Какой орган исполнительной власти исполняет решения суда о нарушении авторских прав

Обновлено: 07.07.2024

Одной из самых распространенных категорий судебных дел, вытекающих из журналистской деятельности, является диффамация — дела по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Часто в результате такого судебного разбирательства на редакцию судом возлагается обязанность по опубликованию опровержения недостоверных и порочащих сведений, распространенных в СМИ, и по компенсации морального вреда.

Практика показывает, что часто отсутствует понимание того, в какой срок необходимо исполнить решение суда и чем может грозить его несвоевременное исполнение. Юридическая служба Центра защиты прав СМИ дает в связи с этим разъяснения и рекомендации:

1) В соответствии с процессуальным законодательством вступившие в законную силу судебные акты подлежат обязательному исполнению лицами, в отношении которых они вынесены. С момента вступления решения суда в законную силу лицо, чьи требования этим решением удовлетворены, вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который передается им для принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов.

2) После возбуждения исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения решения суда, о котором должник (редакция) извещается судебным приставом-исполнителем путем направления постановления о возбуждении исполнительного производства.

3) В части исполнения требования материального характера (например, об уплате компенсации морального вреда, оплате судебных издержек): В случаях неисполнения редакцией требований судебного пристава-исполнителя в указанный в постановлении срок редакция рискует тем, что помимо подлежащей выплате по судебному решению компенсации с нее взыщут еще и исполнительский сбор. Если решение в указанный в решении срок не исполнено, судебными приставами выносится постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5000 рублей с должника-организации.

4) В части исполнения требования нематериального характера (к которым относится опубликование опровержения): В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации — 5000 рублей. При этом должнику устанавливается новый срок для исполнения.

5) Штрафы за неисполнение требований судебных приставов: При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это грозит административным штрафом для граждан в размере от 1000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей, а в случае неисполнения должником требований неимущественного характера — для граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 50000 до 70000 рублей.

6) Уголовная ответственность за неисполнение решения суда: При злостном неисполнении решения суда лицо, обязанное исполнить решение может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 315 Уголовного кодекса РФ). Минимальной санкцией за злостное неисполнение решения суда является штраф в размере до 200 000 рублей максимальной – лишение свободы на срок до двух лет. При этом злостным неисполнением будет считаться либо бездействие — пассивное неисполнение судебного акта, либо действия, направленные на воспрепятствование его исполнению, несмотря на неоднократные требования судебных приставов-исполнителей.

Проблемы на практике:

Кроме того, важно знать, что исполнять необходимо именно решение суда, то есть требования, содержащиеся в его резолютивной части. Поскольку бывали случаи, когда в постановлениях о возбуждении исполнительного производства судебными приставами допускались технические ошибки, либо произвольно сокращалась резолютивная часть судебного акта, сокращался текст опровержения, установленный судом, что, конечно, недопустимо. Нужно внимательно читать решение суда и исполнительные документы и при наличии противоречий в них, ориентироваться именно на решение суда. Если в решении суда содержится полный текст опровержения, которое должна опубликовать редакция, то именно в таком виде оно и должно выйти в СМИ.

Если Ваше дело рассмотрено судом общей юрисдикции, решение суда вступит в законную силу через 10 дней с момента его вынесения, если арбитражным судом - через месяц. В случае подачи ответчиком жалобы на решение суда, решение вступит в силу после рассмотрения жалобы-конечно, в том случае, если оно не будет отменено и дело не будет направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Федеральная служба судебных приставов России является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации и осуществляет функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

После вступления решения суда в законную силу, истцу выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Если в судебном заседании Вы заявите ходатайство о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения, суд самостоятельно направит его в соответствующий отдел судебных приставов. Во всех других случаях исполнительный лист будет выдан Вам на руки или направлен в Ваш адрес заказным письмом. Если решение подлежит немедленному исполнению, исполнительный лист выдается немедленно, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.36 закона "Об исполнительном производстве" устанавливается двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Данный срок является традиционным для законодательства, посвященного исполнительному производству.

Постановление судебного пристава-исполнителя об исполнении отдельных исполнительных действий должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.

Законодатель отдельно оговаривает относительно начала исполнения требований исполнительных документов о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

Исполнительные действия в данном случае должны быть начаты не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Статья 211 ГПК РФ устанавливает, что немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Таким образом, немедленное исполнение в рамках исполнительного производства означает совершение исполнительных действий незамедлительно, без предоставления должнику времени для добровольного исполнения.

Несмотря на то, что закон установил двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, он не устанавливает санкции за пропуск указанного срока. Кроме того, истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Согласно ГПК РФ, если решение суда вступило в законную силу, у ответчика возникает обязанность его исполнить. Вы, конечно, можете терпеливо ждать, когда должник возместит причиненный ущерб, но тогда Вы немного рискуете: законодательно установлен трехлетний срок предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение. Пропуск срока в соответствии со ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

Правильнее пойти по другому пути - обратиться за помощью в службу судебных приставов

Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Судебный пристав-исполнитель в данной стадии судебного процесса выступает от имени государства, поскольку именно оно взяло на себя обязанность осуществления правосудия, и не заинтересован в исполнении в пользу какой-либо из сторон исполнительного производства, а исполняет свои обязанности в силу предписания закона. Он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Если должнику или взыскателю известны основания для отвода судебного пристава-исполнителя, они могут его заявить подачей заявления на имя старшего судебного пристава подразделения судебных приставов до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Отвод должен иметь серьезные основания и не может быть заявлен только потому, что, по Вашему мнению, судебный пристав-исполнитель не имеет достаточной квалификации или просто не симпатичен Вам. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом. Отказ в удовлетворении отвода может быть обжалован в суде в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель обязан предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. И конечно, самое главное, он принимает все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для этого ему предоставлены большие права.

Если перечислить эти права кратко, то можно сказать, что пристав вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки бухгалтерий; накладывать арест на имущество должника и вклады в банках; ограничивать выезд должника из РФ.

Наделение судебного пристава-исполнителя такими правами направлено на исполнение решения указанного в исполнительном документе.

Взыскатель может и должен требовать от судебного пристава-исполнителя пользования этими правами. Кроме того, взыскатель может участвовать в совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и даже оплатить расходы по их совершению, которые впоследствии будут взысканы с должника и возвращены взыскателю.

Должник имеет право знать о месте и времени совершения исполнительных действий и участвовать в них, но бремя всех неблагоприятных последствий, вызванных его уклонением от участия, ложится на него. Это означает следующее. К примеру, должник решил уйти из квартиры или не открывать дверь в день производства ареста имущества. Судебный пристав-исполнитель вправе вскрыть дверь, войти без согласия должника в его жилище и произвести опись принадлежащего ему имущества.

В процессе исполнительных действий и взыскатель и должник могут давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Если в результате проверки имущественного состояния должника будет установлено, что последний не имеет денежных средств и иного имущества для удовлетворения Ваших требований, судебным приставом-исполнителем составляется акт о невозможности взыскания и исполнительный документ возвращается взыскателю без исполнения. Однако не стоит отчаиваться: исполнительный документ может быть предъявлен на принудительное исполнение вновь в пределах трехлетнего срока (срок предъявления прерывается как предъявлением исполнительного документа на исполнение, так и частичным исполнением). Возможно, имущественное положение должника изменится и это обстоятельство повлечет исполнение предъявленного Вами исполнительного документа.

В процессе исполнения может также возникнуть необходимость розыска должника или его имущества. Для осуществления этой функции в Управлении ФССП России по Псковской области существует межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами.

Согласно новому закону "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тысячи рублей, может быть направлен самим взыскателем в организацию, выплачивающую должнику заработную плату (пенсию, стипендию). В этом случае взыскатель представляет заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета либо адрес, по которому следует переводить денежные средства, а также некоторые другие сведения о себе.

Итак, если у Вас на руках выданный судом исполнительный лист, то он должен содержать требования, предъявляемые к исполнительным документам:

Закон об исполнительном производстве устанавливает общие требования, предъявляемые ко всем видам исполнительных документов, определенных ст. 12 за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ уточнил требования, предъявляемые к оформлению постановлений по делам об административных правонарушениях, в частности, постановлений о взыскании штрафов.

Так, ст. 31.3 КоАП РФ согласно которой судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 32.3 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, к обязательным реквизитам постановлений-квитанций относит указание фамилии, имени, отчества, года и места рождения, места работы и места жительства или места пребывания лица, привлеченного к административной ответственности.

Предъявление документа, не соответствующего требованиям ст. 13, влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства (подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).

Указание на время начала срока исполнения должно быть сделано органом, уполномоченным на выдачу исполнительного документа.

Обязательным требованием, предъявляемым к исполнительным документам, выдаваемым судебными органами, является наличие подписи судьи, который вынес соответствующий юрисдикционный акт, и гербовой печати суда. Отсутствие подписи или печати влечет за собой недействительность данного исполнительного документа.

Если исполнительный документ выдан на основании акта другого органа, кроме судебного, он должен быть подписан соответствующим должностным лицом данного органа и заверен печатью данного органа. Если исполнительный документ подписан должностным лицом, не уполномоченным на его подписание, судебный пристав-исполнитель обязан отказать в возбуждении исполнительного производства.

Ваше решение может быть разным - в зависимости от Вашего конкретного случая.

Если Вы решили обратиться в службу судебных приставов, то имейте в виду, что предъявление исполнительного листа осуществляется взыскателем или уполномоченным им лицом, при этом заполняется бланк заявления. В заявлении помимо необходимых данных Вы можете указать сведения о должнике либо его имуществе, которые будут учтены и проверены судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного листа.

Помните, что активное участие взыскателя и его помощь может сыграть решающую роль в окончании исполнительного производства фактическим исполнением.

Одной из самых распространенных категорий судебных дел, вытекающих из журналистской деятельности, является диффамация — дела по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Часто в результате такого судебного разбирательства на редакцию судом возлагается обязанность по опубликованию опровержения недостоверных и порочащих сведений, распространенных в СМИ, и по компенсации морального вреда.

Практика показывает, что часто отсутствует понимание того, в какой срок необходимо исполнить решение суда и чем может грозить его несвоевременное исполнение. Юридическая служба Центра защиты прав СМИ дает в связи с этим разъяснения и рекомендации:

1) В соответствии с процессуальным законодательством вступившие в законную силу судебные акты подлежат обязательному исполнению лицами, в отношении которых они вынесены. С момента вступления решения суда в законную силу лицо, чьи требования этим решением удовлетворены, вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного листа, который передается им для принудительного исполнения в Федеральную службу судебных приставов.

2) После возбуждения исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения решения суда, о котором должник (редакция) извещается судебным приставом-исполнителем путем направления постановления о возбуждении исполнительного производства.

3) В части исполнения требования материального характера (например, об уплате компенсации морального вреда, оплате судебных издержек): В случаях неисполнения редакцией требований судебного пристава-исполнителя в указанный в постановлении срок редакция рискует тем, что помимо подлежащей выплате по судебному решению компенсации с нее взыщут еще и исполнительский сбор. Если решение в указанный в решении срок не исполнено, судебными приставами выносится постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5000 рублей с должника-организации.

4) В части исполнения требования нематериального характера (к которым относится опубликование опровержения): В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации — 5000 рублей. При этом должнику устанавливается новый срок для исполнения.

5) Штрафы за неисполнение требований судебных приставов: При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это грозит административным штрафом для граждан в размере от 1000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей, а в случае неисполнения должником требований неимущественного характера — для граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей; для юридических лиц — от 50000 до 70000 рублей.

6) Уголовная ответственность за неисполнение решения суда: При злостном неисполнении решения суда лицо, обязанное исполнить решение может быть привлечено к уголовной ответственности (ст. 315 Уголовного кодекса РФ). Минимальной санкцией за злостное неисполнение решения суда является штраф в размере до 200 000 рублей максимальной – лишение свободы на срок до двух лет. При этом злостным неисполнением будет считаться либо бездействие — пассивное неисполнение судебного акта, либо действия, направленные на воспрепятствование его исполнению, несмотря на неоднократные требования судебных приставов-исполнителей.

Проблемы на практике:

Кроме того, важно знать, что исполнять необходимо именно решение суда, то есть требования, содержащиеся в его резолютивной части. Поскольку бывали случаи, когда в постановлениях о возбуждении исполнительного производства судебными приставами допускались технические ошибки, либо произвольно сокращалась резолютивная часть судебного акта, сокращался текст опровержения, установленный судом, что, конечно, недопустимо. Нужно внимательно читать решение суда и исполнительные документы и при наличии противоречий в них, ориентироваться именно на решение суда. Если в решении суда содержится полный текст опровержения, которое должна опубликовать редакция, то именно в таком виде оно и должно выйти в СМИ.

В силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Указанное дискреционное полномочие арбитражного суда направлено на защиту интересов участников судебного разбирательства, в том числе в тех случаях, когда оспаривание нормативно-правового акта по правилам административного производства невозможно по причинам его отмены в судебном либо административном порядке либо истечения срока действия.

Особенна актуальна эта ситуация в сфере энергоснабжения, так как зачастую тарифные решения не могут быть проверены по правилам Кодекса об административном производстве, но с достаточной долей вероятности нарушают либо нарушали в прошлом права и законные интересы участников гражданского оборота.

Вместе с тем случаи неприменения НПА в судебном порядке являются крайне редкими, в том числе из-за потенциального выхода судов за пределы своих полномочий.

Относительно недавно Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ) издал общеобязательное толкование положений части 2 статьи 13 АПК РФ в совокупности с нормами Конституции РФ и иных процессуальных кодексов.

Обратимся к краткому изложению обстоятельств споров и позиции заявителя при обращении в КС РФ.

Фактические обстоятельства споров, в отношении обстоятельств которых КС РФ посчитал необходимым изложить правовую позицию.

Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю (далее – ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате. Решением арбитражного суда[1] требования истца удовлетворены в полном объеме.

Ответчик сослался на то, что решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившее коэффициент для определения арендной платы на земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 % от их кадастровой стоимости, противоречит актам большей юридической силы и не подлежит применению.

Суд отклонил данный довод исходя из того, что данный акт не признан недействующим в надлежащем порядке и прекратил производство по делу.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с новым исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности по арендной плате.

Суд взыскал с ответчика пеню и отказал в удовлетворении остальной части исковых требований. Суд пришел к выводу о том, что решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, которое упоминалось выше, не подлежит применению, поскольку коэффициент для определения арендной платы установлен органом местного самоуправления произвольно в противоречие принципу экономической обоснованности арендной платы, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено и исковые требования удовлетворены в полном объеме. Арбитражный суд сослался на то обстоятельство, что вышеназванный нормативный акт не признан недействующим, а кроме того, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, не отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальным правам, подведомственно судам общей юрисдикции.

Арбитражный суд Поволжского округа, а также Верховный суд РФ постановление суда апелляционной инстанции оставили без изменения.

Далее Саратовский областной суд признал решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования противоречащим принципу экономической обоснованности, недействующим и не подлежащим применению в части, устанавливающей коэффициент для определения арендной платы на земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий в размере 4,9 % от их кадастровой стоимости. Затем на основании решения органа, издавшего данный нормативный правовой акт, оно утратило силу в полном объеме.

При обращении в Конституционный суд Российской Федерации заявитель указал на нарушение права на судебную защиту отказом арбитражных судов проверить нормативно-правовой акт, примененный при разрешении хозяйственного спора на соответствие иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Тем самым суды, по мнению заявителя, не использовали свои полномочия в рамках разрешения хозяйственного спора и фактически не позволили заявителю защитить свои экономические интересы.

Рассмотрим подробнее правовые позиции, на основании которых КС РФ истолковал соответствующие положения процессуальных кодексов.

Позиция КС РФ по данному делу[2]

В соответствии с императивными нормами Конституции РФ право граждан оспорить в судебном порядке непосредственно нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с использованием судебного механизма.

Данному праву корреспондирует обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ внесены изменения в АПК РФ, в соответствии с которыми из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел не отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Данные изменения не затронули вытекающего из Конституции РФ полномочия арбитражного суда при рассмотрении дела отказать в применении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы.

Иной подход, нашедший свое отражение в некоторых судебных актах, ставил бы стороны разбирательства в арбитражных судах в худшее положение по сравнению со сторонами в судах общей юрисдикции, а также нарушал бы единство и единообразие гражданского и арбитражного судопроизводства.

Последствием признания нормативного правового акта недействующим полностью или в части является его исключение из системы правового регулирования и возможность пересмотра судебных решений, основанных на этом акте.

Вместе с тем полномочие арбитражного суда отказать в применении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, имеет особое значение, когда иные способы реализации права на судебную защиту не могут быть реализованы, как, например, в случае утраты силы оспариваемым актом на момент подачи административного искового заявления или в период производства по делу либо в случае наличия вступившего в законную силу решения суда, принятого по тому же предмету.

Данного подхода придерживается и Верховный суд РФ, который указал, что суд отказывает в принятии заявления, если заявитель оспаривает нормативный правовой акт, отмененный органом или должностным лицом, его издавшим, однако заявитель вправе обратиться в суд в порядке искового производства, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора этого нормативного правового акта или его части.

Ratio decidendi

Если нормативный правовой акт, подлежащий применению арбитражным судом, отменен до начала или в период производства по административному исковому заявлению о признании его недействующим, арбитражный суд не может отказаться от оценки такого акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы, поскольку это противоречило бы статье 120 Конституции РФ, а также означало бы отказ в праве на судебную защиту, который не подлежит ограничению.

Таким образом, Конституционный суд постановил признать оспариваемые положения не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные положения предполагают обязанность арбитражного суда проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном деле, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Рекомендации VEGAS LEX

Согласно статье 6 Закона о Конституционном суде Российской Федерации[3] решения суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу указанного закона, обладают все решения КС РФ, которые в силу части второй статьи 79 названного закона действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Следовательно, правовые выводы, изложенные в постановлении суда по данному делу являются универсальными и применимыми при разрешении любых споров, связанных с оценкой соответствия одного нормативно-правового акта иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поэтому мы рекомендуем в тех случаях, когда конкретный нормативно-правовой акт (в том числе тарифное решение в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.) уже был отменен либо утратил юридическую силу, но, по мнению участника судебного разбирательства, нарушает права участника хозяйственных правоотношений, заявлять довод о необходимости применения статьи 13 АПК РФ со ссылкой в числе прочего на выводы Конституционного суда Российской Федерации.

По нашему мнению, постановление КС РФ по данному делу вносит положительные изменения в существующее правовое регулирование и позволит судам, рассматривающим хозяйственные споры, более широко применять свои дискреционные полномочия.

[1] Решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 по делу № А57-16902/2015.

[2] См. Постановление КС РФ от 06.12.2017 № 37-П.

[3] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".


Прекратить исполнительное производство может суд либо судебный пристав-исполнитель, в зависимости от основания прекращения. Таких оснований немало. Некоторые связаны с выбытием стороны исполнительного производства, другие — с невозможностью исполнения. Производство также может прекратиться, когда отпала необходимость в принудительном исполнении или перестали действовать документы — основания производства.
Суд прекращает исполнительное производство по заявлению пристава либо одной из сторон. Пристав делает это по заявлению одной из сторон или самостоятельно после получения документов, подтверждающих, что есть основание для прекращения.

1. По каким основаниям прекращается исполнительное производство
Перечисленные в законе основания условно можно разделить на несколько групп. Рассмотрим их подробнее.

1.1. Выбывшая сторона не может быть заменена
Это ситуации, когда:
1)гражданин — взыскатель либо должник — умер. Обычно в таких случаях происходит правопреемство: место умершего в исполнительном производстве занимает его наследник (ч. 1 ст. 52 Закона об исполнительном производстве). Но иногда права (обязанности) не могут перейти к наследникам и не могут быть реализованы доверительным управляющим, которого назначил орган опеки и попечительства. В таких случаях исполнительное производство прекращается судом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);

2)являющаяся стороной исполнительного производства организация исключена из ЕГРЮЛ. В этом случае производство прекращает судебный пристав-исполнитель (п. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.2. Перестали действовать документы — основания исполнительного производства
Пристав прекращает исполнительное производство, если:
1)исполнительный документ, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, отменен или признан недействительным (п. 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)отменен судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный документ (п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)суд принял акт о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа (п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)исполнение акта по делу об административном нарушении прекращено судом (другим органом, должностным лицом), выдавшим исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом (п. 6. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.3. Нет возможности исполнить исполнительный документ
Суд прекращает исполнительное производство, если утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство по следующим основаниям:
1)если ребенок, которого незаконно переместили в Россию или удерживают в ней, достиг определенного возраста. Это касается требований о возврате ребенка (осуществления прав доступа к нему) на основании международного договора РФ, когда ребенок достиг возраста, при котором в отношении него такой договор не действует (п. 8 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)задолженность по платежам в бюджет признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 10 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)исполнительный документ содержит требование о взыскании госпошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет и эта задолженность признана в установленном законом порядке безнадежной к взысканию (п. 11 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

1.4. Больше нет необходимости в принудительном исполнении
Исполнительное производство прекращается судом в связи с тем, что отсутствует необходимость принудительного исполнения, когда:
1)взыскатель отказывается получать вещь, изъятую у должника в соответствии с исполнительным документом (п. 3. ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)исполняются документы, указанные в ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве, например, акт по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Пристав прекращает производство, если:
1)взыскатель отказался от взыскания и суд принял этот отказ (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
2)алиментные обязательства прекратились в связи с достижением ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности (п. 9. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
3)взыскатель и должник заключили мировое соглашение (соглашение о примирении), а суд это соглашение утвердил (п. 3. ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве);
4)обязательство заемщика-физлица перед кредитором-залогодержателем прекратились в силу п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке (п. 12 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

2. Как суд прекращает исполнительное производство
Чтобы начать процедуру прекращения исполнительного производства, нужно подать заявление в суд. Это может сделать любая из сторон либо пристав.
Суд рассмотрит ваше заявление в десятидневный срок (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327 АПК РФ, ч. 3 ст. 359 КАС РФ).
Если суд признает, что есть основание для прекращения исполнительного производства, он вынесет соответствующее определение и направит его сторонам и приставу, на исполнении которого находится исполнительный документ (ч. 2 ст. 440 ГПК РФ, ч. 3 ст. 327, ч. 2 ст. 324 АПК РФ, ч. 3 ст. 359, ч. 2 ст. 358 КАС РФ).
Определение суда о прекращении исполнительного производства, равно как и определение об отказе в прекращении, вы можете обжаловать (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

3. Как пристав прекращает исполнительное производство
Когда возникает основание для прекращения, пристав, который ведет исполнительное производство, сам должен прекратить его. Но мы рекомендуем обратиться к нему с соответствующим заявлением, поскольку на практике это ускоряет процесс. Такое право сторон исполнительного производства предусмотрено законом (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Ваше заявление должно быть передано приставу не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов. В течение трех дней с момента получения заявления пристав должен прекратить производство и вынести соответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав или его заместитель (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
В тот же срок пристав должен прекратить производство после того, как к нему поступили документы, которые подтверждают возникновение основания для прекращения исполнительного производства (ч. 4 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).
Если акт о прекращении исполнительного производства принят судом, другим органом или должностным лицом, пристав исполняет его немедленно после получения (ч. 5 ст. 45 Закона об исполнительном производстве).

4. Можно ли прекратить исполнительное производство в части
Закон об исполнительном производстве прямо не предусматривает частичное прекращение исполнительного производства, но в то же время и не содержит положений, исключающих такую возможность. На практике исполнительное производство частично прекращают, когда основания прекращения касаются только части требований, указанных в исполнительном документе.
Например, это возможно когда судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист, отменен в части. Например, суд принял решение о взыскании с ответчика задолженности и убытков, был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. А затем вышестоящий суд отменил указанное решение в части взыскания убытков. В такой ситуации пристав прекратит исполнительное производство в соответствующей части (п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: