Какой из каналов для прохода морских судов является самым узким в мире

Обновлено: 25.05.2024

Судоходные каналы — это водные пути, специально построенные для обеспечения прохода судов. Их строят, чтобы соединить между собой моря, озера и реки. Такие каналы имеют жизненно важное значение, поскольку предлагают более короткие маршруты транспортировки, а также помогают регулировать водные перевозки внутри стран. Во всем мире существуют сотни транспортных каналов различной длины, ширины и глубины, что облегчает повседневное перемещение различных судов. Но эти 10 — самые грандиозные и знаменитые судоходные каналы в мире.

Великий канал, Китай

Великий канал в Китае является самым длинным и старейшим каналом в мире. Соединяя китайскую Желтую реку и реку Янцзы, он проходит через несколько провинций страны и соединяет между собой еще несколько рек. Его длина составляет 1776 км, а в горах провинции Шаньдун его наибольшая глубина достигает 42 метров. Соединяя север и юг Китая, канал вносит большой вклад в экономику страны, поскольку играет важную роль в перевозке грузов. Канал был построен еще в 468 году до нашей эры, и сегодня внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Суэцкий канал

Суэцкий канал протяженностью 160 км был открыт в 1869 году. Расположен он в Египте. Соединяя Средиземное море с Суэцким заливом, канал является чрезвычайно важным в мировом морском секторе, поскольку это один из наиболее активно используемых морских путей в мире. Он отделяет Азию от африканского континента и обеспечивает кратчайший морской путь между Европой и регионами, которые граничат с Индийским океаном и западной частью Тихого океана.

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Панамский канал

Панамский канал, один из важнейших в западном регионе, обеспечивает связь между Тихим и Атлантическим океанами через Панамский перешеек — узкую полосу, отделяющую Карибское море от Тихого океана. Поскольку океаны, которые соединяет канал, находятся на разных уровнях, с обеих сторон канала используются шлюзовые затворы, чтобы поднять судно на более высокий уровень или опустить его ниже. Канал был открыт в 1914 году. С его помощью суда, проходящие между восточным и западным побережьем США, сокращают свой путь на 15 тысяч километров. Водным путем длиной 82 км в основном пользуются лайнеры торгового маршрута Восточное побережье США — Азия. В 2017 году каналом воспользовались в общей сложности 13548 судов.

Панамский канал

Панамский канал

Панамский канал

Коринфский канал

Соединяя Коринфский залив Ионического моря и залив Сароникос Эгейского моря, канал проходит через узкий Коринфский перешеек и отделяет Пелопоннес от материковой Греции. Его длина составляет 6,4 километра, а глубина — 8 метров. Он считается самым глубоким каналом в мире. Канал помогает морякам избежать опасностей плавания вокруг коварных южных мысов Пелопоннеса при движении между заливами Сароникос и Коринфским. Хотя его экономическое значение уменьшилось из-за неспособности пропускать современные суда, канал все же обслуживает около 15000 судов из 50 стран.

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал, еще называемый Беломорским каналом, является важным водным путем, который проходит от Белого моря на севере России до Балтийского моря. Построенный в 1933 году, судоходный канал проходит через множество водоемов. Прежде, чем выйти в Балтийское море, он проходит через Северный Ледовитый океан и Онежское озеро. Длина канала составляет 227 километров, но по нему могут проходить только небольшие суда.

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Канал Рейн-Майн-Дунай

Канал Рейн-Майн-Дунай

Канал Рейн-Майн-Дунай

Канал Рейн-Майн-Дунай

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал связывает российские реки Волга и Дон, обеспечивая важный водный проход через Азовское и Каспийское моря к основным океанским сетям. Первоначальные строительные работы были начаты еще в XVI веке. Это было важное соединение восточноевропейских судоходных сетей с западными. Но открыт канал протяженностью 101 км был в 1952 году. Он проходит через три водохранилища — Карповку, Береславку и Варваровку. Канал имеет девять однокамерных шлюзов на склоне Волги для подъема судов и четыре шлюза на Донском склоне для опускания судов.

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Кильский канал (до 1948 года — Канал кайзера Вильгельма)

Соединяя Балтийское и Северное моря, Кильский канал проходит через немецкую провинцию Шлезвиг-Гольштейн. Открытый в 1895 году, Кильский канал длиной 98 км позволяет судам сокращать более длинный маршрут, проходящий через Данию (полуостров Ютландия), который считается довольно нестабильным. С помощью этого искусственного водного пути суда, идущие на восток через Северное море, заходят в канал в Брунсбюттеле и завершают путешествие в Хольтенау, чтобы войти в Балтийское море. О строительстве канала задумывались еще в 1700-х годах, но работы начались только в конце 1887 года. Понадобилось восемь лет, чтобы завершить его.

Кильский канал

Кильский канал

Кильский канал

Хьюстонский судоходный канал

Он обеспечивает связь между Хьюстоном (штат Техас) и Мексиканским заливом. Это жизненно важный водный путь в Соединенных Штатах. Канал был открыт в 1914 году и превратил Техас в один из самых оживленных морских портов США. Хьюстонский канал оборудован несколькими терминалами и местами для стоянки судов. Он был расширен и углублен для обеспечения его дальнейшей жизнеспособности.

Хьюстонский судоходный канал

Хьюстонский судоходный канал

Хьюстонский судоходный канал

Канал Дунай — Черное море

Канал Дунай — Черное море — еще один важный судоходный путь в западноевропейском регионе, который не только соединяет Дунай с Черным морем. По нему можно попасть из Черного моря в Северное, воспользовавшись каналом Дунай-Майн-Рейн. Канал Дунай — Черное море позволяет судам обходить сложную область дельты Дуная, обеспечивая непрерывность морских операций в регионе. Главная ветвь канала длиной 64,4 км была построена в период между 1976 и 1984 годами, а северная ветвь длиной 31,2 км была построена между 1983 и 1987 годами.

Кто-то называет его скоростной водной трассой, кто-то восьмым чудом света, кто-то мостом между востоком и западом. Еще его называют артерией, невероятным мегасооружением, бутылочным горлышком, памятником упорству и героизму, а так же водным коридором. Он считается одной из самых великих и сложных построек за всю историю существования человечества, и называется не иначе как Панамский канал.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

Этот судоходный шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Карибское море, Атлантический и Тихий океаны, оказал гигантское влияние на развитие судоходства и экономики на всей Земле в целом. Благодаря Панамскому каналу на целых 13 000 километров сократился морской путь для судов из крупнейшего мегаполиса Нью-Йорка до города Сан-Франциско. По своей сути Панамский канал представляет собой выдолбленный в земле морской путь для прохода грузовых и пассажирских судов. Расположен он в одном из самых узких мест Южной Америки. На строительство канала, в конце 19 столетия была потрачена баснословная сумма, около 300 миллионов долларов.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

Система функционирования и технические особенности канала

Длина канала составляет 81 километр и 600 метров, минимальная ширина канала ограничена шириной шлюзовых камер 33,5 метра, а глубина глубина — 12 метров. Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для кораблей: длина — 294,1 метр, ширина — 32,3 метра, осадка — 12 метров в пресной тропической воде, высота — 57,91 метров, размер от ватерлинии до самого высокой точки судна. В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 метра, при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Панамский канал является каналом с двусторонним движением

Шлюзы работают по следующему принципу: ворота открываются, и корабль, буксируемый тяжелым локомотивом, входит в первый шлюз. После этого ворота закрываются, а шлюз наполняется или опорожняется (в зависимости от назначения данного шлюза) через клапаны.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Система шлюзов панамского канала

Когда уровень в одном шлюзе равен следующему шлюзовые ворота открываются и судно продолжает буксировку. Панамский канал cам генерирует энергию, под воздействием которой открываются или закрываются ворота и заполняются шлюзы.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии К проходу по Панамскому каналу допускаются корабли не шире 32,3 метров

У мини поездов (локомоторы) есть рация, которая принимает сигналы от штурмана корабля, но не передает ничего на судно.

Мини поездов (локомоторы) помогают судну держаться в центре шлюза и не касаться стенок

Всего на Панамском канале три шлюза: Gatun — на стороне Атлантического океана, Педро Мигель и Мирафлорес на стороне Тихого океана.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

Корабль проходит по панамскому каналу в среднем за 8 часов и поднимается на 26 метров над уровнем моря. Минимальное время прохода по Панамскому каналу 4 часа 10 минут.

Максимальная пропускная способность — 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн. тонн груза.

Панамский канал пропускает 48 судов в сутки

Канал пропускает через себя cамые разные суда — от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал стандартом в судостроении, получив название Panamax.

Сколько стоит большое плавание?

Количество судов, желающих проплыть по панамскому каналу невероятно велико. Иногда судна ждут своей очереди неделями. Конечно же, за такую роскошь, как переход из одного океана в другой всего за 8 часов, приходится хорошенько платить. Для каждого судна, в зависимости от его размеров и веса, установлена специальная цена. Каждый корабль платит за проход по панамскому каналу. Cтоимость прохода для небольшой яхты около 800 долларов США и для самого большого корабля это примерно 500 000 долларов США.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

Кроме этого, есть люди, для которых важна каждая секунда и они не могу ждать: для них существуют специальные аукционы. Тот, кто заплатит наибольшую сумму, сможет, минуя очередь, пройти по каналу. Например однажды перед входом в Панамский канал выстроились 90 судов. Состоялся аукцион, на котором победил танкер под названием Erikoussa, он не пожалел заплатить за внеочередной проход по Панамскому каналу 220 400 долларов США, вместо законных 13 400 долларов.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

Что касается cбора денег за проход судов, то его осуществляет государственное учреждение — Администрация Панамского Канала.

Миллионеры Панамского канала

Судно по панамскому каналу проводят специальные штурманы, это очень почетная и высокооплачиваемая в Панаме работа. В зависимости от типа судна количество штурманов варьируется от одного до трёх. Панамские штурманы — это местная элита, они могут зарабатывать до 24 000 долларов в месяц, в то время как минимальная заработная плата в Панаме 450 долларов США. Так же при Панамском канале работают cвоего рода матросы, функция которых установить связь между локомотором и судном. Они подплывают на лодках с веревкой, берут один конец веревки, который тянется с судна и соединяют его с локомотором.

Модернизация канала

Миновали 100 лет и современные суда стали очень большими для Панамского канала. Cудно, которое не вмещается в шлюзы канала шириной 33,5 метров называется Post-Panamax. Это значит, что оно слишком большое для прохода по водному пути. Процесс модернизации канала уже начался. Сегодня cудна размером Post-Panamax обходят канал, Панама теряет миллионы долларов. Проект расширения канала заключается в строительстве по обеим сторонам новой шлюзовой системы и расширение старых шлюзов, способных вмещать суда размером Post-Panamax. Новый навигационный канал длиной 6 километров соединит Тихоокеанский шлюз с каналом Gaillard Cut.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Живописный вид на Панамский канал

Драматическая история

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Испанские рабочие на строительстве Панамского канала (снимок сделан раньше 1900 года)

В 1904 году за дело взялись американцы. У них были новые меры предосторожности и новый план строительства. Французы хотели построить канал на уровне моря, а американцы же отдали предпочтение шлюзовой системе, которая поднимает и опускает проходящие по каналу корабли в соответствии с ландшафтом.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Строители канала прошли 6 больших геологических разломов и 5 центров вулканической активности

Вспоминая о неудачной первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров целую армию, возглавляемую — 1500 человек. О масштабах этой операции красноречиво говорят следующие данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов болот, вырыть 250 тысяч футов (76,2 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (609,6 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (567,8 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения. Это принесло свои плоды: желтая лихорадка исчезла, случаи малярии сократились, и главная проблема была устранена.

Кратчайшие морские пути — Панамский канал

На фотографии Крупные глыбы вывозили с помощью тележек, а глину и мелкий щебень смывали водой

Чтобы осуществить строительство канала понадобилось 10 лет тяжелого труда. Они рыли каналы, бурили скалы, взрывали холмы, и перестраивали железную дорогу, чтобы вывозить землю. Но на этот раз для рабочих были созданы более безопасные условия и все же даже на этой стройке погибли еще 5 тысяч человек. Спустя 10 лет проект был завершен с опозданием на два года. Это были мощные шлюзы и каналы, которых еще не видел мир. Панамский канал назвали величайшим инженерным подвигом в истории человечества.

Несколько любопытных фактов о Панамском канале

1. Канал работал непрерывно 95 лет со дня официального открытия, первый раз он приостановил свою работу в декабре 2010 из-за сильных ливней.

2. Перед началом строительства канала было использовано около 2 млн. галлонов керосина для распыления по болотам в районе будущей стройки, с целью уничтожения комаров Aedes aegypti (на англ.) и малярийных комаров — переносчиков жёлтой лихорадки и малярии, соответственно.

3. Для торжественного слияния вод Тихого и Атлантического океанов было заложено 20 тонн динамита. Взрыв осуществлялся нажатием кнопки, находящейся в Белом доме. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому, послушно выполнил волю президента.

4. Изначально США планировали построить канал не через Панаму, а через Никарагуа, но извержение вулкана помешало им осуществить эту идею.

5. Известно, что широкая поддержка Советским Союзом сандинистского правительства Никарагуа осуществлялась с намерением осуществить постройку межокеанского канала, контролируемого СССР.

Судоходные каналы — это водные пути, специально построенные для обеспечения прохода судов. Их строят, чтобы соединить между собой моря, озера и реки. Такие каналы имеют жизненно важное значение, поскольку предлагают более короткие маршруты транспортировки, а также помогают регулировать водные перевозки внутри стран. Во всем мире существуют сотни транспортных каналов различной длины, ширины и глубины, что облегчает повседневное перемещение различных судов. Но эти 10 — самые грандиозные и знаменитые судоходные каналы в мире.

Великий канал, Китай

Великий канал в Китае является самым длинным и старейшим каналом в мире. Соединяя китайскую Желтую реку и реку Янцзы, он проходит через несколько провинций страны и соединяет между собой еще несколько рек. Его длина составляет 1776 км, а в горах провинции Шаньдун его наибольшая глубина достигает 42 метров. Соединяя север и юг Китая, канал вносит большой вклад в экономику страны, поскольку играет важную роль в перевозке грузов. Канал был построен еще в 468 году до нашей эры, и сегодня внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Судоходные каналы

Великий канал

Великий канал

Судоходные каналы: Суэцкий канал

Суэцкий канал протяженностью 160 км был открыт в 1869 году. Расположен он в Египте. Соединяя Средиземное море с Суэцким заливом, канал является чрезвычайно важным в мировом морском секторе, поскольку это один из наиболее активно используемых морских путей в мире. Он отделяет Азию от африканского континента и обеспечивает кратчайший морской путь между Европой и регионами, которые граничат с Индийским океаном и западной частью Тихого океана.

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Суэцкий канал

Фото: 12019 / pixabay (Pixabay License)

Панамский канал

Панамский канал, один из важнейших в западном регионе, обеспечивает связь между Тихим и Атлантическим океанами через Панамский перешеек — узкую полосу, отделяющую Карибское море от Тихого океана. Поскольку океаны, которые соединяет канал, находятся на разных уровнях, с обеих сторон канала используются шлюзовые затворы, чтобы поднять судно на более высокий уровень или опустить его ниже. Канал был открыт в 1914 году. С его помощью суда, проходящие между восточным и западным побережьем США, сокращают свой путь на 15 тысяч километров. Водным путем длиной 82 км в основном пользуются лайнеры торгового маршрута Восточное побережье США — Азия. В 2017 году каналом воспользовались в общей сложности 13548 судов.

Панамский канал

Панамский канал

Панамский канал

Судоходные каналы: Коринфский канал

Соединяя Коринфский залив Ионического моря и залив Сароникос Эгейского моря, канал проходит через узкий Коринфский перешеек и отделяет Пелопоннес от материковой Греции. Его длина составляет 6,4 километра, а глубина — 8 метров. Он считается самым глубоким каналом в мире. Канал помогает морякам избежать опасностей плавания вокруг коварных южных мысов Пелопоннеса при движении между заливами Сароникос и Коринфским. Хотя его экономическое значение уменьшилось из-за неспособности пропускать современные суда, канал все же обслуживает около 15000 судов из 50 стран.

Коринфский канал

Коринфский канал

Коринфский канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал, еще называемый Беломорским каналом, является важным водным путем, который проходит от Белого моря на севере России до Балтийского моря. Построенный в 1933 году, судоходный канал проходит через множество водоемов. Прежде, чем выйти в Балтийское море, он проходит через Северный Ледовитый океан и Онежское озеро. Длина канала составляет 227 километров, но по нему могут проходить только небольшие суда.

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Беломорско-Балтийский морской канал

Судоходные каналы: Канал Рейн-Майн-Дунай

Канал Рейн-Майн-Дунай

Канал Рейн-Майн-Дунай

Фото: diema / pixabay (Pixabay License)

Канал Рейн-Майн-Дунай

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал связывает российские реки Волга и Дон, обеспечивая важный водный проход через Азовское и Каспийское моря к основным океанским сетям. Первоначальные строительные работы были начаты еще в XVI веке. Это было важное соединение восточноевропейских судоходных сетей с западными. Но открыт канал протяженностью 101 км был в 1952 году. Он проходит через три водохранилища — Карповку, Береславку и Варваровку. Канал имеет девять однокамерных шлюзов на склоне Волги для подъема судов и четыре шлюза на Донском склоне для опускания судов.

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Судоходные каналы: Кильский канал (до 1948 года — Канал кайзера Вильгельма)

Соединяя Балтийское и Северное моря, Кильский канал проходит через немецкую провинцию Шлезвиг-Гольштейн. Открытый в 1895 году, Кильский канал длиной 98 км позволяет судам сокращать более длинный маршрут, проходящий через Данию (полуостров Ютландия), который считается довольно нестабильным. С помощью этого искусственного водного пути суда, идущие на восток через Северное море, заходят в канал в Брунсбюттеле и завершают путешествие в Хольтенау, чтобы войти в Балтийское море. О строительстве канала задумывались еще в 1700-х годах, но работы начались только в конце 1887 года. Понадобилось восемь лет, чтобы завершить его.

Судоходные каналы: Хьюстонский судоходный канал (Houston Ship Channel)

Он обеспечивает связь между Хьюстоном (штат Техас) и Мексиканским заливом. Это жизненно важный водный путь в Соединенных Штатах. Канал был открыт в 1914 году и превратил Техас в один из самых оживленных морских портов США. Хьюстонский канал оборудован несколькими терминалами и местами для стоянки судов. Он был расширен и углублен для обеспечения его дальнейшей жизнеспособности.

Где находится Хьюстонский судоходный канал

Хьюстонский судоходный канал. Фото: skeeze / pixabay (Pixabay License) Хьюстонский судоходный канал. Фото: RickmersCorpCom, from Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0) Хьюстонский судоходный канал. Фото: United States Coast Guard, PA2 James Dillard, via Wikimedia Commons (Public domain)

Судоходные каналы: Канал Дунай — Черное море (Canalul Dunăre-Marea Neagră)

Канал Дунай — Черное море — еще один важный судоходный путь в западноевропейском регионе, который не только соединяет Дунай с Черным морем. По этому крупному западноевропейскому судоходному пути можно попасть из Черного моря в Северное, воспользовавшись каналом Дунай-Майн-Рейн. Канал Дунай — Черное море позволяет судам обходить сложную область дельты Дуная, обеспечивая непрерывность морских операций в регионе. Главная ветвь канала длиной 64,4 км была построена в период между 1976 и 1984 годами, а северная ветвь длиной 31,2 км была построена между 1983 и 1987 годами.

Где находится канал Дунай — Черное море

Канал Дунай — Черное море. Фото: Brian Lowe, via Wikimedia Commons (CC BY 2.0) Канал Дунай — Черное море. Фото: jeffwarder, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0) Канал Дунай — Черное море. Фото: Predavatel, from Wikimedia Commons (Public domain)

При путешествиях между материками водный транспорт просто незаменим. Но и при наличии альтернативы он остаётся самым экономичным способом перемещения грузов.

К сожалению, вода прокладывает свои дороги там, где угодно природе, а не человеку. Это удлиняет пути, порой существенно.

10. Среднегерманский канал (Германия)


Сложный комплекс гидротехнических сооружений, строительство которого началось после окончания II Мировой войны, состоит из множества шлюзов, дамб и отдельных каналов, связывающих притоки больших водных артерий.

Пересекая практически всю Германию, Среднегерманский канал обеспечивает транспортную связность практически всей Европы от Атлантики до Чёрного моря.

Длиннейший из каналов Германии — длина 326 км — канал проходит по живописным местам и является популярным маршрутом водных экскурсий.

9. Хьюстонский судоходный канал (США)


Исторически это был всего лишь один из рукавов реки Буффало-бай, впадающей в Мексиканский залив.

В начале XIX века предприниматели Август и Джон Аллены дальновидно предположили, что земли вдоль реки могут быть удобны для строительства поселений и скупили побережья реки.

Постепенно вдоль Буффало-бай вырос оживлённый город, быстро ставший центром торговли и промышленности. И встала проблема: океанские корабли могли парковаться в Мексиканском заливе — но промышленные предприятия и торговые терминалы было бы желательно выстроить вдоль уже разросшегося города.

8. Кильский канал (Германия)

В 1887 году правительство кайзера Вильгельма II вполне практично и быстро принялось за сооружение судоходного канала, призванного соединить бассейны Балтийского и Северного морей. Ранее эту функцию выполнял Айдер-канал длиной (вместе с руслом реки Айдер) 175 км.

Кильский канал, открытый в 1895 году, обеспечивал более короткий путь — всего 98 км. Более того, его параметры обеспечивали проводку тяжёлых морских судов, что было незаменимо для растущего военно-морского флота Германии.

С обеих сторон канал оканчивается системой шлюзов, позволяющих независимую проводку судов малого и большого тоннажа, что увеличивает пропускную способность комплекса.

7. Волго-Донской канал (Россия)


Ещё в XVI веке турецкий султан Селим II предпринял попытку в военных целях прорыть канал между двумя великими реками. Попытка не удалась, на тот момент турки не располагали ни временем, ни техническими возможностями для такого мероприятия.

Великий реформатор Пётр I также осознавал важность прямого водного пути для военного дела. По его указу строительство даже было начато, но Северные войны не дали возможности его даже развить.

Лишь в конце 40-х годов XX века удалось разработать осуществимые проекты Волго-Донского канала и начать их реализацию. Открытый в 1962 году гидротехнический комплекс соединяет бассейны Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)


Карл Великий (VIII век н.э.) в 793 году начал сооружение того, что спустя 1200 лет (в 1992 году) обеспечило речное судоходство от берегов Атлантики до Чёрного моря — обеспечивая также выход к Северному морю.

Карл Великий начал со строительства относительно небольшого Каролингского канала, который соединял притоки Дуная и Майна.

В XIX веке был построен Людвигов канал, но он оказался практически несудоходен, а во время II Мировой войны оказался практически разрушен.

Тем не менее, в 1960 году было начато строительство канала по пути, предложенному Карлом Великим, но исполненного по современным нормам судоходства.

Открытый в 992 году, канал Рейн-Майн-Дунай содержит 16 шлюзов и признан культурно-исторической ценностью.

5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)


  • Длина: 227 км
  • Соединяет:Белое море (Арктика) и Онежское озеро (Балтика)

Упоминания о водном пути между Беломорьем и Балтикой встречались в источниках начиная с XV века. Пётр I очень интересовался идеей обустройства канала между этими бассейнами, но вплотную приступить к разработке проекта смогли только в XIX веке.

Советское правительство воспользовалось уже готовыми — но не реализованными — царскими проектами и решилось воплотить их в жизнь.

4. Коринфский канал (Греция)


Ещё в VII веке до нашей эры греки пытались обеспечить проход из моря Эгейского в Ионическое. Коринфский перешеек, соединяющий центральную часть Греции с полуостровом Пелопоннес, в самом узком месте имеет поперечник всего 6 км.

Но что-то всё время препятствовало затее. Даже Нерону в I веке н.э. пришлось бросить уже начатые работы, потому что в Риме против него созрело восстание и пришлось срочно возвращаться на родину.

Но после открытия в 1869 году Суэцкого канала вопрос транспортной эффективности встал как никогда остро, и греческое правительство настояло на завершении канала.

В 1893 году путь был открыт и сразу позволил сократить трансгреческий транзит на 400 км.

Сейчас Эгейское и Ионическое моря в Греции соединяет Коринфский канал длиной 6 км и глубиной 8 м. Ширина в 25 м позволяет пропускать почти все морские суда среднего класса.

3. Панамский канал (Панама)


Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.

В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.

В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.

2. Суэцкий канал (Египет-Африка)


  • Длина: 160 км
  • Соединяет: Средиземное море и Красное море

Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.

Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.

Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.

1. Великий канал (Китай)


Поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений соединяет водные артерии западные, северные и юго-восточные провинции Китая.

На протяжении 24 столетий кропотливо прорывались каналы, возводились дамбы и шлюзы, которые в результате создали систему водных путей, опутавшую почти весь Китай.

Длина основного русла составляет 1782 км, но с ответвлениями общая протяжённость системы составляет 2470 км. Перепады уровней соединяемых рек компенсируются 21 шлюзом. Небольшая (всего от 2 до 3 метров) глубина, тем не менее, вполне достаточна для речного судоходства.

С развитием сети железных дорог экономическое значение Великого канала несколько снизилось. Но он остаётся грандиозным историческим памятником, а также имеет ценность для туризма.

Читайте также: