Какой наиболее эффективный способ поиска встречных воздушных судов ночью

Обновлено: 16.05.2024


Тематика поиска подводных лодок (ПЛ) уже рассматривалась автором (противолодочником по образованию и воспитанию, имеющего опыт успешных контактов с иностранными ПЛ (ИПЛ)) в ряде статей, например:

Пассивное обнаружение

Главным тактическим свойством подводных лодок является скрытность, ранее – в первую очередь по шумности (первичному гидроакустическому полю – ПГАП). Неуклонная тенденция снижения шумности ПЛ в последнем поколении вывела их (на малошумных ходах) на уровень ПГАП, близкий к фоновым значениям для многих морей и океанов:


Составлено на основе данных публикаций крупного отечественного специалиста В. Н. Пархоменко

Видно, что максимум шумности ПЛ приходится на низкочастотные области спектра (которая, кроме того, является и наиболее информативным частотным диапазоном), для работы в котором требуется значительная апертура (размеры) антенны. Это стало одним из ключевых факторов широкого распространения и применения ГПБА (гибких протяженных буксируемых антенн).


Вместе с тем на низкочастотную область приходится и максимум фоновых помех. Это требует хорошей обработки для выделения полезного сигнала от цели на фоне помех.


Для открытых публикаций по тематике 90-х годов следует отметить значительное количество технических подробностей, как по самим новым ГАС, так и по результатам их испытаний.


Свою роль в этот момент сыграли и экологи, активно мониторившие районы противолодочных учений и публиковавшие (тогда) достаточно интересные материалы (включая спектры сигналов ГАС).


Многопозиционная, оптимально распределенная система обнаружения

Если кратко систематизировать этапы (поколения) развития авиационных гидроакустических средств, то получается следующая таблица:


Примечание: СА – спектральной анализ, ВИЗ – взрывной источник звука, ГЛУ – гидрологические условия, ЦУ – целеуказание, ОГАС – опускаемая гидроакустическая станция (вертолетов), КПДЦ – курс и параметры движения цели

В этой ситуации вероятность успешного уклонения нашей АПЛ после залпа резко снизилась.

Современные корабельные ГАС ВМС США:


При этом ключевым, прорывным решением в ВМС США стала взаимная интеграция корабельных (подкильной и буксируемой ГАС) и авиационных средств (буев, ОГАС, других средств) поиска, реализованная в корабельной комплексной противолодочной системе AN/SQQ-89 (первые образцы которых ВМС США получили еще в начале 80-х годов).

Крайне интересным является понижение рабочего диапазона подкильных ГАС ВМС США с 3,5 КГц до 1,5. Причины этого очевидны – обеспечение совместной работы с ОГАС вертолетов, ГПБА и буями.

Ключевым условием этого является обеспечение общих диапазонов рабочих частот ГАС.


Основными частотными диапазонами многопозиционной работы современных западных ГАС являются:

– 1–2 КГц (с обеспечением функционирования в нем практически всех новых ГАС),

– сотни Гц (буи авиации, в т. ч. LFA и ГПБА кораблей).

Исключительную роль в зарубежных многопозиционных системах освещения обстановки играют вертолеты с новыми опускаемыми низкочастотными (1–2 КГц) ГАС, обеспечивающими эффективную подсветку как для РГАБ, так и для ГАС кораблей.

Компактность как одно из условий формирования эффективной системы

Эффективность многопозиционной распределенной системы зависит в первую очередь от количества элементов (датчиков) и их оптимального распределения. При этом требования к отдельным элементам системы должны оптимизироваться на уровне не отдельного элемента, а всей поисковой системы.


Создание контейнерных модификаций БУГАС имеет на западе целью обеспечить при необходимости массовое оснащение кораблей и судов ими, как, например, БУГАС ATAS-M фирмы Atlas:


Безусловный интерес представляет новый облик таких крупногабаритных (ранее) средств, как буксируемые ГАС специализированных судов гидроакустической разведки. Новая БУГАС SURTASS-E стала весьма компактной и пригодной к размещению на многих судах. Наглядно с канала Штатский (@shtatsky_ru):

Офшорное судно HOS Red Rock, следующее под флагом США, вошло в акваторию Средиземного моря. Судно оснащено модульной контейнерной системой гидроакустической разведки SURTASS-E, предназначенной для поиска и слежения за подводными лодками.


Более того, развитие БУГАС поставляло вопрос о возможности оснащения ими катеров малого водоизмещения (в т. ч. безэкипажных – БЭК)!


Да, на этом пути далеко не все шло просто, можно вспомнить жесткие провалы разработки противолодочной модификации полупогруженного аппарата RMV (с БУГАС MFTA) и БЭК Draco (с НЧИ, ОГАС и легкой ГПБА), однако на сегодня технические проблемы рядом разработчиков уже решены.

Возникает логичный вопрос – а что у нас?



Лебедь, рак и щука отечественных средств поиска

Основной проблемой нашей надводной гидроакустики является отставание в идеологии – внедрение новых многопозиционных систем (что, по сути, просто сорвано). Одно из главных препятствий для этого – разнодиапазонность отечественных ГАС.


Очень крупный недостаток отечественных корабельных и авиационных ГАС – отсутствие современных низкочастотных вертолетных ОГАС и, соответственно, ограниченные возможности низкочастотной подсветки. На практике это означает существенное (более чем в десять раз) ограничение реальных дальностей обнаружения ПЛ в нашими ГАС в сравнении с зарубежными аналогами.


В результате имеем:


– многопозиционная работа БУГАС кораблей и ОГАС вертолетов (что стало одним из краеугольных камней новой системы противолодочной войны в ОВМС США и НАТО) невозможна (на физическом уровне);

Причем самое дикое в этой ситуации то, что отечественная гидроакустика имела и имеет очень достойный технический уровень. Да, технически где-то отстаем (особенно по части элементно-компонентной базы), но непринципиально и незначительно. И у нас нет никаких принципиальных проблем для того, чтобы наш флот имел современное и эффективное гидроакустическое вооружение.

Та катастрофическая ситуация которая реально имеет место быть в ВМФ по данному направлению, имеет сугубо организационные причины (в первую очередь действия и бездействие соответствующих должностных лиц). Главное – наша морская авиация и корабелы ехали в абсолютно разных, причем отстегнувшихся друг от друга, вагонах.

Неакустические и нетрадиционные средства поиска

В силу понятных причин автор не считает целесообразным подробно анализировать (публично) работы по этой тематике. Поэтому кратко и главное.

Первое. Это работает. И над этим трудятся, например, в Китае и США:


И что характерно, китайский рисунок – весьма грамотный, показывающий, что лазерному лучу совсем не обязательно для обнаружения ПЛ проникать на ее глубину – ибо на много меньшей глубине (куда лазерный луч вполне проникает) нарушения послойной стратификации (обусловленные движением ПЛ) вполне регистрируются.

Думается, что начнись что-то горячее, китайцы еще не раз и не два очень неприятно удивят ВМС США. При этом и само ВМС США прекрасно в курсе темы, и та же их якобы противоминная вертолетная лазерная система RAMICS имеет слишком явные признаки противолодочной (лазерный канал поиска, а суперкавитирующие снаряды пушки, кроме старых якорных мин, способны поражать и современные торпеды).


Начальник отдела перспективного проектирования ЦНИИ им. Крылова Андрей Васильев вспоминает заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирала Федора Новоселова:

На совещании он не дал слова начальнику института, рвавшемуся рассказать об экспериментах по обнаружению всплывшего следа подлодки с помощью РЛС. Уже много позже, в конце 1989 года я спросил его, почему он отмахивался от этого вопроса. Федор Иванович отвечал так: «Об этом эффекте я знаю, защититься от такого обнаружения невозможно, так зачем расстраивать наших подводников.

Ну и прогремевшее от генерал-лейтенанта Сокерина:


Боевая служба 1987 г. – период самого эффективного применения авиакомплекса. С палубы корабля было выполнено 757 самолето-вылетов и 1 569 вертолето-вылетов. впервые на боевой службе в Средиземном море успешно применялся нетрадиционный способ обнаружения подводной лодки с помощью навигационной станции корабля и радиолокационной станции вертолета Ка-27ПЛ. Это было очень перспективное направление противолодочной борьбы.

Здесь возникает логичный вопрос – а как же подводные лодки?

Выходит, что их обложили как волков флажками?

Да, флажками обложили плотно, но хоронить рано. Вопрос тематики скрытности ПЛ в условиях современной подводной войны будет рассмотрен отдельно в одной из ближайших статей (разумеется, с учетом всех соответствующих ограничений).

Гидрология – ключевой фактор поиска и требований к системе поиска и ее элементам

Зональная структура акустического поля (в большинстве условий), т. е. наличие зон освещения и тени, на физическом уровне исключает решение проблемы поиска ПЛ путем тупого наращивания мощности ограниченного числа ГАС.


Причем особенно острой проблемой для противолодочников является первая зона тени, ввиду того, что она близка и ПЛ, из нее могут стрелять скрытно даже старыми торпедами .


Образно говоря, зоны тени – это дырки в заборе противолодочной обороны, причем эти дырки нормально просчитываются на ПЛ и, соответственно, используются для уклонения и атаки.

Только система оптимально распределенных датчиков (с взаимным перекрытием зон тени зонами освещенности) и серверов может быть эффективной.


С учетом этого тематика эффективного учета факторов среды (распространения звука) становится одним из краегольных камней противолодочной войны. Увы, на Западе.

Автору приходилось сталкиваться с некоторыми просто великолепными работами по данной тематике (по тому, что есть у противника). Однако главным изумлением было то, в рамках чего они выполнялись – весьма известных тем, что на постоянном слуху заказчика (ВМФ и Минобороны). С одним небольшим нюансом: поняв, что данные, полученные в результате этой составной части большой работы, мягко говоря, ставят под большой вопрос декларируемые итоговые ее выводы (по которым активно шло освоение больших миллиардов бюджетных средств), неприятную информацию… просто убрали (зачем огорчать заказчика, его ж надо ублажать), и сколько-нибудь широкого распространения она не получила (хотя крайне важна тем, кто непосредственно решает задачи, особенно плавсоставу).

Да, у нас есть определенный задел и результаты. Пример – специализированное программное обеспечение ОНТОМАП (СПИИ РАН):



К сожалению, эта схема верна для Запада и весьма ограниченно – для нас. Например, одна из недавних концепций по тематике (для особо бдительных – не закрытая) в своем задании полностью потеряла вопросы потребителей – датчики и некие модели есть, научное любопытство может быть щедро вознаграждено, а вот как и куда девать полученный результат для практического применения – отсутствовало полностью (хотя здравое решение было очевидно (т. к. просто и эффективно) – проверка результата на последствиях применения буев на протяженных гидроакустических трассах).

У нас до сих пор реальные тактические расчеты делают по старым примитивным методикам (и хорошо еще, если тот же оператор БИУС неплохо подготовлен и может с помощью тетрадочки правильно откорректировать результаты БИУС). Новые средства, как правило, остаются на берегу. Более того, ряд начальников (обычно из ракетчиков) вообще не хотят вникать и понимать тематику среды распространения.


Интересный эпизод есть в воспоминаниях кап. 1-го ранга в отставке А. Солдатенкова:

Куроедов усомнился в расчётах вероятности обнаружения подводных лодок в решении комбрига (она показалась ему заниженной), а как раз именно я рассчитывал вероятность. Пришлось давать подробные пояснения о том, что при подвижном поиске конфигурация нижней границы зоны обнаружения подводной лодки подкильной гидроакустикой на вероятность обнаружения почти не влияет, и её можно рассчитывать как площадную. А при поиске кораблём на стопе (как в рассматриваемом для пр. 1124 случае) нижняя граница зоны обнаружения ОГАС имеет сложную концентрическую конфигурацию (в зависимости от гидрологии в районе поиска).
И при движении подводной лодки на глубинах, близких к нижней границе зоны обнаружения ОГАС, ПЛ то появляется в зоне, то выходит из неё, из-за чего вероятность приходится рассчитывать как объёмную, что и уменьшает расчётное значение. Владимир Иванович не стал делать умного лица и говорить, что он и так об этом знал. Он честно признался, что не подумал о сложной форме нижней границы зон обнаружения и утвердил расчёты.

Подчеркну, все это не мелочи, это то, что на Западе является одним из краеугольных камней противолодочной борьбы!

Подводим итоги

Итак, в чем суть проблем поиска ИПЛ в ВМФ РФ?

1. Отсутствие критически необходимых ГПБА на самой массовой серии новых отечественных ПЛ говорит о наличии серьезных системных проблем и с ГАК ПЛ вообще (при высоком их общем техническом уровне). С учетом специфики тематики широкий публичный разговор об этом исключен, но ситуация с ГПБА ясно намекает на то, что проблемы есть не только по ним.

2. Технически новые БУГАС НК у нас неплохи (хоть и несколько подустарели), но их очень мало (на Северном флоте всего два (на фрегатах пр. 22350), Тихоокеанском – 4, на корветах с крайне слабой ПВО), а главное – не обеспечена многопозиционная работа с авиацией.

3. Малогабаритных БУГАС в ВМФ просто нет. Работы, которые вела промышленность, брошены.

4. Низкочастотные ОГАС – аналогично.

7. Крайне низкий уровень взаимодействия и координации между моряками и летчиками.

8. Недооценка в ВМФ и МО роли и факторов среды. Здесь и организационные проблемы, и порой просто неадекватная (на уровне Плюшкина) копеечная экономия на некоторых крайне эффективных, но дешевых средствах поиска (в т. ч. неакустического).

А может ли у нас быть сделано по уму?

Безусловно, читаем Солдатенкова про лучший противолодочный корабль 2-го поколения (подробнее по МПК проекта 1124 – в одной из ближайших статей):

И реальные результаты работы, в т. ч. во взаимодействии с авиацией:

Еще раз процитирую:

…истинные надводники-противолодочники всегда понимали, что без взаимодействия с противолодочной авиацией они только носители долгодействующих средств обнаружения ПЛ, а вооружение годилось только для самообороны.

С учетом откровенно полуобморочного сегодня состояния Морской (противолодочной) авиации от старого матерого советского противолодочника – это звучит!

Что мешает сегодня думать, работать, проводить испытания так же как в 60-х?

Да, на сегодняшнем техническом уровне будут существенно другие технические решения, чем это было в 60-х годах для проекта 1124, но вопрос не в конкретных болтах и гайках, а в принципе – ставке на эффективное решение задач и решительную реализацию правильных и работающих идей и концепций!

Читайте также: