Какой суд главный в мире

Обновлено: 13.05.2024

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Учреждение Международного уголовного суда

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

Государства-участники

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Структура суда

Судебный орган

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Президиум

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Международный уголовный суд в Гааге (МУС) — первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция — Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

История Международного уголовного суда

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Международное сообщество еще с давних пор стремилось к формированию действующего на постоянной основе международного уголовного суда, но в связи со всевозможными разногласиями эта тема на протяжении длительного промежутка времени постоянно откладывается.

Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в собственной резолюции указала на необходимость создания специализированного юридического органа, который бы постоянно был занят уголовным преследованием лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений, сопряженных с геноцидом и иных преступлений, обладающих схожей тяжестью. Работа над данным вопросом поручалась Комиссии международного права, сформировавшей вывод, что образование такого органа представляется возможным и желательным со стороны международного права, но позже разработки в этой направленности Генеральной Ассамблеей приостанавливалась в связи с отсутствия общего согласия по определению понятия агрессии.

К сер. 20 столетия, после происшествия Второй мировой войны, сообщество в мировом масштабе обрело консенсус лишь по отношению к определению геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответственные документы международного типа по ним. Величайшее воздействие на образование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессии над лицами, которые виновны в свершении военных преступлений, преступлений против человечества и против мира в период Второй мировой войны.

Позже в условиях биполярного мира и ужесточения холодной войны вопрос по созданию международного уголовного суда вообще не поднимался.

Только к концу 1980-х — началу 1990-х годов после завершения холодной войны к данной теме снова было привлечено внимание. В 1989 году изначально правительство Тобаго и Тринидада направило обращение в Генеральную Ассамблею, содержащее просьбу возобновления работ по вопросу о международном уголовном суде, обладавшим бы юрисдикцией в отношении к преступлениям, имеющим связь с незаконным оборотом наркотических средств.

Международный уголовный суд — первоначальный международный орган уголовного правосудия, действующий на постоянной основе, созданный на основании договорных отношений меж государствами, который является необходимым, как минимум, для предотвращения безнаказанности лиц, которые совершали самые серьёзные преступные деяния, вызывающие волнение международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является элементом структуры ООН. Он расположен в Нидерландах, Гааге.

Судебные расходы должны финансироваться за счёт его стран-участниц, а также возможными являются добровольные взносы от международных организаций, правительств, корпораций, частных лиц и иных субъектов.

Государства-участники

Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории — подсудными ему) по факту ратификации Римского статута.

К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. [1] Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-v-gaage

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября — Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС — Ассамблея государств — участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры — простым большинством).

Судьи работают в составе трех отделений — апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. — этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда). Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства. Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки — английский и французский.

Компетенция

ugolovnyj-sud

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления.

Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства — участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны.

Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Составы преступлений

Внутренняя компетенция суда ограничена тремя видами преступлений:

  1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.
  2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
  3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу.

Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право государств решать, подвергать или нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника.

Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Как работает суд

Штат МУС насчитывает около 800 человек из 100 стран. Официальных языков шесть — английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский. При этом в качестве рабочих используются только два из них — английский и французский.

Основное здание суда находится в Гааге. Помимо этого у него есть шесть полевых офисов. Все они находятся в Африке. Два из них расположены в Демократической Республике Конго, а остальные — в Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении и Кот-д’Ивуаре.

Суд занимается расследованием дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и случаях геноцида, входящих в его юрисдикцию, но только если они произошли после 2002 года.

При этом суд может расследовать только преступления на территории или с участием граждан стран, которые ратифицировали Римский статут. На данный момент это чуть более 120 стран-членов ООН, в том числе Великобритания.

Правообладатель иллюстрацииGetty ImagesImage caption Судьи МУС избираются на девять лет

В состав суда входят 18 судей, избираемых на съезде государств-участников суда на девять лет. Судьи избираются от нескольких региональных групп, каждую из которых представляют как минимум два судьи.

Дело может быть возбуждено по обращению страны-участницы суда, по требованию Совета Безопасности ООН или по ходатайству прокурора суда, если с ним согласятся трое независимых судей МУС.

Единственное наказание, которое суд может назначить обвиняемому, — лишение свободы. При этом важно, что МУС не рассматривает дела заочно, и для начала рассмотрения дела ему нужно сначала задержать обвиняемого.

Кроме того, суд принимает к рассмотрению дела, только если государство, в котором совершено преступление или гражданина которого обвиняют в преступлении, не может или не хочет само расследовать дело.

Тем не менее из этого правила есть исключения. МУС может взяться за расследование дела в случае, если юридическая система какого-либо государства не соответствует международным стандартам или если оно пытается защитить обвиняемого.

mezhdunarodnyj-ugolovnyj-sud-oficialnyj-sajt

Откуда в основном поступают жалобы

Считается, что именно поэтому практически все дела, принятые судом к активному рассмотрению, касаются Африки. Речь идет о военных преступлениях в Центральноафриканской Республике, Уганде, Демократической Республике Конго, Кении, Кот-д’Ивуаре, Мали, Ливии и Судане.

Грузия — единственная на данный момент европейская страна, события в которой полноценно расследуются судом. Дело связано с пятидневной войной России с Грузией в 2008 году. И, как заявил Кремль, Москву позиция суда категорически не устраивает.

Однако не исключено, что суд расширит географию своей деятельности — как уже упоминалось, сейчас идет предварительное следствие в связи с событиями на Украине. Также изучаются конфликты в Афганистане, Ираке, Бурунди, Колумбии, Нигерии, Габоне и в Палестине.

Порядок возбуждения дел

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.

Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:

  • прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;
  • прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование суда

После занявшего примерно три года процесса формирования института Международный суд является полностью функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных рабов.

21 июля 2008 года Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

В марте 2012 г. Международный уголовный суд признал виновным Томаса Лубангу Дьило виновным в вербовке детей для участия в боевых действиях. Это был первый обвинительный вердикт МУС.

Российская оценка деятельности МУС

Статус главного судебного органа ООН делает Международный суд в Гааге основным местом решения межгосударственных споров. Именно сюда чаще всего обращаются страны за решением самых горячих проблем, в частности, за разграничением территорий и морских пространств. Решения суда не подлежат обжалованию, что наделяет суд дополнительной ответственностью. Как в таких условиях сохранить независимость и выносить справедливые решения, "РГ" рассказал президент Международного суда ООН Петер Томка.

Какие страны чаще всего обращаются в Международный суд ООН?

Петер Томка: За 67 лет существования суда ему было передано более 150 дел. Некоторые государства приходят в суд чаще других, например, Никарагуа. Частота обращений к нам зависит от того, признало ли государство юрисдикцию МС. Это возможно сделать разными способами. Главный из них сделать общее заявление о признании юрисдикции Международного суда согласно статье 36 главы 2 Статута МС. Действие таких заявлений может быть ограничено по времени. В настоящее время общее заявление о признании юрисдикции сделали 69 государств. Другой вариант - признание юрисдикции на основе многосторонних конвенций или двусторонних соглашений. В них иногда присутствует компромиссная статья, предусматривающая юрисдикцию суда в рамках действия этой конвенции или соглашения. Таких документов более 300. И третий вариант - заключение специального соглашения по конкретному делу, которое передается в суд. Так, например, поступили Венгрия и Словакия, когда в 1993 году передали в суд дело о строительстве двух ГЭС на реке Дунай.

69 стран - не маловато ли это для главного судебного органа ООН?

Петер Томка: Мы связываем это с политикой государств. Есть страны, которые строго придерживаются принципа примата права в международной политике. Составной частью этого является возможность решать споры в суде. Раньше из пяти постоянных членов Совета Безопасности четыре сделали такое заявление. Но Франция и США их впоследствии отозвали. А Китай такое заявление не продлил по политическим причинам, из-за революции. В последний период существования Советского Союза его представители в Генеральной ассамблее говорили о необходимости более частого обращения к суду. Но ни СССР, ни Россия пока не сделали такого заявления по статье 36. Тем не менее число государств, которые признали юрисдикцию МС, постепенно повышается. Мы надеемся, что лет через 10-15 по крайней мере половина стран ООН признают нашу юрисдикцию. Мы считаем, что можем дать гарантию государствам, что решаем споры на основе международного права независимым образом.

В чем же все-таки причины того, что большая часть стран ООН пока игнорируют МС?

Петер Томка: Признавая нашу юрисдикцию, они соглашаются на то, что независимый орган будет обсуждать их действия с точки зрения международного права. Такая традиция есть в Латинской Америке, Европе и Африке. А вот из 54 стран, составляющих азиатскую группу в ООН, нашу юрисдикцию признали лишь семь государств. Мы связываем это с культурными традициями региона.

Большинство рассматриваемых МС вопросов - это территориальные споры?

Петер Томка: Да, но особенно это было характерно для прошлого. Сейчас часто приходят дела, касающиеся толкования и применения международных договоров. Иногда споры о принципах охраны окружающей среды и даже споры об обязательствах по наказанию международных преступлений.

Почему иногда рассмотрение дела занимает так много времени?

Петер Томка: Вопросы, которые мы рассматриваем, очень важны прежде всего для участвующих государств. Часто они просят больше времени - около года, чтобы подготовить свои письменные аргументы и доказательства. Соблюдая принцип равенства, обеим сторонам спора мы предоставляем одинаковое время. Но часто и его не хватает, потому что государства изъявляют желание ответить на аргументы другой стороны. После обмена письменными доказательствами мы переходим к прениям в Большом зале Дворца мира. И уже после этого суд удаляется для вынесения решения. Это обычно занимает шесть - семь месяцев.

Может ли суд проводить собственное расследование внутри страны, посылать своих экспертов?

Петер Томка: Мы не Международный уголовный суд, чтобы проводить расследования. За доказательства отвечают страны. У нас состязательные процессы, и мы выносим решения на основе того, что государства нам сами предоставляют. У нас нет никаких расследовательских органов. С другой стороны, мы можем посещать места, которые касаются конкретного спора. Но пользуемся таким правом нечасто. Например, в 1997 году суд посетил место на реке Дунай, где Словакия построила водохранилище и электростанцию, а также Венгрию - те места, которым, по словам венгров, грозила экологическая катастрофа.

Может ли государство отказаться от выполнения решения суда?

Петер Томка: Нет, так как в этом случае оно не выполнит свои обязательства по Уставу ООН. Он говорит, что решения суда обязательные. Если одно государство не исполняет свои обязательства по решению суда, второе может обратиться в Совет Безопасности.

Но там есть постоянные члены, которые могут наложить вето на любое решение. И, кажется, США уже прибегали к такому методу, когда проиграли одно из дел в МС. Вам не кажется, что это немного несправедливо?

Петер Томка: Устав ООН был подготовлен в 1944 - 1945 годах. Чтобы его изменить, нужно согласие всех пяти постоянных членов Совбеза. Тот случай, про который вы говорите, был исключительным. И он не сказался на отношении США к Международному суду.

Может ли суд давать ООН рекомендации по принятию каких-либо международных конвенций или соглашений?

Петер Томка: Нет, наша роль только решать споры между государствами и выносить консультативные заключения. Мы не выдвигаем инициативы по созданию договоров или конвенций. Этим должны заниматься государства или Генеральная ассамблея.

Что вы хотели поменять в работе суда, когда возглавили его чуть больше года назад?

Петер Томка: Судьи не революционеры. У нас есть традиции, менять которые нелегко. Но я хотел, чтобы суд обсуждал дела быстрее. Удалось ли? Когда я стал президентом, в суде находилось 15 дел. Сейчас их 10. Всего за год мы уже приняли четыре решения по существу и работаем над двумя в настоящее время. Значит, суд повышает свою эффективность. Мы готовы, если новые дела поступят в суд, решать их настолько оперативно, насколько к этому будут готовы сами государства.

Не нужно ли пересмотреть представительство разных форм цивилизации в распределении судей?

Петер Томка: Эту формулу мы пересмотреть не можем, так как это закреплено в Статуте. В суде действительно есть региональная репрезентация. У нас 15 судей. 5 из них всегда были представителями стран - постоянных членов Совета Безопасности. В Статуте нигде это не записано, но так распределяются голоса на выборах в Совбезе и Генассамблее. Из этих 15 судей 5 - граждане Западной Европы и остальных государств (Северной Америки, Австралии или Новой Зеландии), три судьи из Африки и Азии и по два из Латинской Америки и Восточной Европы.

Как вы в целом оцениваете нынешнее состояние суда?

Петер Томка: В 1976-1979 году президентом суда был уругвайский юрист Эдуардо Хименес. За три года работы он подписался только под одним решением. Других дел в суде не было. Я же за год подписал четыре. Значит, за три года может быть 12. Разве это не признак растущего доверия?

Отвечая на вопрос "РГ", судья Международного суда ООН Леонид Скотников заметил, что Россия признает юрисдикцию МС в соответствии с теми конвенциями, которые она заключила с другими государствами, если в них есть статьи о разрешении споров, которые отсылают спорящие стороны в МС. Одна из сторон может обратиться туда, если выполнены все процедуры, предусмотренные этими статьями.

Россия в качестве стороны спора участвовала в разбирательствах перед судом один раз - во время тяжбы с Грузией. Сначала суд рассматривал вопрос о временных мерах. Вопрос об их введении обсуждается до начала разбирательства по существу. Тогда суд призвал обе стороны выполнять положения Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Интересно, что голоса членов суда распределились поровну. Все было решено голосом судьи ad hoc, назначенным Грузией. У нее было такое право, так как в суде не было гражданина этой страны. Затем Россия заявила о своих возражениях насчет юрисдикции суда. Она обосновала свою позицию тем, что, во-первых, нет спора о применении данной Конвенции. А во-вторых, что, даже если такой спор и есть, Грузия не выполнила необходимых предварительных условий для обращения в МС. В частности, не были проведены предусмотренные Конвенцией переговоры. Суд пришел к выводу, что спор налицо, однако возник он в период вооруженного конфликта 2008 года. То есть суд частично согласился с Грузией, но лишь частично. И полностью поддержал Россию в том, что Грузия не выполнила тех условий, которые необходимы, чтобы задействовать юрисдикцию МС. Таким образом, суд признал, что у него нет полномочий рассматривать этот спор. Решения суда окончательные и обжалованию не подлежат.

Отвечая на вопрос "РГ" о консультативных заключениях МС, Леонид Скотников сообщил, что они не являются обязательными, но, учитывая статус суда, организации часто принимают их во внимание. Несколько лет назад за консультативным заключением о соответствии декларации независимости Косово международному праву обратилась Генеральная Ассамблея ООН. Она это сделала по инициативе Сербии - члена ООН, для чего Белград провел в Генассамблее соответствующую резолюцию. Судьи, рассмотрев дело, большинством голосов пришли к выводу, что декларация не противоречит международному праву. При этом суд не рассматривал вопрос о том, привело ли принятие этой декларации к созданию независимого государства. "РГ" поинтересовалась, могут ли Абхазия и Южная Осетия, не будучи членами ООН, инициировать вопрос о консультативном заключении суда относительно соответствия их деклараций о независимости международному праву. Как разъяснил член МС, такой возможности у двух республик нет.

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Высшие суды – это главные суды государства. Они возглавляют судебную власть, надзирают за работой нижестоящих судов и играют роль последней инстанции, которая ставит точку в правовых спорах.

В других странах есть несколько высших судов, каждый из которых занимается определённой сферой. Так, в Германии работают пять специализированных высших судов (по конституционным, административным, трудовым, социальным и финансовым спорам) и один Верховный суд (по всем остальным спорам).

Россия относится ко второй категории, но дрейфует в сторону первой. Раньше у нас было три высших суда, а теперь – два: Верховный суд и Конституционный суд.

Верховный суд РФ

Верховный суд состоит из нескольких частей. Главные структурные подразделения ВС РФ – пленум (общее собрание всех судей) и президиум из 13 человек (председатель суда, его заместители и несколько наиболее опытных судей). Кроме того, в составе суда выделяют нескольких коллегий (специальных подразделений, каждое из которых занимается своей сферой):

коллегия по административным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по уголовным делам;
коллегия по экономическим спорам;
коллегия по делам военнослужащих;
дисциплинарная коллегия;
апелляционная коллегия.

Главная задача Верховного суда – проверять решения нижестоящих судов. ВС РФ играет роль второй кассационной и надзорной инстанций. Второй кассационной инстанцией могут быть судьи одной из перечисленных выше коллегий ВС РФ (кроме двух последних), а надзорной инстанцией – президиум ВС РФ.

Теоретически на рассмотрение Верховного суда может попасть любое дело. На практике вероятность этого почти сведена к нулю: в России каждый год рассматривают миллионы дел, а в Верховный суд попадают десятки и сотни. Все остальные отсеиваются как не заслуживающие внимания.

При этом нет чётких критериев, по которым судьи выбирают из массы жалоб одни и отвергают другие. В идеале Верховный суд должен отбирать такие дела, которые важны для понимания права и формирования судебной практики. Желательно при этом, чтобы судьи не просто принимали решение, а внятно и подробно разбирали, почему они это сделали, и рекомендовали использовать свои наработки нижестоящим судам. Такой подход мог бы значительно обогатить правоприменительную практику, понимание закона и дать судьям ориентиры в их деятельности.

Один из примеров – постановление ВС РФ от 7 ноября 2016 г. N 5-АД16-232. Водитель обжаловал штраф за неоплаченную парковку. Он объяснил, что произвёл оплату с помощью sms, однако, как потом оказалось, в работе парковочной системы произошёл сбой и парковка не была оплачена. Пресненский районный суд г. Москвы и Московский городской суд решили, что водитель не выполнил обязанность по оплате. Судья ВС РФ Владимир Меркулов тоже отказал заявителю. Причина решения выглядит странно: по мнению судьи, отправка sms – не единственный способ оплаты, так что водитель мог и должен был оплатить парковку другим способом.

Интересно, что даже в тех редких случаях, когда жалоба доходит до ВС РФ, а судьи находят в деле нарушения, это не обязательно означает торжество справедливости.

Однако судьи Верховного суда не прекратили дело, а лишь направили его на новое рассмотрение, попросив нижестоящие суды допросить всех свидетелей и учесть доводы защиты. Пресненский районный суд заново рассмотрел дело, доводы защиты не учёл и в марте 2012 г. вновь решил признать Козлова виновным, снизив, правда, срок с восьми до пяти лет (Право.Ру).

Что касается дисциплинарной коллегии ВС РФ, то она разбирает споры судьи и судейского начальства. В эту коллегию жалуются судьи, недовольные тем, что их отправили в отставку или наказали иным образом.

В заключение добавлю, что большинство судей ВС РФ не известны широкой публике и даже юридическому сообществу, не выпускают книг и статей. В итоге акты Верховного суда всё чаще оставляют безрадостные впечатления у юристов, и его авторитет неуклонно снижается.

Конституционный суд

В США такими спорами занимается Верховный суд. В остальном мире более популярной стала другая модель, придуманная австрийским юристом Гансом Кельзеном. Он предложил создать специальный Конституционный суд, который рассматривал бы споры о соответствии законов действующей Конституции. Первый такой суд был создан у него на родине, в Австрии, в 1920 г., а потом эту идею подхватили другие страны.

В нашей стране Конституционный суд появился в 1991 г. Вначале он занимался рассмотрением споров относительно Конституции РСФСР (принята в 1978 г.), а после 1993 г. – новой Конституции.

Нынешний председатель КС РФ – Валерий Зорькин. Любопытно, что он занимал эту должность в 1993 г. во время противостояния Верховного совета и президента Бориса Ельцина. Тогда борьба двух ветвей власти привела к небольшой гражданской войне в Москве. И в те дни Конституционный суд во главе с Зорькиным признал неконституционным указ Ельцина о роспуске Верховного совета. Позже, когда Ельцин выиграл борьбу за власть, Зорькин остался судьёй КС РФ, но ушёл с поста председателя. А в 2003 г. он вновь возглавил суд, но не повторяет прошлых ошибок и поддерживает все предложения действующего президента.

Акты КС РФ страдают теми же недостатками, что акты ВС РФ: чрезмерная абстрактность и отсутствие чёткой аргументации. Другая характерная особенность решений КС РФ – гигантский размер предложений, многие из которых имеют объём в двести и более слов. Соответственно, чтобы понять смысл, нужно много раз перечитывать текст и разбираться, как связаны между собой многочисленные причастные и деепричастные обороты и придаточные предложения.

Таким образом, Конституционный суд практически бесполезен в деле защиты демократических механизмов. Почти все его решения на этот счёт можно заранее предвидеть: если очередной закон ограничит политические права граждан, КС РФ признает его конституционными.

Лирическое отступление: особое мнение Кононова

По этим особым мнениям видно, что последним судьёй КС РФ с независимой позицией был кандидат юридических наук Анатолий Кононов. Он много раз возражал против авторитарных тенденций в российском законодательстве и отстаивал политические права и свободы граждан. Замечания этого судьи также отличаются от самих актов КС РФ ясностью, логичностью и последовательностью.

Анатолий Кононов и после этого много раз критиковал работу КС РФ. Видимо, это вызвало недовольство его коллег, и в 2010 г. он был вынужден уйти в отставку. С тех пор политические решения судьи КС РФ принимают единогласно и без возражений.

Однако не совсем справедливо считать, что Конституционный суд не приносит никакой пользы. Если дело не касается политики, его решения не столь предсказуемы и даже иногда защищают права граждан.

Так, в постановлении от 16 июля 2015 г. N 22-П Конституционный Суд защитил право граждан ввозить лекарства, содержащие сильнодействующие элементы, при том что до этого подобные действия могли быть квалифицированы как преступление по ст. 226.1 УК РФ.

В постановлении от 25 февраля 2016 г. N 6-П КС РФ признал неконституционным нормы Уголовно-процессуального РФ, которые лишали женщин-подсудимых права на суд присяжных.

Наконец, Конституционный суд последовательно выступал против смертной казни, поэтому в России она, к счастью, не применяется.

Лирическое отступление: душевнобольные в Конституционном суде

Я уже рассказывал как-то о дееспособности – возможности субъекта своими действиями создавать права и обязанности. Полную дееспособность человек получает в 18 лет. Однако если взрослый человек заболеет психическим расстройством, суд может признать его недееспособным и юридически приравнять к малолетнему ребёнку. В этом случае суд назначит опекуна, которые и будет совершать все действия от имени недееспособного.

Из-за этого до недавнего времени недееспособные граждане были почти полностью бесправны. Без опекуна они не могли даже подать кассационную жалобу на решение суда о признании их недееспособными. Ведь к этому времени решение суда вступило в законную силу, и человек уже не мог совершать юридически значимые действия.

Находились опекуны, которые этим злоупотребляли, отбирая у подопечных имущество и мешая им обратиться в суд. В итоге получалось, что, если судебный эксперт признал кого-то душевнобольным, а суд проштамповывал это решение, человек навсегда поражался в правах. И даже если он действительно имел психическое расстройство, но потом выздоравливал, то всё равно не мог обратиться в суд, минуя опекуна.

Такая ситуация сложилась, в частности, с жителем Петербурга Павлом Штукатуровым. Его мать в 2004 г. добилась того, что Василеостровский районный суд признал 22-летнего Павла недееспособным, упекла его в психиатрическую больницу и мешала общению с адвокатом Дмитрием Бартеневым. В этом ей активно помогали администрация больницы и районная прокуратуры. Штукатуров через Бартенева пытался обжаловать решение суда, но безуспешно, поскольку за недееспособного такие действия должен совершать опекун.

Высший Арбитражный суд

Этот суд был ликвидирован в 2014 г., однако о нём стоит сказать пару слов.

Дело в том, что ранее система арбитражных судов, разбирающих предпринимательские споры, была совершенно отделена от судов общей юрисдикции. Над всеми арбитражными судами стоял третий высший суд – Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ). Он выполнял функции надзорной инстанции, обобщал судебную практику, выпускал постановления о том, как правильно понимать те или иные нормы, касающиеся бизнеса, – одним словом, выполнял те же функции, что и Верховный суд, но только в сфере арбитражного судопроизводства.

Однако в 2014 г. ВАС РФ упразднили, а его функции передали специально созданной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Официальная причина реформы – необходимость достичь единообразия в судебной практике. Дело в том, что практика в арбитражных судах и судах обшей юрисдикции могла сильно отличаться.

Впрочем, официальная причина реформы выглядела странно, поскольку Верховный суд, как уже было сказано, не может обеспечить единство практики даже в судах общей юрисдикции.

В итоге у арбитражных судов тоже появилась вторая кассационная инстанция – коллегия по экономическим спорам Верховного суда, а также надзорная инстанция – всё тот же президиум Верховного суда.

Но до сих пор в правовой системе действуют акты, созданные судьями ВАС РФ: судебные решения, постановления пленумов и другие документы, которые толкуют нормы права и на которые арбитражные суды часто ссылаются при вынесении решений. И пока все эти решения не заменили аналогичными актами Верховного суда, можно сказать, что наследие Высшего Арбитражного суда продолжает жить.

Высшие суды – это главные суды государства. Они возглавляют судебную власть, надзирают за работой нижестоящих судов и играют роль последней инстанции, ставящей точку во всех правовых спорах.

В России сегодня действует два высших суда – Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Верховный суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и арбитражным делам. Он состоит из пленума (общего собрания всех судей), президиума (13 наиболее опытных судей) и нескольких коллегий (по административным, гражданским и уголовным делам, по экономическим спорам, по делам военнослужащих, апелляционной и дисциплинарной коллегии).

Верховный суд выполняет несколько функций. Во-первых, Верховный суд проверяет решения нижестоящих судов в качестве второй кассационной и надзорной инстанций. Теоретически любое дело может попасть на рассмотрение Верховного суда. Однако нет чётких критериев, по которым судьи ВС РФ выбирают из массы жалоб одни дела и отвергают другие. Решения ВС РФ мало чем обогащают право, потому что в них очень слабая и не всегда понятная аргументация. А в тех случаях, когда он отменяет решение нижестоящего суда, это не обязательно значит, что его послушают.

Во-вторых, Верховный суд иногда принимает решения в качестве суда первой инстанции. В-третьих, дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает споры судей и судейского начальства. В-четвёртых, Верховный суд РФ обобщает практику и даёт рекомендации нижестоящим судам (в постановлениях пленума ВС РФ и обзорах судебной практики ВС РФ). Многие считают такую практику неправильной, тем более, что иногда Верховный суд просто пересказывает текст закона, не добавляя от себя никаких новых мыслей.

Конституционный суд РФ (КС РФ) – ещё один высший суд, который решает, противоречат ли какие-то законы Конституции или нет. Если он объявит норму закона противоречащей Конституции, то судам запрещено её применять. Акты КС РФ страдают теми же недостатками, что акты ВС РФ: чрезмерная абстрактность, отсутствие чёткости и конкретики в аргументах, огромные и замысловатые предложения.

Конституционный суд в 2000-2010-х гг. признал конституционными ряд законов, ограничивающих политические права граждан (право выбирать губернатора, право свободно политические партии, право на участие в митингах и т. д.). Однако в неполитической сфере КС РФ иногда выносит справедливые и разумные решения.

Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ) – ещё один высший суд, существовавший до 2014 г. Ранее он был главным судебным органом в системе арбитражных судов. Однако ВАС РФ слишком часто защищал предпринимателей от произвола чиновников и отменял незаконные решения госорганов. Вероятно, именно это и привело к его ликвидации.

Читайте также: