае, если по ним предписана эвакуация, должны иметь рядом ключи, то есть члены экипажа должны иметь возможность воспользоваться ими при отходе в другие помещения. Рекомендуется по возможности обеспечить блокировку внешних и внутренних трапов, ведущих на мостик, при проникновении пиратов на борт. Водонепроницаемые двери должны быть задраены на все барашки.

ЗАЩИТА МОСТИКА
Мостик является главной мишенью огня пиратов во время атаки. Желательно снабдить вахту на мостике кевларовыми жилетами и шлемами, желательно не военной расцветки. Передние иллюминаторы мостика лучше всего заклеить защитной противоосколочной пленкой. Боковые и задние лучше всего прикрывать заранее изготовленными стальными или алюминиевыми щитами, которые можно быстро установить на места по тревоге. Крылья мостика лучше прикрыть мешками с песком.

Надежда Хмелевская

ПЕНОВОДЯНАЯ ЗАЩИТА
Использование водяных и/или пенных мониторов зарекомендовало себя как эффективный способ защиты от пиратов, водяные струи не только не дают лодкам подойти вплотную к борту судна, но и мешают пиратам подняться на борт. Настоятельно не рекомендуется ручное управление пеноводяных пушек, так как оно связано с большим риском из-за стрельбы пиратов.
Рекомендуется заранее установить мониторы (пушки) в самых уязвимых для проникновения пиратов местах, неплохо зарекомендовали себя устанавливаемые на стволы распылители.
Если подавать в систему горячую воду, то водяная защита становится гораздо более эффективной.
Рекомендуется заранее установить и настроить мониторы и при нападении включать их дистанционно. Желательно заранее проверить действия пеноводяной защиты и покрываемость ею уязвимых мест.

МЕСТА УКРЫТИЯ – ЦИТАДЕЛИ
Место укрытия это помещение на судне, способное обеспечить максимальную физическую защиту экипажа от уже захвативших судно пиратов. При наличии на борту заранее подготовленной цитадели, весь не требуемый для обеспечения движения и защиты судна экипаж должен перейти в цитадель и находиться там в течении всего времени нападения. Цитадель является краткосрочной, временной мерой защиты, эффективной тогда, когда есть шансы дождаться подхода военных. Если весь экипаж находится в цитадели вне физической досягаемости пиратов, военные могут, не рискуя экипажем, штурмом освободить судно. Желательно, чтобы в цитадели были минимальные запасы продовольствия и топлива, чтобы из цитадели можно было отключить или запустить главный и вспомогательный двигатели, и управлять системой видеонаблюдения, если она имеется. Необходимо, чтобы цитадель была оборудована достаточными средствами внешней связи. Цитадель теряет смысл, если хотя бы один член экипажа попадет в руки пиратов.

Надежда Хмелевская

В СЛУЧАЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВОЕННЫХ:
НЕЛЬЗЯ использовать фото, кино камеры и мобильные телефоны со вспышкой в течении всего времени действий военных. При высадке военных на борт судна и каких-либо военных действиях, экипажу необходимо лечь на палубу, держа руки за головой – в руках ничего не должно быть, руки должны быть хорошо видны. Не следует делать никаких резких движений без команды военных. На вопросы военных следует немедленно отвечать – назвать себя и свою должность на судне. Иметь в виду, что в заливе много военных, чей разговорный язык – не английский.

В последние годы центр пиратства переместился из Сомали в Гвинейский залив. Кому выгоден морской разбой? Правда ли, что на советские суда бандиты никогда не нападали?


В Гвинейском заливе военные Северного флота России с корабля "Вице-адмирал Кулаков" освободили панамский контейнеровоз MSC LUCIA от пиратов. Группа военных кораблей ВМФ уже не первую неделю патрулирует западное побережье Африки, ставшее новым центром морского пиратства. В ходе операции по освобождению никто не пострадал: моряки, согласно инструкциям, укрылись в машинном отделении, а бандиты сбежали на моторной лодке, едва завидев подлетающий военный вертолет.

Российские суда участвуют в патрулировании Индийского океана и внесли весомый вклад в борьбу с пиратством в Сомали, а в середине XX века советские боевые корабли смогли проучить пиратов, орудовавших в Малаккском проливе. Кому выгодно пиратство и можно ли полностью искоренить морской разбой?

Инструмент политической игры

После окончания Второй мировой войны воды Мирового океана не стали безопасными: вместо мин и подлодок транспортам теперь стали угрожать пираты. Многие морские бандиты действовали под политическим покровительством соперничавших во время холодной войны держав. Так, в 1950-х при негласной поддержке США в районе Тайваня пираты ограбили около 110 судов, следовавших под флагами Великобритании, Панамы, Польши, Греции и других стран.

Моряков захватили в плен и подвергали психологическому давлению, пыткам, морили голодом. У них стремились выбить отказ от возвращения в СССР, заставляли подписать просьбу о предоставлении политического убежища. Некоторые согласились, но большинство моряков оставались непреклонными, несмотря на рассказы о том, что якобы началась Третья мировая война, а капитан судна, согласившийся сотрудничать с тайваньскими военными, будто бы уже счастливо живет в Америке с новой женой.



В результате переговоров спустя 13 месяцев домой удалось вернуть всего лишь 29 человек. Среди оставшихся один покончил с собой, двое умерли, один сошел с ума, находясь в США. Несколько человек провели в заключении больше 30 лет – в тюрьмах, под домашним арестом и в прибрежных поселках Тайваня под надзором полиции.

Пираты XX века

Большой десантный корабль замаскировали под транспортное судно – нарастили борта, перекрасили, соорудили фальшивые надстройки. По каналам связи была дана информация, что на борту находится груз золота и опий-сырец для фармацевтической промышленности. Фальшивый сухогруз через Суэцкий канал проследовал в арабские страны, зашел в индийские порты и направился в Малаккский пролив.

В лабиринте островов судно внезапно окружило множество небольших лодок с вооруженными людьми на борту. Но едва они начали абордаж, бандитов встретили 300 советских морских пехотинцев, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами. Множество нападавших вместе с их судами отправились на дно, среди советских военных потерь не было. После завершения спецоперации нападения пиратов на советские суда прекратились.

Узкое место

Однако в 1990-е годы Малаккский пролив стал одним из самых опасных районов судоходства. Важная торговая артерия Тихоокеанского региона в самом загруженном месте не достигает по ширине и трех километров, а глубина пролива составляет чуть более 20 м. Если террористам удастся затопить здесь крупное торговое судно, все движение в проливе окажется парализованным.

В 1986 году здесь было захвачено меньше 30 торговых судов, а в 2000 году – уже 215. С 2004 года Малайзия, Сингапур и Индонезия совместно патрулируют опасные районы, в 2006 году к патрулям трех стран присоединилась индийская береговая охрана. Пираты из Малаккского пролива вынуждены были уйти, однако полностью искоренить морских бандитов не удалось: увеличилось число нападений на суда в водах Вьетнама, у берегов Филиппин, неподалеку от Индонезии и Малайзии.

Сомали – центр пиратства

В начале 2000-х мировой центр пиратства переместился в район Африканского рога. Сомали, в начале 1990-х переставшее существовать как единое государство, стало источником пиратства, а суда, ожидающие своей очереди на проход по Суэцкому каналу, - лакомой добычей морских разбойников. Число нападений постепенно увеличивалось, и к 2005 году было зафиксировано около 25 рейдов пиратов.

Судно в сентябре 2008 года проходило в районе, ранее считавшимся безопасным, когда его окружили лодки с вооруженными людьми на борту. 21 член экипажа был взят в заложники. Людей заперли в тесных каютах, которые днем прогревались до плюс сорока градусов.

По словам моряков, они страдали от голода, а пить им приходилось техническую воду, так как вся питьевая закончилась. Через три дня после захвата судна от сердечного приступа скончался его капитан, россиянин Владимир Колобков.

Пираты, захватившие судно, сначала требовали выкуп в размере 35 миллионов долларов - бандиты угрожали взорвать судно вместе с грузом и экипажем, если не получат деньги. Представители военных ведомств разных стран предлагали силой освободить судно, однако родственники захваченных моряков выступили категорически против такого варианта развития событий, так как во время штурма корабля экипаж мог погибнуть.

Тем не менее в начале октября Россия отправила к берегам Сомали сторожевик "Неустрашимый", а Совбез ООН призвал все страны использовать военные корабли и авиацию для пресечения актов пиратства.

В результате длительных переговоров с привлечением английских юристов сумму выкупа удалось снизить до 3 миллионов 200 тысяч долларов. 4 февраля бандиты получили деньги от компании-судовладельца и на следующий день покинули "Фаину".


Фото: © Экипаж корабля перед минутой молчания по капитану Владимиру Колобкову. Украинское судно "Фаина", освобожденное из плена сомалийских пиратов, прибыло в порт Момбасы. ИТАР-ТАСС/ Михаил Маркив

Опасно не только у берегов Сомали

Пиратство переезжает в Гвинейский залив

Мировой центр пиратства переместился в Гвинейский залив – здесь в 2010 году ООН было зафиксировано 45 случаев нападения на суда, а в 2011 году их было уже 64. По словам экспертов, большая часть инцидентов происходит в портах, на территории грузовых терминалов и в акватории африканских государств, что серьезно осложняет международное вмешательство.


Читайте также: