Какие судебные политические процессы в ссср относятся к послевоенному периоду выберите три
Обновлено: 18.05.2024
Советский народ и государство, судебная система с окончанием войны возвращались к мирной жизни. Вследствие ряда причин процесс этот оказался непростым. Суть данных объективных и субъективных причин олицетворялась в те годы противоречием между двумя тенденциями общественной жизни. Одна из них требовала либерализации общественной жизни, прекращения репрессий, а другая, наоборот, требовала еще большей концентрации инквизиционных мер. Поэтому в период апогея сталинского тоталитаризма (1945-1953 гг.) в праве и в его реализации можно проследить и стремление руководства страны к либерализации уголовных репрессий и ужесточение законодательства как ответ правительства на новые веяния в общественных отношениях, понимавшиеся большевистской властью как антисоветские.
Приоритет государственных интересов над интересами личности в то время особенно наглядно вытекает из ряда подзаконных актов, особенно применявшихся в послевоенное время, в частности, Инструкции Наркомюста СССР №7 от 1 февраля 1945 г., а также Сборника приказов и инструкций Министерства юстиции СССР с 1936 по 1948 гг. (М., 1949). Приведенные там документы предписывают немедленное взыскание имущества по исполнительным листам, а также широко применяют меры уголовного характера по отношению к гражданам, привлекавшимся к административной ответственности, имевшим имущественные обязательства по штрафам, алиментам и т. д. Названные Инструкции и Приказы продолжали собою репрессивную тенденцию, основанную еще на ГПК РСФСР 1923 г., инструкциях Наркомюста 1939 г., 1942 г. Но вместе с тем анализ судебных материалов 1939-1945 гг. показывает, что в исполнительном производстве не было должного порядка, до- кументоведение находилось на крайне низком уровне, дубликатов исполнительных листов не было или они оказались утерянными в годы войны, что необходимо было восстановить утраченные войной судебные документы, навести порядок во всем исполнительном производстве.
Апогей тоталитаризма характеризуется не только исполнительным производством, но и развитием системы наказаний в послевоенной стране. После войны количество лагерей в системе ГУЛАГа и численность осужденных стали возрастать. К отбывающим наказание прибавились репатриированные и интернированные в СССР граждане, бывшие советские военнопленные, немецкие военнопленные, жители Советской Прибалтики, Запада Украины и Белоруссии, где начались тоже репрессии. Кроме лиц, действительно заслуживших наказание за предательство Родины, было немало и невинно или неоправданно строго осужденных. В системе ГУЛАГа теперь насчитывалось свыше 2,5 млн заключенных, статистика показывает, что уже более 10% промышленной продукции в СССР создавалось силами осужденных ГУЛАГа. Речь идет, пожалуй, о полицейском, тюремном государстве, о признаках рабовладельческого общества и крепостничества и о лагерной экономике. В широком смысле слова политика Коммунистической партии дискредитировала саму идею социализма, дискредитировала в глазах народа идеи реального народоправства.
Другая тенденция послевоенного времени показывает некоторые элементы либерализации в уголовном преследовании. В частности, рассмотренный ранее Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1945 г. об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией постановлял освобождение от наказания,
5 История суда России сокращение срока лишения свободы, снятие судимости и прекращение уголовного преследования, снятие административных штрафов по отношению к широкому кругу граждан, не представлявших серьезной опасности для общества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. отменялась смертная казнь (однако в условиях тоталитарного государства отмена не могла закрепиться в практике и уже 12 января 1951 г. смертная казнь вводится вновь, по отношению к наиболее опасным преступникам). До нового введения смертной казни, т. е. с 1947 по 1950 г., вместо смертной казни применялся 25-летний срок заключения в лагерях.
На общем фоне эволюции двух тенденций судебные органы страны перестраивались на работу в мирных условиях. В западных регионах страны и на транспорте отменялось военное положение, вновь вводилось довоенное законодательство. Военные трибуналы постепенно прекращали свою деятельность, восстанавливалась их подсудность в соответствии с законами мирного времени, на транспорте трибуналы преобразовывались в линейные и окружные суды.
Вместе с тем, осуществлять репрессии в том виде, как это было в 1937 г., было уже невозможно. Поэтому усиление репрессий сопровождалось укреплением процессуальных норм, теоретически основываясь на советской законности. Так, с целью восстановления довоенной системы правосудия, в соответствии с Конституцией 1936 г., Законом о судоустройстве 1938 г. в 1945-1946 гг. были проведены выборы судей, не проводившиеся с 1941 г. из-за войны. В последующем выборы судей стали проводиться регулярно.
19 марта 1946 г. для повышения роли советского правосудия Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименование Генерального Прокурора СССР, что повышало звание и статус Генпрокурора и Генпрокуратуры страны. До этого, еще в 1943 г., Президиум Верховного Совета СССР учредил для прокурорско-следственных работников одиннадцать классных чинов и выдачу им форменного обмундирования, устанавливалась сравнительная градация указанных классных чинов и приравненных к ним воинских званий. Генеральным Прокурором СССР после окончания Нюренбергского процесса стал Р. А. Руденко. Не умаляя причастности к репрессиям тех лет, необходимо отметить и высокий профессионализм Генпрокуратуры. Так, в Приказе Генпрокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. говорилось об усилении общего надзора за точным исполнением законов, были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского регулирования на установленные нарушения закона. Из числа приоритетных задач прокуратуры определялись борьба с администрированием, бюрократизмом и волокитой, с незаконными штрафами и мобилизационными работами, защита прав демобилизованных и членов их семей. В документе говорилось и о необходимости совершенствования других отраслей надзора, а также производства расследований совершенных преступлений.
В годы войны и после ее окончания положение с квалификацией сотрудников правоохранительных органов, судов, значительно ухудшилось. Количественные и качественные статистические данные показывали, что от трети до половины народных судей и народных заседателей не имели юридического, некоторые даже высшего образования, не говоря об опыте работы. Поэтому ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР. Качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности.
Знаменательно, что с образованием, повышением квалификации судей, стали больше внимания уделять и их качественным показателям. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. устанавливал ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, учрежденными при народных и специальных судах, а также при Верховном Суде СССР для повышения роли советского правосудия. 16 сентября 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливался возрастной ценз в 23 года для граждан, избиравшихся народными судьями и народными заседателями. Считалось, что народный судья должен не только обладать возрастным цензом, но и высокими морально-личностными качествами. Кроме того, перечисленные акты должны были повысить позитивный имидж советской юстиции, всей системы правоохранительных органов СССР.
Апогей сталинского тоталитаризма наглядно показывает историко-правовой источник, записка Л. П. Берия в Президиум ЦК КПСС датированная, вскоре после смерти Сталина, 26 марта 1953 г. В ней говорится, что в исправительно-трудовых лагерях, в тюрьмах и колониях содержалось на тот момент 2526402 человека заключенных, из них: осужденных на срок до 5 лет — 590 ООО, от 5 до 10 лет - 1216 ООО, от 10 до 20 лет - 573 000 и свыше 20 лет - 188000 человек. Из общего числа заключенных количество особо опасных государственных преступников, т. е. осужденных за шпионаж, диверсии, терроризм, а также троцкистов, меньшевиков, эсеров, националистов и др. содержащихся в особых лагерях МВД СССР, насчитывалось 221435 человек. Таким образом, количество осужденных по политическим статьям насчитывалось менее 10% от общего числа осужденных. Записка, как мы видим, не учитывала еще миллионы репрессированных до войны и во время ее, депортированных, раскулаченных и других, репрессированных ранее. С учетом членов их семей насчитывалось более 10 млн человек.
Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. завершила собой эпоху апогея советского тоталитаризма. Назревшие в обществе ожидания перемен не могли не сказаться на изменениях во всех сферах общественной жизни, в том числе и в советском правосудии. Период 1945-1953 гг. сменился следующим периодом в истории советского суда послевоенного периода 1953-1991 гг.
Читайте также: